ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ
УДК 339.5 ББК 65.59
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА
НЕСЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Е. Ф. Матвиенко
ekaterina_matvienko_91 @mail .ru аспирант кафедры международного бизнеса, Белорусский государственный экономический университет
г. Минск, Республика Беларусь
В статье рассматриваются актуальные вопросы внешнеэкономической деятельности: роль экспорта несырьевых товаров в экономике страны; государственное стимулирование экспорта несырьевых товаров как важнейшее направление внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь; проблемы функционирования механизма стимулирования экспорта несырьевых товаров в современных условиях; вопросы развития отечественных институтов поддержки экспорта. Предложен ряд направлений совершенствования государственного стимулирования экспорта несырьевых товаров в Республике Беларусь с учетом зарубежного опыта.
Ключевые слова: государственное стимулирование экспорта, экспорт несырьевых товаров, экспортно-кредитные агентства.
Введение. В настоящее время государственное стимулирование экспорта стало одной из важнейших экономических категорий, представляющей элемент внешнеэкономической политики большинства стран мира, в том числе и Республики Беларусь. Так, одним из приоритетных направлений развития экономики Беларуси является формирование условий для стимулирования несырьевого высокотехнологического, инновационного экспорта товаров и услуг.
Различные аспекты государственного стимулирования экспорта рассматривались в работах зарубежных учёных П. Еванса, У. Клайна, А. Класена, А. Менделовица, А. Ме-ничини, Р. Родригеза, И. М. Волковой, И. Н. Мысляевой, Д. А. Дегтерева, А. О. Солда-товой, А. А. Жаринова, Ю. А. Савинова, А. В. Атаева, Д. Н. Сырцова и др. Ряд аналитических докладов по теме функционирования экспортно-кредитных агентств были опубликованы под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития. А в работах Д. Лидермана были изучены принципы функционирования и эффективность агентств по продвижению экспорта.
В отечественной научной литературе отдельные аспекты затрагиваются в работах Е. В. Бертош, Д. С. Калинина, О. Ф. Малашенковой (стимулирования деловой активности на зарубежных рынках), И. Э. Точицкой (институты стимулирования экспорта), А. А. Пра-невич, О.В. Верниковской, В. Ф. Медведева, Е. Печень (меры стимулирования экспорта), А. В. Данильчинко, П.П. Артемьева (финансово-кредитное стимулирование товарного экспорта), И. Пашкевич (опыт стран ЕАЭС в стимулировании товарного экспорта), А.А. Быкова (вопросы добавленной стоимости национального происхождения в экспорте), Е. Л. Давыденко, А. Е. Дайнеко, Г. В. Турбан, Г. А. Шмарловской (развитие внешнеторговой политики), С. М. Кобринского, Е.Н. Петрушкевич (отдельные аспекты стимулирующей экспортной политики).
Вместе с тем, в научной литературе отсутствуют комплексные исследования теоретических и практических аспектов развития системы государственного стимулирования экспорта несырьевых товаров. Таким образом, предметом исследования является государственное стимулирование экспорта несырьевых товаров. Цель исследования -разработка рекомендаций по совершенствованию государственного стимулирования экспорта несырьевых товаров с учётом опыта зарубежных стран.
Результаты и их обсуждение. Важная роль экспорта в развитии экономики Республики Беларусь обусловлена тем фактом, что более половины валового внутреннего продукта формируется за счёт торговли на внешних рынках (см. Рисунок 1). Следовательно, растущий экспорт является гарантией устойчивого развития национальной экономики страны.
Рисунок 1 - Соотношение объёмов экспорта товаров и объёмов ВВП Республики Беларусь за 2000 - 2018 гг., млрд. долл. США
Источник: собственная разработка автора на основе [0,0].
Текущее положение дел обусловлено в первую очередь тем, что в советский период Беларусь была так называемым «сборочным цехом СССР» и большая часть производимой продукции уходила в другие республики СССР. Однако с разрушением плановой системы поставок и сужения традиционных рынков сбыта, отечественные предприятия столкнулись с определенными трудностями, заставившими их искать новые направления реализации белорусских товаров.
Необходимость развития экспорта обусловлена и тем, что страна обладает относительно небольшим внутренним рынком. Численность населения, объем внутреннего спроса являются недостаточными для потребления значительных объемов продукции машиностроения, металлообработки, нефтехимической промышленности и агропромышленного комплекса. Поэтому развитие указанных отраслей прямо зависит от увеличения экспорта.
