Научная статья на тему 'Актуальные вопросы гражданских прав осужденных'

Актуальные вопросы гражданских прав осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
146
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы гражданских прав осужденных»

научных поисков по истории и культуре разных этнических групп, населяющих США. Многие труды, опубликованные в более ранний период (30-40-е гг.) и считавшиеся тогда не актуальными, были переизданы и стали бестселлерами среди педагогической обш,ественности(Вапк5, 2005. - с. 251277).

Не менее значимую роль в становлении мультикультурного образования сыграли Стандарты по аккредитации учителей (Standards for the Accreditation of Teacher Education), сформулированные Национальным советом по аккредитации учителей (National Council for Accreditation of Teacher Education - NCATE), согласно которым все педагогические учебные заведения были обязаны внедрять курсы и программы по мультикультурному образованию при подготовке учителей. Данные Стандарты были модернизированы и переизданы в 1987, 2000 и 2002 г.г.

Таким образом мы видим что процесс развития мультикультурализма и мультикультурного образования тесно связан с развитием общества и обоснован его потребностями. Эти потребности заставляли американских учителей создавать такую систему образования которая отвечала бы запросам мультикультурного об9щества как в процессе, непосредственно обучения, так и в процессе воспитания, которые нельзя, на мой взгляд, разделять в школе. Этот процесс характеризуется скорее эволюционными изменениями в области обучения и воспитания (т.е. постепенными, непрерывными, количественными), а не революционными (коренными, качественными) переменами. Иными словами, на каждом последующем этапе происходит обогащение и дальнейшее развитие предшествующих достижений в мультикультурном движении.

Список источников и литературы.

1.Bank, J.A. Teaching strategies for ethnic studies / J.A. Banks. - Boston : Allyn & Bacon, 2006.

2.Banks, J.A. The intergroup education movement / J.A. Banks // Multicultural education, transformative knowledge, and action : Historical and contemporary perspectives. - New York : Teachers College Press, 2005. - с. 251-277.

3.Brooks, R.L. Rethinking the American race problem / R.L. Brooks. - Berkeley : University of California Press, 2000.

4.Cook, L. Intergroup education / L. Cook, E. Cook. - New York : McGraw-Hill, 2004. 5.Электронные ресурсы: http://kant.narod.ru/rawls.htm; www.onlinedics.ru

Медведева М.А.

Пермский институт ФСИН России Научный руководитель:Новиков Р.В.

Актуальные вопросы гражданских прав осужденных

В нашей стране, при нашем демократическом строе каждый человек наделен определенными гражданскими правами, обязанностями и может пользоваться ими в полном объеме. Но в нашей стране так же существуют граждане, которые находятся в местах лишения свободы, в силу того, что ими были нарушены законы РФ. Так, на время лишения свободы,

осужденные не имеют возможности избирать место жительства, а так же свободно передвигаться. Остальные элементы гражданских прав, такие как способность иметь имущество на праве собственности, способность обладать правом на совершение различных сделок; участвовать в обязательствах по возмещению вреда у лиц, осужденных к лишению свободы, сохраняются. Порядок отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы вызывает определенные ограничения, изменения в этих правоотношениях и во многом предопределяет особенности их совершения.

Основная масса лиц находившихся в исправительных учреждениях ИУ, до отбывания наказания где-то жили, чем-то занимались, не исключено, что имели в собственности имущество.

Режим собственности осужденного различается в зависимости от того, где находится имущество: за пределами исправительного учреждения или в нем.

В отношении имущества, оставшегося за пределами исправительного учреждения, осужденный косвенно ограничен в полномочиях собственника. Он временно не может реализовать правомочие владения и пользования, правомочие распоряжения он реализует через представительство. В силу полномочия, основанного на доверенности, представитель осужденного может создавать, изменять и прекращать его гражданские права и обязанности (например, отдавать имущество в залог, обременять его другими способами, распоряжаться им по усмотрению доверителя: продать, подарить и т.п.). Через своего представителя осужденный вправе приобретать имущество на средства, имеющиесяу него за пределами исправительного учреждения. На осужденном остается также; бремя содержания принадлежащего ему имущества. Так, обладая имуществом, осужденный может передать его на время пребывания в исправительном учреждении в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему), что не влечет за собой перехода права собственности.

В отношении предметов и вещей, находящихся в ИУ, удовлетворяющих материальные и культурные потребности осужденных в условиях исправительного учреждения, различают: 1) право собственности осужденного на имущество, запрещенное к использованию в исправительном учреждении и сданное им на хранение (деньги, ценные бумаги, аппаратура, другие ценные вещи). Хранение приобретенных осужденным в установленном порядке ценных бумаг обеспечивается администрацией исправительного учреждения (ч. 10 ст. 82 УИК РФ); 2) право собственности на предметы первой необходимости, разрешенные к использованию, и вещевого довольствия после выплаты их стоимости. В отношении этих предметов осужденные могут владеть и пользоваться,но распоряжаться, между собой - продавать, дарить, менять, отчуждать иным способом запрещено Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Собственность неотчуждаема от договорных отношений, договоры, совершаемые осужденным лично, возможны в пределах ИУ, и за ее пределами.

