Научная статья на тему 'Роль малого бизнеса России во внешнеторговой деятельности'

Роль малого бизнеса России во внешнеторговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
793
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ТОРГОВЛЯ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / РЫНОК / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / BUSINESS / SMALL BUSINESS / TRADE / FOREIGN TRADE / MARKET / EXPORT / IMPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьменко Н.И., Михалькова И.Г.

В статье рассмотрены вопросы участия малого бизнеса России во внешнеторговой деятельности. В большинстве стран мира малые средние предприятия чаще всего работают на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, а крупные предприятия на удовлетворение внешних. Но благодаря глобализации малые и средние предприятия в последние годы освоили новые формы международного сотрудничества и внедряют инновационные подходы в управлении производством, показывая и доказывая свои права в связи с чем материал статьи приводит доказательства важности участия малого бизнеса во внешнеторговой деятельности не только на внутренних рынках, но и на внешних. Статические доказательства утверждают, что зарубежные компании приносят дополнительный доход стране за счет участия во внешнеторговой деятельности. За последнее время наблюдается положительная динамика увеличения количества малых предприятий России экспортеров. Однако недостаточно российских малых предприятий участвуют во внешнеторговой деятельности. Авторами обосновываются проблемы российских малых предприятий при выходе на внешний рынок и предлагается ряд рекомендательных мер по решению данных проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA IN FOREIGN TRADE

In the article questions of participation of small business of Russia in the foreign trade activity are considered. In most countries of the world small medium-sized enterprises often work to meet the needs of the domestic market, and large enterprises to meet external needs. But thanks to globalization, small and medium-sized enterprises in recent years have mastered new forms of international cooperation and introduced innovative approaches to managing production in, showing and proving their rights. In this connection, the article's material proves the importance of small business participation in foreign trade activities not only in domestic markets, but also on external ones. Static evidence argues that foreign companies bring additional revenue to the country through participation in foreign trade activities. Recently, there has been a positive trend in the increase in the number of small enterprises of Russia exporters. However, not enough Russian small enterprises are involved in foreign trade activities. The authors substantiate the problems of Russian small enterprises when they enter foreign markets and suggests a number of recommendations to address these problems

Текст научной работы на тему «Роль малого бизнеса России во внешнеторговой деятельности»

ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА

РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА РОССИИ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.И. Кузьменко, канд. географ. наук, доцент e-mail: diasku@mail.ru И.Г. Михалькова, студент e-mail: irinka.m.i.g@mail.ru Воронежский государственный педагогический университет

В статье рассмотрены вопросы участия малого бизнеса России во внешнеторговой деятельности. В большинстве стран мира малые средние предприятия чаще всего работают на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, а крупные предприятия на удовлетворение внешних. Но благодаря глобализации малые и средние предприятия в последние годы освоили новые формы международного сотрудничества и внедряют инновационные подходы в управлении производством, показывая и доказывая свои права в связи с чем материал статьи приводит доказательства важности участия малого бизнеса во внешнеторговой деятельности не только на внутренних рынках, но и на внешних. Статические доказательства утверждают, что зарубежные компании приносят дополнительный доход стране за счет участия во внешнеторговой деятельности. За последнее время наблюдается положительная динамика увеличения количества малых предприятий России экспортеров. Однако недостаточно российских малых предприятий участвуют во внешнеторговой деятельности. Авторами обосновываются проблемы российских малых предприятий при выходе на внешний рынок и предлагается ряд рекомендательных мер по решению данных проблем

Ключевые слова: бизнес, малый бизнес, торговля, внешняя торговля, рынок, экспорт, импорт

THE ROLE OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA IN FOREIGN TRADE