Также стоит отметить, что экономика Республики Беларусь достаточно сильно зависит от импорта многих товаров потребления, энергоносителей, сырья и комплектующих. Однако внутренние финансовые резервы республики не столь велики, чтобы обес-
печивать приобретение необходимых товаров за пределами страны в необходимом объеме долгое время. Таким образом, основным источником финансирования импорта являются доходы от экспорта.
Внешнеторговый оборот стабильно рос начиная с 2001 г. вплоть до кризиса 2008 г., который оказал резкое понижающее влияние. В 2009 г. внешнеторговый оборот товарами сократился на 30,69% по сравнению с 2008 г. В последующие годы - в 2010, 2011 и 2012 гг., вновь наблюдался активный рост внешнеторгового оборота. Однако, начиная с 2013 г. в связи с кризисными явлениями в мировой экономике опять наблюдается сокращение внешнеторгового оборота товарами. И только в 2017 г. внешнеторговый оборот вновь показывает рост - на 26,94 % по сравнению с 2016 г., в 2018 г. - на 13,26 % по сравнению с 2017 г. Стоит отметить, что на протяжении всех этих лет в Республике Беларусь сохранялось отрицательное сальдо торгового баланса (см. Таблицу 1).
Таблица 1 - Основные показатели внешней торговли, млн. долл. США
Год Оборот внешней торговли товарами Республики Беларусь Экспорт Импорт Сальдо
2000 15 972 7 326 8 646 -1 320
2001 15 737 7 451 8 286 -835
2002 17 113 8 021 9 092 -1 071
2003 21 504 9 946 11 558 -1 612
2004 30 265 13 774 16 491 -2 717
2005 32 687 15 979 16 708 -729
2006 42 085 19 734 22 351 -2 617
2007 52 968 24 275 28 693 -4 418
2008 71 952 32 571 39 381 -6 810
2009 49 873 21 304 28 569 -7 265
2010 60 168 25 284 34 884 -9 600
2011 87 178 41 419 45 759 -4 340
2012 92 464 46 060 46 404 -344
2013 80 226 37 203 43 023 -5 820
2014 76 583 36 081 40 502 -4 421
2015 56 952 26 660 30 292 -3 632
2016 51 148 23 538 27 610 -4 072
2017 64 928 30 697 34 231 -3 534
2018 73 540 35 131 38 409 -3 278
К основным факторам, сдерживающим рост экспорта товаров Республики Беларусь можно отнести:
1. Низкую конкурентоспособность большинства отечественных предприятий, отставание от передовых стран по уровню производительности труда, высокая энерго-и материалоемкость производства.
2. Высокую степень товарной концентрации экспорта: на долю пяти основных групп товаров приходится 84 % общего объема экспорта товаров (см. Рисунок 2).
и Машины, оборудование и транспортные средства
® Продукция химической промышленности, каучук
^ Минеральные продукты
- Черные и цветные металлы
о Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё
& Прочие
Рисунок 2 - Товарная структура экспорта Республики Беларусь в 2018 г., %
3. Высокую географическую концентрацию экспорта: на долю пяти стран - Россия, Украина, Великобритания, Германия и Нидерланды - приходится 71,3 % общего объема
^ Российская
Федерация Украина
Великобритания
^ Германия
^ Нидерланды
^ Другие страны
Рисунок 3 - Распределение экспорта товаров Республики Беларусь по странам -основным торговым партнерам в 2018 г., %
В соответствии с «Национальной программой поддержки и развития экспорта Республики Беларусь на 2016 - 2020 гг.» в настоящий момент для Республики Беларусь главным приоритетом в развитии экспорта является увеличение доли несырьевых товаров, в частности высокотехнологичной наукоемкой продукции [0]. Это направление представляется особенно выгодным ввиду относительной бедности республики многими видами сырья, стремлением за счет использования технологий увеличить долю прибыли, остающуюся в стране.
Проанализировав структуру белорусского экспорта, следует отметить, что в 2018 г. на долю сырьевых товаров пришлось 11,83 % от общего объёма экспорта товаров, а на долю несырьевых товаров - 88,17 %. Однако на долю высокотехнологичных товаров пришлось всего 3,36 % от общего объёма экспорта товаров, в то время как на долю товаров, основанных на ресурсах, пришлось 36,02 % от общего объёма экспорта товаров. Таким
образом, стоит отметить, что по-прежнему сохраняется высокая степень первичной переработки сырья в структуре экономики Республики Беларусь.
