ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 6. 2007. Вып. 2. Ч. II
Е.А. Борисова
МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Потребности и мотивы являются основой активности индивида, делают его поведение целенаправленным и устойчивым. Понятие мотивация включает всю совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок или диспозиций, идеалов и т. п., что, в наиболее широком смысле, подразумевает детерминацию поведения вообще. По своему строению мотиваци-онная сфера начинает характеризоваться не рядоположенностью мотивов, а их иерархической структурой, наличием определенной системы соподчинения различных мотивационных тенденций. Зная эту систему, можно установить закономерности выбора профессии на основе доминирующих интересов, установок и побуждений личности, которые, кстати, могут не совпадать со способностями и склонностями старшеклассника.
Как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности, мотивация представляет исключительный интерес для педагога и родителей. По существу, нельзя наладить какое бы то ни было эффективное педагогическое взаимодействие с ребенком, подростком или молодым человеком без учета особенностей его мотивации1.
Во многих случаях психологи под мотивацией имеют в виду детерминацию поведения, поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию. Характеризуя структуру мотивов профессиональной деятельности, Б.И. Додонов (1984) предлагает совокупность следующих факторов:
1. удовольствие от самого процесса деятельности;
2. прямой результат деятельности (создаваемый продую; усваиваемые знания и т. д.);
3. вознаграждение за деятельность (зарплата, повышение в должности, слава и т. д.);
4. стремление избежать санкций, которые грозят в случае уклонения от деятельности или недобросовестного ее исполнения; депривация страха наказания2.
Другой подход в изучении структуры мотива трудовой деятельности предложен румынским социологом К. Замфир (1983). Она исходит из представления о трех составляющих мотивации: внутренней мотивации, внешней положительной мотивации и внешней отрицательной мотивации.
Внутренняя мотивация возникает, как полагает автор, из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он трудится с удовольствием, без какого-либо внешнего давления.
Внешняя мотивация содержит те мотивы, которые находятся за пределами самого работника и труда как такового: заработок, боязнь осуждения, стремление к престижу и т. д. К. Замфир, говоря о внешней мотивации, воспользовалась известной схемой Д. Аткинсона о соотношении стремления к успеху - избеганию неудачи.
Таким образом, следует отметить, что существуют различные подходы в изучении мотивационной сферы, и с этим связано разнообразие методов ее исследования.
© Е.А. Борисова, 2006
Другим аспектом, создающим необходимость методологической специфичности, являются особенности мотивации на каждом из этапов онтогенетического и социального развития человека. Предметом нашего исследования стал социальный мотив профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение понимается в психологии либо как момент выбора профессии, а также как компонент личностного новообразования старшего школьного возраста, либо как длительный процесс освоения профессии и самореализации в ней. Очевидно, что до вступления человека в профессиональную деятельность правильнее было бы говорить о формировании готовности к профессиональному самоопределению. Наиболее важными характеристиками старшего подросткового и юношеского возраста являются устремленность в будущее, личностное самоопределение, развитый уровень самосознания. Эти характеристики и определяют специфику мотивационно-потребност-ной сферы старшеклассника, направленность его интересов, особенности саморегуляции. Главными же структурными составляющими профессионального самоопределения старшеклассников являются способности, мотивация, самосознание, свойства темперамента и межличностные отношения, которые интегрируются в качественно-своеобразные иерархические структуры для разных образовательно-возрастных ступеней3.
Важным аспектом в изучении мотивации профессиональной самоопределения является адекватность и корректность методов исследования. Исходя из общей методики формирования психодиагностического обеспечения этой задачи, мы обратились к теоретическим аспектам профессионального самоопределения и проанализировали диагностический аппарат в научной литературе и научных исследованиях по аналогичной проблематике.
В настоящее время в отечественной практике по данной проблематике используются исключительно традиционные методики, изучающие профессиональные интересы и склонности подростков, и, прежде всего, такие как «Дифференциально-диагностические опросники» (ДДО) Е.А. Климова, «Карта интересов», разработанная А.Е. Голомпггоком4, «Анкета интересов или оптанта», 16-факторный опросник Кеттелла для определения личностных особенностей, типологии личности американского психолога Дж. Голланда, анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), методика «Опросник профессиональной готовности» (ОПТ), а также «краткий ориентировочный тест» (КОТ) для быстрой оценки умственных способностей. По имеющимся данным, такие опросники, наряду с тестами специальных способностей, являются наиболее эффективным средством диагностики профессиональной предрасположенности.
Рассмотрим некоторые психодиагностические нововведения, использованные в научных работах недавнего времени по исследованию особенностей выбора профессии подростками.
