34 (361) - 2014
СТРАТЕГИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 338.22
МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ СТРАТЕГИЯ ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ (на примере регионального вуза)
Ю.В. ЕРМАКОВ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного, муниципального и организационного управления e-mail: priemgpa@maii.ru Государственная полярная академия Н.М. СТАРОБИНСКАЯ, кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной экономики E-mail: nadine.star@mail.ru Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена М.С. ЧЕСНОКОВА, кандидат филологических наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики
E-mail: m_chesnokova77@mail.ru Санкт-Петербургский государственный университет
В настоящее время много говорят о глобальной конкурентоспособности и попадании вузов в систему глобальных рейтингов. Однако для большинства региональных вузов этот путь закрыт. В то же время данные учебные заведения обладают иными конкурентными возможностями, которые возникают, например, за счет использования возможностей развития регионального вуза как вуза мультикультурного. Данная стратегия позволяет улучшить имидж вуза и укрепить его бренд. В статье рассматривается применение стратегии мультикультурности как одного из факторов повышения конкурентоспособности для регионального вуза. Продемонстрировано, что развитие такого рода компетенций является важным шагом на пути к эффективной подготовке кадров в условиях Болонского процесса. Даны основные
характеристики мультикультурного образования. Развитие данных характеристик и возможностей вуза основано на его уникальном ресурсном комплексе и, таким образом, способно дифференцировать образовательные услуги вуза, что обеспечит ему ключевое отличие от конкурентов и позволит занять уникальную рыночную нишу. В работе показано, что для российских вузов наиболее приемлемым является развитие мультикультурных характеристик по этническому признаку, что позволяет сформировать нишевую ориентацию вуза, при этом значительно возрастает его общественная и социальная роль. В статье рассмотрен пример мультикультурного вуза с региональной ориентацией — Государственной полярной академии (Санкт-Петербург), которая за счет активного использования мультикультурных
компетенций смогла занять свое место на рынке образовательных услуг и успешно развивать свой имидж в российских регионах с высокой культурной дивергенцией.
Ключевые слова: конкурентоспособность вуза, Болонский процесс, мультикультурные вузы, муль-тикультурное образование, имидж вуза, ресурсный потенциал
В настоящее время весьма актуальна тема глобальной конкурентоспособности вузов и попадания в мировые образовательные рейтинги:
— Мировой рейтинг университетов по версии британского издания Times Higher Education (Times Higher Education);
— Шанхайский рейтинг (Academic Ranking of World Universities);
— Рейтинг лучших университетов мира (QS World University Rankings) — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг лучших университетов мирового значения по версии британской консалтинговой компании Quacquarelli Symonds (QS).
Вместе с тем существует большое число вузов, которые не имеют возможности претендовать на вхождение в глобальные рейтинги, но имеют значительные конкурентные преимущества благодаря применяемым стратегиям и развитию уникальных возможностей, которые позволяют даже не очень сильному вузу занимать достаточно устойчивые позиции как на уровне страны, так и на уровне региона. Одной из таких стратегий является развитие регионального вуза как вуза мультикультурного, что позволяет ему значительно повысить свой имидж и получить дополнительные конкурентные преимущества.
Мультикультурные вузы в России и их конкурентоспособность. В условиях конкурентной борьбы вузы должны учитывать все свои ключевые способности и позитивные характеристики, чтобы дифференцировать себя и свои услуги в сознании потребителя [6, 18]. Дифференциация может осуществляться по целому комплексу факторов, одним из которых является мультикультурность вуза. Если такие вузы смогут обосновать перед потребителем выраженную ценность данной характеристики, отражающейся на привлекательности его услуг, то они закономерно окажутся в исключительном конкурентном положении.
Рассмотрим основные характеристики муль-тикультурности. Мультикультурализм рассматривается «как одна из форм либеральной идеологии, он призван осуществлять политику согласия и стабильности, содействовать культурному плюрализму и защищать культурное многообразие» [13]. В процессе образовательной деятельности происходит взаимодействие представителей разных национальных и этнических культур, поэтому возможны конфликты из-за недопонимания причин и мотивов поведения индивидов. «Национальные культуры слишком различны, чтобы взаимодействовать без проблем» [12]. В мультикультурной среде могут возникнуть конфликты как между учащимися, так и между персоналом вуза и учащимися, возможен конфликт идеологий или системы восприятия и реализуемых вузом методов обучения.
