Научная статья на тему 'МСП В УСЛОВИЯХ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ: ИТОГИ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2022 Г. И ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ'

МСП В УСЛОВИЯХ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ: ИТОГИ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2022 Г. И ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2490
551
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МСП / САНКЦИИ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демидова Ксения Викторовна

В статье проанализированы тенденции в секторе малого и среднего предпринимательства (МСП) с января по июнь 2022 г., а также созданные механизмы государственной поддержки в условиях антироссийских санкций. Рассмотрен зарубежный опыт поддержки технологического предпринимательства в условиях санкций. Показано, что за рассматриваемый период существенных негативных изменений в секторе еще не произошло, хотя число МСП уже начинает снижаться по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет. Более заметные последствия будут наблюдаться в течение ближайших полутора лет, поскольку начнут проявляться эффекты от санкционных ограничений с точки зрения поставок, оборудования, финансирования и т.д. Меры поддержки, действующие на данный момент, являются скорее оперативными, общая же поддержка ограничена преимущественно административными мерами, хотя для МСП она представлена более широким набором форматов. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Демидова Ксения Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMES UNDER ANTI-RUSSIAN SANCTIONS: RESULTS OF THE FIRST HALF OF THE YEAR AND POSSIBLE SUPPORT MEASURES

Trends in the sector of small and medium-sized enterprises (SMEs) from January to June 2022, as well as established mechanisms of state support in the context of anti-Russian sanctions are analyzed. The foreign experience of supporting technological entrepreneurship in the conditions of sanctions is considered. It is shown that during the period under consideration there have not yet been significant negative changes in the sector, although the number of SMEs is already beginning to decline in comparison with similar periods of previous years. The consequences will be more noticeable the next year, as the effects of the sanctions restrictions in terms of supplies, equipment, financing, etc. will begin to appear. The support measures that exist at the moment are rather operational and the most complete and substantial assistance is provided to the IT sphere, while the general support is limited mainly to administrative measures, although for SMEs is represented by a broader set of formats. The article was written on the basis of the RANEPA state assignment research programme. The article was written on the basis of the RANEPA state assignment research programme.

Текст научной работы на тему «МСП В УСЛОВИЯХ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ: ИТОГИ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2022 Г. И ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ»

Малый и средний бизнес

МСП В УСЛОВИЯХ АНТИРОССИИСКИХ САНКЦИИ: ИТОГИ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2022 г. И ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ

К. В. ДЕМИДОВА

В статье проанализированы тенденции в секторе малого и среднего предпринимательства (МСП) с января по июнь 2022 г., а также созданные механизмы государственной поддержки в условиях антироссийских санкций. Рассмотрен зарубежный опыт поддержки технологического предпринимательства в условиях санкций. Показано, что за рассматриваемый период существенных негативных изменений в секторе еще не произошло, хотя число МСП уже начинает снижаться по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет.

Более заметные последствия будут наблюдаться в течение ближайших полутора лет, поскольку начнут проявляться эффекты от санкционных ограничений с точки зрения поставок, оборудования, финансирования и т.д. Меры поддержки, действующие на данный момент, являются скорее оперативными, общая же поддержка ограничена преимущественно административными мерами, хотя для МСП она представлена более широким набором форматов.

Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, МСП, санкции, меры поддержки, экономика. JEL М21, 012, 018, 025.

Введение

В конце февраля - начале марта 2022 г. Россия столкнулась с масштабными санкциями со стороны стран Европы, Северной Америки и части стран Азии. Санкции заметно затронули финансовый сектор России, а также высокотехнологичные отрасли, серьезный удар нанесен по транспортно-логистическому сектору.

Сложившаяся экономическая ситуация требует оперативной реакции со стороны правительства, в том числе поддержки сектору МСП, который первым оказался под ударом санкций, среди которых - нехватка оборотных и инвестиционных средств, снижение спроса вследствие падения располагаемых доходов населения, подорожания и нехватки материалов, комплектующих, сырья.

За период с февраля по июнь 2022 г. Россия стала мировым лидером по количеству введенных против нее санкций1. Основное их воздействие, безусловно, направлено на экономику страны в целом и может привести, согласно прогнозам Центрального банка РФ, к сокращению ВВП страны в 2022 г. на 4-6%2. (В табл. 1 приведены основные типы санкций против РФ или вызванные ими изменения, которые становятся вызовом для экономики страны, и потенциальные последствия этих изменений.)

По данным опросов HR-специалистов экспертами Coleman Group, около 70%3 опрошенных в качестве основных выделяют валютные и банковские риски, около 60% - риски нехватки сырья и около 50% - удлинение и усложнение логистических цепочек. Последнее отмеча-

Демидова Ксения Викторовна, младший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва), e-mail: demidova-kv@ranepa.ru

1 URL: https://www.forbes.ru/society/458287-rossia-stala-mirovym-liderom-po-kolicestvu-vvedennyh-protiv-nee-sankcij)

2 URL: https://www.interfax.ru/business/853428

3 URL: https://pro.rbc.ru/demo/624e98819a7947a507da0b08

ется для большинства отраслей экономики. Зависимость от импорта остается значительной и наиболее ярко проявится начиная с конца 2022 г. и далее в течение трех лет, пока будут налаживаться импортозамещение или новые снабженческие связи с азиатскими рынками.

