Научная статья на тему 'МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ХОРЕОГРАФИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ХОРЕОГРАФИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ХОРЕОГРАФИЯ / КУЛЬТУРА ТВОРЧЕСТВА / СИНЕРГИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / ОРФ-ПЕДАГОГИКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЭВРИТМИЯ / ИДЕОКИНЕЗИС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурашов А.Г., Белов В.А., Клыкова Д.Г.

Введение. Целью исследования являлось выявление, научное обоснование использования мультимодальных технологий в педагогике хореографии и изучение дальнейших качественных изменений хореографических компетенций и способностей студентов хореографических специальностей. Уточнены характерные особенности и организационно-педагогические условия использования мультимодальных технологий в хореографии. Материалы и методы. Теоретические: анализ теоретико-методологической и методической литературы в области педагогики хореографии и изучение материалов зарубежных и отечественных специалистов, рассматривающих полифункциональные возможности танца и методические аспекты реализации мультимодальных технологий в области хореографии как неотъемлемую часть современного образовательного процесса, ориентированного на разностороннее развитие личности. Такие эмпирические методы, как педагогический эксперимент и изучение продуктов деятельности, использовались в интеграции с теоретическим анализом и педагогическим моделированием. Результаты. Определены значение мультимодальных технологий в образовании и взаимосвязь эффективности их использования в педагогике хореографии с учетом определенных организационно-педагогических условий. По результатам исследования выявлено, что научно обоснованное и систематическое использование мультимодальных технологий в хореографии будет способствовать повышению качества хореографических компетенций и разностороннему развитию творческой личности. Обсуждение. Рассматривается роль, значение и функции мультимодальных технологий в области хореографического образования в разных аспектах теории и практики, а также в ракурсе творческой деятельности педагога и обучающегося. Подчеркивается, что мультимодальные технологии обладают разнонаправленным и действенным средством разностороннего развития личности, ее творческого потенциала и хореографических компетенций. Заключение. Для современного образовательного сообщества становится очевидным, что в системе высшего образования в области хореографии необходимо активнее включать и интегрировать инновационные технологии в учебный процесс. Делается вывод о том, что эффективное использование мультимодальных технологий возможно при научном и системном подходе с учетом комплекса организационно-педагогических условий и интеграции различных видов танцевальной деятельности. Результатом использования мультимодальных технологий в образовательном процессе студентов-хореографов становится значительное расширение их профессиональных компетенций, универсальных качеств исполнителя, а также творческого потенциала и креативности. Основные положения: - рассмотрены полифункциональные возможности мультимодальных технологий в хореографии в контексте разностороннего развития личности; - представлены основной инструментарий мультимодальных технологий в педагогике; - проанализированы результаты влияния использования мультимодальных технологий в хореографии как действенного фактора формирования хореографических компетенций и творческого потенциала личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMODAL TECHNOLOGIES IN THE TEACHING OF CHOREOGRAPHY IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Introduction. The purpose of the study was to identify, scientifically substantiate the use of multimodal technologies in the pedagogy of choreography and study further qualitative changes in the choreographic competencies and abilities of pupils. Clarification of the characteristic features and organizational and pedagogical conditions for the use of multimodal technologies in choreography. Materials and methods . Theoretical - analysis of theoretical, methodological and methodological literature in the field of pedagogy of choreography and the study of materials of foreign and domestic specialists who consider the multifunctional possibilities of dance and methodological aspects of the implementation of multimodal technologies in the field of choreography as an integral part of the modern educational process focused on the versatile development of the individual. Such empirical methods as pedagogical experiment and study of the products of activity were used in integration with theoretical analysis and pedagogical modeling. Results. The importance of multimodal technologies in education and the interrelation of the effectiveness of their use in the pedagogy of choreography, taking into account certain organizational and pedagogical conditions, have been determined. According to the results of the study, it was revealed that the scientifically based and systematic use of multimodal technologies in choreography will contribute to improving the quality of choreographic competencies and the versatile development of a creative personality. Discussion . The role, importance and functions of multimodal technologies in the field of choreographic education in various aspects of theory and practice, as well as in the perspective of the creative activity of the teacher and the pupil, are considered. It is emphasized that multimodal technologies have a multidirectional and effective means of versatile development of the personality, its creative potential and choreographic competencies. Conclusion. For the modern educational community, it becomes obvious that in the system of higher education in the field of choreography it is necessary to more actively include and integrate innovative technologies into the educational process. It is concluded that the effective use of multimodal technologies is possible with a scientific and systematic approach, taking into account the complex of organizational and pedagogical conditions and the integration of various types of dance activities. The result of the use of multimodal technologies in the educational process of student choreographers is a significant expansion of their professional competencies, universal qualities of the performer, as well as creativity and creativity. Highlights: The polyfunctional possibilities of multimodal technologies in choreography in the context of versatile personality development are considered; Tthe main tools of multimodal technologies in pedagogy are presented; The results of the influence of the use of multimodal technologies in choreography as an effective factor in the formation and development of choreographic competencies and the creative potential of the individual are analyzed.