В условиях Болонского процесса эффективное развитие мультикультурной среды является важной способностью вуза. Это связано с тем, что Болонский процесс возник именно в условиях мультикультурно-го пространства, охватив разные страны и их образовательные системы. Проблемы мультикультурного взаимодействия все острее ощущаются европейскими странами, которые столкнулись с массированной миграцией на своей территории представителей различных восточных культур, что приводит к кросс-культурным проблемам и реализации негативных культурных сценариев [19]. Интеграция мигрантов в европейское общество и экономику осуществляется медленно и достаточно трудно. Следовательно, наличие дополнительных способностей вуза, позволяющих ему квалифицированно интегрировать представителей других культур в единое мультикуль-турное пространство и нивелировать конфликты в этой среде, делает его очень привлекательным как с точки зрения реализуемой в Евросоюзе политики, так и с точки зрения промышленной политики, экономической безопасности и перспектив социально-экономического развития территорий [5, 16].
В России эта проблема тоже достаточно остра, интеграция представителей различных этнических групп и их включение в единые экономические процессы представляются весьма актуальными. Значит, в условиях Болонского процесса развитие мультикуль-турности вузов по этническому признаку становится важной задачей образовательной политики.
Существует несколько близких терминов, характеризующих образовательную деятельность в мультикультурной среде:
— поликультурная образовательная среда вуза [15];
— этнокультурная образовательная среда [4];
— поликультурное образование, полиэтническое образование, многокультурное образование [14] и т.д.
Но наиболее адекватным представляется термин «мультикультурное образование» [2], так как именно соприкосновение разных культур и ориентация на мультикультурность способны оказать значительное влияние на дифференциацию образовательных услуг вуза и их привлекательность для потребителя, т.е. именно мультикультурность определяет конкурентные характеристики конкретного вуза.
Рассмотрим основные характеристики мульти-культурного образования:
— при разработке и реализации образовательных программ вуза учитываются нравственные и культурные ценности всех категорий учащихся и персонала вуза;
— образовательные методики, применяемые в вузе, адаптированы к особенностям восприятия представителей всех категорий учащихся, относящихся к разным национальным и этническим культурам;
— при реализации программ продвижения образовательных услуг и формировании имиджа вуза используются принципы этнического маркетинга и кросс-культурных маркетинговых коммуникаций;
— в вузе реализуются специальные программы, направленные на взаимное изучение, взаимопонимание и взаимопроникновение постулатов и принципов поведения различных культурных групп;
— в вузе реализуются специальные мероприятия по развитию толерантности и культурной лояльности к представителям других культурных категорий;
— при реализации образовательных программ вуза осуществляется адаптация профессиональных компетенций выпускника к работе в особой культурной среде.
Развитие данных характеристик и способностей вуза основано на его уникальном ресурсном комплексе и способно, таким образом, дифференцировать образовательные услуги вуза, что обеспечит ему ключевое отличие от конкурентов, а при положительном отношении потенциальных потребителей означает наличие выраженного конкурентного преимущества с учетом соответствующего
ресурсного потенциала [7]. В то же время важно, чтобы потенциальный потребитель образовательных услуг был способен оценить уникальность этих различий, потому что только в данном случае будет обеспечиваться его предпочтительный выбор образовательных программ данного вуза [9, 11].
