Научная статья на тему 'Мотивация выбора подростками будущей профессии в связи с их самооценкой и самоэффективностью'

Мотивация выбора подростками будущей профессии в связи с их самооценкой и самоэффективностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2266
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
МОТИВAЦИЯ / ПОДРОСТОК / СAМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / САМООЦЕНКА / ADOLESCENT / MOTIVATION / SELF-APPRECIATION / SELF-EFFICACY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Показанкина Дарья Юрьевна, Альперович Валерия Дмитриевна

В статье затронута проблема влияния самоотношения формирующейся личности на ее профессиональную мотивацию. Выявлено, что внешний тип мотивации выбора будущей профессии (в рамках данной выборки подростков) взаимосвязан в основном с пониженной самооценкой и низким уровнем выраженности самоэффективности; внутренний тип мотивации выбора будущей профессии взаимосвязан в основном с адекватной и высокой самооценкой, средним и высоким уровнями выраженности самоэффективности. Типы мотивации выбора подростками будущей профессии различаются, в зависимости от особенностей их самооценок и уровней выраженности их самоэффективности, что свидетельствует в пользу выдвинутой авторами гипотезы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adolescents’ motivation of choice of their future profession in connection with the self-appreciation and with the self-efficacy

Prоblеm оf the influеncе оf thе аdоlеscеnts’ sеlf-rеlаtiоn оn thеir prоfеssiоnаl mоtivаtiоn is tоuchеd by us in this аrticlе. Thе rеsults оf thе study prоvеd thаt: within thе frаmеwоrk оf this sеlеctiоn, rеspоndеnts with intеrnаl typе оf mоtivаtiоn dеmоnstrаtе, оn thе whоlе, thе uppеr lеvеls оf thе sеlf-аpprеciаtiоn аnd оf thе sеlf-еfficаcy; rеspоndеnts with еxtеrnаl typе оf mоtivаtiоn dеmоnstrаtе, оn thе whоlе, thе lоw lеvеls оf thе sеlf-аpprеciаtiоn аnd оf thе sеlf-еfficаcy. Dаtа suppоrtеd thе hypоthеsis аbоut thе distinctiоns оf typеs оf аdоlеscеnts’ mоtivаtiоn оf chоicе оf thеir futurе prоfеssiоn dеpеnding upоn chаrаctеristics оf thеir sеlf-аpprеciаtiоn аnd оf lеvеls оf thеir sеlf-еfficаcy.

Текст научной работы на тему «Мотивация выбора подростками будущей профессии в связи с их самооценкой и самоэффективностью»

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14278 УДК 37.048.45:159.947.5

Показанкина Д. Ю., Альперович В. Д. Мотивация выбора подростками будущей профессии в связи с их самооценкой и самоэффективностью // Концепт. -2014. - № 10 (октябрь). - ART 14278. - 0,5 п. л. - URL: КНр://е-копсер1.ш/2014/14278.К1:т. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Показанкина Дарья Юрьевна,

студентка V курса (специалитет) факультета психологии ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону dashule4ka 1@mail.ru

Альперович Валерия Дмитриевна,

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной психологии факультета психологии ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону valdmalp@rambler.ru

Мотивация выбора подростками будущей профессии в связи с их самооценкой и самоэффективностью

Аннотация. В статье затронута проблема влияния самоотношения формирующейся личности на ее профессиональную мотивацию. Выявлено, что внешний тип мотивации выбора будущей профессии (в рамках данной выборки подростков) взаимосвязан в основном с пониженной самооценкой и низким уровнем выраженности самоэффективности; внутренний тип мотивации выбора будущей профессии взаимосвязан в основном с адекватной и высокой самооценкой, средним и высоким уровнями выраженности самоэффективности. Типы мотивации выбора подростками будущей профессии различаются, в зависимости от особенностей их самооценок и уровней выраженности их самоэффективности, что свидетельствует в пользу выдвинутой авторами гипотезы.

Ключевые слова: мотивация, подросток, самооценка, самоэффективность. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Актуaльность исслeдовaния определяется прежде всего тем, что в условиях макро- и микросоциальных трансформаций последних десятилетий в России внимание ученых-гуманитариев, в частности психологов, привлекают проблемы самоопределения личности. В психологии одним из его важнейших периодов всегда рассматривался подростковый возраст как переломный этап в развитии самосознания субъекта.

