Научная статья на тему 'Применение статических упражнений профессионально-прикладной физической подготовке студентов строительного профиля'

Применение статических упражнений профессионально-прикладной физической подготовке студентов строительного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
910
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РАЗВИТИЕ МЫШЦ / ЗДОРОВЬЕ / СТАТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ДИНАМИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сафонова Оксана Александровна

В статье поднимается вопрос гармоничного развития студентов строительных специальностей на занятиях физической культурой. Цель работы исследование влияния статических упражнений на развитие силы мышц. На занятиях физической культурой применяется авторская методика для развития статической силы мышц. Данная методика имеет свое отражение в профессионально-прикладной физической подготовке студентов. Значимость и направленность прикладной физической культуры как учебной дисциплины в строительном вузе взаимосвязана с программой инженера строительного профиля. Методика включала в себя разнообразные статические упражнения, которые обуславливали совершенствование силовой выносливости, способности дозировать силовые нагрузки и контролировать психомоторные способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сафонова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение статических упражнений профессионально-прикладной физической подготовке студентов строительного профиля»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 796

Сафонова Оксана Александровна

Старший преподаватель, г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: safonov812@yandex.ru

ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье поднимается вопрос гармоничного развития студентов строительных специальностей на занятиях физической культурой. Цель работы исследование влияния статических упражнений на развитие силы мышц. На занятиях физической культурой применяется авторская методика для развития статической силы мышц. Данная методика имеет свое отражение в профессионально-прикладной физической подготовке студентов. Значимость и направленность прикладной физической культуры как учебной дисциплины в строительном вузе взаимосвязана с программой инженера строительного профиля. Методика включала в себя разнообразные статические упражнения, которые обуславливали совершенствование силовой выносливости, способности дозировать силовые нагрузки и контролировать психомоторные способности.

Ключевые слова

физическая культура, развитие мышц, здоровье, статическая работа, динамическая работа.

Студентам строительных специальностей в процессе учебы приходится сталкиваться с рядом специфических нагрузок. Сюда можно отнести долгую работу за компьютером при создании чертежей и выполнении расчетов, работу с планшетами, подрамниками, которая требует сосредоточенности, неподвижности, длительного пребывания в одной позе. Помимо этого, при трудовой практике на строительной площадке большая нагрузка ложится на мышцы рук, плечевого пояса, спины и нижних конечностей. Такие нагрузки требуют крепкого мышечного корсета и гармоничного развития всех мышечных отделов. Поэтому в качестве проблемы для данной статьи мы выбрали вопрос о развитии силы и эластичности мышц посредством выполнения статических упражнений. Данное исследование несомненно можно считать актуальным, поскольку, во-первых, его результаты доказывают необходимость укрепления мышц студентов строительных специальностей, а во-вторых, используемые упражнения просты в исполнении и могут выполняться самостоятельно вне занятий физической культурой, то есть использоваться во время работы, не требуя дополнительного оборудования и места.

Теоретическая часть

Силовые упражнения действуют на тело иначе, чем динамические. Внешне все части тела остаются неподвижными, но внутри мышц и сухожилий происходит напряжённая работа.

Основное назначение статической гимнастики - правильно распределять энергию по организму [1, стр. 5]. Внутренняя статическая нагрузка на сосуды во время выполнения статических упражнений увеличивается. Снабжение мышечных тканей кислородом затрудняется. Этот процесс вынуждает клетки работать с большой интенсивностью. В таком режиме расходуется гораздо меньше энергоресурсов по сравнению с изотоническим напряжением. Энергия при выполнении динамических упражнений тратится как на сокращение, так и на движение, в отличие от статических упражнений, где расход энергии направлен только для напряжения. Значит, процесс формирования и развития мышечных структур ускоряется [2, стр. 61].

Высокая интенсивность статической нагрузки сокращает продолжительность тренировки в несколько раз по сравнению со стандартной нагрузкой, включающей статико-динамические упражнения, при которых общая продолжительность мышечных сокращений в одном подходе составляет несколько секунд, а суммарное время за весь период колеблется от 2 до 6 минут. Аналогичную задачу статические упражнения

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

решают за несколько минут. Причём повышение силовых показателей приравнивается к занятиям динамическими упражнениями [3, стр. 207]. При этом увеличивается вероятность более частых тренировок с использованием статических упражнений, за счёт малого отдыха между ними, и появляется возможность конкретного воздействия на отстающие группы мышц либо требующих особого внимания. Функциональную слабость мышц и уровень разбалансированности мышечного аппарата можно определить с помощью специальных статических упражнений. Метод функционального мышечного тестирования заключается в том, что используются специфические движения для отдельных мышц и мышечных групп, названные тестовыми движениями, причем каждое движение совершается из точно определенного исходного положения. На фиксацию каждой позы или выполнение упражнения дается определенное время, если участник смог выполнить нагрузку, то мышца считается достаточно развитой. По сумме выдержанных упражнений судят о развитии организма в целом и наличии разбалансировки в развитии.

