С®4 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ^D
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-3-215-220 ЗАБИРОВА Венера Хажиахметовна,
NIION: 2018-0076-3/23-187 ст. преподаватель,
MOSURED: 77/27-023-2023-3-187 кафедра лингвистики и переводоведения,
Сургутский государственный университет, e-mail: [email protected]
КОПТЯКОВА Елена Евгеньевна,
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры лингвистики и переводоведения, Сургутский государственный университет, e-mail: [email protected]
СОЛОПИЙ Дмитрий Константинович,
преподаватель, кафедра лингвистики и переводоведения, Сургутский государственный университет, e-mail: [email protected]
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ
ЯЗЫКУ
Аннотация. В статье рассматриваются различные инновационные технологии. Представляется опыт применения мультимедийных платформ студентами направления лингвистики на производственной практике в школе на уроках иностранного языка. Эффективность использования платформ для улучшения мотивации и успеваемости обучающихся подтверждается при помощи опроса. Делается вывод, что мультимедийные программы, как разновидность инновационных технологий, позволяют создавать разноплановые упражнения, которые положительно влияют на усвоение программного материала.
Ключевые слова: инновационные технологии, иностранный язык, мультимедийные ресурсы, обучение.
ZABIROVA Venus Khazhiakhmetovna,
Art. teacher, Department of Linguistics and Translation Studies, Surgut State University
KOPTYAKOVA Elena Evgenievna,
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Associate Professor, Department of Linguistics and Translation Studies, Surgut State University
SOLOPY Dmitry Konstantinovich,
teacher, Department of Linguistics and Translation Studies, Surgut State University
MULTIMEDIA RESOURCES OF THE INTERNET AS A TYPE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE
Annotation. The paper examines various innovative technologies. The practice of using multimedia platforms by students of linguistics during their school practice as English language teachers is presented. The efficiency of platforms in developing the motivation and performance of students is confirmed with the help of a survey. The authors make a conclusion that multimedia programs as a
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023
type of innovative technologies allow to create versatile exercises which produce a positive effect on learners' progress.
Key words: innovative technologies, foreign language, multimedia programs, learning.
В свете современных требований к целям обучения иностранному языку в школе, сегодня невозможно обойтись без инновационной составляющей в учебном процессе. При этом обучение иностранному языку носит прагматический характер, оно направлено на будущую профессиональную деятельность выпускника [10, с. 172].
В процессе обучения ученик и его личностные особенности выходят первое место. Значит, педагогу необходимо строить образовательный процесс, используя инновационные методы и формы организации, которые способствовали бы развитию личности учащегося.
В последнее время очень часто говорят о методе проектов. Это инновационная технология, которая направлена на личностно-ориенти-рованное обучение и позволяет развивать творческие способности, самостоятельность и познавательную деятельность учащегося.
Более того, проектная деятельность является одной из актуальных инновационных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.
В своей статье «Проектная методика на уроках иностранного языка» Т.В. Душеина отмечает, что «работа над проектом - процесс творческий, так как учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями [3]. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.
В процессе работы над проектом охватываются различные аспекты языковой деятельности такие как, чтение, аудирование, говорение и грамматика. Метод проектов является эффективным способом усовершенствования самостоятельного
мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. Обучение с помощью проектов эффективно при обучении учеников сотрудничеству, которое играет важную роль при воспитании у учеников морально-нравственных ориентиров, а также формирует творческие способности и мотивирует обучаемых [7]. Мы можем сделать вывод, что метод проектов позволяет сохранить неразрывность процесса обучения и воспитания.
Следующая инновация в образовании — это технология сотрудничества. Её суть состоит в создании необходимой среды для совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Учащиеся объединяются в небольшие группы и выполняют общее задание, но у каждого из них есть свои определённые обязанности. Следовательно, ученик несёт ответственность не только за свой личный результат, но и за успех всего коллектива. Учащиеся помогают друг другу, успевающие ученики подсказывают отстающим. Таким образом, благодаря взаимовыручке и работы в команде, ликвидируются пробелы в знаниях.
Что касается технологии языкового портфеля, то она включает в себя отечественные критерии овладения иностранным языком и зарубежную концепцию, что позволяет формировать целостную образовательную среду. Тестирование является одним из важных аспектов языкового портфеля, который позволяет оценить уровень владения иностранным языком. Технология языкового портфеля характеризуется направленностью учебного процесса на ученика. Результаты учебного процесса зависят в основном от ученика. Возможности данной технологии обширны и эффективны. Благодаря технологии языкового портфеля обучаемые учатся самостоятельно усваивать информацию.
