Научная статья на тему 'Возможности мультикультурных образовательных технологий в рамках гармонизации межэтнического пространства мегаполиса'

Возможности мультикультурных образовательных технологий в рамках гармонизации межэтнического пространства мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО МЕГАПОЛИСА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапин Дмитрий Васильевич

Статья посвящена возможностям применения мультикультурных образовательных технологий в процессе гармонизации межэтнического пространства мегаполиса, в условиях расширения культурного многообразия. Проанализирована роль сферы образования в снижении конфликтогенности в межэтническом пространстве мегаполиса, в рамках применения возможностей заключенных в мультикультурном образовании. Выявлена и обоснована необходимость использования мультикультурного образования в учреждениях дополнительного образования, т.к. они обладают наибольшим адаптивным потенциалом к межэтническому городскому пространству. На основе изучения деятельности экспериментальной площадки «Профилактика экстремистских проявлений в подростковой и молодёжной среде» в одном из учреждений сферы дополнительного образования города Новосибирска автором предлагается использовать возможности заключенные в мультикультурном образовании с целью гармонизации межкультурных отношений в полиэтническом мегаполисе. В заключение статьи определяются конкретные методы и формы, заключенные в мультикультурных образовательных технологиях способствующие гармонизации межэтнического пространства мегаполиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапин Дмитрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности мультикультурных образовательных технологий в рамках гармонизации межэтнического пространства мегаполиса»

_ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ_

УДК 378.147

Лапин Дмитрий Васильевич

Старший преподаватель Института молодежной политики и социальной работы Новосибирского государственного педагогического университета, dlapin@pochta.ru, Новосибирск

возможности мультикультурных образовательных технологий в рамках гармонизации межэтнического

пространства мегаполиса

Аннотация. Статья посвящена возможностям применения мультикультурных образовательных технологий в процессе гармонизации межэтнического пространства мегаполиса, в условиях расширения культурного многообразия. Проанализирована роль сферы образования в снижении конфликтогенности в межэтническом пространстве мегаполиса, в рамках применения возможностей заключенных в мультикультурном образовании. Выявлена и обоснована необходимость использования мультикультурного образования в учреждениях дополнительного образования, т.к. они обладают наибольшим адаптивным потенциалом к межэтническому городскому пространству. На основе изучения деятельности экспериментальной площадки «Профилактика экстремистских проявлений в подростковой и молодёжной среде» в одном из учреждений сферы дополнительного образования города Новосибирска автором предлагается использовать возможности заключенные в мультикультурном образовании с целью гармонизации межкультурных отношений в полиэтническом мегаполисе. В заключение статьи определяются конкретные методы и формы, заключенные в мультикультурных образовательных технологиях способствующие гармонизации межэтнического пространства мегаполиса.

Ключевые слова: мультикультурное образование; мультикультурные образовательные технологии; межэтническое пространство мегаполиса; дополнительное образование.

Lapin Dmitriy Vasilyevich

Senior lecturer of the institute of youth policy and social work at the Novosibirsk state pedagogical university, dlapin@pochta.ru, Novosibirsk

possibilities of multicultural educational technologies within harmonization of interethnic space of the megalopolis

Abstract. The article is devoted to opportunities of application of multicultural educational technologies in the course of harmonization of interethnic space of the megalopolis, in the conditions of multiculturalization. Education role in decrease in a conflictogenity in interethnic space of the megalopolis, within application of opportunities of prisoners in multicultural education is analyzed. Need of use of multicultural education for establishments of additional education since they possess the greatest adaptive potential to interethnic city space is revealed and proved. On the basis of studying of activity of an experimental platform "Prevention of extremist manifestations in the teenage and youth environment" in one of establishments of the sphere of additional education of the city of Novosibirsk by the author is offered to use prisoners in multicultural education for the purpose of harmonization of the cross-cultural relations in the multiethnic megalopolis. In conclusion concrete methods and the forms concluded in multicultural educational technologies promoting harmonizations of interethnic space of the megalopolis are defined.