Текущая ситуация в секторе МСП

Тенденция к сокращению числа МСП стала наблюдаться еще со второй половины 2010-х го-

дов [2] вслед за падением располагаемых доходов населения, ростом государственного контроля. Образцова и Чепуренко отмечают снижение рождаемости и рост смертности организаций с максимальными значениями в 2020 г. [3]. В период пандемии эта тенденция ускорилась.

Первое полугодие 2022 г. характеризовалось негативной динамикой для всех типов организаций МСП. (См. рис. 1.) Исключением

Таблица 1

Основные типы антироссийских санкций и их потенциальные последствия для сектора МСП

_ _ Потенциальные последствия для бизнеса

Типы санкции , ,

(в том числе для сектора МСП)

Финансовые (закрытие части рынков капитала, блокировка Затрудненность взаимодействия с иностранными

валютных резервов России на зарубежных счетах, контрагентами, доступа к иностранному капиталу,

отключение части банков от системы SWIFT, приостановка снижение доступности кредитов деятельности платежных систем Visa и Mastercard)

Торговые и логистические (уход контейнерных компаний, Нехватка сырья, комплектующих для производств, усложнение логистических цепочек, отказ/ограничения их удорожание, более долгие сроки поставок поставок)

Запрет на ввоз высокотехнологичной продукции и Нехватка оборудования, падение

технологий производительности, уровня автоматизации,

снижение качества продукции, технологическое

отставание

Прекращение деятельности крупных иностранных Сокращение числа потенциальных потребителей

компаний производимой продукции, потенциальных

инвесторов

Источник: составлено автором по материалам из открытых интернет-источников: URL: https://thebell.io/na-vkhode-v-lovushku-kakie-sanktsii-protiv-rossii-rabotayut-kakie-net-a-kakie-opasnee-chem-kazhutsya; URL: https://www.intellectpro.ru/press/works/obzor_deystvuyushih_sanktsiy_v_otnoshenii_rossii/

Рис. 1. Изменение числа организаций МСП за первое полугодие 2019-2022 гг., в % к аналогичному периоду предыдущего года

4

2 — H -

О J--

2

Индивидуальные Микро- Малые Средние

предприниматели предприятия предприятия предприятия

□ 1-е полугодие 2019 г. ■ 1-е полугодие 2020 г. ■ 1-е полугодие 2021 г. ■ 1-е полугодие 2022 г.

Источник: рассчитано автором по данным Единого реестра субъектов МСП ФНС.

в этот период не стали даже индивидуальные предприниматели (ИП) - единственный сектор, который продолжал рост на протяжении последних лет, включая период ограничений, связанных с пандемией новой коронавирус-ной инфекции. Число микропредприятий сокращалось уже в 2021 г., однако это в большей степени могло быть связано с их переквалификацией в ИП - регистрация в качестве ИП позволяет работать с наиболее упрощенной схемой налогообложения, упрощает необходимую отчетность, существенно снижая административные расходы предпринимателей.

Наименее подвержены изменениям за весь рассматриваемый период были средние предприятия, поскольку они являются уже более стабильными бизнесами как с точки зрения финансовой составляющей, так и с точки зрения накопленного опыта. ИП и микробизнесу легче войти на рынок, однако они в то же время более уязвимы в периоды кризисов и ре-цессий.

Динамика занятости в организациях МСП за тот же период была иной: тогда как в первом полугодии 2021 г. удар ограничений во время пандемии наиболее заметное влияние оказал на численность работников сектора, аналогичный период 2022 г. для всех типов

МСП характеризовался в этом отношении положительной динамикой, частично объясняемой восстановлением после пандемийного провала. (См. рис. 2.)

В региональном разрезе динамика числа МСП также почти везде была отрицательной. (См. рис. 3.) Наименьшие потери наблюдались в регионах, где число МСП в целом невелико или повышенна доля теневого сектора экономики (Магаданская область, Чукотский автономный округ, Республика Калмыкия, Чеченская Республика и др.). Определенной группы регионов, которых коснулись наибольшие изменения в числе МСП, нет: это и регионы с относительно более высокими душевыми доходами и «экспортными» отраслями специализации (например, Вологодская область, Республика Башкортостан, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.), и некоторые регионы с крупными портами (г. Санкт-Петербург, Ростовская область), и приграничные регионы, причем как граничащие с Украиной (Курская и Ростовская области), так и граничащие с Китаем и Монголией (Еврейская автономная область, Республика Бурятия, Амурская область).

