Научная статья на тему 'Мультикультурное образовательное пространство школы'

Мультикультурное образовательное пространство школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРА / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиев Гаджияв Магомедович, Шайхов Магомед Адилмирзаевич

Определены условия мультикультурного образовательного пространства, на основе анализа психолого-педагогической литературы обоснован диалог культур как научный подход к обеспечению мультикультурного образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджиев Гаджияв Магомедович, Шайхов Магомед Адилмирзаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультикультурное образовательное пространство школы»

МУЛЫИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ

®2011 Гаджиев Г.М., Шайхов М.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

Определены условия мультикультурного образовательного пространства, на основе анализа психолого-педагогической литературы обоснован диалог культур как научный подход к обеспечению мультикультурного образовательного пространства.

The conditions of the multicultural educational space on the basis of the psychological and pedagogical literature are defined, the dialogue of cultures as a scientific approach to providing the multicultural educational space is proved in the article.

Ключевые слова: мул ьти куль тура, мультикультурное пространство, мультикультурное образование, мультикультурное общение, межнациональная коммуникация.

Keywords: multiculture, multicultural space, multicultural education, multicultural communication, interethnic communication.

Сегодня каждый регион можно назвать мультикультурным,

поскольку в них мультикультурализм и полиэтничность сосуществуют, взаимообусловливая друг друга, что способствует позитивному

отношению к различным

этнокультурным группам и добровольной адаптации

социальных институтов к их потребностям. С этих позиций образовательное пространство следует рассматривать как непрерывное, неразрывное

множество индивидуальных форм развития, что обеспечивает востребованность мультикультурного образования, предусматривающего реализацию потребностей в сохранении и развитии

существующих в этом социуме этнокультур на равных возможностях и правах.

По мнению М. М. Бахтина, «культурным» следует считать сферу образования, направленного на культурные ценности, ставящего целью самобытное культурное развитие и самоопределение школьников с использованием соответствующих средств [1].

В 1981 году Организация Объединенных Наций приняла «Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений», в которой отмечается, что религия или убеждения являются для каждого, кто их придерживается, одним из основных элементов понимания жизни, свободу которых следует полностью соблюдать и

гарантировать [5].

В полиэтническом обществе значимое место занимает мультикультурное образование, очевидность которого в современных условиях не всегда находит подтверждение в педагогической практике. Следует отметить, что мультикультурность российского социума задает отечественной школе дополнительную и весьма существенную внутренне

взаимосвязанную совокупность

проблем, что актуализирует целесообразность выделения ее в особую самостоятельную область педагогического знания. Анализ содержания современных учебников указывает на скудное раскрытие уникальности этнических культур,

существующих в России, на фоне которого очень слабо прослеживается взаимосвязь и взаимопроникновение культур, складывающихся многими столетиями. Особенно это заметно в учебниках и учебных пособиях для национальных школ с углубленным изучением отдельных языков и культур РФ.

Следовательно, составной частью мультикультурного образовательного пространства должны выступить, прежде всего, «национальная»

двуязычная мультикультурная и биментальная школа и ее педагогика. При этом проблематика педагогики национальной школы не должна исчерпываться преподаванием тех

или иных предметов, учитывающих специфику региона или

этнопедагогики, получившей у нас в последние годы широкое

распространение. Кроме того, речь должна идти не о частных и

фрагментарных вопросах, а о целостном комплексе

образовательных и интегративных этноязыковых и этнокультурных

педагогических проблем.

Отметим, что проблематика национальной школы при всей ее важности отнюдь не исчерпывает весь круг национальных проблем образования, поскольку

мультикультурность и интегративные задачи формирования гражданина требуют обязательного воплощения в социокультурных характеристиках общего воспитательного идеала, который отражен в цели и задачах, содержании обучения и воспитания.

С учетом сказанного, одной из задач национальной школы выступает обеспечение единого социокультурного механизма

перерастания полиэтнического

социума в консолидированную надэтническую целостность. При этом национальная школа, являясь органической частью системы образования, должна обеспечивать целостность образовательного

пространства, работать на единство духовного, культурно-

цивилизационного пространства при полиэтнической разнородности российского общества.

Мультикультурное содержание образования выдвигает требования к

перестройке национальных систем на основе новых интеграционных схем, повышает интерес к этнокультурологической проблематике, что является

следствием трех

взаимопроникающих причинных связей. Во-первых, происходит смена ведущих концепций, благодаря плюрализму позиций вырабатываются разнообразные подходы как в самой педагогике, так и в функционировании

образовательных систем, что совершается на основе

переосмысления накопленного

культурного опыта и создает почву для развития и укоренения многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех элементов культуры. Во-вторых,

смена социально-экономических ориентаций заставляет обращаться к базовым ценностям культуры для того, чтобы корректировать традиционные и ставить

инновационные культурные цели и задачи образования в условиях быстро меняющегося общества, а также с помощью культурологии находить адекватные средства для реформ. В-третьих, субъекты

образовательных систем (учащиеся, педагоги, родители, работники

управления и т.д.) как потребители результатов педагогической

деятельности начинают понимать необходимость более активного насыщения учебно-воспитательного процесса культурными

компонентами, поскольку именно они создают условия для духовного становления личности, а

общечеловеческие ценности

культуры обеспечивают новые социокультурные потребности.

