УДК 332.1(571.14):656
мультимодальный транспортный узел в новосибирске как часть федеральной логистической инфраструктуры
Калмыков Сергей Павлович
Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС), доцент кафедры таможенного дела, к.ист.н., доцент, e-mail: [email protected]
Морозова Анна Алексеевна
Сибирский государственный университет путей сообщения, аспирант-стажер, e-mail: [email protected]
В статье анализируются перспективы развития и значение Новосибирского мультимодаль-ного транспортного узла для совершенствования региональной транспортно-логистической системы и инфраструктуры таможенных органов. Авторами исследуются данные таможенной статистики внешнеторгового оборота товаров России и Новосибирской области за период 2019-2020 гг.
Ключевые слова: товарооборот; товарная структура; ТОСЭР; мультимодальный транспортный узел
MULTIMODAL TRANSPORT HUB IN NOVOSIBIRSK AS PART OF THE FEDERAL LOGISTICS INFRASTRUCTURE
Kalmykov Sergey P.
Siberian Transport University, Associate Professor of Department of Customs, PhD, Docent, e-mail: [email protected]
Morozova Anna A.
Siberian Transport University, Postgraduate student, e-mail: [email protected]
The article analyses the development prospects and importance of the Novosibirsk multimodal transport hub for improving the regional transport and logistics system and customs infrastructure. The authors study customs statistics on the foreign trade turnover of goods of Russia and the Novosibirsk region for the period 2019-2020
Keywords: turnover; trade structure; TASED; multimodal transport hub
Для цитирования: Калмыков С.П., Морозова А.А. Мультимодальный транспортный узел в Новосибирске как часть федеральной логистической инфраструктуры // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 3 (75). С. 23-27.
Создание мультимодальных транспортных узлов (хабов) в России, которое рассматривалось еще с 1990-х гг., нашло отражение в «Транспортной стратегии России на период до 2020 года» [1]. Однако до сих пор мультимодальная транспортная интеграция недостаточно развита, что снижает производительность логистической структуры, перегружает расчетные возможности транспортной и таможенной инфраструктуры.
На сегодняшний день в Российской Федерации (РФ) действует 9 мультимодальных транспортных узла (МТУ) федерального уровня, расположенные в городах: Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Владивостоке, а также в Новосибирске [2].
Сравним 2 мультимодальных транспортных узла федерального значения - Москвы и Новосибирска. В Москве на сегодняшний день действуют 35 МТУ различного уровня (государственного, межрегионального, регионального и местного) [2]. В интересах Московского МТУ федерального значения действует 6 аэропортов и 4 терминала для железнодорожных и автомобильных контейнерных перевозок [3]. В Новосибирске - 1 аэропорт и 2 терминала для железнодорожных и автомобильных контейнерных перевозок.
Суммарно объемы поставок в 2019 г. в Московском МТУ всеми видами транспорта составили 7 310 млн тонн грузов, а в Новосибирском -4 714 млн тонн грузов [4]. Т.е. Новосибирск занимал 6-е место по грузообороту в России, в то время как Санкт-Петербург занимал лидирующие позиции с внешнеторговым оборотом равным 8 540 млн. тонн грузов (табл. 1).
Таблица 1
Рейтинг городов РФ по товарообороту всех видов транспорта, млн тонн
Товарооборот Рейтинг
Санкт-Петербург 8 540 1
Москва 7 310 3
Новосибирск 4 714 6
Создание улучшенного мультимодально-го транспортного узла федерального уровня в Новосибирске обуславливается рядом имеющихся преимуществ.
Во-первых, территориальным расположением Новосибирской области на территории РФ. Город Новосибирск находится между двумя крупными территориями: западной и восточной
частями РФ. За счет своего географического положения Новосибирск считается удобным для транспортировки грузов, а также создания мультимо-дального транспортного узла.
Во-вторых, Новосибирск является третьим по численности населения городом РФ, поэтому он привлекателен для инвесторов. Также из-за действующих санкций со стороны Запада возникли проблемы с международным товарооборотом в данном направлении, что усложняет сотрудничество с этими странами. Новосибирск имеет развивающийся потенциал товарооборота и пассажирских перевозок из стран Ближнего и Дальнего Востока.