Текст научной работы на тему «МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ХОРЕОГРАФИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

4

50

О

§

^ aj

50 О

5

a ^

Научная статья УДК 792.5 : 378 ББК 85.32р 30

DOI 10.25588/CSPU.2022.171.5.012

А. Г. Чурашов1, В. А. Белов2, Д. Г. Клыкова3

1ORCID № 0000-0003-2660-9669 Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой хореографии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: churashovag@cspu.ru

2ORCID № 0000-0002-7191-7700 Заслуженный работник культуры Российской Федерации, доцент кафедры хореографии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: belovva@cspu.ru

3ORCID № 0000-0002-5364-1413 Ассистент кафедры хореографии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: klykovadg@cspu.ru

МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ПРЕПОДАВАНИИ ХОРЕОГРАФИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Введение. Целью исследования являлось выявление, научное обоснование использования мультимодальных технологий в педагогике хореографии и изучение дальнейших качественных изменений хореографических компетенций и способностей студентов хореографических специальностей. Уточнены характерные

© Чурашов А. Г., Белов В. А., Клыкова Д. Г., 2022

особенности и организационно-педагогические условия использования мультимодальных технологий в хореографии.

Материалы и методы. Теоретические: анализ теоретико-методологической и методической литературы в области педагогики хореографии и изучение материалов зарубежных и отечественных специалистов, рассматривающих полифункциональные возможности танца и методические аспекты реализации мультимодальных технологий в области хореографии как неотъемлемую

часть современного образовательного процесса, ориентирован-

и

ного на разностороннее развитие личности. Такие эмпирические о

а

методы, как педагогический эксперимент и изучение продуктов §

ж

деятельности, использовались в интеграции с теоретическим ана- I лизом и педагогическим моделированием. Ж

л

Результаты. Определены значение мультимодальных тех- о

ии

нологий в образовании и взаимосвязь эффективности их исполь- I

р

зования в педагогике хореографии с учетом определенных органи- § зационно-педагогических условий. По результатам исследования выявлено, что научно обоснованное и систематическое использование мультимодальных технологий в хореографии будет способствовать повышению качества хореографических компетенций и разностороннему развитию творческой личности.

Обсуждение. Рассматривается роль, значение и функции мультимодальных технологий в области хореографического образования в разных аспектах теории и практики, а также в ракурсе творческой деятельности педагога и обучающегося. Подчеркивается,

о д

а № а

н

и

и х

е

о

р

а и

и

о о

б

что мультимодальные технологии обладают разнонаправленным а

и действенным средством разностороннего развития личности, ее творческого потенциала и хореографических компетенций.

о

а н

и ¡0

ч

50

О

§

a

Заключение. Для современного образовательного сообщества становится очевидным, что в системе высшего образования в области хореографии необходимо активнее включать и интегрировать инновационные технологии в учебный процесс. Делается вывод о том, что эффективное использование мультимодальных технологий возможно при научном и системном подходе с учетом комплекса организационно-педагогических условий и интеграции различных видов танцевальной деятельности. Результатом использования мультимодальных технологий в образовательном процессе студентов-хореографов становится значительное расширение их профессиональных компетенций, универсальных качеств исполнителя, а также творческого потенциала и креативности.

Ключевые слова: мультимодальные технологии; хореография; культура творчества; синергия; интеграция; инновация; орф-педагогика; музыкальное движение; эвритмия; идеокинезис.

Основные положения:

- рассмотрены полифункциональные возможности муль-тимодальных технологий в хореографии в контексте разностороннего развития личности;

- представлены основной инструментарий мультимодаль-ных технологий в педагогике;

- проанализированы результаты влияния использования мультимодальных технологий в хореографии как действенного фактора формирования хореографических компетенций и творче-

ского потенциала личности.

