Научная статья на тему 'МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)" НА ФАКУЛЬТЕТЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)" НА ФАКУЛЬТЕТЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
169
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
316.628 / МОТИВАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ / ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРОФЕССИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коновалова Надежда Владимировна

В статье рассматриваются мотивы выбора профессии обучающимися по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» на факультете среднего профессионального образования ТИУиЭ. Проведено психологическое исследование, в котором приняли участие студенты факультета. По результатам исследования было выявлено, что обучающиеся обладают внутренними мотивами выбора профессии, а также то, что им важно получить знания и диплом, не овладевая способами осуществления профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коновалова Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONS FOR CHOOSING A PROFESSION BY STUDENTS IN THE SPECIALTY OF "ECONOMY AND ACCOUNTING (BY INDUSTRY)" AT THE FACULTY OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

The article discusses the motives for choosing a profession by students majoring in Economics and Accounting (by industry) at the Faculty of Secondary Vocational Education of TIUE. A psychological study was conducted, in which students of the faculty took part. According to the results of the study, it was revealed that students have internal motives for choosing a profession, as well as the fact that it is important for them to gain knowledge and a diploma without mastering the ways of carrying out professional activities.

Текст научной работы на тему «МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)" НА ФАКУЛЬТЕТЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 316.628

НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА КОНОВАЛОВА

кандидат психологических наук, доцент кафедры управления ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики», г. Таганрог

n.konovalova@tmei.ru

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)» НА ФАКУЛЬТЕТЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются мотивы выбора профессии обучающимися по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» на факультете среднего профессионального образования ТИУиЭ. Проведено психологическое исследование, в котором приняли участие студенты факультета. По результатам исследования было выявлено, что обучающиеся обладают внутренними мотивами выбора профессии, а также то, что им важно получить знания и диплом, не овладевая способами осуществления профессиональной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, выбор профессии, обучающиеся, профессия

Тематический рубрикатор e-Library: 15.21.45

NADEZHDA V. KONOVALOVA

candidate of psychological sciences, associate professor, Management Department Taganrog Management and Economics Institute

MOTIVATIONS FOR CHOOSING A PROFESSION BY STUDENTS IN THE SPECIALTY OF «ECONOMY AND ACCOUNTING (BY INDUSTRY)» AT THE FACULTY OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Abstract. The article discusses the motives for choosing a profession by students majoring in Economics and Accounting (by industry) at the Faculty of Secondary Vocational Education of TIUE. A psychological study was conducted, in which students of the faculty took part. According to the results of the study, it was revealed that students have internal motives for choosing a profession, as well as the fact that it is important for them to gain knowledge and a diploma without mastering the ways of carrying out professional activities.

Keywords: motivation, extrinsic motivation, intrinsic motivation, profession choice, students, profession

Бесспорен факт, что профессионалы были востребованы во все времена. В них нуждались всегда, везде и будут нуждаться в будущем. Не подлежит сомнению и то, что путь в профессионализм пролегает через получение образования. Как же добиться того, чтобы обучающиеся стали в будущем профессионалами? Можно говорить о профессиональном самоопределении, о готовности к профессии, профессиональной ориентации, немаловажную роль играет и профессиональная мотивация, в частности мотивы выбора профессии.

В данной статье мы рассмотрим профессиональную мотивацию, результаты психологического исследования профессиональной мотивации, мотивы выбора профессии, которые определяют профессиональную мотивацию. Выявив мотивы выбора про фес -сии, мы можем определить, насколько важно для обучающегося стать профессионалом. Если профессия выбирается только из-за ее внешних атрибутов,

то существует большая вероятность того, что сотрудник в будущем быстрее подвергнется выгоранию (профессиональному, личностному, эмоциональному). Если же выбор профессии сделан под влиянием внутренних мотивов (есть пример перед глазами, близкие работают в данной сфере, сам выбрал профессию и т.д.), то это, скорее всего, выбор осознанный. В дальнейшем такой сотрудник будет развиваться, стремиться к максимально полному выполнению своих профессиональных обязанностей, становясь профессионалом в своей области.