Необходимо отметить, что мультикультурность как дифференцированная характеристика вуза, оказывающая влияние на его конкурентоспособность, достаточно слабо применяется в России [3]. Вузов, реально удовлетворяющих сформулированным характеристикам, достаточно мало. Фактически в полной мере ими обладают только два вуза: Российский университет дружбы народов (РУДН)1 и Государственная полярная академия (ГПА). РУДН был ориентирован на обучение иностранных студентов, прежде всего из африканских стран, а ГПА — на обучение контингента из северных регионов России. Существует еще несколько вузов в стране, которые имеют профильные факультеты и подразделения (скорее с региональной направленностью) и специализируются на мультикультурном обучении. Например, это факультет народов севера РГПУ им. А.И. Герцена или центр русского языка и культуры СПбГУ. Основная же масса вузов не придерживается мультикультурной специализации в связи с высокими затратами (учитываются все ресурсные затраты) и сложностями в обеспечении кадрового потенциала вуза.
Ориентация на подготовку иностранных учащихся представляется более привлекательной с точки зрения обеспечения конкурентоспособности, но, как правило, не может быть реализована без активного содействия государства. Именно такой путь прошел РУДН. Ориентация на конкретные этнические группы в свою очередь менее привлекательна, так как сужает целевую потребительскую аудиторию до узкого сегмента, что в условиях ужесточения конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг может обернуться потерей конкурентного преимущества. Анализ вузов и подразделений, реализующих подобное направление специализации, показывает, что в большинстве своем объединения, ориентированные на подготовку этнических групп, менее успешны, чем ориентированные на подготовку иностранных учащихся, как по привлекательности для потребителя, так и по доходам от внебюджетной деятельности. Так, центр русского языка и
1 До февраля 1992 г. носил имя Патриса Лумумбы.
культуры — высокодоходная структура СПбГУ, в то время как факультет народов севера Р1ПУ им. А.И. Герцена — убыточная (в том числе и с учетом объема привлеченного финансирования).
Вместе с тем ориентация на конкретные этнические группы позволяет в большей степени реализовать общественную роль вуза как учреждения, формирующего человеческий капитал российской экономики необходимого качества, соответствующего реальным и перспективным потребностям рынка труда. Региональные рынки труда остро нуждаются в специалистах различного профиля, способных учесть в своей деятельности культурные особенности региона и его населения, но сами, как правило, неспособны осуществить качественную подготовку кадров по важным профессиональным направлениям. Более того, в силу особенностей мировосприятия представители отдельных этносов не всегда способны обучаться в классическом вузе. Следовательно, этническая ориентация вуза расширяет доступность высшего образования для представителей узких этнических групп и в большей степени обеспечивает выполнение общественной и социальной роли вуза.
Таким образом, в условиях Болонского процесса повышается значимость развития мультикультур-ных характеристик вуза, причем в России наиболее важным является их формирование по этническому признаку. Развитие мультикультурных характеристик по этническиму признаку формирует нишевую ориентацию вуза, но в то же время значительно возрастает его общественная и социальная роль. Поэтому анализ мультикультурной образовательной среды и сформированного на ее основе ресурсного потенциала вуза будет производиться на примере учебного заведения с региональной направленностью и нишевой стратегией — Государственной полярной академии.
Государственная полярная академия как пример мультикультурного вуза. Это учебное заведение появилось в 1991 г. и изначально было нацелено на подготовку учащихся из северных регионов России и представителей коренных малочисленных народов из удаленных регионов (Тува, Алтай и т.д.). Выход на рынок образовательных услуг данного вуза произошел, с одной стороны, в условиях резкого увеличения численности вузов, а с другой стороны, в условиях высокой конкуренции и насыщенности рынка вузами, реализующими образовательные программы общественного и гумани-
тарного профиля. Следовательно, новый вуз не мог рассчитывать на активный захват рынка образовательных услуг в силу наличия на нем гораздо более сильных конкурентов. В этих условиях оставалась только возможность использования нишевой стратегии. В то же время реализация нишевой стратегии не просто по принципу остаточной потребительской аудитории, а по выбору своего узкого целевого сегмента, представлялась в тот период единственно верной конкурентной стратегией, которая доказала свою эффективность.
