Научная статья на тему 'РЕГИОНЫ И ГОРОДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПУТИ НАРАЩИВАНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ И УСЛУГ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВ И УГРОЗ'

РЕГИОНЫ И ГОРОДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПУТИ НАРАЩИВАНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ И УСЛУГ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВ И УГРОЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспорт товаров и услуг / система поддержки экспорта / регион / малое и среднее предпринимательство / система управления внешнеэкономическими рисками / export of goods and services / export support system / region / small and medium enterprises / foreign economic risk management system
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНЫ И ГОРОДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПУТИ НАРАЩИВАНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ И УСЛУГ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВ И УГРОЗ»

Вертинская Т.С.

к.э.н., доцент, Институт экономики НАН Беларуси, г. Минск

РЕГИОНЫ И ГОРОДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПУТИ НАРАЩИВАНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ И УСЛУГ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВ И УГРОЗ

Ключевые слова: экспорт товаров и услуг, система поддержки экспорта, регион, малое и среднее предпринимательство, система управления внешнеэкономическими рисками.

Keywords: export of goods and services, export support system, region, small and medium enterprises, foreign economic risk management system.

1. Введение

Важность рассмотрения проблемы поддержки экспорта в Беларуси в региональном аспекте объясняется, по меньшей мере, четырьмя причинами.

Во-первых, анализ показателей белорусского экспорта в отдельные страны и региональные объединения показал, что он в ряде случае связан только с несколькими регионами. Это ярко видно на примере наших ключевых партнеров. В России основные экспортные поставки сосредоточены в 10 российских регионах (около 60%). В Казахстане лидерами можно назвать только 3 региона: Астана, Алматы, Восточно-Казахстанская область. Аналогичная картина наблюдается в Китае: 4 китайских провинции - лидеры белорусского экспорта. Таким образом, опираясь на оценку регионального среза развития внешнеторговых связей можно вывить новые и потенциальные региональные рынки сбыта для белорусской продукции.

Во-вторых, региональный аспект позволяет выявить внутренние региональные резервы роста экспорта, те районы и города, которые обладая конкурентным экспортным потенциалом, не смогли его реализовать. Это касается, прежде всего, экспорта деловых, туристических, образовательных услуг, развития производств, основанных на использовании уникальных природно-ресурсных условий отдельных территорий.

В-третьих, в сформированной в настоящее время в стране системе поддержки экспорта одно из ее уязвимых звеньев - это региональный уровень.

В-четвертых, при нестабильности мировой конъюнктуры, вызванной, в том числе ужесточением глобальной конкуренции, экономическим противостоянием стран, которое сопровождается введением санкций, а также в условиях экологических и природных рисков, включая распространение эпидемий и пандемии, именно на уровне регионов и городов негативные последствия таких вызов и угроз проявляются наиболее выраженно.

Все это определяет актуальность анализа регионального среза экспортной деятельности и разработки дополнительных мер поддержки участия регионов и городов во внешнеторговых связях.

2. Состояние и тенденции развития экспорта регионов Республики Беларусь

Для областей Беларуси характерны региональные различия внешнеторговой деятельности.

1. За период 2017-2019 годов сложилась следующая региональная картина экспорта товаров: 35% приходится на г. Минск; 22% занимает Минская область; 12-13% - Гомельская область; доля экспорта товаров Могилевской, Витебской, Брестской, Гродненской областей в общем объеме экспорта товаров страны находилась в пределах 7-8%.

2. Динамика экспорта товаров в региональном срезе отражает динамику ключевых экспортных товарных позиций областей. Так, в 2019 году в целом по стране по сравнению с 2018 годом наблюдалось сокращение экспорта товаров почти на 3%, главным образом за счет падение поставок товаров по группе «Топливо минеральное, нефть и продукты их», и соответственно падение экспорта товаров наблюдалась в областях: Витебская область (экспорт упал на 389 млн. долл. США, или на 17,5%) и г. Минск в экспорте которых существенную долю составляет данная группа товаров. В то же время наблюдался рост экспорта товаров в Брестской области (по группе сельскохозяйственная и пищевая продукция).

За первые три месяца 2020 г. ситуация повторилась: сокращение экспорта за счет группы нефтепродуктов. В региональном разрезе в текущем году хуже всего дела обстоят у г. Минска (экспорт упал на 941 млн. долл. США, или на 34,3%), Минской (экспорт упал на 247 млн. долл. США, или на 13,3%) и Гомельской (экспорт упал на 125 млн. долл. США, или на 12,7%) областей.

