Научная статья на тему 'МСБ в ТС-ЕАЭС как основа развития интеграционных процессов'

МСБ в ТС-ЕАЭС как основа развития интеграционных процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок / реинтеграция / экономическая интеграция

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воленко Олеся Александровна

Экономическая интеграция в ЕАЭС имеет положительные результаты и успехи. Однако в этом процессе сохраняются и значительные трудности, и ограничения, особенно в сфере развития деятельности предприятий малого и среднего бизнеса – аспект, практически не исследованный пока в научной литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воленко Олеся Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МСБ в ТС-ЕАЭС как основа развития интеграционных процессов»

Воленко О.А.1

АНО ВО «Московский гуманитарный университет » МСБ в ТС-ЕАЭС как основа развития интеграционных процессов

Аннотация. Экономическая интеграция в ЕАЭС имеет положительные результаты и успехи. Однако в этом процессе сохраняются и значительные трудности, и ограничения, особенно в сфере развития деятельности предприятий малого и среднего бизнеса - аспект, практически не исследованный пока в научной литературе.

Ключевые слова: рынок, реинтеграция, экономическая интеграция

Вклад МСП во внешнюю торговлю, и, в частности, в экспорт развитых стран довольно значителен - их доля в общем объеме экспорта составляет от 25 до 35%, например, в США - 34%. В отдельных развивающихся странах вклад МСП в экспорт продукции еще выше - в Южной Корее - около 40%, в Китае -более 50%. В абсолютном исчислении количество малых и средних предприятий, осуществляющих экспортную деятельность, составляет в РФ 13,4 тыс. доля экспортеров составила порядка 0,7% всех российских малых и средних предприятий, а объем их выручки - менее 1% от экспортной выручки.

Если рассматривать всех хозяйствующих субъектов, ведущих в России экспортную деятельность, то в 2014 г. доля экспорта МСП в общем объеме экспорта Российской Федерации составила около 6%, что многими экспертами отмечается как очень низкий уровень (табл.1).

Но, как видно из анализа статистических данных, представленных в табл. 1, в 2015 г. удельный вес субъектов МСБ в общем объеме экспорта РФ составил 5%, т.е. сократился практически на 1%. При этом особенно значительно за год сократился объем экспорта малых предприятий - с 23,99 млрд. долл. в 2014 г. до 6,8 млрд. в 2015 г., т.е. в 3,5 раза [1].

Таблица 1

Объем экспорта МСП Российской Федерации в 2014-2015 гг., долл.

2014 2015

Объем экспорта средних предприятий 6 454 344 344,51 4 684 587 716,12

Объем экспорта малых предприятий 23 993 291 820,47 6 812 730 305,49

Объем экспорта микропредприятий Нет данных 5 759 926 551,77

ИТОГО экспорт МСП 30 447 636 164,98 17 257 244573,38

Всего экспорт РФ 343 427 000 000,0

Тут следует отметить, что и во многих странах мира МСП традиционно в большинстве случаев работают на удовлетворение потребностей именно внутреннего рынка, а крупные - на внешние рынки. Но процессы глобализации ми-

1 Воленко Олеся Александровна - магистрант АНО ВО «Московский гуманитарный университет».

19

ровой экономики содействуют активному выходу МСП многих стран, особенно освоивших современные формы и методы международного сотрудничества и внедряющих инновационные подходы в производстве и управлении, на внешние рынки [2].

Сегодня в среднем около 70% МСП за рубежом являются интернационализированными. Они открывают предприятия в национальном экономическом пространстве и ведут экспортную деятельность, также они открывают предприятия за рубежом и ведут предпринимательскую деятельность на территории принимающей страны и (иногда) 3-х стран, если позволяют обстоятельства. При этом часто они имеют достаточно мощную государственную поддержку, так как большинство стран мира, как развитые, так и развивающиеся, считают, что экспортная деятельность - один из факторов роста национальной экономики, а поскольку МСБ - один из наиболее эффективных и активных его сегментов, то его роль в экспортной деятельности всячески поддерживается.

В мире среди МСП-экспортеров традиционно преобладают предприятия обрабатывающей промышленности. Во Франции и Италии, а также в Германии, в секторе обрабатывающей промышленности экспортная доля МСП почти такая же, как и экспортная доля крупных предприятий. Что касается азиатских стран, то там вклад малых и средних предприятий в экспорт еще более велик: в Корее - примерно 40%, в Китае - более 50%, в развивающихся странах Восточной Азии - около 40%.

В России при активной декларации такой поддержки со стороны государственных органов и при ее фактически крайне низком уровне, все большее количество субъектов МСБ рассматривает ВЭД (в том числе и экспорт) как стратегическую альтернативу развития бизнеса, которая поможет им стать еще более конкурентоспособными (в том числе и на внутренних рынках) и устойчивыми с долгосрочной точки зрения, как показывают различные аналитические исследования.

Предприниматели главным образом ждут от государства снижения налогов (так считают 65% респондентов), увеличения объемов финансовой поддержки (57,5%) и снижения административных барьеров и борьбы с коррупцией (51,5%). А вот важность увеличения объемов нефинансовой поддержки отметили менее 1/3 предпринимателей. Это, очевидно, свидетельствует о том, что представители малого и среднего бизнеса предпочитают видеть более осязаемые результаты поддержки - финансовые средства или снижение издержек, связанных с прохождением административных процедур [3].

Подобное положение сохраняется и в Республике Беларусь. Так, следует отметить сокращение экспортной деятельности субъектов МСП в 2015 г. в стоимостном выражении (табл. 2 и рис. 1).

