Научная статья на тему 'Интеграция инвестиционных стратегий в систему стратегического планирования развития территорий'

Интеграция инвестиционных стратегий в систему стратегического планирования развития территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
инвестиции / правовое регулирование / стратегии / региональное развитие / инвестиционный климат / инвестиционная декларация / стратегическое планирование. / investments / legal regulation / strategies / regional development / investment climate / investment declaration / strategic planning.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожевина Ольга Владимировна

Рассмотрены вопросы правового регулирования инвестиционной деятельности на уровне субъектов Российской Федерации. Цель исследования – изучение стратегических документов в сфере инвестиционной деятельности субъектов Российской Федерации и нормативной базы. Объектом исследования является механизм стратегического планирования инвестиционного развития территорий. Как показало эмпирическое исследование реализации инвестиционных процессов в российских регионах, правовое регулирование неоднородно, но в целом хорошо представлено и позволяет улучшать инвестиционный климат и способствовать привлечению инвестиций, а также в определенной степени оказывать влияние на обеспечение экономической безопасности регионов. Изучен опыт функционирования специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, организации государственно-частного партнерства на региональном уровне. Представлен алгоритм утверждения инвестиционных проектов территориального развития. На примере крупного российского региона – Алтайского края – рассмотрены положения и принципы инвестиционной декларации субъекта, такие как равенство субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, вовлеченность субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в инвестиционный процесс, прозрачность (открытость) информации, применение лучших практик работы с инвесторами. Определен комплекс внутренних мер и инструментов реализации эффективной инвестиционной политики на региональном уровне. Также уделено внимание актуальному вопросу заключения концессионных соглашений, как способу развития территорий и реализации инфраструктурных проектов. Предложены внутренние меры повышения инвестиционной привлекательности российских регионов, в частности необходимы трансформация делового климата, повышение ответственности региональных органов исполнительной власти за инвестиционное развитие территорий и создание благоприятного инвестиционного климата, обеспечение доступности источников долгосрочного финансирования при реализации инвестиционных проектов, развитие венчурного финансирования и краудфандинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of investment strategies in the system of strategic planning of territorial development

The issues of legal regulation of investment activity at the level of the Federation entities of the Russian Federation have been considered. The purpose of the research is the study of strategic documents in the field of investment activities of the Federation entities of the Russian Federation and the regulatory framework. The object of the research is the mechanism of strategic planning of investment development of territories. An empirical study of the implementation of investment processes in Russian regions has showed, that legal regulation is heterogeneous, but in general, well presented and allows improving the investment climate and encouraging investment, as well as to some extent influencing the economic security of the regions. The experience of the functioning of specialized organizations to attract investment and work with investors, the organization of public-private partnership at the regional level has been studied. The algorithm of approval of investment projects of territorial development has been presented. On the example of a large Russian region the Altai Territory the provisions and principles of the investment declaration of the subject, such as equality of the subjects of entrepreneurial and investment activities, involvement of subjects of entrepreneurial and investment activities in the investment process, transparency (openness) of information, the use of best practices of work with investors have been considered. A set of internal measures and instruments for the implementation of an effective investment policy at the regional level has been determined. Attention has been paid also to the relevant issue of concluding concession agreements as a way to develop territories and implement infrastructure projects. Internal measures have been proposed to increase the investment attractiveness of the Russian regions, in particular, are necessary the transformation of the business climate, increasing the responsibility of regional executive authorities for the investment development of territories and creating a favorable investment climate, ensuring the availability of long-term financing sources for investment projects, the development of venture financing and crowdfunding.

Текст научной работы на тему «Интеграция инвестиционных стратегий в систему стратегического планирования развития территорий»

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ

УДК 338.2 JEL К29; Е22 DOI 10.26425/2309-3633-2019-2-87-94

Получено: 03.05.2019 Одобрено: 10.06.2019 Опубликовано: 15.07.2019

Интеграция инвестиционных стратегий в систему стратегического планирования развития территорий

Кожевина Ольга Владимировна

д-р экон. наук, Институт экономики и антикризисного управления, г. Москва, Российская Федерация, ORCID: 0000-0001-5347-2253, e-mail: [email protected]