Профессиональное самоопределение изучается сквозь призму мотивации профессионального выбора. Рассматривается влияние на него особенностей Я-концепции, Я-образов, системы отношений личности к себе и с другими людьми. Проблемы профессионального самоопределения разрабатываются в связи с такими регуляторами поведения субъекта, как самоотношение, самооценка. Исследование этих феноменов приобретает особую значимость в стрессогенных обстоятельствах социальной нестабильности, влияющих на смену в индивидуальном и массовом сознании критериев категоризации, оценки себя и других людей. Одним из них, в контексте профессионального самоопределения, выступает «успешность». В связи с этим в фокусе внимания психологов также оказывается феномен «самоэффективность».

Зарубежными и российскими психологами выявлено содержание феномена «мотивация» как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека, их «движущих сил»: потребностей, идеалов, целей, интересов, установок, ценностных ориентаций и пр. Мотива-ционно-потребностная сфера, реализуемая в игровой, учебной и трудовой деятельности формирующейся и взрослой личности, изучается как динамичное образова-

r\j Л r\j

научно-методический электронный журнал ART 14278 УДК 37.048.45:159.947.5

Показанкина Д. Ю., Альперович В. Д. Мотивация выбора подростками будущей профессии в связи с их самооценкой и самоэффективностью // Концепт. -2014. - № 10 (октябрь). - ART 14278. - 0,5 п. л. - URL: КНр://е-копсер1.ш/2014/14278.К1:т. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ние, иерархически организованная система, развивающаяся на протяжении жизненного пути под влиянием различных факторов (Е. П. Ильин) [1]. Обоснованы взаимосвязи мотивации профессионального выбора и профессионального самоопределения личности (Е. А. Климов) [2], отношений личности к другим людям, ее самоотношения (Е. П. Ильин). Исследована мотивация учебной и трудовой деятельности подростков (Е. В. Волобуева, Г. В. Резапкина, И. В. Тимонина) [3; 4; 5]. Изучаются взаимосвязи мотивации достижения и самооценки. В зарубежной и отечественной психологии разработаны различные классификации мотивов: осознаваемые и неосознанные, латентные, актуальные и отсроченные, кратковременные и устойчивые мотивы, первичные (висцерогенные) и вторичные (психогенные) мотивы, мотивы как биологические потребности (в пище, воде, сне, самосохранении, продолжении рода) и социальные потребности (в подчинении, руководстве, доминировании, аффилиа-ции, самоидентификации, признании со стороны других людей, любви, уважении и самоуважении, самоактуализации), внутренние и внешние мотивы, потенциальная и реальная мотивация, мотивы достижения успеха и избегания неудачи, смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы [6].

Рассмотрено содержание феномена «самооценка» как рефлексивного компонента самосознания, разработана его структура: когнитивный и эмоциональный компоненты (Р. Бернс, И. И. Чеснокова) [7; 8]. Когнитивный компонент самооценки отражает знания человека о себе. Эмоциональный компонент самооценки заключается в отношении субъекта к себе как мере удовлетворенности собой. Изучаются такие формы самооценки, как общая самооценка (интегратор частных самооценок) и частные самооценки (оценки отдельных умственных, физических, моральных качеств субъекта) (А. А. Деркач) [9]. Исследованы взаимосвязи самооценки с другими феноменами (ценностными ориентациями, социальной ситуацией развития, психологическим благополучием, механизмами психологической защиты), свойствами личности, в т. ч. социально-психологическими (художественной одаренностью, креативностью, коммуникативными способностями, атрибуцией успехов и неудач, агрессивностью, тревожностью, конфликтностью, уровнем притязаний), отношениями с другими людьми (кризисом идентичности), образом «Я» и самоотношением, а также ее роль в регуляции социальной жизнедеятельности человека (Л. В. Бороздина, И. Д. Ксене-ва, М. В. Щербакова) [10; 11]. Показано, что самооценка выполняет регулятивную, а также защитную функции, определяя направление и уровень активности человека по отношению к миру, людям, самому себе, участвуя, таким образом, в детерминации всех форм и видов деятельности и социального поведения человека (Р. Бернс, Л. В. Бороздина, А. А. Деркач, И. И. Чеснокова).