Основу системы государственного стимулирования экспорта составляет Указ Президента Республики Беларусь «О содействии развитию экспортатоваров (работ, услуг)» от 25 августа 2006 г. № 534 (далее - Указ № 534), а также Указ Презедента Республики Беларусь «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь» от 24 сентября 2009 г. № 466 (далее - Указ № 466). В соответствии с данными указами предполагается создание национальной комплексной системы стимулирования экспорта - совокупность механизмов финансирования и страхования внешнеторговых операций от политических и коммерческих рисков [0, 0].
В организационную структуру поддержки экспорта Республики Беларусь входят Правительство, Совет министров, Министерство экономики, а также Министерство иностранных дел (МИД). Работают аналоги зарубежных институтов поддержки экспортеров: БРУПЭИС «Белэксимгарант», ОАО «Банк развития Республики Беларусь», ОАО «Промагролизинг», ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен», Белорусская торгово-промышленная палата.
Стимулирование экспорта товаров Республики Беларусь целесообразно подразделять на дванаправления: финансовое и нефинансовое стимулирование экспорта (см. Рисунок 5 и 6).
Анализ системы государственного стимулирования экспорта несырьевых товаров в Республике Беларусь свидетельствует о том, что в последнее время осуществляется целенаправленная работа по совершенствованию его поддержки. В частности, действует Национальная программа поддержки и развития экспорта до 2020 года, созданы специализированные институты поддержки экспорта. Вместе с тем, существующая на сегодняшний день система государственного стимулирования экспорта не способна в полной мере обеспечить эффективную поддержку экспортеров и их конкурентоспособность на зарубежных рынках. Республика Беларусь стоит перед сложной задачей совершенствования в кратчайшие сроки системы государственного стимулирования экспорта отечественных предприятий с учетом стратегий развития страны, а также требований международных организаций.
«
о &
«
о н
-а «
<и
Л &
на о <и И
03
н а о в
а
р>
<и «
И
03 «
о &
4
«
н о
<и
о «
о о
и
СЗ
и
в ©
Поддержка экспортёров
Поддержка финансовых институтов
- Страхование экспортных кредитов;
- Страхование экспортных контрактов;
- Страхование убытков экспортеров, связанных с выполнением экспортного контракта;
- Страхование инвестиций резидентов РБ._
- Добровольное страхование риска невозврата (непогашения) и (или) просрочки возврата (погашения) экспортного кредита;
- Добровольное страхование факторинга;
- Страхование аккредитивов, банковских гарантий или иных банковских услуг;
- Добровольное страхование экспортных рисков лизинговых организаций, являющихся резидентами Республики Беларусь._
Поддержка лизинговых компаний (резиден-
_тов Республики Беларусь)_
Поддержка организаций (нерезидентов Республики Беларусь), приобретающих бело-_русские товары_
Поддержка банков-нерезидентов с целью последующего ими финансирования покупателей белорусских товаров
Экспортные кредиты, в том числе в рамках кредитных линий:
- в иностранной валюте (за исключением российских рублей) - по коммерчески ориентированным процентным ставкам (СШЯв) в соответствии с положениями Соглашения об официально поддерживаемых экспортных кредитах, разработанного странами
- членами Организации по экономическому сотрудничеству и развитию и действующего на день заключения кредитных договоров;
- в российских и белорусских рублях - по коммерчески ориентированным процентным ставкам (СШРз), при их отсутствии - не менее двух третьих ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, и не менее двух третьих ставки рефинансирования, установленной Национальным банком на день заключения кредитных договоров, соответственно._
Банки и небанковские кредитно -финансо вые _организации_
ОАО «Промагроли-зинг»
Поддержка экспортёров
Финансирование резидентов Республики Беларусь (кредиторов) под уступку денежного требования (факторинг) при реализации экспортных контрактов с во з награждс нисм (в форме дисконта и (или) иных формах, определенных договором факторинга)_
Поддержка организаций (нерезидентов Республики Беларусь), приобретающих белорусские товары
Поставка товаров крупных и средних белорусских предприятий, занимающихся производством сельскохозяйственной, дорожной техники, лифтового оборудования, грузовых автомобилей и их деталей, и ряда приборостроительных заводов на условиях международного лизинга
Областные исполнительные комитеты и Минский городской исполнительный комитет
Поддержка экспорте-ориентированных субъектов МСП
Возмещение до 50% следующих затрат экспортеров (только для субъектов МСП):
- Возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами (субсидии);
- Возмещение расходов на выплату лизинговых платежей по договорам лизинга;
- Возмещение части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных ме-роприятиях либо с их организацией._
Рисунок 5 - Финансовое стимулирование экспорта несырьевых товаров в Республике Беларусь.
