УДК 341.221.25/.28 К.И. ПОЛЯКОВ
аспирант, кафедра международного и международного частного права, Орловский государственный университет
Email:[email protected]
UDC 341.221.25/.28 K.I. POLYAKOV
Graduate student, Department of International and International Private Law State Educational Institution,
Orel State University E-mail: [email protected]
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУРМАНСКОГО ТОРГОВОГО ПОРТА КАК КЛЮЧЕВАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РОССИИ
STRATEGIC TRAEDING DEVELOPMENT OF MURMANSK COMMERCIAL PORT AS A KEY NATIONAL
PROGRAM IN RUSSIA
В статье дается политико-стратегический анализ развития Мурманского торгового порта как неотъемлемого и важного аспекта для выполнения целевых национальных программ России:развития Северного морского пути, континентального шельфа и Арктики.
На основании изученных законов отражается перечень выполненных действий по восстановлению и наращиванию мощностей Мурманского морского торгового порта
Ключевые слова: порт, Арктика, континентальный шельф, Северный морской путь, программы модернизации и развития.
The article gives the political and strategic analysis of the development of the Murmansk commercial port as an integral and important aspect to achieve the targets of national programs in Russia: the Northern Sea Route, the continental shelf and the Arctic. On the basis of studying the law, the article reflects a list of actions taken to restore and expand the capacity of Murmansk Sea Trade Port.
Keywords: port, the Arctic continental shelf, the Northern Sea Route, the program of modernization and development.
Ввиду сложившейся на сегодня обстановки на мировой арене западные страны продолжают разрабатывать и осуществлять политику, неблагоприятно сказывающуюся на российской экономике.
В России в ответ проводятся тактико-политические и экономические рационально выверенные изменения в отношении недружественно настроенных стран.
Санкции ЕС и США запрещают поставлять в Россию оборудование и технологии, используемые для арктических и глубоководных проектов. В связи с этим может быть заторможен процесс как разведки, так и добычи природных ресурсов России в Арктике и на континентальном шельфе.
Министр обороны США Чак Хейгел прямо говорит, что Пентагон намерен укрепляться в Арктическом регионе, где есть потенциал для конфликтов. Каких именно - не уточняется, хотя в современном демократическом обществе могут возникнуть только споры, да и те разрешаются в публичном праве в соответствии с положениями МО или ратифицированных конвенций.
Тем не менее, министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу поручил Генштабу разработать проект развертывания армии в Арктике для защиты национальных интересов РФ в Арктике.
Уже начато восстановление военной инфраструктуры в Арктическом регионе. В будущем запланированы работы по восстановлению северных
© К.И. Поляков © K.I. Polyakov
аэродромов «Тикси», «Нарьян-Мар», «Алыкель», «Амдерма», «Анадырь», «Рогачево» и «Нагурская».
Как известно, международно-правовой статус арктических пространств в настоящее время является предметом спора, главным образом, между США, Канадой, Россией, Данией, Швецией, Норвегией и Финляндией.1
Важно отметить факт правовой непрозрачности установления границ секторов Арктики и континентального шельфа, а также трудностей, возникающих в юридическом и надзорно-исполнительном соблюдении устава ООН и Конвенции по морскому праву.
Громкий прецедент отхода от законных требований, заключающихся в установлении новых границ секторов, существует на примере официального представления России от 20 декабря 2001 года в Комиссию ООН по границам континентального шельфа в соответствии с Конвенцией Организации Объединённых Наций по морскому праву (ст.76, п.8). В документе предлагается создать новые внешние границы континентального шельфа России за предыдущими рамками 200-мильной зоны (370 км), но в пределах арктического сектора России. Заявлялись территориальные претензии на большую часть Арктики в секторе России вплоть до Северного полюса. Одним из аргументов было
1 «Пентагон увидел потенциал для конфликтов в Арктике».
Деловая газета « Взгляд». №76 . 7 мая 2014г.
