Научная статья на тему 'История мультикультурного движения в американском образовании'

История мультикультурного движения в американском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бессарабова Инна Станиславовна

В данной статье автором выделены основные этапы в истории развития и становления мультикультурного образования в США, а также проанализированы ведущие исследования американских ученых, осуществленные в отмеченные периоды развития мультикультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF MULTICULTURAL MOVEMENT IN AMERICAN EDUCATION

In this article the author has defined the main stages in the history of development and formation of multicultural education as well as analyses the leading research of the American scientists made in the pointed periods of the development of multicultural education.

Текст научной работы на тему «История мультикультурного движения в американском образовании»

ИСТОРИЯ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ДВИЖЕНИЯ В АМЕРИКАНСКОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Бессарабова Инна Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская академия государственной службы (ФГОУ ВПО ВАГС)

г. Волгоград

Аннотация

В данной статье автором выделены основные этапы в истории развития и становления мультикультурного образования в США, а также проанализированы ведущие исследования американских ученых, осуществленные в отмеченные периоды развития мультикультурного образования.

THE HISTORY OF MULTICULTURAL MOVEMENT IN AMERICAN

EDUCATION

Bessarabova Inna Stanislavovna, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, the Volgograd academy of public service Volgograd

Abstract

In this article the author has defined the main stages in the history of development and formation of multicultural education as well as analyses the leading research of the American scientists made in the pointed periods of the development of multicultural education.

ВВЕДЕНИЕ

США признаны пионером в области мультикультурного образования. В первой половине 20-го в. (20-50-е гг.) расширение этнического и культурного состава США явилось главным фактором, актуализировавшим проблему взаимодействия и взаимопонимания между расами и этносами. История развития США характеризуется постоянным притоком иммигрантов, что значительно повлияло на формирование американской нации, этнический состав населения страны. Следует особо подчеркнуть, что США раньше всех других стран столкнулись с проблемой совместного существования представителей разных наций, вероисповеданий и культур. Безусловно, во все времена в разные страны приезжали люди в поисках лучшей доли, но такой постоянной и массовой иммиграции, как в США, не отмечено ни в одной стране мира. Если ранее (до конца 19-го в.) иммигранты прибывали в основном из стран Западной и Северной Европы, то характерной чертой иммиграции второй половины 20-го в. явилось изменение ее этнического состава за счет цветного населения, численность которого в ряде городов даже превышала численность белого.

Подчеркнем, что российскими учеными-компаративистами, исследующими проблемы зарубежной и сравнительной педагогики, уже накоплен определенный запас знаний об истории мультикультурного образования в США второй половины 20-го в. [1]. Однако история мультикультурного движения в американском образовании уходит своими корнями в этнические исследования (конец 19-го в. - 20-40-е гг.20-го в.), осуществленные афроамериканскими учеными, и труды по вопросам межгруппового обучения (40-50-е гг. 20-го в.). Более ранний исторический экскурс еще не становился объектом научных изысканий российских ученых, а он необходим для понимания сути усилий современных специалистов по ключевым вопросам мультикультурного образования.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Пионером этнических исследований в США признан Д.У. Уильямс, труд которого описывает историю афроамериканской нации от 1619 до 1880 гг. Его последователями в начале 20-го в. являются афроамериканские ученые К. Д. Вудсон, К.Г. Уэзли и У. И. Дьюбойз.

Поддержка исследований в начале 20-го в. осуществлялась организацией, возглавляемой К. Д. Вудсоном - Ассоциацией исследований жизни и истории афроамериканцев (Association for the Study of Afro-American Life and History - ASNLH), благодаря которой вышли в свет труды вышеупомянутых авторов и многих других афроамериканских исследователей. Эти работы положили начало совершенно новой области знаний, раскрывающей знаменательные исторические события в жизни афроамериканской нации, ее культуру, достижения, различные, в том числе и образовательные, проблемы. Однако эта область знаний не входила в содержание общего американского образования, следовательно, по этой причине в начале 20-го в. ее основной аудиторией были только афроамериканские учащиеся и учителя [4].

Д. У. Уильямс, К. Д. Вудсон, К.Г. Уэзли и У.И. Дьюбойз считаются основоположниками так называемого афроамериканского направления в педагогических исследованиях США, расцвет которого приходится на 60-70-е гг. 20-го в. Необходимость интегрировать материал об афроамериканской нации в содержание учебных программ была названа ими насущной проблемой американского образования еще в 20-е гг. 20-го в.