Ориентация на конкретный целевой сегмент позволила вузу не просто закрепиться на рынке образовательных услуг, но и создать устойчивый бренд в регионах продвижения. За счет своей мультикультурной ориентации вуз смог реализовать целый комплекс уникальных программ обеспечения доступности высшего образования для представителей северных регионов, а также представителей ряда других коренных малочисленных народов. Фактически вуз одним из первых в стране реализовывал региональные программы образовательного кредитования и различные формы компенсаций затрат на обучение по целевому набору. Следует отметить, что данные программы были единственными, по которым предполагалось непосредственное участие крупных работодателей региона в покрытии долга по кредиту. В этом смысле указанные программы соответствовали принципам образовательного кредитования в более полной степени, чем все реализуемые на федеральном уровне программы [10].
Регионы, заинтересованные в получении специалиста общественно-гуманитарного профиля с навыками работы в среде с высокой культурной дивергенцией, готовы были привлекать крупных работодателей и средства местных бюджетов для финансирования их подготовки в ГПА, где, по их мнению, могли быть сформированы необходимые навыки. Наличие таких региональных программ позволяло распределить затраты на подготовку специалистов между региональными и местными бюджетами, а также работодателями, которые покрывали свои затраты за счет отработки выпускника по заключенному с ним контракту. Такая система позволяла обеспечить фактически бесплатное образование для представителей северных регионов и коренных малочисленных народов, а также снизить финансовую нагрузку федерального бюджета на подготовку кадров.
Реализация указанных программ стала возможна в ГПА как раз за счет ее мультикультурной ориентации. Особенно важными для региональных работодателей представляются навыки толерантности и адаптация востребованных специалистов к работе в среде с высокой культурной дивергенцией. Региональные работодатели и региональные власти, финансирующие обучение в ГПА, были уверены, что специалист будет способен правильно оценивать проблемы и особенности данного региона, налаживать как внутренние, так и внешние коммуникации организации, в которую он придет на работу. При этом его культурная толерантность позволит ему уважительно относиться к представителям других национальных культур и налаживать с ними эффективные деловые контакты. Следует отметить, что огромную роль при развитии данных качеств играет социально-культурная сфера Санкт-Петербурга [8]. Следовательно, в восприятии работодателя и представителей региональных властей профессиональные компетенции выпускника ГПА обладали более высокой ценностью, чем аналогичные компетенции выпускников иных, пусть даже в целом и более престижных вузов страны.
Необходимо отметить, что при мультикультур-ной ориентации в вузе обучались и представители доминирующих культур, проживающие как в удаленных, так и в близких регионах, в том числе и в Санкт-Петербурге. Представители доминирующих культур за счет формирования мультикультурных компетенций были способны к работе в разных культурных средах, в том числе и в зарубежных компаниях, как на территории России, так и за ее пределами. В то же время данная составляющая образовательной деятельности ГПА представляется менее выраженной, что и подтверждается более слабым и не всегда положительным брендом вуза в Санкт-Петербурге.
Необходимо отметить, что ориентация ГПА на широкий спектр востребованных в регионах профессий общественно-гуманитарного профиля представляется обоснованной. Например, если сравнивать востребованность образовательных программ ГПА и института народов севера РГПУ им. А.И. Герцена, то первая демонстрирует более высокие показатели. Это связано с тем, что ГПА реализует комплекс образовательных программ, формирующих важные для регионов профессиональные компетенции, которые невозможно компенсировать за счет специалистов данного профиля, мигриру-
ющих из других регионов. Институт народов севера нацелен главным образом на педагогическую подготовку или формирование исследовательских этнографических компетенций, не имеющих столь сильной востребованности в регионах. Это и определяет нерентабельность института народов севера для РГПУ им. А.И. Герцена.
Необходимо отметить, что мультикультурная ориентация этих участников образовательного рынка позволяет им реализовывать важную социальную функцию, так как они осуществляют адаптацию представителей малочисленных народов и жителей удаленных регионов к условиям техногенной среды. С одной стороны, для представителей малочисленных народностей и жителей удаленных регионов характерна высокая склонность к возвращению на работу в регион проживания, где они, казалось бы, не используют полученные адаптационные навыки [17]. С другой стороны, эти навыки помогают им развить более широкий кругозор и способности к быстрой адаптации в своей профессиональной области, отсутствующие у тех, кто не выезжал за пределы региона.
