Научная статья на тему 'Мультимедиа в обучении русскому языку'

Мультимедиа в обучении русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Текеева Гульнара Кесиковна, Нурпеисова Гульжахан Муратбековна

Статья посвящена вопросам использования мультимедиа в учебном обучении. Использование мультимедийных средств позволяет активизировать процесс обучения за счет усиления наглядности, повысить эффективность преподавания, обогащать процесс обучения, сделать обучение более эффективным. Одним из дидактических средств, обладающих развивающим потенциалом, являются мультимедиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Текеева Гульнара Кесиковна, Нурпеисова Гульжахан Муратбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультимедиа в обучении русскому языку»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№1/2016

ISSN 2410-700Х

Таким образом, проблемы формирования готовности к осуществлению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и профессиональной подготовки педагогических кадров в настоящее время требует разрешения на теоретическом, методологическом и практическом уровнях с опорой на имеющийся опыт Российской Федерации и зарубежных стран. Список использованной литературы:

1. Васильев В.П. Качество и уровень жизни населения Российской Федерации / В.П. Васильев. - М.: ЭКОС, 2007. - 117 с.

2. Демчук А.В. Формирование профессиональной толерантности будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья. - автореф. дис... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2012. - 25 с.

3. Ливенцева, Н.А. Проблема практической реализации инклюзивного образования в США и странах Европы // Современная зарубежная психология. 2012. № 1. С. 20-29.

4. Степанова Г.А., Демчук А.В. Формирование профессиональной готовности у будущих педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. - Монография / А.В. Демчук, Г.А. Степанова. -Ханты-Мансийск: Ред.-изд. отд. ЮГУ, 2014. - 230 с.

5. Федеральный Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. - Режим доступа: http: //www .rg .ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

© Г.А. Степанова, А.В.. Демчук, 2016

УДК 372.8

Текеева Гульнара Кесиковна, Нурпеисова Гульжахан Муратбековна

ст. преподаватели кафедры «Государственный и иностранные языки» Алматинский технологический университет г.Алматы, Республика Казахстан Е-mail: gulnara_almaty@mail.ru

МУЛЬТИМЕДИА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

Статья посвящена вопросам использования мультимедиа в учебном обучении. Использование мультимедийных средств позволяет активизировать процесс обучения за счет усиления наглядности, повысить эффективность преподавания, обогащать процесс обучения, сделать обучение более эффективным. Одним из дидактических средств, обладающих развивающим потенциалом, являются мультимедиа.

Ключевые слова

Мультимедийные средства, презентация, интернет, интерактивная доска, электронная книга.

Современное общество диктует современные требования. Современный урок русского языка должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным. Поэтому использование современных образовательных технологий на уроках - потребность сегодняшнего времени.

Сегодня преподаватель должен овладевать интерактивными средствами обучения, чтобы обеспечить право на качественное образование. Изменения, которые происходят в последнее время в системе образования, заставляют обратиться к данному вопросу. Сегодня мультимедиа технологии - это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. Успешность использования мультимедийных средств в обучении языкам определяется подготовкой, выбором учебного материала.

В преподавании русского языка используются мультимедийные средства, которые в последнее время все активнее проникают в учебный процесс. Эффективность мультимедийных презентаций зависит от

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

качества используемых материалов (учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. «Использование мультимедийных средств обучения дает следующее преимущество - весь процесс обучения становится нагляднее и значительно интереснее. По данным исследователей, проведенные в современной гуманитарной академии, компьютерное обучение позволяет студенту усваивать за единицу времени в 10 раз больше учебных понятий, чем при слушании лекций в группах. Материал усваивается лучше, появляется заинтересованность не только в конкретной теме, но и стремление выяснить что-то новое самостоятельно» [1, с.298].

В ходе изучения русского языка на занятиях преподаватели используют такие мультимедийные средства обучения, как: интерактивные доски, электронная книга и электронные учебники, проекторы и ноутбуки, компакт-диски и веб-сайты. Преподаватель в своей работе может использовать различные программные средства и ресурсы сети Интернет: словари и толковые словари; сборники правил и нормативные документы по преподаванию; программы, методические разработки и тексты уроков.

Использование мультимедийных комплексов, которые состоят из нескольких уроков, позволяет изучить новый и повторить пройденный лексико-грамматический материал, включающие основные разговорные темы в виде диалогов, различных упражнений. Все они разные и преследуют основную цель-возможность возвращаться неоднократно к тексту, а это позволяет понять и усвоить хорошо текст, научить воспроизводить отдельные трудно запоминающиеся фразы. Каждый урок является самостоятельным мини-пособием по отдельной разговорной теме, а это позволяет работать с темами на занятии в любой последовательности.

