Научная статья на тему 'МУНИЦИПАЛЬНАЯ И ШКОЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ В КОНТЕКСТЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

МУНИЦИПАЛЬНАЯ И ШКОЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ В КОНТЕКСТЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ШКОЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуров Валерий Николаевич, Исламов Руслан Рафаэльевич, Гурова Елена Валерьевна

В статье авторы рассматривают повышение эффективности патриотического воспитания на основе использования в этом процессе муниципальной и школьной методической службы. Авторы приводят практику работу этих служб в патриотическом воспитании обучающихся с ОО школе, а также дают авторскую модель развития методических служб на муниципальном и республиканском уровне. Показано, как в ходе выполнения исследовательского проекта по патриотическому воспитанию авторы «корректировали» деятельность методических служб, определяли идеологию, структуру и их функционирования, «строили» логистику. На примере одного их муниципалитетов (Шаранский) показано использование новых форм повышения квалификации как руководителей методических служб, так и отдельных образовательных организаций (используемый формат - World café). Авторы приводят авторскую схему выстроенности этой работы. В целом - приводимый автором список собственных изданий, показывает организацию и содержание этой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуров Валерий Николаевич, Исламов Руслан Рафаэльевич, Гурова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUNICIPAL AND SCHOOL METHODOLOGICAL SERVICES IN THE CONTEXT OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS: EXPERIENCE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

In the article, the authors consider increasing the effectiveness of patriotic education through the use of municipal and school methodological services in this process. The authors cite the practice of the work of these services in the patriotic education of students with OO school and also give the author’s model of the development of methodological services at the municipal and republican levels. It is shown how, during the implementation of a research project on patriotic education, the authors “corrected” the activities of methodological services, determined the ideology, structure and their functioning, and “built” logistics. On the example of one of their municipalities (Sharansky), the use of new forms of professional development for both heads of methodological services and individual educational organizations is shown (the format used is World café). The authors give the author’s scheme of the alignment of this work. In general - the author’s list of his own publications shows the organization and content of this work.

Текст научной работы на тему «МУНИЦИПАЛЬНАЯ И ШКОЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ В КОНТЕКСТЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Муниципальная и школьная методические службы в контексте патриотического воспитания обучающихся: опыт и перспективы развития

Гуров Валерий Николаевич,

академик МАНПО, профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой управления и профессионального образования ГАУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан» E-mail: gurovvaleriy@mail.ru

Исламов Руслан Рафаэльевич,

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник инновационной сетевой кластерной педагогической лаборатории, доцент кафедры государственного управления ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» E-mail: ruslan-islamov@yandex.ru

Гурова Елена Валерьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, факультета психологии ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» E-mail: gull69@mail.ru

В статье авторы рассматривают повышение эффективности патриотического воспитания на основе использования в этом процессе муниципальной и школьной методической службы. Авторы приводят практику работу этих служб в патриотическом воспитании обучающихся с ОО школе, а также дают авторскую модель развития методических служб на муниципальном и республиканском уровне. Показано, как в ходе выполнения исследовательского проекта по патриотическому воспитанию авторы «корректировали» деятельность методических служб, определяли идеологию, структуру и их функционирования, «строили» логистику. На примере одного их муниципалитетов (Шаранский) показано использование новых форм повышения квалификации как руководителей методических служб, так и отдельных образовательных организаций (используемый формат - World café). Авторы приводят авторскую схему выстроенности этой работы. В целом - приводимый автором список собственных изданий, показывает организацию и содержание этой работы.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, муниципальная методическая служба, школьная методическая служба, воспитание.

о с

CJ

Патриотическое воспитание обучающихся в общеобразовательной школе, на наш взгляд, является ключевым в деятельности образовательных организаций. Средства, формы и методы, исследуемые в этой работе, могут быть различны. В данной статье мы остановимся на использовании муниципальных школьных методических служб в организации и содержании данной работы.

Общеизвестно, что происходящее в настоящее время системные инновации требует внесения определенных корректив в деятельности муниципальных и школьных методических служб.