3. В целом в Беларуси имеет место сильная товарная концентрация экспорта товаров. Десять ключевых товаров и товарных групп (нефть и нефтепродукты, калийные удобрения, грузовые автомобили, тракторы и седельные тягачи,

молоко и молочные продукты, сыры и творог, черные металлы, мебель, лесоматериалы) занимают около 40 % экспорта товаров в стране.

Аналогичная картина наблюдается на уровне регионов. В городе Минске топ-10 товарных позиций в общем объеме экспорта занимали в анализируемый период от 65,0 до 68,6%.Это обусловлено высокой долей нефтепродуктов -от 44,9 до 49,5%. В Минской области топ-10 товаров находились в пределах 60,0-62,3% за счет высокой доли калийных удобрений (35,2-37,3%). В Гомельской области на топ-10 товаров приходится от 54,2 до 57,8%. Это связано с высокой долей сырой нефти - от 16,3 до 19,6%.

Отчасти указанная тенденция свидетельствует о формировании товарной специализации областей на внешнем рынке: Брестская область - сыры и творог; Витебская область - нефтепродукты; Гродненская область - азотные удобрения, а также сыры и творог; Могилевская область - шины; Гомельская область - сырая нефть, прутки из нелегированной стали, Минская область - калийные удобрения.

4. География поставок регионов повторяет картину на национальном уровне. Соотношение экспорта, которое к 2020 году должно было составить: «одна треть - одна треть - одна треть», на данный момент не удается достигнуть. На республиканском уровне география экспортных поставок следующая: страны ЕАЭС занимают 44,2%, страны ЕС -25,5% и остальные страны - 30,4%. В целом выделяются 10 ведущих стран, на рынки которых поставляется до 90% продукции, среди них Россия - около 60%.

Примерно такая же пропорция характерна для региональных экспортных поставок. Исключение - Минск, где доля России ниже и составляет около 30%, в основном из-за поставок нефтепродуктов в ЕС через Белорусскую калийную компанию.

5. Для регионов важен экспорт предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП). В целом доля предприятий МСП в общем объеме экспорта страны за период 2017-2019 годы колеблется в пределах 20-22%. Статистические данные по экспорту МСП в областях демонстрирует региональные различия. Регион-лидер - это Витебская область, на которую приходится около 37% экспорта товаров предприятий МСП. Как показал анализ, здесь велик вклад посреднических организаций и предприятий в области переработки древесины. Доля малых и средних предприятий Минской, Брестской областей и г. Минска находится в пределах 20-22%. Регионами-аутсайдерами в экспорте товаров предприятиями МСП оказались Гомельская и Гродненская области.

6. Доля в экспорте товаров страны иностранных предприятий (ИП) и предприятий совместной формы собственности (СП) составляла в 2019 году около 32%. Значительная доля экспортной корзины СП и ИП сформирована за счет сельскохозяйственной продукции и продуктов переработки древесины и нефти. Большая часть экспорта (около 70%) направляется в Российскую Федерацию. При этом максимальный вклад обеспечивает Минская область - более 40%, в то время как в Витебской области доля экспорта СП и ИП минимальна - около 4,5%.

Во всех областях Беларуси отмечается невысокий уровень экспорта иностранных и совместных предприятий, зарегистрированных в свободных экономических зонах с льготными условиями функционирования.

7. Доля высокотехнологичных товаров в общем объеме экспортных поставок страны составила 2,95% в 2019 году. В стоимостном выражении высокотехнологичный экспорт увеличился на 6,4% по сравнению с 2018 г. Кроме того, наблюдается высокая региональная концентрация высокотехнологичного экспорта Республики Беларусь -удельный вес г. Минска в республиканских поставках такой продукции на протяжении длительного периода стабильно превышает 60% и составил в 2019 г. 61,6%. Для сравнения, Гомельская область - 1,6%.

Как положительную тенденцию можно отметить ярко выраженную специализацию некоторых белорусских регионов в части экспорта высокотехнологичных товаров: Брестская область - на производстве и экспорте фармацевтической (41,9%) и электротехнической продукции (41,7%); Витебская область - фармацевтической продукции (51,5%); Минская область - фармацевтической продукции (56,5%); Гомельская область - оптической и измерительной аппаратуры (46,2%) и электротехнической продукции (36,5%); Гродненская область - оптической и измерительной аппаратуры (93,2%); Могилевская область - электротехнической продукции (77,6%); г. Минск - электротехнической продукции (39,8%), оптической и измерительной аппаратуры (33,2%).

