Т.Н. Жуйкова,
кандидат исторических наук, доцент
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ, ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО УЧЕТА ПРИ ОЦЕНКЕ РАБОТЫ МИЛИЦИИ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) DRIVING FORCES’ FORMATION AND PUBLIC OPINION’S DISPLAYING, POSSIBILITY OF ITS CONSIDERATION AT MILITIA WORK ASSESSMENT (SOCIOLOGICAL ASPECT)
Существенное место в статье отведено социологическому анализу сущности и структуры общественного мнения, движущих сил его формирования и проявления. Показана возможность его учета при оценке работы милиции.
Sociological analyses of public opinion’s essence and structure, its driving forces formation and displaying, presented in the article, are of great interest. The possibility of sociological analyses ’ consideration at militia work assessment is shown.
Понятие о современной милиции должно учитывать изменения, происходящие в обществе. Поэтому деятельность органов внутренних дел нельзя рассматривать отдельно: всегда необходи -мо принимать во внимание ее зависимость от общества, ее оценку общественным мнением. Широкие слои общества все больше осознают, что единственно возможный выход из кризисной ситуации состоит в участии всех членов общества в решении этих проблем, а также в сотрудничестве. Оно базируется на взаимном доверии и не прием -лет чрезмерного контроля и нечестных манипуляций, требует бескорыстной преданности делу.
Важно отметить, что люди в обществе ценят прежде всего хорошо налаженные связи и отно -шения друг с другом. В противовес особенностям современного бюрократического общества, которое часто рассматривает людей, как стати -стические единицы, общественное сотрудничество приобретает популярность, так как оно в большей степени удовлетворяет интересам отдельных членов общества.
В этой связи круг важных для каждого члена общества ценностей включает в себя следующие: важность честного служения интересам общества; заботу о каждом члене и об обществе в целом ; обеспечение личной безопасности и здоровья; взаимное уважение среди членов семьи, друзей, коллег; обеспечение высокого качества жиз -ни, включая защиту собственности, обеспечение спокойствия, избавление от страха.
Система данных ценностей обусловливает необходимость коммунально-ориентированной деятельности. При этом осуществляется пере -нос философского акцента в воззрениях на функционирование общества от сепаратистско -экономического взгляда к интегрированному социальному видению общества, базирующемуся на признании важности людей как основы общества.
Деятельность милиции, ориентированная на интересы жителей той или иной местности, имеет смысл именно в подобном переносе данного философского акцента. Тогда программа милицейской деятельности, рассматриваемая в кон -тексте «созидательного общества», перестает быть только философией, призывающей мили -цию сотрудничать граждан с целью борьбы с преступностью. Она ориентирована на удовле-творение более широкого круга требований постоянно меняющегося общества. Отсюда посто -янная потребность в мониторинговом отслежи -вании милицией настроений общества, активно -го вмешательства в его жизнь.
Очень важно, чтобы гражданин воспринимал милицию как «свою», если это происходит, зна -чит, милиция на верном пути. Это является одним из основных критериев социальной эффективности работы милиции. Определение облика сотрудника милиции как «друга и помощника», а ее профессиональной деятельности как «служение обществу» является лейтмотивом по-
строений отношений между милицией и населе -нием, главным критерием ее оценки обществен -ным мнением. Приняв на вооружение философию, социологию разрешения проблем, ориентированную на общество, органы вну тренних дел должны установить диалог с обществом.
Отношение милиции с обществом - это, во-первых, основные принципы общения с людьми, т. е. такие действия, при которых интересы лю -дей становятся на первое место во всех делах, касающихся их поведения как в социальном, так и в моральном отношении. Данные принципы предполагают, что милиционер должен действо -вать и поступать таким образом, чтобы служить интересам всех членов общества - интересам родителей и их детей, интересам несчастного, нуждающегося, обывателя, жалобщика или преступника. Именно это центральное положение общения с людьми является основой современного метода отношения с обществом, метода, который требует переворота в милицейском мышлении; это новое социальное понятие, когда каждый отдельный милиционер должен стремиться достигнуть успеха в решении проблем, связанных с людьми. Милиции необходимо признать свою социальную ответственность, если она хочет, чтобы отношения с обществом имели эффективные результаты. Главное предназначение всех милицейских сил - это удовлетворение социальных потребностей людей.