1 Введение (Introduction)

В современной системе высшего образования в области хореографии появляются новые требования к профессиональным

навыкам и компетенциям студентов-хореографов. Это связано, прежде всего, с интенсивным развитием различных видов, стилей и направлений в хореографии, а также со значительными изменениями самого социокультурного пространства, в котором растет запрос на зрелищные виды искусства на которые, в свою очередь, оказывают влияние мультимедийные и цифровые технологии. Появляется запрос общества исполнителей хореографического искусства, обладающих универсальными качествами, способными реализовать различные по своей форме и содержанию творческие проекты. Эти факторы, соответственно, задают направление педагогическому сообществу к использованию инновационных подходов и технологий в интеграции с традиционными в образовательном пространстве арт-педагогики хореографии, тем самым, |

§

усиливая процесс педагогического творчества с использованием о

|

различных методов и технологий в сфере образования. »

„ з

Танец, по своей сути, является синтетическим видом ис- З

а

кусства, в основе которого выступают такие компоненты, как §

ж

X

О 3

§

8 8

I

О

д §

О*

ж о*

звук, движение, пространство, контакт, время и т. д. К сожалению, эти составляющие используются педагогами-хореографами достаточно в узком и ограниченном контексте. Синергетический потенциал, заложенный в хореографии, в самом широком понимании этого феномена, может быть раскрыт при условии использования модульного и мультимодального обучения.

Основы модульного обучения заложены в конце XIX века в США. Суть такого типа обучения заключалась в том, что студенты самостоятельно подбирали учебные дисциплины, ориенти- §§ руясь в выборе, прежде всего, на свои интересы и потребности в определенных знаниях, навыках и компетенциях. Этот фактор

способствовал появлению нового тренда в философии образования — «обучения, в центре, которого стоит тот, кто учится» [1]. Стоит отметить, что в таких условиях обучения у студента появлялась личная мотивация и заинтересованность к своему дальнейшему развитию, качественному повышению интеллектуальных способностей и творческого потенциала.

Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью переосмысления методических аспектов преподавания хореографии, в связи с новыми открытиями и достижениями в области педагогики, психологии, физиологии и др. науках, а также значительных преобразованиях в сфере преподавания хореографии, роли и значении искусства танца в социокультурном пространстве. Анализ научно-педагогической литературы и методических материалов показал, что научно-педагогическая теория и практика накопили значительный опыт преподавания танцевального искусства, который может быть эффективно использован в контексте разностороннего развития личности, формирования ее творческого потенциала и положительного влияния на психоэмоциональное и физическое состояние.

2 Материалы и методы (Materials and methods) В нашем исследовании активно использовались эмпириче-

t^ ские методы (наблюдение, педагогический эксперимент, изучение

в,

о

ело

tq

а

аур

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

продуктов деятельности) в интеграции с теоретическими (теоре-

^ тический анализ и педагогическое моделирование с использованием ^ " модальных и мультимодальных технологий), что, в свою очередь,

способствовало повышению качественной составляющей исследования. Источником теоретической части стал анализ научных,

'—<

^ учебно-методических и практических пособий по теории и прак-

тике педагогики, психологии и хореографического искусства отечественных и зарубежных специалистов.

Изучение определенного спектра литературных источников позволило нам отобрать наиболее оптимальные и эффективные теории и средства для основы педагогического моделирования и проведения экспериментального исследования.

Через теоретический анализ полученных данных мы сможем сопоставить ранее подтвержденные практикой факты, осмыслить не только конечные результаты использования муль-тимодальных технологий в обучении хореографии, но и, что не мене важно, промежуточные. Такого плана работа позволит установить степень достоверности данных, верифицировать их, выявить существующие противоречия и тенденции преподавания хореографии в системе высшего образования, а также определить оптимальные и эффективные методы управления объектов и частей образовательного процесса. еЗ

Несомненно, что при педагогическом моделировании необ-

компоненты, их взаимосвязи. Это будет возможно только в случае

о

д

а

№ а

8

ходимо внимательно рассматривать как систему в целом так и ее 8

о3е е

о г3

тщательной организации исследования в соответствии с научной а

8

8

логикой. Весь процесс движения от постановки цели и задач до по-

с

лучения определенного результата должен заключаться в после- С довательности системно выстроенных этапов исследования. 3 Результаты (Results)

