Научная статья на тему 'Муниципально-правовое регулирование инвестиционной деятельности'

Муниципально-правовое регулирование инвестиционной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2238
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО / MUNICIPAL LAW / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL AUTHORITIES / ИНВЕСТОР / INVESTOR / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUNICIPAL INVESTMENT ACTIVITIES / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / MUNICIPAL PROPERTY / ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ / LEGAL GUARANTIES / КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / CONCESSION AGREEMENT / МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PRIVATE-PUBLIC PARTNERSHIP WITH LOCAL AUTHORITIES / ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ИНВЕСТИЦИЙ / LEGAL PROTECTION OF INVESTMENTS / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПАСПОРТ / PASSPORT OF CAPITAL INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самсонов Алексей Игоревич

В статье раскрываются особенности нормативного правового воздействия органов местного самоуправления на инвестиционную деятельность, включая предоставление гарантий инвесторам, дополняющих федеральную регламентацию мер по привлечению инвесторов к решению вопросов местного значения. Юридически обосновываются современные формы и методы муниципальной инвестиционной деятельности, предлагается концепция типового муниципальноправового акта по вопросам инвестиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самсонов Алексей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Municipal legal regulation of the investment activities

This article describes the specific of local authorities’ regulatory activity influence on investment activities, including the meaning of providing guaranties for investors, which are additional to the federal regulating measures aimed at raising investments for clinching the matters of local significance. Legal arguments for modem forms and methods of municipal investment activities are provided in this article. Also the conception of standard municipal regulatory act focused on investment activities is presented in this article.

Текст научной работы на тему «Муниципально-правовое регулирование инвестиционной деятельности»

УДК 342.5 ББК 67.400.6

МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АЛЕКСЕЙ ИГОРЕВИЧ САМСОНОВ,

соискатель сектора теории конституционного права Института государства и права РАН

E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право Рецензент: доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации И.Н. Глебов

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье раскрываются особенности нормативного правового воздействия органов местного самоуправления на инвестиционную деятельность, включая предоставление гарантий инвесторам, дополняющих федеральную регламентацию мер по привлечению инвесторов к решению вопросов местного значения. Юридически обосновываются современные формы и методы муниципальной инвестиционной деятельности, предлагается концепция типового муниципально-правового акта по вопросам инвестиционной деятельности.

Ключевые слова: муниципальное право, органы местного самоуправления, инвестор, муниципальная инвестиционная деятельность, муниципальная собственность, правовые гарантии, концессионные соглашения, муниципально-частное партнерство, правовая защита инвестиций, инвестиционный паспорт.

Annotation. This article describes the specific of local authorities' regulatory activity influence on investment activities, including the meaning of providing guaranties for investors, which are additional to the federal regulating measures aimed at raising investments for clinching the matters of local significance. Legal arguments for modern forms and methods of municipal investment activities are provided in this article. Also the conception of standard municipal regulatory act focused on investment activities is presented in this article.

Keywords: municipal law, local authorities, investor, municipal investment activities, legal guaranties, municipal property, concession agreement, private-public partnership with local authorities, legal protection of investments, passport of capital investments.

Материальную основу местного самоуправления в России определяет состояние финансов, без которых невозможно решение ни одного из вопросов местного значения. Проблема здесь в том, что 98% муниципалитетов в России являются дотационными1. Такое положение сложилось, прежде всего, потому, что собственные источники пополнения местных бюджетов в виде налогов на землю и недвижимое имущество физических лиц не покрывают и десятой части потребностей местного самоуправления. По этой причине развивается в должной мере и местная экономика. Созданные органами местного самоуправления муниципальные унитарные предприятия, как правило, убыточны. В минувшее десятилетие наметилась тенденция сокращения дохо-

дов местных бюджетов в процентах к ВВП страны, если в 1997 г. этот показатель составлял 10,9%, то в 2011 г. он упал до 5,1%, а в 2014 г. — 4,9%2. Не снимают остроту этой проблемы и вливания из вышестоящих бюджетов. Можно сказать, что недостаточное финансирование местного самоуправления стало хроническим.

В такой ситуации вполне естественным является поиск новых юридических возможностей финансирования муниципальных систем. Конституционно-правовой статус органов местного самоуправления предполагает, что при решении этой задачи они должны руководствоваться федеральным законодательством, которое, однако, не в полной мере способно учесть мест-

ные особенности во всем их многообразии по стране.