Аннотация

Рассмотрены вопросы правового регулирования инвестиционной деятельности на уровне субъектов Российской Федерации. Цель исследования - изучение стратегических документов в сфере инвестиционной деятельности субъектов Российской Федерации и нормативной базы. Объектом исследования является механизм стратегического планирования инвестиционного развития территорий. Как показало эмпирическое исследование реализации инвестиционных процессов в российских регионах, правовое регулирование неоднородно, но в целом хорошо представлено и позволяет улучшать инвестиционный климат и способствовать привлечению инвестиций, а также в определенной степени оказывать влияние на обеспечение экономической безопасности регионов. Изучен опыт функционирования специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, организации государственно-частного партнерства на региональном уровне. Представлен алгоритм утверждения инвестиционных проектов территориального развития. На примере крупного российского региона - Алтайского края - рассмотрены положения и принципы инвестиционной декларации субъекта, такие как равенство субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, вовлеченность субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в инвестиционный процесс, прозрачность (открытость) информации, применение лучших практик работы с инвесторами. Определен комплекс внутренних мер и инструментов реализации эффективной инвестиционной политики на региональном уровне. Также уделено внимание актуальному вопросу заключения концессионных соглашений, как способу развития территорий и реализации инфраструктурных проектов. Предложены внутренние меры повышения инвестиционной привлекательности российских регионов, в частности необходимы трансформация делового климата, повышение ответственности региональных органов исполнительной власти за инвестиционное развитие территорий и создание благоприятного инвестиционного климата, обеспечение доступности источников долгосрочного финансирования при реализации инвестиционных проектов, развитие венчурного финансирования и краудфандинга.

Ключевые слова: инвестиции, правовое регулирование, стратегии, региональное развитие, инвестиционный климат, инвестиционная декларация, стратегическое планирование.

Цитирование: Кожевина О.В. Интеграция инвестиционных стратегий в систему стратегического планирования развития территорий//Управление. 2019. № 2. С. 87-94.

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ 18-010-00135.

© Кожевина О.В., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)

PROCESS MANAGEMENT

JEL K29; E22 DOI 10.26425/2309-3633-2019-2-87-94

Received: 03.05.2019 Approved: 10.06.2019 Published: 15.07.2019

Integration of investment strategies in the system of strategic planning of territorial development

Kozhevina Olga

Doctor of Economic Sciences, Institute of Economics and Crisis Management, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0001-5347-2253, e-mail: [email protected]

Abstract

The issues of legal regulation of investment activity at the level of the Federation entities of the Russian Federation have been considered. The purpose of the research is the study of strategic documents in the field of investment activities of the Federation entities of the Russian Federation and the regulatory framework. The object of the research is the mechanism of strategic planning of investment development of territories. An empirical study of the implementation of investment processes in Russian regions has showed, that legal regulation is heterogeneous, but in general, well presented and allows improving the investment climate and encouraging investment, as well as to some extent influencing the economic security of the regions. The experience of the functioning of specialized organizations to attract investment and work with investors, the organization of public-private partnership at the regional level has been studied. The algorithm of approval of investment projects of territorial development has been presented.

On the example of a large Russian region - the Altai Territory - the provisions and principles of the investment declaration of the subject, such as equality of the subjects of entrepreneurial and investment activities, involvement of subjects of entrepreneurial and investment activities in the investment process, transparency (openness) of information, the use of best practices of work with investors have been considered. A set of internal measures and instruments for the implementation of an effective investment policy at the regional level has been determined. Attention has been paid also to the relevant issue of concluding concession agreements as a way to develop territories and implement infrastructure projects. Internal measures have been proposed to increase the investment attractiveness of the Russian regions, in particular, are necessary the transformation of the business climate, increasing the responsibility of regional executive authorities for the investment development of territories and creating a favorable investment climate, ensuring the availability of long-term financing sources for investment projects, the development of venture financing and crowdfunding.

Keywords: investments, legal regulation, strategies, regional development, investment climate, investment declaration, strategic planning.

For citation: Kozhevina O.V. Integration of investment strategies in the system of strategic planning of territorial development (2019) Upravlenie, 7 (2), pp. 87-94. doi: 10.26425/2309-3633-2019-2-87-94

The article has been prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) Grant 18-010-00135.