В-третьих, через Новосибирск проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, которая соединяет Запад и Восток РФ. Однако перевозить грузы и пассажиров по Транссибирской железнодорожной магистрали становится затруднительным, так как она исчерпала свои технические возможности по увеличению объемов по доставке грузов. Также существует «опасность» потерять своего главного торгового партнера - Китай, тем самым есть риск потерять огромный товаро-поток, который поставляется из Китая в Россию, и наоборот.
Поскольку реальные пропускные возможности Транссиба уже испытывают затруднения, Китай разработал и осуществляет проект Великого шелкового пути, соединяя восточную и западную часть материка Евразия, в том числе
и через страну - участницу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - Казахстан.
Целью написания данной работы является выявление перспектив развития МТУ в Новосибирске до уровня мультимодального логистического центра федерального уровня.
Проведем сравнительный анализ таможенной статистики на примерах разных групп товаров, которые представлены на экспорт из РФ и импорт в РФ (табл. 2)., чтобы выявить долю Новосибирской области во внешнеторговом обороте страны (табл. 3).
Наблюдается общее сокращение товарооборота и экспорта при одновременном увеличении импорта товаров.
По основным показателям отмечается снижение физических объемов товарных групп при увеличении объемов стоимости [4]. Крупным и стабильным по отношению к 2019 г. показателем в товарной структуре импорта являются машины и оборудование. По импорту товаров топливно-энергетического сектора в январе 2020 г. отмечается незначительный спад.
В 2020 г., как и в 2019 г., Европейский Союз (ЕС) сохраняет главенствующее место во внешней торговле России. Не отстают от ЕС и страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, которые занимают второе место в товарообороте России с показателем 33,3%. Остальные страны также показывают значительную долю товарооборота во внешней торговле России (табл. 4) [4].
Таблица 2
Внешнеторговый оборот России ($ млрд) [3]
Показатель Январь 2019 г. Январь 2020 г. Динамика
Товарооборот 48 46,2 Сокращение на 1,8 %
Импорт 15,6 16,2 Увеличение на 0,6 %
Экспорт 32,4 29,9 Сокращение на 2,5 %
Таблица 3
Товарная структура импорта (доли в %)
Январь 2019 г.[5] Январь 2020 г.[4]. Динамика
Топливно-энергетический сектор 1 0,8 Сокращение на 2,3 %
Из них:
из стран Дальнего зарубежья 0,6 0,4 Сокращение на 0,2 %
из стран СНГ 4,3 4,2 Сокращение на 0,1 %
Машины и оборудование 45,9 44,9 Сокращение на 1 %
Из них:
из стран Дальнего зарубежья 49,2 47,9 Сокращение на 1,3 %
из стран СНГ 20,2 19,6 Сокращение на 0,6 %
Таблица 4
Структура товарооборота России в январе 2020 г. (доли в %) [3]
Январь 2020 г.
Страны Европейского Союза 41,2
Страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества 33,3
Страны Содружества Независимых Государств 10,7
Страны Евразийского экономического союза 7,6
Основным торговым партнером из стран дальнего зарубежья остается Китай (рис.1).
В целом, внешняя торговля России не сильно изменилась из-за мировых проблем: эпидемии ко-ронавируса, сложной ситуации в нефтяном секторе и последовавшим за этим падением рубля. При сохранении физических объемов, просматривается динамика стоимостного значения экспорта, импорта и общего товарооборота страны (рис. 2).
В 2020 г. экономика Новосибирской области оценивалась, в целом, как стабильная (рис. 3).
Экспорт в январе 2020 г., по сравнению с 2019 г., увеличился за счет поставок в Китай (рост на 5 %), Германию (рост на 38 %), Казахстан (рост на 13 %). В лидеры рейтинга стран с крупнейшими экспортными поставками из области вошла Саудовская Аравия, Болгария, Корея и Индия. Импортные поставки в регион шли из Китая (40 % всего импорта из стран дальнего зарубежья), Франции и США. Из стран ближнего зарубежья более половины всего импорта идет из Казахстана [6].