Ритмическая гимнастика Э. Ж. Далькроза может выступать как основа педагогических технологий не только в обучении хорео- gg графии, но и в различных видах творческой деятельности студентов. Система «одухотворенных телесных упражнений» приводит

человека к самопознанию, к ясным представлениям о своих силах и творческих возможностях, помогает избавиться от физических и психологических комплексов и зажимов. Тело, по мнению автора системы, должно стать инструментом, способным без участия сознания откликаться на все события музыкальной ткани. Добившись путем длительных специальных упражнений автоматизма реакций тела, человек освобождается для задач более высокого уровня, связанных с эмоциональной и образной выразительностью [2]. По нашему мнению, весь это комплекс задач будет способствовать формированию и развитию универсальных качеств исполнителей танцевального искусства так необходимых в современных условиях.

Танцевально-двигательная арт-технология применяется при работе в целях оптимизации процесса социализации и адаптации личности к окружающему миру. Нужно отметить, что в современном обществе состояние человека в состоянии диссонанса со своими эмоциями вызывает стресс, который, в свою очередь, может привести к депрессии, агрессивности, нарушению психики

в целом [3]. Данный вид технологий способен решать самые сложа

50

ко ные задачи не только в разностороннем развитии личности, но и корректировать различные отклонения в психоэмоциональном со-^ стоянии и физическом, которые имеют прочную взаимосвязь и ока-

50

о

§

а

ау3

зывают значительное влияние друг на друга. К сожалению, в по-

^ следнее время количество людей, имеющих психоэмоциональные ^ " и физические отклонения, увеличивается, что лишний раз подтвер-

ждает востребованность такого вида творческой деятельности.

В последнее время многие специалисты обращают внима-

^ ние на орф-педагогику или орф-метод. Суть данного метода заклю-

чается в том, чтобы средствами искусства и творчества через взаимосвязь музыки, движения и речи, оказать многогранное влияние на личность. Орф-педагогика позволяет развивать не только музыкально-двигательные способности детей (петь, лучше чувствовать своё тело, танцевать, играть на инструментах), но и полноценно развивать личность ребёнка, раскрывать внутренний потенциал [4]. По нашему мнению, подход, основанный на орф-педагогике, наиболее полно и эффективно раскрывает, и в то же время развивает творческий потенциал личности в самом широком понимании этого феномена, что в современном социокультурном прост-ран-стве является одним из наиболее распространенных трендов.

Одним из эффективных средств развития творческого потенциала личности является музыкальное движение. Особенностью этой области является глубокое изучение физиологических особенностей музыкального восприятия и развитие двигательных реакций тела. Переживание и индивидуальная интерпретация му- § зыки выражается не в звуках, а через движение. Тело рассматривается как инструмент, выражающий внутреннее содержание [5]. С профессиональной точки зрения, это качество является приоритетным и определяющим в составе хореографической компетенции исполнителя различных видов и стилей танца. В связи с этим эта технология должна лежать в основе любого модуля, связанного с хореографией.

Уникальность и целеполагание эвритмии заключается в том, что она дает возможность представить на сцене в движении непо-

о

а

№ а

н и и

X

е е

о

а

и и

о о

средственно саму музыку или саму поэтическую речь. В эвритми- а

о

№ а

ни

раженная в жесте и движении, что, в свою очередь, способствует ^

ческой системе выявляется психологическая сущность звука, вы-

органичному и естественному зрительному проявлению «музыкальной ткани» [6]. Эвритмия способна придать одухотворенность и эмоциональную выразительность, заключенную в нотах, через тело, движения и жесты исполнителя. Таким образом, она является вершиной исполнительского мастерства в искусстве танца и, несомненно, существует необходимость активного использования методик эвритмии на занятиях хореографией.

Идеокинезис выступает как единство сознания и тела, оперируя такими факторами, влияющими на движение и равновесие тела, как гравитация, инерция, инерция. В контексте исследования мы рассматриваем идеокинезис как инструмент, влияющий на мышечные ощущения через нейронные связи и мысленные образы, воздействующий, в том числе, на мышечную организацию, скелетную стройность, телесную уравновешенность и координацию на основе метода Фельденкрайза [7]. Активное использование психосоматики в данной технологии формирует повышенные требования к педагогу-хореографу в плане владения компетенциями в области психологии и системы нервно-мышечного обучения. 4 Обсуждение (Discussion)

На наш взгляд, в хореографии в настоящее время сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, эта область, t^ несомненно, имеет динамическую тенденцию к развитию за счет

50

§ увеличения различных стилей, направлений, педагогического сои;

50 О S

а за многовековую историю этого вида искусства, не реализуется в ^ Мы полагаем, что, используя мультимодальные арт-техно

става и студентов в сфере танцевального искусства. С другой, огромный методический и практический материал, накопленный

полной мере или незаслуженно забывается.

