Научная статья на тему 'МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТЬ КАК МЕГАТРЕНД МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ'

МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТЬ КАК МЕГАТРЕНД МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
946
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТЬ / МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / МУЛЬТИМОДАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / ТРАНСПОРТНЫЕ УЗЛЫ / ТРАНСПОРТНОЕ ЗВЕНО / ГРУЗОВОЙ ТЕРМИНАЛ / MULTIMODALITY / MULTIMODAL TRANSPORTATION / MULTIMODAL TRANSPORT SYSTEM / TRANSPORT CORRIDORS / TRANSPORT HUBS / TRANSPORT LINK / CARGO TERMINAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крауклиш А.А.

В статье раскрыта сущность, принцип работы при мультимодальных перевозках, отмечены достоинства и недостатки мультимодальности транспортной системы. Также раскрыты современные тенденции развития мультимодальных перевозок грузов в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMODALITY AS A MEGATREND OF THE GLOBAL TRANSPORT SYSTEM

The article reveals the essence and principle of operation in multimodal transport, and highlights the advantages and disadvantages of a multimodal transport system. Modern trends in the development of multimodal cargo transportation in Russia are also revealed.

Текст научной работы на тему «МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТЬ КАК МЕГАТРЕНД МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ»

УДК 656

DOI: 10.12345/2311-6412_2020_3_78

А.А. КРАУКЛИШ,

эксперт Российского университета транспорта РУТ (МИИТ)

Адрес: 127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9

Е-mail: anna27krauklish@mail.ru

Ключевые слова:

мультимодальность, мультимодальные перевозки, мультимодальная транспортная система, транспортные коридоры, транспортные узлы, транспортное звено, грузовой терминал

МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТЬ КАК МЕГАТРЕНД МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация

В статье раскрыта сущность, принцип работы при мультимодальных перевозках, отмечены достоинства и недостатки мультимодальности транспортной системы. Также раскрыты современные тенденции развития мультимодальных перевозок грузов в России.

В современных рыночных условиях для Российской Федерации являются актуальными задачи развития больших транспортных систем в направлении освоения новых территорий. Инфраструктура и оказываемые с ее помощью услуги по перевозке пассажиров и грузов должны обеспечивать доступность территорий, формировать безопасные и комфортные условия проживания населения, создавать

условия для развития экономики. Поэтому для того, чтобы обеспечить максимально комфортный способ доставки грузов, снизить стоимость или в общем облегчить доставку груза клиенту, сегодня осуществляют муль-тимодальные перевозки.

Механизмы мультимодальности, с одной стороны, обеспечивают разнообразие, единство и согласованность функционирования разных видов

транспорта, что существенно для первого из упомянутых направлений. С другой стороны, цифровизация и искусственный интеллект привносят в транспортную область методы управления на основе формализованных знаний, а также методы формализации знаний, что создает предпосылки для интенсивного развития логистики и бесперебойного функционирования мультимодальных транспортных систем, как в масштабах всей страны, так и отдельных регионов. Современные транспортные системы с элементами искусственного интеллекта, в частности, обеспечивают решение задач мультимодального планирования и маршрутизации.

Актуальность темы заключается в том, что сама по себе система муль-тимодальных перевозок, являясь прогрессивной логистической технологией, как таковая не имеет четкого и последовательного научного и правового обоснования в нашей стране и не получила широкого и всестороннего практического применения. Что ставит все стороны процесса международной перевозки в условия неопределенности, возрастания рисков, удорожания рынка транспортных услуг и непрогнозируемых порой неоправданно высоких финансовых потерь. И наряду с финансовыми, техническими, технологическими и правовыми проблемами не позволяет субъектам данного сегмента отечественного транспортного рынка достойно конкурировать с их зарубежными коллегами.

Мультимодальной перевозкой называют перевозку груза несколькими видами транспорта, осуществляемую

под ответственностью одного перевозчика, по единому транспортному документу и оплачиваемую по единой сквозной тарифной ставке. Мультимо-дальные транспортные системы рассматривают как внутри страны, так и в международном масштабе [Левкин, Тирнова, 2015: 150].

«В основе функционирования мультимодальной системы транспортировки лежит накопление запаса производственной мощности для бесперебойного оказания услуг» [Никифоров, 2015: 61].

Мультимодальные международные перевозки используются в следующих случаях:

— отсутствует прямое сообщение единым видом транспорта между отправителем и получателем груза;

— существующее прямое сообщение единым видом транспорта не подходит грузополучателю по причине высокой цены или длительного срока поставки.

