Научная статья на тему 'К проблеме готовности осуществления инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в теории и практике профессиональной подготовки педагогических кадров'

К проблеме готовности осуществления инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в теории и практике профессиональной подготовки педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Галина Алексеевна, Демчук Анастасия Владимировна

В статье рассматриваются аспекты реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности подготовки педагогических кадров, приведен анализ существующей ситуации по проблеме в отечественной и зарубежной теории и практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Галина Алексеевна, Демчук Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме готовности осуществления инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в теории и практике профессиональной подготовки педагогических кадров»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№1/2016

ISSN 2410-700Х

Из проведенного анализа результатов видно следующее, что до эксперимента достоверных различий между группами нет P>0,05

Разница между группами тест 1 составила 3,1 с, что является статистически достоверным P<0,05; в тесте 2 разница между группами составила 5 с, что является статистически достоверным P<0,05; в тесте 3

разница между группами составила 4 с, что является статистически достоверным P<0,05; в тесте 4 разница между группами составила 7,6 с, что является статистически достоверным P<0,05; в тесте 5 разница между группами составила 6,5 с, что является статистически достоверным P<0,05;

в тесте 6 разница между группами составила 7,2 с, что является статистически достоверным P<0,05; в тесте 7 разница между группами составила 8,4 с, что является статистически достоверным P<0,05; в тесте 8 разница между группами составила 9,9 с, что является статистически достоверным P<0,05; в тесте 9 разница между группами составила 11 с, что является статистически достоверным P<0,05; В экспериментальной группе существенный прирост результатов, в контрольной группе результат не изменился.

Нами было проведено исследование влияния статических упражнений на физическую подготовленность студентов. Результаты доказали, что применение статических упражнений на занятиях физической культурой благоприятно сказывается на развитии статической выносливости. Экспериментально доказали, что введение в учебно-тренировочный процесс блока упражнений на статическую выносливость показал эффективный прирост результатов в экспериментальной группе, которая применяла авторский блок упражнений на развитие статической силы. Список используемой литературы

1. Анатомия силовых упражнений для мужчин и женщин. Минск: Харвест, 2009. - 160с

2. Захаров Е.Н., Энциклопедия физической подготовки / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов, // (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. -368 с.

3. Ильинич В.И. Физическая культура студента:/ В.И. Ильинич; Учебник. М.: Гардарики, 2000. — 448 с.

© О.А.Сафонова, 2016

УДК 378

Степанова Галина Алексеевна

доктор педагогических наук, профессор ЮГУ

г. Ханты-Мансийск E-mail: g_stepanova53@mail.ru Демчук Анастасия Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент СурГУ

г. Сургут

E-mail: dem_anastasiya82@mail.ru

К ПРОБЛЕМЕ ГОТОВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Аннотация

В статье рассматриваются аспекты реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности подготовки педагогических кадров, приведен анализ существующей ситуации по проблеме в отечественной и зарубежной теории и практике.

Ключевые слова

Инклюзивное образование, готовность педагогических кадров, дети с ограниченными возможностями

здоровья.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

Готовность к осуществлению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья педагогами на сегодняшний день не достаточно сформирована в силу отсутствия целенаправленного всеобъемлющего и системного решения этой проблемы в теории и практике профессионального образования будущих учителей и профессиональных кадров. Готовность к педагогической деятельности можно рассматривать как деятельностную реальность, где условия алгоритмического взаимодействия образовательной системы, включающей и профессионально важные качества личности, будут определять успешность и удовлетворенность деятельностью [4, с. 100].

Инклюзивное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [1, с. 2].

Необходимо рассматривать профессиональную подготовку учителей к осуществлению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях на всех этапах: бакалавриате, магистратуре, аспирантуре и курсах повышения квалификации. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями здоровья. Данный комплекс мер подразумевает как материально-техническое оснащение образовательных организаций, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных организациях.

В Декларации принципов толерантности (ООН) отмечается: «толерантность как никогда ранее важна в современном мире» и рассматривается как условие успешной интеграции в систему общественных отношений. Существует поручение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 15.11.2009 г. № Пр-3035 и поручение Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию от 18.11.2009 г. № ВП-П13-6734, где ставится задача о необходимости повышения социальной активности, преодолении самоизоляции инвалидов и негативного отношения к ним, роста уровня социальной сплоченности и социальной стабильности в обществе [2, с. 3].

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, типична социальная недостаточность, обусловленная в большинстве случаев, множественными видами нарушений жизнедеятельности -ограничениями физической независимости и подвижности; способности к получению образования и овладению основами профессиональной деятельности в будущем, готовности к интеграции в общество, что усугубляется недостаточной сформированностью профессиональной толерантности у специалистов, работающих с данной категорией людей. В требованиях ФГОС педагогических направлений выпускник должен способствовать социализации, формированию общей культуры личности, обеспечивать уровень подготовки обучающихся, осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка. По данным Организации Объединенных Наций примерно 450 (1/10 часть) миллионов людей являются лицами с нарушениями психического, интеллектуального и физического развития, по данным Всемирной Организации Здравоохранения число таких людей в мире около 13% , всего в мире 200 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья. В России уже в конце 90-х годов частота детской инвалидности увеличилась в два раза (А.М. Панов, 1997).

Численность детей-инвалидов в Российской Федерации неуклонно возрастает, по сведениям Госкомстата, на начало 1994г. в органах социальной защиты на учете состояло 342,7 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, проживающих в семьях, что составляет 1% от детской популяции. В 1998 году впервые признаны инвалидами свыше 1 млн. человек, причем более 80% из них составляли инвалиды I и II групп. На

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

протяжении последних лет наблюдается увеличение количества инвалидов трудоспособного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья (545000 человек), как заявлено на заседании президиума Совета по реализации нацпроектов министром здравоохранения и социального развития Т.А. Голиковой.