Современная технология модульного обучения, по Л.В. Листровой, заключается в самостоятельном усвоении необходимых навыков и умений учениками, в процессе обучения. Модульное обучение должно иметь конкретную структуру, что позволяет мотивировать учеников на познавательную деятельность. Из-за того, что модульное обучение очень интересно, увлекательно и опирается на уже полученный учениками опыт, данная технология помогает создать позитивный настрой у учеников [4].
Следующим немаловажным из инновационных технологий можно выделить многосторонний метод, который заключается в спонтанной речи
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023
учеников, применении аутентичных материалов, а также в обучении грамматике в соответствии со строгой последовательностью.
М.А. Палагутина в своей работе «Инновационные технологии обучения иностранным языкам» пишет «все виды речевой деятельности должны присутствовать одновременно в процессе обучения. Учебный материал должен быть представлен в форме диалогов с последующими упражнениями в вопросно-ответной форме. Тексты, используемые данных материалах, дают хорошее представление о культуре страны изучаемого языка. Роль преподавателя ограничивается возможностью творческого использования изученного материала обучаемыми в ситуациях непосредственного общения друг с другом» [5].
Что касается метода полной физической реакции, то эта технология строится на том, что навыки восприятия иностранной устной речи должны предшествовать развитию всех остальных навыков. А сама речь, используемая на занятии должна ограничиваться понятиями, описывающими ситуацию здесь и сейчас, которые могут быть описаны понятными примерами на иностранном языке. Ученики должны сами стремиться к общению.
Во главу естественного метода обучения ставится самостоятельное изучение учениками иностранного языка. Учитель не должен исправлять ошибки учеников, чтобы не отвлекать их от процесса порождения речи.
Метод активного обучения строится на решении учениками реальных проблемных ситуаций. Цель активного обучения в развитие самоорганизации, саморазвития личности. Ученик организует сам свое знание. Активное обучение является успешным методом, благодаря тому, что деятельность учеников опирается на их активную мыслительную деятельность.
По Л.П. Петровой, компьютер является незаменимым помощником при обучении иностранным языкам, который помогает реализовывать интерактивные и мультимедийные технологии на уроках иностранного языка. Сеть Интернет оказывает неоценимую помощь в организации обучения, включая электронные учебники, интернет-библиотеки и галереи [6]. Как справедливо отмечают представители экспертного сообщества, Интернет стал общедоступен как безграничный ресурс человеческого общения и непрерывного обмена информацией [9, с. 467].
Что ещё, как не компьютерные технологии погружают ученика в атмосферу изучаемого языка. По Л.П. Владимировой, Интернет среда как средство обучения представляет собой богатый источник разнообразной информации, который позволяет организовывать межкультурную комму-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023
никацию, с помощью различных программ и развивать различные речевые навыки [2].
Среди интернет-ресурсов немаловажное значение занимают мультимедийные ресурсы. Мультимедийные программы являются разновидностью инновационных технологий, которая позволяет сделать процесс обучения иностранным языкам более доступным, интересным и понятным для восприятия.
Мультимедийные технологии активно внедряются в учебный процесс и оказывают огромное влияние на его развитие за счет своих функций. По мнению М.А. Богатыревой, в самом общем контексте, мультимедиа технологии в процессе обучения иностранным языкам призваны выполнять следующие функции:
1) интегрировать разные виды информации в одном объекте-контейнере (текст, звук, видео и т. д.) и представлять её, воздействуя на разные органы человеческих чувств;
2) развивать критическое мышление;
3) стимулировать когнитивный процесс;
4) осуществлять интерактивное взаимодействие с учащимся;
5) адаптироваться к запросам учащегося;
6) индивидуализировать процесс обучения;
7) организовать групповую работу в мультимедийных средах;
8) развивать навыки работы в команде;
9) формировать устойчивую мотивацию;
10) создать максимально приближенные к реальности условия для выработки учебных и профессиональных навыков (виртуальные лаборатории, экскурсии, музеи и т д.) [1, с. 115].