Keywords: multicultural education; multicultural educational technologies; interethnic space of the megalopolis; additional education.

Важнейшая особенность современных тенденций процесса глобализации заключается в разновекторности, динамизме и многообразии составляющих ее типов и конфигураций, усиливающих развитие

торговли, туризма, международного диалога ученых и деятелей искусства, мобильность квалифицированных специалистов и прочие самые разнообразные процессы, приводящие к увеличению возможностей множества

людей выбирать страну для своего проживания. Одновременно с такими «позитивными» процессами никто не отменял войны, кризисы, сегрегацию и др. - вынуждающие к иммиграции. При этом усиление миграционных потоков происходит одновременно с обострением интереса этнических групп к вопросам самоутверждения и самосознания. Последствия сложившейся ситуации Ч. Кукатас видит в том, что сегодня большинство государств хотя бы в некоторой степени отличается выраженным культурным многообразием [4]. Б. Парех также полагает, что «практически все развитые общества являются многокультурными» [6, с. 80]. При этом среди факторов, вызывающих культурное разнообразие, он выделяет этнические и религиозные различия, подъем индивидуализма и закат традиционного морального консенсуса, иммиграцию и глобализацию. В целом, по мнению основной, части научного сообщества, абсолютное большинство из 193 современных независимых, общепризнанных государств являются этнически неоднородными. Поскольку каждый этнос является носителем культуры, имеющей глубокие корни, то описывать современные общества следует через «культурное многообразие». В данном исследовании мы будем использовать определение «культурного многообразия», данное В. Тишковым, который определяет его, как создаваемые индивидом и человеческими коллективами различия в материальной и духовной культуре - от систем жизнеобеспечения (хозяйство, пища, одежда, жилище) и коммуникации (язык) до социальной организации, поведенческих норм и религиозных представлений [7].

Культурное многообразие требует от представителей этнокультурных сообществ сосуществования на единой территории. Следствием непосредственного взаимодействия носителей разнообразных культур нередко является генерация межэтнических конфликтов, обусловленных несовместимостью ценностей, норм, традиций, мировоззрений и др. Стоит так же отметить, что к ставшим традиционным конфликтам между занимающими центральную позицию этнокультурными сообществами и автохтонными, прибавляются новые виды ксенофобии, национализма и расизма, направленные

в отношении возрастающего числа иммигрантов. Ареной наиболее острых противоречий вызванных обозначенными процессами является межэтнические пространства крупных городских агломераций - мегаполисов.

Наиболее важной для нашего исследования представляется сфера образования, как обладающая наибольшим потенциалом по гармонизации межэтнических отношений в поликультурном пространстве мегаполиса. Очевидно, что целью гармонизации будет являться снижение межэтнического напряжения, степень, которого в исследуемом пространстве зависит от готовности к компромиссу интересов, а так же от способности к открытому диалогу носителей этнокультурной инаковости. Между тем этот положительный потенциал в значительной степени определяется уровнем знаний у представителей различных культур о традициях, нормах, ценностях и быте друг друга. В «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», особо подчеркивается, недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества [8].

Обозначенная проблематика ставит на повестку сферы образования, поиск новых педагогических подходов в работе с усиливающимся культурным многообразием. В данном контексте необходимо обратиться к историческому опыту реализации концепции мультикультурного образования, как неотъемлемой части проводимой в зарубежных государствах (Австралия, Германия, Канада, США, Франция и др.) политики мультикуль-турализма, направленной на создание и развитие целостного сообщества, состоящего из различных этносов, имеющих и сохраняющих этническую культуру. Следует отметить, что со второй половины XX столетия мультикультурное образование становится значимым направлением педагогического знания. Концепция мультикультурного образования приобретала все более законченный характер с одной стороны в противоборстве с традиционными педагогическими концеп-

циями монокультурности и ассимиляции, с другой с внедрением ее идей в систему образования стран Запада. Основы современной концепции мультикультурного образования разработаны в рамках научной деятельности учёных (Дж. Бэнкс, Р. Гарсия, П. Горски, К. Гранта, Л. Дэвидман, Л. Липпманн, К. Слитер, Д. Тайлор, Р. Тафт и др.). Современная концепция мультикультурного образования, определяется, как образовательная стратегия, представляющая последовательные образовательные процессы (организация, реализация, результат), цель которых -решение образовательными средствами проблем, возникающих в обществе в ходе эволюции национальных государств и постколониальных миграционных процессов [1, с. 490].

