УДК 14.35.09
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Н.Л. Королева, Л.А. Мещерякова
Ключевые слова: мультимедиа технологии; познавательные процессы; дети дошкольного возраста.
Развитие электронных средств мультимедиа не только открывает для сферы обучения дошкольников принципиально новые дидактические возможности, но и позволяет воздействовать на их познавательные процессы.
В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных компьютерных технологий.
Эффективное использование мультимедиа в обучении требует аккуратного обоснованного комбинирования средств информации так, чтобы получать максимальную отдачу от каждого используемого носителя. Наиболее эффективное использование мультимедиа дает обучающемуся возможность почувствовать себя в реальном мире [1].
Мультимедиа добавляет ясности, демонстрируя процессы с разных сторон, показывая их в движении. Можно добавить глубины, используя дополнительные информационные каналы и ресурсы. Можно добавить смыслового и красочного богатства, используя видео, одновременно рассказывая и показывая.
Р. Майер [2] представляет процесс получения информации через два основных канала - вербальный и визуальный. Исследователи находят, что мультимедиа помогает обучаться легче, поскольку обеспечивает большую готовность к различным предпочтениям в обучении. Использование различных потоков дает преимущество потому, что по существу наш мозг осуществляет доступ к информации нелинейно. Так что мультимедиа может обеспечить дополнительные возможности по улучшению обучения, если, конечно, используется правильно, поскольку все хорошее, при неправильном использовании, приносит только вред.
Большие возможности предоставляют мультимедиа технологии для развития дошкольников. Именно в этот период у детей происходит интенсивное развитие речи (усвоение фонетики и грамматики, развитие синтаксической структуры речи и совершенствование лексики) и познавательных процессов личности (восприятия, памяти и мышления). У детей дошкольного возраста возникает предвосхищение будущего результата действия как признака развития оперативной памяти, происходит переход от наглядно-действенного к нагляднообразному мышлению, появляется способность решать задачи методом догадки (инсайта) и выделение операций анализа и синтеза [3].
Разработчики прикладного программного обеспечения предлагают широкий спектр обучающих и развивающих программ для дошкольников, причем это и
отдельные программы по обучению чтению (математике, английскому и др.), и целые серии мультимедийных изданий, предназначенные для различной возрастной категории пользователей (от 2-3 лет до 7-9 лет). Интерфейс и формы представления информации в мультимедийных изданиях представлены в соответствии с особенностями восприятия дошкольников (яркое контрастное цветовое решение интерфейса, музыкальное сопровождение, наличие активной графики, анимации и видеофрагментов, присутствие помощника-исполнителя).
Проведем некоторый обзор наиболее популярных и зарекомендовавших себя на рынке ПО для дошкольников серий мультимедийных изданий.
Серия «Страна знаний» - курс обучения для детей дошкольного возраста с компакт-дисками и журналами. На настоящий момент включает 52 выпуска журнала и 52 диска с обучающими играми. Каждый диск содержит четыре интерактивные учебные игры с персонажами из «Страны знаний». Расчитан на детей от 3 до 7 лет. В форме веселых игр четверо героев из «Страны знаний» - бегемот Боря, кошка Алиса, мышонок Митя и зайчишка Полина - помогают ребятам начать изучение цифр и букв, учат применять логику и решать задачи, а также в процессе прохождения игр дошкольники получают информацию о природе и окружающей среде и приобретают социально-бытовые навыки. Исходный экран диска соответствует теме выпуска. Навигация по игре удобная и понятная детям: чтобы начать игру с одним из персонажей, достаточно щелкнуть мышкой на Полине, Мите, Алисе или Боре. Все действия в игре имеют звуковое сопровождение, что также помогает ребенку легче ориентироваться. Игры не требуют навыков работы с клавиатурой - дети просто щелкают и перемещают разные объекты с помощью мыши. Большинство игр имеют два уровня сложности. Если ребенок ошибся, то компьютер поможет найти правильный ответ. В процессе игры дети получают поощрительные призы в виде фрагментов картинки-загадки.