- Поиск бизнес-партнеров;
- Предоставление сведений о регистрации и благонадежности организаций;
- Маркетинговые исследования;
- Консультации по вопросам ВЭД;
- Информационно-рекламная поддержка;
- Информационное сопровождение государственных закупок в Республике Беларусь;
- Оперативное информирование о конкурсах и торгах в Беларуси и за рубежом;
- Организация презентаций;
- Справочно-информационное издание «Беларусь. Бизнес-партнёр»;
- Каталог «Белорусские экспортёры»;
- Ежегодный республиканский кон-курс «Лучший экспортер года».
ю о л
н л о с
о и т ев
И
*
Он
к
«
о С
- Целевой поиск зарубежных партнеров в соответствии с требованиями заказчика;
- Установление прямых бизнес-контактов и организация встреч с потенциальными деловыми партнерами;
- Организация визитов делегаций в Беларусь и зарубежные страны;
- Информирование о потенциальных направлениях развития внешнеэкономической деятельности в отдельных странах и регионах с учетом интересов заказчика и по его запросу;
- Подбор выставки, конференции, форума в соответствии с требованиями заказчика;
- Предоставление выставочной площади в рамках международных выставок по выбору заказчика;
- Презентация деятельности заказчика и выпускаемой им продукции на деловых переговорах и в работе экспозиций в рамках организуемых бизнес-миссий;
- Информирование об организуемых мероприятиях (бизнес-миссиях и визитах мониторинговых групп за рубеж, деловых переговорах, визитах зарубежных делегаций в Республику Беларусь, участии в зарубежных выставках, конференциях, форумах и др.);
- Портал информационной поддержки экспорта (www.export.by)._
Рисунок 6 - Нефинансовое стимулирование экспорта несырьевых товаров в Республике Беларусь.
Я
о а а ег
К существенным недостаткам системы государственного стимулирования экспорта в Республике Беларусь следует отнести:
1. Отсутствие полноценного экспортно-кредитного агентства (далее - ЭКА). Фактически, если исходить из концепции раздельного ЭКА, то в стране функционирует только один его элемент - БРУПЭИС «Белэксимгарант», осуществляющий страхование экспортных рисков с поддержкой государства. Однако, в стране отсутствует специализированный экспортно-импортный банк. В связи с этим, спектр оказываемых услуг в сфере финансовой поддержки экспорта существенно меньше, чем у аналогичных ЭКА за рубежом.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23.02.2016 № 78 «Омерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь» ОАО «БРРБ» стал единственным каналом экспортного кредитования нерезидентов Республики Беларусь по утвержденному Правительством перечню товарных позиций, включающему в основном несырьевые товары, представляющие собой промышленную продукцию с высокой добавленной стоимостью.Однако, стоит отметить, что полноценной специализации БРРБ на экспортном кредитовании не происходит ввиду того, что его деятельность достаточно диверсифицирована. На долю экспортных кредитов в 2017 г. пришлось 5,8 % в общем объёме кредитного портфеля банка[0]. Поэтому говорить о том, что БРРБ может превратиться в полноценный экспортно-импортный банк, весьма преждевременно.
2. Не развитая система государственных экспортных гарантий.
3. Существующая система поддержки экспорта практически не охватывает малое и среднее предпринимательство, удельный вес которого в общем объеме экспорта товаров составляет почти половину (см. Таблица 2).
Таблица 2 - Удельный вес МСП в общем объёме экспорта товаров Республики
Беларусь, %
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Микро-, малые и средние организации 46,1 41,3 37,3 41,5 48,1 45,4 46,9
средние организации 12,2 11,4 11,1 8,8 6,7 7,5 6,9
микро- и малые организации 33,9 30 26,2 32,7 41,4 37,9 40
микроорганизации 2,1 5,8 2,4 7,9 4,2 4,5 7
малые организации 31,8 24,1 23,8 24,7 37,2 33,4 33
Выводы.В целях более эффективного финансового стимулирования экспорта необходимо сформировать полноценное раздельное экспортно-кредитное агентство с чёткой структурой, включающей «Белэксимгарант» - государственную организацию, занимающуюся страхованием, и «Эксимбанк» - государственную организацию, которая будет заниматься предоставлением кредитов и гарантий, а также развивать другие финансовые инструменты поддержки экспорта, такие как, международный лизинг и факторинг.
