Научная статья на тему 'Концессия как форма финансовой муниципальной поддержки инвестиционной деятельности'

Концессия как форма финансовой муниципальной поддержки инвестиционной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скурихина Татьяна Григорьевна, Пронина Наталия Васильевна

В статье рассмотрены понятие и сущность финансовой муниципальной поддержки инвестиционной деятельности. Авторами обоснована возможность применения концессионных соглашений с целью оказания финансовой муниципальной поддержки инвестиционной деятельности. Представлены расчеты эффективности и результативности оказания органами местного самоуправления г. Саянска финансовой муниципальной поддержки инвестиционной деятельности посредством заключения концессионного соглашения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концессия как форма финансовой муниципальной поддержки инвестиционной деятельности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 2 (183). Экономика. Вып. 23. С. 65-69.

Т. Г. Скурихина, Н. В. Пронина

КОНЦЕССИЯ КАК ФОРМА ФИНАНСОВОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрены понятие и сущность финансовой муниципальной поддержки инвестиционной деятельности. Авторами обоснована возможность применения концессионных соглашений с целью оказания финансовой муниципальной поддержки инвестиционной деятельности. Представлены расчеты эффективности и результативности оказания органами местного самоуправления г. Саянска финансовой муниципальной поддержки инвестиционной деятельности посредством заключения концессионного соглашения.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, финансовая муниципальная поддержка инвестиционной деятельности, концессионное соглашение.

Устойчивое развитие муниципального образования представляет собой качественное изменение жизни населения этого образования, которое проявляется в росте реальных доходов населения, связанном с улучшением конкурентных преимуществ и финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, в росте качества и количества предоставляемых на его территории благ и услуг, в улучшении их распределения. Все эти составляющие напрямую связаны с инвестиционной активностью хозяйствующих субъектов, расположенных на его территории.

Чтобы инвестиции пошли в экономику муниципального образования и обернулись ощутимыми выгодами, местная администрация должна занимать активную позицию, ориентированную на поиск и привлечение инвесторов, на максимально выгодную «подачу» своего муниципального образования как потенциально привлекательного объекта капиталовложений. Основными факторами, стимулирующими инвестиционную активность бизнеса, служат:

- создание современной системы коммуникаций и информационного обеспечения инвестиционной деятельности;

- обеспечение деловой оперативности в принятии управленческих решений, связанных с инвестиционной деятельностью в муниципальном образовании;

- осуществление муниципального маркетинга, создающего благоприятный имидж муниципального образования в целом для внешних инвесторов.

Под инвестиционной деятельностью, направленной на развитие муниципального образования, авторы понимают целенаправленную, на-

учно обоснованную деятельность местных органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения муниципального образования. Первостепенным направлением инвестиционной деятельности, направленной на развитие муниципального образования, является предоставление муниципальной поддержки со стороны местной администрации инвестиционно активным хозяйствующим субъектам.

Муниципальная поддержка инвестиционной деятельности — совокупность организационных, правовых, экономических и иных мер, осуществляемых органами местного самоуправления в целях создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности на территории муниципального образования. Муниципальная поддержка приоритетных инвестиционных проектов, осуществляемых на территории муниципального образования, позволяет добиться решения ряда важных задач: повысить инвестиционную активность на территории муниципального образования, создать благоприятные условия для обеспечения защиты прав, интересов и имущества инвесторов, увеличить налогооблагаемую базу и сформировать новые источники налоговых платежей.

Муниципальная поддержка инвестиционной деятельности имеет две формы: организационную и финансовую. В условиях финансового кризиса, наиболее действенной формой поддержки является финансовая, так как свободными денежными средствами хозяйствующие субъекты в настоящее время не располагают в достаточных для инвестирования объемах.

Финансовая форма муниципальной поддержки — форма поддержки, предусматривающая полное или частичное участие средств местного бюджета в финансировании инвестиционных проектов. Это также совокупность денежных отношений, в которых участвуют муниципальное образование и хозяйствующий субъект. Эти отношения характеризуются следующими признаками:

- распределительный характер налоговых доходов, поступаемых от деятельности хозяйствующих субъектов;

- связь с образованием доходов и централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, а именно за счет пополнения налоговых доходов местного бюджета.

- императивность. Предоставление финансовой муниципальной поддержки закреплено в Конституции, Гражданском и Бюджетном кодексах, а также в нормативно-правовых актах об инвестиционной деятельности.

Формы финансовой муниципальной поддержки инвестиционной деятельности представлены в табл. 1.

Исследование практики оказания финансовой муниципальной поддержки инвестиционной деятельности в г. Саянске показало, что в основном используются такие формы, как предоставление льгот по аренде муниципального имущества, размещение муниципального заказа.

