Научная статья на тему '«Моя исповедь — без малейшей утайки» (Эпистолярные признания Аполлона Григорьева)'

«Моя исповедь — без малейшей утайки» (Эпистолярные признания Аполлона Григорьева) Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Аполлон Григорьев / Михаил Погодин / письмо-исповедь / православие / «шеллингизм» / Apollon Grigoriev / Mikhail Pogodin / confession letter / Orthodoxy / “Schellingism”

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Луцевич Людмила Федоровна

К середине XIX века исповедальность стала главенствующей тенденцией русской литературы. Многие писатели, независимо от социальных, политических, философских, этических, эстетических установок, обращаются к исповеди/исповедальности как в художественном, так и в автобиографическом творчестве. Аполлон Григорьев также пишет исповеди поэтические и, более того, называет свои литературно-критические и эпистолярно-автобиографические тексты «литературными исповеданиями», «исповедями». В статье рассматривается письмо-исповедь Григорьева, адресованное М. П. Погодину, от 26 августа — 7 октября 1859 года. Внимание сосредоточено на «внутреннем» состоянии адресанта, стремящегося осознать «истины» как о самом себе, так и о внешнем окружении (уточнены имена некоторых флорентийских собеседников Григорьева). Общение с последними, как можно полагать, спровоцировало его обращение к исповедно-исповедальной тематике, в частности к вопросам «противоположности» православия и католицизма, «верований социалистов», «византийских хитросплетений» А. С. Хомякова. Отмечено опосредованное влияние романтического «шеллингизма» на трактовку Григорьевым православия как стихийно-исторического, живого, органического начала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

‘My confession is the smallest confusion’ (Epistolary Confessions of Apollon Grigoriev)

By the middle of the 19th century confession became the dominant trend in Russian literature. Many writers, regardless of social, political, philosophical, ethical, aesthetic attitudes, turn to confession both in fi ction and in autobiographical work. Apollon Grigoriev also writes poetic confessions and, moreover, calls his literary-critical and epistolary-autobiographical texts “literary confessions”, “confessions”. The article deals with the letter-confession of Grigoriev, addressed to M. P. Po-godin dated August 26 — October 7, 1859. Attention is focused on the “internal” state of the addresser, who seeks to realize the “truths” both about himself and about that external environment (the names of some of Grigoriev’s Florentine interlocutors are specifi ed), communication with which, as one might assume, provoked his appeal to confessional topics, in particular, to the issues of the opposition of Orthodoxy and Catholicism, “socialist beliefs”, “Byzantine intricacies” A. S. Khomyakov. The indirect infl uence of romantic “Schellingism” on Grigoriev’s interpretation of Orthodoxy as a spontaneous-historical, living, organic principle is noted

Текст научной работы на тему ««Моя исповедь — без малейшей утайки» (Эпистолярные признания Аполлона Григорьева)»

Луцевич Л.Ф. «Моя исповедь — без малейшей утайки» №

<

|]

ш

а

о.

о

-

>

о.

-

<

<

о

>

Е

ш

=

>

©

54

м

Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022.Т. 5, № 4. С. 79-95.

РЕ|озорЫса] Гецетгз. Визяап апа Еигореап П1а1орче. 2022. Уо1. 5, по. 4. Р. 79-95.

Научная статья / Ога] ага‹е

УДК 821.161.1

901:10.17323/2658-5413-2022-5-4-79-95

«МОЯ ИСПОВЕДЬ — БЕЗ МАЛЕЙШЕЙ УТАЙКИ»

(ЭПИСТОЛЯРНЫЕ ПРИЗНАНИЯ

АПОЛЛОНА ГРИГОРЬЕВА)

Людмила Федоровна Луцевич

Варшавский университет,

Варшава, Польша, [ем @им.еди.р!,

НЕре: //огс!.оге /0000-0002-6340-2598

Аннотация. К середине ХХ века исповедальность стала главенствующей

тенденцией русской литературы. Многие писатели, независимо от социаль-

ных, политических, философских, этических, эстетических установок, обраща-

ются к исповеди/исповедальности как в художественном, так и в автобиогра-

фическом творчестве. Аполлон Григорьев также пишет исповеди поэтические

и, более того, называет свои литературно-критические и эпистолярно-авто-

биографические тексты «литературными исповеданиями», «исповедями».

В статье рассматривается письмо-исповедь Григорьева, адресованное М. П. По-

годину, от 26 августа — 7 октября 1859 года. Внимание сосредоточено на «вну-

треннем» состоянии адресанта, стремящегося осознать «истины» как о самом

© Луцевич Л. Ф., 2022

РАПозор са] Гецег$. Кизап апа Еигореап Р1а]оёте. 2.022. 9]. 5, по. 4. 79

Ш К200-летию А. А. Григорьева

себе, так и о внешнем окружении (уточнены имена некоторых флорентий-

ских собеседников Григорьева). Общение с последними, как можно полагать,

спровоцировало его обращение к исповедно-исповедальной тематике, в част-

ности к вопросам «противоположности» православия и католицизма, «верова-

ний социалистов», «византийских хитросплетений» А. С. Хомякова. Отмечено

опосредованное влияние романтического «шеллингизма» на трактовку Гри-

горьевым православия как стихийно-исторического, живого, органического

начала.

<

]-=2 Ключевые слова: Аполлон Григорьев, Михаил Погодин, письмо-испо-

ведь, православие, «шеллингизм»

Е Ссылка для цитирования: Луцевич Л. Ф. «Моя исповедь — без малейшей

утайки» (Эпистолярные признания Аполлона Григорьева) // Философические

письма. Русско-европейский диалот. 2022. Т. 5, № 4. С. 79-95.

Ч01:10.17323/2658-5413-2022-5-4-79-95.

