Научная статья на тему 'Роль Мурманского транспортного узла в развитии Арктического региона'

Роль Мурманского транспортного узла в развитии Арктического региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1733
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ / ПОРТЫ / АРКТИКА / ЭКОНОМИКА / СТРАТЕГИЯ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (СМП) / ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ / ИНФРАСТРУКТУРА / МУРМАНСК

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Большаков Ярослав Андреевич, Петко Ольга Владимировна, Фридкин Виталий Николаевич

В данной статье рассмотрена история, современное состояние, актуальные проблемы и перспективы развития Мурманского транспортного узла. Авторы проанализировали значимость Мурманского транспортного узла в развитии транспортной инфраструктуры Арктического региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль Мурманского транспортного узла в развитии Арктического региона»

Роль Мурманского транспортного узла в развитии Арктического региона. The role of the Murmansk transport hub development in the Arctic region.

Большаков Ярослав Андреевич Bolshakov Jaroslav Andreevich

Аспирант

Мурманский государственный технический университет

E-mail: baron-yroslav@rambler. ru Петко Ольга Владимировна Petko Olga Vladimirovna

Профессор, доктор экономических наук Мурманский государственный технический университет

E-mail: olga1408 @inbox.ru Фридкин Виталий Николаевич Friedkin Vitaly Nikolaevich Доцент кафедры теории и истории государства и права,

Кандидат исторических наук Мурманский государственный технический университет

E-mail: [email protected] Аннотация: В данной статье рассмотрена история, современное состояние, актуальные проблемы и перспективы развития Мурманского транспортного узла. Авторы проанализировали значимость Мурманского транспортного узла в развитии транспортной инфраструктуры Арктического региона. Аnnotation: This article deals with the history, current status, current problems and prospects of development of the Murmansk transport hub . The authors analyzed the significance of the Murmansk transport hub in the development of transport infrastructure in the Arctic region.

Ключевые слова: Арктический регион, морской транспорт, порты, Арктика, экономика, стратегия, Северный морской путь (СМП), ледокольный флот, инфраструктура, Мурманск.

Keywords: Arctic region, marine transport, ports, Arctic , economics , strategy, Northern Sea Route (NSR), icebreaker fleet, infrastructure, Murmansk.

Арктика - важнейший стратегический регион, являющийся зоной интересов многих стран. Добываемые в пределах Арктики полезные ископаемые, их разведанные запасы и прогнозные ресурсы составляют основную часть минерально-сырьевой базы Российской Федерации. Здесь производится более 90% никеля и кобальта, 60% меди, более 96% платиновых металлов, извлекается около 80% газа и 60% нефти России [10, c. 16]. Для устойчивого развития экономики её российской части необходимо опережающие развитие транспортной системы [4, с. 15]. Арктический регион представляет собой северную полярную область Земли, включающую северные окраины материков Евразии и Северной Америки и Северный Ледовитый океан со всеми его островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница этого региона проходит, в целом, по южной границе распространения тундры. Общая площадь Арктического региона составляет около 25 млн. кв. км, из них около 10 млн. кв. км занимает суша и около 15 млн. кв. км водная поверхность океана. (России принадлежат 3,8 и 6,8 млн. кв. км соответственно) [14].

В состав сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации входят территории следующих субъектов Российской Федерации и отдельных муниципальных образований: полностью Мурманская область; Ненецкий автономный округ; Чукотский автономный округ; Ямало-Ненецкий автономный округ; и отдельные районы Архангельской области; Республики Коми; Красноярского края; Республики Саха (Якутия); отдельные земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане [2].

Мурманская область, обладающая развитой экономикой, значительными

запасами природных ресурсов, выгодным географическим расположением,

2

высоким кадровым потенциалом имеет большое значение для настоящего и будущего социально-экономического развития Арктической зоны. Мурманская область полностью входит в Арктическую зону РФ: она находится на северо-западе Европейской части России и почти вся располагается на Кольском полуострове, за Полярным кругом (территория - 144,9 тыс. кв. км - 0,85 % площади России), омывается водами Баренцева и Белого морей (протяженность береговой линии - около 2 тыс. км) [1]. Мурманская область входит в состав Баренцева Евро-Арктического региона (БЕАР), имея важное геополитическое положение, на западе и северо-западе граничит с Финляндией и Норвегией. Административный центр - г. Мурманск - самый крупный город в мире за Полярным кругом. На Кольском полуострове открыто более 60 крупных месторождений полезных ископаемых (гигантский ресурсный потенциал). Область располагает достаточно развитой транспортной инфраструктурой, особенно в сравнении с другими арктическими регионами. Но при всем этом, состояние транспортной сети не соответствует существующим и перспективным грузо- и пассажиропотокам (росту грузооборота порта Мурманск препятствует недостаточная пропускная способность Октябрьской железной дороги, физически устаревшее перегрузочное оборудование); транспортные технологии не соответствуют современным требованиям эффективного функционирования транспорта, препятствуют снижению себестоимости перевозок, использованию существующей транспортной инфраструктуры [21]. В этих условиях для многих арктических районов морская транспортировка является единственным возможным методом перевозки грузов, вот почему интересы в области морского транспорта в арктической зоне России имеют стратегическое значение. Благоприятные возможности для развития региона создает проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», являющийся якорным для развития транспортно-логистического кластера в регионе, поскольку его реализация требует развития всех видов транспорта и повлияет на транспортную инфраструктуру Арктики.