Таким образом, можно утверждать, что сочетание мультикультурной ориентации и правильной оценки конъюнктуры рынка труда в регионе способно обеспечить нишевому вузу эффективное продвижение на выбранном целевом сегменте.
Реализация стратегии мультикультурности. Для успешной реализации такой нишевой стратегии вуз должен обладать рядом специфических характеристик своего ресурсного потенциала, определяющих способности вуза преодолевать проблемы мультикультурной ориентации и развивать важные для региональных работодателей компетенции. Мультикультурная ориентация этнического характера предполагает преодоление ряда проблем, к которым относятся:
1) проблемы психологической адаптации учащихся из удаленных регионов и представителей малочисленных народов;
2) проблемы межнациональных и межкультурных конфликтов;
3) проблемы культурных стереотипов и «сценарного» поведения.
Первая группа проблем создает препятствие для свободного обучения представителей коренных народов и жителей удаленных регионов в вузах, не имеющих мультикультурной ориентации. Как правило, жители удаленных регионов испытывают шок
при переезде в центральные высокотехногенные ре-гионы2. Психологический шок связан со значительно большим количеством людей, которых студент видит на городской улице, чем, возможно, за всю свою предыдущую жизнь. Шок вызывают непривычные для человека виды транспорта и склонность к клаустрофобии, порождаемой их применением, а также замкнутостью городской застройки. Шоковое воздействие на представителей многих коренных малочисленных народов севера оказывает и необходимость подниматься на высокие этажи зданий, а также ряд других негативных причин. Этими факторами обусловлено возникновение неустойчивого психологического состояния студента, которое при малейшем отклонении от запланированной ситуации может привести к психологическому взрыву и даже возникновению суицидальных склонностей.
Таким образом, мультикультурный вуз должен адаптировать своих учащихся к техногенной среде и помогать им преодолевать психологические проблемы. Персонал вуза должен обладать более развитыми психологическими навыками, понимать причины возникновения неадекватного поведения и уметь компенсировать влияние негативных для психики учащихся факторов, в том числе и в процессе обучения.
Необходимо отметить, что в ГПА практически не возникает конфликтов на национальной почве (последний произошел в 2001 г.) и суицидальных тенденций среди студентов из удаленных регионов. Вуз проводит активную работу по психологическому сопровождению учащихся и адаптации их к процессу обучения, финансируя программы компенсирующего обучения, хотя реализуемые вузом инвестиции в этот вид деятельности не соответствуют в полной мере существующим потребностям [1].
Для решения проблем второй группы в муль-тикультурном вузе необходимы дополнительная культурная работа и мероприятия, направленные на взаимопонимание, взаимопроникновение и взаимодействие представителей разных культур. Необходимо также развитие у учащихся навыков и способностей к преодолению конфликтов, в том числе и мультикультурной направленности. Наличие способностей вуза к преодолению данных проблем позволяет ему развить важные для
2 Данные выводы получены авторами в результате опросов студентов ГПА в 2001-2014 гг. и факультета народов Севера в 2008-2011 гг.
межкультурных организаций навыки культурной толерантности. Кроме того, изучение специфики других культур или системный взгляд на особенности собственной культуры позволяют выпускникам более полно соответствовать требованиям региональных работодателей.
Третья группа проблем связана со стереоти-пизацией культурного восприятия. Способность мультикультурного вуза к решению проблем данной группы позволяет:
— преодолевать барьеры культурного восприятия;
— выявлять наиболее слабые и сильные стороны конкретной культуры, учить студентов использованию их в своей основной трудовой деятельности;
— развивать у студентов коммуникационные навыки в отношении целевых потребительских сегментов (в том числе навыков этнического маркетинга) и партнерских структур различных типов и форм собственности в регионах проживания выпускника.
Ценность выпускников мультикультурных вузов для региональных работодателей будет выше еще и в связи с их способностями к продвижению товаров и компаний-работодателей на региональном рынке или налаживанию связей с партнерами данной организации.