Истоки современного федерального инвестиционного законодательства восходят к советскому периоду, когда появились Основы законодательства Союза ССР об инвестиционной деятельности, принятые Верховным Советом СССР 10 декабря 1990 г.3, а также в Закон РСФСР от 25 июня 1991 г. № 1588-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»4.

Очередной вехой для развития местных инвестиций стал Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»5 (далее — Федеральный закон № 39-Ф3). Тем не менее, этот закон не добавил определенности в научное понимание понятий «инвестиции» и «инвестиционная деятельность» применительно к муниципальному праву. Так, Н.В. Постовой под инвестициями понимает совокупность регулируемых нормами права отношений, складывающихся по поводу привлечения денежных средств, получения кредитов, выпуска муниципальных займов для развития и укрепления муниципальной собственности6. Т.А. Серебрякова считает, что инвестиции представляют собой имущество, в отношении которого государством установлены гарантии, привилегии и иммунитеты, следующие из механизма государственной защиты инвестора, переданное (передаваемое) государством физическим и юридическим лицам, гражданам, организациям, иностранным государствам с целью извлечения прибыли, достижения иного эффекта, признаваемого социально полезным7.

Данное определение представляется более точным по сравнению с определением, сформулированным Н.В. Постовым. В нем обоснованно выделяется материальный признак инвестиций. При этом позиция Т.А. Серебряковой соответствует по своей сути понятию «инвестиции», закрепленному в законодательстве. Так, в Федеральном законе № 39-Ф3 инвестиции характеризуются как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения

иного полезного эффекта. Исходя из законодательного определения понятия «инвестиция», следует раскрывать суть инвестиционной деятельности. В названном Федеральном законе установлено, что инвестиционная деятельность — это вложение и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Таким образом, выделяются такие отличительные признаки инвестиционной деятельности как вложение и практическое использование инвестиций в создании имущества, а также ее цели, а именно получения прибыли или социально полезного эффекта.

Особенностями осуществления местного самоуправления диктуется потребность корректировки характеристики инвестиционной деятельности, в которой участвуют муниципальные органы. Основной целью такой деятельности на муниципальном уровне является привлечение органами местного самоуправления финансовых средств частных инвесторов для решения вопросов местного значения. В этом случае инвестиционная деятельность направлена на достижение социально полезного эффекта, а получение инвестором прибыли не гарантируется. Что, естественно, не может привлечь инвесторов. Кроме того, инвестиционная деятельность на муниципальном уровне ограничена территориально. Ее участниками в обязательном порядке являются органы местного самоуправления, которые, несмотря на наличие властных полномочий, административного ресурса, строят свои отношения с инвесторами на договорной основе.

Наличие таких особенностей позволяет выделить самостоятельное правовое понятие — муниципальную инвестиционную деятельность, по нашему мнению, — это целенаправленная деятельность органов местного самоуправления по привлечению финансовых средств инвесторов для создания экономической основы решения вопросов местного значения. Эта деятельность включает в себя нормативное правовое регулирование, разработку инвестиционного проекта, проведение публичных слушаний и конкурсных процедур для определения инвестора, заключение договора с ним и последующий контроль исполнения договорных обязательств.

В соответствии с Федеральным законом № 39-ФЗ органы местного самоуправления самостоятель-

но определяют направления и объемы капитальных вложений, реализуют право владения, пользования и распоряжения объектами капитальных вложений и результатами осуществленных вложений. Им дано право объединять собственные и привлеченные средства в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством. Органы местного самоуправления вправе также контролировать использование средств, направляемых на капитальные вложения. Установлено также право органов местного самоуправления осуществлять взаимодействие в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений наравне с органами государственной власти. Однако формы и условия такого взаимодействия не раскрыты.

В Федеральном законе № 39-Ф3 на органы местного самоуправления возложена обязанность проверять инвестиционные проекты на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения бюджетных средств. Порядок таких проверок определяется соответствующими муниципальными правовыми актами. Подлежит проверке и сметная стоимость инвестиционных проектов, финансируемых из местных бюджетов на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения бюджетных средств. Закон также предусматривает возможность установления субъектами инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов, защиту интересов инвесторов, предоставления им льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения. Такими мерами обеспечивается создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Законом предусмотрена возможность прямого участия органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности путем разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными об-

разованиями, проведения экспертиз таких проектов, выпуска муниципальных займов, а также вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления вправе на конкурсной основе предоставлять муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов. Во исполнение ст. 20 Федерального закона № 39-ФЗ они обязаны предоставлять субъектам инвестиционной деятельности муниципальные гарантии в виде обеспечения равных и стабильных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, а также обеспечивать гласность в обсуждении инвестиционных проектов.