Отношение правоохранительных органов с обществом по своим принципам можно отождествить с тем, что в человеке является высокой нравственностью. Одним из основных принци-пов хороших отношений является справедливость, другим - беспристрастность. Реализация данных принципов возможна лишь при условии, когда придается особое значение уважению лич -ности и человеческого достоинства. Они при -знают потребность человека в самовыражении, чтобы принимать участие в решениях, затраги -вающих его интересы и иметь достаточную безопасность. Важно констатировать, что в основу идеологии взаимодействия с населением милиция должна ставить ценность человеческих достоинств, что постоянно стимулирует проявление доброй воли и понимание граждан. Не общество, а сама милиция должна устанавливать для себя нормы поведения, исходя из принципов отношений к тем, кому она служит. Позиция ка -ждого сотрудника милиции в этой связи должна заключаться в том, чтобы добросовестно отно -ситься к каждой своей обязанности, что поможет заслужить доброе отношение и доверие общества. Делать как можно больше вещей, которые одобрит общество, и делать их так хорошо, чтобы у общества осталось благоприятное впечатление. Сокращать до наиболее возможного минимума число практических действий, вызы-вающих раздражение общества, служащих при -
чиной недоразумений и подрывающих уважение и доверие, оказываемые милиции обществом. Вот та азбука милицейской работы, на основе которой призваны строится отношения милиции и населения.
Важно отметить, что работа милиции, которая ориентируется больше на помощь, чем на контроль и репрессии, быстрее признается граж -данами. Так, зарубежный опыт работы полиции Германии свидетельствует, что акцент на «профессиональной работе» полиции в противовес «ориентации на общество» - малоэффективен [1]. Негативизм в отношениях милиции и населения проявляется тогда, когда милиция взаимодействует с гражданами лишь в процессе своей дея-тельности по поддержанию правопорядка. В ито -ге создается бессердечная, напряженная и не располагающая к доверию обстановка. Так, на -пример, в рекомендациях для руководства к дей-ствиям офицеров полиции США говорится, что полиция не должна выполнять обязанности работника сферы социальных проблем, но полиция должна взять на себя активную роль в укреплении общества. Полиция должна рассматривать себя как орган, помогающий решать социальные проблемы, а не только как борца с преступно -стью. Таким образом, для милиционера лучший способ быть дополнением общества - это стать одним из его членов.
Применительно к нашей действительности можно также использовать зарубежный опыт. На Западе получила широкое распространение социальная стратегия «обслуживания» населения. Смысл ее в том, что сотрудники полиции служат обществу, которое они представляют и получают помощь от общества, которому служат. Сохра-нение добрых отношений между полицией и населением в значительной степени зависит от уверенности рядовых граждан в том, что их нуж -ды не останутся без внимания. Полиция учится слушать людей, которым она служит, и старается сделать приоритетным те усилия, которые обеспечивают качество жизни граждан.
Данная стратегия «обслуживания населе -ния» применительно к особенностям деятельно -сти полиции конкретного государства получает широкое распространение у многих стран. Она становится не только ведущей философией и идеологией полицейской работы с населением, а все шире находит отражение в конкретных программах полицейской деятельности. Приоритет данной стратегии закономерен. Он имеет глубокие корни в истории западной цивилизации, ста -вящей во главу угла принципы гуманизма, уважения и защиты прав и свобод личности. Еще одним достоинством данной стратегии является то, что она находится в развитии, приспосабливается к тем социальным процессам, которые характерны для конкретной исторической ситуа-
ции и специфики социокультурного развития обществ разных стран.
Из зарубежного опыта, в контексте формирования положительного образа сотрудника милиции (полиции), можно использовать так назы -ваемую имиджевую рекламу. Так, например, рекламируется служба в полиции. Общепризнано, что положительный имидж правоохрани-тельных органов позволяет им успешнее решать многие проблемы, более эффективно осуществ -лять свои основные функции. В ряде стран раз -рабатываются и осуществляются целые прави-тельственные программы, направленные на формирование и поддержание положительного имиджа правоохранительных органов. Во многих случаях государство оказывает финансовую поддержку в проведении подобных программ. Данная реклама направлена не только на создание положительного образа полиции, формирование уважительного отношения общественности к нелегкому труду сотрудников правоохранитель -ных органов, но и привлечение достаточного количества желающих попробовать свои силы на данной службе. Так, интересным примером использования в рекламе образа полиции, является деятельность Северо-западной полиграфической компании США, использовавшей в своей работе образ Северо-западной конной полиции, олице-творяющей силу, надежность и исполнитель -ность. Цветные динамичные иллюстрации украшают журнальные рекламные объявления, ка -лендари, блокноты для записей и другие печатные материалы, способствуя продвижению това -ров данной полиграфической компании и создавая благоприятные условия для конкуренции в печатной индустрии [2].
