Научная статья на тему 'Мультикультурное образование в США'

Мультикультурное образование в США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультикультурное образование в США»

4.Кривощеков И. Я. К вопросу об исчезновении Камской чуди/ Труды пермской губернской ученой архивной комиссии. Вып. 7. - Пермь: Типография губернского правления, 1904. - 49-56 с.

5.Кривощеков И. Я. Словарь географически-статистический Чердынского уезда Пермского края- Пермь: Типография губернского правления, 1914. - 850 с.

6.Крупенин А. Краткий исторический очерк и цивилизации Пермского края / Крупенин А. // Пермский сборник. Кн.1. - М., 1859. - 1-45 с.

7.Смышляев Д. Д. Сборник статей о Пермской губернии - Пермь: Типо-литография губернского правления, 1891. - 300 с.

Кожевников П. А., исторический факультет.

Научный руководитель: к.и.н., доцент Рычкова Н. М.

Мультикультурное образование в США

Мультикультурализм - один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании смешения культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры(www.onlmedics.m) .

Мультикультурализм - это понятие, которое занимает умы множества специалистов в разных сферах, таких как культура, социология, философия и политика. Такой интерес обусловлен спецификой процесса глобализации и массовой культурой, размывающей рамки между религиозными, этническими и традиционными группами.

Культурно разнообразное общество характерно для многих стран: Канада, Германия, Франция и США. Интересна специфика мультикультурности американского общества, потому что США - это весьма необычное общество, оригинально образовавшееся и оригинально существующее.

Американская культура является детищем интеллектуальных изысканий людей, грезящих о новой, свободной жизни, жизни равных возможностей. За ней они отправились в Америку, в поисках мечты о свободе, которая трансформировалась, впоследствии, в феномен «американской мечты».

Это комплексное понятие базировалось на идеях либерализма, который предполагал построение государства на основе договора между гражданами, являющимися субъектами государственной деятельности. Эти идеи возымели огромное влияние на творцов Американской Конституции 1787 года. Основные понятия американского либерализма: свобода, равенство и справедливость.

Постепенно на смену либерализму Дж.Локка как основы политической системы Америки приходит утилитаризм. Его господство знаменует появление первого кризиса либерализма.

В своем развитии американский либерализм прошел несколько сложных этапов, что обусловило, а где-то и предопределило пути развития самого государства.

Основой концепции Роулза явилась разработанная им теория справедливости. Роулз выступил также против антирационализма, за восстановление идей общественного договора.

Для Роулза общество есть кооперативное предприятие во имя взаимной выгоды, и справедливость - интеллектуальная конструкция. Он считает, что без избранных людьми принципов справедливости невозможно социальное сотрудничество (http://kant.narod.ru/rawls.htm).

Теория справедливости Роулза - это первый этап обновления либеральной традиции. Второй этап - это теории Уилла Кимлики, Бэрри. Обратим еще раз внимание на то, что Роулз делает акцент на праве, а не на благе. Его концепция, таким образом, приближается к классической либеральной концепции.

На этой основе заложился фундамент теориям американского мультикультурализма

Основная проблема, которую взялся решить американский мультикультурализм, - как объединить правовую концепцию справедливости и приоритет права, прав человека, на которых строится гражданство в либеральном обществе, с правами национальных, религиозных, и других меньшинств, каждое из которых выступает как отдельная коммуна?

Вызовы мультикультурализма находят своё отражение в идеях и практике мультикультурного образования. Мультикультурное образование — непременная потребность многонациональных сообществ. Его сторонники исходят из того, что будущее цивилизации и отдельных государств в огромной степени зависит от качества подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности в многокультурном, взаимозависимом мире.

Одним из первых этнокультурных исследователей в США принято считать Д.У. Уильямс, чьи работы описывают историю афроамериканской нации от 1619 до 1880 гг. Его последователями в начале 20-го в. являются афроамериканские ученые К.Д. Вудсон, К.Г. Уэзли и У.И. Дьюбойз.

Поддержка исследований в начале 20-го в. осуществлялась организацией, возглавляемой К.Д. Вудсоном - Ассоциацией исследований жизни и истории афроамериканцев, благодаря которой вышли в свет труды вышеупомянутых авторов и многих других афроамериканских исследователей. Эти работы положили начало совершенно новой области знаний, раскрывающей знаменательные исторические события в жизни афроамериканской нации, ее культуру, достижения и проблемы. Однако эта область знаний не входила в содержание общего американского образования, следовательно, по этой причине в начале 20-го в. ее основной аудиторией были только афроамериканские учащиеся и учителя(Вапк, 2006).

Д.У. Уильямс, К.Д. Вудсон, К.Г. Уэзли и У.И. Дьюбойз считаются основоположниками так называемого афроамериканского направления в педагогических исследованиях США, расцвет которого приходится на 60-70-е гг. 20-го в. Необходимость интегрировать материал об афроамериканской нации в содержание учебных программ была названа ими насущной проблемой американского образования еще в 20-е гг. 20-го в.