12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12.00.00 - 8С1БМБ ОБ ЬЛШ
утверждение, что восточная часть хребта Ломоносова, подводного горного хребта, простирающегося через Полярный бассейн, и хребет Менделеева являются продолжением Евразийского континента. В 2002 году Комиссия ООН попросила Россию предоставить дополнительные научные доказательства в поддержку своих требований.
Дополнительные исследования для подтверждения претензий России запланировали на период 20072008 годов как часть российской программы в рамках Международного полярного года. Была исследована структура и эволюция земной коры в арктических регионах, соседствующих с Евразией, таких как хребет Менделеева, поднятие Альфа и хребет Ломоносова, выяснена их связь с шельфом Сибири. В исследованиях принимали участие научно-исследовательское судно «Академик Фёдоров», атомный ледокол «Россия» с двумя вертолётами и геологическими зондами и самолёт Ил-18 с гравиметрическими устройствами.
В июне 2007 года группа из 50 русских учёных вернулась из шестинедельной экспедиции с известием, что хребет Ломоносова связан с территорией Российской Федерацией, поддержав тем самым претензии России на нефть и газ, которыми богат треугольник. На территории содержится 10 млрд. тонн газа и нефти, утверждают учёные. Президент России Владимир Путин затем использовал эту информацию, чтобы вновь заявить о претензии России 2001 года.
2 августа 2007 года русские исследователи погрузили с помощью подводного аппарата национальный флаг на морское дно Северного полюса в знак символической поддержки претензий 2001 года. Механическая рука установила специальный не подверженный коррозии титановый флаг на дне Северного Ледовитого океана на глубине 4261 метр (13 980 футов).
В ответ на установку Россией национального флага на морском дне на Северном полюсе заместитель официального представителя Госдепартамента США Том Кейси заявил: «Не знаю, что они оставили на дне океана - металлический флаг, резиновый флаг, простыню. В любом случае никакого правового значения или эффекта для их претензий это иметь не будет».2
Министр национальной обороны Канады Питер Маккей выразился так: «Это не XV век. Вы не можете проехаться по миру, просто поставить свои флаги и сказать: «Мы претендуем на эту территорию».
Отметим, что, по данным ООН, в Арктике сосредоточено более 100 млрд. тонн нефти, что почти в 2,5 раза больше всех ресурсов России. Дания и Гренландия претендуют на 62 тыс. квадратных километров шельфа к северо-востоку от самого крупного в мире острова.
Таким образом, России необходимо продолжать восстанавливать старое и создавать новое модернизированное производство по строительству судов как военного, так и гражданского флота на севере России с целью последующей эксплуатации в интересах исследования Арктики и возможной защиты морских пространств.
2 «Новейшая Арктика. Проблемы и решения" Шр:/Мс!ог-
male1.livejournal.com/33628.html (дата обращения 09.09.14)
Сложности возникают в развитии нового отечественного оборудования, необходимого для изготовления собственных платформ по добыче нефти из недр морского дна. Такая строительная технология сегодня стремительными темпами развивается за счет перенимаемого опыта и поддержки восточных партнеров, но осложняется огромным количеством процедур сертификации и тестовых наработок, которые в России на сегодня отсутствуют.
Формирование и развитие Арктики и континентального шельфа РФ невозможно без определения правового режима или статуса в международном публичном праве.
Организация структурной модели взаимодействия органов власти (внутреннее законодательство) уже открыла гигантское поле для создания правовых сплоченных организмов, способных взаимодействовать с ведомствами, министерствами, агентствами, портовыми администрациями и Морской коллегией.
Наглядным примером по ускоренному созданию правовой и подведомственной структурной организации послужило создание Федерального государственного казенного учреждения «Администрация Северного морского пути» 15 марта 2013 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 358-р.
А уже 12 апреля 2013 года Минюст России зарегистрировал Правила плавания в акватории Северного морского пути, утвержденные приказом Минтранса России от 17 января 2013 года № 7.
