разделить эти цифры на 89 субъектов федерации, то получается по 3-4 факта гибели на одну область, край, республику. Неужели по фактам гибели не возбуждались уголовные дела, не проводились служебные расследования? Если проводились, то откуда такое безразличие к гибели и ранениям милиционеров, неужели их смерть или потерянное здоровье не могут послужить уроком?
Один из основоположников рукопашного боя 30-х годов Нил Ознобишин считал, что за одну тренировку милиционер должен сделать 36 выстрелов из револьвера, а за год - 6 тысяч выстрелов. Напомню читателю, что рядовой боец-спецназовец должен делать 3 тысячи выстрелов в год! Легко представить реакцию Нила Ознобишина, узнавшего, что милиционеру на год отпускается патронов даже меньше, чем он советовал потратить на одну тренировку! Можно поинтересоваться мнением на этот счет и специалистов по материально-техническому снабжению МВД. Когда будет заменен устаревший пистолет Макарова образца 1951 г.? Когда появятся новые боеприпасы, которые не убивают жертву, а ослепляют, оглушают, парализуют или калечат, но дают шанс выжить.
Интересующимся этим вопросом я могу рекомендовать познакомиться с моей статьей “О контроле толпы и банановой шелухе” (3). Милиция должна соответствовать тем изменениям, которые стремительно происходят в обществе. В северных городах растет количество огнестрельного оружия. На руках у населения в нашем городе его столько, что хватит вооружить 4 дивизии; значит, на семейных скандалах загремят новые выстрелы при задержании.
В 1976 г. на полицейских США было произведено 50 тысяч нападений. Оказалось, что из 111 погибших были убиты из своего же оружия 15 полисменов. В калифорнийской Академии полиции был введен курс “Выживание полиции”, где буквально за 3 дня переподготовки полицейским внушили правила поведения:
1. При огневом контакте - создание физической преграды между атакующим и обороняющимся, защита маневром, защита нанесением упреждающего удара.
2. При защите от холодного оружия - увеличение дистанции, использование укрытий и вызов помощи.
3. Не позволять преступнику войти в опасную зону, т.е. приблизиться; знать уловки преступника (могут обойти сзади, усыпить внимание вежливостью; притвориться, что плохо видят или слышат и т.д.).
4. Не вынимать оружие из кобуры, если нет серьезных оснований, чтобы не провоцировать нападения.
5. Не убирать оружия до тех пор, пока не надеты наручники.
Кстати, в полицейского нельзя будет выстрелить из его оружия, имеется специальная система, которая запирает спусковой механизм. Почему бы подобный “курс выживания” не создать на базе действующих учебных центров, вузов и ссузов, где милиционера научат обороняться от ножа, палки и прочих предметов, которые используют преступники. А в нашем рукопашном бою по-прежнему упор при задержании делается на железобетонное правило: “Два против одного”, и преступник обязательно стоит спиной, а если нет? Если противников двое, а спиной к нему наш милиционер, ростом чуть выше своей резиновой палки? Заказывать панихиду?
Подведем итоги. Требуются новые исследования в области тактики несения службы, рукопашного боя и
огневой подготовки, с учетом опыта участия в вооруженных конфликтах. Необходимо привлечь к разговору о гибели и ранениях милиционеров работников суда и прокуратуры, специалистов по огневой и физической подготовке. Я считаю, что МВД должно отказаться от награждений “посмертно” наших милиционеров. Коробочка с медалью “За отличие в охране общественного порядка”, врученная вдове или родителям, является слабым утешением в наше трудное, жестокое и циничное время. В США семья убитого полицейского получает, по закону Конгресса от 1975 г., сумму в 50 тысяч долларов.
В 1997 г. милиция потеряла 1000 человек, умножим эту цифру на 50 тысяч долларов, получаем 50 миллионов долларов, а в рублях 1,5 миллиарда. Когда наше министерство будет платить семьям погибших такие суммы, только тогда оно будет заинтересовано в улучшении подготовки милиционеров. Правило полиции США -“Сильные защищают слабых”. К сожалению, в начале XXI века мы оказались в таком положении, что защищать нужно от бюрократического произвола саму милицию, в том числе на случай возможной гибели или ранения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Милиция. - 1994. - № 7.