Еще одним из основных направлений совместной деятельности полицейских сил и общественности, играющих важную роль в формировании положительного образа полиции (милиции), являются программы, поощряющие граждан к сотрудничеству с правоохранительными органами. К числу таковых относится и Программа получения информации от населения о совершенных преступлениях.
Немаловажным фактором, формирующим общественное мнение, является служебная этика и этикет сотрудников правоохранительных орга -нов [3]. К сожалению, «имидж» сотрудника органов внутренних дел, зачастую негативно оценивается общественным мнением. Милицейская служба сложна и многогранна. Она всегда проходит на глазах наших граждан, в общении с ними и нередко вторгается в сферу человеческих отношений, чувств. Поэтому каждый сотрудник милиции обязан обладать чертами, которые помогли бы ему сохранять в чистоте высокое зва -ние работника милиции. Для него вежливость, скромность, выдержка, взаимное уважение, дис -циплина, готовность прийти в любую минуту на
помощь, умение выслушать критические замечания в свой адрес имеют первостепенное значение.
По долгу службы сотрудник правоохранительных органов должен давать оценку и от имени государства требовать соблюдения закона. При этом его действия могут быть признаны верными только в случае их строгого соответствия нормам права, морали, культуры поведения. Именно в согласии с ними профессиональный опыт сотрудника ОВД приобретает подлинную значимость.
Не случайно, что за нарушение общепринятых правил поведения общественное мнение осуждает сотрудников милиции значительно строже, чем лиц других профессий. Профессия сотрудника милиции требует не только мужества, стойкости, выдержки, инициативы, но и нравственной зрелости, предполагающей знание и соблюдение этических норм, распространенных в гражданском обществе. Без этих качеств не -мыслимо успешное выполнение профессиональных задач.
Именно этические параметры развития личности делают возможным понимание высокой ответственности за выполняемую работу, потому что каким бы строгим ни был социальный кон -троль, формирование честности, справедливости, бескорыстия и внимательности зависит только от самого человека. И здесь сотру дникам правоохранительных органов необходимо стремиться к тому, чтобы наряду со строгим соблюдением законности высокая культура поведения стала их отличительной чертой.
От сотрудника ОВД ожидают особой требовательности к себе и высокой нравственной ответственности за все происходящее вокруг. По -этому, если он будет ориентироваться только на усредненную планку общегражданского этикета, он никогда не оправдает общественных надежд в должной мере.
Имея тесную связь с элементами общей культуры поведения, служебный этикет сотрудников правоохранительных органов характери-зуется, прежде всего, усилением, подчеркиванием значения тех или иных сторон общепринятых правил поведения. Так, вежливость и доброжелательность в общении с людьми присущи каждо -му образованному человеку, но для сотрудника правоохранительных органов эти качества долж -ны быть обязательны.
Особенно хочется отметить, что и внешний вид сотру дника ОВД, играет значительную роль в формировании позитивного общественного мнения. По подсчетам психологов, люди в 85 случаях из 100 свое отношение к другому человеку строят на основе внешнего впечатления. Особенности внешнего вида человека информируют нас о возрасте, социальной, национальной и профессиональной принадлежности.
Милицейская форма напоминает сотру дни -ку, что он выступает как должностное лицо, представитель власти. Строевая подтянутость, безупречный внешний вид в сочетании с хоро -шими манерами дисциплинируют на только самого сотрудника милиции, но и окружающих, повышая авторитет правоохранительных орга-нов. И, наоборот, неряшливый внешний вид работника милиции не вну шает доверия, так как не согласуется с представлениями о порядке, строгом соблюдении правил, с общими идеями закона и законности.
В силу специфики работы, сотруднику ОВД приходится общаться с гражданами. Прием граждан, общение с ними, является одним из главных факторов, способствующих пропаганде дея-тельности милиции и укреплению их связи с на -селением. Беседуя с гражданами, необходимо проявлять больше выдержки и никогда не терять чувства меры. В какое бы время суток, в каком бы месте и по какому вопросу ни обратился к вам гражданин, его необходимо внимательно выслушать и дать понятный, исчерпывающий ответ. Если вы не сможете ответить на заданные вам вопросы, то надо объяснить, куда можно обратиться для его разрешения. Высказывая собственное отношение по тому или иному вопросу, следует приводить аргументы, ссылаясь на соответствующие законы, правила, указания. Замечания нужно делать в уступчивой, благожелатель -ной манере.