Далее спустя некоторое время на сайте http://www. nsra.ru/. в доступной форме можно было ознакомиться со всей информацией, начиная от тарифов на ледокольную проводку судов, оказываемую ФГУП «Атомфлот» в акватории СМП, вплоть до перечня судов, нарушавших Правила плавания в акватории Северного морского пути.
Основные задачи созданной организации: предоставление оперативного и незамедлительного контроля, надзора, мониторинга за судами и обстановкой в сфере правового поля разграничения морских пространств.
В частности особое внимание уделяется судам торгового мореплавания, которые в случае нападения или ЧС оказываются в самом беззащитном положении.
Конкретный перечень функций, возложенных на орган, соответствует строго выверенному целевому назначению администрации Северного морского пути, а именно: прием заявлений о получении разрешения на плавание судов в акватории Северного морского пути, рассмотрение таких заявлений и выдача разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути; выдача удостоверений лицам, осуществляющим ледовую лоцманскую проводку, о праве ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути; почасовой мониторинг гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в акватории Северного морского пути; согласование установки средств навигационного оборудования и районов проведения гидрографических работ в акватории Северного морского пути; содействие в организации проведения поисковых и спасательных операций в акватории
Северного морского пути; содействие в проведении операций по ликвидации последствий загрязнения с судов опасными и вредными веществами, сточными водами или мусором; предоставление информационных услуг (применительно к акватории Северного морского пути) в области организации плавания судов, требований к обеспечению безопасности плавания судов, навигационно-гидрографической маршрутизации и гидрометеорологическому обеспечению плавания судов, обеспечению осуществления ледокольной проводки; выработка рекомендаций по разработке маршрутов плавания судов и использованию судов ледокольного флота в акватории Северного морского пути с учетом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в акватории Северного морского пути; получение от организаций и учреждений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды гидрометеорологического прогноза и ледового анализа по акватории Северного морского пути.3
Еще несколько лет назад Северный морской путь существовал как идея. Ученые и гиганты отечественного и иностранного бизнеса морских перевозок выбирали наиболее подходящие пути с точки зрения рациональности данного проекта.
Сегодня проделанная работа в соответствии с Федеральными целевыми программами 2010-2020 г. г. в сфере транспортной системы, военного флота, атомного флота и портовой инфраструктуры дает свои результаты.
Вследствие чего утративший былую транспортировочную мощь Мурманский торговый порт становится перспективным портом.
Согласно программе инновационного развития ММТП, рассчитанной на 2010-2015 г.г., качественно повышен уровень предоставляемых услуг, увеличена эффективность использования и развития морской портовой инфраструктуры на основе внедрения инновационных технических, технологических, организационных и управленческих решений в рамках разработанной стратегической Программы развития ОАО «ММТП» до 2020 года.
В соответствии с установленными приоритетами государственной политики в области морского транспорта и мировыми тенденциями развития морской отрасли и портовой инфраструктуры в течение пяти лет по контрольным точкам проводились мероприятия по обустройству постов экологического контроля на объекте, модернизации и масштабированию системы информационной безопасности (ИБ), внедрению технологий ситуационно-аналитического управления, технологий, направленных на повышение качества инфраструктурных услуг; применение прогрессивных систем освещения зданий, территорий и акватории порта с использованием светодиодных источников света; вводились в эксплуатацию интегрированные комплексы транспортно-логистической системы совместно с ины-
ми субъектами портовой деятельности.
С учетом проделанной работы Штаб морских операций западного сектора Севморпути передислоцирован из Диксона в Мурманск, где теперь имеются все возможности для успешной работы.
Вследствие освоения арктической программы нефтегазодобычи (Штокман, Варандей, другие месторождения) реализация проектов развития транспортных коридоров приведет к увеличению перевозок народнохозяйственных грузов (оборудования, труб, контейнеров и др.) через Мурманск.