Сегодня информационное общество предлагает огромное количество мультимедийных средств и Интернет-ресурсов для улучшения качества образования учащихся, вследствие чего появляются проблемы с выбором необходимого средства. Прежде чем использовать какое-либо мультимедийное средство, необходимо удостоверится в том, насколько эффективным будет его применение для обучения обучающихся [8].
Во время прохождения производственной практики, по получению профессиональных умений и навыков в общеобразовательной школе осенью 2021 г., студенты направления «Лингвистика» в качестве эксперимента использовали платформу Wizer на уроках иностранного языка как веб-страницу, которая может содержать в себе как весь урок, сопровождая речь учителя яркими картинками, текстом с материалом, аудио- и видеофайлами, а также упражнения по отдельной взятой теме или грамматическому правилу.
Данная платформа Wizer даёт возможность поделиться заданием с учениками, создав классную комнату, где все участники будут иметь доступ
к упражнениям. Более того, можно отправить электронную ссылку или разместить задания на странице учителя.
С помощью платформы Wizer можно создавать презентации-сопровождение по различным
темам. Такой вид презентации по теме «Towns and villages» с моделями упражнений для учащихся 9 классов был апробирован студентами во время прохождения производственной практики.
Скриншот 1
Было разработана серия упражнений типа Sorting. Задача учащихся состояла в распределении перемешанных утверждений на две колонки Advantages и Disadvantages. Данное упражнение направлено на отработку новой лексики. Задание
может выполняться как в классе с учителем, так и самостоятельно.
Одно из упражнений по теме Towns and villages представлен в виде скриншота.
Скриншот 2
Следующее упражнение, созданное на платформе Wizer, помогло повторить грамматическую конструкцию There is/there are. (Скриншот 3)
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023
Скриншот 3
Interactive Woikihet: ж О "ЧД — Яндекс mil ж | 'Э ЯняевсЯчревовчн»
Q Й h"№llV^pp-wt2er.me..,fLlitGi,'rji ^.-niw.'tfeiGJBjrxqPT
- Яйце юс: наши ж Q 1 но вое сообщение я О nvord«vall— Яндекс ж | i,
There is - There are
Meaning: To scry that something exists (or doesn't exist) i There is + singular noun There Is a bock on the desk.
M There are + plural noun mere are books onthe desk.
v There is + uncountable noun There ia some milk In the fridge.
There isn't + singular noun There isn't a pen on the table, i There aren't + plural noun The« af«i't any pons her«. E There isn't + y^M^n««»?!*- noun The*« Isn't &ny jw»ce InthefvKteje,
j There Is a cat on the chair. There are cat sort the sofa. Is there a cat on the chair ? Are there cats on the sofa ?
CONTRACTIONS There's = There is
How many students are there in your class? There's not = Tihere t»oi
Ther* isnt = Th«re not rrvere areivt - T here are not
How many + plural noun -t- are there -How many students a re there in your da How many «rii-hyv rtri1 tHe-r*» In Frhnury?
«ров; * (-1 й -ч О
Третье упражнение было представлено в виде задания на сопоставление. Ученики должны прочитать описание места, находящегося в городе, где они проживают и соотнести это описание с картинкой. Данное упражнение направлено
на закрепление пройденной лексики и отработку навыков чтения. Задание может быть реализовано как непосредственно на уроке в классе, так и онлайн при дистанционном обучении.
Скриншот 4
Следует отметить, что использование мультимедийного сервиса Wizer имеет следующие положительные аспекты:
• большинство доступных типов заданий бесплатные;
• простота и удобство использования;
• разнообразие возможностей использования;
• автоматическая оценка заданий;
• возможность создания открытых обсуждений;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023
• организована обратная связь с учениками;
• возможность использования как при дистанционном обучении, так и в классе;
• возможность добавления подробной инструкции (не только письменной, но и голосовой);
• платформа поддерживает различные файлы мультимедиа (изображения, видео, аудио файлы, презентации).
К недостаткам платформы Wizer можно отнести то, что использования данного сервиса
требует подключение к сети Интернет и, более того, не все задания на платформе возможно выполнить без специального оборудования в классе.
По окончании экспериментального использования мультимедийной платформы Wizer был проведён онлайн опрос учащихся 9 классов об их отношении к мультимедийной платформе Wizer. Из 24 респондентов 21 человек (87,5% опрошенных) положительно оценили использование инновационной технологии на уроке английского языка, отметив, что разнообразие упражнений помогает быстро изучить лексический и грамматический материал, работать в команде. И только 3 человека (12,5% респондентов) ответили, что ничего особенного не находят в данной технологии и воздержались от комментария.