Наличие глубоководного незамерзающего порта, развитая транспортная инфраструктура (включая судоремонт), атомный ледокольный флот, позволяющий совершать ледокольную проводку судов по Северному морскому пути, а также высшие и средние учебные заведения в регионе, осуществляющие подготовку и переподготовку высококвалифицированных инженеров и управленческих кадров по морским и логистическим специальностям - все это является существенными факторами развития потенциала Мурманской области.

Пространственное развитие способно выступить как эффективное средство для решения ключевых проблем пространственной дифференциации. Неэффективное размещение населения, недостаток ресурсов в точках реального роста, неэффективное расположение транспортных коммуникаций, унаследованное от предыдущих эпох - все это мощные факторы, усиливающие диспропорциональность экономического пространства [6].

Проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» (МТУ) появился в 2005 году в рамках подпрограммы «Экспорт транспортных услуг» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». Он являлся одним проектов, основанных на новых тогда принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) и предполагал выделение для его реализации 200-250 млрд. рублей из Инвестиционного фонда РФ при условии, что частный бизнес вложит не менее 25% этой суммы.

В мае 2007 года Президент РФ Владимир Путин провел в Мурманске совместное заседание Президиума Госсовета и Морской коллегии при Правительстве РФ, на котором обозначил основные направления развития российских портов (не отвечающих, по его словам, современным требованиям и не соответствующих нуждам экономики): скорейшее создание особых экономических зон в крупнейших портах и развитие транспортной инфраструктуры на подходах к ним [8]. Эксперты отметили, что Мурманский порт получит перспективы в случае освоения Западного берега Кольского

залива, имеющего серьезные преимущества в виде больших глубин акватории и свободных территорий, удаленных от жилых районов.

В конце 2007 года по заданию Минтранса России было подготовлено обоснование инвестиций в проект и разработаны основные направления развития МТУ, которые включали меры по развитию всех видов транспорта, логистической и складской инфраструктуры. Разработчиками отмечалось, что перспективное развитие МТУ возможно только при финансовом участии государства в строительстве инженерной инфраструктуры, глубоководных причалов и оборудования акватории. Ими было предложено разработать механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП). Другое предложение касалось необходимости создания на территории МТУ особой экономической зоны портового типа (ПОЭЗ) с целью компенсации издержек, вызванных высокой стоимостью строительства объектов, расположенных севернее полярного круга (на 40-50% выше по сравнению с незаполярными регионами).

Для реализации проекта на условиях ГЧП 26 декабря 2007 года была создана Управляющая компания «Мурманский транспортный узел» с участием всех заинтересованных сторон. В состав ее учредителей вошли: Администрация Мурманской области, ФГУП «Росморпорт», ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), ОАО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП), ОАО «Нефтяная компания «Роснефть».

Основными функциями управляющей компании являются: разработка и реализация стратегии развития МТУ, осуществление в качестве заказчика-застройщика строительства «под ключ» отдельных инвестиционных проектов в соответствии с утвержденной стратегией развития, обеспечение взаимодействия по общим для всех компаний-учредителей вопросам с государственными профильными ведомствами и компаниями, внедрение современных систем управления и логистики в компаниях МТУ на базе создания логистического центра МТУ [9].

2008 год ушел на организационные вопросы, разработки, обоснования, проекты постановлений, согласования и т. п. К сожалению, в дальнейшем, из-

5

за серьезного экономического кризиса многие вопросы пришлось отложить, а другие пересматривать заново. Позднее вышло Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2008 № 1821-р "О реализации комплексного инвестиционного проекта "Развитие Мурманского транспортного узла" за подписью премьер-министра Владимира Путина. Границы морского порта Мурманск были установлены Распоряжением Правительства РФ от 17.10.2009 № 1535-р.

ФГУ «Ространсмодернизация» в 2009 году завершил I этап проектных работ по проекту «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Последующие годы ушли на поиск источников финансирования и инвесторов. В 2013 году получено положительное заключение государственной экологической экспертизы по проектной документации и результатам инженерных изысканий объекта капитального строительства. После заключения контракта на выполнение рабочей документации и строительство объектов федеральной собственности с победителем открытого конкурса -ООО «Стройгазконсалтинг» 19.04.2014 г., в сентябре того же года в Мурманске Министр транспорта Российской Федерации М.Соколов и Губернатор Мурманской области М.В.Ковтун дали старт реализации строительных работ проекта МТУ.