Основными задачами методических служб является оказание содействия образовательным организациям в инновациях повышении качества их функционирования (особенно в инновационном режиме). В этом случае целевая установка деятельности муниципально-методических служб заключена в оказании содействия образовательным организациям в развитии их потенциала в различных направлениях их деятельности. В контексте нашей статьи - в повышении эффективности патриотического воспитания обучающихся в образовательной школе. Отталкиваясь от задач методических служб в образовании вообще, а именно способствование повышению качества управленческих кадров на понимание новых смыслов их деятельности, «выработке» использования в управлении наиболее эффективных форм власти (в первую очередь, экспертные формы, и стиля (демократического)) в ходе нашей деятельности по организации школами патриотического воспитания обучающихся мы шли к разработке проекта по совершенствованию как структуры, так и содержания деятельности методических служб, перестраивая структуру и деятельность методических служб мы в своем исследовании приходили к пониманию того, что они (службы) станут одними из действенных средств в повышении качества функционирования образовательных организаций, а значит - и в повышении патриотического воспитания в общеобразовательных школах. В этой связи нами был разработан проект методической службы для муниципалитетов с организационным сопровождением системных изменений в организациях. В основе нашего проекта лежит понимание того, что эти службы должны стать реальным «инструментом» в повышении качества деятельности образовательных организаций в муниципалитете (в том числе и патриотического). Фактически нами решалась задача по превращению их в действенных операторов опережающего сопровождения системных изменений в организации, стать сетевыми кластерами

в формировании необходимых профессиональных компетенций у руководителей и членов педагогического коллектива (в том числе в патриотическом воспитании). Научить управляющий «генералитет» образовательных организаций «фильтровать» информацию в целях принятия эффективного решения. Фактически, разработанный нами проект базируется на изменения приоритетов - курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка должны стать действенным средством профессионально-личностного развития каждого руководителя и члена педагогического коллектива. В этой связи при формировании учебных программ, их разработки мы стали активно использовать «слушателей». Нами в учебные программы стали активно включаться лучшие практики образовательных организаций, привлекатся к чтению отдельных модулей и тем лучших руководителей. Особой целевой установкой разрабатываемого нами проекта было создание эффективной модели опережающего методического сопровождения системных изменений в образовательных комплексах муниципалитетов и отдельных образовательных организациях. В этом случае методические службы (в первою очередь - муниципалитеты, а на их примере - школьные) начинают выполнять функции создания творческих сетевых объединений руководителей и педагогов, способствуют в устранении профессиональных «дефицитов» на базе развивающихся стажировочных площадок. Разработанный нами проект включал в себя его идеологию, целевые установки и задачи, а также «дорожную» карту с мероприятиями и логистику реализации. В этом случае проект действительно полностью охватил все субъекты данной деятельности с учетом специфики каждой образовательной организации.

Отдельно нами были выписаны проектные результаты к деятельности.

Организацию работы по совершенствованию деятельности муниципальных служб мы приводим на примере одного из муниципалитетов.

Приводим один из фрагментов.

В Шаранском районе в «мировом кафе» приняли участие руководство района, представители бизнеса, руководители образовательных организаций, учителя и родители в количестве 64 человек. Темы для обсуждения были обозначены следующие: 1 стол. Социальная активность: Общественная социальная активность учителя; Инновационная активность учителя; Технологическая активность учителя; 2 стол. Современная школа: Обеспечение доступа к информации участников образовательных отношений; Стратегия и тактика перехода школы в новое состояние; Пути изменения школьной инфраструктуры; 3 стол. Государственно-частное партнерство в системе образования: Рациональное распределение финансов образовательной организации; Фандрайзинг как вызов времени; Кооперация и интеграция государственных и частных ресурсов. 4 стол. Современные родители: Ключевые приоритеты современных родителей; Ответственность современных родителей; Современное воспитание на основе привязанности. 5 стол. Цифровая школа: Информационные технологии в образовательном процессе; Смешанное обучение как компонент цифровой школы; Информационно-образовательная среда.6 стол. Цифровые дети. Реальная и виртуальная жизнь цифровых детей; Цифровые аборигены и цифровые дети: как взаимодействовать? Идентичность цифровых детей. 7 стол. Учитель будущего. Совершенствование творческой индивидуальности учителя будущего; Эмпатия и толерантность как ключевые характеристики учителя будущего; Электронное и традиционное обучение в деятельности учителя будущего.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Рис. 1

Большую роль в этом процессе играли созданная нами сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория и высшая школа лидерства. В результате работу по совершенствованию деятельности методических муниципальных служб можно представить следующим образом (рис. 1.).

В качестве выводов.

Проводимая нами активная работа по совершенствованию деятельности муниципальных и школьных методических служб позволило повысить качество деятельности образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся. Об этом свидетельствует проведенные нами опросы слушателей курсов повышения квалификации профессиональной переподготовки. Из опрошенных 1245 директоров и заместителей образовательных организаций на вопрос «что сказалось позитивно на повышение эффективности Вашей работы по патриотическому воспитанию обучающихся свыше 92% ответили, что это деятельность муниципальных и школьных методических служб. Во-первых, муниципальные службы стали обучать руководителя образовательных организаций и школьных методических служб с использование интерактивных технологий обучения (World-cafe, Форсайт-сессия, Баркемп и др.). Это способствовало в формировании у слушателей способностей разбираться в сущности патриотического воспитания, в использовании наиболее эффективных форм в этой работе (как в организации, так и содержании). Во-вторых, школьные методические службы стали также активно использовать интерактивные формы (чему их научили муниципально-методические службы) в работе с педагогическим коллективом. Работа в этом направлении продолжается.