Созданный «Эксимбанк» может находиться в государственной собственности, но при этом иметь возможность функционировать на коммерческой основе. Также «Эк-симбанк» должен позиционировать себя не конкурентом частных коммерческих банков, а дополняющим их государственным агентством, т.е. оказывать помощь там, где возможности коммерческого сектора ограничены или недостаточны для того чтобы оказать поддержку белорусским экспортерам.
В целях оптимизации процесса государственного стимулирования экспорта следует обеспечить интеграцию «Эксимбанка», «Белэксимгаранта» и «НЦМиКЦ» в «Белорусский экспортный центр» (далее, БЭЦ), который будет представлять собой государственный ин-
ститут поддержки несырьевого экспорта, работающего по принципу «одного окна» и предоставляющего белорусским экспортерам широкий спектр как финансовых, так и нефинансовых мер поддержки, что в результате позволит сократились транзакционные издержки и повысилось удобство взаимодействия экспортеров с данными структурами.
Также необходимо обеспечить тесное взаимодействие БЭЦ с профильными министерствами, ведомствами и организациями (БРРБ, БелТПП, Промагролизинг, МИД, Министерство экономики и другие отраслевые министерства, облисполкомы и Минский горисполком, зарубежные представительства и др.), что позволит БЭЦ совершенствовать условия осуществления экспортной деятельности в Беларуси, а также нивелировать действие существующих барьеров при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Исходя из всего выше сказанного, концептуальная модель системы государственного стимулирования экспорта несырьевых товаров может быть представлена в следующем виде (см. Рисунок 7).
Рисунок 7 - Концептуальная модель государственного стимулирования экспорта несырьевых товаров Источник: собственная разработка автора.
Стоит отметить, что в настоящее время в международной практике все большее распространение получают нефинансовые меры стимулирования экспорта, такие как как предоставление информационных и консультационных услуг, помощь в поиске партнеров и установлении бизнес-контактов, содействие участию в международных выставках, проведение обучающих тренингов и семинаров для экспортёров и т.п. Данную тенденцию необходимо учитывать при дальнейшем развитии мер нефинансовой поддержки в Республике Беларусь посредством оказания предприятиям-экспортёрам информационных и консультационных услуг, организации выставок и ярмарок за рубежом, повышения качества информационно-рекламной продукции, сайтов экспортеров, увеличения количества материалов по экспортной тематике в печатных и электронных средствах массовой информации.
Особое внимание следует уделить вопросам технической поддержки и развитию потенциала экспорто-ориентированных предприятий, а именно: в сфере соблюдения нормативных требований, вопросов налогообложения, таможенных процедур, валютного контроля, логистики и т.п. Поскольку, как показывает международный опыт, именно данные услуги оказываются более эффективными с точки зрения поддержки экспорта.
Республика Беларусь осознает значимость экспорта в экономике страны. На государственном уровне была заложена основа системы государственного стимулирования экспорта. И от того насколько глубоко и всесторонне будет проработан процесс совершенствования данной системы, зависит успешное развитие белорусского экспорта.
Список использованной литературы
1. Валовой внутренний продукт Беларуси [Электронный ресурс] // Benefit.by. - Режим доступа: https://benefit.by/info/vvp/. Дата доступа: 02.03.2019.
2. Годовой отчёт 2017 [Электронный ресурс] // Банк развития Республики Беларусь. -Режим доступа: https://brrb.by/assets/upload/ RUS_2017.pdf. - Дата доступа: 25.08.2019.
3. Матвиенко, Е.Ф. Государственная поддержка экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства / Е.Ф. Матвиенко // Экономика. Бизнес. Финансы - Минск, 2019. - №5. С. 3 - 6.
4. Матвиенко, Е.Ф. Меры нефинансового стимулирования экспорта несырьевых товаров / Е.Ф. Матвиенко // Новая наука: современное состояние и пути разви-тия: материалы международной науч.-практ. конф., Астана, 19 марта 2019 г. / под общ. Ред. А.И. Вострецова. -Нефтекамск, 2017. - С. 42 - 53.
