МУЛЫИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ
®2011 Гаджиев Г.М., Шайхов М.А.
Дагестанский государственный педагогический университет
Определены условия мультикультурного образовательного пространства, на основе анализа психолого-педагогической литературы обоснован диалог культур как научный подход к обеспечению мультикультурного образовательного пространства.
The conditions of the multicultural educational space on the basis of the psychological and pedagogical literature are defined, the dialogue of cultures as a scientific approach to providing the multicultural educational space is proved in the article.
Ключевые слова: мул ьти куль тура, мультикультурное пространство, мультикультурное образование, мультикультурное общение, межнациональная коммуникация.
Keywords: multiculture, multicultural space, multicultural education, multicultural communication, interethnic communication.
Сегодня каждый регион можно назвать мультикультурным,
поскольку в них мультикультурализм и полиэтничность сосуществуют, взаимообусловливая друг друга, что способствует позитивному
отношению к различным
этнокультурным группам и добровольной адаптации
социальных институтов к их потребностям. С этих позиций образовательное пространство следует рассматривать как непрерывное, неразрывное
множество индивидуальных форм развития, что обеспечивает востребованность мультикультурного образования, предусматривающего реализацию потребностей в сохранении и развитии
существующих в этом социуме этнокультур на равных возможностях и правах.
По мнению М. М. Бахтина, «культурным» следует считать сферу образования, направленного на культурные ценности, ставящего целью самобытное культурное развитие и самоопределение школьников с использованием соответствующих средств [1].
В 1981 году Организация Объединенных Наций приняла «Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений», в которой отмечается, что религия или убеждения являются для каждого, кто их придерживается, одним из основных элементов понимания жизни, свободу которых следует полностью соблюдать и
гарантировать [5].
В полиэтническом обществе значимое место занимает мультикультурное образование, очевидность которого в современных условиях не всегда находит подтверждение в педагогической практике. Следует отметить, что мультикультурность российского социума задает отечественной школе дополнительную и весьма существенную внутренне
взаимосвязанную совокупность
проблем, что актуализирует целесообразность выделения ее в особую самостоятельную область педагогического знания. Анализ содержания современных учебников указывает на скудное раскрытие уникальности этнических культур,
существующих в России, на фоне которого очень слабо прослеживается взаимосвязь и взаимопроникновение культур, складывающихся многими столетиями. Особенно это заметно в учебниках и учебных пособиях для национальных школ с углубленным изучением отдельных языков и культур РФ.
Следовательно, составной частью мультикультурного образовательного пространства должны выступить, прежде всего, «национальная»
двуязычная мультикультурная и биментальная школа и ее педагогика. При этом проблематика педагогики национальной школы не должна исчерпываться преподаванием тех
или иных предметов, учитывающих специфику региона или
этнопедагогики, получившей у нас в последние годы широкое
распространение. Кроме того, речь должна идти не о частных и
фрагментарных вопросах, а о целостном комплексе
образовательных и интегративных этноязыковых и этнокультурных
педагогических проблем.
Отметим, что проблематика национальной школы при всей ее важности отнюдь не исчерпывает весь круг национальных проблем образования, поскольку
мультикультурность и интегративные задачи формирования гражданина требуют обязательного воплощения в социокультурных характеристиках общего воспитательного идеала, который отражен в цели и задачах, содержании обучения и воспитания.
С учетом сказанного, одной из задач национальной школы выступает обеспечение единого социокультурного механизма
перерастания полиэтнического
социума в консолидированную надэтническую целостность. При этом национальная школа, являясь органической частью системы образования, должна обеспечивать целостность образовательного
пространства, работать на единство духовного, культурно-
цивилизационного пространства при полиэтнической разнородности российского общества.
Мультикультурное содержание образования выдвигает требования к
перестройке национальных систем на основе новых интеграционных схем, повышает интерес к этнокультурологической проблематике, что является
следствием трех
взаимопроникающих причинных связей. Во-первых, происходит смена ведущих концепций, благодаря плюрализму позиций вырабатываются разнообразные подходы как в самой педагогике, так и в функционировании
образовательных систем, что совершается на основе
переосмысления накопленного
культурного опыта и создает почву для развития и укоренения многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех элементов культуры. Во-вторых,
смена социально-экономических ориентаций заставляет обращаться к базовым ценностям культуры для того, чтобы корректировать традиционные и ставить
инновационные культурные цели и задачи образования в условиях быстро меняющегося общества, а также с помощью культурологии находить адекватные средства для реформ. В-третьих, субъекты
образовательных систем (учащиеся, педагоги, родители, работники
управления и т.д.) как потребители результатов педагогической
деятельности начинают понимать необходимость более активного насыщения учебно-воспитательного процесса культурными
компонентами, поскольку именно они создают условия для духовного становления личности, а
общечеловеческие ценности
культуры обеспечивают новые социокультурные потребности.