То {пе 200 Аптегзагу оГА. А. стяотеу

“МУ СОМЕЕЗЗ ОМ 1$ МЛТНОТТ ТНЕ $МАГГЕЗ$Т СОМЕО$1ОМ”

(ЕР5ТОГАКУ СОМРЕЗЗТОМ$ ОР АРОГГОМ СВТСОВТЕУ)

Тана Е. Тлибзеу1сй

М/агзаму Отуетз (у, М/агзтамга, Ро]зКа,

Исцеу1с1@ом.еЧо.р|,

В рз://отс14.0т5/0000-0002-6340-2598

АЪзгасе. Ву Ше пуАе оЁ Ше 19" сепату сопЁез$1оп Бесате Ме дотптапе

(гепа т Виз$1ап Щегаоге. Мапу мтЦетгз, геваг ]ез$ оЁзос1а1, роПИса1, рАПозорШса1,

е са|, аезейс а а4ез, пгт {0 сопЁез1оп Бо ш Всйоп ап ш аиюЫортарй:-

са] мготК. АроПоп Сиропеу а1зо0 мтКез рое|с сопЁе$$10п$ ап@, тогеоуег, саП$ 81$

Щегагу-ст1@са! ап ер1$(9]агу-аз{оостар са! {ех($ “Щегагу сопЁе;$1015”, “сопЁез-

$1015”. Те агИсе 4еа1$ м Пе ]еЦег-сопЁез$1оп оЁ сивопеу, а@дтеззей то М.Р. Ро-

50 т Чае@ Ай 26 — ОстоБег 7, 1859. АЦепйол 1$ осазеЯ оп Ше “пщегпаг” {ае

ОЁ Фе адагеззег, у/По зееК$ фо геаПте Фе “го $” Бо аБочЕ ИптзеЁ апа або Па

ехегпа| епугоптен{ (Фе патез оЁ зоте оЁ Ст1вотеу5 Рогепйпе пцегосотз аге

зресШед), сотиплитсайНоп и мВ, аз опе 1 аззите, ргоуоке4 11$ арреа! {о

80 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

Луцевич Л.Ф. «Моя исповедь — без малейшей утайки» №

сопЁе;юпа!| {ор1сз, ш рагасЧ]аг, © Ше 1354е$ оЁ Те орро оп оЁ Ог'одоху апЯ

Сафо|с1зт, “зос1а1( Бейеё5”, “Вухапйпе ши1саез” А. $. КпотуаКох. ТВе шатесе

шПчепсе оРготапйс “5сПеШит813т” оп сиропеу’; пиегргеа@оп оЁГОгФодоху аз а

зропапеочз-В1${о11са1, Пт, огвап1с реше! ре 1$ пое4.

ы

==? Кеумогаз: АроПоп Ст1еомеу, МИтай Роводт, сопез$1оп 1ецег, Огодоху,

“спешит”

ы Рог сНайоп: Глизехасй, Г.. Е. (2022) “Му соез$1ол 15$ Фе зтаПезё сопл$1от?

(Ер10]агу СопЁез$101$ 0Ё АроПоп Спвоеу)”, РАПозоршса! Гецетз. Кизчап апа Еи-

тгореап Глаорие, 5(1), рр. 79-95. (т Виз$.). 401:10.17323/2658-5413-2022-5-1-79-95.

середине ХХ века исповедальность стала главенствующей тенденцией

русской литературы. Это отметил Ф. М. Достоевский в 1847 году: «Почти

всякий начинает разбирать, анализировать и свет, и друг друга, и себя

самого. Все осматриваются и обмеривают друг друга любопытными взглядами.

Наступает какая-то всеобщая исповедь» [Достоевский, 1978, т. 18, с. 27]. Массо-

вую исповедальность как признак «ипохондрии», «болезненного бессилия» по-

коления 1840-х годов зафиксировал ИА. И. Герцен: «Молодые люди <...> всебыли

заражены страстью самонаблюдения, самоисследования, самообвинения, они

тщательно поверяли свои психические явления и любили бесконечные испо-

веди и рассказы о нервных событиях своей жизни» [Герцен, 1956, т. 10, с. 345].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Русские писатели, независимо от социальных, политических, фило-

софских, этических, эстетических и прочих установок, обращаются к

исповеди/исповедальности как в художественном, так и в автобиографи-

ческом творчестве. Начиная с повести Николая Карамзина «Моя исповедь»

(1803), исповедальность буквально пронизывает литературные произведения.

Широко распространяется исповедь/исповедальность и в эго-документах. К

автобиографической исповеди обращаются Петр Вяземский, Александр Орлов,

Николай Гоголь, Николай Огарев, Михаил Бакунин, Василий Кельсиев, Иван

Прыжов, Константин Леонтьев, Алексей Толстой, Лев Толстой и др. [Луцевич,

202.0]. На первый план выдвинулась потребность личности открыться миру в

своей сущности, осознать самого себя, «представить собственный внутренний

мир» [Сюулиз К 1988, с. 581], понять «“конечные истины” о себе, своем поко-

лении» [Ваховская, 2001, с. 320], искренне, «без утайки» рассказать о «безнрав-

ственных поступках» [Волкова, 2008, с. 85], раскрыть «смысл исповедального

слова <...> не только в религиозном, но и в светском опыте» [Уваров, 1998, с. 60].

РАПозор са] Гецег$. Кизап апа Еигореап Р1а]оёте. 2.022. 9]. 5, по. 4. 81

Ш К200-летию А. А. Григорьева

Нередко исповеди содержатся в писа-

тельских эпистоляриях (показательна

А ПОЛ ЛОН в этом плане, например, переписка

ГР И ГОРЬЕВ В. А. Жуковского и Н. В. Гоголя).

Аполлон Григорьев, как и многие

его современники, оказался во власти

исповедальности. Он не только пишет

исповеди поэтические, но и называет

исповедями/исповеданиями некото-

рые свои литературно-критические

и эпистолярно-автобиографические

тексты. Исследователи (Н. Степанов,

Б. Костелянец, Б. Егоров, А. Осповат,

Р. Виттакер) неизменно отмечали в

творчестве «последнего романтика»

Е

Ре

-

а

5

=

=

5

АС АРАМ ААА ВАЛИМАРАА МАЛАГА АЛИ ЕЛИ «исповедальность, непричесанность,

субъективизм» [Егоров, 1990, т. 1, с. 7].

Аполлон Григорьев. Письма.

Как известно, в эпоху романтизма и

Издание подготовили Р. Виттакер,

Б. Ф. Егоров. М.: «Наука», 1999 сформировался жанр лирической ис-

поведи [Кгаззомуз К, 1996, с. 239]. По-

этические произведения Григорьева, по словам Б. Ф. Егорова, не только «обна-

женно личные», но и насыщены «болезненными состояниями души» [Егоров,

2001, с. 12]. В стихотворении «Покаяние (Из Гете)» (1845) в центре — «грешница

с мольбой», изнуренная «тоской» и «горем» [Григорьев, 2001, с. 541]; в поэме

«Предсмертная исповедь» (1846) — одинокий «чудак», «слабый и больной», по-

желавший перед смертью «...облегчить / Прошедшим сдавленную грудь / И

тайный ропот свой излить / Пред смертью хоть кому-нибудь...» [там же, с. 197].