Авторы затронутых выше и иных работ подчеркивают, что по такому параметру, как «уровень самооценки», выделяются высокая, средняя, низкая самооценки; по параметру «соотношение с реальной успешностью в деятельности и общении» - адекватная и неадекватная самооценки; по параметру «особенности строения» - конфликтная и бесконфликтная самооценки, по параметру «временная отнесенность» -прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценки. Показано, что самооценка формируется в процессах самоопределения личности и социального сравнения.

Определено содержание феномена «самоэффективность» как представление человека о собственной возможности быть продуктивным, уверенность в успешной самореализации (А. Бандура, Р. Л. Кричевский) [12; 13], виды самоэффективности: в деятельности и общении (А. Бандура), деятельностный, коммуникативный и личностный (М. И. Гайдар) [14]. Изучаются взаимосвязи самоэффективности с другими

IV О rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14278 УДК 37.048.45:159.947.5

Показанкина Д. Ю., Альперович В. Д. Мотивация выбора подростками будущей профессии в связи с их самооценкой и самоэффективностью // Концепт. -2014. - № 10 (октябрь). - ART 14278. - 0,5 п. л. - URL: КНр://е-копсер1.ш/2014/14278.К1:т. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

личностными феноменами, социально-психологическими свойствами (карьерными ориентациями, самооценкой профессиональной деятельности, выбором копинг-стра-тегий поведения в межличностном конфликте, эмпатичностью, интернальностью, самопринятием, организаторскими способностями, коммуникативными свойствами, толерантностью), с самоотношением (М. И. Гайдар, Т. О. Гордеева, Е. А. Митицына) [15; 16], образом «Я» (Р. Л. Кричевский). Изучается роль самоэффективности в регуляции социальной жизнедеятельности субъекта (М. И. Гайдар, Е. А. Митицына). Разработаны теоретико-методологические основания изучения взаимосвязей самооценки и самоэффективности (А. Бандура).

Несмотря на то что социальные психологи рассматривают влияние системы отношений личности на мотивацию ее социального поведения, феномен «самоэффективность» как некоторое представление о себе, отношение к себе во взаимодействии с другими людьми, взаимосвязи самооценки подростка, его самоэффективности и мотивации его выбора будущей профессии на эмпирическом уровне являются недостаточно изученными.

Вслед за авторами работ, затронутых выше, мы понимаем самооценку как отношение личности к результатам сопоставления своих образов реального и идеального «Я», оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Вслед за Т. О. Гордеевой и Р. Л. Кричевским мы понимаем самоэффективность как комплекс личностных особенностей, воплощенный в чувстве собственной компетентности в разных сферах деятельности и общении, убежденности в своей способности контролировать собственную жизнь.

В связи с этим проблемой исследования, выполненного студенткой Д. Ю. Пока-занкиной под руководством В. Д. Альперович, стало влияние особенностей самооценки подростка и его самоэффективности на мотивацию его выбора будущей профессии. Цель исследования заключалась в определении взаимосвязей мотивации выбора подростками будущей профессии, особенностей их самооценки и самоэффективности. Предметом исследования выступили типы мотивации выбора подростками будущей профессии, особенности их самооценки, уровень выраженности их самоэффективности. Сформулированы следующие гипотезы исследования:

1. Тип мотивации выбора подростком будущей профессии может различаться, в зависимости от особенностей его самооценки и уровня выраженности его самоэффективности.

2. Особенности самооценки подростка могут быть взаимосвязаны с уровнем выраженности его самоэффективности.

Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования, анкетирование, тестирование, категориальный и контент-анализ, методы качественной и количественной обработки полученных данных, содержательная интерпретация результатов и выводов.

В данном исследовании применены следующие методики:

1. Методика «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчарова) (см. Приложение).

2. Шкала-опросник самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема (в адаптации В. Г. Ромека).

3. Анкета по выявлению уровня самооценки подростков (Р. В. Овчарова) (см. Приложение).