© The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)

Инвестиции играют существенную роль в модернизации и обновлении материально-технической базы, повышении конкурентоспособности предприятий и отраслей, стимулировании экономического роста. Для инвесторов инвестиционный климат в России не является максимально благоприятным и привлекательным, и причины носят тройственный характер: во-первых, турбулентная макроэкономическая ситуация, продолжающиеся санкционные ограничения; во-вторых — институциональные: непрозрачность процедур, коррупции, несовершенстве правоохранительной системы; в-третьих - мотивационные: высокие риски долгосрочных вложений, длинный срок окупаемости капитальных вложений, низкая заинтересованность в развитии внутреннего рынка и высокая привлекательность зарубежных активов.

Законодательная база инвестиционной деятельности должна опираться на комплекс мер бюджетной, кредитной, налоговой, страховой политики, взаимовлияющих и взаимосвязанных при их реализации, а также на четкую систему организации

и управления инвестиционным процессом со стороны органов государственной власти [9; 10].

Методы правового регулирования инвестиционной деятельности в России представлены на рисунке 1.

Агентством стратегических инициатив в 2012 г. разработан Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - РФ) по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе [13]. На начало 2019 г. в 82-х регионах России завершили внедрение положения указанного стандарта. В 3-х регионах инвестиционная стратегия включена в стратегию социально-экономического развития субъекта в связи с вступившим в силу Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», которым определен исчерпывающий перечень документов стратегического планирования [1]. По состоянию на 1 апреля 2019 г., инвестиционная стратегия находится в стадии утверждения в Санкт-Петербурге, Республике Крым и г. Севастополе.

r Регулирование инвестиций в форме движения финансовых средств >

Регулирование объектов инвестирования

Экспертиза инвестиционных проектов

Государственный контроль за соблюдение принятых норм и стандартов

Контроль за соблюдением правил обязательной сертификации

л

Регулирование инвестиционной активности отечественных инвесторов за рубежом

Система льготного кредитования, предоставление необходимой финансовой помощи

V_)

л

Налоговое стимулирование и регулирование

инвестиционной деятельности J

г Оценка законности амортизационной политики >

к j

Составлено автором по материалам исследования / Compiled by the author on the materials of the study

Рис. 1. Методы правового регулирования инвестиционной деятельности в России Figure 1. Methods of legal regulation of investment activity in Russia

В российских регионах созданы специализированные организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, организации государственно-частного партнерства. Так, например, это в Белгородской области ОАО «Корпорация развития»; в Брянской — ГБУ «Агентство по сопровождению инвестиционных проектов»; в Воронежской — ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам»; в Ивановской — ГУП «Инвестиционное агентство Ивановской области»; в Московской — ОАО «Корпорация развития Московской области»; в Москве — ГБУ «Городское агентство управления инвестициями», ГБУ «Центр инновационного развития», ГБУ «Малый бизнес Москвы»; в Санкт-Петербурге — СПб ГБУ «Агентство стратегических инвестиций»; в Краснодарском крае — Некоммерческое партнерство «Агентство содействия инвестированию и развитию инноваций»; в Республике Ингушетия — АНО «Агентство инвестиционного развития Республики Ингушетия»; в Ставропольском крае — ГУП «Инвестиционного и инновационного развития Ставропольского края»; в Свердловской области — Инвестиционное агентство Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства, ОАО «Корпорация развития Среднего Урала»; в Новосибирской — ОАО «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области»; в Алтайском крае — Краевое автономное учреждение «Алтайский центр государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций»; в Приморском крае — АНО «Инвестиционное Агентство Приморского края»;

в Крыму — ГАУ Республики Крым «Центр инвестиций и регионального развития»; в Севастополе — ГКУ «Севастопольский центр инвестиций и развития» и другие.

В субъектах РФ должна быть формализованная процедура рассмотрения вопросов развития (деве-лопмента) территории, включая создание индустриальных парков и технопарков, представляющая алгоритм (рис. 2):

Инвестиционные декларации регионов, как правило, унифицированы. Например, основные положения инвестиционной декларации одного из регионов Сибирского федерального округа — Алтайского края, участвующего в реализации пилотных проектов повышения производительности труда, следующие: «инвестиционная декларация разработана в целях повышения инвестиционной привлекательности Алтайского края» и создания в регионе благоприятных условий ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности [5]. Деятельность органов государственной власти региона по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе строится на основе следующих принципов: равенство субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности; вовлеченность субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в инвестиционный процесс; прозрачность (открытость) информации; применение лучших практик работы с инвесторами.

