Научная статья на тему 'Можно ли снизить потери?'

Можно ли снизить потери? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
127
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Дресвянин С. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Можно ли снизить потери?»

Мы разобрали только часть существующих способов мотивации сотрудников, но уже на основании их можно сделать некоторые выводы:

1. Чтобы управлять человеком, нужно научиться управлять его мотивацией.

2. Мотивация связана с желанием человека удовлетворять свои потребности первичные (“животные”) и “социальные”.

3. Потребности человека могут быть представлены в виде иерархической структуры:

- потребность биологическая;

- потребность в безопасности;

- социальные потребности;

- потребность в уважении;

- потребность в самореализации.

4. Эффективная мотивация возможна только в случае твердого и справедливого соотношения между результатами и вознаграждением.

5. Наилучший эффект дает не попытка удовлетворить одну или несколько потребностей человека, а разработанная организацией система мотиваций.

6. Практический опыт показал, что хорошие результаты дают следующие формы мотивации:

а) гибкий график работы;

б) формирование у работников чувства корпоративности, гордости за свое учреждение, благодарности и чувства долга по отношению к организации;

в) развитие неформальных групп, не влияющих отрицательно на основную деятельность организации;

г) развитие высокой степени самостоятельности и ответственности работников.

В заключение отметим, что любой фактор мотивации перед введением в действие нужно видоизменять в соответствии с особенностями коллектива. В каждой организации складываются свои условия работы, стиль руководства и т.д. Это, прежде всего, зависит от специфики основной деятельности, от сроков существования, размеров организации и ее управления. Мы считаем, что хороший управленец должен делать упор не на использовании чужих мотивационных идей, пусть даже в других организациях они приводят к успеху, а на выработке собственной концепции руководства и, в частности, мотивационной системы. Естественно, он может и должен использовать опыт руководителей других организаций, но при этом нужно проводить исследовательскую работу, направленную на выяснение возможности его применения у себя в организации, привлекая к этой работе психологов, экономистов. При создании систем мотивации в своих учреждениях необходимо учитывать: опыт других организаций; особенности коллектива; менталитет сферы деятельности; политическую и экономическую действительность

ЛИТЕРАТУРА

1. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М., 1994.

2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990.

3. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М., 1998.

4. Грачев М.В. Суперкадры (Механизм управления персоналом в корпорации). - М., 1993.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000.

6. Ковалев ВИ. Мотивы поведения и деятельность. - М., 1988.

7. КузнецовЮ.В., ПодлесныхВ.И. Основы менеджмента. -СПб., 1997.

8. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации. - М., 1999.

9. МаксимцовМ.М., Игнатьева А.В. Менеджмент: Учебник для вузов. - М., 1998.

10. Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой и др. - М., 1995.

11. Экономика предприятия / Под ред. В.М. Семенова. -М., 1996.

Ц МОЖНО ЛИ СНИЗИТЬ ПОТЕРИ?

Доцент С.Л. Дресвянин

Нижневартовский экономико-правовой институт

В мире насчитывается много профессий, которые называют критическими. В них человек осуществляет свою деятельность в следующих экстремальных условиях:

- высокая температура;

- дефицит времени;

- недостаток информации;

- работа в условиях помех, во взрывоопасной среде;

- необходимость принятия оперативных решений при недостатке времени.

Нетрудно заметить, что половина этих условий характерны для работы милиционера. В США в 1997 г. список критических профессий выглядел так: полицейский, частный охранник, таксист, тюремный служащий, бармен, врач-психиатр, служащий бензозаправки, продавец винно-водочной продукции, учитель средней школы, водитель автобуса.

Было бы интересно ознакомиться с подобной статистикой в нашей стране. Разве не гибнут ежегодно военнослужащие, пограничники, таможенники, сотрудники МЧС и ФСБ, не говоря о шахтерах, летчиках и т.д. На этом фоне можно пристально взглянуть и на милицейские потери. МВД России не делает из этого тайны, и цифры потерь не только публикуются, но и подвергаются анализу специалистами. К сожалению, ведомственные сведения о потерях часто противоречат данным журналистов, проводящих собственные расследования. Обратимся к цифрам. В 1991 г. были убиты 252 и ранены 556 милиционеров, при этом сотрудниками милиции убиты 196 человек (4). В 1992 г. убиты 328 и ранены 1000 милиционеров, милиционерами убиты 318 граждан, оружие применялось 5000 раз, в 1993 г. убиты 373 и ранены 1171 милиционер, сотрудниками ОВД убиты 291 гражданин, оружие применялось - 2739 раз (1, 33-36).