5. Национальная программа поддержки и развития экспорта Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 1 авг. 2016 г., № 604 // Совет Министров Республики Беларусь. - Режим доступа: http: //www.government.by/upload/ docs/fileaff83 a3fc04eb9c0.PDF. - Дата доступа: 15.07.2019.
6. Основные показатели внешней торговли [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsi alnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/statisti ka-vneshneekonomicheskoy-deyatelnosti/vneshn yaya-torgovlya-tovarami/godovye-dannye/osnov nye-pokazateli-vneshney-torgovli/. - Дата доступа: 20.02.2019.
7. О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг) [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 25 авг. 2006 г., N° 534 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0 =Р30600534. - Дата доступа: 05.02.2019.
8. О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 24 сен. 2009 г., № 466 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P309 00466. - Дата доступа: 05.02.2019
9. Распределение экспорта товаров по странам - основным торговым партнерам в 2018 году [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь.
- Режим доступа: http://www.belstat.gov.
Ьу/оГ^а1пауа^ай8йка/геа1пу-8ес*ог-екопот1
ki/statistika-vneshneekonomicheskoy-deyate1no
sti/vneshnyaya-torgov1ya-tovarami/graficheskiy-
materia1-grafiki-diagrammy/rasprede1enie-ekspor
ta-tovarov-po-stranam-osnovnym-torgovym-part
neram-v-2017-godu/. Дата доступа: 26.03.2019.
10. Страхование [Электронный ресурс] // Белэксимгарант. - Режим доступа: http://www. eximgarant.by/insurance/. - Дата доступа: 28.02.2019.
11. Товарная структура экспорта и импорта Республики Беларусь в 2018 году [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.be1stat.gov.by/ofitsia1naya-statistika/rea1ny-sector-ekonomiki/statistika-vne shneekonomicheskoy-deyate1nosti/vneshnyaya-torgov1ya-tovarami/graficheskiy-materia1-grafiki-diagrammy/tovarnaya-struktura-eksporta-i-impor
ta-respub1iki-be1arus-v-2017-godu/. - Дата доступа: 01.03.2019.
12. Точицкая, И. Система стимулирования и поддержки экспорта в Беларуси в контексте международного опыта [Электронный ресурс] / И. Точицкая // Исследовательский центр ИПМ. - Режим доступа: http://www. research.by/webroot/de1ivery/fi1es/wp2012r02.pd £ - Дата доступа: 20.02.2019.
13. Экспорт и импорт товаров в 2017-2018 гг. (6 знаков ТН ВЭД ЕАЭС) [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.be1stat.gov.by/ofitsia1naya-statistika/ rea1ny-sector-ekonomiki/statistika-vneshneeko ш micheskoy-deyate1nosti/vneshnyaya-torgov1 ya-tovarami/godovye-dannye/eksport-i-import-tova rov-v-2017-2018-gg-6-znakov-tn-ved-eaes/. -Дата доступа: 28.02.2019.
_Статья поступила в_редакцию 21 сентября 2019 года
IMPROVEMENT OF THE STATE STIMULATION OF NON-COMMODITY GOODS EXPORT IN THE REPUBLIC OF BELARUS
E.F. Matviyenko
Post graduate student of the department of international business
Belarusian State Economic University Minsk, Republic of Belarus
The article deals with main issues of foreign economic activity: the role of non-commodity goods export in development of the national economy; state stimulation of non-commodity goods export as the most important direction of foreign economic activity of the Republic of Belarus; as well as some problems connected with the improvement of the existing export promotion mechanism and institutions in modern conditions. Possible directions of the improvement of the state stimulation of non-commodity goods export in the Republic of Belarus are proposed, according to the international experience.
Keywords: state export stimulation, non-commodity goods export, export credit agencies.
References
1. Valovoj vnutrennij produkt Belarusi [Electronic resource] // Benefit.by. - Mood of access: https://benefit.by/info/vvp/. Date of access: 02.03.2019.
2. Godovoj otchyot 2017 [Electronic resource] // Bank razvitiya Respubliki Belarus'. - Mood of access: https://brrb.by/assets/upload/RUS_2017. pdf. - Date of access: 25.08.2019.