Для понимания проблемы принимаем определение мультимодального транспортного узла как пункта стыковки двух или более видов транспорта, технологическое взаимодействие которых обеспечивается соответствующим комплексом транспортных устройств и средств [7, с. 91]. Мультимодаль-ный транспортный узел в Новосибирске, как выше уже указывалось, относится к МТУ федерального значения, который имеет наиболее выгодное географическое положение и находится в крупном экономическом регионе страны [3].
Развитие мультимодального транспортного узла федерального уровня на базе г. Новосибирска позволяет успешно решить ряд задач по сравнению с возможностями МТУ местного, регионального и межрегиональных уровней. Во-первых, оптимизация использования транспортных средств и инфраструктуры. Во-вторых, возможность комплексного использования различных видов транспорта и обеспечение прохождения ими контроля за транспортировкой грузов и их сохранностью. В-третьих, расширение возможностей внедрения новых транспортных, логистических и таможенных технологий. Это существенно сокращает временные показатели и транспортные расходы участникам внешнеэкономической деятельности и перевозчикам.
Так, вероятность наибольшего эффекта от развития МТУ в Новосибирске может быть только в том случае, если аналогичные МТУ будут распространены по всем крупным транспортным центрам РФ, и без данного условия эффект от ускоренного товародвижения и пассажиропотока будет утерян из-за отсутствия подходящих современных терминалов, транспортно-логистических технологий и таможенной инфраструктуры в других региональных транспортных узлах. Кроме того, организация работы всех видов транспорта по схемам «от двери до двери» возможна при создании аналогичных инфраструктур в развитых регионах страны.
Работа Новосибирского транспортно-логи-стического центра (ТЛЦ), как более значимого чем МТУ объединения, не может быть эффективной без развития ТЛЦ по всей стране с центрами в крупнейших городах, через которое проходит большое количество как грузопотоков, так и пассажиропотоков. Такими узлами уже являются Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Калининград, Ростов-на-Дону (Новороссийск), Нижний Новгород, Самара, Владивосток. В связи с этим необходимо их общее развитие, создание и реализация общих проектов [8].
Рассмотрим перспективы развития МТУ в г. Новосибирске. Аэропорт «Толмачево» обладает на сегодняшний день самой обширной географией международных перевозок в Сибири. Он находится в центре двух крупных частей страны - Запада и Востока, а также на стыке трех авиационных коридоров: Новосибирск - страны Юго-Восточной Азии, Новосибирск - Северная Америка и Новосибирск - Западная Европа. Аэропорт по данным за 2019 год занимает в России: 6-е место по числу перевезенных пассажиров, 8-е место - по объему грузовых перевозок [9].
Предположительно, что при завершении проходящей в настоящий момент реконструкции аэропорта «Толмачево», на территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Аэросити» с центром в г. Обь можно будет образовать мультимодальный транспортный узел [10].
Концепцией развития ТОСЭР «Аэросити» запланировано:
- связь аэропорта «Толмачево» с Новосибирском посредством скоростного аэроэкспресса и конечной станции в аэропорту, поскольку проблема загруженности автомагистралей города - одна из самых основных на сегодняшний день;
- расширение грузового терминала, т.к. к 2020 году рост грузопотока составил около 77 тыс. тонн из стран Европы и Азии, преимущественно из Китая;
- расширение пассажирского терминала с новой зоной контроля безопасности (т.к. к 2020 году рост пассажиропотока составил порядка 6 млн человек в год), увеличение площади для посетителей терминала, а также площади под бытовые помещения, необходимые для обслуживания аэропорта.
На ТОСЭР «Аэросити» будет развит современный контейнерный терминал, способный благодаря новым технологиям одновременно заниматься несколькими полносоставными поездами, авиационной техникой и контейнерными автомобилями. Обрабатывающая способность МТУ в г. Новосибирске составит 300 тыс. контейнеров в год, что увеличит пассажиро- и товаропоток [11, с. 156].