IV 3 ^

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14278 УДК 37.048.45:159.947.5

Показанкина Д. Ю., Альперович В. Д. Мотивация выбора подростками будущей профессии в связи с их самооценкой и самоэффективностью // Концепт. -2014. - № 10 (октябрь). - ART 14278. - 0,5 п. л. - URL: КНр://е-копсер1.ш/2014/14278.К1:т. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Эмпирическим объектом исследования стали 52 респондента (23 мальчика, 29 девочек) в возрасте от 15 до 16 лет (учащиеся МОУ СОШ № 1 ст. Ольгинской Ак-сайского района Ростовской области).

Выбор эмпирического объекта обусловлен целью и предметом исследования, а также данными о специфических особенностях старшего подросткового возраста и этапа юности, на котором происходит развитие рефлексии, формулирование жизненной стратегии, построение системы ценностей, наиболее обобщенных, но потенциально реализуемых жизненных планов.

На первом этапе исследования были определены типы мотивации выбора респондентами будущей профессии. На втором этапе исследования выявлены особенности самооценки участников исследования. На третьем этапе исследования был установлен уровень выраженности самоэффективности респондентов.

Согласно полученным данным, 56% респондентов имеют выраженную внутреннюю мотивацию и 44% участников исследования обнаруживают выраженную внешнюю мотивацию.

К внутренним, индивидуально и социально значимым мотивам выбора респондентами будущей профессии можно отнести собственные мотивационные факторы профессии - предмет и процесс труда (привлекательный/непривлекательный, раз-нообразие/однообразие деятельности, трудоемкость работы, индивидуаль-ный/коллективный труд, возможности развития человека в данном труде); индивидуальные объективные обстоятельства (способности, умственное и физическое развитие); возможности, предоставляемые работой (например, приносить пользу людям, проявлять творчество, развивать мастерство).

К внешним положительным мотивам выбора респондентами будущей профессии можно отнести: рекомендации, советы и указания со стороны других людей (в частности, родителей); примеры со стороны непосредственного окружения респондентов, со стороны других людей (в частности, друзей); обыденные эталоны «социального преуспевания» и стереотипы (мода, престиж, предрассудки); привычные занятия, возникшие под воздействием школьных предметов, увлечений; территориально-географические факторы (близость месторасположения); материальные факторы (заработная плата).

Установлено, что 56% респондентов обнаруживают адекватную самооценку. 33% участников исследования обладают заниженной самооценкой. 11% респондентов имеют повышенную самооценку.

Согласно полученным данным, 33% участников исследования обладают низким уровнем выраженности самоэффективности, 46% респондентов имеют средний уровень выраженности самоэффективности, 21% участников исследования демонстрирует высокий уровень выраженности самоэффективности.

На основе полученных данных установлено, что 10,35% респондентов с внутренней мотивацией обнаруживают высокую самооценку и высокий уровень выраженности самоэффективности, 27,5% участников исследования с внутренней мотивацией демонстрируют высокий уровень выраженности самоэффективности и адекватную самооценку, 3,4% респондентов с внутренней мотивацией имеют средний уровень выраженности самоэффективности и высокую самооценку, 58,6% участников исследования с внутренней мотивацией обладают средним уровнем выраженности самоэффективности и адекватной самооценкой.

Установлено, что 8,6% респондентов с внешней мотивацией демонстрируют средний уровень выраженности самоэффективности и адекватную самооценку,

IV ^ rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14278 УДК 37.048.45:159.947.5

Показанкина Д. Ю., Альперович В. Д. Мотивация выбора подростками будущей профессии в связи с их самооценкой и самоэффективностью // Концепт. -2014. - № 10 (октябрь). - ART 14278. - 0,5 п. л. - URL: КНр://е-копсер1.ш/2014/14278.К1:т. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

17,5% респондентов с внешней мотивацией имеют средний уровень выраженности самоэффективности и пониженную самооценку, 8,6% участников исследования с внешней мотивацией обнаруживают низкий уровень выраженности самоэффективности и высокую самооценку, 8,6% респондентов с внешней мотивацией демонстрируют низкий уровень выраженности самоэффективности и адекватную самооценку, 56,8% участников исследования с внешней мотивацией обнаруживают низкий уровень выраженности самоэффективности и низкую самооценку.