8. Ситуацию во внешней торговле в целом традиционно спасает внешняя торговля услугами, экспорт которых за 2019 г. по сравнению с предыдущим годом вырос на 9,3% до уровня 9650,9 млн. долл. США, в результате чего положительное сальдо внешней торговли услугами улучшилось на 398,5 млн. долл. США и сложилось в размере 3833,1 млн. долл. США. По сравнению с 2015 годом экспорт всех услуг вырос на 44,3%, в свою очередь экспорт компьютерных услуг увеличился сразу в 2,6 раза.

Объем экспорта услуг за январь-март 2020 г. составил 3371,9 млн. долл. США и по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. увеличился на 3,0%, что было обеспечено ростом экспорта услуг на 5,2% до уровня 2206,5 млн. долл. США при уменьшении импорта услуг на 0,9% до уровня 1165,4 млн. долл. США. В результате положительное сальдо внешней торговли услугами улучшилось на 120,3 млн. долл. США и сложилось в размере 1041,1 млн. долл. США.

3. Действующая система поддержки экспорта на региональном уровне в Республике Беларусь

В Республике Беларусь создана национальная система поддержки экспорта. Помимо профильных министерств, ответственных за экспорт в стране (Министерство иностранных дел Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь), к числу организаций, содействующих экспорту, можно отнести Информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (НЦМиКЦ), которое создано в

1997 году при Министерстве иностранных дел. НЦМиКЦ входит в межгосударственную сеть информационно-маркетинговых центров государств-участников СНГ, являясь информационно-маркетинговым центром Беларуси.

Кроме этого, в настоящее время в Республике Беларусь функционирует Белорусское республиканское предприятие экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант». С 2013 г. ОАО «Банк развития Республики Беларусь» предоставлено право предоставление льготных экспортных кредитов для поддержки отечественных предприятий-экспортеров, который с 2016 года стал единственным каналом экспортного кредитования нерезидентов Беларуси по утвержденному Правительством перечню товарных позиций.

Для выработки предложений о координации и совершенствовании экспортной политики государства в 2002 году был создан Межведомственный совет по развитию экспорта, преобразованный в 2015 году в Межведомственный совет по внешнеторговой политике. В 2017 г. при Министерстве иностранных дел Беларуси создан Совет экспортеров в целях выработки рекомендаций и предложений по вопросам совершенствования экспортной политики Беларуси, выявления конкретных проблемных вопросов, возникающих при осуществлении экспорта.

Региональный сегмент национальной системы поддержки экспорта представлен следующими структурами.

Во-первых, на уровне облисполкомов созданы управления внешнеэкономической деятельности в составе комитетов экономики, в задачи которых входит в основном организационно-информационная работа:

составление отчетности области по внешнеэкономической деятельности;

мониторинг выполнения плановых и прогнозируемых показателей по экспорту;

разработка предложений по наращиванию экспорта и привлечению инвестиций, в основном в части участия в выставках;

отсылка экспортеров к национальным информационным ресурсам.

Надо признать, что существенной поддержки они не оказывают, так как местные органы власти не обладают полномочиями в расходовании бюджетных средств на цели поддержки продвижения экспортной продукции на внешние рынки.

Во-вторых, во всех областях действуют региональные отделения Белорусской торгово-промышленной палаты (БелТПП)1. Они имеют свои представительства в 30 крупных и средних городах Беларуси: Бобруйске, Кричеве, Борисове, Лиде, Орше, Жлобине, Мозыре, Полоцке, Пинске, Барановичах и др.

Эти структуры оказывают следующие услуги белорусским экспортёрам: консультирование по вопросам национального и международного права, осуществление внешнеэкономической деятельности; юридическое, организационное и документальное сопровождение внешнеэкономической деятельности; правовая экспертиза проектов учредительных документов и правовых актов, регулирующих деятельность организаций; юридическое сопровождение различного рода сделок, а также покупки или продажи доли в уставном фонде организации; досудебное урегулирование споров; маркетинговые исследования зарубежных рынков, поиск деловых партнеров, предоставление необходимой информации о товарах и услугах; патентные исследования на патентную чистоту объектов экспорта.

Региональные отделения БелТПП оказывают также содействие экспортёрам в рамках выставочных мероприятий: организация презентаций, семинаров, проведение контактно-кооперационных бирж, встреч и переговоров, подбор партнеров, подготовка и проведение национальных выставок и экспозиций Республики Беларусь за рубежом.