логии как инновационный подход в педагогическом моделировании, можно добиться качественных изменений профессиональных навыков и компетенций у студентов-хореографов, а также развить их творческий потенциал и креативность. Вариативность и универсальные качества такого типа технологий способны решать ряд самых различных профессиональных и педагогических задач в обучении студентов искусству хореографии.

Интеграция мультимодальных технологий на основе различных видов и форм хореографии в образовательный процесс будет способствовать формированию и развитию уникальных хореографических компетенций, индивидуализации собственного стиля и манеры исполнения, что является приоритетом в творческой деятельности. Также существует возможность достаточно эффективно скорректировать отклонения психосоматических, психоэмоциональных процессов, способствовать развитию твор-

ул

о

д

аль

о* н

о*

ж

ол о

г

8 8

ре

ческого потенциала и креативности личности. З

о

д

а в а н

8 8 X

оре е

о г р а ^ 8 8

Несомненно, что в современном социокультурном пространстве арт-технологии становятся все более востребованными в различных областях творческой деятельности, благодаря своей вариативности и полифункциональности. Комбинации различных технологий аудио-, визуального и двигательного направлений расширяют спектр своих возможностей и инструментариев в сфере хореографической деятельности. Соответственно, необходим систематический и научный подход, ориентированный на индивидуальные особенности студента-хореографа. Только выполнение этих условий будет способствовать значительному повышению ре- ра зультативности в обучении хореографии как в количественном,

8 о

в а н 8

так и качественном аспектах. ^

5 Заключение (Conclusion)

На основе проведенного исследования мы считаем, что использование мультимодальных технологий в процессе подготовки студентов-хореографов способно дать прочные и качественные результаты. Анализ широкого спектра научной, учебной и методической литературы, а также педагогическое моделирование и изучение продуктов хореографической деятельности позволили сделать вывод о том, что поиск и внедрение инновационных подходов и технологий в интеграции с традиционными формами обучения хореографии формирует широкое поле деятельности с точки зрения теории и практики, потенциал использования муль-тимодальных технологий на основе хореографии остаётся актуальным трендом в современном социокультурном пространстве. Мы считаем, что комплексное использование разработок и методик в педагогике хореографии в контексте мультимодальности и вариативности будет способствовать качественному улучшению подготовки студентов-хореографов, появлению новых программ и методик в арт-педагогике. В связи с этим необходимо в структуре педагогики хореографии формировать дополнительные компетенции у специалистов и педагогов, способных к педагогическому творчеству и анализу своей деятельности, владеющих t^ навыками педагогического моделирования на основе мультимо-

50

® дальных технологий, в основе которых используются различные

и;

50 О

формы и виды хореографического искусства.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

^ 1. Копылов И. Ю. Технологии модульного обучения как разновидность

^ педагогических технологий сетевого обучения // Концепция бережливого про-

^ изводства и сетевое взаимодействие в профессиональном образовании : сборник

материалов IV Международной научно-практической конференции, 24 марта 2017 года / Шадринский государственный педагогический университет. Шадринск : Шадринский государственный педагогический университет, 2017. С. 19-29.

2. Курумчина А. А. Значение системы Далькроза в становлении методики преподавания ритмической гимнастики // Социальные и культурные практики в современном российском обществе : материалы научно-методического форума, 23-28 апреля 2018 года. Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2018. С. 146-152.

3. Корнилов М. П. Танцевальная терапия как средство коррекции и У

а

формирования эмоциональной сферы молодёжи // Психология и педагогика |

образования будущего : материалы международной конференции студентов, |

са

магистрантов и аспирантов, 13-25 февраля 2017 года / под. ред. Л. В. Байбо- § родовой, Н. В. Нижегородцевой. Ярославль : Ярославский государственный 1

педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2017. С. 94-97. |

ж

4. Веникова Е. А. Значение системы музыкального воспитания Карла §

0

Орфа в мировой педагогической практике // Молодежь XXI века: образование, | наука, инновации : материалы VIII Всероссийской студенческой научно-прак- ^ тической конференции с международным участием, Новосибирск, 04-06 де- О

кабря 2019 года / под общей редакцией О. В. Капустиной, М. В. Чельцова. №

с ж

X

1

5. Айламазьян А. М. Практика музыкального движения как метод са- о

с

мопознания и развития творческой личности // Национальный психологиче- ^

8 8

Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. С. 296-297.

