Научная статья на тему 'Мультикультурализм как философско-образовательная концепция эпохи глобализации'

Мультикультурализм как философско-образовательная концепция эпохи глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / GLOBALIZATION / MULTICULTURALISM / MULTICULTURAL EDUCATION / EDUCATION SYSTEM / PHILOSOPHICAL AND EDUCATIONAL CONCEPT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ананьева Елена Павловна

В статье анализируется место и роль мультикультурного подхода в разработке философских концепций глобализированных систем образования. Отмечается, что развитие систем образования связано с мультикультурными отношениями современного мира. Ориентация на традиционную педагогическую науку не позволяет создать мультикультурную образовательную систему. Переход от традиционных образовательных систем к созданию инновационных мультикультурных образовательных пространств является неизбежным для достижения социального единства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICULTURALISM AS A PHILOSOPHICAL AND EDUCATIONAL CONCEPT OF THE ERA OF GLOBALIZATION

The place and role of a multicultural approach in development of the philosophical concepts of the globalized education systems is analyzed in the article. It is noted the development of education systems is associated with multicultural relations of the modern world. Orientation on the traditional pedagogical science does not allow creating a multicultural educational system. The transition from traditional educational systems to innovative multicultural educational spaces is inevitable for achieving social cohesion.

Текст научной работы на тему «Мультикультурализм как философско-образовательная концепция эпохи глобализации»

• 7universum.com

ik UNIVERSUM:

/YY\ ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ КАК ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭПОХИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Ананьева Елена Павловна

канд. филос. наук, доцент, докторант Южноукраинского национального педагогического университета

им. К.Д. Ушинского, Украина, г. Одесса E-mail: _ filosvit@mail.ru

MULTICULTURALISM AS A PHILOSOPHICAL AND EDUCATIONAL CONCEPT OF THE ERA OF GLOBALIZATION

Ananeva Elena

Candidate of Philosophy sciences, associate professor, doctoral, South Ukrainian National Pedagogical University, named after K.D. Ushinsky,

Ukraine, Odessa

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется место и роль мультикультурного подхода в разработке философских концепций глобализированных систем образования. Отмечается, что развитие систем образования связано с мультикультурными отношениями современного мира. Ориентация на традиционную педагогическую науку не позволяет создать мультикультурную образовательную систему. Переход от традиционных образовательных систем к созданию инновационных мультикультурных образовательных пространств является неизбежным для достижения социального единства.

ABSTRACT

The place and role of a multicultural approach in development of the philosophical concepts of the globalized education systems is analyzed

Ананьева Е.П. Мультикультурализм как философско-образовательная концепция эпохи глобализации // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. 2014. № 7 (8) . URL : http://7universum.com/ru/social/archive/item/1478

in the article. It is noted the development of education systems is associated with multicultural relations of the modern world. Orientation on the traditional pedagogical science does not allow creating a multicultural educational system. The transition from traditional educational systems to innovative multicultural educational spaces is inevitable for achieving social cohesion.

Ключевые слова: глобализация, мультикультурализм, мультикультурное образование, система образования, философско-образовательная концепция.

Keywords: globalization, multiculturalism, multicultural education, education system, philosophical and educational concept.

Глобализация возникла как направление развития современного общества в целом и привела к взаимодействию и взаимозависимости различных регионов мира. В общественном пространстве эпохи глобализации мультикультурализм явился одной из форм мировоззрения, которая стремилась способствовать социальному развитию и защищать многообразие культур. Доктрина мультикультурализма в качестве ведущей парадигмы общецивилизационного развития ведет сообщества к функционированию в децентрализированном пространстве, порожденном их собственным существованием. Вызванное развитием глобализации мультикультурное общество не только всеобщий диалог между различными группами, но и совместное коммуникационное пространство, которое может этничностью пренебречь. К сфере культурных различий причисляются самые разнообразные особенности, часто с этничностью жестко не связанные. В современном мире к культурным различиям относятся: образ жизни людей разного возраста; жизненные представления представителей госслужбы и т. н. «креативного» класса; разница в характере инициативности молодежных субкультур и групп с девиантным поведением и др.

С развитием глобализированных общественных структур принципы мультикультурализма продвинулись не только в область социальной

и культурной жизни, но также и в сферу образования [5, с. 348—353]. Мультикультультурная парадигма общественного развития проецируется на сферу образования. Социум неизбежно переходит к новому типу образования, которое формируется под влиянием мультикультурных изменений.