В диссертационном исследовании JI.B. Рыкман «Особенности студентов лицея на начальном этапе профессионального самоопределения» (2004 г.) были использованы следующие методики:
• для определения места Я-профессионального в структуре Я-концепции - методика фотоисследования «Каков Я есть?» X. Абельса;
• для изучения мотивов выбора профессии - специальный авторский опросник, имеющий шкалы: желаемый образ жизни, общественная значимость профессии, стремление к саморазвитию, условия труда, осознания возможности обретения профессии5.
В диссертационном исследовании A.A. Азбель «Особенности формирования статусов профессиональной идентичноси старшеклассников» (2004 г.) применена разработанная
автором «Методика групповой диагностики статусов профессиональной идентичности в старшем школьном возрасте». Также использованы следующие методы: «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Социометрический статус»; профессиональная направленность исследовалась с помощью опросника Дж. Голланда6.
Таким образом, для современных исследований характерно использование специального инструментария, составленного как из «классических» методик, так и из созданных авторами в соответствии с целями научных работ.
Большинство из них представлены в виде возможных императивов и классификационных групп для изучения мотивационной направленности. Их основная психодиагностическая слабость - в отсутствии данных о стандартизации и валидизации.
Это касается и методики «Мотивы выбора профессии»7. Данная методика состоит из 20 утверждений, характеризующих любую профессию. Предлагается оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. Автор методики объединяет мотивы в группы по пять утверждений. Преобладающий вид мотивации определяется максимальной суммой. Мотивы разделяются авторами на внутренние и внешние; последние, в свою очередь, группируются как положительные или отрицательные. Для нашего исследования было необходимо провести процесс стандартизации и валидизации данной методики.
Исследование проводилось в 2005 г., участвовали старшеклассники (9-11 классы) общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга (№ 371) иг. Гатчины Ленинградской области (№ 7); Академическая гимназия Санкт-Петербургского государственного университета (9-11 классы); 505 гимназия Красносельского района; слушатели подготовительных курсов Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы и Филиала Военного университета противовоздушной обороны.
Эмпирическая валидизация методики «Мотивы выбора профессии» была проведена сравнительным исследованием пяти групп испытуемых. Общее число исследуемых составляет 152 старшеклассника в возрасте 16-17 лет. Различия между контрольными выборками оказались высокозначимыми и связаны с типом образовательной системы и с полом. Данные обработки математической статистики по значимым различиям в мотивационной сфере выпускников приведены в табл. 1.
Условные обозначения в столбцах «школа/пол»: 1 - школа № 7; 2 - школа № 371; 3 - Академическая гимназия СПбГУ; 4 - подготовительные курсы СПбГИПСР; 5 - подготовительные курсы Военного университета ПВО. А также: М - мальчики; Ж - девочки.
Таблица 1
Значимые различия в мотивационной сфере выпускников
№ п/п Мотивы школа/пол 1 выборка школа/пол 2 выборка t-Стьюдента р-значимые различия
; 2 3 4 5 б 7 8
1 3,55 4 4,22 -2,55 0,01
Требует общения с разными людьми 2 3,48 4 4,22 -3,02 0,003
i 3 3,28 4 4,22 -3,04 0,004
4 4,22 5 2,9 3,54 0,001
М 3,13 Ж 3,79 -3,33 0,001
I 2 3 4 5 6 7 8
1 2,18 5 3,3 -2,1 0,04
2 Нравится родителям 3 2,83 4 1,91 2,88 0,006
4 1,91 5 3,3 -3,07 0,004
М 2,66 Ж 2,15 2,4 0,02
1 2,9 5 4,2 -3,37 0,002
3 Предполагает высокое 2 3,03 5 4,2 -2,64 0,01
чувство ответственности 3 3,22 5 4,2 -2,45 0,02
4 3,06 5 4,2 -3,54 0,001
4 Требует переезда на новое место жительства 1 2,45 2 1,8 2,2 0,03
5 Соответствует моим способностям 3 4,33 4 3,84 2,03 0,048
1 1,9 5 2,8 -2,22 0,03
6 Позволяет ограничиться 2 2 5 2,8 -2,12 0,04
