DOI 10.25588/CSPU.2020.158.5.012
УДК 371.03:792.5 ББК 74.200.54:85.32
А. Г. Чурашов1, В. А. Белов2
1ORCID № 0000-0003-2660-9669 Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой хореографии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0002-7191-7700 Заслуженный работник культуры России, доцент кафедры хореографии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В АРТ-ПЕДАГОГИКЕ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ
Аннотация
Введение. Целью исследования являлось изучение аспектов, связанных с особенностями процесса развития творческих способностей средствами хореографии на принципах интериоризации и экстериоризации; научное обоснование формирования творческого потенциала ребенка средствами различных видов хореографического искусства в интеграции с танцевальной арт-терапией. Рассматриваются предпосылки использования принципа интериориза-ции и экстериоризации в области обучения хореографии, предложения по интеграции различных видов танцевального искусства с целью формирования целостной, разносторонне развитой личности. Обосновываются перспективы исследования танцевальной арт-терапии и ее дальнейшего использования как целесообразного и эффективного средства формирования и развития творческой личности. Выявляется необходимость в подготовке профессиональных кадров рассмат-
50
О
г§
tq
Материалы и методы. Теоретические — анализ философс-^ кой, психолого-педагогической литературы, соответствующей ас-
риваемой области.
пектам темы исследования, теоретико-методологической и мето-
§
дической литературы в области теории и практики развития творческих способностей средствами хореографии, материалов и публикаций по теме исследования, изучение материалов зарубежных и отечественных специалистов, рассматривающих танец как средство формирования творческого потенциала целостной, разносторонне развитой личности.
Результаты. Определены значение и особенности воздействия хореографического искусства на формирование творческого потенциала личности на принципах интериоризации и экстериори-
зации. По результатам исследования выявлено, что интеграция I
№
различных видов танцевального искусства в комплексе с интегра- Л тивной танцевально-двигательной терапией будет являться дейст- |
венным и эффективным средством формирования и развития твор- I
а
ческого потенциала индивида. ^
Обсуждете. Рассматриваются инновационные подходы в ы
формировании и развитии творческого потенциала личности на за- ^
3
нятиях хореографией. Подчеркивается, что принцип интериориза- и ции и экстериоризации будет способствовать разностороннему и и глубокому влиянию танцевального искусства на формирование и развитие творческого потенциала личности.
Заключете. Делается вывод о том, что процесс развития творческих способностей личности средствами хореографии на принципах интериоризации и экстериоризации и в интеграции с различными видами танца и арт-терапией выступает в качестве инновационного подхода и является действенным и эффективным
средством танцевальной арт-педагогики. е
д
а г о
г и
к е
Ключевые слова: интериоризация; экстериоризация, интеграция; танцевальная терапия; творческий потенциал; хореография;
инновационный подход. ^
д
Основные положения: |
- рассмотрены полифункциональные возможности хорео- § графии в контексте формирования и развития творческого потен- I циала личности; §
- предлагается обоснование использования инновационных ^ подходов в формировании и развитии творческого потенциала и
личности ребенка на занятиях хореографией на принципах интери-оризации и экстериоризации и в интеграции с различными видами танца и арт-терапией;
- представлена специфика использования инновационных подходов в методическом обеспечении танцевальной арт-педагогики;
- проанализированы результаты влияния хореографии в процессе развития творческих способностей личности на принципах интериоризации и экстериоризации и в интеграции с различными видами танца и арт-терапией.