Само появление концепции мультикультурного образования связано с работами Дж. Бэнкса, который предложил теорию четырех моделей образования, различных по степени интеграции культур [6, с. 49—51]. К исследователям мультикультурного образования причисляются также зарубежные ученые К. Грант, Д. Голник, Ф. Чинн, Р. Такаки, С. Ньето, К. Слитер и Дж. Гей. В России среди подобных исследований можно отметить работы В. Малахова, который изучает частные случаи и общие закономерности мультикультурализма в общественной жизни как России, так и стран Запада. Концепция мультикультурализма, по мнению большинства исследователей, выступает в качестве основного фактора, определяющего современные социально-философские и философско-педагогические исследования. Среди исследований в области философско-педагогической направленности должно выделить работы, посвященные также поликультурному образованию: труды O.K. Гагановой, МЛ Воловиковой, М.Л. Геворкян [1, с. 25—33].

В настоящее время распространяются такие понятия, как «мультикультурное образование», «глобальный рынок образовательных услуг», «Европа университетов» и т. п. Мультикультурное образование, таким образом, становится фактором, который вынуждено принять все сообщество.

Само появление ряда национальных образовательных систем на мировом рынке стало возможным благодаря расширению научного знания, обретению им междисциплинарного характера. При этом между участниками взаимодействия так или иначе выстраиваются социальные связи, и в определенной степени возрастает ответственность за производимое национально-ориентированное знание. Это обстоятельство и устанавливает существенность прохождения интернационализации образовательных систем,

формирования способов их адаптации и согласования. Интернационализация является фактором, устанавливающим уровень сведения национальных образовательных систем в одну, что ведет к созданию мировой социальной образовательной системы, составленной из частных систем образования на основе единения вопросов, целей, заданий, подходов и создания всеобщего содержания глобального образования [2, с. 97—102].

Очевидно, что в XXI веке всеобщая система образования должна существенно видоизмениться согласно новым реалиям, вызванным формированием мультикультурных связей. При этом особая роль отводится высшему образованию, где, собственно, и рождаются новые концепции образования в русле мультикультурной идеи и совершенствующихся общественных отношений. Однако ситуация, сложившаяся в образовательной сфере современности, имеет ряд проблем. Среди них можно назвать:

• неодинаковые трактовки в определении национальной концепции мультикультурного образования из-за различного уровня развития науки;

• дифференциация разработанности концепции мультикультурного образования в разных странах;

• отсутствие интеграции научных знаний между странами для разработки концепции мультикультурного образования;

• отсутствие целенаправленной подготовки в сфере мультикультурного образования [2, с. 97—102].

Понятия о том, какой должна быть концепция образования в условиях глобализации и развития принципов мультикультурализма, несостоятельны без раскрытия существенных признаков подобной концепции. Очевидно, что ориентация на разработки традиционной педагогической науки не позволяет создать мультикультурную образовательную парадигму. Можно установить также неразрешенность ряда проблем, которые тормозят процесс создания новой концепции образования в рамках мультикультурной образовательной парадигмы. Прежде всего, это проблемы аксиологические: ценности внешние и внутренние, национальные и межнациональные, вопросы

об уровне соответствия концепции последним научным разработкам, а также проблемы технологии на всех этапах обучения, которые касаются педагогического инструментария с учетом направления развития современного знания.

Разные страны должны прийти к взаимодействию для реализации такой цели, которой является разработка философско-педагогической концепции в парадигме мультикультурного образования. В основе этого находится потребность социума в формировании мультикультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области этнокультуры, гармоничное национальное самосознание, ориентацию на духовные ценности, толерантность и способность к межэтническому диалогу. Это заказ эпохи, который может реализоваться при освоении молодыми людьми общечеловеческих ценностей, приобщении к культуре иных народов, сохранении многовековых общечеловеческих и национальных традиций [4, с. 314; 5, с. 349].

Естественным выходом из создавшегося положения видится переход от традиционных образовательных систем к созданию инновационных мультикультурных образовательных пространств учебных заведений, т. е. такое преобразование структур, которое направлено на изменение формы бытия образования в пространстве и времени [5, с. 348—353]. Эти факторы обеспечивают получение образования представителями любой этнической, религиозной или социальной общности путем системной трансформации среды так, чтобы она была сопоставима с интересами и потребностями каждой социальной группы, если эти интересы не противоречат законодательству.