Серия «Скоро в школу» содержит сборник учебных программ по всем дисциплинам начальной школы: математике, русскому языку, окружающему миру и развитию творческих способностей. Издание ориентировано на несколько возрастных групп (2-3 года, 4-5
лет и 6-7 лет) и содержит 8 обучающих программ: «Учимся писать», «Читаем сами», «Тренируем память», «Веселая математика», «Растения и грибы», «Домашняя лаборатория по физике», «Детская музыкальная студия», «Мастерская подарков». Издание представляет собой комплекс увлекательных занятий с различного рода заданиями, красочными иллюстрациями, захватывающими историями и анимацией, которые способствуют развитию речи, памяти, логики, мышления, воображения и расширению кругозора. На большинстве дисков перед запуском обучающих игр необходимо выбрать подходящую возрастную категорию ребенка. Также имеется возможность поиска по диску, добавления в избранное, а также организована система помощи.
Серия «НЕсерьезные уроки». Каждый диск серии «НЕсерьезные уроки» представляет собой сборник игр, которые помогут дошкольникам подготовиться к школе: в игровой форме выучить буквы и цифры, научиться читать и считать, а также развить память, логическое и творческое мышление, математические способности, внимание, память и воображение. Красочное оформление и забавные персонажи делают игры занимательными, а обучение - ненавязчивым. Игры на дисках имеют несколько уровней сложности. Диски рассчитаны на детей разного возраста: от 3 до 11 лет. Малышам программы помогут подготовиться к школе, а детям постарше - развить навыки критического и логического мышления.
Разработчики при создании мультимедийных обучающих изданий не только учитывали специфику восприятия дошкольников, но и руководствовались принципами эффективности мультимедиа [3]:
- принцип пространственной связи - при обучении, сопровождающемся текстом и графикой, лучше, когда корреспондирующие текст и графика располагаются рядом друг с другом;
- принцип временной связи - при обучении, сопровождающемся текстом и графикой, лучше, когда корреспондирующие текст и графика появляются одновременно, а не друг за другом;
- принцип логичности - при обучении лучше, если текст, графика или звук не избыточны;
- принцип модальности - при обучении лучше, если анимация сопровождается дикторским голосом, чем если анимация сопровождается экранным текстом;
- принцип избыточности - при обучении лучше, если анимация сопровождается дикторским голосом, чем если анимация сопровождается и дикторским голосом и экранным текстом;
- принцип индивидуальных отличий - эффект этих принципов более сильно выражен при обучении
начальным знаниям, чем знаниям высокого уровня, и для сильно территориально удаленных учеников, чем для малоудаленных территориально.
Спецификой мультимедийных обучающих изданий для дошкольников является то, что мультимедиа в них выполняет как когнитивную функцию, так и иллюстративную. Напомним, что:
- когнитивная функция состоит в том, чтобы с помощью некоего объекта мультимедиа получить новое, т. е. еще не существующее даже в голове специалиста знание или, по крайней мере, способствовать интеллектуальному процессу получения этого знания;
- иллюстративная функция обеспечивает поддержку логического мышления - в этом случае объект мультимедиа подкрепляет, иллюстрирует какую-то четко выраженную мысль, свойство изучаемого объекта или процесса, т. е. то, что уже сформулировано, например, преподавателем-разработчиком [4].
Таким образом, развитие электронных средств мультимедиа не только открывает для сферы обучения дошкольников принципиально новые дидактические возможности, но и позволяет воздействовать на их познавательные процессы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Королева Н.Л., Атюнин А.И., Сухорукова Д.Ю. Использование средств мультимедиа в обучении // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий. Материалы 13 Международной научно-практической конференции-выставки. 10-11 сентября 2009 г. Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2009. C. 193-197.
2. Mayer R.E. The promise of multimédia learning: Using the same instructional design methods across different media // Learning and Instruction. № 13. P. 125-139.
3. Немов Р.С. Психология. Т. 2. Психология образования. М.: Вла-дос, 2007.
4. Королева Н. Л. Использование мультимедиатехнологий в педагогическом дизайне // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2009. Т. 14. Вып. 5. Ч. 1. С. 900-902.
Поступила в редакцию 12 ноября 2010 г.
Korolyova N.L., Meshcheryakova L.A. Multimedia training programs as tool of development of informative processes of children of preschool age
The development of electronic means of multimedia not only opens essentially new didactic possibilities for sphere of training of preschool children, but also allows influencing on their informative processes.
Key words: technology multimedia; informative processes; children of preschool age.