1 Введение (Introduction)
Формирование и развитие творческого потенциала ребенка имеет фундаментальное значение для будущего любой страны. Снижение культурно-образовательного уровня населения привело к значительным изменениям в системе духовно-нравственных, интеллектуальных ценностных ориентиров, что оказывает негативное воздействие на общество в целом особенно на потенциал подрастающего поколения. Нарушение соответствия между рациональным и эмоциональным развитием человека привело к отчуждению его от культуры, природы, самого себя. Особенно сильную эмоциональную и психологическую нагрузку испытывает детский организм, который, как правило, очень восприимчив. В связи с этим одной из принципиальных особенностей современного образования является постоянное и глубокое внимание к проблемам творческого потенциала и его развития, приобщения подрастающего поколения к созиданию прекрасного вокруг себя через мир литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. Повышение роли ценностей художественно-эстетического образования связывается с § преподаванием изобразительного искусства, музыки, мировой ху-
^ дожественной культуры, хореографии, медиа-образования, разра-
^
о; so
ботки факультативных курсов художественно-эстетической направо ленности, с деятельностью кружков, а также с совершенствованием форм дополнительного художественно-эстетического образования.
Отмечается возрастание социальной роли личности как носителя
'—<
^ национальной художественной культуры и значение художествен-
а
¡Р
ного образования педагогов. При этом основной их функцией признаётся ориентирование ребенка «на развитие через искусство» [1].
Неоценимый вклад в становление научного подхода развития творческих способностей внес швейцарский педагог, композитор Эмиль Жак-Далькроз (6 июля 1865, Вена-1 июля 1950, Женева). Система ритмической гимнастики Э. Жака-Далькроза и в настоящее время поражает своей детальной проработанностью и четкой структурой по отношению к другим более современным методикам
и комплексам. В основу данной теории положено понятие ритма ^
ао
как универсального начала, творящего и организующего жизнь во | всех ее проявлениях и формах. Ритм воздействует на человека в -§
о
целом, равным образом воспитывая и формируя его тело, душу и Ы
Вл
данном случае уместно провести параллель с пониманием о эстетики и творческого потенциала в Древней Греции. В орхестри- 0 ке, синтетичном искусстве древних греков, особенно привлекательной казалась пластическая реализация музыки, непосредственное слияние тела и Я с музыкой, что говорило о разносторонне развитой личности, способной понимать и создавать прекрасное. Несомненным достоинством ритмической гимнастики Далькроза р является приоритет пластической и музыкальной импровизации как способа развития творческих способностей и воспитания в
учениках творящего начала [2]. 0
о
Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью использования инновационных подходов и технологий в ^
процессе формирования и развития творческой личности, которая |
д
формируется и развивается в условиях, как положительных, так и О
о
негативных факторов, оказывающих действенное влияние на все |
аспекты жизнедеятельности человека. Анализ психолого-педагоги- р
д
о
3
|
а
способна оказать эффективное и многогранное воздействие на раз-
№
ческой литературы в области научно-педагогической теории и практики показал, что хореография в интеграции с танцевальной
к
арт-терапией на принципах интериоризации и экстериоризации о
е о
витие творческого потенциала личности, который может выступать ^
s
как методическое обеспечение в танцевальной арт-педагогике. s
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Описательный метод и анализ научной и методической литературы в данной области стали основными методами исследования, которые дали нам возможность, во-первых, сформировать достаточно широкий спектр влияния хореографии и танцевальной терапии на личность, а во-вторых, определить и сфокусировать их качественно значимые и существенные аспекты в методическом обеспечении арт-педагогики. Материалом для анализа явились книги, публикации, учебные и учебно-методические пособия отечественных и зарубежных специалистов по использованию возможностей хореографического искусства в интеграции с танцевальной терапией на формирование творческой личности.
3 Результаты (Results)
Рассматривая инновационные подходы в формировании и развитии творческого потенциала личности средствами танцевальной арт-педагогики, мы разделяем мысль исследователей А. В. Морозова и Г. Г. Никифоровой, о пересмотре самой концепции организации учебно-познавательной деятельности обучаемых и руководства как одной из важнейших тенденций инновационной подготовки специалиста в вузе. Перенос акцента с обучающей деятельности на преобразовательную, реализация принципа инновационности, открытости будущего специалиста культуре и обществу, введение полифонии профессиональной деятельности являются наиболее важными и востребованными элементами подготовки в системе современного образования. При этом диалогизм и полифония выступают как структурообразующие начала инновационной деятельности [3]. Мы полагаем, что данное утверждение можно результативно и эффективно использовать в плане методического обеспечения в раз-в
® личных видах арт-педагогики, в том числе танцевальной.