В числе новых направлений деятельности Белорусской торгово-промышленной палаты и ее региональных отделений можно отметить: создание реестра добросовестных партнеров; использование современных маркетинговых коммуникаций; расширение портфеля электронных сервисов с одновременным ростом их качества и скорости оказания услуг; формирование единой базы сертификации, экспертизы и оценки с возможностью оптимизации взаимодействия с заинтересованными органами; расширение института представителей БелТПП за рубежом и др.

В-третьих, основным внешнеэкономическим инструментом является реализация мер Национальной программы поддержки и развития экспорта в Республике Беларусь на период 2015-2020 годы. Она включает меры поддержки экспорта товаров и услуг по шести приоритетным направлениям:

1) оптимизация национальной системы поддержки и развития экспорта;

2) занятие новых ниш на перспективных рынках, сохранение существующих и поиск дополнительных ниш, усиление позиций на традиционных рынках;

3) увеличение экспортного потенциала в сфере услуг;

4) интеграция Республики Беларусь в ЕАЭС;

5) повышение привлекательности работы субъектов хозяйствования на экспортном направлении, развитие экспортного потенциала малого и среднего предпринимательства;

6) развитие инновационного экспорта посредством увеличения экспорта наукоемкой продукции и технологий.

В частности, Программой предусматриваются: модернизация финансовых механизмов поддержки экспорта;

создание альянсов с крупными региональными производителями, вхождение вместе с ними в международные производственные цепочки; развитие инфраструктуры индустрии туризма; расширение видов экспортируемых услуг в области транспорта, туризма, медицины, связи, консалтинга; формирование благоприятных условий членства в ВТО; создание условий для трансфера технологий; создание национальных инновационно-промышленных кластеров в области нано-, биоиндустрии и фармацевтической промышленности, индустрии информационно-коммуникационных технологий, микроэлектроники и др.

Резюмируя, можно отметить проблемные стороны действующей системы поддержки экспорта на региональном уровне в Беларуси:

1 Сайт Белорусской торгово-промышленной палаты. - https://www.cci.by

817

- участие управлений внешнеэкономической деятельности в составе комитетов экономики облисполкомов главным образом в области информационной поддержки экспорта, отсутствие финансовой возможности для проявления инициативы и применению новых подходов к содействию экспортной деятельности в регионе, основной упор на функции мониторинга и контроля;

- недоучет в реализуемых мерах поддержки экспорта особенностей региона, их конкурентных преимуществ, ориентация преимущественно на общенациональные приоритеты;

- недостаточная развитость региональной среды для функционирования экспорто-ориентированных предприятий, особенности в области подготовки кадров соответствующей квалификации, оказания деловых и консалтинговых услуг;

- слабое взаимодействие органов местного управления и самоуправления с предприятиями малого и среднего предпринимательства, организациями бизнес сообщества в направлении ориентации их на решение проблем регионального развития, оказания действенной помощи, особенно на начальном этапе создания предприятий.

4. Направления совершенствования системы поддержки экспорта на региональном уровне

в Республике Беларусь

1. Для расширения диапазона направлений поддержки экспорта в регионах можно позаимствовать российский опыт. В России разработан региональный экспортный стандарт для исполнительных органов субъектов Федерации. Он содержит перечень рекомендаций по информационной, инфраструктурной поддержке экспорта, формированию региональных брэндов, поддержке и учебе начинающих экспортеров. Разработку такого стандарта в Беларуси можно увязать с механизмом реализации Национальной программы экспорта на будущее пятилетие.

2. С учетом того, что региональный аспект Национальной программы поддержки и развития экспорта в Республике Беларусь на 2016-2020 годы ориентирован на крупных экспортёров и не учитывает в полной мере местные особенности, необходимо предусмотреть возможность дифференцированного подхода к реализации мер поддержки экспорта на уровне областей и районов страны в разрабатываемой Программе на 2021-2025 годы.