Развитие Мурманского транспортного узла является фактором развития не только Северного морского пути, но и укрепления позиций России в Арктике, разработки шельфовых месторождений углеводородного сырья. Согласно Стратегии развития транспортной системы России до 2030 года, на Мурманский транспортный узел будет приходиться около 70 млн. тонн грузооборота [7].

Транспортный узел - пересечение транспортных коммуникаций, как правило, сочетающееся с концентрацией производства и населения [13]. Для эффективного использования транспортно-экономического потенциала региона разработана «Генеральная схема развития Мурманского портового транспортного узла. Она предусматривает строительство новых портовых комплексов на западном берегу Кольского залива, реконструкцию

существующих и строительство новых перегрузочных комплексов морского торгового порта.

Задачей проекта является создание действующего круглогодичного глубоководного морского хаба - центра по переработке грузов интегрированного в международный транспортный коридор Север-Юг, транспортной инфраструктуры на Западном берегу Кольского залива, в том числе строительство угольного и нефтяного терминалов (проекты терминалов разрабатываются по отдельным проектам инвесторами), развитие транспортной инфраструктуры.

О транспортном потенциале и перспективных проектах по развитию транспорта в Мурманской области можно судить на основе данных, приведенных в таблице 1 [12].

Таблица 1

Транспортный потенциал и перспективные проекты по развитию транспорта в

Мурманской области

Название проекта Планируемая деятельность

1. Развитие морского транспорта Реконструкция угольного терминала Мурманского морского торгового порта на 9,6 млн. т; Строительство угольного терминала на 20 млн. т на западном берегу Кольского залива; Строительство контейнерного терминала 1 млн. ТЕи на Восточном берегу Кольского залива; Строительство нефтяного терминала на З5 млн. т на западном берегу Кольского залива; Развитие акватории для судов DW = 350 тыс. т; Развитие портового флота Строительство экологического бункеровочного комплекса

2.Развитие логистической и складской инфраструктуры Строительство дистрибуционно-логистического комплекса; Строительство логистического центра

З.Развитие железнодорожного транспорта Строительство новой ж/д ветки Выходной-Лавна протяженностью 28 км; Строительство новых ж/д станций и парков (10 шт.); Реконструкция путевого развития 4 станций; Реконструкция подходов (от ст. Волховстрой)

4. Развитие автомобильного транспорта Развитие уличной дорожной сети г. Мурманска; Реконструкция автодороги "Кола"

5.Развитие авиационного транспорта Реконструкция аэропорта "Мурманск"

В целях повышения конкурентоспособности на рынке оказания портовых услуг и расширения объема оказываемых услуг по перевалке грузов различной номенклатуры в морском порту Мурманск проект предполагает строительство угольного терминала ООО «МТП «Лавна» мощностью 18 млн. тонн, который включен в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», подпрограмма «Развитие экспорта транспортных услуг» (см. рис. 1).

Рис. 1 Линия Выходной — Лавна Октябрьской ж/д [18].

Для осуществления строительных работ по проекту необходимо начало строительных работ по железной дороге на западный берег Кольского залива (2014 год). Реализация проекта осуществляется: а) по объектам федеральной собственности в 3 этапа:

I этап - 2014-2018 гг. - строительство железнодорожной линии станция Выходной - мостовой переход через р. Тулома - станция Мурмаши2 -станция Лавна; II этап - 2015-2018 гг. - дноуглубление акватории и водных подходов для угольного терминала; база обслуживающего флота с необходимой береговой инфраструктурой; III этап - (срок реализации не

определен) дноуглубление акватории и водных подходов для нефтеналивного терминала.

б) по объекту частных инвестиций (строительство терминала по перевалке угля

на западном берегу) ввод в эксплуатацию по очередям:

1-я очередь - 2018 г., 2-я очередь - 2021 г., 3-я очередь - 2022 г.

Рассматривая текущее состояние проекта, констатируем выполнение следующих видов работ:

- разработана проектная документация, получившая положительное заключение экологической, ведомственной и Главгосэкспертизы России;

- проведено оформление земельного участка под строительство комплекса;

- земельные участки включены в границы территории и акватории морского порта Мурманск;

- получено разрешение на строительство;

- заканчивается разработка рабочей документации.

На сегодняшний день инвестор готов приступить к строительству портового комплекса и к разработке проектной документации по подъездной железной дороге. Реализация проекта запланирована на основе государственно -частного партнерства, и в целях его синхронизации в 2012 году заключено инвестиционное соглашение между ФКУ «Ространсмодернизация», Правительством Мурманской области, и ООО «Морской торговый порт «Лавна».