Многие ученые и педагоги-исследователи утверждают, что ^ способности не даются человеку с рождения в готовом виде. Они не
являются врожденными свойствами человека, не передаются по
а
^у наследству. Поэтому наша задача заключается в изучении и исполь-
^ зовании больших возможностей искусства в целом и танца в частнос-
^ ти на развитие творческого потенциала личности. Комплексное воз-
действие на личность всех перечисленных частей в структуре арт-педагогики будет являться эффективным и универсальным методическим обеспечением, готовым к постоянной трансформации в соответствии с возникающими условиями и обстоятельствами.
На наш взгляд, ключевым фактором успешного решения перечисленных задач является принцип интериоризации. Одним из первых ученых, который сформулировал определение данного понятия, стал французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм, который понимал интериоризацию как процесс социализации индивида через освоение идеологии общества. В трудах Ж. Пиаже, Л. | С. Выготского, Дж. Брунера и ряда других современных психоло- J3 гов это понятие рассматривается с других ракурсов [4]. н
Интериоризация (от лат. interior внутренний) — формирова- К
п
ние внутренней структуры психики человека посредством усвое- Ц ния структур внешней социальной деятельности. Понятие введено ^ французскими психологами Пьером Жане, Жаном Пиаже, Анри р Валлоном, используется в психоанализе при объяснении перехода структуры межиндивидуальных отношений внутрь психики и формирования бессознательного (индивидуального или коллективного), которое в свою очередь определяет внутренний план сознания.
В отечественной психологии стоит выделить теорию Л. С.
во внутренним план не переносятся.
По мнению академика А. Н. Леонтьева, интериоризация сопряжена со своей противоположностью — с экстериоризацией (франц. extériorisation — проявление, от лат. exterior — наружный, внешний), т. е. с процессом перехода внутренних умственных действий в развернутые внешние предметно-чувственные действия.
§
№ Ч
Л
№
О §
Kl
Выготского, в которой интериоризация выступает как становление Л
ж о
О
подлинно человеческой формы психики благодаря освоению индивидом человеческих ценностей, т.е. по самой своей сути культурная форма поведения оказывается результатом «вращивания» первона- р чально внешней, социальной, интерпсихической формы поведения. е
В последующем процесс интериоризации был изучен доктором педагогических наук, советским психологом П. Я. Гальпери-
ным, который утверждал, что внешние действия никогда целиком №
л д О
т
в
и
и
№
№
о 3
а ^
и и
«Чтобы построить у ребенка новое умственное действие, например, то же действие сложения, его надо предварительно дать ребенку как действие внешнее, т. е. экстериоризовать его. В этой экс-териоризованной форме, в форме развернутого внешнего действия, оно первоначально и формируется. Лишь затем, в результате процесса постепенного его преобразования — обобщения, специфического сокращения его звеньев и изменения уровня, на котором оно выполняется, происходит его интериоризация, т. е. превращение его во внутреннее действие, теперь уже полностью протекающее в уме ребенка» [5].