Помимо этого будет усовершенствована таможенная инфраструктура. В рамках ТОСЭР «Аэросити» склады временного хранения будут находиться рядом с таможенными органами, развиты пункты пропуска и т.д. Места специалистов будут
Страны
Рис. 1. Основные торговые партнеры России в январе 2020 г. ($ млрд. США) [3]
и
4Я.5 48 47.5 47
й
46
45.5 45
48
46.2
'2019 2020
Годы
Рис. 2. Внешнеторговый оборот России (показатели за январь 2019 г. и январь 2020 г.)
Рис. 3 Объем внешнеторгового оборота Новосибирской области 2019 - первое полугодие 2020 г.
оснащены современным оборудованием для более продуктивной деятельности таможенных органов.
Таким образом, развивая логистическую инфраструктуру г. Новосибирска, тем самым планируется развить и пропускную способность Новосибирского мультимодального транспортного узла, а следовательно, увеличится внешнеторговый оборот и привлекательность Новосибирска для инвесторов.
Развитие мультимодальных узлов на территории России, в том числе и в г. Новосибирске, позволит увеличить транспортные поставки и пассажиропотоки, так как Транссибирская железнодорожная магистраль привлекательна для путешествий. Также Россия не потеряет своих главных торговых партнеров, которые находятся в Восточной Азии - Китай, Южная Корея, КНДР, Казахстан, Монголия и др., ведь главным центром перевозок станет Новосибирск.
Создавая мультимодальный транспортный узел, который сможет принимать любые перевозки любым транспортом, Новосибирск расширит свои транспортные и принимающие грузопотоки возможности.
Библиографический список:
1. Приказ Минтранса РФ от 12.05.2005 № 45 «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99374/ 8ad3b87f688f0cc5e579a985b029faa5dc51e5a4/ (дата обращения: 10.09.2020).
2. Мультимодальные транспортные узлы Москвы. URL: https://www.ng.ru/economi cs/2019-09-09/100_090920191730.html (дата обращения 13.09.2020).
3. Возможности согласования и унификация режимов гражданской ответственности, регулирующих комбинированные перевозки. Итоги двух совещаний («слушаний») группы экспертов по режимам гражданской ответственности для мультимодальных
перевозок. Записка секретариата ЕЭК ООН. URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/wp24/ documents/ 003r.pdf (дата обращения: 10.09.2020).
4. Федеральная таможенная служба России. Импорт-экспорт важнейших товаров в 1 полугодии 2020 года. URL: http://customs.gov.ru/press/federal/ document/230610 (дата обращения: 10.09.2020).
5. Федеральная таможенная служба России. Импорт-экспорт важнейших товаров в 2019 году. URL: http://customs.gov.ru/press/federal/document/199911 (дата обращения: 10.09.2020).
6. РБК Новосибирск. В Новосибирске назвали лучших экспортеров региона. URL: https://nsk.rbc.ru/ nsk/20/03/2020/ 5e747d309a794738436515bc (дата обращения: 10.09.2020).
7. Покровская О.Д. Роль Новосибирского мультимо-дального транспортного узла в транспортно-ло-гистическом кластере России / О.Д. Покровская // Известия Петербургского университета путей сообщения. СПб. 2015. С. 85-103.
8. Литвинов Б. Новосибирск как мультимодальный узел (хаб). URL: https://l-boris.livejournal.com/63184. html (дата обращения: 10.09.2020).
9. Роль транспортного комплекса в социально-экономическом развитии Новосибирской области. URL: http://mintrans.nso.ru/page/613 (дата обращения: 10.09.2020).
10. Министерство иностранных дел РФ. О социально-экономическом положении Новосибирской области и ее инвестиционной привлекательности. URL: https://www.mid.ru/vnesneekonomiceskie-svazi-sub-ektov-rossijskoj-federacii/-/asset_publisher/ ykggrK2nCl8c/content/id/4278555 (дата обращения: 10.09.2020).
11. Руднева З.С. Проблемы применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на площадках территорий опережающего социально-экономического развития // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. Хабаровск. 2016. С. 153-159.