1) оценка разумности и экономической эффективности проектов комплексного развития территорий

2) публичное обсуждение и учет интересов различных социальных групп

3) конкурсная поддержка государством проектов комплексного развития территорий

4) софинансирование расходов на реализацию проектов развития территорий органами местного самоуправления, субъектами РФ и бизнесом

5) взаимообязанность при реализации инвестиционных проектов, когда государство и бизнес в соответствии с нормативно-правовой базой и договорами имеют четко прописанные права и обязанности

6) с инвестиционными программами субъектов естественных монополий и планами развития инфраструктуры хозяйствующих субъектов всех форм собственности

Составлено автором по материалам исследования / Compiled by the author on the materials of the study

Рис. 2. Алгоритм утверждения инвестиционных проектов территориального развития Figure 2. Algorithm of approval of investment projects of territorial development

В последнее время получили широкое распространение для реализации инфраструктурных инвестиционных проектов концессионные соглашения в рамках государственно-частного или муниципального-частного партнерства [2; 12]. Исходя из норм Федерального закона № 115-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О концессионных соглашениях», целью государственно-частного партнерства является, с экономической точки зрения, стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращения е участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть выполнены бизнесом [2]. Государственно-частное партнерство на основе концессионных соглашений - один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании [11].

По данным Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру на начало 2019 г. количество концессионных проектов в России составило 59 с суммарным объемом инвестиционных обязательств в размере 545,4 млрд рублей (рис. 3).

Общественно значимые инфраструктурные проекты сложны как с финансового, так и с формального (юридического, технического) аспектов. Несмотря на принятие Федерального закона № 115-ФЗ, требуется совершенствование данного инструмента внебюджетного финансирования, повышения прозрачности [2]. Нередки судебные споры, которые связаны с неурегулированным порядком предоставления концессионеру земельных участков из государственной (муниципальной) собственности под проекты, реализуемые на основании концессионных соглашений. Оптимизировать процесс отбора концессионеров для участия в конкурсах, выявлять опытных и ответственных лиц (компаний). В целях повышения привлекательности концессионного проекта для инвестора четко определить имущественные объекты, переходящие и нет в собственность концессионера при осуществлении деятельности по концессионному соглашению.

s о.

Ь ^

ш и Р -о

\о о

О

и

600 500 400 300 200 100 0

2015

2016

2017

2018

2019

Год

80 70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -

0 Н I I I I I год

2015 2016 2017 2018 2019 д

Источник: [11] / Source: [11]

Рис. 3. Динамика заключения концессионных проектов в России за 2015-2019 гг. Figure 3. Dynamics of concession projects in Russia for 2015-2019

о

Для достижения национальной цели «Вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов», обозначенной в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2024 г., необходимо повысить факторную производительность отраслей экономики, особенно системообразующих отраслей, а также обеспечить ускоренный рост инвестиций, в том числе посредством широкого использования инструментов государственно-частного партнерства [3]. В прогнозе социально-экономического развития РФ на период до 2036 г. в числе ключевых индикаторов — прирост промышленного производства 2,9 % ежегодно.

В рамках внутренних мер необходимы трансформация делового климата, повышение ответственности региональных органов исполнительной власти за инвестиционное развитие территорий и создание благоприятного инвестиционного климата, обеспечение доступности источников долгосрочного финансирования при реализации инвестиционных проектов и мегапроектов (групп проектов, связанных между собой; масштабных проектов), развитие венчурного финансирования и краудфандинга.