В этой связи интересен опыт Китая, где аналогом программы экспорта является стратегия «Идти вовне», для реализации которой провинции разрабатывают региональные программы. Каждая из таких программ имеет свои специфические приоритеты, исходя их существующих проблем и имеющихся конкурентных преимуществ. Например, в провинции Гуандун разработан и выполняется «Среднесрочный и долгосрочный план развития электронной торговли на 2016-2025 годы». В провинции Чжэцзян акцент сделан на развитие новых преимуществ внешнеторговой конкуренции и есть соответствующий план: ключевым элементом признается уровень квалификации работников занятых в производстве и сбыте экспорто-ориентированной продукции («от отсутствия квалификации к квалификации, от квалификации к производительности, от производительности к масштабу, от масштаба к расширению, от расширения к силе») ускорение развития всей промышленной цепочки. В провинции Шаньдун местные власти сделали акцент на развитии экспортных поставок на рынки Бразилии, Аргентины, Чили и Перу1.

3. Основным направлением деятельности местных органов власти должна стать поддержка экспорта малого и среднего предпринимательства.

Как было отмечено, его доля невысока в общем объеме экспортных поставок регионов и страны, особенно, если сравнивать с другими странами. В то же время анализ показывает, что именно малый и средний бизнес обеспечивает поставки Беларуси высокотехнологичной продукции на европейский рынок, как известно, конкурентоспособность Беларуси на мировой арене может быть повышена именно за счет высокотехнологичной продукции. Малые и средний бизнес - наиболее уязвимое звено в кризисных ситуациях, в данном случае в условиях пандемии наблюдается сокращение объема экспорта туристических, транспортных услуг.

Речь идет о формировании региональных систем поддержки экспорта малого и среднего предпринимательства (МСП) с ориентацией на специфику региона.

Определённые меры поддержки экспорта МСП предусмотрены Стратегией развития и поддержки предпринимательства в Беларуси.

Необходимо обратить внимание на те, которые под силу органам местной власти. Представляется, что местные органы власти должны сосредоточиться на информационно-организационной работе.

Главная проблема сбыта МСП - небольшие партии поставок и недостаток информации о рынке страны-партнера и слабые финансовые возможности, слабые финансовые возможности для организации изучения конъюнктуры рынка. Поддержка МСП со стороны местных органов власти должна быть связана:

- с использованием цифровых технологий - разработка сайта облисполкома с более детальной информации об экспортных возможностях области, перечне предприятий экспортеров, необходимой информации для начинающих экспортёрах с учетов особенностей территории и участие в построении цифровых торговых площадок и сервисов, оказывающих информационные и консультационные услуги по выходу на мировой рынок;

- стимулированием взаимодействия МСП в промышленные и производственно-сбытовые цепочки;

1 Министерство коммерции Китайской Народной Республики. - http://www.mofcom.gov.cn/; План действий по ускорению новых преимуществ внешнеторговой конкуренции в провинции Чжэцзян на 2018-2020 годы / Департамент торговли провинции Чжэцзян. - http://zcy.87188718.com/FourFlat/WebPolicyCloud/PrintWindow.aspx?id=199503; Среднесрочный и долгосрочный план развития электронной торговли на 2016-2025 годы / Департамент торговли провинции Гуандун. - http://gd.people.com.cn/BIG5/n2/ 2016/0301/c123932-27836550.html

- организацией стартапов по поддержке инновационного бизнеса на площадках технопарков, свободных экономических зон;

- организацией конкурсов на поддержку МСП в кластерах, ориентированных на внешний рынок.

4. Совершенствование маркетинговой деятельности, которая в настоящее время должна быть ориентирована не только на продвижение уже произведенной продукции, но и на учет обратной связи: зарубежный рынок - производство высококонкурентной продукции. Эта проблема сегодня актуализируется в связи с реализацией программы индустриализации страны, в соответствии с которой точками роста определены 11 средних городов Беларуси, где планируется реализовать инвестиционные проекты и запустить экспорто-ориентированные предприятия.

Если обратиться к зарубежному опыту, то для создания высококонкурентных на международном уровне предприятий разработаются специальные стратегии «выращивания экспортёров», которые реализуются в несколько этапов. Как правило, это определение источников конкурентных преимуществ (использование местных ресурсов, новые технологии, обширный рынок сбыта, формирование новых экспортных «ниш» в регионе (высокотехнологические товары, экологически чистая продукция, агроэкотуризм и др.); создание предприятий в составе кластерных структур или на территории индустриальных и агропромышленных парков др.). Таким предприятиям оказывается государственная поддержка с целью развития конкурентных преимуществ. На следующем этапе создаются сбытовые объединения и логистические структуры. Следующий шаг - развитие транснационального предпринимательства (вхождение в маркетинговые альянсы, создание филиалов за рубежом, или совместных предприятий). На последующих этапах осуществляется вхождение в транснациональные корпорации, в цепочки добавленной стоимости.