В цифрах, которые встречаются в СМИ, трудно понять, входят ли в число потерь военнослужащие внутренних войск. Отдельно, или нет учитываются милиционеры, погибшие в Чечне? Согласимся, что гибель от снайперского огня или подрыв на фугасе отличаются от гибели милиционера в ходе семейного скандала. Весьма смущает формулировка “погибли при исполнении служебных обязанностей”. А если не при исполнении?

Однажды министр внутренних дел Ерин заявил “Милиционер находится на службе 24 часа в сутки”. Фраза получилась звонкая, только вряд ли оптимизм бывшего министра разделяют работники прокуратуры, которые именно это обстоятельство “находился или не находился при исполнении” дотошно выясняют. Несколько лет назад в Нижневартовске погиб милиционер. Он находился на отдыхе, но встретил своих друзей, которые ехали на задержание. По иронии судьбы парень первым оказался перед дверью, откуда и прозвучал смертельный выстрел. Каким образом будет учитываться МВД эта гибель? Взглянем на статистику 1997 г., когда погибли 397 милиционеров по следующим причинам: 42,0% -в результате ДТП, 9,0% - при задержании вооруженного преступника, 8,3% - при охране общественного порядка, 5,7% - в результате прямого посягательства на жизнь милиционера, 1,2% - при несении дорожно-патрульной службы, 2,5% - в результате участия в вооруженных конфликтах, 1,8% - при охране объектов, 2,5% -из-за неосторожного обращения с оружием, 1,2% - при ликвидации пожара, 1,9% - из-за личной неосторожности, 22,0% - в результате прочих обстоятельств (оказание помощи пострадавшим и т.д.).

По данным заместителя министра внутренних дел В. Федорова, за 8 лет, с 1991 по 1998 гг., погибли почти 3 тысячи наших милиционеров (2, 38-41). Много это или мало? В США с 1983 по 1992 гг. убиты 650 полицейских, из них: 500 - убиты из пистолета и револьвера, 94 -из винтовки, 56 - из автомата.

По 367 полисменам стреляли с дистанции до полутора метров, по 127 - с дистанции 1,8-3 метра, по 77 -с дистанции 3 -6 метров, по 79 - дальше 6 метров. Может, эта статистика заставит задуматься наших преподавателей по огневой подготовке, которые очень гордятся успехами милиционеров, тремя пулями попадающих в черный круг мишени, находящийся за 25 метров. С маниакальным упорством отрабатываются нормативы “разборка-сборка”, вместо того, чтобы научить навыкам мгновенного выхватывания пистолета и ведения огня. Приведу пример. Недавно по телевидению показали документальный фильм о новых отечественных разработках оружия. Крупный специалист по борьбе с терроризмом Иосиф Линдер показывал преимущество пистолета “ГШ-18” перед американской “Береттой”, в том числе в приемах выхватывания и стрельбы. Он управился с “ГШ-18” за 1,8 секунды, а на “Беретту” уходит времени еще больше, около 3 секунд. Для сравнения, американский полицейский должен управиться с револьвером 38 калибра за 1,2 секунды, сделав при этом 7 движений: “один” - правая рука на рукоятке револьвера;

“два” - левая рука выбрасывается вперед;

“три” - револьвер на полпути к левой руке, снять предохранитель;

“четыре” - руки вместе, палец на спусковом крючке; “пять” - пистолет на весу, цель на мушке;

“шесть” - выстрел;

“семь” - револьвер вернулся в оперативную кобуру. В американском учебном фильме “Защита от оружия” показан эксперимент, который без труда могут воспроизвести на занятиях по физической подготовке наши милиционеры. Расстояние между полисменом и преступником 1 фут (30 см). При внезапной атаке колющи-