Подробное изложение истории развития школы для афроамериканцев, претерпевавшей изменения в разные периоды своего существования, можно встретить в работе Р. Брукса «Переосмысление проблемы расы в Америке» [5]. Автор отмечает, что первые государственные школы, открытые в штатах Массачусетс и Вирджиния в конце 18-го в. были десегрегированными, где небелые учащиеся постоянно подвергались дискриминации. По этой причине в 1800 г. появляются отдельные школы для темнокожих детей. Однако это не решило проблемы расовой дискриминации, так как, несмотря на однородный в этническом плане состав учащихся и учителей, администраторы, члены совета школ, составители учебных программ, авторы учебников были преимущественно белыми американцами, что, безусловно, отражалось на финансировании школ, заработной плате учителей, содержании преподаваемого материала. Это осложняло возможность интеграции этнической компоненты в учебные планы и программы.

К.Д. Вудсон обвинял американскую школу в «ограниченности, односторонности и неуважении» к темнокожим учащимся, которых знакомили исключительно с достижениями европейской цивилизации, игнорируя историю и культуру их родного африканского народа. Ученый неоднократно подчеркивал пагубное влияние такого подхода на формирующуюся личность ребенка, на его образ мыслей и самооценку [4].

По словам исследователей, К. Д. Вудсон внес неоценимый вклад в реформирование американской школы с позиций мультикультурализма, способствуя обогащению образовательных программ этническим содержанием. Он основал и возглавил вышеупомянутую организацию - Ассоциацию исследований жизни и истории афроамериканцев, учредил «Журнал истории афроамериканцев» (Journal of Negro History) в 1916 г.; с 1926 г. им была введена Неделя афроамериканской истории (Negro History Week), представляющая собой чтения по истории афроамериканской нации, которые являются традиционными в США по настоящее время.

40-50-е гг. 20-го в. отмечены в истории мультикультурного образования как период активных научных поисков по вопросам межгруппового обучения. Ретроспективный анализ показал, что с этническими исследованиями К. Д Вудсона и его последователей их связывает проблема религиозной и национальной дискриминации [6].

Потребность в рабочей силе в отраслях военной промышленности вследствие второй мировой войны послужила причиной миграции многих американцев африканского и мексиканского происхождения с юга на север и запад страны. Из-за большой конкуренции за право получить работу и жилье участились конфликты на национальной и религиозной почвах, что не могло не затронуть школы, где учились дети мигрантов.

Межгрупповое обучение, ставшее самостоятельным направлением в образовании, появилось как насущная потребность избавиться от межнациональной и межре-

лигиозной неприязни среди учащихся.

Анализ исследований данного периода позволяет выделить общую идею, которая прослеживается в большинстве работ ученых - преодоление расовых предрассудков и создание демократичной атмосферы в школьной среде возможно, если этнический компонент интегрирован в содержание учебного материала и используется в течение длительного периода при условии тесного сотрудничества школы и семьи, поскольку именно в семье ребенок получает представления о жизненных целях и ценностях. Ребенок усваивает принятые в семье нормы поведения и критерии оценки допустимого и порицаемого и приходит в школу с уже сформировавшимися взглядами и отношением к представителям иных национальностей, вероисповеданий и культур, которые не всегда являются положительными. Это создает дополнительные трудности для педагога, так как требуется организованная работа с родителями ребенка.

В 60-70-е гг. 20-го в. межгрупповое обучение принимает форму межкультурно-го обучения, что явилось значительным шагом в истории мультикультурного образования [2].

В ответ на первые попытки реформирования учебных программ с учетом требований афроамериканцев о включении в их содержание соответствующего материала, представители других этнических групп (американцы мексиканского, испанского, азиатского происхождения, пуэрториканцы, американские индейцы и др.) стали выдвигать похожие требования. Вследствие этого в 60-70-е гг. 20-го в. возникает новая волна научных поисков по истории и культуре разных этнических групп, населяющих США. Многие труды, опубликованные в более ранний период (30-40-е гг.) и считавшиеся тогда не актуальными, были переизданы и стали бестселлерами среди педагогической общественности [3].