Подробное изложение истории развития школы для афроамериканцев, претерпевавшей изменения в разные периоды своего существования, можно встретить в работе Р. Брукса «Переосмысление проблемы расы в Америке» (Brooks, 2000). Автор отмечает, что первые государственные школы, открытые в штатах Массачусетс и Вирджиния в конце 18-го в. были десегрегированными, где небелые учащиеся постоянно подвергались дискриминации. По этой причине в 1800 г. появляются отдельные школы для темнокожих детей. Однако это полностью не решило проблемы расовой дискриминации.

К.Д. Вудсон обвинял американскую школу в «ограниченности, односторонности и неуважении» к темнокожим учащимся, которых знакомили исключительно с достижениями европейской цивилизации, игнорируя историю и культуру их родного африканского народа. Ученый неоднократно подчеркивал пагубное влияние такого подхода на формирующуюся личность ребенка, на его образ мыслей и самооценку.

Необходимо отметить, что К.Д. Вудсон внес неоценимый вклад в реформирование американской школы с позиций мультикультурализма, способствуя обогащению образовательных программ этническим содержанием. Он в 1926 г. ввел Неделя афроамериканской истории, представляющая собой чтения по истории афроамериканской нации, которые являются традиционными в США по настоящее время.

40-50-е гг. 20-го в. отмечены в истории мультикультурного образования как период активных научных поисков по вопросам межгруппового обучения. Ретроспективный анализ показал, что с этническими исследованиями К.Д Вудсона и его последователей их связывает проблема религиозной и национальной дискриминации(Соок, 2004).

Межгрупповое обучение, ставшее самостоятельным направлением в образовании, появилось как насущная потребность избавиться от межнациональной и межрелигиозной неприязни среди учащихся.

Проанализировав все вышесказанное можно выявить некоторые закономерности в подходах ученых. Основная идея - преодоление расовых предрассудков, дающее возможность образования демократичной атмосферы в школе, которое возможно при внедрении этнического момента в материал уроков. Так же важно сотрудничество с семьей, воспитание в которой не должно противоречить воспитанию в школе.

В 60-70-е гг. 20-го в. межгрупповое обучение принимает форму межкультурного обучения, что явилось значительным шагом в истории мультикультурного образования.

В ответ на первые попытки реформирования учебных программ с учетом требований афроамериканцев о включении в их содержание соответствующего материала, представители других этнических групп (американцы мексиканского, испанского, азиатского происхождения, пуэрториканцы, американские индейцы и др.) стали выдвигать похожие требования. Вследствие этого в 60-70-е гг. 20-го в. возникает новая волна

научных поисков по истории и культуре разных этнических групп, населяющих США. Многие труды, опубликованные в более ранний период (30-40-е гг.) и считавшиеся тогда не актуальными, были переизданы и стали бестселлерами среди педагогической обш,ественности(Вапк5, 2005. - с. 251277).

Не менее значимую роль в становлении мультикультурного образования сыграли Стандарты по аккредитации учителей (Standards for the Accreditation of Teacher Education), сформулированные Национальным советом по аккредитации учителей (National Council for Accreditation of Teacher Education - NCATE), согласно которым все педагогические учебные заведения были обязаны внедрять курсы и программы по мультикультурному образованию при подготовке учителей. Данные Стандарты были модернизированы и переизданы в 1987, 2000 и 2002 г.г.

Таким образом мы видим что процесс развития мультикультурализма и мультикультурного образования тесно связан с развитием общества и обоснован его потребностями. Эти потребности заставляли американских учителей создавать такую систему образования которая отвечала бы запросам мультикультурного об9щества как в процессе, непосредственно обучения, так и в процессе воспитания, которые нельзя, на мой взгляд, разделять в школе. Этот процесс характеризуется скорее эволюционными изменениями в области обучения и воспитания (т.е. постепенными, непрерывными, количественными), а не революционными (коренными, качественными) переменами. Иными словами, на каждом последующем этапе происходит обогащение и дальнейшее развитие предшествующих достижений в мультикультурном движении.

Список источников и литературы.

1.Bank, J.A. Teaching strategies for ethnic studies / J.A. Banks. - Boston : Allyn & Bacon, 2006.

2.Banks, J.A. The intergroup education movement / J.A. Banks // Multicultural education, transformative knowledge, and action : Historical and contemporary perspectives. - New York : Teachers College Press, 2005. - с. 251-277.

3.Brooks, R.L. Rethinking the American race problem / R.L. Brooks. - Berkeley : University of California Press, 2000.

4.Cook, L. Intergroup education / L. Cook, E. Cook. - New York : McGraw-Hill, 2004. 5.Электронные ресурсы: http://kant.narod.ru/rawls.htm; www.onlinedics.ru

Медведева М.А.

Пермский институт ФСИН России Научный руководитель:Новиков Р.В.

Актуальные вопросы гражданских прав осужденных

В нашей стране, при нашем демократическом строе каждый человек наделен определенными гражданскими правами, обязанностями и может пользоваться ими в полном объеме. Но в нашей стране так же существуют граждане, которые находятся в местах лишения свободы, в силу того, что ими были нарушены законы РФ. Так, на время лишения свободы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.