Характерно, что для Российской Федерации, одной из наиболее полиэтнических стран мира, обращение к мультикультурно-му образованию реализуемого за рубежом, является вполне закономерным. Так с середины 90-х годов прошлого века в рамках данного процесса представителями российского педагогического научного сообщества (Ю. С. Давыдов, А. Я. Данилюк, А. Н. Джу-ринский, Г. Д. Дмитриев, М. Н. Кузьмин, Г. В. Палаткина, В. А. Сластенин и др.) прорабатываются, механизмы адаптации концепции мультикультурного образования. Итогом этих научных изысканий стало выработка отечественных теоретических моделей мультикультурного образования, подкрепленных педагогической практикой на различных уровнях системы образования.

Использование возможностей мульти-культурного образования, как правило, требует постоянного совершенствования методик и технологий, адаптируемых под специфическую ситуацию конкретного межэтнического пространства. Так анализируя особенности мультикультурного образования Г. В. Палаткина и Г. В. Миронова, отмечают, то, что оно обеспечивает получение образования каждой этнической и социальной общности путем системного изменения среды таким образом, чтобы она была адекватна интересам и потребностям каждой этнической и социальной группы, если их интересы не входят в противоречие с законом [5, с. 348].

В связи с этим особую роль во всей системе образования занимает - дополнительное образование, как сфера с невысокой степенью регламентации деятельности, построенная на принципах добровольности, способствующая адаптации интересов обучающихся к различным сферам социальной жизни. Как отмечает Б. А. Дейч, роль учреждений дополнительного образования на современном этапе сложно переоценить, актуальность их функционирования обратно пропорциональна обострению проблем воспитания и образования подрастающего поколения [3, с. 147].

Таким образом, рассмотрим возможности учреждений дополнительного образования, как площадки для внедрения муль-тикультурного образования. С этой целью, обратимся к практическому опыту муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Социо-культурно-образовательный Центр для детей и подростков «Звёздный». Данное учреждение располагается в Дзержинском районе города Новосибирска, для которого характерно культурное многообразие. В рамках деятельности по гармонизации этнокультурного пространства мегаполиса учреждению был присвоен статус городской опорной площадки комитета по делам молодёжи мэрии города Новосибирска, по направлению - «Профилактика экстремистских проявлений в подростковой и молодёжной среде». Важнейшей задачей, при реализации идей данной опорной площадки явилось формирование позитивного этнокультурного диалога с помощью расширения мультикультурных знаний у молодого поколения. Для этого потребовалась разработка и внедрение особых мульти-культурных образовательных технологий, адаптированных под конкретное межэтническое пространство. Рассмотрим понятие мультикультурная образовательная технология, обратившись к классическому определению, зафиксированному в документах ЮНЕСКО, педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм

образования [2, с. 240]. Между тем данный подход не является общепринятым в научно-педагогической среде, основываясь на позиции ученых (В. П. Беспалько, И. П. Волков, М. В. Кларин, Б. Т. Лихачев, Г. К. Селевко и др.) определим мультикультурную образовательную технологию, как программирование учебно-воспитательного процесса в виде последовательной системы действий для достижения цели обучения обычаям, традициям, ценностям различных культур.

В качестве важнейших задач использования мультикультурных образовательных технологий в образовательно-воспитательном процессе можно выделить следующие: развитие представлений молодого поколения о культурном многообразии;

формирование позитивного отношения к носителям межэтнической инаковости;

создание педагогической среды межэтнического взаимодействия с представителями различных этнокультурных сообществ, направленной на развитие у обучающихся умений и навыков эффективного диалога с представителями различных этнокультурных сообществ;

выработка у обучающихся установок на толерантные межэтнические отношения.