Обращаясь к исповедям, поэты, по наблюдению Давида Кляхача, всегда «на-

деялись лучше узнать свое внутреннее» [К]аспася, 2008]. Григорьев не исклю-

чение. Стоит отметить также его интерес к роману Альфреда де Мюссе «Ис-

поведь сына века» (1836), где повествователь, представляющий «поколение

горячее, бледное, нервное» [Григорьев, 1988, с. 11], — персонаж, нравственно и

психологически близкий русскому автору.

«Литературными исповеданиями» называет Григорьев в частной перепи-

ске свои особо значимые критические статьи. Так, в письме А. В. Дружинину

от 22 марта 1857 года он отмечает: «Статья будет мое полное и вполне прочув-

ствованное литературное исповедание...» [Григорьев, 1999, с. 124]. А в письме

М. П. Погодину от 26 января (7 февраля) 1858 года подчеркивает: «Статья моя

82 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

Луцевич Л.Ф. «Моя исповедь — без малейшей утайки» №

Флоренция. Литография ХИХ века.

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Сацеагае 41 бата Мама Че! Ноге)

“О современной критике” <...> исповедание, долго думанное и, кажется, ясное»

[там же, с. 188]. В обоих случаях речь идет о программной для критика статье

«Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики

искусства. (Посвящено А. Н. Майкову)» (1858). А чуть позже словосочетание

«литературное исповедание» обретает у Григорьева более птирокое значение,

определяемое содержанием его мировоззренческих позиций: «Под моим чи-

сто <...> литературным исповеданием кроется <...> политическое, религиозное

и общественное исповедание (выделено мной. — Л. Л.)}» [там же, с. 234]. В слова-

ре В. И. Даля при слове «исповеданье» указано и такое значение: «задушевные

убеждения вообще» [Даль, 1979, с. 54]. Григорьев, как видно, использует слово

именно в таком расширенном понимании.

Ярким примером григорьевского исповедания является объемное письмо-

исповедь, точнее совокупный текст, включающий 6 писем [Григорьев, 1999,

с. 217—225], — своего рода эпистолярный мини-цикл, адресованный М. П. Пого-

дину (1800-1875), от 26 августа — 7 октября 1859 года. Б. Ф. Егоров и Р. Виттакер

считали, что часть этого эго-документа (письма) «обрывается на Берлине, а,

наверное, включало эпизоды из петербургской жизни Григорьева до момента

написания письма, но следующие его части, увы, потеряны» [Виттакер, Его-

ров, 1999, с. 302]. Тщательно изучив письма критика к Погодину, исследовате-

ли сделали такой вывод:

На основании писем Григорьева <...> создается впечатление, что <...> глав-

ные предметы их переписки, <...> составляли вопросы нравственности, осо-

бенно поведения самого Григорьева, и практические вопросы журналистики,

РАПозор са] Гецег$. Кизап апа Еигореап Р1а]оёте. 2.022. 9]. 5, по. 4. 83

Ш К200-летию А. А. Григорьева

связанные с «Москвитянином.. <...> Эта переписка имеет более бытовой, чем

интеллектуальный характер.

[Виттакер, Егоров, 1999, с. 297-298]

Это наблюдение абсолютно справедливо относительно всего погодинского

эпистолярия, но рассматриваемое письмо несколько иное. Здесь описываются со-

бытия и впечатления, животрепещущие вопросы современного бытия, чувства,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эмоции, душевные порывы. Наряду с автобиографическими признаниями, тема-

ми бытового характера, обсуждаются вопросы общественной жизни, религии,

литературы, искусства и проч. Письмо политематично, полифункционально,

ему присущи доверительность, откровенность, диалогизация. Адресант легко и

свободно переходит от одной темы к другой, от одной формы дискурса к другой,

учитывая особенности характера, психического склада, миросозерцания, идео-

логических пристрастий своего адресата, что обусловливает стилистическую не-

однородность цикла. Указанные черты характерны и для авторских исповедей,

отсюда и дополнительное жанровое определение — письмо-исповедь.

В данной статье из тематического многообразия григорьевского мини-

цикла внимание сосредоточено лишь на одном — исповедно-исповедальном

аспекте первого письма от 26 августа 1859 года.

Исповедальное начало здесь не просто явственно проступает, но декла-

рируется, осмысляется, истолковывается. «Моя исповедь, — изначально под-

черкивает Григорьев, — без малейшей утайки» [Григорьев, 1999, с. 217], ак-

центуируя таким образом искренность, открытость, чистосердечность своих

признаний. Далее в тексте еще имеются упоминания об этом письме как испо-

веди: «Я кончаю эту часть моей исповеди <...> воплем» [там же, с. 222]; «Писать

эту исповедь сделалось для меня какою-то горькою отрадою» [там же, с. 224].

Кстати, это не первое письмо Григорьева к Погодину, которое названо испо-

ведью. Например, в письме от 6 или 13 января 1856 года Григорьев указывал:

«Письмо мое похоже на исповедь, потому что надобно же хоть раз высказать-

ся совсем» [там же, с. 98]; «пусть исповедь будет полна» [там же, с. 99]. А еще

ранее, 20 декабря 1842. года, он писал С. М. Соловьеву о необходимости пись-

менного исповедания себя: «Я считаю обязанностью давать тебе отчет в моей

жизни, <...> твоего голоса боюсь я, как голоса Божьего суда, каждая мерзость

становится мне еще тяжелее, когда я подумаю, что тебя оскорбит она...» [там

же, с. 5]. Исповедальность, как следует из приведенных фрагментов, — значи-

мая черта характера Григорьева.

Большому григорьевскому письму-исповеди 1859 года предшествовало

обострение, а затем и прекращение дружеских отношений с Погодиным, что

84 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

Луцевич Л.Ф. «Моя исповедь — без малейшей утайки» №

вызвало, соответственно, перерыв в

переписке. Начиная письмо к Погоди-

ну 26 августа 1859 года, Григорьев пла-

нировал дать отчет своему адресату за

более чем годичный период времени:

«Я намерен изложить вам кратко, но с

возможной полностью, все, что случи-

лось со мной внутренне и внешне с тех

пор, как я не писал к вам из-за грани-

цы» [там же, с. 217]. Любая исповедь,

согласно наблюдениям исследователя,

как правило, «распространятся и на

внешнюю, и на внутреннюю жизнь»

[Уваров, 1998, с. 21]. Годом ранее в

письме от 15 или 16 апреля 1858 года

Григорьев описал свою встречу с Ку-

шелевым-Безбородко, когда он при- Граф Григорий Александрович Кушелев-

Безбородко. Портрет 1850-х годов.