N.I. Kuzmenko, Candidate of Geographical Science, Assistant Professor

e-mail: diasku@mail.ru I.G. Michalkova, Student

e-mail: irinka.m.i.g@mail.ru

Voronezh State Pedagogical University

In the article questions ofparticipation of small business of Russia in the foreign trade activity are considered. In most countries of the world small medium-sized enterprises often work to meet the needs of the domestic market, and large enterprises to meet external needs. But thanks to globalization, small and medium-sized enterprises in recent years have mastered new forms of international cooperation and introduced innovative approaches to managing production in, showing and proving their rights. In this connection, the article's material proves the importance of small business participation in foreign trade activities not only in domestic markets, but also on external ones. Static evidence argues that foreign companies bring additional revenue to the country through participation in foreign trade activities. Recently, there has been a positive trend in the increase in the number of small enterprises of Russia exporters. However, not enough Russian small enterprises are involved in foreign trade activities. The authors substantiate the problems of Russian small enterprises when they enter foreign markets and suggests a number of recommendations to address these problems

Key words: business, small business, trade, foreign trade, market, export, import

В малом и среднем бизнесе всех стран мира без исключения всё больше проявляются черты глобализации, которое выражается в росте внешнеэкономической активности масштабном использование глобальных информационных технологий, унификация форм и деловых стандартов в предпринимательской деятельности. Вместе с крупными и в том числе транснациональными корпорациями, международном бизнесе активным субъектом являются малые средние предприятия, деятельность которых составляет международный бизнес на участие в мировой торговле.

В большинстве стран мира малые средние предприятия чаще всего работают на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, а крупные предприятия на удовлетворение внешних. Но благодаря глоба-

лизации малые и средние предприятия в последние годы освоили новые формы международного сотрудничества и внедряют инновационные подходы в управлении производстве в, показывая и доказывая свои права.

На этой почве, все больше малых и средних предприятий России задумываются о ведении внешнеэкономической деятельности как о более выгодной альтернативе развития бизнеса, которая поможет им повысить прибыль, стать более конкурентоспособной (в том числе на внутренних рынках) и устойчивой с долгосрочной точки зрения. Обратим внимание, на отраслевую структуру малого предпринимательства России за 2016 г. (рис. 1).

■ 2; Транспорт И связь; 4,9; 6%

■ 2; Операции с недвижимым имуществом; 15,8;

■ 2; Рыболовство

рыбоводство; 0,3; 0% 2; Образование и здравоохранение; 1;

2; Прочие услуги; 2,4; 3%

■ 2; Сельское хозяйство; 2,8; 3,%

2; Обрабатывающие производства; 0,2; 0%

■ 2; Строительство; 14%

2; Оптовая и розничная торговля; 45; 53%

2; Добыча полезных ископаемых; 0,4; 0%

2; Производство и распределение электроэнергии, газа и воды; 0,4; 1%

Рис. 1. Отраслевая структура малого предпринимательства России за 2016 г. [3]

Наиболее популярными показателями, которые занимают лидирующее положение у предпринимателей являются показатели в секторах строительства, оптовой торговли и операций с недвижимостью, в то время как доли таких отраслей как добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, рыболовство, здравоохранение и т.д, крайне малы ,что говорит о чёткой ориентации малых предприятий на торговлю. В связи с чем, участники малого производства стараются расширить рынок внутри страны и осваивать зарубежные рынки.

За последнее время наблюдается положительная динамика увеличения количества малых предприятий России экспортеров (рис. 2). По данным Федеральной таможенной службы России, количество компаний-экспортеров среди малого и среднего бизнеса (МСБ) растет хорошими темпами - за 3,5 года их численность увеличилась в 1,5 раза. Если в 2013 году в стране насчитывалось порядка 10 620 экспортно ориентированных предприятий сектора МСБ, то к началу 2016 года число таких компаний существенно увели-

чилось и составило 16 198 предприятий. На 7 месяцев 2017 года из 260 тыс. компаний малого бизнеса - 28 тыс. являются компаниями экспортерами. Однако, для такой масштабной страны как Россия, этих показателей недостаточно. Данное обстоятельство подтверждается в сравнении с другими странами.