В настоящее время активизировались работы по следующим направлениям: по строительству мостового перехода через Кольский залив на западной стороне Кольского залива (отсыпка технологических площадок под опоры), развернуты участки работ на восточной эстакаде мостового перехода через реку Тулома с декабря 2015 года («подготовительные» работы займут от одного до полутора лет); там же идут подготовительные взрывные работы; по подготовке насыпи для будущей железнодорожной ветки «ст. Выходной -ст.Лавна». Данные виды работ будут выполнены за предусмотренные проектом 48 месяцев.

В поселке Молочный начато строительство объездной автомобильной дороги, которая соединит поселок с соседними населенными пунктами и федеральной трассой «Кола», позволит добраться до аэропорта, когда существующую автотрассу перекроют для строительства железной дороги, чтобы местные жители не испытывали связанных с реализацией проекта МТУ транспортных неудобств. Это позволит приступить к прокладке 46-километровой железной дороги на западный берег Кольского залива (стоимость железной дороги с достаточно крупным мостом через Тулому составит 41,5 млрд. рублей).

В рамках проекта по развитию Мурманского транспортного узла проведена реконструкция пирсов морского вокзала и дальних линий морского порта Мурманск, проведено дноуглубление и береговое укрепление пассажирского района (длина причала увеличилась с 147 до 206,6 м, ширина - с 13,96 до 19,6м), открыт участок морского пункта пропуска, реализуется проект «Арктическая гавань» по развитию круизного туризма в Мурманской области, разработан и проходит экспертизу проект реконструкции здания морского вокзала. По оценкам ФГУП «Росморпорт», реализация проекта в перспективе обеспечит увеличение заходов в порт Мурманск иностранных круизных судов с 6 до 70 и позволит обслуживать на территории пассажирского порта от 70 тыс. человек в год, появится возможность улучшить условия для местных морских пассажирских перевозок.

Строительство первой очереди мурманского транспортного узла (МТУ)

закончится в 2018 году [16]. Несмотря на возникшие финансовые проблемы (их

помог решить Газпромбанк, закрывший кассовый разрыв в финансировании) и

экономический кризис в стране, у правительства России нет в планах

прекращения строительства МТУ. Проект комплексного развития Мурманского

транспортного узла в целом идет по графику: несмотря на сокращение

бюджетного финансирования многих направлений, Минтранс РФ намерен

реализовать федеральную часть проекта развития МТУ в полном объеме (со

смещением на 2-3 года). На проект предусмотрен общий объем

10

финансирования - 145,95 млрд. рублей (федеральный бюджет - 55,63 млрд. рублей; собственные и заемные средства организаций - 89,32 млрд. рублей) [12].

О гарантиях развития Мурманского транспортного узла и его огромной стратегической важности 3 декабря 2015 года в Кремле во время послания Федеральному Собранию упоминал Президент России В.В. Путин.

Одним из механизмов эффективной реализации проекта является портовая особая экономическая зона, созданная на территории Мурманской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.2010 г. № 800. Она создает благоприятные условия для строительства новых терминалов и производственных мощностей, обеспечит транзитный грузопоток в рамках международных транспортных коридоров и развитие железнодорожной инфраструктуры, в том числе на дальних подходах к порту Мурманск.

Мурманский морской порт - единственная незамерзающая глубоководная и имеющая прямой и удобный доступ к океанским магистралям обустроенная гавань в Европейской части России. Большие глубины на подходных фарватерах, протяженность которых составляет 22 мили, обеспечивают доступность порта для современных судов. Основное преимущество порта Мурманск — способность круглогодично принимать суда дедвейтом более 300 тыс. т. Порт располагает 17 причалами общей протяженностью около 3 тыс. метров, куда могут заходить суда с осадкой до 15,5 м и длиной более 265 м. Порт имеет открытый выход в океан и расположен на «перекрестке» нескольких транспортных коридоров: «Юг-Север» и «Восток-Запад» и ежегодно обрабатывает до 600 судов и 250 тысяч вагонов (см. рис. 2).

■ Минеральные удобрения

■ Прочие грузы

АПК

ЖРК

■ Марганцевая руда

■ Каботаж

■ Импорт

■ Экспорт

Рис. 2 Структура Грузооборота ММТП 2015 год.

Мурманский морской торговый порт - это огромный транспортный узел, связавший воедино автомобильный, железнодорожный и морские пути сообщения. Мощности позволяют осуществлять перевалку любых генеральных и навалочных грузов, в том числе крупногабаритных, длинномерных, тяжеловесных (до 80 тонн). «Мурманский морской торговый порт» занимает лидирующее место среди портов северо-западной части России по объему перерабатываемых сухих грузов ПАО, а основной номенклатурой грузов являются уголь, окатыши, марганцевая руда, щебень, генеральные грузы, в том числе арктического и местного направлений [19].

Мурманский транспортный узел многократно увеличит преимущества единственного на севере России незамерзающего порта в соответствии с разработанной Стратегией развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года. Основной целью разработки документа является удовлетворение потребностей российской экономики, внешней торговли и населения в перевалке грузов и обеспечении безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним путем формирования инновационной инфраструктуры морских портов, интеграции их в транспортные узлы при стимулирующей роли государства по их комплексному развитию [16].