2. Милиция. - 1999. - № 3.
3. На боевом посту. - 1993. - № 4.
4. Российская газета. - 1994. - 8 февраля.
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В.П. Денисов, ст. преподаватель
Омский институт РГТЭУ
Учитывая динамизм современной жизни, неоднозначные социально-политические и экономические процессы, происходящие в российском обществе, резкий рост преступности, повышение требований к правоохранительным органам, важно отметить, что регулирование отношений работников милиции и граждан происходит не только в рамках права. Часто возникают ситуации морально-психологического плана, где нельзя только с правовых позиций определять поведенческие нормы, которыми должны руководствоваться сотрудники в процессе общения. Оказываются нужными более универсальные формы регулирования - моральные. Именно умение сочетать в общении нормы морального и правового регулирования отличает профессиональную компетентность современного сотрудника милиции, определяет уровень культуры его поведения.
Общение - необходимое и всеобщее условие всякой деятельности, важнейший фактор формирования и развития общества и человека. Оно строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанных человечеством простых норм нравственности, привычек и т.п. В современной науке под общением понимается многогранный процесс социально-поли-
тического взаимодействия людей в труде, быту, общественно-политической жизни, который характеризуется разной степенью опосредованности или неопосредован-ности и имеет различную направленность. Общение является индивидуализированной формой общественных отношений, их личностно-психологической конкретизацией и обладает относительной самостоятельностью.
Исследования показывают, что в деловой жизни большинства людей общение занимает 70-85% их рабочего времени. Культура общения - составная часть этической культуры сотрудников органов внутренних дел, ибо в ней нравственное и эстетическое, добро и красота находятся в органическом единстве. Основными формами культуры общения являются культура поведения, речи и внешнего облика. Каждая из этих форм обладает определенным эстетическим потенциалом, который, с одной стороны, выражает уровень эстетической культуры, а с другой - формирует эту культуру своим воздействием на эстетическое сознание работника.
Эстетической культуре, как и всем явлениям вообще, присущи диалектическое единство содержания и формы, сущности и явления, внутреннего и внешнего.
Внутренняя культура предполагает глубокие нравственные и эстетические знания, культуру чувств, вкусов, убеждений. Она определяет поведение человека. Внешняя культура - это вежливость, такт, манеры, соблюдение правил этикета, культура речи, внешнего облика. Эстетическая ценность поведения, поступка человека и его оценка с точки зрения прекрасного предполагает единство содержания и формы, духовного и телесного, внутреннего и внешнего. Именно из этого исходил А.П. Чехов в своем известном требовании, что в “человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.
В культуре поведения важно учитывать три составных компонента:
- внутреннее содержание, сущность поведения;
- внешнее выражение поведения;
- характер взаимосвязи и степень соответствия их между собой.
Характер профессионально-делового общения, а также поведения вне службы сотрудников ОВД определяются спецификой их служебной деятельности и имеют следующие особенности:
1. Сотрудникам органов внутренних дел приходится иметь дело чаще всего с особым контингентом людей, преступивших закон или нарушивших общественный порядок. В отношении к ним отмечаются две крайности. Первая - благодушие, руководство тезисом о том, что в отношении социально опасных элементов должны применяться разнообразные меры принуждения. Вторая крайность - это чрезмерная подозрительность, придирчивость, недоверие к любому провинившемуся человеку. При этом подходе несложно вообразить, что подавляющее большинство населения - потенциальные правонарушители.
2. В некоторых случаях моральные принципы и нормы в профессиональном общении сотрудников органов внутренних дел носят императивный характер. Это вызвано необходимостью особой четкости, быстроты, исполнительности, обязательности в исполнении приказов и своих обязанностей каждым сотрудником.
3. Специфика труда сотрудников органов внутренних дел обусловливает детальную регламентацию почти
всех сторон их жизни и быта, в том числе и поведенческих установок. Трудно сказать, в какой еще области жизни нормы поведения выражаются с такой подробностью и определенностью, как в милиции.
4. Моральные нормы в условиях службы в органах внутренних дел юридически оформлены. Они подкрепляются твердыми законоположениями, установленными государством. Сотрудники органов внутренних дел принимают Присягу и несут ответственность за нарушение этических норм.