Основатель журналов «Русское слово»

в журнале «Русское слово». Погодин и «Шахматный Листок»

воспринял это решение своего подо-

нял приглашение графа участвовать

печного с неудовольствием, послав ему, по словам Григорьева, «записку» с

«увещанием поправить, что я наделал худого» [Григорьев, 1999, с. 201]. Эта

«записка» (не сохранилась) и вызвала в свою очередь «последнее» письмо

Григорьева к Погодину из-за границы, датированное 11 (23) мая 1858 года, где

он признавался: «Я в последнее время говорил с Вами как с духовником — я

имею пошлость плакать, когда пишу сии строки» [там же]. Погодин не отве-

тил на слезное послание. С этого момента переписка корреспондентов пре-

кратилась более чем на год. Лишь 26 августа 1859 года последовала попытка

примирения.

С самого начала письма Григорьев сосредоточивается на тех душевно-ду-

ховных настроениях, которые владели им весной-летом 1858 года. Он стремит-

ся передать состояние своей внутренней жизни, уяснить, осознать в процес-

се письма некие «истины» о самом себе, а также описать внешнее окружение,

общение с которым, как можно полагать, склонило адресанта к исповедно-

исповедальной тематике. Григорьев проживал тогда в Италии в княжеском

семействе Трубецких, где выполнял функции домашнего учителя 15-летнего

князя Ивана Юрьевича, готовившегося к поступлению в университет. На эту

службу его порекомендовал Погодин, который в период своего студенчества

РАПозор са] Гецег$. Кизап апа Еигореап Р1а]оёте. 2.022. 9]. 5, по. 4. 85

Ш К200-летию А. А. Григорьева

подрабатывал у Трубецких в качестве домашнего учителя. Несмотря на раз-

ницу в возрасте, на протяжении многих лет Григорьева связывали особые

отношения с Михаилом Петровичем — его университетским профессором,

идеологическим единомышленником, а затем и работодателем. Погодину

адресована половина из всего эпистолярного наследия Григорьева (около

150 писем из 300 сохранившихся). Очевидно, именно благодаря Погодину —

кропотливому коллекционеру-профессионалу, создателю знаменитого «Древ-

лехранилища» — эти 150 писем и уцелели. Как известно, нет ни одного ответ-

ного письма Погодина к Григорьеву. Исследователи сокрушались: «Почти не

сохранились письма григорьевских адресатов, вообще письма к нему. Полная

безалаберность в быту не дала возможности Григорьеву сохранить архив: не

осталось ни одного рукописного листочка, ни одной книги из собственной би-

блиотеки» [Виттакер, Егоров, 1999, с. 293], что, безусловно, осложняет изучение

ряда вопросов биографического и творческого характера.

Назвав свое письмо исповедью, то есть покаянным признанием, Григорь-

ев, следуя, по-видимому, возникшим коннотациям, счел необходимым в

первую очередь обозначить свое внутреннее, по его словам, состояние. Опи-

сано оно так: «Жизнь я все еще вел самую целомудренную и трезвенную,

хотя целомудрие мне было физически страшно вредно — при моем темпе-

раменте жеребца: кончилось тем, что я равнодушно не мог уже видеть даже

моей прислужницы квартирной, с<ин>ьоры Линды, хоть она была и грязна,

и нехороша» [Григорьев, 1999, с. 217]. Внутренне — психическое — состоя-

ние адресанта, как видно, обусловлено греховными помыслами, «блудными»

мечтаниями. При этом автор письма прекрасно знает: «всё, что в мире: по-

хоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сего» (1 Ин. 2:16); «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодей-

ствовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28). Признавшись в греховных помыс-

лах, а это, как известно, обязательный компонент исповеди, далее Григорьев

переходит к исповеданию своих «задушевных убеждений», своих верований,

сложившихся к 1858 году (как известно, нередко «исповедь становится <...>

проповедью» [Уваров, 1998, с. 27]). При этом он последовательно противопо-

ставляет официальное «теоретическое православие» некоему личностному

жизненному православию, определяемому им как «стихийно-историческое

начало». Он пишет:

Теоретическое православие простиралось во мне до соблюдения всяких по-

стов и проч. Внутри меня, собственно, жило уже другое — и какими софизмами

это другое согласовалось в голове с обрядовой религиозностью — понять весь-

86 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

Луцевич Л.Ф. «Моя исповедь — без малейшей утайки» №

ма трудно простому смыслу, но очень легко смыслу, искушенному всякими

доктринами.

[Григорьев, 1999, с. 217]

Под «теоретическим православием», по сути, Григорьев разумеет право-

славное догматическое богословие — совокупность вероучительных истин,

утвержденных Вселенскими и Поместными соборами, выраженных в трудах

Святых Отцов и учителей Церкви, в богослужебных книгах, древних обычаях

Церкви. Всё это он хорошо знал. Здесь можно вспомнить и о традиционном

воспитании в семье с его «обрядовой религиозностью», и об университетском

образовании, включавшем на юридическом факультете Московского универ-

ситета с 1830-х годов обязательные курсы догматического и нравственного бо-

гословия, церковной истории (общей и русской), церковного законоведения.