Во-первых, договор купли-продажи, осужденный имеет право заключить договор только с контрагентом осуществляющие свою деятельность на территории ИУ. Вместе с тем, необходимо отметить, что лицо, отбывающее наказание, не имеет права вступать в подобного рода договорные отношения с другими осужденными, они выступают в качестве покупателей, приобретая лишь предметы первой необходимости и продукты питания по безналичному расчету.

Во-вторых, осужденный становится участником отношений по хранению. Возложенная УИК РФ на исправительные учреждения обязанность по хранению имущества осужденного имеет гражданско-правовой характер, ибо к обязательствам хранения, возникающим в силу закона, применяются нормы ГК о договоре хранения.

В-третьих, договор о предоставлении имущества во временное пользование (игры, музыкальные инструменты, книги и т.п.), а также предоставление осужденному возможности пользоваться услугами коммунально-бытового обслуживания.

В договорные правоотношения связанны среализацией осужденными права на труд. Существуют следующие организационно-правовые формы привлечения к труду лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы: а) на собственном производстве ИУ; б) путем заключения контрагентских договоров.

Собственные производства учреждений, исполняющих наказания, осуществляют инициативную самостоятельную производственную деятельность на свой риск и под установленную законом ответственность.

Привлечение осужденных к труду на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, не входящих в уголовно-исполнительную систему, расположенных на территории учреждений, исполняющих наказания и вне их, осуществляется на основании договоров (контрактов), заключаемых руководством учреждений, исполняющих наказания, и предприятий.

Базовым положением организации труда осужденных является сочетание их труда и профессионального обучения. Оно закреплено в ч. 1 ст. 108 УИК РФ, в которой устанавливается обязательное начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных.

Что касается прав в области обучения в высших и средних специальных учебных заведениях может быть реализовано с учетом прогрессивной системы отбывания наказания в виде лишения свободы: переход от более строгих форм изоляции, к менее строгим, что, как правило, характерно для осужденных.

Мы считаем, что дополнительное образование станет одним из основных элементов правильной и целеустремленной подготовки осужденных к предстоящему освобождению, облегчит задачу их трудоустройства.

Также необходимо обратить внимание на такое право осужденного как участие в обязательствах по возмещению вреда. К ним относятся:

возмещение вреда, причиненного преступлением; материальная ответственность осужденного за ущерб, причиненный ИУ и (или) третьим лицам в период отбывания наказания; возмещение вреда, причиненного осужденному исправительным учреждением и (или) третьими лицами.

Правоотношения по возмещению вреда, причиненного преступлением, регламентируются гл. 40 ГК РФ. Вместе с тем, до настоящего времени работа по возмещению вреда в полном объеме является малоэффективной и не приводит к желаемым результатам.

Вопросы материальной ответственности осужденных за причинение вреда колонии (ее основания, объем и порядок взыскания) регламентируются нормами трудового, гражданского и уголовно-исполнительного права.

Особенность привлечения к материальной ответственности осужденных за причинение вреда третьим лицам заключается в том, что возмещение вреда осужденным является, как правило, производным от имущественной ответственности ИУ. Если осужденный причинил вред организации или гражданам при выполнении трудовых обязанностей по договору на контрагентских началах (договор на предоставление рабочей силы из числа спецконтингента), то ответственность несет ИУ на основании ст. 1068 ГК РФ. Когда вред причинен осужденным не в процессе выполнения работ, но в результате умышленных действий в период контрагентских работ, то в этом случае ответственность перед хозяйственной организацией будет нести ИУ, которое обязано обеспечивать соблюдение осужденными установленных для них правил поведения. После того, когда ущерб будет реально возмещен ИУ, третьим лицам, можно ставить вопрос о привлечении лиц, лишенных свободы, к материальной ответственности в порядке регресса. В остальных случаях ущерб должен возмещать сам осужденный.

В случаях же причинения вреда в результате действий должностных лиц в области административного управления, когда они являются противоправными, а также при причинении осужденному вреда в результате процессуальных действий в сфере дознания, вопросы ответственности решаются по нормам ст. 1069 и ст. 1070 ГК РФ.

Как мы видим, находясь в местах лишения свободы, у осужденныхесть круг определённых прав, необходимо только его желание на реализацию этих прав. В связи с концепции развития УИС до 2020 г., система социальных лифтов предполагает, что реализация таких прав, как право на труд и образование будут способствовать исправлению осужденных.

Список источников и литературы

1.Уголовно-испольнительный кодекс РФ. (ч. 1 ст. 108; ч. 10 ст. 82). В послед. Ред. От 2012 г. // СПС «КонсультантПлюс».

2.Гражданский кодекс РФ. (ст. 1069 и ст. 1070; гл. 40). В послед. Ред. От 2012 г. // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.