Таким образом, на данном этапе негативные эффекты от введения санкций на ситуа-

Рис. 2. Изменение численности занятых в организациях МСП за первое полугодие 2019-2022 гг., в % к аналогичному периоду предыдущего года

к1 V г ■

-8 -

-10 -

Индивидуальные Микро- Малые Средние

предприниматели предприятия предприятия предприятия

□ 1-е полугодие 2019 г. ■ 1-е полугодие 2020 г. ■ 1-е полугодие 2021 г. ■ 1-е полугодие 2022 г.

Источник: рассчитано автором по данным Единого реестра субъектов МСП ФНС.

qiDBi/go ивюс1Л>| яоеидо веэоНоюиод BHiBdAg B>migALD9d He±3oido>meg гаиидлиээс] яхзвидо веюЬвиеэ HBdx иихэиви/v qiDBi/go BB>DX3Hodoa qiDBugo BB>3HBXBdiDV qiDBi/go ввюаодшвх qiDBugo KBHM0H019B BBXDnadag шшэс1е)| B>MiigKuD9d jAdxo И1ян^оно1ав иихГюнэн-оивии qiDBi/go HB>Da0iD0d яювидо ивхэаонваи jdAgdaia|j-ixHB3 "J KmamAjHH B>ni/gAuD9d BMHBLTV—ИИ1ЭЭО KBHdaaa^ еяиидАиэЭс!

qiDBugo KBX3tiBdJ0JU0a jAdxo И1ян1люн01ав HHXDynDHBiA|-iqiHBX Я1эв1/до ивюаоюу qiDBiigo KB>odAwv (вшАху) вхвэ e>mrgALD3d яхэвидо BBXDiAadH И WO» B>Ml/gALD9d quBi/go ввюЬЫсиэжин quBi/go kbxdi^O

MBd> nn>DdBtfoHDBd» яивидо ивюнве^ {HBiodBiBi) HBiDdsiBi BXMirgAuDad qr>BLrgo BBXDHBdg Я-овидо ИВЮНИ1/ВХВЭ

ивхиу B>Mi/gAuD3d MBd> ииюас^вдвх яхзвидо ввх^идиооаон qioBi/go BBXDjdAgHado L/£ nndei/\| B>ni/gALiD3d BHtiBdatfefl) ВВЮИЮХ^ B>ni/gAu3ad bbxdicIAWVA qiDBL/go «BXDdaai яхэвидо bb»Yi9UHLT qiDBi/go ввюиох яюеидо ввюнэЕнэи qiDBugo BBxatrodojaoH яхэвьгдо BE>oaoiBdB3 yBdx HMJDwdau ягэвидо BB)baBLDody в»иидАиээ^ «B>odBXL/Bg-OHHtfdBgB>| HBdx HH«qLrouodaBi3

quBi/go ввюнидвиэь ягэвидо BBXDaoLrdo qiDBugo ввюа(х1э1лю>| jAdxo yiqHqi/Bdatra0 ииюя^л " qiDBi/go BBxbtfodoji/sg quBLrgo ввювоЛ^эа;} яовидо BB^DtTBdJHHHaLf Я1ЭВ1/до BB>DtfBdJHHHmrB>] HBd> ииюяивхивдв£ qiDBugo ввюнэиоиэ Hiqd» B>m/gALD3d HBdx ииюхвьив» яювидо BB>3qi/Ai

вювхвх exML/gAuDBd qjjBi/go ввюаонвяид qiDBi/go KB>3HBJdA» BB>DO[/\J J Bnaotfdoysi B>MugAuD3d яюв1/до BBXDHBwdAi^g qiDBLrgo BBXDXCALTB» jAd>o и1ян^оно!ав ии»Т1Энан

MBd> klHXDClBOHDBd»

яЬвидо ве>овсшо|Л1 (вэляСТу) Bajiqtiv B>migALD3d иитваАь- Bxm/gALDSd ввхэтваАь qiDBugo BBXDwodiDO» яюеидо ввж^и^иивчд qiDBugo ввюя ltbjнBxdy вв1я_|_ B>ni/gAiJDad яовидо ввюнэ^о)!

яиоисюваээ "J я-овидо ввюас^и» HBd> nn>3doiNHdu в их 1я"и 1/в>[ в> и i/gAuDSd Н BU3J В ft* E>HUgALD3d ягзвидо ввюнвш^вум jAdxo и1ян^оно!ав ииююхль

B>MugAuD3d ввюнэьэь

BXHLrgAu33d BB>raa>dah-oa3BhBdB>|

цию в секторе МСП проявились неоднозначно -выражаясь в сокращении числа МСП, но не в численности занятых на малых и средних предприятиях. Заметные изменения, наиболее вероятно, последуют в конце года, когда введенные ограничения проявятся в полной мере, а имеющиеся в стране запасы средств, материалов, комплектующих будут истощены.

Зарубежный опыт поддержки высокотехнологичного сектора экономики в условиях санкций

Применение санкций в разные исторические периоды осуществлялось в отношении ряда стран, в числе которых, например, были Китай, Индия, Иран. Рассмотреть их опыт может быть полезным в текущих российских реалиях, хотя необходимо учитывать специфику каждой страны, в связи с чем напрямую этот опыт не может быть перенесен на российскую почву.