Выдающийся советский психолог, философ и один из создателей деятельностного подхода в психологии С. Л. Рубинштейн писал: «Всякая внешняя материальная деятельность человека уже содержит внутри себя психические компоненты (явления, процессы), посредством которых осуществляется ее регуляция. Нельзя, сводя действие человека к одной лишь внешней исполнительной его части, вовсе изъять из внешней практической деятельности человека ее психические компоненты и вынести "внутренние" психические процессы за пределы "внешней" человеческой деятельности — как это сознательно или бессознательно, эксплицитно или имплицитно делается, когда утверждают, что психическая деятельность возникает в результате интериоризации внешней деятельности. На самом деле, интериоризация ведет не от материальной внешней деятельности, лишенной внутренних психических компонентов, а от одного способа существования психических процессов — в качестве компонентов внешнего практического действия — к другому способу их существования, относительно независимому от внешнего материального действия». [6]
Несмотря на существенные расхождения в определении такого понятия, как интериоризация, их, по нашему мнению, объединяет одно важное качество: любая деятельность или воздействие
50
о отдельного человека или общества способны влиять на глубинные ^ психические процессы личности, преобразуя их, и если инструмен-^ том в данном случае выступает искусство, то можно добиться мно-^ гогранного и положительного эффекта.
«о
о
г§
4 Обсуждение (Discussion)
Отечественные исследователи утверждают, что воспитание творческой личности заключается в развитии ее интеллекта и одаренности. Современная система образования не направлена на развитие одаренности у детей, но тем не менее в школьной практике немало примеров, когда учителя стремятся к развитию инициативы у учеников, поощряют их стремление к высказыванию собственного мнения [7].
По нашему убеждению, хореография может выступать одним из универсальных средств формирования и развития творче- |
№
ского начала личности на каждом этапе ее развития, а интеграция J3 искусства хореографии в комплексе с танцевальной арт-терапией |
§
л
а
о
способна выступать как эффективный инновационный подход в процессе формирования и развития творческого потенциала личнос- Ц ти в контексте научно-методического и практического обеспечения ^ в арт-педагогике. ^
Само слово integration означает восстановление, восполне- § ние, (integrer — целый), принято к употреблению в двух значениях:
- объединение в целом каких-либо частей, элементов;
- процесс взаимного приспособления и объединения.
Очевидно, что в данном сочетании заложен огромный потенциал положительного и многогранного влияния на физический, | эмоциональный и интеллектуальный потенциал личности. Комп- ^ лексное воздействие на слуховое, визуальное, физически-эмоциональное состояние личности, которое обусловлено самой сутью Ч искусства хореографии и танцевальной арт-терапии, позволяет ре- | шить проблему телесного «панциря», о котором писал всемирно известный австро-американский учёный Вильгельм Райх, разрабо-
к и
№ ч
Л
е
О ко
K
а г о г и к е
тавший в свое время телесно-ориентированный психоанализ. Лю- №
д
О
№ а
S
бой вид хореографии — это, прежде всего, музыка, которая обладает колоссальным воздействием на духовные, эмоциональные и
физические качества и творческие возможности личности. Много- *
е
численные исследования в данной области неоднократно и убеди- | тельно доказали положительный эффект полигамного воздействия ^ музыки на человека.
Хореография и танцевальная терапия в структуре арт-педагогики позволяет создать разноплановый инструментарий в интеграции не только с различными стилями танца, но и с другими видами искусства, которые будут способствовать раскрытию новых знаний и возможностей человека о себе. Выбор какого-то определенного из них зависит от многих причин (физические, психические и эмоциональные особенности личности). Уникальность каждого человека заложена природой, поэтому необходим индивидуальный подход в использовании средств и формы занятий, позволяющий ярче проявлять свою индивидуальность и в своей деятельности стремиться к категории прекрасного. Только в этом случае существует большая вероятность выявить, развить и скорректировать не только физические, но и эмоциональные качества личности. Понимание физических и психических особенностей возраста позволяет заложить фундамент здоровой и творческой личности, что является приоритетной задачей общества в целом. 5 Заключение (Conclusion)