имеющимся оборудованием 4 1,81 5 2,8 -2,38 0,02
М 2,29 Ж 1,76 3 0,003
1 3,33 4 4,31 -3,9 0,0002
7 Дает возможность приносить 1 3,33 5 4,2 -2,07 0,04
пользу людям 2 3,58 4 4,31 -3,26 0,001
3 3,33 4 4,31 -3,23 0,002
1 3,23 4 3,81 -2,52 0,01
Способствует умственному и физическому развитию 1 3,23 5 4,5 -3,88 0,0003
8 2 3,42 5 4,5 -2,36 0,02
3 3,5 5 4,5 -2,7 0,01
4 3,81 5 4,5 -2,14 0,038
1 3,9 4 3,25 2,11 0,04
1 3,9 5 1,8 4,57 0,00003
9 Является высокоплачиваемой 2 3,87 4 3,25 2,66 0,009
2 3,66 5 1,8 4,23 0,00007
3 3,94 5 1,8 4,72 0,00007
4 3,25 5 1,8 3,67 0,0007
1 2,53 з 1,33 ЗД7 0,002
Позволяет работать близко от дома 1 2,53 4 1,84 2,11 0,04
10 2 2,54 4 1,84 2,47 0,01
3 1,33 5 2,6 -3,63 0,001
М 2,46 Ж 1,92 2,44 0,02
11 Является престижной 2 3,71 4 3,09 2,56 0,01
14 Позволяет реализовать способности к руководящей работе 1 2,73 5 3,6 -2,02 0,05
15 Является привлекательной 1 3,58 3 4,5 -2,91 0,005
2 3,69 3 4,5 -2,55 0,01
Окончание таблицы 1
I 2 3 4 5 6 7 8
17 Позволяет получить сразу хороший рез. труда для других 1 2,33 4 3,13 -3,04 0,003
1 2,33 5 3,5 -2,94 0,005
3 2,56 5 3,5 -2,27 0,03
18 Избрана моими друзьями М 1,57 Ж 1Д7 3,2 0,0017
19 Позволяет использовать профессиональные умения вне работы 1 2,9 2 3,44 -2,05 0,043
1 2,9 4 4,19 -4,25 0,0001
2 3,5 4 4,19 -3,11 0,002
3 3,24 4 4,19 -3,08 0,004
Выявлены значимые различия по мотивам в зависимости от типа образовательной системы и от тендерных особенностей старшеклассников. Для слушателей подготовительного отделения СПбГИПСР наиболее характерны следующие мотивы: требует общения с разными людьми, дает возможность приносить пользу людям, позволяет использовать профессиональные умения вне работы. Высокозначимые мотивы для слушателей подготовительных курсов ВУ ПВО следующие: нравится родителям, предполагает высокое чувство ответственности, позволяет ограничиться имеющимся оборудованием, дает возможность приносить пользу людям, способствует умственному и физическому развитию, позволяет реализовать способности к руководящей работе, позволяет получить сразу хороший результат труда для других. Значимыми для выпускников 7-ом общеобразовательной школы г. Гатчины являются высокая заработная оплата и близость от дома. Выпускники 371 общеобразовательной школы г. Санкт-Петербурга предпочитают мотив высокой оплаты, близость от дома, престиж и возможность использовать умения вне работы. Старшеклассники Академической гимназии СПбГУ выбирают работу с учетом отношения к профессии родителей, является ли высокооплачиваемой и привлекательной, соответствует ли их способностям.
В то же время девушки выбирают работу, которая требует общения с разными людьми, а юноши - нравится ли родителям, друзьям, близко ли от дома и позволяет ли ограничиться имеющимся оборудованием.
Не выявлены значимые различия для различных типов образовательных систем по следующим мотивам: дает возможности для роста профессионального мастерства, проявить творчество, единственно возможная в сложившихся обстоятельствах, близка к любимому школьному предмету, рекламируют средства массовой информации.
В целом, полученные результаты свидетельствуют о том, что различия сравниваемых групп ответов являются статистически значимыми.
Дальнейшая работа по стандартизации методики «Мотивы выбора профессии» была связана с расширением контингента испытуемых. В исследовании приняли участие выпускники школ в возрасте от 16 до 17 лет (всего 201 человек, из них 80 юношей, 121 девушка).
В табл. 2 приведены средние значения и стандартные отклонения по всем мотивам (отдельно для юношей и девушек).
Средние значения и стандартные отклонения для юношей и девушек в возрасте 16 и 17 лет имеют различия по каждому из мотивов выбора профессии.
Таблица 2
Средние значения и стандартные отклонения по всем мотивам
Пол Юноши Девушки
Возраст, лет 16 17 16 17
№ п/п Количество, чел. 51 29 83 38
Шкала Среднее значение Средне-статистич. Среднее значение Средне-статистич. Среднее значение Средне-статистич. Среднее значение Средне-статистич.