В развитых странах вклад МСП в экспорт в десятки раз превышает российские показатели и колеблется от 25 до 50%. В Италии и Франции в секторе обрабатывающей промышленности экспортная доля МСП практически равна экспортной доле больших предприятий. В азиатских странах, вклад малых и средних предприятий в экспорт еще больше: в Корее — примерно 40%, в Китае — более 50%, в развивающихся странах Восточной Азии — около 40%. В России показатели выхода малых предприятий на мировые рынки значительно ниже и равны менее 15%. Вышеупомянутое дает понять о различных трудностях, возникающих при становлении МСП на путь экспорта.

Далее обратимся к причинам отставания участия предприятий малого бизнеса России во внешнеторговой деятельности.

Существует несколько проблем участия российских МСП во внешнеторговой деятельности, к ним относятся:

1. Низкие показатели по экспорту малого и среднего предпринимательства. По словам директора департамента развития МСБ Минэкономразвития Натальей Ларионовой, это связанно с тем, что большая часть субъектов занята в сфере торговли, а в мире преобладает обрабатывающая промышленность, в то время как в России только 10% всех малых и средних предприятий являются обрабатывающими производствами [1]. Наибольшую долю в общем количестве МСП составляют предприятия в сфере оптовой и розничной торговли и компании, занимающиеся операциями с недвижимостью.

2. Причина низкого уровня развития экспортной деятельности МСП в России — нехватка информации о возможностях и требованиях зарубежных рынков. В данном случае, можно подробно остановиться на препятствиях реализации экспортного потенциала малых и средних предприятий:

а) не информированность предпринимателей об особенностях ведения бизнеса на зарубежных рынках;

б) проблемы с кадрами

в) высокая конкуренция за рубежом;

г) зарубежные потребители предъявляют высокие требования к качеству продукции,

д) сложности с организацией коммуникации с зарубежными партнерами;

е) слабая информированность и недостаток знаний о требованиях зарубежных рынков, о потенциальных партнерах, а так же мало возможностей по продвижению продукции за границей

д) для развития масштаба деятельности субъектам МСП не хватает финансовых средств для ведения экспортной деятельности.

3. Россия — огромная страна, и на экспортный потенциал влияет уровень развития каждого из регионов . Лидирующим регионом по количеству предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, и по получаемой от их деятельности прибыли является ЦФО. Он обеспечивает около 40% российского экспорта МСП. Второе и третье места занимают Северо-Западный и Приволжский федеральные округа. По числу работающих на внешних рынках предприятий, они охватывают около 20% и более 10. В наименьшем объеме внешнеэкономическая деятельность представлена в Северо-Кавказском округе: его доля составляет порядка 1%. Как показывают данные рисунка 3, количество предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью мало. Вышеописанные сложности дают основание для предложения направлений по решению проблем участия малого бизнеса во внешнеторговой деятельности.

Во-первых, считаем важным поддерживать появление государственных институтов и представительств поддержки малого и среднего предпринимательства. Так, с 2015 года начал работать Российский экспортный центр (АО), созданный в структуре Внешэкономбанка (ГК). Сформировано «единое окно», которое оказывает финансовую и нефинансовую поддержку экспорта, услугами которого могут пользоваться малые и средние компании. Одним из приоритетных проектов Минэкономразвития России совместно с АО «РЭЦ» является открытие торговых домов за рубежом. В конце мая 2016 года состоялось открытие первого торгового дома в Казахстане. Уже открыты торговые дома в Аргентине, Вьетнаме, Иране, Таджикистане ЮАР и Китае, которые помогают экспортерам организовать бизнес, найти зарубежных партнеров и т.д.