По мнению авторов, принятие в июле 2005 г. Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предоставило мэрии г. Саянска новый инструмент для оказания поддержки инвестиционной деятельности. В соответствии с п. 1 ст. 3 этого закона под концессионным соглашением понимается договор, по которому концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенный этим соглашением объект концессионного соглашения, право собственности на который принадлежит или будет принадлежать конце -денту, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользова-

Таблица 1

Формы финансовой муниципальной поддержки инвестиционной деятельности

Форма Характеристика

Предоставление бюджетного кредита Предоставление муниципальной гарантии Размещение муниципального заказа Проведение реструктуризации долга Предоставление инвестиционного налогового кредита Субсидирование части процентной ставки по банковскому кредиту Субсидирование части лизинговых платежей Предоставление льгот по аренде муниципального имущества Бюджетными ассигнованиями на инвестиции Форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах Выдача долгового обязательства, в силу которого муниципальное образование (гарант) обязано при наступлении гарантийного случая уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия, денежную сумму за счет средств местного бюджета Поддержка хозяйствующих субъектов путем заключения договора на поставку товара или услуги, расходы по которому полностью или частично оплачиваются из средств местного бюджета Замена долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств Изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов Предоставление бюджетных средств юридическим лицам для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам и займам в размере не более 1/2 ставки рефинансирования. Предоставление субсидий лизингополучателю по возмещению затрат лизингодателя на уплату процентов по кредитам (займам) Применение низких коэффициентов при расчете годовой арендной платы за пользование объектами муниципального имущества для социально значимых и приоритетных видов экономической деятельности Предоставление денежных средств юридическим лицам, не являющимся муниципальными унитарными предприятиями направляемых из бюджета муниципального образования на создание или увеличение стоимости муниципального имущества

ния объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Концессионное соглашение может быть рассмотрено как форма финансовой муниципальной поддержки инвестиционной деятельности:

- предусматривает под собой денежные отношения (передача муниципального имущества за определенную концессионную плату);

- за счет отчислений концессионной платы происходит пополнение налоговых и неналоговых доходов бюджета;

- отношения по концессионному договору носят распределительный характер, так как налоговые доходы, поступающие от деятельности концессионера, перераспределяются в наименее рентабельные отрасли;

- закреплено законодательно в Конституции РФ, ГК РФ, БК РФ, Федеральном законе «О концессионных соглашения» № 115-ФЗ. Федеральном законе «Об организации местного самоуправления» № 131-ФЗ, а также отношения между концессионером и концедентом жестко регламентируются заключенным концессионным договором.

Экономический смысл концессионных отношений как формы финансовой муниципальной поддержки инвестиционной деятельности заключается в следующем. Орган местного самоуправления (концедент) предоставляет организации или индивидуальному предпринимателю (концессионеру) принадлежащий муниципальному образованию объект недвижимости (земельный участок, подлежащее реконструкции здание). В свою очередь, концессионер реконструирует полученный объект (возводит на нем новые объекты) и использует его для осуществления заранее оговоренной в соглашении предпринимательской деятельности.

При этом вся полученная прибыль поступает в распоряжение концессионера, который выплачивает периодические платежи в местный бюджет за пользование объектом недвижимости. По истечении срока концессионного соглашения, который, как правило, рассчитывается исходя из предполагаемого срока окупаемости инвестиций концессионера, модернизированный объект недвижимости поступает в распоряжение органов местного самоуправления.

Объектами концессионного соглашения в первую очередь являются социально значимые объекты, которые не могут быть приватизированы, этим обусловлен выбор авторами в качестве объекта концессии муниципальный банно-прачечный комплекс ВОК «Бодрость». Сегодня это действующее двухэтажное здание муниципальной собственности в черте города. Единовременная вместимость объекта — 200 человек.

Как видно из табл. 2, нагрузка на бюджет от функционирования данного водно-оздоровительного комплекса незначительна, однако убытки по данному виду деятельности компенсируются за счет прибыли предприятия МУП «Рыночный комплекс», которому принадлежит данное имущество, тем самым основная задача МУП, извлечение прибыли и отчисления ее в бюджет — не выполняется, таким образом, остро стоит вопрос о необходимость функционирования ВОК «Бодрость».

Основным условием передачи данного имущества является его модернизация. В случае заключения концессионного соглашения, предлагаемого авторами, администрация города будет выполнять обязанность по передаче инвестору на условиях отчисления концессионной платы в размере 10 % от прибыли, после срока

Таблица 2

Данные о состоянии ВОК «Бодрость», тыс. р.

Показатель 2008 г. 2009 г.