В случае Китая санкции начинают вводиться после событий 1989 г. За период 1990-х годов страна меняет подход к финансированию науки: вместо поддержки по широкому кругу направлений внедряется грантовый/проект-ный формат поддержки. Одновременно производится ревизия организаций в научной сфере - на базе ряда государственных научно-исследовательских институтов организуются частные наукоемкие фирмы. Государство способствует этому через создание технопарков, бизнес-инкубаторов и пр.4. Так, сокращается господдержка науки, но происходит ее наращивание в направлении инноваций.

Иран - одна из стран-долгожителей под санкциями. Наиболее активно они вводились с 1979 г. и, среди прочего, включали: запрет на ведение бизнеса в Иране для компаний из США, затем и других стран; запрет на совместные предприятия с компаниями из Ирана; запрет на покупку иранской нефти; запреты выдачи кредитов, на товарообмен с США (позже разрешен через третьи страны), на постав-

ку в Иран оборудования, лекарств и др.; ограничения финансовых операций в третьих странах; отключение от системы SWIFT.

При этом Иран также смог относительно успешно развить несырьевые, наукоемкие сектора экономики при помощи собственной специфической политики: согласно данным Международного валютного фонда в 20122014 гг. среди стран Ближнего Востока и Северной Африки доля ненефтяных доходов Ирана была наибольшей - 56%5.

Для обеспечения доступа к технологиям активно налаживались связи с зарубежной иранской диаспорой. Была создана межведомственная система закупок технологий. В частности, Министерство информации (The Ministry of Information) создавало фиктивные компании как в странах-источниках технологий (США, Германия и др.), так и в странах-посредниках (ОАЭ, Турция, Сингапур и др.) [4].

На внутристрановом уровне правительство Ирана проводит достаточно жесткую политику, связанную с планированием производств и распределением сырья и оборудования, контролем за ценообразованием. Правительством разработана стратегия под названием «Видение 2025» («Vision 2025»), предусматривающая переход сырьевой экономики страны к экономике знаний. Ее результатом на сегодняшний день стало построение в стране системы, состоящей из трех основных компонентов: профильных министерств, научно-образовательных учреждений и бизнеса.

Национальные министерства обозначают приоритетные области, в которых необходимо осуществлять научные исследования. При этом научно-исследовательские институты отслеживают актуальные технологические разработки и направления и содействуют министерствам в формировании приоритетных областей. Кроме того, для государственных органов вводится требование не менее 1% своего

4 URL: https://kiozk.ru/article/rbk/olga-eremina-est-li-zizn-posle-sankcij

5 URL: https://www.al-monitor.eom/originals/2016/02/iran-tech-it-sector-post-sanctions-relief-development.html#ixzz7VM8TJUC8

бюджета тратить на НИОКР. Зачастую крупные компании не имеют собственных научно-исследовательских подразделений и выделяют часть своих доходов «внешним» исследовательским учреждениям. Например, крупные нефтяные компании Ирана выделяют 1% от своих операционных доходов на НИОКР в профильных организациях, не входящих в их структуру6.

С 2010 г. в стране введен в действие закон о поддержке наукоемких фирм. В связи с ним учрежден Фонд инноваций и развития (Innovation and Development Fund). Законом поддерживаются только частные фирмы, квалифицированные как наукоемкие. Среди основных мер поддержки7:

• освобождение от налогов и пошлин, включая экспортные пошлины, на 15 лет;

• доступ к кредитам (как долго-, так и краткосрочным) под более низкий процент для обеспечения производственных затрат, внедрения НИОКР;

• приоритетное размещение в технопарках;

• содействие участию таких фирм в государственных тендерах и закупках;

• предоставление первоочередного права при покупке акций приватизируемых государственных научных учреждений. Для получения указанных льгот наукоемкие организации подразделяются на три типа. Первые - это стартапы - организации в возрасте до трех лет, у которых разработка продукта находится в пилотной или лабораторной стадиях. Вторые - организации МСП, доход которых от реализации наукоемких товаров и услуг составляет не менее 50%. Третьи -крупные фирмы, которые осуществляют производство наукоемкого оборудования или используют его для своего производства и доля наукоемкой продукции которых составляет не менее 10%. На льготы могут претендовать только стартапы и МСП. Кроме того, для получения поддержки компании должны осуществ-

лять деятельность в одном из 14 приоритетных направлений.

Текущие меры поддержки бизнеса в России

Применяемые сегодня в России меры поддержки бизнеса носят оперативный характер, и это приводит к тому, что часть мер фактически являются продолжением поддержки в период пандемии. Это касается многих мер, связанных с налоговой, административной нагрузкой, субсидированием. Но за рассматриваемые полгода Правительство РФ ввело и новые меры, прежде всего - специфические для отдельных, критически важных отраслей экономики. (В табл. 2 представлены основные направления поддержки как непосредственно сектора МСП, так и бизнеса в целом, которые могут быть полезны для сектора.)