Главные составные элементы муль-тимодальных транспортных систем представлены транспортными коридорами, узлами и звеньями [Левкин, Тирнова, 2015: 151].

В международном сообщении создаются и поддерживаются транспортные коридоры, которые выступают важной частью мультимодальных систем транспортировки. Транспортные коридоры, включающие несколько видов транспорта, называют мультимодальными транспортными коридорами. Такие коридоры должны обеспечиваться не только развитой транспортной инфраструктурой, но и современным терминально-складским хозяйством.

Также важным элементом мультимодальных транспортных систем выступают транспортные узлы, в которых пересекаются материальные потоки различных видов транспорта. «С точки зрения взаимодействия видов транспорта особое значение имеют транспортные узлы на базе морских и речных портов. В таких узлах обеспечивается наибольший объем перевалки грузов с одного вида транспорта на другой» [Никифоров, 2015: 62].

Мультимодальное транспортное звено — сложная технико-экономическая система, представленная элементами одного из вида транспортов, участвующая в работе мультимодальных транспортных коридоров, и характеризуемая параметрами системы, обеспечивающей реализацию необходимой пропускной способности [Левкин, Тирнова, 2015: 151].

Иной подход к составным частям мультимодальной транспортной системы предполагает наличие еще одного элемента, а именно грузового терминала, который представляет собой специальный комплекс сооружений, технических устройств и персонала, предназначенный для выполнения транспортных и логистических операций по приему, погрузке-разгрузке, сортировке и временному хранению грузов, а также осуществляющий коммерческое обслуживание грузовладельцев, перевозчиков и логистических посредников [Левкин, Тирнова, 2015: 151].

Схема работы мультимодальной компании выглядит следующим образом:

1. Определение параметров груза, его объем и вид.

2. Разработка транспортного маршрута.

3. Подготовка необходимой документации, которая потребуется на каждом этапе транспортировки.

4. Анализ возможных непредвиденных ситуаций и пути их разрешения.

5. Подготовка экспедиторов, которые сопровождают груз в течение всего пути.

6. Погрузка товара, подбор необходимого крепежа и других средств, обеспечивающих безопасность транспортировки.

7. Отчет заказчику и менеджерам компании о прохождении каждого этапа во время перевозки товара.

8. Подтверждение товара получателем и его одобрение.

Главным достоинством мультимо-дального способа доставки грузов является максимальное использование преимуществ каждого вида транспорта, при их грамотном комбинировании. Именно благодаря использованию мультимодальных перевозок, в работе транспортных компаний появилась возможность реализовать принцип доставки «от двери до двери».

У любой мультимодальной перевозки есть лишь один недостаток — большое количество стыковок и перегрузов товара. Поэтому при принятии решения в пользу мультимодальной перевозки важную роль играет надежность транспортной компании.

На данный момент на российском рынке существует около 4 тыс. транспортно-логистических компаний, которые зарегистрированы на

территории Российской Федерации, и только около 6% из них являются операторами перевозок, которые оказывают комплекс логистических услуг и обеспечивают полное сопровождение груза. Около 1000 компаний позиционируют себя как операторы складских услуг.

Рынок транспортно-логистических услуг России возник в основном из двух основных источников:

— Советские транспортные организации, которые в скором времени были приватизированы и преобразованы во множество разных компаний. Большая часть компаний по сей день занимается импортными поставками. В прошлом большую часть инвестиций в них вносили крупные трейдеры заграничных товаров, такие как «ЕВ-РОСЕРВИС» и «СОЮЗКОНТРАКТ».

— Транспортные подразделения, ориентированные на экспорт. Примерами таких компаний являются: «СЕВЕРСТАЛЬТРАНС» (ГК «СЕВЕРСТАЛЬ»), «ИНКОТЕК» (ГК «ИСТ»), «УГЛЕМЕТТРАНС» (ГК «МЕЧЕЛ»). В 2000-х гг. начался процесс деления холдингов с образованием транспор-тно-экспедиторских предприятий, т.е. в самостоятельный рынок, который стал развиваться стремительнее. Такие же решения приняли и крупные предприятия автомобильной отрасли («АВТОВАЗ», КАМАЗ, «ИЖМАШАВ-ТО»), учредителями которых выступили территориальные управления железных дорог.

Тенденцией развития в среднесрочной перспективе стало создание крупных транспортно-логистических холдингов (ТЛХ), где группы связаны

акционерным капиталом. Каждая из организаций в группе специализируется на отдельных этапах процесса перевозки, с последующим объединением в единую технологическую цепочку. Головная организация холдинга позволяет контролировать весь процесс транспортировки, что обеспечивает клиентам высококачественный сервис. Все это несет в себе неплохой доход с операций и существенное увеличение доли рынка. ТЛХ помимо транспортировки и экспедирования грузов, предоставляют комплекс услуг по хранению и дистрибуции товаров на собственных или арендованных складах.