Основные задачи для местных органов власти в таких стратегиях - создать региональные условия для экспортной деятельности. Это координация работы по подготовке и переподготовке кадров, в ряде случаев особая миграционная политика; обеспечение местной инфраструктурой; создание организационных и информационных площадок для взаимодействия с научно-техническими организациями, запрос на развитие МСП в сфере оказания деловых услуг для экспортеров, малого и среднего инновационного предпринимательства; оказание поддержки в разработке региональных «брэндов» и ряд других направлений.

5. Рекомендации по формированию антикризисного механизма содействия экспорту регионов

и городов Республики Беларусь

Негативные и даже кризисные явления в экспортном секторе Беларуси актуализуют задачу создания специального антикризисного механизма.

Как показал анализ, на внешнюю торговлю Республики Беларусь в первом квартале 2020 г. определяющее негативное влияние оказала ситуация с отсутствием договоренностей в поставках нефти из Российской Федерации. Влияние пандемии СОУГО-19 за исследуемый период трех месяцев было заметно в гораздо меньшей степени.

Однако данные по промышленному производству за апрель 2020 года свидетельствуют о серьезном его падении практически по всем отраслям из-за введения режима самоизоляции в России, поэтому можно ожидать соответствующего дальнейшего падения экспортных поставок товаров. Особенно это коснётся сборочных промышленных предприятий, работающих на импортных комплектующих. Ожидается, что более всего негативные последствия скажутся на экспорте туристических и транспортных услуг.

Среди факторов, сдерживающих падение экспорта, можно выделить: стабильный мировой спрос на сельскохозяйственную продукцию; возобновление поставок нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы; заключение контрактов на поставку калийных удобрений в Китай и Индию; достаточно стабильную ситуацию в белорусском секторе ИКТ по сравнению с другими секторами услуг в мире.

В настоящее время Правительством Республики Беларусь принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на поддержку экономики. Это меры чрезвычайного реагирования, где определена также роль местных органов власти1.

Необходим встроенный антикризисный механизм управления экспортной деятельностью в стране и на региональном уровне. Речь идет о системе управления внешнеэкономическими рисками и соответствующих инструментах (мониторинг и контроль, специальные, новые виды страхования, подготовка риск-менеджеров, специальные финансовые фонды и др.). Такой механизм должен стать обязательной составной частью государственных и региональных программ: так называемые антикризисные разделы. В первую очередь это предложение целесообразно реализовать на практике при подготовке Национальной программы поддержки и развития экспорта на следующую пятилетку.

Надо обратить внимание на то, что такие антикризисные меры должны носить не только компенсационный и упреждающий характер. Порой кризисные явления на мировом рыке обнаруживают новые возможности и свободные «ниши» и ускоряют принятие более радикальных мер по реформированию экономики. Например, по оценкам экспертов появляется возможность роста экспорта продовольствия из-за повышения спроса на мировом рынке.

Важно подчеркнуть, что рост экспорта за счет традиционной продукции на данный момент практически исчерпан ввиду низких мировых цен на нефть и нефтепродукты, а также из-за невысоких темпов роста экономики ключевого для нас рынка сбыта - Российской Федерации и сохранения всякого рода ограничений и препятствий на данном рынке. Кроме того данная продукция характеризуется высокой волатильностью цен и низким уровнем добавленной стоимости, что не способствует стабильному притоку валютной выручки в страну в периоды кризиса.

1 Указ Президента Республики Беларусь № 143 от 24 апреля 2020 года «О поддержке экономики».- http://president.gov.by/ru/ official_documents_ru/view/ukaz-143-ot-24-aprelja-2020-g-23485/

Поэтому необходимо придать ощутимый импульс развитию частных высокотехнологичных предприятий, которые уже сейчас активно действуют на рынках развитых стран. Особенно это актуально для сферы услуг, которая уже на протяжении многих лет является ключевым источником выравнивания платежного баланса нашей страны. Уже доказавшую свою эффективность модель Парка высоких технологий необходимо применить и в других перспективных для экспорта секторах экономики.

В текущих непростых условиях развития страны и ограниченности внутренних ресурсов только прямые иностранные инвестиции могут стать драйвером роста экономики Беларуси и ее экспорта. Однако это требует максимальной концентрации усилий по привлечению иностранных инвестиций, прежде всего, в высокопроизводительные экспортно-ориентированные отрасли и сектора экономики, создания беспрецедентных условий для прихода иностранных инвесторов и приватизации государственной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.