5. Действия сотрудников при всей их строгости и решительности всегда должны быть справедливыми и понятными широким слоям населения. В общении сотрудников милиции с гражданами должно ярко просматриваться, прежде всего, уважительное отношение к человеческому достоинству.
6. При общении сотрудников органов внутренних дел с населением речь нередко идет о посвящении в самые интимные вопросы личной жизни человека. Это требует тонких и разнообразных средств индивидуального подхода к людям, определенного педагогического мастерства, внутреннего такта сотрудников.
7. Деятельность сотрудников милиции связана с требованием проявлять непримиримость к несправедливости, нарушениям законности, антигуманности и грубому индивидуализму.
8. Профессиональная этика требует от сотрудника максимума объективности. Это подразумевает, что при применении права он должен смотреть на то или иное событие с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий.
9. В процессе общения требуется от сотрудников ОВД оказание воспитательного воздействия на людей, нарушивших российские законы, допустивших аморальные поступки, однако этика предписывает и проявление человечности.
Наконец, нельзя не учитывать психологических аспектов деятельности милиции, когда изо дня в день ее сотрудники занимаются повторяющимися функциями, работают с людьми разных возрастов: несовершеннолетними, молодежью, пожилыми и среднего возраста; а также криминального склада.
Деонтологические принципы и поведенческие нормы, определяющие культуру общения и поведения сотрудников милиции, сформулированы и в Кодексах чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, оперативных работников (проект) и других документах, носящих нормативно-ориентирующий характер.
Культура поведения каждого человека, в том числе и работников органов внутренних дел, опосредована не только интеллектуальной, но и чувственно-эмоциональной сферами нравственного и эстетического сознания.
Культура поведения - это способ выражения морального и эстетического сознания в его внешних проявлениях. Во всех служебных ситуациях, чтобы избежать негативного воздействия, сотрудник милиции должен соблюдать этические нормы, проявлять такт, корректность, гуманное, уважительное и справедливое отношение к людям, придерживаться правил профессионального этикета.
Служебный (профессиональный) этикет - это свод правил и норм, включающий в себя регламентированные формы поведения и общения сотрудников в коллективе подразделения и с гражданами.
Отличительной чертой служебного этикета работников ОВД является его нормативный характер: общение здесь регламентировано уставами, приказами, постановлениями, инструкциями, выполнение которых строго обязательно. Основными нормами, обеспечивающими правильность отношений между сотрудниками, являются: строгая воинская субординация, сознательная дисциплина, взаимное уважение, уважение к старшему по званию, должности, возрасту, исполнительность, пунктуальность, инициатива, выдержка, спокойствие и т.д. Основные правила далеко не исчерпывают всех норм служебного этикета. Не секрет, что в некоторых коллективах сотрудников органов внутренних дел существует проблема отношений “подчиненный-начальник”. В настоящее время ученые разрабатывают специальные “напоминатели”, содержащие правила поведения, назначение которых - помочь руководителям в построении своего поведения и создании благоприятного психологического климата в коллективе.
Приведем некоторые рекомендации таких “напоми-нателей”:
1. Без надобности в дела подчиненных не вмешивайся.
2. Умей отказаться от своего неверного решения, это важнее ложного престижа.
3. Убеждая, не пользуйся властью, пока не исчерпал все остальные средства.
4. Умей говорить, разговаривать, слушать.
5. Хороший начальник делает замечания по мере обнаружения недостатков в работе подчиненных, плохой - копит их для публичного разноса.
Говоря об этикете, необходимо помнить, что он определяет и регулирует манеры поведения. Манера поведения - это способность держать себя, внешняя форма поведения, обычай для данного человека, вошедший в привычку образ действий, который включает: устойчивые признаки того, как говорить и слушать, двигаться, вставать и садиться; мимику, жесты и т.п., через которые и проявляется культура человека. Несдержанность, расхлябанность, несобранность, фамильярность, неумеренная жестикуляция, привычка хватать собеседника за одежду, за руки, смотреть в сторону во время разговора, перебивать речь и т.п. свидетельствуют о низкой культуре человека, неразвитости его чувств, вкусов, представлений. Они не способствуют взаимопониманию между людьми, а сам процесс общения делают тягостным и неприятным. Выработка манер совершенной формы - условие повышения культуры поведения работников ОВД.