Полномочия в сфере инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложении, главным образом реализуются в сфере недвижимости. Данная деятельность осуществляется на основе требований, закрепленных в Градостроительном кодексе России и принимаемых в соответствии с ними документах территориального планирования. Кодексом регулируется деятельность по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов капитального строительства местного значения. В соответствии с ч. 7 ст. 26 названного Кодекса, перечень таких объектов содержится в муниципальных программах, реализуемых за счет средств местных бюджетов. В 2014 году в Градостроительный кодекс были внесены изменения, расширяющие сферу инвестиционной деятельности органов местного самоуправления за счет отнесения к статьям, регулирующим порядок планирования территории поселения и городского округа, статей, регулирующих порядок строительства жилья экономического класса и порядок освоения территории в целях строительства жилья экономического класса (ст. 46.5, 46.6, 46.7, 48.8). В кодексе появилась также новая глава «Освоение территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов», а также появились предписания Правительству России по утверждению исчерпывающего перечня процедур в сферах строительства. При этом допускаются процедуры, предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами. Такие меры позволяют упорядочить отношения между органами публич-

ной власти и субъектами инвестиционной деятельности в строительстве.

Финансовые вопросы обеспечения указанной инвестиционной деятельности со стороны органов местного самоуправления регулируются Бюджетным кодексом, согласно его ст. 69 они вправе предоставлять бюджетные инвестиции юридическим лицам, которые не являются муниципальными унитарными учреждениями. При этом ст. 69.1 предусмотрено выделение бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности. Таким образом, муниципальная инвестиционная деятельность проявляется, в том, что объекты капитального строительства, появившиеся в результате такой деятельности, полностью, либо в части, построенной за счет средств местных бюджетов, приобретают статус муниципальной собственности. Этот вывод обусловлен названными положениями Бюджетного кодекса, а также его ст. 78.2 и 79, в которых предусмотрена возможность выделения инвестиций из местных бюджетов на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности. Такие объекты, как указано в статье 79 Бюджетного кодекса, закрепляются на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями либо включаются в состав муниципальной казны. Подобным образом решается судьба приобретенных объектов недвижимого имущества. Правом принимать решения по этим вопросам наделены местные администрации.

Самостоятельное направление муниципальной инвестиционной деятельности стало оформляться после принятия 21 июля 2005 г. Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»8 (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ). Значимость этого закона для местного самоуправления проявляется в том, что муниципальные органы путем привлечения инвестиций на условиях концессионных соглашений и обеспечения их реализации укрепляют материальную, имущественную основу деятельности по решению вопросов местного значения.

Согласно Федеральному закону № 115-ФЗ объектами концессионных соглашений являются автомобильные дороги, защитные дорожные со-

оружения, производственные объекты, объекты дорожного сервиса, электротехнические сооружения, объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии, системы коммунальной инфраструктуры. На основе концессионных соглашений могут возводиться объекты социального обслуживания, здравоохранения, образования, культуры и спорта. Вполне очевидно, что их наличие существенно облегчает решение таких вопросов местного самоуправления как организация электро-тепло-газо-водоснабжения, организация транспортного обслуживания населения, предоставление образовательных, медицинских и других услуг.

Упорядочение таких процессов способствует возложению на органы местного самоуправления обязанности ежегодно до 1 февраля текущего календарного года утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Для привлечения концессионеров в строительство перечисленных объектов, органы местного самоуправления проводят конкурсы. С победителями конкурсов заключаются соответствующие концессионные соглашения. В результате осуществления таких договоров, с одной стороны, укрепляется экономическая основа соответствующих муниципальных образований, с другой стороны, инвесторы получают возможность эксплуатировать возведенные или реконструированные объекты недвижимости и получать прибыль как компенсацию за ранее вложенные инвестиции. Таким образом, концессионная деятельность становится выгодной органам местного самоуправления, выступающим в данном случае в роли концедентов и концессионерам, т.е. индивидуальным предпринимателям, российским или иностранным юридическим лицам, профинансировавшим строительство новых объектов муниципальной собственности.

С принятием Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Фе-дерации»9 появилось еще одно направление привлечения инвестиций в местную экономику. Данный закон принят с целью создания правовых условий привлечения инвестиций в экономику России и

повышения качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми потребителей относится к вопросам ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Достижение этой цели в сфере местного самоуправления обеспечивается путем определения основ правового регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой проектов муниципально-частного партнерства.