Особо хочется подчеркнуть, что важным элементом общения с гражданами является куль -тура речи. Культура речи обязывает сотрудника ОВД придерживаться следующих обязательных норм и правил: сдержанность, логичность, дока -зательность, убедительность, ясность, понятность, чистота речи.
Культура речи является обязательном элементом служебного этикета сотрудников ОВД, ведь профессия милиционера требует не только глубокого знания своего дела, но и широкого общего образования.
Таким образом, отступление от правил эти -кета или их нарушение сотрудниками ОВД сможет причинить ущерб престижу власти, самой идее закона, привести к осложнениям во взаимоотношениях государства и общества, способствовать формированию антиобщественных на -строений, провоцировать преступные действия.
Еще одним фактором, формирующим общественное мнение, являются средства массовой информации [4]. Очень часто СМИ формируют отрицательный образ сотрудника ОВД. Стоит согласиться с Бондаренко Т. А., что технологии формирования положительного имиджа милиции должны включать следующие составляющие: обеспечение роста популярности (рейтинга) на основе увеличения доверия к руководству ОВД, в том числе посредством паблик рилейшнз; ра-
бота «телефонов доверия»; участие негосударственных структур безопасности в предупрежде-нии преступлений; пресечение случаев злоупотреблением служебным положением; систематическое информирование населения о результатах служебной деятельности, успешно раскрытых преступлениях; оглашение через средства массовой информации о помощи граждан в раскрытии преступлений; иллюстрированные публикации о сотрудниках милиции, успешно выполняющих свой профессиональный долг; в случае появле -ния критических публикаций в адрес органов внутренних дел - незамедлительный ответ; тактика сотрудничества со СМИ, выражение благо -дарности за выявленные недостатки в работе милиции.
Таким образом, факторами способствующими формированию позитивного общественного мнения о деятельности милиции, являются сле -дующие:
1. Необходимо по-новому строить отношения милиции и общества. Отношение с обществом - это во-первых, основные принципы общения с людьми, т.е. такие действия, при которых интересы лю дей становятся на первое место. Данные принципы предполагают, что милицио -нер должен действовать и поступать таким образом, чтобы служить интересам всех членов общества - интересам родителей и их детей, инте-ресам несчастного, нуждающегося, обывателя, жалобщика или преступника. Именно это центральное положение общения с людьми является основой современного метода отношения с обществом. Милиции необ ходимо признать свою социальную ответственность, если она хочет, чтобы отношения с обществом имели эффективные результаты.
2. Применительно к нашей действительности, можно использовать распространенную на Западе социальную стратегию «обслуживания населения». Смысл ее в том, что сотрудники полиции служат обществу, которое они представляют и получают помощь от общества, которому служат. Данная стратегия имеет глубокие корни в истории западной цивилизации, ставящей во главу угла принципы гуманизма, уважения и защиты прав и свобод личности.
3. В контексте формирования положительного образа сотрудника милиции можно использовать имиджевую рекламу (реклама службы в милиции).
4. Необходимо тесное сотрудничество со СМИ.
Итак, следует признать, что становление общественного мнения - процесс чрезвычайно сложный. Он определяется не только действием движущих и способствующих им сил (потребности, интересы, ценностные ориентации, установки, стереотипы), из которых вытекает довольно строгая заданность формирования общественного
мнения. В содержание и интенсивность протекания этого процесса вмешиваются и все духовнопсихологические образования, функционирующие в обществе. А если охватить всю совокупность известных нам порождающих и детерминирующих динамику общественного мнения факторов (экономических, политических, социальных и т. д.), то нетрудно будет прийти к выводу, что нет таких базисных и надстроечных явлений, которые бы оставались безучастными к его зарождению и формированию. Таким образом, вполне закономерным будет утверждение, что общественное мнение является одним из основных показателей при оценке работы милиции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Камаев Б. Г. Изучение и формирование общественного мнения о полиции (опыт работы полиции зарубежных стран).— М.: ИМЦ МВД России, 2004. — С. 6-12.
2. Барсук К. В. О положительном опыте полиции (милиции) в работе с населением с целью поддержания своего имиджа // Труды академии управления МВД России, 2006.— С. 107—108.
3. Профессиональная этика сотрудников ОВД: учеб. пособие.— Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2007.
4. Бондаренко Т. А. Имидж органов внутренних дел дальневосточного федерального округа и роль средств массовой информации в его формировании // Вестник Дальневосточного института МВД России.— 2005.— №2(9).