Необходимо отметить, что вуз имеет хорошие наработки в указанном направлении. Эффективная система продвижения в регионах с высокой культурной дивергенцией и сформировавшийся в этих регионах имидж вуза обеспечивают ему преимущественный выбор. Имидж вуза в удаленных регионах уступает только ведущим вузам страны, осуществляющим подготовку по общественно-гуманитарному профилю. С учетом общего сокращения бюджетного набора по данному профилю и отказа в таком наборе в технических вузах ГПА может рассчитывать на сохранение высокой доли набора абитуриентов из удаленных регионов. Следовательно, именно в настоящее время реализация сформулированной программы мультикультурного развития позволит вузу упрочить свое положение на рынке и создать условия для дальнейшего роста конкурентоспособности.
Заключение. Таким образом, мультикуль-турная ориентация вуза по этническому признаку может быть использована для его нишевой специализации, обеспечивающей высокое конкурентное преимущество вуза на выбранном целевом сегменте
рынка. Сочетание мультикультурной ориентации с правильной оценкой конъюнктуры регионального рынка труда позволяет нишевому вузу реализовать свою выигрышную стратегию поведения в условиях Болонского процесса.
Необходимо отметить, что мультикультурная ориентация не только обеспечивает вузу конкурентоспособность на выбранном целевом сегменте, но и способствует академической мобильности, являющейся ядром Болонского процесса. Интеграция представителей малочисленных народов в межкультурное пространство позволяет им продолжать свое обучение или реализовывать трудовые навыки в межкультурном коллективе, а также способствует взаимопроникновению культур, в том числе повышению интереса к этим ограниченным по распространенности культурам. Социальная функция мультикультурного вуза (в том числе и этнического характера) способствует реализации целей Болонского процесса.
Список литературы
1. Глотов М.Б., Спиридонова В.А. Адаптация иногородних студентов к культуре Санкт-Петербурга // Телескоп. 2006. № 3. С. 36-38.
2. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. 2002. № 10. С. 93.
3. Лоншакова В.В. Мультикультурное образование в России и Франции: сравнительный анализ // Гуманитарный вектор. Серия: педагогика, психология. 2010. № 2. С. 18-20.
4. Лурье Л.И. Моделирование региональных образовательных систем: учебник. М.: Гардарики. 2006. 287 с.
5. Лякин А.Н. Структурные сдвиги в российской экономике и промышленная политика // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика. 2013. № 1. С. 39-52.
6. Мохначев С.А. Современные тенденции развития управления конкурентоспособностью вуза // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 1. С. 67-71.
7. Пашкус В.Ю. Оценка конкурентоспособности вузов с учетом их ресурсного потенциала (на примере вузов Санкт-Петербурга) // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 34. С. 44-49.
8. Пашкус В.Ю. Социально-культурная сфера как фактор повышения конкурентоспособности региона (на примере Санкт-Петербурга) // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 10. С.44-49.
9. ПашкусН.А. Критерии оценки эффективности и результативности инновационного реформирования в системе образования // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 14. С. 60-66.
10. Пашкус Н.А. Эффективность реформ образования в России: теоретические подходы и методики оценки. Саарбрюккен: LAP. 2011. 260 с.
11. Пашкус Н.А., Старобинская Н.М., Бончу-кова Д.А. Инновации в вузах: от продвижения до стратегии инновационного развития // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. № 3. С. 134-140.
12. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: уч. пособие. М.: Логос. 2002. 224 с.
13. Потапова И. А. Теоретико-методологические предпосылки, тенденции и условия формирования мультикультурного поведения учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона // Гуманитарные исследования. 2013. № 1. С.107-114.
14. Поштарева Т.В. Особенности образования в этнически разнообразной среде // Среднее профессиональное образование. 2008. № 6. С. 59-60.
15. Пугачева Е.А. Формирование толерантности в процессе поликультурного образования // Bridge — Мост: Язык и Культура. 2007. № 19. С. 75-78.
16. Рыбаков Ф. О сущности и содержании экономической политики // Экономист. 2009. № 5. С. 39-43.
17. Социализация студентов в условиях полиэтнического вуза: монография. СПб.: Государственная полярная академия. 2011. 90 с.