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 19.11.2021).

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная Правительством Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 [Электронный ресурс]. -URL: http://static.government.ru/media/files/8qqY UwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdfc (Дата обращения: 18.04.2020).

3. Исламов Р.Р. К вопросу о развитии идей формирования гражданина и патриота в отечественной педагогике (краткий анализ) // Актуаль-

о ные проблемы социального, экономического Ы и информационного развития современного об-g щества»: всероссийская научно-практическая ~ конференция, посвященная 100-летию со дня рождения первого ректора БашГУ Чанбарисо-

ва Ш.Х. (г. Уфа, 20 мая 2016 г.). Часть 1. / Гл. редактор В.П. Захаров. - Уфа: НИЦ «Аэтерна», 2016 г. С. 234-238.

4. Гуров В.Н., Иванцова Н.А., Мазитов Р.Г. Современная инновационная школа в мегаго-роде: проектирование и реализация модели: Учебно-методическое пособие. - М., Педагогическое общество России, 2018. - 38 с.

5. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Гурова Е.В., Гуров Д.В. Инновационная сетевая кластерная педагогическая лаборатория: опыт работы с муниципалитетами по патриотическому воспитанию // Мир науки, культуры, образования.

2019. № 3 (76). С. 159-160.

6. Гуров В.Н., Исламов Р.Р. Сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория в контексте патриотического воспитания обучающейся молодежи // Инновации в образовании. 2019. № 2. С. 107-114.

7. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Гурова Е.В. Государственно-общественное управление в общей школе как фактор повышения качества патриотического воспитания обучающихся // Мир науки, культуры, образования.

2020. № 3 (82). С. 303-305.

8. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Гуров Д.В. Патриотическое воспитание обучающихся в образовательных учреждениях - новый дизайн организации научного исследования// Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4. С. 115-118.

9. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Гуров Д.В. О некоторых направлениях работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию// Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1. С. 173-176.

10. Гуров В.Н. Опыт организации педагогической работы. Педагогика, 1993, № 4, с. 95-103

11. Гуров В.Н., Вишняков В.Ф. Реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ставрополь, 2003.

12. Гуров В.Н., Гурова Е.В., Дайнова Г.З., Левина И.Р., Шабаева Г.Ф., Мубинова З.Ф. Инновационная школа и задачи и институты и задачи института педагогики в подготовке специалистов нового типа // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 6 (37). С. 29-36.

13. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Гурова Е.В. Инновационная деятельность образовательных комплексов муниципалитетов и отдельных образовательных организаций: практика работы// Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 238-241.

14. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Гуров Д.В. Единое воспитательно-образовательное пространство в муниципалитете и отдельной образовательной организации как фактор повышения качества патриотического воспитания обучающихся// Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-4. С. 121-124.

15. Мазитов Р.Г., Гуров В.Н., Чайникова Л.Ф. Кафедра управления и муниципальная методическая служба: взаимодействие в контексте повышения качества образовательного менеджмента /Муниципальные методические службы в контексте новых вызовов времени: опыт, проблемы, перспективы: Сборник статей. -Уфа: РИЦ ИРО РБ, 2014. -С. 6-11.

16. Мазитов Р.Г., Гуров В.Н., Чайникова Л.Ф. Кафедра управления и муниципальная методическая служба: взаимодействие в контексте повышения качества образовательного менеджмента /Муниципальные методические службы в контексте новых вызовов времени: опыт, проблемы, перспективы: Сборник статей. -Уфа: РИЦ ИРО РБ, 2014. -С. 6-11.

17. Гуров В.Н., Булатова З.А., Гайнуллин И.А., Аса-бина В.Я., Каримов Ф.Ф., Халитова А.С. Новые подходы в организации работы муниципальных метожических служб Республики Башкортостан. Методические рекомендации. - Уфа: изд-во ИРО РБ, 2016. - 72 с.

MUNICIPAL AND SCHOOL METHODOLOGICAL SERVICES IN THE CONTEXT OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS: EXPERIENCE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Gurov V.N., Islamov R.R., Gurova E.V.