Правоохранительным органам, в том числе и работникам милиции, доверяются такие моральные ценности, как честь и достоинство человека, его доброе имя, а иногда и жизнь. Авторитет закона в значительной мере зависит от авторитета сотрудников органов внутренних дел (олицетворяющих закон), от их профессионального мастерства и нравственных качеств, знания профессионального этикета и умения проявлять тактичное, уважительное отношение к чести и достоинству граждан.
Здесь правомерно сказать о некоторых нормах поведения, в частности, о вежливости. Только в соответствии со спецификой данной темы понятие “вежливость” может иметь несколько оттенков.
Например, корректность - это вежливо-строгое, холодное, официально-уважительное отношение к че-
ловеку. Она более всего уместна по отношению к задержанным, к нарушителям общественного порядка. Учтивость - почтительная вежливость по отношению к старшим, к женщинам. Любезность - вежливость с выраженным стремлением быть приятным и полезным. Она проявляется в сочетании с деликатностью в понимании других. Тактичность - это повышенное чувство меры, способность человека тонко и точно соизмерять свои чувства и действия с чувствами и действиями других людей.
К другим общепринятым нормам и правилам поведения относятся: простота и скромность, правдивость, откровенность и прямота, щедрость и великодушие, отзывчивость и чуткость.
Большая роль в общении как необходимому и всеобщему условию всякой деятельности отводится речи. Трудно переоценить, какое значение для сотрудника милиции, постоянно находящемуся среди людей, имеет речевой контакт.
Красота речи (единство содержания и формы и их соответствие условиям, обстановке, назначению) способствует утверждению красоты во взаимоотношениях между сотрудниками и гражданами.
Овладеть навыками высокой культуры речи - профессиональная обязанность сотрудников органов внутренних дел. Их речь должна соответствовать следующим требованиям: быть содержательной, свидетельствовать о глубоком знании предмета разговора, грамматически и литературно правильной, точной, ясной, понятной; при разговоре с гражданами сотрудник должен тщательно подбирать слова, учитывая их психологическое воздействие; мимика и жесты должны быть сдержанными, ненавязчивыми и соответствовать содержанию речи.
Значительную помощь в формировании культуры речи могут оказать систематическое и вдумчивое чтение художественной литературы, изучение правил грамматики русского языка, постоянная работа со словарем, устные выступления перед коллегами, в трудовых коллективах, организациях и учреждениях.
Но это возможно, когда собеседники общаются, как говорится, на одном языке, что достигается не всегда.
Следует сказать и о недостаточной культуре вербального (словесного) общения сотрудников милиции как между собой, так и с гражданами.
Проблема непонимания между собеседниками часто возникает тогда, когда очевидны следующие симптомы непонимания друг друга в процессе речевого общения:
- партнер при общении непрерывно говорит;
- у говорящего наблюдается чрезмерное “прерывание” речи, излишние повторы высказанной мысли;
- разрозненность мысли говорящего и несвязность основных ключевых слов в речи;
- излишняя вязкость речи, т.е. чрезмерная описатель-ность и навязчивость речи говорящего;
- проявление резонерства и мудрствования человека, высказывающего мысль;
- беспочвенные рассуждения, вплоть до полной бессмыслицы.
Рассуждая о культуре вербального общения сотрудников ОВД, к сожалению, нельзя обойти вниманием сквернословие и жаргон. Постоянный контакт с далеко не лучшими представителями общества накладывает свой отпечаток и на сотрудников правоохранительных органов. В их речи проявляются жаргон и нецензурная брань.
Жаргон - буквально “испорченный язык”, цель которого - обособить какую-либо группу людей от основной части общества. Использование жаргона в уголовном мире - это стремление скрыть от окружающих определенную речевую информацию. Применение жаргона в общении сотрудников милиции в какой-то степени связывают с негативным влиянием преступной среды, тех, кому они призваны противостоять.
В этом случае криминальная среда достаточно успешно навязывает сотрудникам органов внутренних дел свой стиль вербального общения. Использование в речи жаргона и брани свидетельствует об отсутствии не только внутренней культуры, но и о скудном словарном запасе сотрудника. Интеллект говорящего, как известно, оценивается и по логичности высказываний, и по богатству лексики.