18. Фатхутдинов Р. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 35-37.
19. Чеснокова М.С. Кросс-культурный менеджмент: Особенности деловых культур и проблемы коммуникаций // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. 2012. Том 5. № 3. С. 123-133.
Regional economics: theory and practice Strategy of modern education
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
MULTICULTURAL STRATEGY OF HIGHER SCHOOL AS A FACTOR OF ENHANCING OF ITS COMPETITIVENESS (The case of a regional higher education institution)
Yurii V. ERMAKOV, Nadezhda M. STAROBINSKAYA Mariya S. CHESNOKOVA,
Abstract
At the present time there is a lot of talk about global competitiveness and of entering of universities in the system of global rankings. However, for the majority of regional higher educational institutions this path is closed. At the same time, these institutions have other competitive opportunities that arise, for example, through the development of the capacities of regional higher school institution as a multicultural higher educational institution. This strategy allows to improve the image of the higher educational institution and to enhance its brand. The article discusses the application of multicultural policies as a factor of competitiveness for the regional higher school. The authors demonstrate that the development of such skills is an important step towards an effective training in the conditions of Bologna process. The paper provides the basic characteristics of multicultural education. The development of these characteristics and capabilities of the higher educational institution is based on its unique resource complex and, thus, it is able to differentiate the educational services of higher educational institution that would provide it with the key difference from competitors and will enable to occupy a unique market niche. The article demonstrates that the most appropriate development of multicultural ethnic characteristics that generate niche orientation of higher educational institution is the most appropriate for the Russian higher educational institutions, at the same time it will greatly increase their public and social role. The article considers the case of multicultural higher educational institution with regional orientation — the State Polar Academy in St. Petersburg that through the active use of multicultural competencies has been able to take its place in the market of educational services and successfully develop their image in the Russian regions with high cultural divergence.
Keywords: competitiveness, Bologna process, multicultural higher education institutions, higher education institution brand, resource potential
References
1. Glotov M.B., Spiridonova V.A. Adaptatsiya inogorodnikh studentov k kul'ture Sankt-Peterburga [Adaptation of nonresident students to culture of St. Petersburg]. Teleskop — Telescope, 2006, no. 3, pp. 36-38.
2. Dzhurinskii A.N. Polikul'turnoe vospitanie: sushchnost' i perspektivy razvitiya [Multicultural education: essence and prospects]. Pedagogika — Pedagogics, 2002, no. 10, pp. 93-96.
3. Lonshakova V.V. Mul'tikul'turnoe obrazovanie v Rossii i Frantsii: sravnitel'nyi analiz [Multicultural education in Russia and France: a comparative analysis]. Gumanitarnyi vektor. Seriya: pedagogika, psikhologiya — Humanitarian vector. Series: pedagogics, psychology, 2010, no. 2, pp. 18-23.
4. Lurie L.I. Modelirovanie regional'nykh obrazovatel'nykh sistem: uchebnik [Modeling of regional educational systems: a textbook]. Moscow, Gardariki Publ., 2006, 287 p.
5. Lyakin A.N. Strukturnye sdvigi v rossiiskoi ekonomike i promyshlennaya politika [Structural shifts in the Russian economy and industrial policy]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 5: Ekonomika — Bulletin of St. Petersburg University. Ser. 5: Economy, 2013, no. 1, pp. 39-52.
6. Mokhnachev S.A. Sovremennye tendentsii razvitiya upravleniya konkurentosposobnost'yu vuza [Current trends of the development of competitiveness management of higher education institution]. Marketing v Rossii i za rubezhom — Marketing in Russia and abroad, 2008, no. 1, pp. 67-71.
7. Pashkus V.Yu. Otsenka konkurentosposobnosti vuzov s uchetom ikh resursnogo potentsiala (na primere vuzov Sankt-Peterburga) [Assessment of competitiveness of higher education institutions taking into account their resource potential (the case of higher education institutions of St. Petersburg)]. Regional 'naya ekonomi-ka: teoriya i praktika — Regional economics: theory and practice, 2013, no. 34, pp. 44-49.