Модернизация морского порта Мурманск может сделать его крупным транспортно-логистическим узлом для магистральных и международных

перевозок, что в перспективе особенно важно при разработке шельфа арктических морей. Нужно обеспечить круглогодичную навигацию, построить контейнеровозы ледового класса, обновить ледокольный флот: планируется спуск на воду атомных ледоколов "Арктика" проекта 22220 (2016 год) и «Урал» (2019 г.). Согласно проектной документации, российские атомоходы смогут перевозить до 100 тыс. т грузов, разбивать ледяные глыбы толщиной до 3 метров, прокладывать морские пути для нефтяных танкеров, транспортирующих сырье, добытое на месторождениях Ямальского и Гыданского полуостровов.

Развитие портовой инфраструктуры региона тесно взаимосвязано с развитием инфраструктуры железнодорожного транспорта, который является ведущим звеном транспортной системы региона, занимая значительную долю на рынке грузовых и пассажирских перевозок. Все грузы, которые переваливаются в морских портах Мурманск, Кандалакша и Витино транспортируются по железной дороге (нефтепродукты, уголь, минеральные удобрения). На сегодняшний день важной проблемой для экономики региона является недостаточное развитие ж/д инфраструктуры, в том числе на дальних подходах, что затрудняет увеличение объемов перевалки российских грузов в порту Мурманск, а также обеспечение транзитного грузопотока в рамках международных транспортных коридоров. С целью увеличения пропускной способности железнодорожного узла необходимо развитие дальних железнодорожных подходов к порту Мурманск, в том числе строительство дополнительных путей на однопутных участках железнодорожного узла на участках Волховстрой-Беломорск-Мурманск и Обозерская-Беломорск-Мурманск.

Также регион располагает двумя аэропортами: международный

аэропортом Мурманск и аэропортом совместного базирования Апатиты,

расположенных на пути маршрута воздушного коридора, соединяющего

Северную Америку со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и имеет

стратегическое значение при осуществлении полетов в Арктику. По данным

13

ОАО «Аэропорт Мурманск» в феврале 2016 года количество обслуженных пассажиров увеличилось более чем на 15% и составило около 50 тыс. человек. По итогам 2015 года рост пассажиропотока в воздушной гавани Заполярной столицы составил 11%, всего было обслужено около 750 тыс. пассажиров.

С задачей модернизации Северного морского пути (СМП) тесно сопрягается задача создания эффективной системы авиационного обслуживания северных районов на базе улучшения аэропортовой сети и развития малой авиации. Основной задачей авиационного транспорта Арктики в предстоящие годы должно стать полное удовлетворение платежеспособного спроса населения на воздушные перевозки и обеспечение доступности этого вида транспорта. Весьма важной задачей в освоении Арктики является формирование эффективной и безопасной авиационной транспортно-логистической модели доставки персонала на удаленные объекты. По мере развития средств управления воздушным движением сфера кросс-полярных полетов, обеспечивающая существенную экономию затрат при авиационной доставке грузов между странами евроазиатского континента и Америки, может быть значительно расширена с включением пассажирских перевозок.

Протяжённость автомобильных дорог общего пользования на территории региона составляет 2568 километров, из них 537 километров — федеральные автодороги, 950 муниципальных. Основная дорога — федеральная магистральная автодорога М-18 «Кола» (Санкт-Петербург — Мурманск), пересекающая регион с юга на север. На территории Мурманской области имеются три пограничных перехода государственной границы: два с Финляндией и один с Норвегией. Постоянно действующие международные автомобильные пункты пропуска (МАПП) «Лотта», «Салла» и «Борисоглебск». Среднегодовая интенсивность движения автотранспорта составляет по автодороге «Лотта» 970 единиц, по автодороге «Салла» - 689 единиц и по автодороге «Печенга» - 1600 ед. в сутки [20]. По автодорогам в направлении указанных пунктов пропуска через государственную границу осуществляются региональные и международные перевозки.

В настоящее время международные связи Мурманской области с приграничными государствами осуществляются в основном посредством автомобильного транспорта. На территории Мурманской области расположены три автомобильных пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Пассажиропоток на международных автомобильных пунктах пропуска через государственную границу РФ ежегодно увеличивается, поэтому первоочередной проблемой становится техническое оснащение пунктов пропуска для обеспечения качественного и комфортного обслуживания жителей России и приграничных государств, в том числе повышение технико-эксплуатационных качеств автодорог и, в частности, автодороги «Салла», являющейся составной частью транспортного коридора «Баренцпуть». Планируется что к концу 2016 года вся автодорога «Салла» будет иметь асфальтобетонное покрытие. Реконструкция автодороги позволит уменьшить автотранспортные расходы и сократит пребывание пассажиров в пути. Кроме того, значительно улучшится транспортное сообщение между Мурманской областью и Финляндией, что в свою очередь повысит уровень наших экономических, туристических и культурных связей, окажет позитивное влияние на жизнь людей, проживающих в населенных пунктах на приграничных территориях.