Высокая культура речевого общения помогает установить контакт с собеседником и, в определенной мере, достичь определенных результатов в служебной деятельности.
С повседневным общением с гражданами связано и еще одно немаловажное требование милицейской этики -поддержание достойного внешнего облика. Одежда - это определенный знак выражения личностных особенностей данного индивида и его восприятия, и, действительно, костюм “докладывает” о человеке. В оформлении внешнего облика индивида заключена целая иерархия знаковых систем, которые отражают социальную, половую, возрастно-групповую дифференциацию, характерологические особенности, престижно-статусные и ролевые моменты.
Внешний облик работника ОВД (форменная одежда и обувь, головной убор и прическа, осанка, умение держаться с другими людьми и т.д.) - все это своеобразный знак, визитная карточка.
Внешний облик сотрудника свидетельствует, во-первых, о его внутренней культуре: организованности, собранности, дисциплинированности, характере отношения к своей профессии и окружающим его людям; во-вторых, вызывает расположение и доверие у граждан и самих сотрудников; в-третьих, красота, даже изящность и элегантность одежды вызывают чувство эстетического удовлетворения у тех, кто ее носит, и у тех, с кем данный сотрудник общается; в-четвертых, оказывает определенное духовно-психологическое и эстетически-вос-питательное воздействие на окружающих.
Все названое и определяет культурно-эстетический потенциал внешнего облика сотрудника и его роль в эстетическом воспитании.
Культура внешнего облика сотрудника милиции предполагает:
- соблюдение формы одежды;
- аккуратно пригнанный, чистый и отглаженный мундир;
- ношение знаков, отличающих заслуги сотрудника;
- подтянутый вид и прямую осанку;
- скромную и аккуратную прическу.
Достижению подобного внешнего вида помогут
индивидуальный пошив одежды, ее подгонка по фигуре, регулярные строевые смотры, личный пример начальников и старших коллег, внутренняя требовательность к себе.
При подготовке специалистов в сфере правоохранительных органов России особую важность приобретает фактор осознания будущим офицером милиции роли и значения профессионального этикета в реализации тех задач, которые перед ними стоят, т.е. защита чести, достоинства и безопасности российских граждан. Офицер является не только носителем властных полномочий, которыми его наделило государство, но и человеком, в глазах общества рассматриваемого как эталон офицерской чести и достоинства. Гражданин смотрит на офицера, рядового сотрудника милиции, как на носителя этих принципов, ждет от него их применения и глубоко разочаровывается, если этого не встречает на практике.
Умение придерживаться в общении гражданами, с коллегами определенных правил приходит только с возрастом и жизненным опытом, поэтому не следует бояться мелких ошибок.
Дать сотрудникам рецепт поведения на все случаи жизни невозможно. Подобно убеждению, тактичность не заучивается, а вырабатывается путем освоения человеком всей системы нравственных ценностей, воспитания и самостоятельной деятельности.
В заключение напомним одну истину: подлинно культурным является человек, не автоматически овладевший необходимыми навыками вежливости, а тот, для кого высокая культура - органическая потребность, единственно возможная норма поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дубов Г.В., Опалев А.В. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов,- М., 1998.
2. ИбрагимовМ.А., Куличенко Н.А., Съедин Б.Г. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел. - Киев, 1990.
3. Культура общения и служебный этикет сотрудников ОВД: Методические рекомендации. - Омск, 1999.
4. Этикет и такт сотрудников милиции. - М., 1977.
ЦЕННОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОВД
Канд. психол. наук, доцент М.В. Шайкова
Орловский юридический институт МВД России
Особую роль ценности играют в системе жизни и деятельности руководителя ОВД. В недалеком прошлом роль руководителя ОВД в управленческой системе была определена достаточно четко и однозначно. Ее основу составляла властная функция, которая редко подвергалась сомнению, что позволяло разрешать массу различных проблем.
Современный характер общественного развития предъявляет к руководителю ОВД иные требования. Во-первых, возникла и стала порой непомерно сложной система управления со всеми ее разветвлениями власти и подчинения. Во-вторых, качественно изменился уровень рядовых сотрудников. Они сегодня лучше образованы, более свободно мыслят, спокойнее меняют место