В Италии Григорьев имел возможность обсуждать вопросы вероисповеда-

ния, вероятно, с тремя собеседниками: Иваном Егоровичем Бецким (1818—1890),

Платоном Петровичем Травлинским (1825-1888) и Марией Сергеевной Ольхи-

ной. Иван Егорович Бецкой — домашний учитель Закона Божьего у Трубец-

ких. О нем Б. Ф. Егоров писал: «Бецкой был незаконнорожденным сыном или

потомком незаконного сына кого-то из Трубецких» [Егоров, 2000, с. 152]. Иссле-

дователь пытался установить родственные связи между Иваном Егоровичем

и екатерининским вельможей Иваном

Ивановичем Бецким, к сожалению, без-

результатно. П. Г. Усенко, сотрудник Ин-

ститута истории Украины, указал о Беп-

ком такие сведения: «внебрачный сын

князя Ю. Трубецкого, записан москов-

ским мещанином. Воспитан М. Погоди-

ным» [Усенко, 2003, т. 1, с. 247]. Отноше-

ния Григорьева с Бецким, как известно,

не сложились. Критик отзывается о кол-

леге резко негативно: «Пакостный экс-

тракт холопствующей, шпионничаю-

щей и надувающей церкви» [Григорьев,

1999, с. 217]. Но о двух других собесед-

никах пишет хотя и не без иронии, но

в целом позитивно: это «замечательно

Иван Егорович Бецкий (1818-1890) — восприимчивый субъект, флорентий-

писатель, издатель, чиновник, меценат ский пог, и <...> благородная, серьезная

РАПозор са] Гецег$. Кизап апа Еигореап Р1а]оёте. 2.022. 9]. 5, по. 4. 87

Ш К200-летию А. А. Григорьева

женщина» [Григорьев, 1999, с. 217]. Фло-

рентийский поп — тогда 34-летний рус-

ский священник Платон Петрович Трав-

линский [Полный православный ...,

1913, т. 2, стб. 2172] — воспитанник

Санкт-Петербургской духовной семина-

рии, выпускник Санкт-Петербургской

духовной академии, с 1856 года свя-

щенник домового храма первого кня-

зя Сан-Донато Анатолия Николаеви-

ча Демидова (1812-1873). С 12 января

1857 года Платон Петрович назначен

священником церкви Святого и Чудо-

творца Николая. «Флорентийский поп»

тогда в Италии стал духовным отцом

Григорьева. А «благородная, серьез-

Аполлон Григорьев. ная женщина», с которой он обсуждал

Фото конца 1850-х годов. Петербург проблемы религиозно-нравственного

характера, — это не Варвара Алексан-

дровна Ольхина (урожд. Беклемешева, 1850-1881), жена адвоката Александра

Александровича Ольхина, как предполагал Б. Ф. Егоров (Варваре Александров-

не на момент предполагаемой встречи с Григорьевым было бы всего 7-8 лет),

а Мария Сергеевна Ольхина — мать этого адвоката и впоследствии известная

начальница Мариинского института".

Как вытекает из первого письма цикла, в процессе общения Григорьева с

духовником Платоном Травлинским, «увлекаемым своим впечатлительным

сердцем к лжемудрию о свободе», и «благородной, серьезной» Марией Серге-

евной обсуждались проблемы современной веры и церкви. В письме критик

: Ольхина Мария Сергеевна (урожд. Кусова, 1817—1910) вышла замуж за потомственного

дворянина Санкт-Петербургской губернии артиллерийского офицера Александра Александро-

вича Ольхина, сделавшего блестящую карьеру. С 1834 года служил в 3-й артиллерийской бри-

гаде. С начала 1840 года до середины 1843 года — адъютант начальника штаба по управлению

тенерал-фельдцейхмейстера. С 1852. года — полковник, с 1855-го — генерал-майор, начальник

полковой артиллерии Финляндии. С 1860 года переведен в Петербург, генерал-лейтенант. До

самой своей смерти (7 сентября 1873 года) — член Главного артиллерийского управления.

У Марии Сергеевны и Александра Александровича было три сына и три дочери: Александр

(адвокат), Сергей, Николай, Мария, Елизавета и Фаина. В 1863 году в возрасте 46 лет Мария

Сергеевна получила предложение от великой княгини Елены Павловны занять место на-

чальницы Мариинского института, где, блестяще исполняя свои обязанности, прослужила до

1903 года. См. ОВТ: В@р://зсВ163.асетт.5оу.зрЬ.ги/15оту/о1та.Нит (дата обращения: 29.07.2022).

88 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

Луцевич Л.Ф. «Моя исповедь — без малейшей утайки» №

отразил некоторые вопросы своего «религиозного и общественного исповеда-

ния», в частности о противоположности православия и католицизма, о «ве-

рованиях социалистов», о «византийских хитросплетениях» [Григорьев, 1999,

с. 217—218] А. С. Хомякова.

Григорьев и ранее размышлял о различиях православия и католицизма,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

писал о своей «вражде к официальному православию» [там же, с. 111, с. 157].

Особенно подробно эти темы развиты в письмах к В. П. Боткину (конец апре-

ля (после 26) 1856 года) [там же, с. 109-112] и Е. Н. Эдельсону (13 (25) декабря

1857 года) из Флоренции [там же, с. 170-173]. Но только сейчас, в 1858 году, по

признанию, он наконец понял — «ясно, как день» — характер своего верова-

ния, свое коренное «убеждение»:

Оказывалось, что под православием разумею я сам для себя просто извест-

ное, стихийно-историческое начало, которому суждено еще жить и дать новые

формы жизни, искусства, в противуположность другому, уже отжившему и

давшему свой мир, свой цвет началу — католицизму. Что это начало, на по-

чве славянства, и преимущественно великорусского славянства, с широтою его

нравственного захвата — должно обновить мир, — вот что стало для меня уже

не смутным, а простым верованием — перед которым верования официальной

церкви иже о Христе жандармствующих стали мне положительно скверны.

[Там же, с. 217]

К этому убеждению Григорьев окон-

чательно пришел не только в результате

длительных самостоятельных размыш-

лений, но и под влиянием обсуждения

религиозных вопросов с флорентийски-

ми собеседниками. Православие у кри-

тика является основой миропонимания,

что не исключало необходимости поис-

ка скрытого смысла христианских идей,

более глубокого, чем тот, который вы-

ражен в официальной версии христи-

анства. К официальной церкви, как и ко

всему бюрократически ограниченному,

Григорьев относился скептически.

Что касается вопроса о «верованиях Михаил Петрович Погодин.

социалистов», то здесь следует иметь в Литография 1850-х годов

РАПозор са] Гецег$. Кизап апа Еигореап Р1а]оёте. 2.022. 9]. 5, по. 4. 89

Ш К200-летию А. А. Григорьева

виду, что во Флоренции одним из немногих «знакомых» Григорьева из нерус-

ских иностранцев был Демосфен Оливье (1799-1884) — участник революции

1848 года во Франции. Стойкий республиканец выступал против политики

Луи-Наполеона Бонапарта, подвергался арестам, был выслан из Франции. Бе-

седы с ним возвращали Григорьева к размышлениям о «догматизированных»

идеях социализма, которые, как он признавался, «не переваривала никогда

моя душа» [там же, с. 158]. Краткое общение с французским эмигрантом убе-

дило Григорьева в том, что «верования социалистов в лице благороднейшего,

возвышенного старого ребенка, изгнанника Демостена Оливье», являются не-

состоятельными, «ребяческими и теоретически жалкими» [там же, с. 217-218].