Для развития Мурманского транспортного узла (МТУ) есть объективные предпосылки: свободный выход в открытый океан с относительно небольшой интенсивностью судоходства, близость к европейскому и американскому рынкам, надежные транспортные связи с промышленными регионами России. Побережье Кольского полуострова наиболее пригодно для строительства мощностей и инфраструктуры, обеспечивающих деятельность добычных комплексов шельфовых нефтегазовых месторождений Баренцева и Карского морей, а также приема, подготовки к транспортировке и отправления потребителям углеводородного сырья [22]. С развитием транспортного узла Мурманская область приобретает стратегическое значение как один из

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15

основных центров добычи и транспортировки углеводородного сырья на предприятия России, стран Европы и Северной Америки. Одним из перспективных направлений может стать полномасштабная реализация транспортно-транзитного потенциала за счет становления системы международных транспортных коридоров, важнейшим из которых является Северный морской путь (СМП) с тяготеющими к нему железнодорожными и речными меридиональными транспортными маршрутами. Россия придает исключительное значение возрождению и развитию Северного морского пути (СМП), так как периодически появляются предложения о пересмотре принятого секторального деления Арктики, интернационализации арктических вод и пересмотре статуса арктических проливов. Сегодня многие страны мира проявляют большой интерес к развитию грузоперевозок по этому маршруту, в первую очередь в свете растущего товарооборота между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Северному морскому пути уготовано в интенсивное развитие в качестве важной арктической транспортной артерии не только национального, но и международного значения [5].

Морской транспорт является определяющим компонентом всей транспортной системы Арктики. Важно восстановить всю инфраструктуру Северного морского пути, в том числе в Мурманске, и оказывать судам все необходимые услуги: осуществлять перевалку грузов на суда ледового класса, дальнейшее обслуживание ледокольного флота, поддержку транзита фидерными маршрутами, а также другие сервисные функции, в том числе наукоемкие, включая навигационно-гидрографическое и

гидрометеорологическое обеспечение мореплавания.

Объединение ресурсного потенциала Арктики и транспортных возможностей Северного морского пути, способного при устранении инфраструктурных ограничений освоить грузопоток до 150 млн. т в год (около 5% мирового грузопотока), позволит сформировать конкурентоспособную региональную систему морского хозяйства, которая явится основой обеспечения национальной безопасности в Арктике [11].

С увеличением судоходства по трассам в акватории СМП в дополнение к традиционным европейским и североамериканским рынкам сбыта продукции, производимой в Мурманской области, перед региональными предприятиями открываются рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (в первую очередь для переработанной рыбопродукции, фосфатных удобрений, традиционной экспортной продукции горнопромышленного комплекса). Устойчивое развитие получат судоремонтные предприятия, расположенные на Кольском полуострове. Перспективы имеет создание комплекса услуг круизного туризма по трассам Северного морского пути из Мурманска к Новой Земле, Земле Франца-Иосифа, Северному полюсу, а также к архипелагу Шпицберген. Эти и другие факторы предоставляют возможность создать в течение ближайшего десятилетия международный транзитный узел в Мурманской области, обслуживающий как регионы Европейской части Российской Федерации, так и европейские государства. Морские транспортные услуги могут превратиться в одну из крупнейших статей экспорта АЗРФ и Мурманской области. Развитие транспорта скажется положительно в повышении мобильности трудовых ресурсов и уровня жизни населения, проживающего в полосе транспортных маршрутов, тяготеющих к Северному морскому пути, оживлении промышленной и деловой активности, активизацией международной торговли и использованием преимуществ обслуживания и контроля над транзитом. Россия должна выстроить такую инфраструктуру, которая будет облегчать судоходство и приносить прибыль нашей стране.

Мурманская область, позиционируя себя в качестве стратегического центра АЗРФ, становится и центром международного сотрудничества в Арктическом регионе: она имеет все перспективы стать, базовым полигоном для развития самых современных инновационных производств и технологий управления. Эти и другие факторы предоставляют возможность создать в течение ближайшего десятилетия международный транзитный узел в Мурманской области, обслуживающий как регионы Европейской части Российской Федерации, так и европейские государства.

Планируемые результаты реализации проекта:

- сохранение и развитие кадрового потенциала Мурманской области (реализация проекта предполагает создание около 1000 рабочих мест);

- содействие деловой и инвестиционной активности в Мурманской области;

- усиление конкурентных преимуществ транспортной системы РФ;

- значительный рост экспортно-транзитного потенциала России.