Глобализация экономики предопределила процессы глобализации политики, появление общемировых политических, финансовых организаций, межнациональных проектов и межгосударственных договоренностей. Мультикультурное образование, отражая тенденции развития глобального рынка с выраженным экстерриториальным спросом на квалифицированную рабочую силу, предполагает появление международного документа на соответствие квалификаций, что неизбежно будет обесценивать университет

как изначально созданный культурно-исторический, государственно-ориентированный проект [3, с. 79—91].

Примеры распространения подобного вида современных образовательных услуг известны: on-line и off-line интернет-обучение; кампусы, открываемые вузом в другой стране для обучения иностранных студентов по своим учебным программам; лицензионные образовательные программы, переданные провайдеру на реализацию в другой стране; частичный зачет программ, изученных в вузе другой страны; вузы-побратимы по проведению совместных программ; корпоративные программы с зачетными единицами, получаемыми в иностранных вузах... При этом информационные и телекоммуникационные технологии (интернет-технологии) лишь повышают возможности для получения транснационального образования. Все это открывает возможность предложения любому желающему и в любое время программ высшего образования ведущих университетов на любом расстоянии [3, с. 79—91]. Несомненно, что подобные программы могут успешно конкурировать со множеством национальных учебных заведений.

Невозможно спорить с утверждением, что ведущую роль в этих условиях, скорее всего, будут играть распределенные (сетевые) научно-образовательные комплексы, сформированные на основе сетевых образовательных учреждений профессионального дистанционного образования. Государству придется постепенно «выходить» не только из сферы лицензирования технологий обучения, но и подробного определения содержания стандартов профессионального образования [3, с. 79—91].

Конечно же, эти обстоятельства определяют только часть проблем развития образования в условиях глобализации. Сфера образования призвана и вполне способна задавать вектор развития общества. В системе образования как в сфере производства всеобщих благ рыночные механизмы регулирования на основе усиления конкуренции оказываются неэффективными и не могут существенно влиять на повышение качества образовательного процесса. А рыночные основы в сфере образования не способны обеспечить

долгосрочные потребности развития системы экономического и социального развития и формирование основ знаний. Поэтому стратегии развития образования как общественного блага должны в полной мере реализовываться на основе приоритета гуманистических механизмов с условием применения новых ментальных технологий в образовании. Мультикультурный подход, включающий признание гуманистического равноправия самых различных культурных проявлений, к разработкам образовательной парадигмы в связи с развитиями глобализированных тенденций в образовании трудно переоценить. Именно в рамках мультикультурной образовательной парадигмы возникает образ современного выпускника учебного заведения — высококлассного профессионала в своей области, свободного в избрании лучших технологий и способного к интеграции современного разветвленного общества.

Применительно к сфере образования глобализацию следует рассматривать не как универсализацию знания, основанную на насильственном объединении систем, а как процесс взаимопринятия достижений, что соответствует мультикультурной парадигме развития. В этом случае предполагается гармонизация исторических неоднородных систем образования, что произойдет с помощью формирования единых стандартов для улучшения взаимодействия образовательных структур. В системе образования формируется научный, культурный, духовный базис общества. Изменения в сфере образования в рамках идеи мультикультурализма будут неминуемо вести к глобализированным трансформациям в социуме, что может явиться разновидностью мер по обеспечению общественного единства.

Список литературы:

1. Глобальные проблемы человечества как фактор трансформации

образовательных систем: монография. Под общ. ред. В.И. Астаховой. —

Харьков, 2008. — с. 25—33.

2. Жукова Т.А. Актуальные проблемы разработки системы мультикультурного образования в высшей школе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — Вып. 153. — 1. — 2012. — с. 97—102.

3. Карабасов Ю.А. и др. Повышение конкурентоспособности учреждений профессионального образования в условиях глобализации: проблемы интеграции процессов оценки деятельности по различным моделям совершенства // Открытое образование. — 2012. — № 2. — с. 79—91.

4. Назарова Р.В., Миронова Т.В. Формирование компетентности педагогов в сфере эстетического воспитания в мультикультурном образовательном пространстве // Вестник АГТУ. — 2006. — № 5 (34). — с. 312.—315.

5. Палаткина Г.В., Миронова Г.В. Сущностные характеристики мультикультурного образовательного пространства. // Вестник Астраханского государственного технического университета. — Вып. 4. — 2006. — с. 348—353.

6. Banks J.Multiethnic Education: Theory and Practice. — Boston: Allyn and Bacon, 1981. — 350 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.