Научная статья на тему 'МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ'

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
собственность / муниципалитет / социально-экономическое развитие / property / municipality / socio-economic development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Полякова, Н.Ю. Кожанчикова, А.В. Алентьева

Муниципальная собственность играет ключевую роль при формировании доходов муниципального образования. Эффективность использования муниципальной собственности во многом определяет уровень социального развития региона. В статье рассмотрены вопросы формирования концепции управления муниципальной собственностью с учетом экономических и социальных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUNICIPAL PROPERTY AS A BASIS FOR ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF REGIONS

Municipal property plays a key role in the formation of revenues of the municipality. The efficiency of the use of municipal property largely determines the level of social development of the region. The article deals with the formation of the concept of municipal property management, taking into account economic and social indicators.

Текст научной работы на тему «МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ»

№1(32), 2023

8. Кравченко Т.С. Инновационно-инвестиционная активность в сельском хозяйстве Орловской области //Аграрная Россия. 2013. № 9. С. 28-32.

9. Кравченко Т.С., Сухочева Н.А. Потенциал экономического роста крестьянских (фермерских) хозяйств: региональный аспект // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 2. С. 30-36.

УДК 332.14

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО

РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

А.А. Полякова, кандидат экономических наук, доцент Н.Ю. Кожанчикова, кандидат экономических наук, доцент А.В. Алентьева, кандидат экономических наук, доцент кафедра «Финансы, инвестиции и кредит» E-mail: polykova a a@,mail.ru Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина

Аннотация: Муниципальная собственность играет ключевую роль при формировании доходов муниципального образования. Эффективность использования муниципальной собственности во многом определяет уровень социального развития региона. В статье рассмотрены вопросы формирования концепции управления муниципальной собственностью с учетом экономических и социальных показателей.

Ключевые слова: собственность, муниципалитет, социально-экономическое развитие

MUNICIPAL PROPERTY AS A BASIS FOR ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF REGIONS

A. Polyakova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor N.Yu. Kozhanchikova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.V. Alentyeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department "Finance, Investment and Credit" Oryol State Agrarian University named after N.V. Parakhin

Abstract: Municipal property plays a key role in the formation of revenues of the municipality. The efficiency of the use of municipal property largely determines the level of social development of the region. The article deals with the formation of the concept of municipal property management, taking into account economic and social indicators.

Key words: property, municipality, socio-economic development

В последнее время остро стоит вопрос обеспечения экономической безопасности страны, в том числе муниципального образования, как ее части. Перед проведением анализа уровня экономической безопасности и эффективности системы ее обеспечивающей целесообразно рассмотреть такие понятия, как «безопасность» и «экономическая безопасность». Изначально, само понятие «безопасность» предполагает с одной стороны определить объект, на который можно воздействовать и подвергать опасности, и с другой стороны, тех факторов, которые могут нести в себе угрозу. Большинство ученых в качестве объекта безопасности выделяют общество в целом и отдельные взаимосвязанные между собой сферы его жизнедеятельности, т.е. военную, политическую, экономическую, продовольственную, демографическую и прочие виды безопасности.

Следует отметить, что муниципальная безопасность, являющаяся одной из частей составляющих национальную безопасность, в тоже время имеет свои особенности, которые не характерны для федеральной и региональной безопасностей. Например, она действует в пределах своих возможностей, которые значительно меньше, чем у государства или региона, в границах муниципалитета, и именно в них ориентирована на стимулирование резервов и ликвидацию угроз [5].

«Потребность в муниципальной экономической безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство» [6].

Среди основных факторов экономической безопасности муниципального образования можно выделить:

I. Внутренние факторы - это факторы, создаваемые внутри муниципального образования,

направленно влияющие на обеспечение экономической безопасности. К ним относятся:

№1(32), 2023

1. Экономико-социальные, включающие производственную, социальную и рыночную инфраструктуру территории, уровень жизни населения муниципального образования, конкурентоспособность экономики и потенциал территории. обеспечение общественной безопасности, пропаганду здорового образа жизни, патриотическое воспитание, благоустройство территории.

2. Правовые факторы, основу которых составляет качество муниципальной нормативной правовой базы. При наличии качественной правовой базы, руководство приобретает инструмент для обеспечения экономической безопасности муниципального образования и наоборот.

3. Политико - трудовые, раскрывающие профессиональную подготовку муниципальных

служащих, а также их антикоррупционный настрой.

II. Внешние факторы - это факторы, создаваемые вне муниципального образования, но также существенно влияющие на обеспечение экономической безопасности муниципалитета. В определенных ситуациях они могут приобретать главное значение по отношению ко внутренним факторам в вопросах обеспечение экономической безопасности муниципального образования. К внешним факторам относятся:

1. Правовые. Муниципальное законодательство разрабатывается только на основе Федерального и регионального и не должно им противоречить.