Рис. 3. Количество малых предприятий по округам РФ, занимающихся внешнеэкономической деятельностью в 2016 г. [3]

Продажи; СевероЗападный федеральный округ; 2571;

■ Продажи; Южный федеральный округ;

956; 8%

Продажи; Северокавказский федеральный округ; 177; 1%

I Продажи; Приволжский федеральный округ;

1674; 14%

Продажи; Дальневосточный федеральный округ; 631; 5%

Продажи; Сибирский федеральный округ; 1493; 13%

Продажи; Центральный федеральный округ; 3616; 30%

Продажи; Уральский федеральный округ; 782; 7%

Во- вторых, наращивание регионального присутствия, как за счет создания собственных представительств, так и используя возможности региональных торгово-промышленных палат и других компонентов региональной инфраструктуры. В настоящее время тестируется система, которая предполагает получение всех услуг по развитию экспорта, в том числе и государственных услуг, прямо на месте. Нефинансовую поддержку «РЭЦ» в регионах оказывает как напрямую, так и через региональные центры поддержки экспорта, которых на сегодняшний день по России насчитывается 37 [2].

В третьих, считаем важным стимулировать экспортный потенциал МСП возможно и за счет снижения издержек выхода на зарубежные рынки на основе упрощения процедур ведения экспортной деятельности, так же к началу работы на внешних рынках может побудить и тиражирование историй успеха предприятий-экспортеров.

Увеличение числа МСП экспортеров может стать для российской экономики тем самым, важным импульсом в развитии, который долго искали. Так как возрастание экспорта на 4%, будет давать прирост ВВП на 1%, т.е. с помощью экспорта реально увеличить прирост ВВП России на примерно 2% в год. Однако на данный момент это только перспективы

Таким образом, несмотря на сложную ситуацию и сравнительно небольшое количество субъектов МСП России, занимающихся внешнеторговой деятельностью, в стране наблюдается положительная динамика роста количества предприятий, за счет создания различных проектов и программ, помогающих предприятиям реализовать себя, следовательно, увеличивается роль малого бизнеса России во внешнеторговой деятельности.

Так как вышеописанный комплекс мер успешно реализуется, а параллельно с описанными мерами реализуются и другие программы, такие как обучение в «Школе экспорта» которая позволит как начинающим, так и давно реализующим свою деятельность экспортерам более подробно освоить тонкости зарубежной предпринимательской деятельности и совершать меньше ошибок, а плата за такие ошибки бывает велика, предприниматели не оценив ситуацию стремятся заключить договора за границей без предварительной юр. оценки и т.д., не учитывая, что плата за эти ошибки не каждому по карману. Изначально курсы в этой школе работали в тестовом режиме, но с 2018 года стали платными. Так же решаются проблемы снижения налогов, которая не дает только начавшим свою деятельность предприятиям развиваться более быстро и масштабно и дефицит финансирования МСБ, который и является одной из острейших проблем развития МСБ. Но благодаря программам можно уверенно заявить о высоких перспективах и будущих положительных результатах малого предпринимательства на зарубежных рынках. Перспективы роста открываются в с\х, пищевой промышленности, нефтехимии и лесопереработке, также большие возможности в секторе переработки сырья. В отношении новейших научно-технических направлений — нанотехнологий - Россия находится на стартовых условиях также как и многие другие страны и при достойной поддержке государства, малые и средние предприятия могут выйти на передовые рубежи.

Подводя итоги, можно сказать что, несмотря на то, что Россия находится только в начале пути оптимизации развития малого и среднего предпринимательства, и для достижения результатов нужно при-2018. Т.15. № 1

ложить колоссальные усилия и продолжить активную реализацию существующих программ, прогнозы развития МСБ являются достаточно оптимистичными и к 2020 году предполагается увеличение их доли до 1520%. Ну а пока государству нужно помогать и просвещать предпринимателей, чтобы помочь стране развиваться и занять достойное положение на мировой арене.

Литература

1. Кузьменко Н.И. Малый и средний бизнеса как условие обеспечения конкурентоспособности ре-

гионов Российской Федерации // Наука России: цели и задачи. Сборник научных трудов по материалам международной научной конференции. 2017. С. 41-45.

2. Федеральная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://smb.gov. ru/program/program_rf/

3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - http://www.gks.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.