Трансформация делового климата

и институтов развития

Согласно рейтингу Всемирного банка Doing Business по показателям «Легкость ведения бизнеса», «Получение кредитов», «Международная торговля», «Налогообложение» Россия занимает в 2018 г. по первому показателю 31 место, по второму — 22, по третьему — 99, по четвертому — 53, отставая от стран Сингапур, Дания, США, Канада, Великобритания, Германия, Грузия. Утвержден план мероприятий «Трансформация делового климата» (Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 г. № 20-р), в котором предусмотрены смягчение контрольно-надзорных процедур, упрощение проверок, снижение административного давления и отчетности субъектов бизнеса, инициативы направлены на обеспечение устойчивого развития и создание условий экономического роста, экологическую безопасность [4; 6; 7; 8]. Наиболее важными вопросами трансформации делового климата являются цифровизация госуслуг, упрощение межведомственного взаимодействия и создание

условий для развития бизнеса и защиты предпринимательства, развитие человеческого капитала и повышение производительности труда. Данные мероприятия целесообразно широко обсуждать на площадках Торгово-промышленной палаты РФ (далее — ТПП РФ) с привлечением заинтересованных сторон, бизнес-сообщества, образовательных и исследовательских учреждений. Рассмотрим подробно следующие мероприятия.

1. Повышение ответственности региональных органов исполнительной власти (РОИВ) за инвестиционное развитие территорий и создание благоприятного инвестиционного климата, взаимодействие с региональными площадками АСИ, региональными ТПП РФ.

Бизнес-сообществом неоднократно отмечалось, что региональные власти несут личную ответственность за инвестиционный климат, внедрение успешных практик маркетинга территорий и привлечения инвестиций. В соответствии с Федеральным законом № 172-ФЗ в ряде регионов разработаны самостоятельные стратегии инвестиционного развития, но этот опыт не носит повсеместного характера [1]. При активном участии ТПП РФ необходимо инициировать вопросы разработки региональных законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность субъекта РФ, систематизации и унификации документов стратегического планирования на уровне субъектов РФ, в частности инвестиционного планирования, достижения целевых показателей, а также разработки инвестиционных стратегий и паспортов регионов и муниципальных образований, так, ТПП РФ в 2012 г. подготовлены методические рекомендации по разработке стратегий инвестиционного развития муниципальных образований. В целях методического сопровождения инвестиционных управленческих решений на региональном уровне, целесообразно совместно с экспертами ТПП РФ разработать методические рекомендации по разработке стратегий инвестиционного развития субъектов РФ, определении регионального инвестиционного потенциала и рисковых факторов, стратегически значимых количественных и качественных характеристик инвестиционного развития, источников финансирования и региональных институтов развития (специализированных организаций).

2. Обеспечение доступности источников долгосрочного финансирования при реализации инвестиционных проектов и мегапроектов. Направление средств Фонда национального благосостояния на финансирование социально и экономически значимых инвестиционных проектов. Совершенствование механизмов участия банков (ВТБ, Россельхозбанк, Росбанк и пр.) в финансировании проектов по ключевым направлениям

промышленно-технологического развития (рынки НТИ), инфраструктурных проектов.

Реализация инфраструктурных проектов способствует снижению производственных затрат, росту валового внутреннего/регионального продукта, усилению конкуренции, решению проблем занятости населения и смягчения пространственной поляризации, увеличению притока инвестиций, реорганизации землепользования, возможности развития труднодоступных территорий (арктическая зона России, Дальний Восток, степная зона России). Кумулятивный итог инфраструктурных инвестиций - увеличение производительности и экономической эффективности компаний, в России показатель «произведенный ВВП на одного рабочего» существенно ниже стран Организации экономического сотрудничества и развития.

3. Развитие венчурного финансирования.

В России законодательное регулирование венчурного финансирования слабо представлено относительно зарубежной практики, отсутствуют отдельные законодательные акты о венчурной деятельности. Законодательно не закреплены понятия «венчурный капитал», «венчурный инвестор», «венчурный инвестиционный фонд», «венчурная деятельность». В целом, несмотря на перспективность использования для развития наукоемких, высокотехнологичных производств и реализации уникальных инновационных проектов, венчурное инвестирование в России развито недостаточно. Кроме того, венчурное финансирование - высокорисковое с длительным

сроком окупаемости. Развитие венчурной индустрии способствует: активизации создания быстрорастущих инновационных предприятий; перераспределению финансовых ресурсов в экономике; созданию новых рабочих мест и занятости высококвалифицированных кадров в инновационно-технологической сфере; развитию фондового рынка. Необходимо нормативно-правовое регулирование в области венчурных инвестиций, создание российской нормативной базы в соответствии с мировыми стандартами осуществления коллективной инвестиционной деятельности.