Проведен сравнительный анализ количественных показателей самооценки и самоэффективности групп респондентов, различающихся типом мотивации выбора будущей профессии, по U-критерию Манна - Уитни. Полученные результаты говорят о достоверности различий (р = 0,000; p = 0,002) особенностей самооценки и самоэффективности участников исследования, различающихся преобладающим типом мотивации выбора будущей профессии.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы.

1. Обнаружены взаимосвязи между особенностями самооценки подростка и уровнем выраженности его самоэффективности.

1.1. Субъекты, обнаруживающие адекватную и высокую самооценку, обладают в основном повышенным уровнем выраженности самоэффективности.

1.2. Субъекты, обнаруживающие пониженную самооценку, обладают в основном пониженным уровнем выраженности самоэффективности.

2. Обнаружены различия типов мотивации выбора подростками будущей профессии в зависимости от особенностей их самооценок и уровней выраженности их самоэффективности.

2.1. Субъекты, у которых преобладает внешний тип мотивации выбора будущей профессии, обнаруживают в основном пониженную самооценку и демонстрируют низкий уровень выраженности самоэффективности.

2.2. Субъекты, у которых преобладает внутренний тип мотивации выбора будущей профессии, обнаруживают адекватную и высокую самооценку и демонстрируют в основном средний и высокий уровни выраженности самоэффективности.

Результаты проведенного исследования говорят о том, что типы мотивации выбора формирующейся личностью будущей профессии взаимосвязаны с особенностями ее самооценки и уровнем выраженности ее самоэффективности. Полученные данные подтверждают выводы различных авторов о влиянии системы отношений личности к другим людям, ее самоотношения на особенности ее мотивационной сферы и свидетельствуют в пользу выдвинутой гипотезы о том, что тип мотивации выбора подростком будущей профессии может различаться, в зависимости от особенностей его самооценки и уровня выраженности его самоэффективности. Тем не менее для проверки общей и частной гипотез необходимо лонгитюдное исследование данных феноменов, проведенное на большей выборке респондентов.

Выводы по результатам исследования, основанные на полученных данных, могут быть использованы не только в рамках профориентации подростков, но и в индивидуальном социально-психологическом консультировании с целью коррекции отношений субъекта с окружающими людьми, в тренинге решения детско-родительских конфликтов.

(V С rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14278 УДК 37.048.45:159.947.5

Показанкина Д. Ю., Альперович В. Д. Мотивация выбора подростками будущей профессии в связи с их самооценкой и самоэффективностью // Концепт. -2014. - № 10 (октябрь). - ART 14278. - 0,5 п. л. - URL: КНр://е-копсер1.ш/2014/14278.К1:т. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Методика «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчарова)

Приложение

Инструкция. Ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на Ваш выбор профессии. Оцените каждое утверждение по 5-балльной шкале: «очень сильно повлияло» - 5 баллов; «сильно повлияло» - 4 балла; «повлияло в средней степени» - 3 балла; «слабо повлияло» - 2 балла; «никак не повлияло» - 1 балл.

№ Утверждения Оценка

1 Требует общения с разными людьми

2 Нравится родителям

3 Предполагает высокое чувство ответственности

4 Требует переезда на новое место жительства

5 Соответствует моим способностям

6 Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием

7 Дает возможность приносить пользу людям

8 Способствует умственному и физическому развитию

9 Является высокооплачиваемой

10 Позволяет работать близко от дома

11 Является престижной

12 Дает возможности для роста профессионального мастерства

13 Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах

14 Позволяет реализовать способности к руководящей работе

15 Является привлекательной

16 Близка к любимому школьному предмету

17 Позволяет сразу получить хороший результат труда для других

18 Избрана моими друзьями

19 Позволяет использовать профессиональные умения вне работы

20 Дает большие возможности проявить творчество

Внутренние индивидуально значимые мотивы: утверждения 1,5, 8, 15, 20. Внутренние социально значимые мотивы: утверждения 3, 7, 12, 14, 17.

Внешние положительные мотивы: утверждения 4, 9, 10, 16, 19.

Внешние отрицательные мотивы: утверждения 2, 6, 11, 13, 18.