Особенностью такого партнерства является то, что после завершения предусмотренного соглашением строительства, частному инвестору предоставляется право владения и пользования объектом недвижимости для осуществления указанной в соглашении деятельности. Однако такое право частный инвестор получает в случае, когда недвижимое имущество он создал за счет собственных или привлеченных средств, что вполне справедливо. Кроме того, муниципальный орган передает частному партнеру в аренду земельный участок, на котором был построен объект недвижимости, что существенно повышает его интерес к инвестированию на началах муниципально-частного партнерства.

Такая форма инвестиционной деятельности интересна органам местного самоуправления тем, что ее результатом являются капитальные объекты — здания, сооружения, которые, по сути, и определяют социально-экономический облик местности. При этом частный партнер-инвестор обязан использовать эти объекты в интересах местного населения. Кроме того, органам местного самоуправления наделены правом контроля выполнения договорных условий, на основе открытости и доступности информации о проводимой совместной деятельности и ее результатах. Таким образом, муниципально-частное партнерство имеет перспективу стать действенной формой обновления муниципальной жизнедеятельности.

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ внесены изменения в 13 федеральных законов. Однако среди них нет Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»10. В связи с этим следовало бы закрепить в нем принципы организации инвестиционной деятельностью как нового вида деятельности для всех форм муниципальных образований. Такое до-

полнение, на наш взгляд, могло бы способствовать укреплению понимания и применения норм муниципального права. При этом представляется выделить в законе в качестве самостоятельного предмета правового регулирования муниципальную инвестиционную деятельность и провести функциональные границы ее нормативно-правового обеспечения. Определить четкие и ясные пределы органов местного самоуправления в регламентации этой деятельности. Возможно, для этого потребуется принять отдельный нормативный правовой акт федерального уровня.

1. В нем необходимо определить единый для всей страны порядок поддержки муниципальной инвестиционной деятельности, определить типовые процедуры муниципальной поддержки инвестиционных проектов, единый порядок работы с инвестиционными проектами, установить механизм взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов, а также хозяйствующих субъектов.

2. Необходимо нормативное определение приоритетных инвестиционных проектов по следующим критериям:

• сохранение существующих и создание новых рабочих мест, стимулирование занятости молодежи, социально необеспеченных слоев населения;

расширение налогооблагаемой базы местного бюджета;

• соответствие инвестиционного проекта концепциям (стратегическим планам) развития муниципального образования;

• связь проектов с развитием системы местного хозяйства;

• развитие конкурентных преимуществ территории и др.

3. Правовыми формами поддержки инвестиционной деятельности является наличие конкретных мер содействия инвесторам:

• налоговые льготы инвесторам в соответствии с федеральным, региональным и местным нормативно-правовым регулированием (отсрочка, снижение ставок, реструктуризация задолженности в бюджет, налоговый кредит и пр.);

• установление льготного порядка аренды муниципальной земли и недвижимости;

• предоставление инвесторам муниципальных гарантий;

• участие муниципальных органов власти в долевом финансировании объектов инвестирования;

• вовлечение в процесс инвестирования временно законсервированных объектов муниципальной собственности;

• содействие развитию межрегиональных и международных связей, в т.ч. при проведении конкурсов, ярмарок, выставок и др.;

• обеспечение информационной поддержки инвестиционной деятельности.

5. Типовая инвестиционная программа муниципалитета должна быть ясной, с обозначением приоритетов и конкретных объектов. Инвесторам нужен паспорт муниципалитета, дающий представление о перспективах застройки территории, а также развитии инженерной и социальной, транспортной инфраструктуры. Паспорт может объединить в одном документе перечень ключевых объектов всех видов, строительство которых запланировано в различных программах и планах органов власти муниципалитета и крупных хозяйствующих субъектов. Такой паспорт позволит хозяйствующим субъектам управлять рисками своих инвестиционных решений, а также принимать обоснованные решения об участии в реализации таких инфраструктурных проектах.

6. Инвестиционный паспорт является эффективным инструментом информирования потенциальных инвесторов об экономическом и социальном развитии муниципального образования. Основными составляющими инвестиционного паспорта являются:

• потенциал (ресурсы) муниципального образования (промышленный, трудовой, финансовый);

• основные показатели социально-экономического развития;

• инфраструктура территории (финансовая, коммунальная, транспортная, социальная);

• нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности (федеральное, региональное и местное законодательство);

• организационные процедуры реализации инвестиционной деятельности;

• инвестиционные предложение бизнеса и органов власти;

• реализованные инвестиционные проекты;

• контактная информация.