7 2 4 5 $ 7 § О 10
1 Требует общения с разными людьми 3 1,3 3,4 1,5 3,98 3,13 3,74 1,13
2 Нравится родителям 2,6 1,2 2,5 1,6 2,02 1,22 2,42 1,43
3 Предполагает высокое чувство ответственности 3,1 1,2 3,2 1,4 3,29 1,05 2,82 1,25
4 Требует переезда на новое место жительства 2Д 1,5 2,3 1,5 2,04 1,43 1,95 1,39
5 Соответствует моим способностям 3,7 1 3,7 1,3 4,08 0,95 4,13 0,96
6 Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием 2,2 1Д 2,5 1,2 1,84 0,93 1,63 0,97
7 Дает возможность приносить пользу людям 3,1 1,3 4 1,3 3,82 1,08 3,71 1,27
8 Способствует умственному и физическому развитию 3,6 1,1 3,6 1,4 3,61 1,18 3,34 1,28
9 Является высокооплачиваемой 4 1,2 3,2 1,5 3,7 1,28 3,53 1,47
10 Позволяет работать близко от дома 2,7 1,6 2,4 1,5 2,23 1,36 1,84 1,35
11 Является престижной 3,4 1,3 3,6 1,4 3,41 1,38 3,74 1,37
12 Дает возможность для роста профессионального мастерства 3,8 1 4,1 1 3,84 1,25 3,79 1,32
13 Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах 2,1 1,1 2,1 1,2 1,78 1,06 1,97 1,33
Окончание таблицы 2
1 2 3 4 5 б 7 8 9 10
14 Позволяет реализовать способности к руководящей работе 3,2 1,4 2,9 1,3 3,06 1,17 3,18 1,47
15 Является привлекательной 3,7 1,1 3,8 1,4 3,81 1,17 4,08 1,05
16 Близка к любимому школьному предмету 3,2 1,5 3,1 1,6 3,08 1,4 2,97 1,5
17 Позволяет получить сразу хорошие результаты труда для других 2,6 1,1 3,1 1,3 2,81 1,18 2,84 1,24
18 Избрана моими друзьями 1,6 1,1 1,6 1,2 1,35 0,74 1,11 0,31
19 Позволяет использовать профессиональные умения вне работы 3,3 1,2 3,4 1,2 3,71 1,2 3,39 1,35
20 Дает возможность проявить творчество 3,2 1,4 3,4 1,3 3,37 1,39 3,37 1,48
21 Рекламируют средства массовой информации 2,1 1,2 2,3 1,5 2,24 1,26 1,97 1,15
Кластерный анализ полученных результатов по опроснику «Мотивы выбора профессии» позволил выявить следующую схему распределения мотивов:
Мотивы выбора профессии в 1-ой группе связаны с ожиданием работы, которая является высокооплачиваемой, престижной, дает возможность роста профессионального мастерства, позволяет реализовать способности к руководящей работе, рекламируют средства массовой информации.
Во 2-ой группе наблюдается ориентация на возможность приносить пользу людям, стремление получить хороший результат труда для других, и способность их умственному и физическому развитию. Это требует общения с разными людьми, предполагает высокое чувство ответственности.
Для 3-ей группы особое значение имеют стремление использовать профессиональные умения вне работы, дает возможность проявить творчество, соответствующие способностям по любимому школьному предмету.
4-ая группа исходит из того, что работа нравится родителям, избрана друзьями, позволяет ограничиться имеющимся оборудованием, позволяет работать близко от дома, единственно возможная в сложившихся обстоятельствах.
Таким образом, мы получили четыре кластера. Каждый кластер мотивов мы обозначаем следующим образом: статусные, альтруистические, самоактуализации и консервативные.
Статусные и консервативные мотивы отражают атрибутивную направленность мотивационного выбора, т. е. в общем смысле характеризуют зависимость от внешних факторов (не обязательно положительных или отрицательных). Второй и третий кластеры
объединяются по гуманистической направленности, но имеют разные вектора (на себя или на других).
Вывод: нами была проведена валидизация и стандартизация методики «Мотивы выбора профессии» на базе образовательных систем различного типа. Выявлена иерархическая структура мотивов выбора профессии 360 старшеклассников в возрасте от 14 до 17 лет.
1 Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика: Учебник для вузов. СПб., 2000.
2 Васильев H.A., Магамед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М., 1991.
3 Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение (личностный аспект): Дис. докг. психол наук. М., 1995.411 с.
4 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2004.
5 Рыкман J1.B. Особенности Я-концепции студентов лицея на начальном этапе профессионального самоопределения: Дис. канд. психол. наук. СПб., 2004. 177 с.
6 Азбель A.A. Особенности формирования craiycoB профессиональной идентичности старшеклассников: Дис. канд. психол. наук. СПб., 2004. 185 с.
7 Психодиагностика: коллекция лучших тестов / Сост. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Ростов-на-Дону, 2005.
[Рецензенты: докт. психол. наук, проф. Л.Ф. Шеховцова, докг. педагог, наук, проф. Н.В. Бордовская]
Статья принята к печати 22 ноября 2006 г.