3. Matvienko, E.F. Gosudarstvennaya pod-derzhka eksportno-orientirovannyh sub"ektov
malogo i srednego predprinimatel'stva / E.F. Matvienko // Ekonomika. Biznes. Finansy - Minsk, 2019. - №5. S. 3 - 6.
4. Matvienko, E.F. Mery nefinansovogo stim-ulirovaniya eksporta nesyr'evyh tovarov / E.F. Matvienko // Novaya nauka: sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya: materialy mezhdu-narodnoj nauch.-prakt. konf., Astana, 19 marta 2019 g. / pod obshch. Red. A.I. Vostrecova. -Neftekamsk, 2017. - S. 42 - 53.
5. Nacional'naya programma podderzhki I razvitiya eksporta Respubliki Belarus' na 2016 -2020 gody [Electronic resource]: postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Belarus', 1 avg. 2016 g., № 604 // Sovet Ministrov Respubliki Belarus'.
- Mood of access: http://www.government.by/up-load/docs/fileaff83a3fc04eb9c0.PDF. - Date of access: 15.07.2019.
6. Osnovnye pokazateli vneshnej torgovli [Electronic resource] // Nacional'nyj statiticheskij komitet Respubliki Belarus'. - Mood of access: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ realny-sector-ekonomiki/statistika-vneshneekon omicheskoy-deyatelnosti/vneshnyaya-torgovlya-tovarami/godovye-dannye/osnovnye-pokazateli-vneshney-torgovli/. - Date of access: 20.02.2019.
7. O sodejstvii razvitiyu eksporta tovarov (rabot, uslug) [Electronic resource]: Ukaz Pre-zidenta Respubliki Belarus', 25 avg. 2006 g., № 534 // Nacional'nyj pravovoj Internet-portal Respubliki Belarus'. - Mood of access: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P306 00534. - Date of access: 05.02.2019.
8. O nekotoryh merah po realizacii tovarov, proizvedennyh v Respublike Belarus' [Electronic resource]: Ukaz Prezidenta Respubliki Belarus', 24 sen. 2009 g., № 466 // Nacional'nyj pravovoj Internet-portal Respubliki Belarus'. - Mood of access: http: //pravo.by/document/?guid=3871&p 0=P30900466. - Date of access: 05.02.2019
9. Raspredelenie eksporta tovarov po stranam
- osnovnym torgovym partneram v 2018 godu [Electronic resource] // Nacional'nyj statistich-eskij komitet Respubliki Belarus'. - Mood of access: http: //www.belstat.gov .by/ofitsialnaya-statis tika/realny-sector-ekonomiki/statistika-vnesh-
neekonomicheskoy-deyatelnosti/vneshnyaya-tor-govlya-tovarami/graficheskiy-material-grafiki-di-agrammy/raspredelenie-eksporta-tovarov-po-stranam-osnovnym-torgovym-partneram-v-2017-godu/. Date of access: 26.03.2019.
10. Strahovanie [Electronic resource] // Bele-ksimgarant. - Mood of access: http://www.exim-garant.by/insurance/. - Date of access: 28.02.2019.
11. Tovarnaya struktura eksporta i importa Respubliki Belarus' v 2018 godu [Electronic resource] // Nacional'nyj statisticheskij komitet Respubliki Belarus'. - Mood of access: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ realny-sector-ekonomiki/statistika-vneshneekono micheskoy-deyatelnosti/vneshnyaya-torgovlya-to varami/graficheskiy-material-grafiki-diagrammy /tovarnaya-struktura-eksporta-i-importa-respubli ki-belarus-v-2017-godu/. - Date of access: 01.03.2019.
12. Tochickaya, I. Sistema stimulirovaniya i podderzhki eksporta v Belarusi v kontekste mezhdunarodnogo opyta [Electronic resource] / I. Tochickaya // Issledovatel'-skij centr IPM. -Mood of access: http://www.research.by/web root/delivery/files/wp2012r02.pdf. - Date of access: 20.02.2019.
13. Eksport i import tovarov v 2017-2018 gg. (6 znakov TN VED EAES) [Electronic resource] // Nacional'nyj statisticheskij komitet Respubliki Belarus'. - Mood of access: http://www.bel-stat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-e konomiki/statistika-vneshneekonomicheskoy-de yatelnosti/vneshnyaya-torgovlya-tovarami/godo vye-dannye/eksport-i-import-tovarov-v-2017-2018-gg-6-znakov-tn-ved-eaes/. - Date of access: 28.02.2019.