При этом важно, чтобы инвестиционный паспорт был документом достаточно кратким и емким, а также нацеленным на привлечение инвестиций, а не на подачу общей информации о муниципальном образовании.

Анализ современной практики показывает, что во многих муниципальных образованиях разработаны и официально утверждены инвестиционные паспорта. Однако, они имеют совершенно различное по форме и содержанию наполнение: одни напоминают чисто финансовый документ11, другие выполнены в виде публичной оферты, зачастую с неконкретными объектами предложений12, третьи представляют собой рекламный материал, изложенный стиле туристического историко-географическо-го буклета13 и др.

Изложенное свидетельствует о том, что существует научно-практическая потребность в разработке единого типового юридического документа — инвестиционного паспорта муниципального образования. Для ориентира может быть использована действующая модель паспорта инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий14, или проектов с использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения15, по дорожному строительству16. Эти и другие элементы, имеющиеся в законодатель-стве17, могут быть инкорпорированы в инвестиционные паспорта муниципальных образований, поскольку в настоящее время подобные сведения в них практически отсутствуют или эпизодически применяются бессистемно.

Концепция типового муниципального инвестиционного паспорта видится следующей:

1. ования представляет собой документ, содержащий официальные сведения о потребностях и возможностях муниципального образования в реализации инвестиционных проектов, в том числе об основных технических, юридических, финансовых, экономических и иных параметрах местной инвестиционной деятельности, ее влиянии на достижение целевых показателей и индикаторов муниципальных проектов, региональных и федеральных государственных программ.

2. Структура инвестиционного паспорта включает:

2.1. Общие сведения о социально-экономическом состоянии муниципального образования.

2.2. Конкурентные преимущества, подтверждающие экономическую целесообразность инвестирования в создание новых предприятий на территории муниципального образования.

4. Информация о реализуемых инвестиционных проектах на территории муниципального образования.

4.1. Краткое описание имеющихся объектов инвестирования, включая их географическое местоположение, хозяйственно-экономических характеристики, наличие проектной, экспертной и иной документации, сроках и правилах ее подготовки и принятия.

4.1.1. Сметная стоимость создания (реконструкции, технического перевооружения) объекта инвестирования.

4.1.2. Стоимость эксплуатации объекта инвестирования в течение срока реализации проекта.

4.2. Сведения о наличии заключений о достоверности сметной стоимости объекта инвестирования, технического и ценового аудита, иных заключений.

4.3. Основные финансовые показатели инвестиционных проектов.

4.4. Сведения о вкладе реализации инвестиционного проекта в достижение значений муниципальных проектов, региональных и федеральных государственных программ.

4.5. Сведения о предполагаемом государственном и муниципальном участии в реализации имеющихся и потенциальных инвестиционных проектов.

4.6. Сведения о свободных объектах недвижимости для осуществления инвестиционной деятельности.

4.7. Сведения о частных партнерах, с которым заключен муниципальные контракты или концессионерах (в случае реализации инвестиционного проекта в соответствии с законом о концессионных соглашениях).

4.8. Сведения о частных инвестициях — собственных и (или) привлеченных средствах частного партнера в форме капитальных вложений, возврат

которых осуществляется при реализации действующих инвестиционных проектов.

5. Данные об уполномоченных муниципальных органах, осуществляющих функции по оказанию муниципальных услуг в сфере инвестирования по соответствующим отраслям хозяйственной деятельности.

6. Данные об участниках имеющихся инвестиционных проектов:

6.1. Юридические лица, реализующее инвестиционные проекты.

6.2. Акционеры (учредители) юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты.

6.2. Руководители юридических лиц, имеющие отношение к непосредственной реализации инвестиционных проектов в муниципальном образовании.

7. Нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность в муниципальном образовании.

8. Формы муниципальной поддержки инвестиционной деятельности на территории муниципального образования.

8.1. Налоговые льготы и таможенные преференции.

9. Объем капитальных вложений по

имеющимся проектам.

9.1. Источники финансирования имеющихся инвестиционных проектов:

9.2. Заемное финансирование, в т.ч. сроки погашения кредитов и займов.

9.3. Средства участников инвестиционного проекта.

9.4. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию инвестиционных проектов.

9.5. Бюджетные ассигнования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на реализацию инвестиционного проекта.

9.6. Средства Фонда национального благосостояния, пенсионных накоплений, институтов развития и государственных корпораций.