В «верованиях социалистов» Григорьев видел «материальное благосостояние,

однообразие», раз и навсегда установленные равенство, братство, справедли-

вость, что формирует «отвлеченное, однообразное, форменное, мундирное че-

ловечество» [там же, с. 128]. Для «последнего романтика» жизнь в первую оче-

редь духовна, значит, проблемы ее следует решать не в области материальных

отношений, а в сфере «духа»: в религии, искусстве, культуре.

Особое внимание Григорьева привлекла тогда брошюра А. С. Хомякова

«Еще несколько слов православного христианина о западных вероисповеда-

ниях, по поводу разных сочинений латинских и протестантских о предметах

веры», вышедшая на французском языке [КпотуакКох, 1858]. И к публикации,

и кее автору Григорьев отнесся откровенно иронически. Содержание «малой

по объему и великой по содержанию брошюрки» в общих чертах, по мнению

критика, таково:

Идея Христа и понимание Библии, раздвигающиеся, расптиряющиеся с

расптирением сознания общины, соборне, в противуположность омертвению

идеи Христа и остановке понимания Библии в католичестве и в противупо-

ложность раздроблению Христа на личности и произвольно-личному толкова-

нию Библии в протестантизме — таков пирокий смысл <...> брошюрки.

[Григорьев, 1999, с. 218]

Автор ее, по словам Григорьева, «великий», «милейший, умнейший со-

фист», но брошюра его — сплошное «надувательство» [там же]. Григорьев не-

справедлив к Хомякову, увидев в брошюре лишь «догматическое» восприятие

католичества и протестантизма и «не заметив» ни хомяковского неприятия

рационализма, ни толкования православной церкви как живого организма. Не

принимая официальной трактовки церкви, он механически перенес свою нега-

тивную оценку на ее позитивную интерпретацию Хомяковым. В современном

90 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

Луцевич Л.Ф. «Моя исповедь — без малейшей утайки» №

обсуждении вопросов православной

веры и церкви критик видит слиш-

ком много «теории» — отвлеченной,

казенной, мертвенной, далекой от

истинно духовных потребностей че-

ЕМСОКЕ

ОСЕГОСЕК МОТЬ

ловека. В сфере «внутреннего» мира р70У СИВЕПЕХ ОТНОрОХЕ

для него продолжает оставаться ак- и

туальным «шеллингизм» — «бес-

системный и беспредельный», «ибо 11$ СОМРЕАУНМУ ОССПЕАТАМЕ

он — жизнь, а не теория» [там же]. А ГОССАЗЮХ Е РАЛЗЕСВЯ РОВАСАТОХВ ВЕМ-

СТЕОЗЕЗ, ГАТТУЕЗ ЕТ РКОТЕЗТАХТЕЯ.

Теория — это рационалистический

взгляд на действительность, умозри-

тельность, односторонний «логизм»; 8

ЖИЗНЬ — ЭТО «нечто неисчерпаемое, 525

необъятная птирь, в которой нередко

исчезает, как волна в океане, логиче- а И а

ский вывод» [Григорьев, 2008, с. 154]; 1858.

жизнь — это цельность, органич-

ность, неисчерпаемость, познание

[КпотуакКо\ А. 5.] Епсоге диеие$ то{$

ип СИгейеп опродохе зиг [ез сопе$$101$

нического «аналога жизни» — искус- оссЧета[ез, а Госсазоп Че риз!еигз

ства. Упоминание о «шеллингизме» рибИсаНоп$ ге! &1еизез, [а тей её ргме$ащез.

ее возможно только с помощью орга-

в данном контексте дает основание Гери, 1858. 110 с.

отметить влияние романтического

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«теллингизма» на трактовку Григорьевым православия как стихийно-исто-

рического, живого, органического начала.

Первое исповедальное письмо цикла, как видно, воспроизводит значи-

мые аспекты внутренней жизни Аполлона Григорьева за границей в 1858 году.

В развитие темы органичности @травославия, искусства), столь ценимой

Григорьевым, стоит подчеркнуть, что «исповедь, — в толковании современ-

ного исследователя, — это сама жизнь <...>. Она возникает органично и ценна

тем, что прочитывается как текст жизни» [Уваров, 1998, с. 24]. Думается, не

будет преувеличением в заключение отметить, что текст творческой жизни

Аполлона Григорьева в целом определяет именно исповедальность как наи-

более характерная для него форма самовыражения.

РАПозор са] Гецег$. Кизап апа Еигореап Р1а]оёте. 2.022. 9]. 5, по. 4. 91

Ш К200-летию А. А. Григорьева

Список источников

Ваховская А. М. Исповедь // Литературная энциклопедия терминов и поня-

тий / гл. ред. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001. С. 320.

Виттакер Р., Егоров Б. Ф. Жизнь Григорьева в письмах // Григорьев А. А.

Письма / изд. подгот. Р. Виттакер, Б. Ф. Егоров. М.: Наука, 1999. С. 293-319.

Волкова Т. Н. Исповедь // Поэтика: Словарь актуальных терминов и поня-

тий / гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Изд-во Кулагиной шгада 2008. С. 85.

Гериен А. И. Собрание сочинений: в 30 томах / гл. ред. В. П. Волгин и др. М.:

Изд-во Академии наук СССР, 1956. Т. 10: Былое и думы. 1852-1856. Ч. 5. 536 с.

Григорьев А. А. Мои литературные и нравственные скитальчества // Гри-

горьев А. А. Воспоминания / изд. подгот. Б. Ф. Егоров. Л.: Наука, 1988. С. 5-82.

Григорьев А. А. Парадоксы органической критики (Письма К $. М. Достоев-

скому) // Григоръев А. А. Апология почвенничества / сост. и коммент. А. В. Белов.

М.: Институт русской цивилизации, 2008. С. 149-183.

Григорьев А. А. Письма / изд. подгот. Р. Виттакер, Б. Ф. Егоров; отв. ред.

И. Г. Птушкина. М.: Наука, 1999. 473 с.

Григорьев А. А. Стихотворения. Поэмы. Драмы / подг. текста, сост., вступ.