Решению задачи ускорения роста инвестиций в основной капитал (капитальных вложений) будет способствовать активное взаимодействие Банка России, Министерства экономического развития России и ТПП РФ, которое предполагает синхронизацию интересов обеспечения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности всех субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прежде всего, реализация инфраструктурных инвестиционных проектов в строительстве, транспорте, энергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве, социальной сфере, развитии городской и цифровой инфраструктуры. В условиях изменения инвестиционного вектора России с США и Европы на страны Восточной Азии и Ближнего Востока, важно сбалансировать выгоды и риски привлечения инвестиций и выстраивания коммуникаций с крупными частными инвесторами и зарубежными финансовыми институтами.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2017 №507-ФЗ)//СПС «Консультант-Плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ШХр://^^^. consultant.ru/document/cons/ (дата обращения: 02.04.2019).

2. Федеральный закон от 02.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 27.12.2018)//СПС «Консультант-Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons/ (дата обращения: 31.03.2019).

3. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегически задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»//СПС «Консультант-Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons/ (дата обращения: 31.03.2019).

4. Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 г. № 20-р «Об утверждении плана мероприятий «Трансформация делового климата»//СПС «Консультант-Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons/ (дата обращения 04.04.2019).

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Federal'nyizakon ot 28.06.2014 g. № 172-FZ "O strategich-eskom planirovanii v Rossiiskoi Federatsii" (red. ot 31.12.2017 №507-FZ) [Federal Law of the Russian Federation dated on 28 June 2014 No. 172-FZ "About strategic planning in the Russian Federation"]. Available: http://www.consultant. ru/document/cons/ (accessed 02.04.2019).

2. Federal'nyi zakon ot 02.07.2005 g. № 115-FZ "O kontses-sionnykh soglasheniyakh" (red. ot 27.12.2018) [Federal Law ofthe Russian Federation dated on 02 July 2005 No. 115-FZ "About concession agreements"]. Available: http://www. consultant.ru/document/cons/ (accessed 31.03.2019).

3. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 g. № 204 "O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda" [Presidential Decree of 07.05.2018, the number 204 "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024"]. Available: http://www. consultant.ru/document/cons/ (accessed: 31.03.2019)

4. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.01.2019 № 20-p "Ob utverzhdenii plana meropriyatii "Transformatsiya de lovogo klimata", SPS "Konsul'tantPlyus" [Orderofthe Government of the Russian Federation of January 17, 2019,

5. Указ Губернатора Алтайского края от 19.04.2013 г. № 17 «Об инвестиционной декларации Алтайского края» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. altairegion22.ru/upload/DOC/news/invest.pdf (дата обращения: 02.04.2019).

6. Вишняков, Я. Д., Киселева, С. П. Национальная идеология и эколого-ориентированное технологическое развитие России в XXI веке//Экология и промышленность России. 2016. Т. 20. № 4. С. 53-56.

Вишняков, Я. Д., Киселева, С. П. Национальная идеология — основа национального и технологического развития России//Эколого-ориентированное управление рисками и обеспечение безопасности социально-экономических и общественно-политических систем и природно-техногенных комплексов. Сборник материалов круглого стола, Государственный университет управления. М.: ГУУ, 2017. С. 41-44.

7. Мудрецов, А. Ф., Тулупов, А. С. Проблемы устойчивого развития России//Проблемы теории и практики управления. 2016. № 5. С. 23-30.

8. Парфенова, Е. Н. Регулирование инвестиционных процессов в регионе: проблемы и перспективы//Научные ведомости. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. № 8 (179). Вып. 30/1. С. 18-25.

9. Терехова, Е. В. Правовое регулирование государственных инвестиций в Российской Федерации//Во-просы экономики и права. 2010. № 8. С. 31-37.

10. База данных о реализации концессионных соглашений в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://investinfra.ru/novosti/v-4-kvartale - 2018-goda-v-rossii-zaklyucheno-10-koncessionnyh-soglasheniy-krupnoy-kategorii-na-obschuyu-summu-2408-mlrd-rubley.html (дата обращения: 02.04.2019).