На данный момент холдинги, успешно применяющие данную стратегию это: «РУССКИЙ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОВАЙДЕР», «ТРАНС-БИЗНЕС», «ИНКОТЕК», ГК «ДЕЛО».

Помимо ТЛХ на территории России работают экспедиторские компании, имеющие достаточно явно выраженную отраслевую специализацию по видам используемого транспорта.

Железнодорожные экспедиторы специализируются по виду подвижного состава: одни предпочитают работать с контейнерами, другие — с вагонами, третьи — с рефрижераторными секциями. Такая стратегия обусловлена наличием связей в управлении (министерстве) и на станциях РЖД, что позволяет получать в достаточном количестве требуемый подвижной состав. Компании этой категории часто оказывают еще и сопутствующие услуги — по доставке груза до станции, погрузке/разгрузке.

Основной проблемой при выполнении грузоперевозок этого типа является установление четких коммуникаций с перевозчиками на каждом этапе транспортировки. Для решения этой задачи наша компания использует все доступные способы связи. Активно используется интернет. Благодаря использованию современных телекоммуникационных решений мы оперативно получаем информацию о состоянии перевозимых объектов.

Другой проблемой является организация взаимодействия с таможенными органами разных государств. В последнее время эти вопросы решаются, в том числе и в рамках нормативов Всемирной торговой организации, к которой Россия присоединилась в 2012 г. Унификация требований по пересечению межгосударственных границ сокращает длительность транспортировки по всему маршруту — от начального до конечного пункта. Существенно ускоряет перевозку применение технологии предварительного информирования таможенных органов, которую активно использует наша компания.

Что касается перспектив смешанных международных транспортировок, то все перевозчики рассчитывают на оживление внешнеэкономической деятельности, активность которой в течение последних 2—3 лет по известным геополитическим причинам несколько снизилась.

К 2022 г. в транспортной отрасли России планируют внедрить единый мультимодальный транспортный документ (ЕМТД). В Российском экспортном центре (РЭЦ) разработа-

ли федеральный проект «Логистика международной торговли», который вошел в состав национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Он предусматривает расширение и модернизацию 37 экс-портоориентированных пропускных пунктов, в число которых также входят и автомобильные. ЕМТД может быть как бумажным, так и цифровым, и будет содержать в себе такую же стандартную информацию, которая содержится и в любом другом существующем транспортном документе — например, в автотранспортной или железнодорожной накладной.

Также сейчас в России ведется разработка отдельного федерального закона о мультимодальных грузовых перевозках. Он предусматривает введение единого транспортного документа.

Исходя из вышесказанного, можно сделать соответствующие выводы:

— принцип мультимодальности в грузоперевозках подразумевает поочередное использование различных видов транспорта при доставке одной партии груза. В качестве транспорта могут использоваться любые его виды: грузовые суда, самолеты, автомобили и железная дорога;

— мультимодальность мировых транспортных систем как интегри-рованность всех видов транспорта на базе единых стандартов, единой информационной среды выступает одной из основ успешного пространственного развития;

— мультимодальность предполагает цифровую логистику, которая может быть построена на основе единых

правил и алгоритмов управления, планирования и функционирования различных видов транспорта;

— правила и алгоритмы цифровой логистики могут быть сконцентрированы в базе знаний интеллектуального каталога услуг транспортной системы.

При выборе клиентом способа грузоперевозки обычно стоимость является главным фактором, однако иногда определяющим критерием может быть срок доставки груза или его сохранность. Использование необходимого сочетания разных видов транспорта при мультимодальных перевозках позволяет учесть данные обстоятельства и достаточно оперативно и экономично доставить определенный груз.

Также немаловажным фактором является скорость доставки. Специалисты хорошей транспортной компании способны подобрать оптимальный путь движения товара, что значительно сократит время транспортировки. К тому же мультимодальные перевозки незаменимы при переправке грузов из отдаленных уголков нашей планеты.

При мультимодальных перевозках груз находится в большей безопасности, так как на протяжении всего пути доставку ведет одна компания. В случае непредвиденных ситуаций, только она несет полную ответственность без возможности переложить ее на других исполнителей.

Спрос на мультимодальные перевозки с каждым годом возрастает и потенциал развития мультимодальных схем транспортировки грузов в России очень велик.