статья и примеч. Б. Ф. Егорова. СПб.: Академический проект, 2001. 758 с.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Рус-

ский язык, 19779. Т. 2: И-О. 779 с.

Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Ленингр. отд-ние,

19778. Т. 18: Статьи и заметки. 1845-1861. 371 с.

Егоров Б. Ф. Аполлон Григорьев. М.: Молодая гвардия, 2000. 219 с.

Егоров Б. Ф. Аполлон Григорьев — поэт // Григорьев А. А. Стихотворения. По-

эмы. Драмы / подг. текста, сост., вступ. статья и примеч. Б. Ф. Егорова. СПб.: Ака-

демический проект, 2001. С. 5-47.

Егоров Б. Ф. Аполлон Григорьев — поэт, прозаик, критик // Григорьев А. А.

Сочинения: в 2 т. / под ред. Б. Ф. Егорова и А. Л. Осповата. М.: Худ. лит., 1990. Т. 1.

С. 5-26.

Луцевич Л. Ф. Автобиографические исповеди в литературе: Претексты. Тек-

сты. Контексты. М.; Наука, 2020. 502 с.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т.

СПб.: Изд. П. П. Сойкина, [1913]. Т. 2: Стб. 1131-2464.

Уваров М. С. Архитектоника исповедального слова. СПб.: Алетейя, 1998.

245 с.

Усенко П. Г. Бецький Тван Егорович // Енциклопедя 1стори Укра1ни: у 10 т.

[укр.] / редкол.: В. А. Смолий (голова) та 1н.Тнститут 1сторй Укра!ни НАН Укра1ни.

Ки!в: Наукова думка, 2003. Т. 1: А-В. С. 247.

92 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

Луцевич Л.Ф. «Моя исповедь — без малейшей утайки» №

СюилизЕ Мейаф. МГутпаша // ЗюмлиК {егттомг ШегасвсН / Вед. ]. ЗЗамли$ К

М. СЮУли$КЬ Т. КозЦаемлстоуха. МУ/тоамт. ОззоПпетли, 1988. $. 581.

[КПотуаКоу А. 5$.] Епсоге дфаечез то{$ Фи СНгейеп огодохе зат 1ез сопЁе$-

3101$ оссета]ез, а Россаз1оп 4е разепг$ рибПсайопз$ геП1етзез, 1ай пет её рго(ез-

(ап(ез. Ге1р71: Р. А. ВгосКВатз, 1858. 110 с.

Юаспасг Раила. КоШезу]по$6, сту “]а мгу’па]е”: КПКа пугая о Шегатагте ап-

1о-атегукайЮе]. Вайа раб ПКасй: 2008-02-28 22:42:52. ЧВГ: НИрз://Алили. татйсе.

рИра 5 сузсукакопРезутозс-с2уП-]а-мгутпа]е8221-КПКа-имгаё-о-Шегаатие-ап 5]о-

атегукКапт$К1е]/2'72/1 (дата обращения: 29.07.2022).

Ктаззои’5 К Мера. М’утпаше // ГекзуКоп {егтилому Шегасюсй / Оргас. М. Кгаз-

ЗОМУЗК. М/атз7амта: МГуЧамлисеуго Туго] 56, 1996. Р. 239.

ВеЁегепсе$

РаГ, У. [. (1979) ТоКоуу] зюуаг” 2 оо уейКогиззКого }агука: у А 1отакИ. Тот 2:

ЕО [Ехрапаюгу ГлсПопагу ор те лут;я Стее Визяап Гапяиазе: 4 у015. У01. 2: 1-0].

Мозсомг: Ка$3КИ ]атук Ра.

Розоеуз КЦ, Е. М. (1978) Ротое зобтаще зоспйтепи; у 30 {отакИ. Тот 18: За

1 ;атена. 1845-1861 [Сотрее ИгогКз: т 30 уо15. Уч. 18: Атпаез апа М№отез. 1845—

1861]. Тех ргер., по{ез, сотр. Бу Е. 1. КИКо её а|.]. ГептртаЯ: МаиКа Ра].

Едогох, В. Е. (1990) “АроПоп @сивог’еу — ро]её рго7та \, кмак” [“АроПоп Ст

5опеу — Роев, Ргозе МКег, Ст с”], т сивотг’еу, А. А. Зосптепца: у 2 {отакКА. Тот 1

ГИГотКс: 2 уо5. Уч. 1]. ЕЯ. Ъу В. ЕР. Евогоу ап@ А. Г. Озроуае. Мозсом’: Ноа. Ш. РиЫ.,

рр. 5-26.

Едогох, В. Е. (2000) Аройоп спюог’еу [АроПоп Ствоте\У. Мозсом: Моода]а

5уагАЦа Ри.

Едогох, В. РЕ. (2001) “АроПоп Сбпвог’еу — ро]ег” [“АроПоп Ст1вомеу — Рое?’], т

сирдог’ех, А. А. 5Ироглогепца. Ро]ету. Огату [Роейу. Роетз. Огата]. Ргер. оЁ Фе

(ехь сотр., шегодисоту агИе ап4 по{е$ Бу В. Е. Евогоу. 51. РаегзЬагв: АКадет1-

спезКу ргоекЕ РиЫ., рр. 5—47.

Сегсег, А. Т. (1956) боргаше зостетй: у 30 1отаКИ. Т. 10: Вуюе Е аиту. 1852-

1856. СП. 5 [СоПемеа УотКз: т 30 уо45. Уд]. 10: Раз апа Тпоия 15. 1852-1856. Ра" 5].

ЕЯ. Бу ]а. Е. ]еРзЪеге. Мозсо\му: 124-уо АКайети пачк $$55В РаЫ.

СТюулиз 9, М1сва} (1988) ИЛугпаша, и’: Зоитйетттоби’ Шегасюсй. Еа. Бу ]. Эа-

Ули$, М. Сюмлиз К, Т. КозЦаемлстомха. М/госамл. ОззоПптеит.

СИдОГ’еУ, А. А. (1988) “Мо1 Шегасагпуе 1 пгаузсуеппуе зКЦаРсНезета” [“Му П-

(егагу ап Мога] /апЧегт53”], т Ст1вог’еу, АроПоп. Уозротталпца [Тпе Метой].

ЕЯ. ргер. Ъу В. Р. Евогох. Зейез “ТГщегагу Мопитеп($”. Гептета@Я: МаиКа РаЫ.,

рр. 5-82.