С развитием Штокмана и газификацией Кольского полуострова станет возможной реализация проектов по строительству заводов для производства минеральных удобрений с учетом имеющейся местной сырьевой базы. Потребуются соответствующие мощности для экспорта не только апатитового концентрата, но и произведенных минеральных удобрений. По оценкам специалистов, ежегодный объем транспортировки контейнеров в направлении Дальний Восток - Северная Америка достигает 10 млн. ТЕи. Учитывая, что маршрут по территории России короче традиционного, необходимо продолжить работу по включению Мурманска в транспортные коридоры Север-Юг и Восток-Запад.
В перспективе уголь останется самым эффективным и дешевым по сравнению с другими видами топлива. Дороговизна замены угля другими видами топлива, оценка перспективных запасов свидетельствуют о том, что в ближайшие десятилетия Россия останется крупнейшим экспортером угля на рынке Европы.4
Советом директоров ОАО «Мурманский морской торговый порт» утверждены основные технико-экономические показатели Программы развития ОАО «ММТП» до 2020 года, которая является составной частью плана развития Мурманского транспортного узла. Согласно утвержденной программе дальнейшими приоритетами развития Общества признаны ряд направлений.
Реконструкция апатитового комплекса с развитием причалов № 17 и № 18 позволит соответствовать сложившимся требованиям рынка и расширить конкурентные преимущества терминала по приему и перевалке грузов холдингов Еврохим и Фосагро - партнеров Общества - за счет увеличения пропускной способности; приема судов грузоподъемностью до 50 тыс. тонн; сокращения сроков обработки судов; увеличения емкости склада до 50 тыс. тонн.
Дальнейшее развитие МП заключается в строительстве контейнерного терминала за причалом №19. Вопросу создания контейнерного терминала на базе Мурманского порта уделяется большое внимание со стороны Правительства РФ, зарубежных международных организаций. Перегруженность портов Европы, тенденция к увеличению контейнеризации грузов, потребность в контейнерном импорте для развития арктических месторождений, возрождение Северного морского пути
3 Закон о Северном морском пути от 28 июля 2012 года N 132-ФЭ http://asmp.morflot.ru/ru/zakon_o_smp/ (дата обращения 09.09.14)
4 Программа инновационного развития ММТП 2010-2015г. http://www.portmurmansk.ru/imgs/news/pid.pdf (дата обращения 09.09.2014г.)
12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12.00.00 - SCIENCE OF LAW
определяют потребность в строительстве контейнерного терминала. Создание специализированного комплекса по перевалке контейнеров на территории, примыкающей к 19 причалу ОАО «Мурманский морской торговый порт», с пропускной способностью до 1,0 млн. ТЕи в год является назревшей необходимостью.
Реализация программы развития Общества прямо коррелируется с реализацией проектов развития Мурманского транспортного узла и возможна на условиях государственно-частного партнерства.
Масштабное формирование проектов реконструкции и строительства новых объектов предполагает гармоничное развитие всех видов транспорта и создание телекоммуникационной инфраструктуры.
Особое значение для реализации проектов имеет строительство железнодорожной инфраструктуры, которое должно осуществляться параллельно с развитием портовой инфраструктуры. Необходимо развитие Мурманского железнодорожного узла, подходов к нему в пределах Октябрьской и Северной железных дорог, строительство новых железнодорожных станций и парков, реконструкция действующих, развитие станции Мурманск с целью увеличения ее пропускной способности. Это позволит обеспечить пропуск маршрутных отправок без дробления в пути следования, сократить срок доставки грузов, обеспечить гарантированный ритмичный подход вагонов.