10. Показатели финансовой эффективности реализуемых инвестиционных проектов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.1. объем инвестиций в проект;

10.2. срок окупаемости проекта;

10.3. чистая приведенная стоимость проекта;

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

10.4. внутренняя норма доходности;

10.5. средневзвешенная стоимость капитала;

10.6. доходность на собственный капитал;

10.7. доходность на заемный капитал.

11. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз инвестиционных проектов в муниципальном образовании.

Таким образом, инвестиционный паспорт муниципального образования является программно-управленческим правовым документом муниципального образования, рассчитанным на внешнее восприятие по отношению к конкретной муниципальной территории, и поэтому к нему должны быть сформулированы единые государственные требования

В условиях развития информационной составляющей общественной жизни особое значение приобретает создание виртуального представления о муниципальном инвестиционном паспорте. Он обеспечивает прямую и обратную связи между муниципальной властью, инвесторами и жителями, вовлечения всех заинтересованных лиц. Весьма полезна презентация инвестиционного паспорта в Интернете на официальном сайте муниципального образования. Оптимальным представляется сочетание полного юридического документа и его интерактивной презентации. Сверка и уточнение данных инвестиционного паспорта должны стать постоянной функцией уполномоченного муниципального органа или должностного лица.

В федеральном масштабе может быть предпринято создание интерактивного атласа с собранием в нем всех инвестиционных паспортов муниципальных образований. При этом появится возможность объективного рейтинга муниципальных образований, на основе действующих критериев эффективности инвестиционной деятель-ности18.

Таким образом, анализ федерального законодательства и региональной практики показал наличие определенных резервов, правового регулирования муниципальной инвестиционной деятельности. Совокупность норм о муниципальной инвестиционной деятельности вполне уместно расценивать как правовой институт муниципального права, входящий в комплексный правовой институт экономической основы местного самоуправления. Это позволяет

видеть в такой деятельности источник укрепления экономической основы местного самоуправления, создания условий для успешного решения вопросов местного значения в России.

1 Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2010 год. Общественная палата Российской Федерации. М. 2011. С. 29.

2 Бухвальд Е.М. Муниципально-частное партнёрство // Самоуправление. 2015. №78. С. 15.

3 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1990. № 51. Ст. 1109.

4 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1005.

5 Собрание законодательства Российской Федерации (далее -СЗ). 1999. №9. Ст. 1096.

6 Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России / Учебник под ред. Н.В. Постового. М., 2011. С. 158.

7 Серебрякова Т.А. Регулирование инвестиционной деятельности: финансово-правовой аспект. Дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов. 2002. С. 25.

8 СЗ. 2005. №30 (часть 2). Ст. 3126. / LB 2005. №30 (part 2). Art. 3126.

9 СЗ. 2015. №29. Ст. 4350. / LB 2015. №29. Art. 4350.

10 СЗ. 2003. №40. Ст. 3822. / LB 2003. №40. Art. 3822.

11 Инвестиционный паспорт Туркменского муниципального района Ставропольского края, 2015 // URL: http://www. turkmenskiy.ru/invpass/invest-pasport/

12 Инвестиционный паспорт Мелеузовского района, Башкортостан, 2012 // URL: http:// admmeleuz.ru/ru/ekonomika/ investitsionnyj-pasport-rajona

13 Инвестиционный паспорт Эвенкийского муниципального района, 2014 // URL: http:// www.evenkya.ru /upload/files/ investicionnyy_pasport_05.12.2014.pdf;

Инвестиционный паспорт Березовского района 2014 // URL: http://www.myshared.ru/slide/346466/

14 Постановление Правительства Российской Федерации от

14 декабря 2010 г. № 1016 «Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов» // СЗ. 2010.№ 52 (ч. 1). Ст. 7081.

15 Приказ Минэкономразвития России от 2 апреля 2014 г. № 199 «Об утверждении формы паспорта инвестиционного проекта, представляемого для проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, и внесении изменений в отдельные акты Минэкономразвития России» // Российская газета. 24 июня 2014 г. № 138.

16 Паспорт инвестиционного проекта, утвержденный распоряжением Росавтодора от 8 сентября 2014 г. № 1714-р. //

17 Например, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 г. № 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования» // СЗ. 2014. № 42. Ст. 5751; в приказе Минфина России от 17 марта 2015 г. № 38н «Обоснования бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционного проекта (мероприятия) (паспорт инвестиционного проекта) на год и плановый период».

18 Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // СЗ. 2008. № 18. Ст. 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.