State Autonomous Institution of Additional Vocational Education Institute for the Development of Education of the Republic of Bashkortostan, Bashkir State University

In the article, the authors consider increasing the effectiveness of patriotic education through the use of municipal and school methodological services in this process. The authors cite the practice of the work of these services in the patriotic education of students with OO school and also give the author's model of the development of methodological services at the municipal and republican levels. It is shown how, during the implementation of a research project on patriotic education, the authors "corrected" the activities of methodological services, determined the ideology, structure and their functioning, and "built" logistics. On the example of one of their municipalities (Sharansky), the use of new forms of professional development for both heads of methodological services and individual educational organizations is shown (the format used is World café). The authors give the author's scheme of the alignment of this work. In general- the author's list of his own publications shows the organization and content of this work.

Keywords: patriotic education, municipal methodical service, school methodical service, education.

References

1. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated 29.12.2012 N 273-FZ (latest edition) [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174 / (Accessed: 11/19/2021).

2. The State program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020", approved by the Government of the Russian Federation No. 1493 dated December 30, 2015 [Electronic resource]. - URL: http://static.government.ru/media/

files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdfc (Accessed: 04/18/2020).

3. Islamov R.R. On the question of the development of ideas of the formation of a citizen and a patriot in Russian pedagogy (a brief analysis)// Actual problems of social, economic and informational development of modern society": All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 100th anniversary of the birth of the first rector of BASHGU Changbarisov Sh. Kh. (Ufa, May 20, 2016). Part 1. / Editor-in-chief V.P. Zakharov. - Ufa: SIC "Aeterna", 2016, pp.234-238.

4. Gurov V.N., Ivantsova N.A., Mazitov R.G. Modern innovative school in megacity: design and implementation of the model: Educational and methodical manual. - M., Pedagogical Society of Russia, 2018. - 38 p.

5. Gurov V.N., Islamov R.R., Gurova E.V., Gurov D.V. Innovative network cluster pedagogical laboratory: experience of working with municipalities on patriotic education // The world of science, culture, education. 2019. No. 3 (76). pp. 159-160.

6. Gurov V.N., Islamov R.R. Network innovative cluster pedagogical laboratory in the context of patriotic education of students // Innovations in education. 2019. No. 2. pp. 107-114.

7. Gurov V.N., Islamov R.R., Gurova E.V. State and public administration in a general school as a factor in improving the quality of patriotic education of students // The world of science, culture, education. 2020. No. 3 (82). pp. 303-305.

8. Gurov V.N., Islamov R.R., Gurov D.V. Patriotic education of students in educational institutions - a new design of the organization of scientific research// Problems of modern pedagogical education. 2020. No. 67-4. pp. 115-118.

9. Gurov V.N., Islamov R.R., Gurov D.V. About some areas of work of educational organizations on patriotic education// Problems of modern pedagogical education. 2020. No. 69-1. pp. 173-176.

10. Gurov V.N. Experience in organizing pedagogical work. Pedagogy, 1993, No. 4, pp. 95-103

11. Gurov V.N., Vishnyakov V.F. Reforming the system of life support, education and training of orphans and children left without parental care. Stavropol, 2003.

12. Gurov V.N., Gurova E.V., Dainova G.Z., Levina I.R., Shabae-va G.F., Mubinova Z.F. Innovative school and tasks and institutes and tasks of the Institute of Pedagogy in the training of specialists of a new type // Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2011. No. 6 (37). pp. 29-36.

13. Gurov V.N., Islamov R.R., Gurova E.V. Innovative activity of educational complexes of municipalities and individual educational organizations: work practice// The world of science, culture, education. 2021. No. 3 (88). pp. 238-241.

14. Gurov V.N., Islamov R.R., Gurov D.V. Unified educational and educational space in the municipality and a separate educational organization as a factor in improving the quality of patriotic education of students// Problems of modern pedagogical education. 2021. No. 70-4. pp. 121-124.

15. Mazitov R.G., Gurov V.N., Chaynikova L.F. Department of Management and municipal methodological service: interaction in the context of improving the quality of educational management /Municipal methodological services in the context of new challenges of the time: experience, problems, prospects: Collection of articles. - Ufa: RIC IRO RB, 2014. - pp. 6-11.

16. Mazitov R.G., Gurov V.N., Chaynikova L.F. Department of Management and municipal methodological service: interaction in the context of improving the quality of educational management /Municipal methodological services in the context of new challenges of the time: experience, problems, prospects: Collection of articles. - Ufa: RIC IRO RB, 2014. - pp. 6-11.

17. Gurov V.N., Bulatova Z.A., Gainullin I.A., Asabina V. Ya., Kari-mov F.F., Khalitova A.S. New approaches in the organization of the work of municipal metrological services of the Republic of Bashkortostan. Methodological recommendations. - Ufa: publishing house of IRO RB, 2016. - 72 p.

СЭ

о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.