Таблица 2

Динамика внешней торговли МСП Республики Беларусь в 2010-2015 гг., млрд. долл.

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Объем внешней торговли товарами субъектов МСП 23,9 32,8 35,1 229,2 29,4 23,5

Экспорт товаров субъектами МСП 10,8 18,6 19,0 13,9 15,1 12,8

Доля экспорта МСП в общем объеме экспорта РБ 42,9 46,1 41,3 37,3 41,5 48,1

Импорт товаров субъектами МСП 13,0 14,2 16,1 15,3 14,3 10,7

Доля импорта МСП в общем объеме импорта РБ 37,4 31,1 34,7 35,7 35,0 35,5

Как видно из анализа представленных данных, имеет место спад в торговле после 2012 г. в стоимостном выражении, но рост доли МСП как в экспорте, так и в импорте.

в 2010-2015 гг., млрд. долл. Приоритет внутреннего рынка для белорусских МСП подтверждается и оценкой важности этого и внешних рынков (табл. 3).

Таблица 3

Важность рынков для белорусских МСП в 2015 г., %

Какие рынки наиболее важны для Вашего предприятия? 1 2 3 4 5 Всего Среднее значение

Внутренний рынок Беларуси 2.6 3.2 8.8 23.4 61.9 100.0 4.390

России и Казахстана 33.6 13.0 22.5 17.2 13.7 100.0 2.643

Украины 50.6 15.1 22.5 8.4 3.5 100.0 1.991

Других стран СНГ 50.8 15.1 20.9 8.6 4.6 100.0 2.012

Польши, Литвы, Латвии 56.4 16.2 12.8 8.6 6.0 100.0 1.916

Других стран Европейского союза 62.2 12.5 14.6 5.1 5.6 100.0 1.794

Других страны мира 67.1 10.9 13 6.0 3.0 100.0 1.671

Примечание. «1» - «Не имеет значения», «5» - «Очень важен».

В 2015 г. Средняя оценка внутреннего рынка Беларуси составила 4.390. Вторым по значимости был рынок стран ТС/ЕЭП, т.е. Казахстан и Россия, -2.643. Далее следовал рынок других стран СНГ (2.012), Украины (1.991), приграничных стран ЕС (1.916), других стран ЕС (1.794) и остальных стран мира (1.671). Такое распределение ответов оставалось практически неизменным на протяжении последних трех лет.

Важная роль рынков России и Казахстана для МСП Беларуси сохраняется традиционно (см. рис. 2).

Рис. 2Важность рынков для белорусских МСП в 2012 - 2014 гг.,

среднее значение.

Примечание. «1» - «Не имеет значения», «5» - «Очень важен».

Внутренний рынок Беларуси в 2015 г. был одинаково важен для МСП вне

зависимости от их форм собственности (рис. 3).

50

4.5 4.0

3.5 3.0 2.5 2.0 1.5 1.0 0.5 00

НПи

Торговля Общественное Промышленность Строительство Транспорт и связь Среднее значение питание

■ Внутр еннин рынок Беларуси ■ Рос сил и Казахстана ■ Украины

■ Других стран СНГ Полыпн. Литвы. Латвии ■ Других стран ЕС

Рис. 3 Уровень важности рынков для белорусских МСП в 2015 г. в зависимости от сферы деятельности предприятия.

Примечание. «1» - «Не имеет значения», «5» - «Очень важен».

Например, уровень важности рынка нынешних партеров Беларуси по Таможенному союзу для МСП с численностью персонала до 10 человек составил 2.309 (при среднем значении 2.643), в то время как для фирм с персоналом от

100 до 200 и свыше 200 человек этот показатель составил 2.962 и 3.444 соответственно.

В заключении надо отметить, что интеграционный процесс в ЕАЭС имеет 2 характерных отличия от интеграционной модели Евросоюза. Эти отличия были впервые четко определены в работах Т.А.Мансурова: «Во-первых, ярко выраженный асимметричный характер модели из-за преобладания одного участника - России, что нетипично для большинства региональных объединений. Во-вторых, по сути, реинтеграционный характер модели, что создало предпосылки и условия для решения многих проблем интеграции комплексно и в более короткие по сравнению с Евросоюзом сроки».

Эти особенности оказывают большое влияние на состояние МСБ и их эффективность как катализатора экономической интеграции.

Список использованных источников

1.Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года // http://government.ru/media/files/jFDd9wbAbApxgEiHNaXHveytq7hfPO96.pdf

2.Титов Д. Несырьевой экспорт оживился. Но малый и средний бизнес в нем почти не участвует // Экономика и жизнь. - 2015. - №41 (9607).

4.Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса в 2016 г. / Акционерное общество «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (АО «МСП Банк»). М.: Аналитический центр, 2016. - С. 25.

Володина И.С.1

АНО ВО «Национальный институт бизнеса» Повышение качества продукции

Аннотация. Определены одни из приоритетных задач любого предприятия в современных условиях хозяйствования, целью которых является повышение качества продукции, определяющее не только выживаемость предприятия в условиях рынка, но и обеспечивающее рост эффективности производства и экономию всех видов ресурсов, что позволяет более полно удовлетворять потребности общества.

Ключевые слова: качество продукции, экономический рост, система показателей, комплексный подход, эффективное управление, система управления качеством.

Системы управления качеством, функционирующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.

1 Володина Ирина Сергеевна - студентка второго курса магистратуры, направление «Экономика» АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.