Анкета по выявлению уровня самооценки подростков (Р. В. Овчарова)

2 - да; 1 - трудно сказать; 0 - нет.

Утверждения:

1. Мне нравится создавать фантастические проекты.

2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

4. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

5. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

6. Мне нравится находить причины своих неудач.

7. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

8. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.

9. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

10. Убедительно могу доказать правоту.

11. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

12. У меня часто рождаются интересные идеи.

13. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.

14. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

15. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.

16. Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.

24-32 балла - высокий уровень самооценки;

12-24 балла - средний уровень самооценки;

0-12 баллов - низкий уровень самооценки. 6

r>J

6 ~

КОНТ TFTTT

научно-методический электронный журнал ART 14278 УДК 37.048.45:159.947.5 Ссылки на источники

Показанкина Д. Ю., Альперович В. Д. Мотивация выбора подростками будущей профессии в связи с их самооценкой и самоэффективностью // Концепт. -2014. - № 10 (октябрь). - ART 14278. - 0,5 п. л. - URL: КНр://е-копсер1.ш/2014/14278.Нт. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. -512 с.

3. Волобуева Е. В. Влияние родителей на профессиональный выбор старшеклассника: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2007. - 22 с.

4. Резапкина Г. В. Мотивы и потребности подростков: от диагностики к развитию // Школьные технологии. - 2012. - № 6. - С. 160-171.

5. Тимонина И. В. Формирование мотивации выбора профессии у старших подростков в условиях инновационной школы: дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 1996. - 335 с.

6. Ильин Е. П. Указ. соч.

7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.

8. Чеснокова И. И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии. - М.: Наука, 1978. - С. 316-366.

9. Деркач А. А. Самооценка как структурообразующая процесса акмеологического развития // Мир психологии. - 2005. - № 3. - С. 139-145.

10. Бороздина Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестник Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 1.

11. Ксенева И. Д., Щербакова М. В. Самооценка студента как фактор успешности будущей профессиональной деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2010. - № 4. - С. 119-123.

12. Бандура А. Теория самоэффективности // Психологический журнал. Т. 21. - № 1. - С. 4-11.

13. Кричевский Р. Л. Самоэффективность и акмеологический подход к исследованию личности // Ак-меология. - 2001. - № 1. - С. 47-52.

14. Гайдар М. И. Личностная самоэффективность студентов-психологов // Российский психологический журнал. - 2008. - Т. 5. - № 1. - С. 75-77.

15. Гордеева Т. О., Шепелева Е. А. Тендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подростков // Вестник Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Сер. 14. Психология. - 2006. - № 3. - С. 78-85.

16. Митицина Е. А., Иванова Н. В. Карьерные ориентации специалистов с высоким уровнем самоэффективности в профессиональной деятельности // Вестник Псковского государственного университета. Сер. Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. - 2008. - № 5. -С. 121-125.

Darya Pokasankina,

Student of Psychology Department, Southern Federal University, Rostov-on-Don dаshulе4kа 1@таН.ги Valeriya Alperovich,

Candidate of Psychology Sciences, senior lecturer at the chair of Social psychology, Southern Fedeml University, Rostov-on-Don уа^та1р@гатЫег.ги

Adolescents’ motivation to their future profession choice in connection with the self-appreciation and self-efficacy

Abstract. РгоЫет оТ the тАиепсе оТ Ше аdоlеscеnts’ 8е1Т-ге1аАоп оп ШеК ргоТеэ8юпа1 тоАуаАоп is tоuchеd by us in this агАс1е. ^е results оТ Ше study prоvеd ШаЬ within Ше Аатешогк оТ this sеlеctiоn, rеspоndеnts with Мегпа1 typе оТ тоАуаАоп dеmоnstrаtе, оп Ше whоlе, Ше иррег 1еуе^ оТ Ше sеlf-арргеааАоп аnd оТ Ше sеlf-еfficаcy; геspоndеnts with ех1егпа1 typе оТ тоАуаАоп dеmоnstrаtе, оп Ше whоlе, Ше tow 1еуе^ оТ Ше sеlf-аppгеciаtiоn аnd оТ Ше sеlf-еfficаcy. Dаtа suppоrtеd Ше hypоthеsis аЬои Ше dis-tinctiоns оТ typеs оТ аdоlеscеnts’ тоАуаАоп оТ ^оюе оТ ШеК Миге prоfеssiоn dеpеnding ироп ^агайе^-tics оТ ШеК sеlf-аppгеciаtiоn аnd оТ 1еуе^ оТ ШеК sеlf-еfficаcy.