Не менее значимую роль в становлении мультикультурного образования сыграли Стандарты по аккредитации учителей (Standards for the Accreditation of Teacher Education), сформулированные Национальным советом по аккредитации учителей (National Council for Accreditation of Teacher Education - NCATE), согласно которым все педагогические учебные заведения были обязаны внедрять курсы и программы по мультикультурному образованию при подготовке учителей. Данные Стандарты были модернизированы и переизданы в 1987, 2000 и 2002 г.г.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Делая предварительный вывод, заметим, что лидеры этнических исследований начала 20-го в. (Д. У. Уильямс, К. Д. Вудсон, К.Г. Уэзли и У.И. Дьюбойз) акцентировали внимание в основном на изучении истории и культуры африканских народов и внедрении этого знания в содержание американского образования, стремясь показать, что традиции и достижения темнокожих граждан США не менее значимы, чем те, что созданы белыми американцами, и имеют равное право на существование в американском обществе.

В отличие от афроамериканского направления, исследования в сфере межгруп-пового обучения на первый план выдвигали гармонию человеческих отношений, главным образом межнациональных. Таким образом, ученые, проводившие этнические и межгрупповые исследования, преследовали разные цели: сторонники первого направления стремились закрепить в обществе авторитет конкретной этнической группы (афроамериканцев); приверженцы второго считали своей главной задачей устранение межнациональной и межрелигиозной вражды, гармонизацию отношений между представителями разных этнических и религиозных групп.

Можно предположить, что среди факторов, повлиявших на природу целей двух направлений педагогических исследований, не последнюю роль сыграли этническая принадлежность, культурный опыт и социальный статус самих лидеров этих движений. Напомним, что инициаторами моногрупповых исследований и их последователями были афроамериканские ученые, которые боролись за выживание и дальнейшее

развитие культуры своего народа в американском обществе или, иными словами, в «мире белых». Ведущие специалисты в области межгруппового обучения, напротив, относились к категории «мэинстрим Амэрикэн» (от англ. «mainstream American», т.е. белые американцы, имеющие средний или высокий социальный статус), перед которыми не стояла проблема исчезновения родной культуры путем ассимилирования с доминирующей в обществе культурой.

ВЫВОДЫ

Анализ трудов американских авторов по истории становления и развития мультикультурного движения в образовании позволяет заключить, что этот процесс характеризуется скорее эволюционными изменениями в области обучения и воспитания (т. е. постепенными, непрерывными, количественными), а не революционными (коренными, качественными) переменами. Иными словами, на каждом последующем этапе происходит обогащение и дальнейшее развитие предшествующих достижений.

Ранние этнические исследования (конец 19-го в. - 20-40-е гг. 20-го в.), осуществленные главным образом афроамериканскими учеными, и труды по вопросам межгруппового обучения (40-50-е гг. 20-го в.) явились важными антецедентами мультикультурного движения, с которыми связывают первый этап развития мультикультур-ного образования. Далее, как показала практика американской школы, простое включение материала этнического характера в учебные планы было необходимым, но не вполне достаточным шагом по изменению работы школы таким образом, чтобы она отвечала образовательным потребностям всех учащихся независимо от их этнической, культурной и социальной принадлежности и способствовала гармонизации отношений между ними. Поэтому в 60-70-е гг. межгрупповое обучение становится межкультур-ным, что расценивается как очередной эволюционный этап в истории мультикультурного образования. А в конце 70-х гг. исследования ученых названы мультикультурны-ми, так как рассматривают проблемы образования в более широком контексте, а именно, во взаимосвязи не только с этническими и культурными вопросами, но и с религиозными, языковыми, гендерными, экономическими, политическими, социальными аспектами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Краснов, И. Л. Многокультурное образование в учебных заведениях США : дис. ... канд. пед. наук I Краснов И. Л. - Петрозаводск, 2004.

2. Banks, J.A. Approaches to Multicultural curriculum reform I J.A. Banks & C.A.M. Banks II Multicultural education : Issues and Perspectives. - New York : Wiley,

2003. - P. 225-246.

3. Banks, J.A. The intergroup education movement I J.A. Banks II Multicultural education, transformative knowledge, and action : Historical and contemporary perspectives. - New York : Teachers College Press, 2005. - P. 251-277.

4. Bank, J.A. Teaching strategies for ethnic studies I J.A. Banks. - Boston : Allyn & Bacon, 2006.

5. Brooks, R.L. Rethinking the American race problem I R.L. Brooks. - Berkeley : University of California Press, 2000.

6. Cook, L. Intergroup education I L. Cook, E. Cook. - New York : McGraw-Hill,

2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.