Военные действия и
чрезвычайные ситуации в Республике Дагестан привели к
изменению количественного числа некоторых этносов, что
естественным образом отразилось и на мультикультурном
образовательном пространстве, многие проблемы которого требуют обоснования универсальных
механизмов разрешения и, прежде всего, через информирование:
- о культуре и плюрализме культуры, разнообразии и особенностях различных культур, соотношении и динамике культуры (культурные перемены, схождения культур);
- о коммуникациях и культурных
барьерах, теориях коммуникаций и разнообразии форм ее восприятия, основном языке и невербальной коммуникации; языках и
разнообразии способов мышления, связанных с культурой;
- о культуре и полиэтничности,
особенностях поликультурного
пространства; культурно-
демографических характеристиках конкретного полиэтнического
пространства;
- психосоциальной
идентификации и межкультурных связях, культурных различиях и становлении психосоциальной
идентификации, снятии
(ассимиляция) и закреплении (сегрегация) различий;
этноцентризме, расизме и дискриминации; стереотипах;
взаимопонимании культур,
бюрократии и положении
меньшинств, социополитических аспектах и т.д.
Следовательно, педагогу
необходимо овладеть умением работать с многонациональным составом ученического коллектива, для чего ему, как минимум, необходимо научиться изучать этнопедагогические особенности и педагогический потенциал той этнической среды, в условиях которой он работает. Сегодня вряд ли у кого-нибудь вызывает сомнение объективность и необходимость возрождения роли этноса в жизни общества. Между образованием и этническим возрождением
существует взаимосвязь: элементы этнической культуры должны быть положены в основу развития любого мультикультурного образовательного пространства; само
мультикультурное образовательное пространство должно стать одним из главных каналов возрождения этничности.
Следовательно, обеспечение возрастающей потребности в реализации мультикультурного
образовательного пространства
предопределяется наличием
специалистов, способных управлять этим процессом, что привело к открытию факультетов дагестанской филологии, к созданию учебников родного языка и учебных пособий по предметам. Кроме того,
разрабатывается научная
терминология на родных языках, создаются учебники и
аудиовизуальные средства для дошкольных учреждений.
Однако введение учебных
предметов в школы в полной мере не обеспечивает идею
мультикультурализма, поскольку образовательный процесс не пронизывает его и не приведет к интернационализации сознания учащихся, не подготовит их к жизни в мультикультурном обществе. Кроме того, национальные системы
образования, решая внутренние задачи, строят культурное пространство как мультикультурное, комплексно пересекаясь с другими такими же. Поэтому
мультикультурное общение и межнациональная коммуникация в современных образовательных учреждениях республики
реализуются через диалог культур (аварская, лакская, чеченская и т.д.), осуществляемый в рамках учебных курсов: «Мировая и дагестанская художественная культура»,
«Литература Салатавии», «История Салатавии».
В условиях неизбежной «этнизации» образования
обеспечение нормального
культурного обмена и взаимной информированности о культурах этносов региона, особенно проживающих на территории того же национально-территориального образования, представляется
актуальной и своевременной. При этом во многих концепциях взаимное изучение культур даже не ставится, в нескольких необходимость участия школы в этом процессе декларируется, но не раскрывается, а в нескольких регионах (Татария, Якутия, Мордовия, Осетия) предлагаются конкретные меры и даже курсы, однако в большинстве своем изучение культуры титульного
этноса игнорируется
представителями других
проживающих в республике народов.
Мультикультурное образование содержит богатейший набор средств для взаимодействия с учениками, создает условия для стимулирования их разнообразной культурной активности, даже тогда, когда конкретное культурное пространство (например, в населенном пункте или сельском районе) оказывается несовершенным и неполным.
Современная демографическая ситуация в многонациональных регионах позволяет спрогнозировать ситуацию на ближайшее и более отдаленное будущее, где на первый план выходят вопросы
взаимодействий культур различных этносов, сохранение многообразия национальных традиций, их самобытности, неповторимости и т.д. Средой же решения приведенных вопросов остается образование,
Примечания
ориентированное на активизацию внутренней готовности школьника на познание и тактичное отношение к этническим особенностям иной национальности. Разнообразные формы сохранения, накопления и обогащения традиций,
интеллектуального и духовного потенциала нации составляют уникальный вклад каждой нации в общечеловеческую цивилизацию, и как носитель культурного начала каждый должен стремиться к сохранению и развитию своего языка и культуры. Обеспечение этнокультурной преемственности, превращение культурного
потенциала нации в достояние каждого человека необходимо потому, что без освоения опыта, накопленного в прошлом, не может быть успешной подготовки новых поколений к реальной жизни, к созидательной деятельности.
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 2. Библер С. Б. Диалог культур. М., 2001. 3. Данилов Д. А. Организация педагогического процесса в национальной школе. Якутск: Изд-во Якут, ун-та, 1991. 4. Демин Л. М. Взаимодействие культур и проблема культурных влияний. М. Изд-во РУДН, 1999. 5. Международное право и права человека //
http://www.memo.ru/pravo/race/811125:1Щт
Статья поступила в редакцию 22.01.2011 г.