ми движениями ножом полисмен гибнет, ибо не успевает даже дотянуться до кобуры. При атаке с 5 футов (1,5 м) он не успевает вытянуть револьвер и может надеяться лишь на приемы рукопашного боя. При атаке ножом с 10 футов (3 м) полисмен успевает выхватить оружие, но не успевает выстрелить, ибо эту дистанцию преступник преодолевает за полторы секунды. Чтобы успеть выстрелить 2 раза, нужно находиться на расстоянии 15 футов (4,5 м), выхватить револьвер и приготовиться к стрельбе. Но чтобы стрелять прицельно и успеть отскочить в сторону с линии атаки, нужно находиться на расстоянии в 21 фут (6,3 м). Эксперименты с внезапным нападением на полисменов показали, что погибшие совершают следующие ошибки - выхватывая оружие, одновременно отступают, рискуя упасть, запнуться. Другие падают на спину, пытаясь выхватить оружие, и получают ножевое ранение по горлу. Кто и когда проводил подобные исследования в нашей стране? Какие сделаны выводы и рекомендации с целью внесения изменений в подготовку личного состава? Например, в 1991 г. на милиционеров было совершено 1160 нападений, от которых пострадали милиционеры ППС, участковые инспекторы, сотрудники уголовного розыска и ГИБДД, милиционеры вневедомственной охраны.

Мотивами нападения были: 650 - с целью избежать задержания; 244 - из хулиганских побуждений; 222 -с целью завладения оружием; 44 - в ответ на замечание.

Преступники использовали при нападении: нож -220 случаев; огнестрельное оружие - 167; лом - 60 (“Против лома нет приема?”); наезд автомобилем - 56; топор -37; газовый баллончик - 19; отвертку - 15 раз; палку и дубинку - 12; вилы и лопату - 10; натравливание собак -8; бутылку - 7; нунчаки - 6; камни - 5; обливание бензином - 2; гранаты - 1 случай.

В результате погибли 117 человек, из них 73 - прямо на месте, и ранены 556 милиционеров. Почему подобные исследования не проводятся ежегодно? Если проводятся, то почему не публикуются? Например, у наших коллег из США в 1992 г. погибли 104 полицейских. Оказалось, что 57 полисменов погибли непосредственно на службе, в том числе: 39 - при задержании и преследовании преступников; 8 - при проверке на автодорогах; 10 - при урегулировании семейных скандалов

Что касается оставшихся 47 полисменов, то они погибли: 27 - в дорожно-транспортных происшествиях, 5 -в автокатастрофах, 4 - от сердечного приступа, 2 -от колотых ран, 2 - утонули.

Неужели в России милиционеры не тонут, не умирают от инсультов и инфарктов; если да, то по какой статистике они учитываются? Средний возраст погибших полисменов - 27 лет, наиболее опасный день для дежурства - четверг, а наиболее опасное время дежурства - с 22 часов до 2 часов ночи. А у нас? Без проведения детальных исследований по каждому факту гибели или ранения милиционеров трудно требовать внесения изменений в программы обучений по огневой и физической подготовке.

Кроме того, милиционеры сами ежегодно убивают сотни граждан, почему факты ускользают от внимания исследователей, например, на какой дистанции находились милиционер и его жертва? В среднем по России убивают 300-400 милиционеров; это много, но если

разделить эти цифры на 89 субъектов федерации, то получается по 3-4 факта гибели на одну область, край, республику. Неужели по фактам гибели не возбуждались уголовные дела, не проводились служебные расследования? Если проводились, то откуда такое безразличие к гибели и ранениям милиционеров, неужели их смерть или потерянное здоровье не могут послужить уроком?

Один из основоположников рукопашного боя 30-х годов Нил Ознобишин считал, что за одну тренировку милиционер должен сделать 36 выстрелов из револьвера, а за год - 6 тысяч выстрелов. Напомню читателю, что рядовой боец-спецназовец должен делать 3 тысячи выстрелов в год! Легко представить реакцию Нила Ознобишина, узнавшего, что милиционеру на год отпускается патронов даже меньше, чем он советовал потратить на одну тренировку! Можно поинтересоваться мнением на этот счет и специалистов по материально-техническому снабжению МВД. Когда будет заменен устаревший пистолет Макарова образца 1951 г.? Когда появятся новые боеприпасы, которые не убивают жертву, а ослепляют, оглушают, парализуют или калечат, но дают шанс выжить.