Сегодня западный опыт в формировании логистических цепей и использовании сервиса мультимодальных перевозок может послужить примером для организации подобной деятельности в России. В первую очередь необходимо четко унифицировать и согласовать нормативно правовые акты в Российской Федерации, которые имеют отношение к международным перевозкам грузов. В этом случае не будет возникать проблем и споров в различных правовых аспектах муль-тимодальных перевозок. На западе уже давно имеет место гармонизация подобных юридических терминов и толкований, и все международные логистические корпорации подчиняются правовым актам, конвенциям и соглашениям, заключенным между разными странами.

Для перехода к концепции ведущих стран в организации мультимодальных перевозок требуется подробно изучить их яркие примеры организации в транспортно-экспедиционной и логистической деятельности. Россия сможет успешно использовать уже готовые логистические схемы и развить свой собственный рынок логистических услуг.

Несомненно, для осуществления зарубежных логистических концепций необходимо затратить большое количество ресурсов. Роль главного инвестора должно взять на себя государство. Создание необходимой транспортной инфраструктуры перевалочных пунктов перераспределяющих складов должно быть организованно на всей территории страны. Например, вместо концепции единой

транспортной системы в рыночных условиях лучше всего организовать систему эффективного взаимодействия с международными транспортными коридорами.

Такое внимание к логистическим системам, в частности, в организации мультимодальных перевозок, позволит существенно уменьшить издержки, связанные с транспортировкой, увеличить скорость доставки грузов и повысить эффективность экспортно-импортных операций.

Поэтому на сегодняшний день мультимодальные перевозки являются наиболее удобной и распространенной формой доставки значительных партий грузов на средние и дальние расстояния.

Подбор оптимальной комбинации видов транспортировки, тщательное планирование маршрута, надежное экспедирование и мониторинг следования грузов в пути — все это позволяет гарантировать своевременную доставку груза по оптимальной цене.

Список литературы

Бутакова НА. 2015.Современные особенности развития мультимодальной перевозки грузов в международной торговле // Управленческое консультирование. №10 (82). С. 32-39.

Гнатко С.Б., Левкин Г.Г. 2015. Интермодальные, мультимодальные и комбинированные перевозки грузов: проблемы терминологии // Логистические системы в глобальной экономике. № 5. С. 490-493.

Левкин Г.Г., Тирнова ЕА. 2015. Организация мультимодальных перевозок во внешней торговле // Повышение эффективности транспортной системы региона: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 3 томах. Дальневосточный государственный университет путей сообщения. С. 136-139.

Никифоров В.С. 2015. Мультимодальные перевозки и транспортная логистика: учеб. пособие. Новосибирск: Нгавт. 103 с.

Савушкин СА., Цыганов В.В., Бородин ВА. 2019. Мультимодальность транспортных систем в пространственном развитии // ИТНОУ: информационные технологии в науке, образовании и управлении. №4 (14). С. 34-39.

A.A. KRAUKLISH,

expert of the Russian University of transport RUT (MIIT)

Address: 127994, GSP-4, Moscow, Obraztsova str., 9, p. 9

E-mail: anna27krauklish@mail.ru

Keywords:

multimodality, multimodal transportation, multimodal transport system, transport corridors, transport hubs, transport link, cargo terminal

MULTIMODALITY AS A MEGATREND OF THE GLOBAL TRANSPORT SYSTEM

Abstract

The article reveals the essence and principle of operation in multimodal transport, and highlights the advantages and disadvantages of a multimodal transport system. Modern trends in the development of multimodal cargo transportation in Russia are also revealed.

References

Butakova NA. 2015. Modern features of the development of multimodal cargo transportation in international trade // Management consultation. No. 10 (82). Pp. 32—39. (InRuss.)

Gnatko S.B., Levkin G.G. 2015. Intermodal, multimodal and combined cargo transportation: problems of terminology // Logistics systems in the global economy. No. 5. P. 490-493. (InRuss.)

Levkin G. G., Tirnova E. A. 2015. Organization of multimodal Transport in foreign trade // Improving the efficiency of the transport system in the region: problems and prospects: proceedings of the all-Russian scientific and practical conference with international participation: in 3 volumes. Far Eastern state University of railway transport. Pp. 136-139. (InRuss.)

Nikiforov V.S. 2015. Multimodal transportation and transport logistics: studies' stipend. Novosibirsk: Ngavt. 103 p. (InRuss.)

Savushkin S.A., Tsyganov V.V., Borodin VA. 2019. Multimodality of transport systems in spatial development // ITNOU: Information technologies in science, education and management. No. 4 (14). pp. 34-39. (InRuss.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.