Хореография приобретает широкое распространение в практике современного дополнительного образования и вводится в учебно-воспитательный процесс. Это связано с внедрением педагогических инноваций в систему художественно-эстетического развития детей в учреждениях дополнительного образования и культуры, интеграцией областей программ дополнительного образования, с реализацией интересов детей в области художественно-эстетической культуры, с удовлетворением их природной двигательной активности. Хореография является мощнейшим источником художественно-эстетического развития ребенка, формирует и разносторонне развивает его. Интеграция различных видов хореографии является перс-
50
® пективным направлением и современным научным подходом в во-
просах интериоризации художественно-эстетического развития и
^ формирования творческого потенциала ребенка, так как она аккуму-
,
о лирует и согласовывает различные направления не только танца, но и психологии, педагогики и других наук. ^ Значительный здоровьесберегающий и социализирующий
потенциал искусства и творческой личностной активности обуслов-
а
¡Р
ливает широкую применимость технологии арт-терапии и арт-педагогики, возможность достижения разных положительных эффектов, с одноИ стороны, и значительную сложность разработки концепции и конкретных методических рекомендации, с другоИ стороны. Развитие этих научно-практических дисциплин в нашей стране и за рубежом требует решения таких актуальных задач, как: определение их идейной, методологической платформы; формирование стратегии их развития как системы услуг для разных групп населения; разработка организационных форм и инструментального,
ж
технологического обеспечения арт-терапевтической и арт-педагоги- ж
л
ческой деятельности; укрепление ее научно-исследовательской, до- ^
ж
казательной базы [8]. Мы согласны с тем, что современный образо- §
ж
вательный процесс должен быть направлен не только на освоение I
ж
эмоционально-ценностного опыта, обеспечение относительной адап- д
ж
тированности личности к социальной и природной сфере, но и на то, ^
чтобы способствовать самореализации и раскрытию духовного по- 3
8
тенциала личности. |
Учитывая точки зрения ученых, мы считаем, что использо- к
вание танца и движения как процесса, способствующего интеграции и коррекции эмоционального и физического состояния личности, дает возможность выявить и развить творческие способности, а также эффективно корректировать и улучшать психическое, умственное и физическое развитие личности.
Приведенные в нашем исследовании инновационные подходы к формированию и развитию творческого потенциала личности
Библиографический список
№ Ч
Л
№
О §
к
Л ж
ж О
3
свидетельствуют о том, что в настоящее время, несмотря на доста- №
точную разработанность, специфика и особенности психологии Й
ж
г
к *
№ с
3
№
д
О
л а
творчества и его процессов в условиях воздействия хореографии и * танцевальной арт-терапии продолжает оставаться актуальной областью изучения такого объемного феномена как арт-педагогика и ее методического обеспечения в условиях гуманизации современного образования.
ж
ж3№ №
ж а
1. Чурашов А. Г., Юнусова, Е. Б. Интеграция различных видов танцеваль- ^
к
но-двигательной терапией как доминирующий фактор полихудожественного под- к
хода в артпедагогике II Профессиональное образование XXI века i коллективная монография I под ред. проф. Е.Ю. Никитиной. Москва i Перо, 2016. С. 187-206. ISBN: 978-5-906847-27-0.
2. Э. Жак-Далькроз. Ритм I под редакцией Ж. Пановой. М. : Классика XXI, 2002. - 248 с.
3. Морозов А. В., Никифорова Г. Г. Формирование и развитие креативности как основы творческого потенциала и критерия успешной социализации личности // Социализация человека в современном мире в интересах устойчивого развития общества: междисциплинарный подход i сборник материалов Международной научно-практической конференции. Калуга i Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, 2017. С. 450-458.
4. Асмолов А. X. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М. i «Смысл», 2002. - 480 с.
5. Степанова М. А., Рубинштейн С. Л., Гальперин П. Я. Сопоставление позиций по проблеме интериоризаций // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 2. С. 94-104. ISSN: 0205-9592.
6. Авдеева Л. Н., Ширванян А. Э., Яшуткин В. А. Соотношение понятий «творче-ство» и «одаренность» // Психология творчества и одаренности i сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, 20-21 апреля 2018 года, г. Москва I Отв. ред. Д. Б. Богоявленская. Москва i МПГУ, 2018. - 500 с. ISBN 978-5-4263-0635-6.
7. Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности : сборник материалов первой всероссийской научно-практической конференции I под общ. ред. Копытина А.И. — СПб. : Скифия-принт, 2016. - 112 с. ISBN 978-5-98620-198-6.
8. Морозов А. В. Творческое саморазвитие личности как приоритетная цель педагогического образования в XXI веке II Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности i сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Казань : Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2016. С. 173-187.
A. G. Churashov1, V. A. Belov2
1ORCID No. 0000-0003-2660-9669 £ Docent, Candidate of Pedagogic Sciences,
oq Head of the Department of Choreography, South-Ural state
^ Humanities-Pedagogical University, Cheliabinsk, Russia.
V,. E-mail: [email protected]
I 2ORCID No. 0000-0002-7191-7700
a
ur Distinguished worker of Russian culture,
C h Assistant Professor of choreography,
G. South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
A E-mail: [email protected]
INNOVATIVE
APPROACHES IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE PERSONALITY IN ART-PEDAGOGY BY MEANS OF CHOREOGRAPHY
Abstract
Introduction. The aim of the study was to study aspects related to the peculiarities of the process of creative development by means of choreography on the principles of interiorization and ex-ternalization; scientific justification for the formation of the n
o
child's creative potential by means of various kinds of choreo- | graphic art in integration with dance art therapy. The prerequisites a for the use of the principle of interiorization and externalization in r the field of choreography training, proposals for the integration of h different types of dance art in order to form a holistic, versatile i person are considered. The prospects for the study of dance art e therapy and its further use as a suitable and effective means of e forming and developing a creative personality are based. The need to train the professional staff in the field in question is revealed.
Materials and methods. Theoretical - analysis of philosophical, psychological and educational literature, corresponding aspects of the topic of research, theoretical-methodological and methodical literature in the field of theory and practice of creative e development by means of choreography, materials and publications on the topic of research, study of materials of foreign and ^
domestic specialists, considering dance as a means of building the in
r
creative potential of a holistic, versatilely developed personality. ^
Results. The importance and features of the impact of cho- ^
0
is 3
S № s
f
a
a
reographic art on the formation of the creative potential of the individual on the principles of interiorization and exteriorization have been determined. The results of the study revealed that the integration of different types of dance art in conjunction with integrative dance-motor therapy will be an effective and effective means of ç> forming and developing the creative potential of the individual.
Discussion. The importance and features of the impact of
C6
a n
s f
o
e
o
a
h
choreographic art on the formation of the creative potential of the ^
Individual on the principles of interiorization and exteriorization have been determined. The results of the study revealed that the integration of different types of dance art in conjunction with integrative dance-motor therapy will be an effective and effective means of forming and developing the creative potential of the individual.
Conclusion. It is concluded that the process of developing the creative abilities of a person by means of choreography on the principles of interiorization and externalization and in integration with different types of dance and art therapy acts as an innovative approach and is an effective and effective means of dance art-pedagogy.
Keywords: Interiorization; Exteriorization; Integration; Dance therapy; Creativity; Choreography; Innovation. Highlights:
Consideration of the multifunctional possibilities of choreography in the context of the formation and development of the creative potential of the individual;
It is proposed to justify the use of innovative approaches in the formation and development of the creative potential of the child's personality in the choreography classes on the principles of interiorization and externalization and in integration with different types of dance and art therapy;
The specifics of the use of innovative approaches in the methodical provision of dance art-education are presented;
The results of the influence of choreography in the development of personal creativity on the principles of interiorization £ and externalization and in integration with different types of dance and art therapy are analyzed.