Интересующимся этим вопросом я могу рекомендовать познакомиться с моей статьей “О контроле толпы и банановой шелухе” (3). Милиция должна соответствовать тем изменениям, которые стремительно происходят в обществе. В северных городах растет количество огнестрельного оружия. На руках у населения в нашем городе его столько, что хватит вооружить 4 дивизии; значит, на семейных скандалах загремят новые выстрелы при задержании.

В 1976 г. на полицейских США было произведено 50 тысяч нападений. Оказалось, что из 111 погибших были убиты из своего же оружия 15 полисменов. В калифорнийской Академии полиции был введен курс “Выживание полиции”, где буквально за 3 дня переподготовки полицейским внушили правила поведения:

1. При огневом контакте - создание физической преграды между атакующим и обороняющимся, защита маневром, защита нанесением упреждающего удара.

2. При защите от холодного оружия - увеличение дистанции, использование укрытий и вызов помощи.

3. Не позволять преступнику войти в опасную зону, т.е. приблизиться; знать уловки преступника (могут обойти сзади, усыпить внимание вежливостью; притвориться, что плохо видят или слышат и т.д.).

4. Не вынимать оружие из кобуры, если нет серьезных оснований, чтобы не провоцировать нападения.

5. Не убирать оружия до тех пор, пока не надеты наручники.

Кстати, в полицейского нельзя будет выстрелить из его оружия, имеется специальная система, которая запирает спусковой механизм. Почему бы подобный “курс выживания” не создать на базе действующих учебных центров, вузов и ссузов, где милиционера научат обороняться от ножа, палки и прочих предметов, которые используют преступники. А в нашем рукопашном бою по-прежнему упор при задержании делается на железобетонное правило: “Два против одного”, и преступник обязательно стоит спиной, а если нет? Если противников двое, а спиной к нему наш милиционер, ростом чуть выше своей резиновой палки? Заказывать панихиду?

Подведем итоги. Требуются новые исследования в области тактики несения службы, рукопашного боя и

огневой подготовки, с учетом опыта участия в вооруженных конфликтах. Необходимо привлечь к разговору о гибели и ранениях милиционеров работников суда и прокуратуры, специалистов по огневой и физической подготовке. Я считаю, что МВД должно отказаться от награждений “посмертно” наших милиционеров. Коробочка с медалью “За отличие в охране общественного порядка”, врученная вдове или родителям, является слабым утешением в наше трудное, жестокое и циничное время. В США семья убитого полицейского получает, по закону Конгресса от 1975 г., сумму в 50 тысяч долларов.

В 1997 г. милиция потеряла 1000 человек, умножим эту цифру на 50 тысяч долларов, получаем 50 миллионов долларов, а в рублях 1,5 миллиарда. Когда наше министерство будет платить семьям погибших такие суммы, только тогда оно будет заинтересовано в улучшении подготовки милиционеров. Правило полиции США -“Сильные защищают слабых”. К сожалению, в начале XXI века мы оказались в таком положении, что защищать нужно от бюрократического произвола саму милицию, в том числе на случай возможной гибели или ранения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Милиция. - 1994. - № 7.

2. Милиция. - 1999. - № 3.

3. На боевом посту. - 1993. - № 4.

4. Российская газета. - 1994. - 8 февраля.

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В.П. Денисов, ст. преподаватель

Омский институт РГТЭУ

Учитывая динамизм современной жизни, неоднозначные социально-политические и экономические процессы, происходящие в российском обществе, резкий рост преступности, повышение требований к правоохранительным органам, важно отметить, что регулирование отношений работников милиции и граждан происходит не только в рамках права. Часто возникают ситуации морально-психологического плана, где нельзя только с правовых позиций определять поведенческие нормы, которыми должны руководствоваться сотрудники в процессе общения. Оказываются нужными более универсальные формы регулирования - моральные. Именно умение сочетать в общении нормы морального и правового регулирования отличает профессиональную компетентность современного сотрудника милиции, определяет уровень культуры его поведения.

Общение - необходимое и всеобщее условие всякой деятельности, важнейший фактор формирования и развития общества и человека. Оно строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанных человечеством простых норм нравственности, привычек и т.п. В современной науке под общением понимается многогранный процесс социально-поли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.