Мультимедийная платформа Wizer и многие другие инновационные технологии регулярно применяются студентами лингвистами на уроках иностранного языка во время прохождения производственной практики для формирования навыков у учащихся по всем видам речевой деятельности, показывают свою эффективность, положительно влияя на мотивацию и успеваемость обучающихся.
Таким образом, мультимедийные программы, как разновидность инновационных технологий, позволяют создавать разноплановые упражнения, которые положительно влияют на усвоение программного материала.
Список литературы:
[1] Богатырева М.А. Мультимедийные технологии в обучении иностранным языкам // Дистанционное и виртуальное обучение. 2010. № 10. -С.114-124.
[2] Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранный язык в школе. 2002. № 3. - С. 39-41.
[3] Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранный язык в школе. 2003. № 5. - С. 38-42.
[4] Листрова Л.В. Организация проектной деятельности школьников на основе интернет-технологий. - Воронеж, ВГПУ, 2001. - 57 с.
[5] Палагутина М.А. Инновационные технологии обучения иностранным языкам // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы международной научной конференции. Т. 1. -Пермь: Меркурий, 2011. - С. 156-159.
[6] Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка - потребность времени // Иностранный язык в школе. 2005. № 5. - С. 57-60.
[7] Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. - 160 с.
[8] Соболева А. В. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам // Педагогика: традиции и инновации: Материалы IV международной научной конференции (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 119-123.
[9] Шагбанова Х.С. Языковая компетентность в онлайн-пространстве в XXI веке // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 5А. - С. 466-471
[10] Шагбанова Х.С., Леби Д.Ж. Развитие иноязычного образования в ТюмГНГУ: Актуальные проблемы лингвистики - 2013: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных / Отв. ред. Х.С. Шагбанова. - Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2013. - С. 171176.
Spisok literatury:
[1] Bogatyreva M.A. Mul'timedijnye tekhnologii v obuchenii inostrannym yazykam // Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. 2010. № 10. - S. 114-124.
[2] Vladimirova L.P. Internet na urokah inostran-nogo yazyka // Inostrannyj yazyk v shkole. 2002. № 3. - S. 39-41.
[3] Dusheina T.V. Proektnaya metodika na urokah inostrannogo yazyka // Inostrannyj yazyk v shkole. 2003. № 5. - S. 38-42.
[4] Listrova L.V. Organizaciya proektnoj deya-tel'nosti shkol'nikov na osnove internet-tekhnologij. - Voronezh, VGPU, 2001. - 57 s.
[5] Palagutina M.A. Innovacionnye tekhnologii obucheniya inostrannym yazykam // Problemy i pers-pektivy razvitiya obrazovaniya: Materialy mezhdunar-odnoj nauchnoj konferencii. T. 1. - Perm': Merkurij, 2011. - S. 156-159.
[6] Petrova L.P. Ispol'zovanie komp'yuterov na urokah inostrannogo yazyka - potrebnost' vremeni // Inostrannyj yazyk v shkole. 2005. № 5. - S. 57-60.
[7] Romanovskaya M.B. Metod proektov v uchebnom processe. Metodicheskoe posobie. - M.: Centr «Pedagogicheskij poisk», 2006. - 160 s.
[8] Soboleva A. V. Ispol'zovanie mul'timedijnyh tekhnologij v obuchenii inostrannym yazykam // Ped-agogika: tradicii i innovacii: Materialy IV mezhdunar-odnoj nauchnoj konferencii (g. CHelyabinsk, dekabr' 2013 g.). - Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2013. -S. 119-123.
[9] Shagbanova H.S. YAzykovaya kompetent-nost' v onlajn-prostranstve v XXI veke // Pedagogicheskij zhurnal. 2021. T. 11. № 5A. - S. 466-471.
[10] Shagbanova H.S., Lebi D.ZH. Razvitie inoyazychnogo obrazovaniya v TyumGNGU: Aktu-al'nye problemy lingvistiki - 2013: Materialy Vserossi-jskoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchyonyh / Otv. red. H.S. Shagbanova. - Tyumen': Tyumenskij industrial'nyj univer-sitet, 2013. - S. 171-176.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023