J 1. Churashov A.G., Yunusova Ye.B. & Edr. Nikitina Ye.Yu. (2016)
a s
g dominiruyushhij faktor polixudozhestvennogo podxoda v artpeda-gogike [In
O tegration of various types of dance-motor therapy as the dominant factor of
^ the polyhuman approach in artpedagogy]. Kollektivnaya monografiya "Pro-
References
lusova Ye.B. &
Integraciya razlichny^x vidov tancevaVno-dvigateVnoj terapiej kak
fessional education of the 21st century "Professional'noye obrazovaniye XXI veka" [Collective monograph "Professional education of the XXI century"]. Pero, Moscow: 2016. S. 187-206. ISBN: 978-5-906847-27-0. (In Russian).
2. Jacques-Dalcroze E. & Edr. Zh. Panova (2002), Ritm [Rhythm]. Classics of the 21st. Moscow, 248 p. (In Russian).
3. Morozov A.V. & Nikiforova G.G. (2017), Formirovanie i razvitie kreativnosti kak osnovy" tvorcheskogo potenciala i kriteriya uspeshnoj so-cializacii lichnosti [Formation and development of creativity as the basis of creativity and the criterion of successful socialization of the individual]. Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii
n
"Sotsializatsiya cheloveka v sovremennom mire v interesakh ustoychivogo n
o
razvitiya obshchestva: mezhdistsiplinarnyy podkhod" [An interdisciplinary a
ti
approach: collection of materials of the International Scientific and Practical | ' Conference "Socialization of a person in the modern world in the interests of p sustainable development of society"]. Kaluzhskiy gosudarstvennyy universi- a tet im. K. E. Tsiolkovskogopp, Kaluga, 450-458. (In Russian). e
4. Asmolov A.H. (2002), Po tu storonu soznaniya. Metodologiches- n
kie problemy" neklas-sicheskoj psixologii [On the other side of conscious- h
e
ness. Methodological problems of non-classical psychology]. Smysl, Mos- b
ev
cow, 480 p. (In Russian). el
5. Stepanova M.A., Rubinstein S.L. & Halperin P.Y. (2019) m
Sopostavlenie pozicij po probleme interiorizacij interiorizacij [Ssrin on the n
t
problem of interiorizations]. Psixologicheskij zhurnal, 40, 2, 94-104. ISSN: f 0205-9592. (In Russian).
6. Avdeeva L.N., Shirvanian A.E., Yashutkin V.A. & Edr. Bo-goyavlenskaya D.B. (2018), Sootnoshenie ponyatij "tvorchestvo " i "odaren-nosf " [Correlation of the concepts of "creativity" and "giftedness"]. Materi-alyy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Psixologiya tvorchestva i odarennosti ", 20-21 aprelya 2018 goda, g. Moskva [Materials <5-'
of the All-Russian Scientific and Practical Conference "Psychology of crea- n
r
tivity and giftedness", April 20-21, 2018, Moscow]. Moskovskiy pedagog- -
p
icheskiy gosudarstvennyy universitet, Moscow, 500 p. ISBN 978-5-4263- ^ 0635-6. (In Russian). eg
7. Edr. Kopytin A.I. (2016), Art-terapiya i art-pedagogika: novyye vozmozhnosti dlya razvitiya i sotsializatsii lichnosti [Art therapy and art- m pedagogy: new opportunities for the development and socialization of the individual]. Skifiya-print, St. Petersburg, 112 p. ISBN: 978-5-98620-198-6. 0
(In Russian). C
h
8. Morozov A.V. (2016), Tvorcheskoye samorazvitiye lichnosti kak %
e
prioritetnaya tsel' pedagogicheskogo obrazovaniya v XXI veke [Creative self- g
ra
development of the individual as a priority goal of pedagogical education in p
hy
the 21st century]. Sbornik statey uchastnikov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy
konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem "Andreyevskiye chteniya: sovremen-nyye kontseptsii i tekhnologii tvorcheskogo samorazvitiya lichnosti " A collection of articles of participants of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation ["Andrew's readings: Modern concepts and technologies of creative self-development of personality"]. Kazans-kiy (Privolzhskiy) federal'nyy universitet, Kazan', pp. 173-187. (In Russian).
v lo
el v,
o
ohs
a r u
S
Ci