о

ский журнал. 2019. Т. 4, № 4 (36). С. 114-127. Б01 10.11621/прь2019.0411.

6. Уварова Г. А. Эвритмика и танец: к истории взаимодействия хорео- С графии и метода Эмиля Жак-Далькроза // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2021. № 5 (76). С. 19-34.

7. Пегов В. А., Грибкова Л. П., Матвеева А. В. Концепция «мыслящего тела» и её реализация в научных исследованиях // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 4 (206). С. 569-572. БОТ 10.34835^п.2308-1961.

О

О ^

О

№ с

ж 8

¡0

a t

05

A. G. Churashov1, V. A. Belov2, D. G. Klykova3

1ORCID No. 0000-0003-2660-9669 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Head of the Department of Choreography, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: churashovag@cspu.ru

2ORCID No. 0000-0002-7191-7700 Honored Worker of Culture of the Russian Federation, Associate Professor at the Department of Choreography, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: belovva@cspu.ru

3ORCID No. 0000-0002-5364-1413 Assistant at the Department of Choreography, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: klykovadg@cspu.ru

MULTIMODAL TECHNOLOGIES IN THE TEACHING OF CHOREOGRAPHY IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Abstract

Introduction. The purpose of the study was to identify, scientifically substantiate the use of multimodal technologies in

ej

Q the pedagogy of choreography and study further qualitative changes in the choreographic competencies and abilities of pu-

^ pils. Clarification of the characteristic features and organiza-

^ . ... . £ tional and pedagogical conditions for the use of multimodal

o

a s

^ Materials and methods. Theoretical - analysis of theoret-

ej

technologies in choreography.

Materials and methods. ical, methodological and methodological literature in the field

of pedagogy of choreography and the study of materials of foreign and domestic specialists who consider the multifunctional possibilities of dance and methodological aspects of the implementation of multimodal technologies in the field of choreography as an integral part of the modern educational process focused on the versatile development of the individual. Such empirical methods as pedagogical experiment and study of the products of activity were used in integration with theoretical analysis and pedagogical modeling.

Results. The importance of multimodal technologies in education and the interrelation of the effectiveness of their use in the pedagogy of choreography, taking into account certain organizational and pedagogical conditions, have been determined. 0 According to the results of the study, it was revealed that the scientifically based and systematic use of multimodal technologies in choreography will contribute to improving the quality of

creative personality.

Discussion. The role, importance and functions of multimodal technologies in the field of choreographic education in

C6

c ^

s o

o

g

C6

a

choreographic competencies and the versatile development of a U

T

o ^

o

o h§

various aspects of theory and practice, as well as in the perspec- T

tive of the creative activity of the teacher and the pupil, are con- e sidered. It is emphasized that multimodal technologies have a multidirectional and effective means of versatile development of the personality, its creative potential and choreographic com- c^ petencies.

Conclusion. For the modern educational community, it becomes obvious that in the system of higher education in the n

field of choreography it is necessary to more actively include and integrate innovative technologies into the educational process. It is concluded that the effective use of multimodal technologies is possible with a scientific and systematic approach, taking into account the complex of organizational and pedagogical conditions and the integration of various types of dance activities. The result of the use of multimodal technologies in the educational process of student choreographers is a significant expansion of their professional competencies, universal qualities of the performer, as well as creativity and creativity.

Keywords: Multimodal technologies; Choreography; Culture of creativity; Synergy; Integration; Innovation; Orth pedagogy; Musical movement; Eurythmy; Ideokinesis. Highlights:

The polyfunctional possibilities of multimodal technologies in choreography in the context of versatile personality development are considered;

Tthe main tools of multimodal technologies in pedagogy a are presented; H The results of the influence of the use of multimodal tech-

ej

-S

Qq

o a

_s raznovidnost pedagogicheskih tehnologiy setevogo obucheniya [Technolo ^ gies of modular training as a variety of pedagogical technologies of network ^ training], Sbornik materialov IV Mezdunarodnoy naucno-prakticheskoy

nologies in choreography as an effective factor in the formation and development of choreographic competencies and the creative potential of the individual are analyzed.