2. Политические. Они определяют направленность реализуемой государством политики.

3. Экономические, представляющие собой совокупность обстоятельств, определяющих макроэкономический климат в муниципальном образовании, например, объем выделяемых субсидий и дотаций, инвестирование в экономику от частных либо государственных организаций [1].

III. Природно-географический фактор. К данному фактору относятся: территориальные размеры муниципального образования, климатические условия, запасы природных ресурсов, экологическая составляющая.

Основную роль в обеспечении муниципальной экономической безопасности играют внутренние факторы, однако, внешние факторы, которые в определенных условиях могут приобретать приоритетное значение в обеспечении безопасности муниципального образования.

Для каждого муниципалитета сочетание факторов уникально. Внешние и внутренние факторы носят сдерживающие и стимулирующие, случайные и регулярные, благоприятные и негативные воздействия. Следует отметить, что наибольшую опасность представляют факторы, негативно влияющие на экономическую безопасность. К ним можно отнести инфраструктурные, социально - демографические, кредитные, правовые, экологические, налоговые.

Факторы, влияющие на экономическую безопасность муниципалитета, необходимо рассматривать в комплексе в силу того, что их воздействие неразрывно связано друг с другом.

Основой обеспечения экономической безопасности муниципалитета выступает наличие муниципальной собственности и эффективная система управления ею. Собственность - экономическая категория, отражающая экономические отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Согласно законодательства Российской Федерации различают следующие основные формы собственности: частная, государственная и муниципальная.

В муниципальной собственности находится имущество муниципальных образований, принадлежащее им на праве собственности (ст. 215 ГК РФ). Следует отметить, что состав имущества, находящегося в собственности муниципалитетов, к.п. ограничен, большинством имущества они владеют, пользуются или распоряжаются, но не являются собственниками. Основное предназначение муниципального имущества обеспечить решение вопросов местного значения и жизнедеятельность населения муниципального образования.

Рассматривая вопросы управления муниципальной собственность с целью повышения экономической безопасности необходимо отметить, что базой для разработки стратегии муниципалитета в данном направлении выступают такие законодательные акты, как Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Именно в них содержаться основополагающие моменты, на которых базируются стратегии, разрабатываемые муниципалитетами [2].

В то же время мероприятия, разрабатываемые в рамках государственной и региональной политик направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации, тогда как политика муниципального уровня направлена на обеспечение экономического развития муниципального образования и социальной защищенности населения, проживающего на его территории.

При разработке концепции управления муниципальной собственностью целесообразно основываться на сочетании таких составляющих, как экономическая эффективность и безопасность, т.е. разрабатываемая концепция должна быть направлена не только на достижение экономического эффекта, но и повышения социальной защищенности населения района [3].

Подходы и принципы формирования и реализации концепции управления муниципальной собственностью можно представить в виде схемы (Рисунок 1).

ВЕСТНИК ТЕХНОСФЕРНОИ БЕЗОПАСНОСТИ И СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ

№1(32), 2023

Г ч

Базовые подходы Концепции управления муниципальной собственностью • Комплексный •Системный • Интегрированный •Функциональный

у Л Принципы Концепции •Оперативность

управления •Адаптивность

муниципальной •Открытость

собственностью ^ л •Эффективность

Концепция управления муниципальным имуществом

Рисунок 1 - Подходы и принципы формирования и реализации концепции управления муниципальной собственностью

Формируя модель управления муниципальным имуществом необходимо учитывать, что она должна:

1. Обеспечить проведение кадастровой оценки имеющего имущества, а также имущества, которое не стоит на учете, но может быть отнесено к муниципальной собственности;

2. Определять порядок проведения отчуждения имущества;

3. Содержать порядок и процедуру подготовки и проведения муниципальных контрактов по капитальному строительству, начиная с момента размещения муниципального заказа, заканчивая кадастровой оценкой и постановкой на учет указанного имущества;

4. Обеспечивать выполнение функций, возложенных на муниципалитет в части распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также имуществом собственность на которое не разграничена, если такие случаи установлены в законодательном порядке;

5. Определять порядок и процедуру ведения реестра земель и земельных участков, а также движимого и недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципалитета;

6. Обеспечивать согласованность действий и интересов муниципалитета с региональными и государственными интересами.

Необходимо отметить, что Концептуальная модель управления муниципальным имуществом, обеспечивающая экономическую безопасность предполагает согласование интересов всех участников имущественно-правовых отношений, включая различные уровни (федеральный, региональный и местный), а также пользователей имущества и населения, проживающего на территории муниципалитета, на этапе своего формирования.