Специфические для МСП меры разнонаправленны: от финансовых, связанных прежде всего с льготным кредитованием, продлением и отсрочкой выплат по уже имеющимся кредитам, до административных, связанных с уменьшением ответственности за нарушения и др. Особо важно подчеркнуть специфические меры, касающиеся приобретения отечественного оборудования или технологических решений, хотя часть из них, например льготное использование СБП, действует еще с 2021 г. Среди прочего - создание реестров поставщиков различных категорий, однако платформ -агрегаторов заказов и поставщиков на данном этапе не хватает - имеется только витрина закупок малого объема по 223-Ф3.

Среди общих мер поддержки примерно половина являются административными. Финансовая поддержка оказывается только приоритетным направлениям - проектам или организациям в области импортозамещения, а также импортерам оборудования, т.е. наиболее пострадавшим на сегодня организациям. В остальных случаях продлены сроки возвра-

6 Science, Technology and Innovation Policy Review The Islamic Republic of Iran 2016 / UNCTAD. URL: https://unctad.org/system/ files/official-document/dtlstict20163_en.pdf

7 Там же.

1Л М

Таблица 2

Меры поддержки бизнеса в России, введенные в первом полугодии 2022 г., потенциально значимые для организаций МСП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А 0 1 о № п/п Тип поддержки Мера Начало действия Окончание действия

X Меры поддержки МСП

л гп 1 МСП Продление на полгода компенсации за установку системы быстрых платежей (СБП) 1 января 2022 г. 31 декабря 2022 г.

П А О гп 2 МСП, ИП Предоставление кредитных каникул для МСП ряда отраслей* сроком до 6 месяцев, а также ИП 10 марта 2022 г. 30 сентября 2022 г.

"О > 1и го X —1 X гп 3 МСП Обновленная программа «1764»: предоставление кредитов по льготной ставке (15% годовых - микро- и малый бизнес; 13,5% годовых - средние предприятия) для организаций приоритетных отраслей. После обновления в августе: 4% годовых - для малого и микробизнеса 2,5% годовых - для среднего бизнеса Обновление -18 марта 2022 г. Обновление -16 марта 2022 г. 2024 г.

"О О П П X X 4 МСП Сроки расчета по контрактам и договорам законов № 44-ФЗ** и № 22Э-ФЗ*** госкомпаний (принадлежность государству более чем на 50%) сокращены с 15 до 7 дней; невключение организации в реестр недобросовестных поставщиков в случае влияния санкций на сроки поставок 21 марта 2022 г. Бессрочно

—1 о 5 МСП Предоставление льготных кредитов для инновационных МСП (3% годовых) для пополнения оборотных средств, инвестиционных целей 2022-2024 гг.

м ю 6 МСП Отсрочка по платежам по льготным кредитам, выданным МСП в 2021 г. по программе «ФОТ 3.0» 25 апреля 2022 г.

7 МСП Смягчение ответственности по административным правонарушениям: принцип «одна проверка - одна санкция», «первое административное правонарушение - предупреждение» и др. 6 апреля 2022 г.

• 8 МСП Покупка отечественного программного обеспечения со скидкой в 50% 28 июня 2021 г. 2024 г.

I О аз СП "О сг м 9 МСП Предоставление льготного лизинга (6% годовых для российского оборудования и 8% -для иностранного)

10 ИП, самозанятые Увеличение на 100 тыс. руб. выплат по социальному контракту, которые могут быть использованы для ведения предпринимательской деятельности 1 июля 2022 г.

о м м 11 МСП Софинансирование рекламы непродовольственных товаров на уровне до 70%

12 Самозанятые Поправки в закон № 135-Ф3 0Т26 июля 2006 г.: для лиц, применяющих налог на профессиональный доход, не являющихся ИП, предоставляются преференции на государственном и муниципальном уровнях, в том числе заключение договоров аренды государственного имущества без проведения торгов. Также самозанятые наравне с МСП могут получить места на нестационарных торговых объектах, регистрировать торговые знаки

Продолжение табл. 2

п о г о

п о

гп

<

гп

I—

о

< о

о <

1Л ы

Общие меры поддержки

13 Административная Упрощение проверок страны происхождения для товаров, импортируемых из стран ЕАЭС 1 марта 2022 г. 31 декабря 2022 г. (частично); 31 декабря 2023 г. (частично)

14 Отраслевая (1Т): налоговая Освобождение от уплаты налога на прибыль в 2022-2024 гг. (для аккредитованных организаций) 2 марта 2022 г. 31 декабря 2024 г.

15 Отраслевая (1Т): административная Упрощение процедуры найма работников-иностранных граждан (для аккредитованных организаций) 2 марта 2022 г. 31 декабря 2024 г.