1й квартал 2й квартал 3й квартал 4й квартал 1й квартал

Доходы, в т. ч.: 837,5 491,8 302,7 1095,3 1343,2

- услуги бани 704,0 343,9 157,3 961,7 1196,7

- аренда площадей 133,5 147,9 145,4 133,7 146,5

Расходы, в т. ч.: 1336,2 1070,7 774,0 1505,1 1897,2

- прямые 1252,4 1013,1 746,6 1389,1 1756,2

- косвенные 83,7 57,7 27,5 116,0 141,0

Дефицит средств 498,7 578,9 471,3 409,8 554,0

Финансирование из местного бюджета 427,0 - - 9,0 25,6

Убытки 71,7 578,9 471,3 400,8 528,4

окупаемости проекта и 200 000 р. на период окупаемости проекта в пользование и на полное содержание банного имущественного комплекса сроком на 8 лет, без передачи права собственности. В соглашении четко оговаривается, что концессионер будет обязан не менее двух дней в неделю предоставлять услуги населению по установленным тарифам администрацией города Саянска для отдельных категорий граждан, определенных Положением о предоставлении льгот на помывку в муниципальных банях города Саянска. А в другое время инвестор вполне может работать и по более высоким ценам, чтобы окупать расходы. В дополнение к банным услугам концессионер своими силами и (или) с привлечением других лиц может оказывать сопутствующие услуги.

По данному концессионному соглашению предусмотрены определенные критерии для участия в конкурсе, а также ряд ограничений:

- должен быть внесен задаток в обеспечение исполнения обязательства до окончания приема заявок, в размере 50 тыс. р.;

- предоставление концессионером «безотзывной банковской гарантии за нарушение обязательств» в размере 750 тыс. р., срок предоставления обеспечения — 7 месяцев;

- страхование концессионером риска случайной гибели или случайного повреждения объекта, страховая сумма должна составлять не менее 3,6 млн р.

Победителем конкурса будет признан участник конкурса, предложивший наилучшие условия размера концессионной платы. Общая сумма инвестиций в проект составит 33 млн 500 тыс. р., в том числе кредит в размере 28 млн р. и 3 млн р. собственных средства учредителей, 2 млн р. средства местного бюджета.

Первоначальные инвестиции на капитальный ремонт составят 27 млн р. Данный инвестиционный проект является эффективным вложением денежных средств, что видно из табл. 3.

Обязательным условием считается то, что проекты, лежащие в основе концессионных соглашений, должны быть социально-экономически эффективны и финансово реализуемы. Такая оценка производится с точки зрения определения соответствия достигнутых результатов поставленным концедентом и концессионером целям.

Поскольку конкурентов в г. Саянске по предоставлению водно-оздоровительных услуг нет, то срок окупаемости для подобного рода проектов минимален, в нашем случае (рисунок) составляет 4,5 года. Расчетный период проекта составляет 8 лет. Чистая текущая стоимость (КРУ) по проекту составляет 5 465 166 р., при ставке дисконтирования 19 %. Внутренняя норма рентабельности (1ЯЯ) проекта составляет 25 %.

В ходе реализации проекта планируется создание шести дополнительных рабочих мест. Реализация данного проекта позволит привлечь жителей не только г. Саянска, но и близлежай-ших муниципальных образований, поскольку на их территории не развито предоставление подобного рода услуг. Бюджетный эффект от реализации инвестиционного проекта заключается в увеличении налоговых и неналоговых поступлений в местный бюджет на сумму 90 тыс. р. по 228,3 тыс. р. ежегодно. Все эти показатели могут свидетельствовать об улучшении социальноэкономического потенциала города после модернизации предприятия и вывода его на проектную мощность.

Таким образом, с одной стороны, концессионные соглашения целесообразно рассматривать как форму финансовой муниципальной поддержки инвестиционной деятельности, направленной на развитие муниципального образования. С другой стороны, концессионные соглашения позволяют органам местного самоуправления параллельно с поддержкой инвестиционной деятельности обеспечить оптимизацию расходов и мобилизацию доходов местного бюджета, что на сегодняшний день в рамках административ-

Таблица 3

Денежные потоки проекта ВОК «Бодрость», млн р.

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Выручка 3,5 14,6 14,6 14,6 14,6 14,6 14,6 14,6

Расходы 6,2 6,2 6,2 6,2 6,2 6,2 6,2

Денежный поток -23,3 7,4 7,4 7,4 7,4 7,4 7,4 7,4

Нарастающий денежный поток -15,9 -8,5 -1,1 6,3 13,7 21,1 28,5

млн р.

Срок окупаемости проекта ВОК «Бодрость»

ной реформы особо актуально. Концессионные соглашения позволяют сократить расходы местного бюджета в части финансирования деятельности по оказанию муниципальной услуги. Кроме того, муниципальное образование получает дополнительные доходы в бюджет в виде концессионной платы, отчислений от прибыли, после срока окупаемости проекта, а также налоговых поступлений.

Список литературы

1. О концессионных соглашениях : феде-

рал. закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ (ред. от

04.12.2007 г.).

2. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений : федерал. закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ (с изм. и доп. от 24.07.2007 г.).

3. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях : федерал. закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ (с изм. и доп. от

01.12.2007 г.).

4. Положение «Об инвестиционной политике на территории городского округа муниципального образования “город Саянск”» : утв. постановлением мэра городского округа от 19.03.2007 г. № 110-37-168-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.