References

1. Kopylov I.Y. (2017), Tehnologii modulnogo obucheniya kak

konferencii "Koncepciya berezlivogo proizvodstva I setevoe vzaimodeystvie vprofessionalnom obrazovanii", 24 marta 2017goda [Collection of materials of the IV International [Collection of materials of the IV International Scientific and Practical Conference "The concept of lean production and networking in vocational education"], Shadrinskiy gosudar-stvennyy pedagog-icheskiy universitet, Shadrinsk, March 24, 2017, pp. 19-29. (In Russian).

2. Kurumchina A.A. (2018), Znachenie sistemy Dalkroza v stanovlenii metodiki prepodavaniya ritmicheskoy gimnastiki, [The significance of the Dalcroza system in the formation of methods of teaching rhythmic gymnastics], Sbornik materialov nauchno-metodicheskogo fo-ruma "Socialnye I kulturnye praktiki v sovremennom rossiyskom ob-shhestve ", 23-28 aprelya 2018 goda [Materials of the scientific and me- l thodical forum "Social and cultural practices in modern Russian society"], |

a

Novosibirskiy gosudarstvenniy pedagogicheskiy universitet, Novosibirsk, l

ee

April 23-28, 2018, pp. 146-152. (In Russian). h

n

3. Kornilov M.P., Edrs: Baibrodova L.V. & Nizhegorodtseva N.V. °

i

(2017), Tancevalnaya terapiya kak sredstvo korrekcii Iformirovaniya emo- §' cionalnoy sfery molodechhi [Dance therapy as a means of correction and formation of the emotional sphere of youth], Materialy mezdunarodnoy

e e

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

konferencii studentov, magistrantov i aspirantov "Psichologiya i pedagog- i

g'

ikaobrazovaniya buduchhego", 13-25 fevralya 2017 goda [Materials of the o

§

international conference of students, undergraduates and graduate students ^ "Psychology and pedagogy of education of the future"], Yaroslavskiy gosu-

o

e

o

r

darstvennyy pedagogicheskiy universitet imeni K. D. Ushinskogo, Yaro- a slavl', February 13 -25, 2017, pp. 94-97. (In Russian). §

4. Venikova E.A., Edrs: Kapustina O.V., Cheltsov M.V. (2019),

e

Znachenie sistemy muzykalnogo vospitaniya Karla Orfa v mirovoy peda- ss gogicheskoy praktike [The significance of the system of musical education of Karl Orfa in the world pedagogical practice], Materialy VIII Vseros-

siyskoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferencii "Molodezh XXI e

§

veka: obrazovanie, nauka, innovacii", 04-06 dekabrya 2019 g. [Materials ^ of the VIII All-Russian Student Scientific and Practical Conference with ca International Participation " Youth of the XXI century: education, science, n

§

innovations"], Novosibirskiy gosudarstvenniy pedagogicheskiy universi-tet, Novosibirsk, Novosibirsk, 04-06 December 2019, pp. 296-297. (In Russian).

5. Aylamazyan A.M. (2019), Praktika muzykal'nogo dvizhenie kak metod samokoznaniya i razvitiya tvorchestvennoi personaliznoi [Musical-movement practice as a method of self-knowledge and education a creative personality], Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal, 4 (36), 114-127. DOI 10.11621/npj.2019.0411. (In Russian).

6. Uvarova G.A. (2021), Evritmika i tanec: k istorii vzai-modeystviya choreografii I metoda Emilya Zhhak-Dalkroza [Evrytmik and dance: to the history of the interaction of choreography and method of Emil Jacques-Dalcroza], Vestnik Akademii Russkogo balleta im. A.Y. Vaganova, 5 (76), pp. 19-34. (In Russian).

7. Pegov V.A., Gribkova L. P., Matveeva A. V. (2022), Koncepciya «myslyachhego tela» I ee realizaciya v nauchnych issledovaniyach [The concept of the "thinking body" and its implementation in scientific research], Uchennye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 4 (206), pp. 569-572. DOI 10.34835/issn.2308-1961. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 09.10.2022; одобрена после рецензирования 14.10.2022; принята к публикации 18.10.2022.

The article was submitted 09.10.2022; approved after reviewing

§ 14.10.2022; accepted for publication 18.10.2022.

t

^

О

Q

-S

cq

^

о

a

s

g

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.