РАПозор са] Гецег$. Кизап апа Еигореап Р1а]оёте. 2.022. 9]. 5, по. 4. 93

Ш К200-летию А. А. Григорьева

сивог’ех, А. А. (1999) Р5’та [ГеЦетз$]. ЕЯ. ргер. Бу В. МПшакКет, В. Е. Еёогоу;

Мапаршв ей Пот Г. в. РазАЮ та. Мозсо\м’: МачКа РиЪ].

сивог’ех, А. А. (2001) $НРоглогепца. Ро]ету. Эгату [Роету. Роетз. Отата].

Ргер. оЁ Тесехё сотр., шигодисюгу ага е ап по{ез$ Бу В. Е. Евогоу. 5. Раетзригв:

АКадегтсвезКЦ ргоекЕ РаЫ.

СИвог’ех, А. А. (2008) “РагадоКкзу отватспезко] киа (Р1з’тпа К Е. М. Ро$оеуз-

Кого)” [“Рагадохез оЁ Огватс Си@сзт (Тецегз то Е. М. РозюоеузКу)"], ш сивог’еу

А. А. Арою2ца роспуептсйезгла [Ароюяа о} Роспуепгисйезй ло]. Сотр. апЯ сот-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

теп($ Бу А. У. Веоу. Мозсомг. зи гиз$Ко] сх Штаси РаЫ., рр. 149-183.

[КпотуаКох, А. 5.] (1858) Епсоге диевиез то Фип Сйтейеп отподохе зиг [ез

соп}ез$1юп$ оссаетщез, а Госсаяюп ае рияеит$ рирПсаноп$ тейлеизез, 1айпе е

ргоеащез. [е1р74в: Е. А. ВгосКВал$.

Касваси, Рамла (2008) Котезутобс, слуй Ча и’угпа}е”: КИКа има о Шетаи-

т7е ап 1о-атетукайзЮе]. АуаПаЫе а(: ОВГ: Нрз://илигиг.татсе.рИраПсузбуКа/коп-

Гезу]ло$с-с7у1-]а-мгу2па]е8221-КИКа-имгаё-о-Щегагсатие-ап1о-атегукаптз$К1е]/2.72/1

(Ассеззед: 29.07.2022).

Кгаззом7з К, М1сВа+ (1996) “М/утпате”, т Гекзукоп {егтитби’ Шетасюсй. Оргас.

М. Кгаззому К. М/атзтамта: МГудамли1семто Тито] 5%} р. 239.

Глсезяср, Г. Е. (2020) АлоостарсйезКе 15роуе у Шетгаиге: РгаеКзгу. ТеК$(у.

Кошек [Ашорозтар са Сопез1юп$ т Гиетаиге: Ргаех5. Тех. Сощех{$]. Моз-

соул. Майка Ри].

Ропу} ргауоаупу] Бовозюу$Ки ]ДепсЮоре@спезКу $1оуаг”: у 2 дотакА. Тот 2

[Соты@е Отподох Тпеодозлса! Епсуоре@с ГлеНопагу: 2 у01$. Уот 2] (1913) 9. Ре-

(етзБигв: Р. Р. окт РаЫ., соГатап 1131-2464.

Озепко, Р. С. (2003) “Веск| [уап Евого\сН” [“Везку Гуап Евото\1сй”], т

ЕпскЮЮреаца 15огй ИктатЕ и 10 ютаКИ. Тот 1: А-У, (акг.) [Епсусюрефа о} те

Рзоту оГОКгате]. Ку: МачКоуа ЧилткКа РаЫ., р. 247.

Оуагот, М. 5. (1998) Аглиекюопща 15роуедаРпор2о юуа [Атспиесотс$ ое Соп-

Деззюпа Итога$]. 5. РаегзЬагя: Мее]а Ра].

\УаВоузКа]а, А. М. (2.001) “Т5роуе4” [“Соп{езз1оп”], т Гиегаитпа?а фепсореаца

{егтттоу Е рощай} Пшегагу Епсусюрефа о} Тегт$ апа СопсерЁ$]. Мозсомг. ПиеуаКк

РаЫ., рр. 320-321.

УцакКег, В., Ерогох, В. Е. (1999) “7171” бивог’еуа у р1з’таН” [“Сбивомеу”5

Ее ш Фе Гецег$”], ш Сбивог’ех, А. А. Р5’та [ Гецегз]. Е4. ргер. Ву В. Мшакег,

В. Р. Евогоу]. Мозсомг. МачКа РаЫ., рр. 293-319.

УоЩЖКота, Т. М. (2008) “Тзроуед? [“СопЁезз1от”], ш Роейка: Зюуаг’ аКиаРпуй 1ет-

ттоу 1 ротай] [Роейс$: ГсНопагу о} Сиггепё Тегтз апа Сопсер]. Мозсомг: 124.

Като] шегада РиЫ., рр. 85-86.

94 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

Луцевич Л.Ф. «Моя исповедь — без малейшей утайки» №

Информация об авторе: Л. Ф. Луцевич — доктор филологических наук, про-

фессор кафедры литературоведения и межкультурных исследований Инсти-

тута специальной и межкультурной коммуникации Факультета приклад-

ной лингвистики Варшавского университета. Адрес: Ро]зКа, 00-312, М/агзтамха,

11. Рога, 55.

шЕЮгтаНоп абоцЕ {Пе аа Тот: Г. Е. Тлб5еу1сй — 05$с шт РАПоору, Ргогеззот оЁ Пе

Перагипепт оЁ Гиегасаге ап Пцегси ага] $0л1е$ а пе шзИцие оЁ $реса] апа т-

(егсосоага1 Сотптисайоп, РасиПу оЁ АррНе4 [1п81$с$ оЁ Фе М/агзамг Ошхет$ бу.

АЯ@аге$$: 55 Эорга 11., М/агзтамта, 00-312, Ро] Ка.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

ТВе аи ог де агез по соп1с{$ оРииегез 5.

Статья поступила в редакцию 02.08.2022; ТВе агасе уга$ зари (ед 02.08.2022;

одобрена после рецензирования 30.11.2022; арргоуед аЁег телей ив 30.11.2.022;

принята к публикации 05.12.2022. ассертеа Гог риб|сайол 05.12.2022.

РАПозор са] Гецег$. Кизап апа Еигореап Р1а]оёте. 2.022. 9]. 5, по. 4. 95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.