В данном исследовании использованы 9 упражнений статической направленности:

1. тест на прямую мышцу живота - подъем туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты в тазобедренных суставах, стопы фиксированы

2. тест на тоническую функцию мышц рук, туловища, ног и их координированную работу представляет собой фиксацию нижнего упора лежа с локтями, прижатыми к туловищу;

3. тест на глубокие мышцы позвоночника и средний отдел мышцы, разгибающей туловище -фиксация поднятого туловища из положения лежа на животе, руки вдоль туловища или под плечами;

4. тест на поясничный отдел мышцы, разгибающей туловище - фиксация поднятых ног из положения лежа на животе, руки вдоль туловища;

5. тест на верхний отдел разгибателя позвоночника - фиксация поднятой головы из положения лежа на животе, руки вдоль туловища;

6. тест на глубокие сгибатели шеи заключается в фиксации поднятой головы из положения лежа на спине, руки вдоль туловища;

7. тест на среднюю и малую ягодичные мышцы предполагает поочередную фиксацию поднятой на 3540 градусов ноги в положении на боку с опорой на руки;

8. тест на большую ягодичную мышцу - это поочередная фиксация ноги, максимально поднятой и согнутой в коленном суставе под углом 90 градусов, из положения лежа на животе;

9. тест на мышцы задней поверхности бедра - это поочередная фиксация прямой ноги из положения

лежа.

В эксперименте принимали участие две равноценные группы экспериментальная и контрольная группы, наполняемость в каждой группе 10 человек. В начале семестра нами было проведено тестирование, в ходе которого участники выполняли удержание статического положения. Затем в течение года обучения студенты экспериментальной группы применяли на занятиях физической культурой блок статических упражнений. В блоке 10 упражнений, на разные группы мышц. Контрольная группа занималась по общепринятой программе, утвержденной на кафедре физического воспитания СПБГАСУ. В конце учебного года было проведено второе тестирование, данные результаты представлены в таблице 1.

Таблица1

Результаты статической выносливости студентов строительного профиля

показатель Экспериментальная группа Контрольная группа

до после до после

Тест 1 12,7±2,1 15,9±9,9 12,8±1,9 12,8±1,9

Тест 2 22,8±2,0 27,9±4,7 22,9±1,9 22,9±1,9

Тест 3 25,1±2,4 29,5±5,5 25,4±4,0 25,5±3,9

Тест 4 28,9±3,2 32,7±4,7 25,1±2,4 25,1±2,4

Тест 5 30,8±5,5 35,3±4,7 30,8±5,5 28,8±3,2

Тест 6 31±5,5 37,9±5,6 30,8±4,7 30,7±4,7

Тест 7 31,6±4,8 38,7±4,8 30,3±4,4 30,3±4,4

Тест 8 31,3±4,9 41,6±6,6 31,7±4,4 31,7±4,4

Тест 9 28,8±5,9 38,8±5,3 27,8±4,7 27,8±4,7

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№1/2016

ISSN 2410-700Х

Из проведенного анализа результатов видно следующее, что до эксперимента достоверных различий между группами нет P>0,05

Разница между группами тест 1 составила 3,1 с, что является статистически достоверным P<0,05; в тесте 2 разница между группами составила 5 с, что является статистически достоверным P<0,05; в тесте 3

разница между группами составила 4 с, что является статистически достоверным P<0,05; в тесте 4 разница между группами составила 7,6 с, что является статистически достоверным P<0,05; в тесте 5 разница между группами составила 6,5 с, что является статистически достоверным P<0,05;

в тесте 6 разница между группами составила 7,2 с, что является статистически достоверным P<0,05; в тесте 7 разница между группами составила 8,4 с, что является статистически достоверным P<0,05; в тесте 8 разница между группами составила 9,9 с, что является статистически достоверным P<0,05; в тесте 9 разница между группами составила 11 с, что является статистически достоверным P<0,05; В экспериментальной группе существенный прирост результатов, в контрольной группе результат не изменился.

Нами было проведено исследование влияния статических упражнений на физическую подготовленность студентов. Результаты доказали, что применение статических упражнений на занятиях физической культурой благоприятно сказывается на развитии статической выносливости. Экспериментально доказали, что введение в учебно-тренировочный процесс блока упражнений на статическую выносливость показал эффективный прирост результатов в экспериментальной группе, которая применяла авторский блок упражнений на развитие статической силы. Список используемой литературы

1. Анатомия силовых упражнений для мужчин и женщин. Минск: Харвест, 2009. - 160с

2. Захаров Е.Н., Энциклопедия физической подготовки / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов, // (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. -368 с.

3. Ильинич В.И. Физическая культура студента:/ В.И. Ильинич; Учебник. М.: Гардарики, 2000. — 448 с.

© О.А.Сафонова, 2016

УДК 378

Степанова Галина Алексеевна

доктор педагогических наук, профессор ЮГУ

г. Ханты-Мансийск E-mail: g_stepanova53@mail.ru Демчук Анастасия Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент СурГУ

г. Сургут

E-mail: dem_anastasiya82@mail.ru

К ПРОБЛЕМЕ ГОТОВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Аннотация

В статье рассматриваются аспекты реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности подготовки педагогических кадров, приведен анализ существующей ситуации по проблеме в отечественной и зарубежной теории и практике.

Ключевые слова

Инклюзивное образование, готовность педагогических кадров, дети с ограниченными возможностями

здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.