УДК 656.2
К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ НОВОСИБИРСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ
Попова Юлия Владимировна.
Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», старший преподаватель кафедры мировой экономики и туризма, 250907@mail.ru.
Аннотиция. В статье проведен анализ состояния транспортно-логистической структуры Новосибирской агломерации. Определены основные направления развития Новосибирского мультимодального узла как одного из центров формирования логистических потоков по внутрироссийским и международным направлениям.
Рассмотрены проекты, направленные на формирование транспортного каркаса Новосибирской агломерации, в контексте развития транзитного потенциала транспортного комплекса страны.
Ключевые слова: транспортная система, мультимодальные перевозки, контейнерные перевозки.
THE ISSUE ON THE TRANSPORT AND LOGISTICS STRUCTURE'S STATE OF THE NOVOSIBIRSK AGGLOMERATION
Yu. V. Popova.
Russia, Novosibirsk, Siberian Transport University, Senior Lecturer, 250907@mail.ru
Abstract. The state of the transport and logistics structure IN the Novosibirsk agglomeration is analyzed in the article. The main directions of the Novosibirsk multimodal hub development as one of the centers of logistics flows formation in domestic and international directions are defined.
Projects, aimed at forming the transport framework of the Novosibirsk agglomeration, are considered in the context of developing the transit potential of the country's transport complex.
Key words: transport system, multimodal transport, container transportation.
Новосибирская область расположена на пересечении важнейших транспортных коридоров, что позволило Новосибирску сформироваться как мультимодальному транспортному узлу, оказывающему влияние на развитие не только близлежащих территорий, но и соседних субъектов Российской Федерации. Сегодня Новосибирский регион играет роль крупнейшего в Западной Сибири распределительного и транзитного узла, что, в свою очередь,
актуализирует проблему развития транспортно-логистической системы Новосибирской агломерации.
Региональная транспортная составляющая представлена всеми видами транспорта, обеспечивая транспортной инфраструктурой внешнеторговую деятельность региона и страны. В этой связи развитие Новосибирского мультимодального транспортного узла становится одной из приоритетных задач не только регионального, но и национального значения, создавая конкурентное преимущество транспортной системы России.
Кроме Транссиба и железнодорожного выхода на Казахстан и Среднюю Азию, через него проходят федеральные трассы М-51, М-52 и М-53. Именно здесь расположена станция Клещиха, которая входит в ТОП-5 российских контейнерных терминалов и одна из крупнейших в России сортировочная станция Инская, ежесуточный вагонооборот которой составляет более 27 тысяч единиц [1].
В 2017 году на «Клещихе» был запущен «Интеллектуальный контейнерный терминал» (ИКТ) - единое информационное пространство для клиентов и исполнителей технологических процессов, преимуществами которой являются:
- доступ клиентов в систему через веб-портал с активным функционалом;
- автоматизация процессов при работе с вагонами на грузовых фронтах и автотранспортом на контрольно-пропускных пунктах;
- «on-line» позиционирование контейнеров на площадках терминала;
- мониторинг элементов системы техническими средствами видеофиксации и видеонаблюдения.
В результате оптимизации и автоматизации технологических процессов переработки контейнеров повышается эффективность перевозочного процесса.
Стоит отметить, что в 2018 году в Сибири был зафиксирован рост перевозок грузов автомобильным транспортом (5,5%) и заметно увеличивается пассажиропоток крупнейшего за Уралом аэропорта «Толмачево». Масштабная модернизация аэропортового комплекса и строительство второй взлетно-посадочной полосы позволили в 2018 г. достичь роста показателя грузопотока на 8,5%, что стало рекордным значением за всю историю предприятия [2].
Рост контейнерных перевозок обусловлен не только глобальной тенденцией к контейнеризации грузов (в среднем мировой показатель контейнерных перевозок составляет 39%), но и особенностями товарной и географической структуры внешней торговли НСО.
В составе транспортно-логистической структуры Новосибирской агломерации можно выделить три крупные транспортно-логистические зоны.
1. Западная - имеет два ядра, вокруг которых концентрируется основная логистическая инфраструктура - контейнерный терминал «Клещиха» и аэропорт «Толмачево».
2. Восточная - расположена в районе железнодорожных станций Новосибирск-Восточный и Иня-Восточная, в непосредственной близости от Северного обхода Новосибирска [1].
3. Южная - с опорой на одну из крупных грузовых станций Новосибирского железнодорожного узла - Крахаль, в непосредственной близости от крупнейшей сортировочной станции России - Инская [3].
Одним из первых начал работу транспортно-логистический центр «Евросиб-Терминал-Новосибирск» - Новая опорная точка сети контейнерных поездов транспортно-логистический центр «Евросиб-Терминал-Новосибирск», соединивших грузоотправителей и потребителей СФО с портами Дальнего Востока, Северо-Запада и центрами дистрибуции в Москве [3].
На данный момент в реализации находятся множество проектов, один из которых - строительство транспортно-логистического центра «Новосибирск» (ТЛЦ) с ориентировочным объемом инвестиций на уровне 5 млрд. рублей. Решение о его строительстве было принято в 2018 г., первую очередь проекта планируется ввести в эксплуатацию в 2021 г., в полном объеме ТЛЦ начнет работу в 2023 году. Реализация проекта будет способствовать развитию логистического потенциала региона и закреплению статуса крупнейшего транспортного хаба за Уралом.
Таким образом, в настоящее время идет активное развитие транспортно -логистической системы Новосибирской агломерации, в то же время формирование полноценного транспортно-логистического хаба остается приоритетной задачей. В современных условиях сложной геополитической обстановки в мире, санкционного режима, изменения географической структуры внешней торговли России национальный рынок транспортно-логистических услуг и грузоперевозок проходит определенные этапы трансформации. Все это требует определенных усилий по формированию транспортной системы России в соответствии с реалиями и потребностями в осуществлении транспортно-экономических связях.
Развитие Новосибирской агломерации позволит расширить транзитный потенциал, повысить деловую активность, инвестиционную привлекательность на региональном и национальном уровнях, что, в конечном итоге, будет способствовать дальнейшей интеграции транспортной системы России в международную транспортную сеть и росту национальной экономики.
Библиографический список.
1. Новосибирск как крупнейший транспортный узел мирового класса // статья, 2017 г. URL: http://www.sovsibir.ru/news/86901 (дата обращения 21.11.2020).
2. Попова Ю.В. Рынок транспортных услуг Новосибирской области: современное состояние и перспективы развития // Материалы X Международной научно-технической конференции «Политранспортные системы». - Новосибирск: Изд-во СГУПС. - 2019. - С. 65-67.
3. Попова Ю.В. Транспортный фактор в организации внешнеторговых перевозок экспорта и импорта России // Материалы XIV Международной научно-практической конференции, часть 1 «Логистика - Евразийский мост». -Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. аграр. ун-т. - 2019. - С. 259-262.