Военные действия и

чрезвычайные ситуации в Республике Дагестан привели к

изменению количественного числа некоторых этносов, что

естественным образом отразилось и на мультикультурном

образовательном пространстве, многие проблемы которого требуют обоснования универсальных

механизмов разрешения и, прежде всего, через информирование:

- о культуре и плюрализме культуры, разнообразии и особенностях различных культур, соотношении и динамике культуры (культурные перемены, схождения культур);

- о коммуникациях и культурных

барьерах, теориях коммуникаций и разнообразии форм ее восприятия, основном языке и невербальной коммуникации; языках и

разнообразии способов мышления, связанных с культурой;

- о культуре и полиэтничности,

особенностях поликультурного

пространства; культурно-

демографических характеристиках конкретного полиэтнического

пространства;

- психосоциальной

идентификации и межкультурных связях, культурных различиях и становлении психосоциальной

идентификации, снятии

(ассимиляция) и закреплении (сегрегация) различий;

этноцентризме, расизме и дискриминации; стереотипах;

взаимопонимании культур,

бюрократии и положении

меньшинств, социополитических аспектах и т.д.

Следовательно, педагогу

необходимо овладеть умением работать с многонациональным составом ученического коллектива, для чего ему, как минимум, необходимо научиться изучать этнопедагогические особенности и педагогический потенциал той этнической среды, в условиях которой он работает. Сегодня вряд ли у кого-нибудь вызывает сомнение объективность и необходимость возрождения роли этноса в жизни общества. Между образованием и этническим возрождением

существует взаимосвязь: элементы этнической культуры должны быть положены в основу развития любого мультикультурного образовательного пространства; само

мультикультурное образовательное пространство должно стать одним из главных каналов возрождения этничности.

Следовательно, обеспечение возрастающей потребности в реализации мультикультурного

образовательного пространства

предопределяется наличием

специалистов, способных управлять этим процессом, что привело к открытию факультетов дагестанской филологии, к созданию учебников родного языка и учебных пособий по предметам. Кроме того,

разрабатывается научная

терминология на родных языках, создаются учебники и

аудиовизуальные средства для дошкольных учреждений.

Однако введение учебных

предметов в школы в полной мере не обеспечивает идею

мультикультурализма, поскольку образовательный процесс не пронизывает его и не приведет к интернационализации сознания учащихся, не подготовит их к жизни в мультикультурном обществе. Кроме того, национальные системы

образования, решая внутренние задачи, строят культурное пространство как мультикультурное, комплексно пересекаясь с другими такими же. Поэтому

мультикультурное общение и межнациональная коммуникация в современных образовательных учреждениях республики

реализуются через диалог культур (аварская, лакская, чеченская и т.д.), осуществляемый в рамках учебных курсов: «Мировая и дагестанская художественная культура»,

«Литература Салатавии», «История Салатавии».

В условиях неизбежной «этнизации» образования

обеспечение нормального

культурного обмена и взаимной информированности о культурах этносов региона, особенно проживающих на территории того же национально-территориального образования, представляется

актуальной и своевременной. При этом во многих концепциях взаимное изучение культур даже не ставится, в нескольких необходимость участия школы в этом процессе декларируется, но не раскрывается, а в нескольких регионах (Татария, Якутия, Мордовия, Осетия) предлагаются конкретные меры и даже курсы, однако в большинстве своем изучение культуры титульного

этноса игнорируется

представителями других

проживающих в республике народов.

Мультикультурное образование содержит богатейший набор средств для взаимодействия с учениками, создает условия для стимулирования их разнообразной культурной активности, даже тогда, когда конкретное культурное пространство (например, в населенном пункте или сельском районе) оказывается несовершенным и неполным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современная демографическая ситуация в многонациональных регионах позволяет спрогнозировать ситуацию на ближайшее и более отдаленное будущее, где на первый план выходят вопросы

взаимодействий культур различных этносов, сохранение многообразия национальных традиций, их самобытности, неповторимости и т.д. Средой же решения приведенных вопросов остается образование,

Примечания

ориентированное на активизацию внутренней готовности школьника на познание и тактичное отношение к этническим особенностям иной национальности. Разнообразные формы сохранения, накопления и обогащения традиций,

интеллектуального и духовного потенциала нации составляют уникальный вклад каждой нации в общечеловеческую цивилизацию, и как носитель культурного начала каждый должен стремиться к сохранению и развитию своего языка и культуры. Обеспечение этнокультурной преемственности, превращение культурного

потенциала нации в достояние каждого человека необходимо потому, что без освоения опыта, накопленного в прошлом, не может быть успешной подготовки новых поколений к реальной жизни, к созидательной деятельности.

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 2. Библер С. Б. Диалог культур. М., 2001. 3. Данилов Д. А. Организация педагогического процесса в национальной школе. Якутск: Изд-во Якут, ун-та, 1991. 4. Демин Л. М. Взаимодействие культур и проблема культурных влияний. М. Изд-во РУДН, 1999. 5. Международное право и права человека //

http://www.memo.ru/pravo/race/811125:1Щт

Статья поступила в редакцию 22.01.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.