11. Рекомендации Минэкономразвития РФ по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики. М., 2016. 164 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/resources/ c94c77ec-5773-4544-88eb-9746d19a77e4/metodic_gchp. pdf (дата обращения: 01.04.2019).

12. Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. М.: АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», 2012. 36 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://asi. ru/upload/medialibrary/91d/STD-v3-RUS_f.pdf (дата обращения 01.04.2019).

No. 20-p "On approval of the plan of measures" Transformation of the business climate"]. Available: http://www.consult-ant.ru/document/cons/ (accessed 04.04.2019).

5. Ukaz Gubernatora Altaiskogo kraya ot 19.04.2013 g. № 17 "Ob investitsionnoi deklaratsii Altaiskogo kraya" [Decree of the Governor of the Altai Region dated 19 April 2013 № 17 «On the investment declaration of the Altai Region»]. Available: https://www.altairegion22.ru/upload/DOC/news/invest. pdf (accessed 02.04.2019).

6. Vishnyakov, Y. D., Kiseleva, S. P. Natsional'naya ideologiya i ekologo-orientirovannoe tekhnologicheskoe razvitie Rossii v XXI veke [National ideology and environmental-oriented technological development of Russia in the twenty-first century], Ekologiya i promyshlennost' Rossii [Ecology and Industry of Russia], 2016, vol. 20, no. 4, pp. 53-56.

7. Vishnyakov Y. D., Kiseleva S. P. Natsional'naya ideologiya — osnova natsional'nogo i tekhnologicheskogo razvitiya Rossii [National ideology — the basis of the national and technological development of Russia], Ekologo-orientirovannoe uprav-lenie riskami i obespechenie bezopasnosti social'no-eko-nomicheskikh i obshchestvenno-politicheskikh sistem i prirodno-tekhnogennykh kompleksov [Ecologically-oriented risk management and ensuring the security of socioeconomic and socio-political systems and natural and man-made complexes], Moscow, 2017, pp. 41—44.

8. Mudretsov A. F., Tulupov A. S. Problemy ustoichivogo razvitiya Rossii [Problems of sustainable development of Russia], Problemy teorii i praktiki upravleniya [Problems of theory and practice of management], 2016, no. 5, pp. 23—30.

9. Parfenova E. N. Regulirovanie investitsionnykh protsessov v regione: problemy i perspektivy [Regulation of investment processes in the region: problems and prospects], Nauchnye vedo-mosti. Seriya: Istoriya. Politologiya. Ekonomika. Informatika [Scientific statements. History series. Political science. Economy. Computer science], 2014, no. 8 (179), vol. 30/1, pp. 18-25.

10. Terekhova E.V. Pravovoe regulirovanie gosudarstvennykh investitsii v Rossiiskoi Federatsii [Legal regulation of public investment in the Russian Federation], Voprosy ekonomiki i prava [Questions of economics and law], 2010, no. 8, pp. 31-37.

11. Baza dannykh o realizatsii kontsessionnykh soglashenii v Rossii [Database on the implementation of concession agreements in Russia]. Available: https://investinfra.ru/novosti/v-4-kvartale-2018-goda-v-rossii-zaklyucheno-10-koncession-nyh-soglasheniy-krupnoy-kategorii-na-obschuyu-summu-2408-mlrd-rubley.html (accessed 02.04.2019).

12. Rekomendatsii Minekonomrazvitiya RF po realizatsii proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Luchshie praktiki [Recommendations of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation on the implementation of public-private partnership projects. Best practics], Moscow, 2016, 164 p. Available: http://economy.gov.ru/minec/re-sources/c94c77ec-5773-4544-88eb-9746d19a77e4/meto-dic_gchp.pdf (accessed 01.04.2019).

13. Standart deyatel'nosti organov ispolnitel'noi vlasti sub"ekta Rossiiskoi Federatsii po obespecheniyu blagopriyatnogo in-vestitsionnogo klimata v regione [The standard ofactivity ofthe executive authorities of the Russian Federation to ensure a favorable investment climate in the region]. Moscow: Agentstvo strategicheskikh initsiativ po prodvizheniyu novykh proektov, 2012. 36 p. Available: https://asi.ru/upload/medialibrary/91d/ STD-v3-RUS_f.pdf (accessed 01.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.