Введение мультикультурных образовательных технологий в деятельность учреждения проходило в несколько этапов. На первоначальном этапе была осознана значимость педагогической актуализации ценностей различных культур представленных в межэтническом пространстве района и города в воспитании современного молодого поколения, потребовалась создание плана по корректировке с учетом нового содержания учебно-воспитательного процесса учреждения. Происходил поиск необходимых условий для внедрения возможностей мультикультурного образования. На втором, внедренческом, произошло включение муль-тикультурного компонента в учебно-воспитательный процесс. На заключительном, рефлексивном этапе, детализировался и тиражировался опыт мультикультурной образовательной деятельности.

Следует отметить, что в рамках применения мультикультурных образовательных технологий был совмещен процесс обучения и непосредственного погружения в мульти-

культурную практику, который возможно представить в следующем содержательном контексте. Конкретной технологией стало изучение межэтнического пространства мегаполиса, формами реализации, которой стала следующая деятельность:

кинолектории (показ и обсуждение кинофильмов и различных видеороликов об особенностях культуры представителей городского межэтнического пространства);

творческая (запись различных музыкальных композиций на тему межнационального диалога, фольклора в студии звукозаписи учреждения);

выставочная (организация фотовыставок повествующих о значимых мероприятия и событиях в рамках укрепления межнациональных отношений в городском этносооб-ществе);

просветительская (размещение пресс-центром учреждения в сети Интернет разнообразного контента о позитивных социальных практиках молодого поколения сформированного на базе учреждения).

Так же необходимо отметить работу клубного объединения - дебаты, где в процессе организации, дискуссионных площадок по различной тематике (проблема нелегальной иммиграции, этнотолерантности, сохранения народных традиций и др.) непосредственно вырабатывались умения и навыки диалоговых отношений между носителями различных культур. Особой мультикультурной образовательной технологией стало культивирование на базе учреждения традиционных национальных видов спорта (куреш, бухэ барилдаан, камчи и др.) предполагающее не только проведение непосредственных тренировок и состязаний, но и расширение знаний о культуре народов через проведение мастер-классов для представителей различных этнокультурных сообществ.

Таким образом, использование возможностей мультикультурных образовательных технологий на базе учреждений дополнительного образования в качестве инструмента по гармонизации межкультурного пространства мегаполиса способствует формированию и развитию у обучающихся различных знаний и умений, направленных на построение бесконфликтных отношений в условиях расширения культурного многообразия.

Библиографический список

1. Большой психологический словарь. - М., Олма-пресс. 2004. - 490 с.

2. Глоссарий терминов по технологии образования. - Париж, ЮНЕСКО, 1986. -240 с.

3. Дейч Б. А. Анализ современных подходов к периодизации процесса становления и развития дополнительного образования (внешкольной работы) в России // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №6. - С. 147-154.

4. Кукатас Ч. Теоретические основы муль-тикультурализма [Электронный ресурс]. URL: http://www.inliberty.ru/library/study/327/ (Дата обращения 01.08.2013).

5. Палаткина Г. В., Миронова Г. В. Сущностные характеристики мультикультурного обра-

зовательного пространства // Вестник АГТУ -2006. - №4. - С. 348-353.

6. Парех Б. Переосмысливая мультикультура-лизм: культурное разнообразие и политическая теория (фрагмент) : хрестоматия по дисциплине «Современная политическая философия: либерализм, коммунитаризм, мультикультурализм». -Екатеринбург. 2007 - С. 80-92.

7. Тишков В. А. Понимание и управление культурным многообразием в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.i-r-p.ru/page/ stream-exchange/index-10693.html (Дата обращения 11.08.2013).

8. Утверждена Стратегия национальной политики России [Электронный ресурс]. URL: http://www.minnation.senat.org/Strategiya-2025. html (Дата обращения 14.08.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.