8. Pashkus V.Yu. Sotsial'no-kul'turnaya sfera kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti regiona (na primere Sankt-Peterburga) [The socio-cultural field as a factor in increasing of the competitiveness of a region (the case of St. Petersburg)]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika — Regional economics: theory and practice, 2012, no. 10, pp. 44-49.
9. Pashkus N.A. Kriterii otsenki effektivnosti i rezul'tativnosti innovatsionnogo reformirovaniya v sisteme obrazovaniya [Criteria for evaluation of the effectiveness and impact of innovative reforms in an education system]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika — Regional economics: theory and practice, 2014, no. 14, pp. 60-66.
10. Pashkus N.A. Effektivnost' reform obrazovaniya v Rossii: teoreticheskie podkhody i metodiki otsenki [The efficiency of education reforms in Russia: theoretical approaches and assessment techniques]. Saarbruecken, LAP Publ., 2011, 260 p.
11. Pashkus N.A., Starobinskaya N.M., Bonchu-kova D.A. Innovatsii v vuzakh: ot prodvizheniya do strategii innovatsionnogo razvitiya [Innovations in higher education institutions: from marketing to the strategy of innovation development]. Universum: Vest-nik Gertsenovskogo universiteta — Universum. Bulletin of Herzen University, 2012, no. 3, pp. 134-140.
12. Persikova T.N. Mezhkul 'turnaya kommunikat-sya i korporativnaya kul 'tura: uch. posobie [Intercultural communication and corporate culture: a textbook]. Moscow, Logos Publ., 2002, 224 p.
13. Potapova I. A. Teoretiko-metodologicheskie predposylki, tendentsii i usloviya formirovaniya mul'tikul'turnogo povedeniya uchashchikhsya obshcheobrazovatel'nykh shkol polikul'turnogo re-giona [The theoretical-methodological background, trends and conditions of multicultural behavior of school children of general education school of multicultural region]. Gumanitarnye issledovaniya — Humanity studies, 2013, no. 1, pp. 107-114.
14. Poshtareva T.V. Osobennosti obrazovaniya v etnicheski raznoobraznoi srede [Features of education in an ethnically diverse environment]. Srednee professional 'noe obrazovanie — Secondary professional education, 2008, no. 6, pp. 59-60.
15. Pugacheva E.A. Formirovanie tolerantnosti v protsesse polikul'turnogo obrazovaniya [Forming of tolerance in the course of multicultural education]. Bridge — Most: Yazyk i Kul 'tura — Bridge: Language and Culture, 2007, no. 19, pp. 75-78.
16. Rybakov F. O sushchnosti i soderzhanii eko-nomicheskoi politiki [On the essence and the content of economic policy]. Ekonomist — Economist, 2008, no. 1, pp. 56-61.
17. Sotsializatsiya studentov v usloviyakh poliet-nicheskogo vuza: monografiya [Socialization of students in the conditions of multiethnic higher education institution: a monograph]. St. Petersburg, State Polar Academy Publ., 2011, 90 p.
18. Fatkhutdinov R. Upravlenie konkurentosposobnost'yu vuza [Management of higher education institution competitiveness]. Vysshee obrazovanie v Rossii — Journal of higher education in Russia, 2006, no. 9, pp. 35-37.
19. Chesnokova M.S. Kross-kul'turnyi menedzh-ment: Osobennosti delovykh kul'tur i problemy kommunikatsii [Cross-management: peculiarities of business cultures and communication problems]. Marketing MBA. Marketingovoe upravlenie predpriya-tiem — Marketing MBA. Journal of marketing management of firms, 2012, vol. 5, no. 3, pp. 123-133.
Yurii V. ERMAKOV
State Polar Academy,
St. Petersburg, Russian Federation
priemgpa@mail.ru
Nadezhda M. STAROBINSKAYA
Herzen State Pedagogical University of Russia,
St. Petersburg, Russian Federation
nadine.star@mail.ru
Mariya S. CHESNOKOVA
Saint Petersburg State University,
St. Petersburg, Russian Federation
m_chesnokova77@mail.ru