16 Отраслевая (1Т): административная Освобождение от государственного контроля (надзора) на срок до трех лет (для аккредитованных организаций) 2 марта 2022 г. 31 декабря 2024 г.

17 Отраслевая (1Т): налоговая Предоставление налоговых льгот за использование/установку и сопровождение/распространение информации об отечественных 1Т-решениях (для аккредитованных организаций) 2 марта 2022 г. 31 декабря 2024 г.

18 Отраслевая(с/х сектор): субсидирование Предоставление льготных (по ставке от 1 до 5% годовых) краткосрочных или инвестиционных кредитов для с/х производителей 2022 г.

19 Административная Бессрочное списание штрафов и пеней для подрядчиков госконтрактов, которые нарушили обязательства в результате зарубежных санкций

20 Административная Запрет на проверки бизнеса 10 марта 2022 г. 31 декабря 2022 г.

21 Административная Упрощение продления сроков действия лицензий на 12 месяцев 12 марта 2022 г. 31 декабря 2022 г.

22 Административная Отсрочка возвращения субсидий компаниям-участницам нацпроекга «Международная кооперация и экспорт», заключившим договоры до 31 марта 2022 г., на срок до двух лет 16 марта 2022 г. Март 2024 г.

23 Отраслевая (гостиничный бизнес): налоговая Обнуление ставки НДС 26 марта 2022 г. 30 июня 2027 г. (или 5 лет с момента ввода в эксплуатацию)

24 Административная Увеличение авансов по госконтракгам (до 90% от суммы) 29 марта 2022 г. 31 декабря 2022 г.

25 Финансовая Предоставление льготных займов для проектов в области импортозамещения (от 1 до 3% годовых)

26 Административная Введение моратория на банкротство по заявлениям кредиторов 27 марта 2022 г. 1 октября 2022 г.

27 Аренда Предоставление государственных и муниципальных земельных участков под производства импортозамещающей продукции без торгов 12 апреля 2022 г. 31 декабря 2022 г.

28 Отраслевая (1Т): налоговая Предоставление льготных кредитов (3% годовых) аккредитованным компаниям 16 апреля 2022 г. 31 декабря 2022 г. (период заключения договора)

см о см

£

5

о. о ю о

с ш О со а> о. а>

!

5

Р

о 2

вО

¡1 5 т* О

а) ц

3 й

со (О

> о

ш 5

о 2

н ш

Е о

=£ 5

аУ о

а. о.

5 I

5 Р.

я р

Й» а с

с 2 о

3

И И

р о

3 8

н и

1 & с а

0 3 с \о

¡1

1 Я

2 2

СМ

о

см

° ®

Ч Е

Ф ■

о. Ф

5. =

Т

а

о 5 >- л

а

а §

а л ш о

<и а и

а о сп т

Е а; тз о

¿5

С I 5 §

ю а

±г о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■О *

го

* *

§30

1кг

£ 2 я ^

~ « о о НЙсо™

а о

. ее

=Г 5 а * 2 К а. а. о щ

^ I

&

я п

О

V

СО

е

эт см . см

«

о с 2 I

ш О

си

а.

о

{ц Л

к 2 а> о

1

а се

с и и

2 3

¡.53 Ш

X 5 - 3 с

5 I

ш*

3 р

2!

I е

С 5

щения субсидий. Наиболее значимые меры, включающие и налоговые льготы, и финансовую поддержку, применены к стратегической сегодня 1Т-отрасли.

Из приведенных в табл. 2 данных можно видеть, что на сегодня, в экстремальных условиях, поддержка бизнеса по сравнению, например, с Ираном является существенно более скромной как с точки зрения типов поддержки, так и с точки зрения ее предполагаемого периода. В то же время риски, связанные с возникшими технологическими ограничениями, частично и с оттоком из России квалифицированных кадров, приводят кприори-тизации в направлениях поддержки 1Т-сферы. Однако даже в ее отношении набор мер поддержки ограничен - в частности, нет акцента на взаимодействии бизнеса с существующими научно-исследовательскими и научно-производственными учреждениями. Сейчас это может быть объяснено оперативностью, экстренностью принимаемых решений, но в дальнейшем потребуется более детальная и масштабная проработка направлений федеральной поддержки предпринимателей, прежде всего - в наукоемких секторах.

Среди региональных мер поддержки бизнеса преобладают финансовые. (См. рис. 4.) Более 50% из них относятся к предоставлению кредитов и займов или являются льготами или субсидиями. В то же время критически важных в стрессовых условиях консультационных мер или дополнительного образования сравнительно мало - 11%. Тогда как именно эти меры позволяют представителям бизнеса быть в курсе всех возможных текущих ограничений и мер поддержки, а также демонстрируют потенциальные направления роста в сложных ситуациях. Так же слабо обозначена и поддержка в направлении предоставления или льготного приобретения оборудования или технологических решений.