Приведем примеры задания практического занятия по теме «Культура речи и деловое общение»-Разыграйте ситуации "Проведение деловой беседы" с использованием формул речевого этикета. Примеры ситуаций:

a) Вы - на приеме у декана факультета с просьбой разрешить перейти на другой факультет.

b) Вы пришли (с группой сокурсников) к декану факультета с просьбой разрешить вам свободное посещение лекций.

c) Вы пришли к директору с просьбой о переводе в другой отдел.

d) Вы - владелец или менеджер только что открытой фирмы. Вам предстоит набрать новых сотрудников. Проведите собеседование с несколькими из них с целью отобрать наиболее компетентных.

e) Вы пришли к директору с просьбой о переводе в другой отдел.

На занятии во время ситуативных заданий мы можем применить наглядно мультимедийный комплекс

по русскому речевому этикету, где представлены для использования готовые речевые формулы, грамматические задания и упражнения. Использование мультимедийного комплекса (часть 3) «Русский речевой этикет» знакомит со спецификой русского речевого этикета, опираясь, в частности, на лингвокультурологические толкования тех или иных этикетных формул, обусловленных традиционной культурой. Правила (и нарушения) русского речевого этикета проиллюстрированы в эпизодах фильмов и мультфильмов, русской литературы. В сценарии включены различные тексты, медиаиллюстрации, аудио- и видеофрагменты, интерактивные тренажеры, справочники терминов и понятий, проверочные задания, контролирующие программы. Для создания предпосылок к восприятию задания могут быть использованы вспомогательные материалы из мультимедийного комплекса.

Слайды при объяснении нового материала выполняют главным образом иллюстративную функцию, помогая студентам воспринимать учебный материал, так как создают более полное наглядное и логическое представление об изучаемом объекте.

Мультимедийное представление этих учебных материалов делает их эффективными и доступными широкому кругу преподавателей и учащихся в высших учебных заведениях.

Сценарии электронных учебных модулей по русскому речевому этикету, русской фразеологии, русским обрядам и традициям включают учебники, практикумы и справочники, объединенные на основе гипертекста для создания комфортной обучающей среды.

Одними из основных информационно-коммуникационных средств, используемых в образовательном процессе, выступают мультимедийные дидактические средства.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

Мультимедийные дидактические средства, используемые в обучении, можно условно разделить на информационные (презентационные) и интерактивные. Информационные, или презентационные, дидактические средства обучения предназначены для более эффективного и наглядного представления обучающего материала.

Вторая разновидность мультимедийных дидактических средств — мультимедийные интерактивные средства обучения. К таким средствам можно отнести электронные обучающие программы различных видов: электронные учебники, электронные учебные издания, электронные справочники и энциклопедии, тестирующие и контролирующие программы. Интерактивные дидактические средства обеспечивают возможность иллюстрации излагаемого материала видеоизображением, анимационными роликами с аудиосопровождением.

Мультимедийные дидактические средства можно использовать на различных видах учебных занятий. Так, на этапе объяснения нового материала на слайды презентации может выноситься информация для указания темы и цели занятия, для постановки проблемы, для иллюстрации.

Таким образом, предоставляя разнообразные выразительные средства для отображения учебной информации в сочетании с интерактивностью, мультимедийные дидактические средства обеспечивают качественно новый уровень обучения.

Следовательно, современный педагог должен искать новые формы и методы обучения, активно сочетать их с новыми педагогическими технологиями с целью повышения качества образования и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Список использованной литературы:

1. Педагогика / Под. ред. С.А. Смирнова. - М., 2007, - 313 с.

2. Битикова А.И. Использование мультимедийных средств в обучении русскому языку //Успехи современного естествознания.-2013.- № 10 . - с. 19-21

3. М.Н.Низамова, Р.Д.Елибаева, Г.М.Нурпеисова. Профессиональный русский язык для студентов факультета экономики и бизнеса (бакалавриат) - Алматы: АТУ, 2010. - 106 с.

4. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех». (Электронный ресурс: ifa p.ru/lib rary/)

5. Мосина М. Мультимедийный проект — средство интерактивного общения // Высшее образование в России. — 2008. —№ 6. — С. 68-72.

© Г.К. Текеева, Г.М. Нурпеисова, 2016

УДК 796

Федорова Татьяна Васильевна Жундрикова Наталья Дмитриевна

г. Астрахань, РФ E-mail: neznakkomka91@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ

Аннотация

Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания. Культура здорового образа жизни выступает как один из основных компонентов общей культуры человека. Наиболее ярким примером здорового образа жизни является занятие спортом.

Ключевые слова

Здоровый образ жизни, спортивная деятельность, физическое и психическое развитие, здоровье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.