Стратегические перспективы развития Мурманской области определяются у нее сравнительными преимуществами и выделяют ее среди остальных субъектов Федерации. В рамках стратегического анализа рассмотрены сильные и слабые стороны внутренней среды Мурманской области, а также благоприятные возможности и угрозы, содержащиеся во внешней к региону среде, и представлены в таблице в виде SWOT-анализа Мурманской области (табл. 2).

Таблица 2.

Сопоставительная матрица SWOT-анализ Мурманской области

Внутренние факторы Внешние факторы

Сильные стороны Благоприятные возможности

1. Благоприятное транспортное экономико-географическое положение. 2. Богатый природно-ресурсный потенциал, в том числе рекреационный 3. Ведущая роль в освоении Северного морского пути 4. Базирование Северного флота 5. Глубоководный незамерзающий морской порт, имеющий выход в Атлантику 6. Наличие крупнейшего ледокольного флота 7. Значительный научно-технический и кадровый потенциал региона 1. Повышение роли и значимости региона как крупного центра по добыче и переработке топливно-энергетических ресурсов и транспортно-логистического центра на Севере Европы. 2. Перспективы международного экономического сотрудничества, привлечение инвестиций и технологий. 3. Благоприятные возможности перспективы развития морского хозяйства по причине потепления климата. 4. Повышение статуса России как мировой морской державы 5. Развитие промышленного рыболовства 6. Использование Северного морского пути для транспортировки грузов из Азии в Европу и США

Слабые стороны Угрозы

1.Наличие экологических проблем 2.Высокая степень износа основных фондов 3.3ависимость от деятельности крупных компаний, центры принятия решений и прибыли которых расположены за пределами области. 4. Продолжающийся отток населения в центральные и южные регионы страны. 5.Недостаточная инвестиционная активность, замедленный темп модернизации экономики. 6. Рост тарифов на транспортные перевозки. 1.Обострение международной ситуации, ухудшение отношений с западными странами, борьба за арктические ресурсы. 2.Снижение уровня обеспеченности области собственными финансовыми ресурсами, усиление тенденции концентрации финансовых ресурсов в федеральном центре. 3.Активизация военной активности вблизи арктических границ России. 4.Ужесточение конкуренции и появление новых игроков в арктическом пространстве. 5. Зависимость от конъюнктуры цен на экспортируемое сырьё

Из приведенного анализа очевиден значительный потенциал Мурманской

области для успешного развития, поэтому деятельность органов государственного управления как федерального, так и регионального уровня, должна быть целенаправленно ориентирована на использование имеющихся

преимуществ и благоприятных возможностей с одновременным исправлением недостатков и потенциальных угроз.

Реконструкция терминалов Мурманского порта, строительство рейдовых нефтеперегрузочных комплексов создают хорошие предпосылки не только для развития Мурманского транспортного узла в традиционном направлении, но и для постепенного превращения его в крупный порт России и севера Европы по перевалке нефти, в том числе добываемой на шельфовых месторождениях Арктики. Побывав в начале марта 2016 г. в г. Мурманске заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин провёл заседание президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики, на котором обсуждалась новая редакция государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Обновлённый подход позволит сформировать благоприятные условия для реализации проектов в Арктике, значительно интенсифицировать судоходство по трассам Северного морского пути, провести системную модернизацию транспортной и иной инфраструктуры, создать объекты обеспечения безопасности и связи в портах и в итоге оказать положительное влияние на социально-экономическое развитие арктических территорий России. Будет заложен новый подход - создание ряда опорных зон развития [3].

В Мурманской области представлены все виды транспорта, кроме трубопроводного. На территории Мурманской области расположены три морских порта и развита инфраструктура морского транспорта. Большая часть грузов, предназначенная для перевалки в портах Мурманской области, прибывает в регион железнодорожным транспортом. Рыба и рыбопродукция доставляется потребителям в регионы России автомобильным транспортом. Учитывая некоторую отдаленность Мурманской области от центральной части России, важную роль в осуществлении пассажирских перевозок, помимо железнодорожного транспорта, играет и воздушный транспорт. Поддержание и развитие инфраструктуры всех видов транспорта является одной из важных

задач региона, которому отводится очень важная роль в «арктическом векторе».

Экономико-географическое положение Мурманской области, уникальные условия Кольского залива, в том числе возможность непосредственного выхода в Атлантический океан, является стратегически выгодным с точки зрения развития транспортной инфраструктуры и оказания логистических услуг, в том числе в Арктике.

Библиографический список

1. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Правительство России : [офиц. сайт]. - Электрон. дан. - [Москва], 2013. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/2RpSA3sctElhAGn4RN9dHrtzk0A3wZm8 .pdf, свободный (дата обращения: 21.03.2016).

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Рос. Федерации от 21 апр. 2014 г. № 366 // Российская газета. — 2014. - 24 апр.