По числу мер поддержки лидируют сравнительно высокодоходные регионы с города-ми-миллионниками - в частности, с наличием крупных и успешных технопарков и биз-

нес-инкубаторов (например, Новосибирская область, Республика Татарстан), а также регионы с развитым промышленным комплексом и крупными городами (Челябинская, Ярославская, Ленинградская области). Аутсайдеры здесь достаточно многообразны - это и сравнительно менее развитые регионы Центральной России и Северо-Западного федерального округа, и регионы с городами-мил-лионниками (Москва, Воронежская и Нижегородская области). Последние, вероятно, на данный момент не спешат вводить меры поддержки бизнеса, поскольку значимые изменения в его состоянии будут наблюдаться ближе к концу года, а за рассматриваемый период не произошло настолько ощутимого падения располагаемых доходов населения, чтобы это заметно отразилось на динамике числа МСП.

МСП - получатели поддержки

Основными получателями федеральной поддержки среди организаций МСП стали наиболее уязвимые участники рынка - ИП и микропредприятия: на них приходится почти 90% обращений за помощью. При этом как в период пандемии (в первом полугодии 2021 г.), так и в текущем году структура получаемой помощи остается схожей: 50% обращений ин-

дивидуальных предпринимателей и владельцев микробизнеса относятся к консультационной поддержке, малый и средний бизнес чаще обращается за финансовой помощью (около 40% обращений). Пик числа обращений пришелся на апрель, когда начали более активно проявляться первые проблемы, связанные с санкциями, а также было введено большинство мер поддержки, в том числе и финансовой, за которой наблюдался всплеск обращений. (См. рис. 5 и 6.)

Региональная структура обращений за помощью соответствует распределению числа МСП: лидируют регионы с городами-милли-онниками и южные регионы, среди аутсайдеров - кавказские республики с высокой долей теневого сектора и периферийные регионы, где сектор МСП развит слабо.

Выводы

За прошедшие полгода последствия западных санкций для сектора МСП и бизнеса страны в целом в полной мере еще не проявились: их деятельность могла продолжаться за счет имеющихся ресурсов, а также запасов сырья и комплектующих; доходы населения также пока не показали существенного сокращения. В связи с этим, несмотря на то что динамика

Рис. 4. Региональные меры поддержки бизнеса, в %

Кредиты и займы Субсидии и льготы

■ Налоги

■ Обучение/консультации

■ Аренда/недвижимость

□ Оборудование/электронные платформы

■ Прочее

23

Источник: составлено автором по данным Единого реестра МСП — получателей поддержки. ШЬ: ИИрБу/мсп.рф/БегасеБ/ апйкгЙБпуе-тегу/

числа организаций сектора МСП уже является отрицательной, численность занятых в нем показывает рост, что позволяет говорить скорее о каких-то внутренних трансформациях внутри сектора.

Федеральная поддержка бизнеса на данном этапе носит преимущественно оперативный характер - шагов в направлении долгосрочной планомерной политики пока не на-

блюдается. Административные, финансовые и налоговые льготы предоставляются только приоритетным направлениям бизнеса, однако наиболее вероятно, что к концу года их число увеличится. Сектор МСП поддерживается относительно разносторонне. Региональные меры его поддержки, напротив, являются в основном финансовыми и налоговыми, но среди них отмечается нехватка консультаци-

Рис. 5. Структура полученной организациями МСП поддержки, в %

100

1-е полугодие 1-е полугодие 2021 г. 2022 г.

1-е полугодие 1-е полугодие 2021 г. 2022 г.

1-е полугодие 1-е полугодие 2021 г. 2022 г.

1-е полугодие 1-е полугодие 2021 г. 2022 г.

Микропредприятия

Малые предприятия Средние предприятия

Индивидуальные предприниматели

■ Финансовая и Информационная ■ Образовательная □ Консультационная □ Имущественная ■ Инновационная

Источник: рассчитано и построено автором по данным Единого реестра МСП — получателей поддержки. URL: httpsy/мсп.рф/ services/antikrizisnye-mery/

Рис. 6. Динамика числа организаций МСП - получателей поддержки в первом полугодии 2022 г.

35 000

30 000 25 000

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь

■ Финансовая и Информационная ■ Образовательная □ Консультационная □Имущественная ■ Инновационная

Источник: рассчитано и построено автором по данным Единого реестра МСП — получателей поддержки. URL: httpsy/мсп.рф/ services/antikrizisnye-mery/

онных и образовательных направлений. При этом именно консультационная поддержка стала основной по числу получений организациями МСП. Финансовая поддержка уже сейчас демонстрирует возникающие проблемы в росте затрат на оборотные средства, транспортные расходы.

Рекомендации

С учетом зарубежного опыта необходимо: обеспечить доступ к критически важным технологиям, приобретая их через третьи страны и налаживая их разработку и применение в России; наладить реинжиниринг ввезенных технологий с помощью собственных НИИ и институтов развития, для чего должны быть увеличены государственные инвестиции по конкретным направлениям НИОКР и в образование в этих приоритетных сферах, которые должны быть выделены правительством. Одновременно должно быть обеспечено взаимодействие между бизнесом и научно-образовательными и научно-исследовательскими учреждениями в направлении приоритетных для России технологий.