Для развития ОАО «ММТП» необходимо расширение транспортных развязок автодорог города Мурманска в связи с увеличением грузопотоков в направлении порта, которое включало бы в себя: строительство путепровода от Центрального стадиона через железнодорожные пути к порту с выходом на Нижнеростинское шоссе, с исключением проезда по территории порта; строительство путепровода у МТЭЦ с ул. Книповича; расширение автодороги вдоль Кольского залива от автомобильного моста до Нижнеростинского шоссе; расширение Нижнеростинского шоссе; организация четырехрядного движения.
Необходимо строительство новой подстанции "Порт" в целях решения проблемы энергодефицита города за счет снятия нагрузок порта с П/С-301. Ранее данное строительство было предусмотрено в планах ОАО "МРСК Северо-Запада" и являлось составной частью "Комплекса мероприятий по устранению
энергодефицита в Центральном и Северном районах г. Мурманска", теперь требуется его реализация.
Реализация планов развития Общества позволит: увеличить конкурентоспособность и возможность диверсификации перевалки различных грузов, что приведет к снижению уровня рисков, а также обеспечить прием и перевалку грузов для перевозки по Северному морскому пути. В ближайшие годы ожидается, что по этой трассе буде перевозиться около 2 млн. тонн грузов, в перспективе - 5-6 млн. тонн; будет обеспечен прием и перевалка грузов для освоения и развития арктического шельфа; произведена необходимая реконструкцию и ремонт причалов, что уменьшит нагрузку на экологию и создаст новые рабочие места с высококвалифицированным персоналом не только в Обществе, но и с учетом мультипликативного эффекта в сюрвейерских, агентских и других компаниях, занятых обслуживанием грузопотоков.
Программа модернизации и развития Общества, принятая акционерами, будет осуществлена без остановки производственной деятельности с поэтапным включением новых объектов. Это позволит сохранить существующие грузопотоки, в том числе арктической линии, обеспечить выполнение договорных обязательств, отчислять налоги в бюджеты всех уровней, сохранить кадровый потенциал и социальную стабильность. Кроме того, дальнейшая модернизация послужит стимулом для развития проекта МТУ в целом.
Реконструкция морского пункта пропуска с установкой современного досмотрового оборудования будет способствовать развитию инфраструктуры города в целом (включая транспорт, водо-, энергоснабжение) и повышению деловой активности на Кольском полуострове. Развитие Северного морского пути в целом включает в себя модернизацию базовых портов, улучшение ледокольного, гидрографического, аварийно-спасательного и гидрометеорологического обеспечения, совершенствование систем связи.
Мурманский порт исторически является локомотивом развития Кольского полуострова и Севера в целом, подтвердив свое стратегическое значение быть воротами Арктики, началом Северного морского пути, находящегося под суверенитетом государства, и теперь призван стать новым импульсом геополитического и транспортного развития российской Арктики.
Библиографический список
1. «Пентагон увидел потенциал для конфликтов в Арктике» Деловая газета Взгляд №76 ст. ОТ 7 мая 2014г.
2. «Новейшая Арктика. Проблемы и решения» http://victor-male1.livejournal.com/33628.html (дата обращения 09.09.14)
3. Закон о Северном морском пути от 28 июля 2012 года N 132-Ф3 http://asmp.morflot.ru/ru/zakon_o_smp/ (дата обращения 09.09.14)
4. Программа инновационного развития ММТП 2010-2015г. http://www.portmurmansk.ru/imgs/news/pid.pdf (дата обращения 09.09.2014г.)
References
1. "The Pentagon saw the potential for conflict in the Arctic" Look №76 business newspaper article. May 7, 2014.
2. "Contemporary Arctic. Problems and Solutions "http://victor-male1.livejournal.com/33628.html (date accessed 09/09/14)
3. Law on the Northern Sea Route from July 28, 2012 N 132-FZ http://asmp.morflot.ru/ru/zakon_o_smp/ (date accessed 09/09/14)
4. Innovative Development Program MCS 2010-2015g. http://www.portmurmansk.ru/imgs/news/pid.pdf (date accessed 09.09.2014g.)