Key words: тоАуаАоп, аdоlеscеnt, sеlf-аppгеciаtiоn, sеlf-еfficаcy.

References

1. Il'm, E. P. (2000) Motivacija i motivy, Piter, St. Pete^rg, 512 р. (to ^ssia^.

2. Klirnov, E. A. (1996) Psihologija professional'nogo samoopredelenija, Fernks, Rostov п/D., 512 р. (to Russian).

3. Volobueva, E. V. (2007) Vlijanie roditelej na professional'nyj vybor starsheklassnika: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk, Staугopol', 22 р. (to Russian).

iv T rw

научно-методический электронный журнал ART 14278 УДК 37.048.45:159.947.5

Показанкина Д. Ю., Альперович В. Д. Мотивация выбора подростками будущей профессии в связи с их самооценкой и самоэффективностью // Концепт. -2014. - № 10 (октябрь). - ART 14278. - 0,5 п. л. - URL: КНр://е-копсер1.ш/2014/14278.К1:т. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

4. Rezapkina, G. V. (2012) “Motivy i potrebnosti podrostkov: ot diagnostiki k razvitiju”, Shkol'nye tehnologii, № 6, pp. 160-171 (in Russian).

5. Timonina, I. V. (1996) Formirovanie motivacii vybora professii u starshih podrostkov v uslovijah inno-vacionnojshkoly: dis. ... kand. ped. nauk, Kemerovo, 335 p. (in Russian).

6. Il'in, E. P. (2000) Ukaz. soch.

7. Berns, R. (1986) Razvitie Ja-koncepcii i vospitanie, Progress, Moscow, 420 p. (in Russian).

8. Chesnokova, I. I. (1978) Osobennosti razvitija samosoznanija v ontogeneze , Princip razvitija v psi-hologii, Nauka, Moscow, pp. 316-366 (in Russian).

9. Derkach, A. A. (2005) “Samoocenka kak strukturoobrazujushhaja processa akmeologicheskogo razvitija”, Mirpsihologii, № 3, pp. 139-145 (in Russian).

10. Borozdina, L. V. (2011) “Sushhnost' samoocenki i ee sootnoshenie s Ja-koncepciej”, Vestnik Mos-kovskogo gosudarstvennogo universiteta im. M. V. Lomonosova. Ser. 14. Psihologija, № 1 (in Russian).

11. Kseneva, I. D. & Shherbakova, M. V. (2010) “Samoocenka studenta kak faktor uspeshnosti budushhej professional'noj dejatel'nosti”, Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 4, pp. 119-123 (in Russian).

12. Bandura, A. “Teorija samojeffektivnosti”, Psihologicheskij zhurnal. vol. 21, № 1, pp. 4-11 (in Russian).

13. Krichevskij R. L. (2001) “Samojeffektivnost' i akmeologicheskij podhod k issledovaniju lichnosti”, Ak-meologija, № 1, pp. 47-52 (in Russian).

14. Gajdar, M. I. (2008) “Lichnostnaja samojeffektivnost' studentov-psihologov”, Rossijskij psihologicheskij zhurnal, T. 5, № 1, pp. 75-77 (in Russian).

15. Gordeeva, T. O. & Shepeleva, E. A. (2006) “Tendernye razlichija v akademicheskoj i social'noj samojeffektivnosti i koping-strategijah u sovremennyh rossijskih podrostkov”, Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta im. M. V. Lomonosova. Ser. 14. Psihologija, № 3, pp. 78-85 (in Russian).

16. Miticina, E. A., & Ivanova, N. V. (2008) “Kar'ernye orientacii specialistov s vysokim urovnem samojeffektivnosti v professional'noj dejatel'nosti”, Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. So-cial'no-gumanitarnye i psihologo-pedagogicheskie nauki, № 5, pp. 121-125 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт» 8

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.