В настоящее время наблюдается активное формирование инфраструктуры, функционально обеспечивающей процессы образования, реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, вводится, но фрагментарно, в образовательный процесс инклюзивное обучение, но чаще используется интернированная и индивидуальная формы обучения. В разных ведомственных структурах (здравоохранения, образования, социальной защиты и др.) создаются центры реабилитации разных типов для детей с ограниченными физическими и функциональными возможностями. Однако система, способы, формы и условия формирования готовности к инклюзивному образованию профессиональных кадров в России и ХМАО-Югре пока не достаточно разработаны.

Дополнительные дисциплины, раскрывающие всю полноту особенностей инклюзивного образования, должны быть включены в программы. В Российской Федерации данный опыт не очень распространен, но набирает обороты, целесообразно изучить опыт зарубежных стран, где с успехом функционирует инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья с сильной теоретико-методологической и методической базой (Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Швеция, Финляндия и др.).

Исследования особенностей профессиональной подготовки педагогических кадров для работы в инклюзивных группах учащихся имеют несколько направлений. Одно из них - модификация программ общего профессионального образования, вызванные идеей инклюзии (J.R. Kim, США). J.R. Kim анализирует данные по десяти программам профессионального обучения в высшей школе и выделяет три типа обучающих программ: комбинированный, раздельный, общий профессиональный. Комбинированный тип обучения объединяет в себе курсы факультетов общей и специальной педагогики и, соответственно, читается на каждом из этих факультетов; при завершении обучения выпускнику присваивается квалификация с правом работы в общем и специальном образовании. Раздельный тип обучения предполагает сохранение программ общей и специальной педагогики отдельно на соответствующих факультетах, но студенты могут получить диплом с двойной специальностью, дополнительно прослушав определенные курсы. Общий профессиональный тип обучения не предоставляет возможности получить дополнительную квалификацию по специальной педагогике. В результате исследования выяснилось, что студенты комбинированного типа обучения демонстрируют наиболее положительное отношение к инклюзивному образованию и готовность к нему [3, с. 27].

Помимо компиляции теоретических курсов общей и специальной педагогики эффективны интерактивные методы обучения будущих педагогов, которые предоставляют студентам возможность включения в деятельность, моделирующую реальные жизненные ситуации с их естественными трудностями (K.Scorgie, США). Специалисты разработали для студентов виртуальный курс, в основу которого вошел интерактивный комплекс упражнений, воспроизводящий семью с ребенком инвалидом [3].

В теоретическом и практическом плане подготовки учителей интересен опыт зарубежных стран, где инклюзивное образование является установившейся нормой. В нашей стране этот процесс запущен и уже нарастает нормативно-правовые основа. Федеральный Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. гласит что, в целях реализации права каждого человека на образование, федеральными органами государственной власти, субъектов РФ и местного самоуправления должны быть созданы необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (Статья 5), долее в Статье 79 отмечается, что образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а Государство обязуется обеспечивать подготовку педагогических кадров, владеющих специальными профессиональными подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [5].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№1/2016

ISSN 2410-700Х

Таким образом, проблемы формирования готовности к осуществлению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и профессиональной подготовки педагогических кадров в настоящее время требует разрешения на теоретическом, методологическом и практическом уровнях с опорой на имеющийся опыт Российской Федерации и зарубежных стран. Список использованной литературы:

1. Васильев В.П. Качество и уровень жизни населения Российской Федерации / В.П. Васильев. - М.: ЭКОС, 2007. - 117 с.

2. Демчук А.В. Формирование профессиональной толерантности будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья. - автореф. дис... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2012. - 25 с.

3. Ливенцева, Н.А. Проблема практической реализации инклюзивного образования в США и странах Европы // Современная зарубежная психология. 2012. № 1. С. 20-29.

4. Степанова Г.А., Демчук А.В. Формирование профессиональной готовности у будущих педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. - Монография / А.В. Демчук, Г.А. Степанова. -Ханты-Мансийск: Ред.-изд. отд. ЮГУ, 2014. - 230 с.

5. Федеральный Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. - Режим доступа: http: //www .rg .m/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

© Г.А. Степанова, А.В.. Демчук, 2016

УДК 372.8

Текеева Гульнара Кесиковна, Нурпеисова Гульжахан Муратбековна

ст. преподаватели кафедры «Государственный и иностранные языки» Алматинский технологический университет г.Алматы, Республика Казахстан Е-mail: gulnara_almaty@mail.ru

МУЛЬТИМЕДИА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

Статья посвящена вопросам использования мультимедиа в учебном обучении. Использование мультимедийных средств позволяет активизировать процесс обучения за счет усиления наглядности, повысить эффективность преподавания, обогащать процесс обучения, сделать обучение более эффективным. Одним из дидактических средств, обладающих развивающим потенциалом, являются мультимедиа.

Ключевые слова

Мультимедийные средства, презентация, интернет, интерактивная доска, электронная книга.

Современное общество диктует современные требования. Современный урок русского языка должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным. Поэтому использование современных образовательных технологий на уроках - потребность сегодняшнего времени.

Сегодня преподаватель должен овладевать интерактивными средствами обучения, чтобы обеспечить право на качественное образование. Изменения, которые происходят в последнее время в системе образования, заставляют обратиться к данному вопросу. Сегодня мультимедиа технологии - это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. Успешность использования мультимедийных средств в обучении языкам определяется подготовкой, выбором учебного материала.

В преподавании русского языка используются мультимедийные средства, которые в последнее время все активнее проникают в учебный процесс. Эффективность мультимедийных презентаций зависит от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.