К реализации предлагаются следующие меры:

• оперативное донесение до бизнеса информации о текущей ситуации в экономике, о существующих федеральных и региональных мерах его поддержки. В связи с этим Корпорации МСП следует увеличить число образовательных и консультационных мероприятий для представителей каждой конкретной отрасли;

• расширение государственных закупок у предприятий МСП и упрощение для них процедуры участия в закупках (особенно касающихся приоритетных направлений);

• проведение ревизии потенциально необходимых для представителей крупного бизнеса и МСП продуктов и услуг, создание низких барьеров для входа в эти сферы, популяризация их среди молодежи;

• создание единой платформы для потенциальных производителей и заказчиков продукции (не только государственных, но и частных), на базе которой они не только могли бы находить друг друга, но и узнавать о проблемах и нишах в каждой конкретной отрасли от представителей компаний-заказчиков путем организации семинаров, круглых столов и др.;

• дополнительное изучение особенностей ведения бизнеса азиатских компаний, планирующих вход на российский рынок, и подготовка организаций МСП к обеспечению их деятельности.

В среднесрочной перспективе необходимо создать на базе ведущих университетов и НИИ структуры, способствующие коммерциализации знаний, бизнес-инкубаторы и др.; предоставить льготы бизнесу, взаимодействующему с научно-образовательными учреждениями в направлении финансирования фундаментальных и прикладных исследований; возможно использовать механизм инновационных ваучеров8.

Кроме того, следует оказать поддержку российским высокотехнологичным компаниям с внутренними научно-исследовательскими подразделениями для разработки импортозамещающих технологий и занятия освободившихся технологических ниш: предоставить налоговые льготы, отсрочки по уплате обязательных платежей, льготные целевые кредиты; способствовать созданию привлекательных условий работы в стране для зарубежных специалистов. ■

8 Инновационный ваучер - ценная бумага с гарантированным государственным обеспечением, которая выдается малым и средним предприятиям государственными организациями для оплаты услуг поставщиков инноваций/технологий и гарантирует целевое расходование государственных средств [1].

Литература

1. Баринова В.А., Еремкин В.А. Инновационный ваучер как перспективный инструмент грантового финансирования // Экономика науки. 2015. № 1. C. 40—47.

2. Баринова В.А. и др. Пересмотр долгосрочных трендов развития малого и среднего предпринимательства в России и регионах в постсоветский период // Экономическое развитие России. 2022. Т. 29. № 7. С. 29-44.

3. Образцова О.И., Чепуренко А.Ю. Политика в отношении МСП в РФ: обновление после пандемии? // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. №. 3. С. 71-95.

4. Salitskii A.I., Zhao X., and Yurtaev V.I. Sanctions and import substitution as exemplified by the experience of Iran and China // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2017. Vol. 87. No. 2. Pp. 205-212.

References

1. Barinova V.A., Eremkin V.A. Innovation voucher as a promising tool for grant funding // The Economics of Science. 2015. No. 1. Pp. 40-47.

2. Barinova V.A. et al. Reconsidering Long-term Trends in the Development of Small and Medium-Sized Enterprises in Russia and the Regions in the post-Soviet Period // Russian Economic Development. 2022. Vol. 29. No. 7. Pp. 29-44.

3. Obraztsova O.I., Chepurenko A.Yu. SME Policy in the Russian Federation: Post-Pandemic Update? // Public Administration Issues. 2020. No. 3. Pp. 71-95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Salitskii A.I., Zhao X., and Yurtaev V.I. Sanctions and import substitution as exemplified by the experience of Iran and China // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2017. Vol. 87. No. 2. Pp. 205-212.

SMEs under Anti-Russian Sanctions: Results of the First Half of the Year and Possible Support Measures

Ksenia V. Demidova - Junior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia). E-mail: demidova-kv@ranepa.ru

Trends in the sector of small and medium-sized enterprises (SMEs) from January to June 2022, as well as established mechanisms of state support in the context of anti-Russian sanctions are analyzed. The foreign experience of supporting technological entrepreneurship in the conditions of sanctions is considered. It is shown that during the period under consideration there have not yet been significant negative changes in the sector, although the number of SMEs is already beginning to decline in comparison with similar periods of previous years.

The consequences will be more noticeable the next year, as the effects of the sanctions restrictions in terms of supplies, equipment, financing, etc. will begin to appear. The support measures that exist at the moment are rather operational and the most complete and substantial assistance is provided to the IT sphere, while the general support is limited mainly to administrative measures, although for SMEs is represented by a broader set of formats. The article was written on the basis of the RANEPA state assignment research programme.

The article was written on the basis of the RANEPA state assignment research programme.

Key words: SMEs, sanctions, support measures, economy. JEL-codes: M21, O12, O18, O25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.