3. Государственная комиссия по вопросам развития Арктики [Электронный ресурс] // Правительство России : [офиц. сайт]. - Электрон. дан. - [Москва], 2013. - Режим доступа: http://government.ru/department/308/about/, свободный (дата обращения: 21.03.2016)

4. Большаков, Я. А. Развитие Арктической зоны Российской Федерации на примере Мурманской области [Текст] / Я. А. Большаков // Апробация. - 2014. -№ 9. - С. 15-18.

5. Большаков, Я. А. Определение направлений морских перевозок и параметров региональных грузопотоков в Арктике [Текст] / Я. А. Большаков, В. Н. Фридкин // Экономика и предпринимательство. - 2015. - Т. 9, № 12, ч. 3. - С. 363-373.

6. Большаков, Я. А. Теории размещения регионального хозяйства: история и современность [Текст] / Я. А. Большаков, В. Н. Фридкин // Экономика и предпринимательство. - 2015. - Т. 9, № 11, ч. 1. - С. 819-828.

7. Бюджетные трудности не мешают строительству транспортного узла в Мурманске [Электронный ресурс] // REGNUM : информ. агентство. - [Москва], 2016. - Режим доступа:http://regnum.ru/news/polit/2093974.html (дата обращения: 04.04.2016).

8. Гольдберг, О. Модернизация по-российски [Текст] / О. Гольдберг // Морские порты. - 2010. - № 1. - С. 40-44.

9. Комплексное развитие мурманского транспортного узла [Текст] // Север промышленный. - 2008. - № 3. - С. 22.

10.Павленко, В. И. Арктическая зона Российской Федерации в системе обеспечения национальных интересов страны [Текст] / В. И. Павленко // Арктика: экология и экономика. - 2013. - № 4. - С. 16-25.

11. Савельева, С. Б. Арктика: укрепление геополитических позиций и экономическое развитие [Текст] / С. Б. Савельева, Г. Н. Шиян // Вестн. МГТУ. -2010. - Т. 13, № 1. - С. 115-119.

12. Фадеев, А. М. Совершенствование экономических подходов к управлению освоением морских углеводородных месторождений Арктики [Текст] / А. М. Фадеев ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр. - Апатиты : Изд-во Кол. науч. центра РАН, 2012. - 269 с.

13.Фридкин В.Н. Общее страноведение: Учебно-методическое пособие [Текст] / В.Н.Фридкин. - Мурманск: ЦНТИ, 2005. - 142 с. - С. 28-29.

14. Лисичкин, А. Н. Арктика - регион России. Принципы выделения Арктического экономического региона [Электронный ресурс] / А. Н. Лисичкин // Проблемы местн. самоуправления : интернет-журн. - 2009. - № 35. - Режим доступа: http://www.samoupravlenie.ru/35-11.php (дата обращения: 04.04.2016).

15.Мурманский аэропорт ожидает существенный рост пассажиров в летнюю навигацию [Электронный ресурс] // Би-порт : информ. агентство. - [Мурманск], 2016. - Режим доступа: http://www.b-port.com/news/item/173138.htm (дата обращения: 12.04.2016).

16. Первую очередь Мурманского транспортного узла закончат к 2018 году [Электронный ресурс] // Арктика-Инфо : информ. агентство. - Электрон. дан. -[Москва], 2015. - Режим доступа: http : //www.arctic-info .ru/news/10-03-2016/pervyu-ocered -myrmanskogo-transportnogo-yzla-zakoncat-k-2018-gody, свободный (дата обращения: 21.03.2016).

17. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года [Электронный ресурс]: http://www.rosmorport.ru/media/File/State-Private_Partnership/strategy_2030.pdf (дата обращения 12.08.2015).

18. Строительство Мурманского транспортного узла идет в соответствии с графиком [Электронный ресурс] // Арктика-Инфо : информ. агентство. -Электрон. дан. - [Москва], 2015. - Режим доступа: http : //www.arctic-info.ru/news/20-11-2015/stroitel stvo-myrmanskogo-transportnogo-yzla-idet-v-sootvetstvii-s-grafikom, свободный (дата обращения: 21.03.2016).

19.Толочкин, Р. Мурманский морской торговый порт увеличил чистую прибыль почти в 2 раза [Электронный ресурс] / Р. Толочкин // Gudok.ru : сайт. -Электрон. дан. - Москва, 2016. - Режим доступа: http://www.gudok.ru/news/freighttrans/?ID=1327376, свободный (дата обращения: 21.03.2016).

20. Состояние и перспективы развития транспортного комплекса Мурманской области [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www. mintrans.gov-murman.ru (дата обращения 12.03.2016).

21. Транспортная система Мурманской области = Transport system of Murmansk region / [М-во экон. развития Мурм. обл.]. - Мурманск, 2013. - 23 с.

22. Bambulyak, A. Oil transport from the Russian part of the Barents region: status per January 2005 / A. Bambulyak and B. Frantzen ; Svanhovd Environmental Centre. -Svanhovik : [s. n.], 2005. - 91 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.