Концепция управления муниципальным имуществом должна содержать определение потребности района в муниципальном имуществе различных видов, которое необходимо для выполнения функций, возложенных на муниципалитет и обеспечение его социально-экономического развития, повышения уровня экономической безопасности.

Немаловажной составляющей указанной модели является четкая проработка вопросов отчетности о деятельности государственных организаций, с целью оценки эффективности их функционирования, выполнения программ развития, и принятия мер ответственности при установлении фактов неэффективного руководства. Ужесточение ответственности лиц, отвечающих за сохранность и эффективность использования муниципального имущества позволит избежать ситуаций, когда имеющееся имущество утрачивается из-за отсутствия надлежащего обслуживания.

Следует отметить, что достижение экономической эффективности далеко не главная цель функционирования системы управления муниципальной собственностью. Здесь большое значение играет социальная составляющая. В этой связи, наряду с ключевым показателем эффективности, в Концепции развития муниципального образования должен быть рассмотрен перечень индикаторов, позволяющих определить достижение целей социального развития муниципалитета. К ним можно отнести: среднедушевой доход населения района, демографическая ситуация, обеспеченность услугами систем здравоохранения, образования, наличие объектов культурной и спортивной сфер, интегрированный показатель ИЧР. По среднедушевому доходу населения контрольный размер устанавливается на уровне среднего по региону; по обеспеченности услугами систем здравоохранения, образования - согласно установленных норм. Демографическая ситуация оценивается через показатель миграции и убыли населения, т.е., в идеале в районе должен быть обеспечен прирост числа жителей, при этом следует анализировать и половозрастной состав и

уровень квалификации. Достаточность объектов культурной и спортивной сфер, также можно соотносить со среднеобластным значением. Интегрированный показатель ИЧР, не смотря на сложности, возникающие с его расчетом, позволяет оценить одновременно несколько качественных показателей развития муниципалитета

[4].

Таким образом, системная реализация указанной концепции, позволит планомерно двигаться к достижению основных целей функционирования системы управления имуществом муниципального образования, обеспечению экономической безопасности района. Определение и формирование рационального состава и структуры муниципального имущества в рамках концепции даст возможность оптимизировать расходы на его содержание, позволит расширить материальную базу коммерческого сектора (за счет реализации объектов муниципальной собственности, которые не приносят дохода в виде арендных платежей и не дают социального эффекта).

Литература

1. Dudareva A.B. Priority directions of Russia''s financial policy / A.B. Dudareva, A.A. Polyakova, N.Y. Kozhanchikova // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. - 2017. - No 4(64). - P. 2634. - DOI 10.18551/ijoas.2017-04.04.

2. Алихаджиева Д.Ш. Теоретические аспекты управления муниципальной собственностью / Д.Ш. Алихаджиева, Х.А. Ибрагимова // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 6(143). - С. 400-403.

3. Боженов М.А. О проблемах управления муниципальной собственностью / М.А. Боженов, В.Ю. Помещик // Эпомен. - 2021. - № 51. - С. 66-70.

4. Полякова А. А. К вопросу об устойчивом развитии сельских территорий // Вестник сельского развития и социальной политики. - 2016. - № 1(9). - С. 44-47.

5. Раевский С.В. Оценка социально-экономической безопасности муниципальных образований // Региональная экономика : теория и практика. - 2016. - № 6. - С. 145-163.

6. Силина Т.Л. Сущность проблемы обеспечения муниципальной экономической безопасности // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 9-5. - С. 1077-1081.

УДК 330.322.011/631

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ АПК: МЕТОД КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ

Т.С. Кравченко, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, инвестиции и кредит»

E-mail: t-rvbalko@mail.ru А.Б. Дударева, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, инвестиции и кредит»

E-mail: dudareffa@mail. ru Г.Г. Краснов, магистрант 1 курса Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина

Аннотация: Перспективы развития организации АПК, в сложившихся санкционных условиях и переориентации рынка, связаны с привлечением инвестиций. В связи с этим важнейшей задачей является повышение инвестиционной привлекательности агросубъекта, с помощью методов ее оценки, которые позволяют выявить сильные и, самое главное, слабые стороны, которые в дальнейшем надо будет устранить. Значимая роль оценки инвестиционной привлекательности для инвестора заключается в грамотном анализе финансово-экономических показателей деятельности организации и прогнозе ее эффективного развития.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность, метод комплексной оценки, финансово - экономические показатели, организация АПК.

INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX ORGANIZATION:

INTEGRATED ASSESSMENT METHOD

T.S. Kravchenko, candidate of economic Sciences, associate Professor A.B. Dudareva, candidate of economic Sciences, associate Professor Federal State Budgetary Educational Institution Of Higher Professional Education Federal State Budgetary Educational Institution Of Higher Professional Education G.G. Krasnov, 1st year Master's student Orel State Agrarian University name N.In. Parahina

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.