Профессиональная мотивация - совокупность процессов и факторов, побуждающих и направляющих человека к изучению будущей профессиональной деятельности [3]. Под профессиональной мотивацией понимается действие конкретных побуждений, обусловливающих выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией [1]. М.В. Воробьева полагает, что

© Н.В. Коновалова, 2023

профессиональная мотивация будущего специалиста представляет собой совокупность устойчивых мотивов, проявление которых зависит от профессиональных взглядов, отношений, позиций, а также эмоций, чувств, профессиональных качеств личности [3].

Как видно из представленных определений, основными побудителями выступают профессиональные взгляды, отношение к будущей профессии, желание работать по профессии и т.д.

Рассмотрим особенности становления профессиональной мотивации на уровне среднего профессионального образования. Т.Н. Бочкарева приводит принципы профессиональной мотивации обучающихся по программам СПО:

- формирование самоутверждения студентов в учебно-профессиональной деятельности, ознакомление обучающегося с будущей профессией, формирование представления о выбранной специальности, а также ценностных ориентаций, связанных с профессиональной деятельностью;

- снижение уровня личностной и ситуативной тревожности отдельных обучающихся и неуверенности относительно будущей профессиональной деятельности;

- повышение уровня самооценки обучающегося за счет его достижений, а не снижения уровня требований к выполнению заданий [2].

А.В. Павлюк выделяет факторы, влияющие на формирование профессиональной мотивации, относя к ним:

- систему образования, образовательную организацию;

- образовательный процесс;

- особенности обучающегося;

- особенности преподавателя и его отношение к обучающемуся, к своей работе;

- специфику дисциплины, профессионального модуля [8].

Э.С. Таболова и Ю.А. Говенко выделяют две группы факторов, которые определяют динамику мотивации обучающихся [9]: 1) факторы, которые связаны с учебно-профессиональной деятельностью (с условиями, организацией и т.д.); 2) факторы, связанные с субъектом учебной деятельности, т.е. с его личностными особенностями. Под первой группой факторов понимается степень удовлетворения преподавателями трех потребностей личности, а именно потребности в автономии, компетентности и связи с другими людьми [6]. В современных исследованиях Т.О. Гордеева и В.В. Гижицкий связывают удовлетворение этих потребностей с уровнем учебной мотивации [5]. Во второй группе факторов мотивация соотнесена со смысловой сферой обучающихся.

Важную роль играет положительное отношение обучающихся к получаемой профессии. Осознанный выбор профессии обучающимся положительно сказывается на его профессиональной подготовке. Немаловажную роль в укреплении мотива выбора профессии играет преподаватель, являясь для обучающегося примером профессионала. Студент видит его отношение к профессии, готовность к дальнейшему росту, как профессиональному, так и карьерному. Все факторы мотивируют на получение профессии и дальнейшее развитие в ней.

Далее рассмотрим данные, полученные в ходе психологического исследования мотивов выбора профессии обучающимися ФСПО. В исследовании приняли участие обучающиеся второго курса специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Цель исследования состояла в том, чтобы изучить мотивы выбора профессии среди обучающихся специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Предмет исследования - мотивы выбора профессии обучающимися. Объектом исследования являются обучающиеся второго курса. Метод исследования - тестирование. Методиками исследования были выбраны «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) и Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной. Выборка составила 24 респондента в возрасте от 16 до 18 лет. Перед нами не стояла задача выявления гендерных различий в мотивах выбора профессии.

Рассмотрим полученные данные по методике «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова). В данной методике представлены четыре шкалы: внутренние индивидуально значимые мотивы, внутренние социально значимые мотивы, внешние положительные мотивы, внешние отрицательные мотивы. Под внутренними мотивами выбора той или иной профессии понимается общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления [4].

Внешняя мотивация - заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относится воздействие на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера [4].

Результаты исследования по методике «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) представлены на рис. 1.

Как видно из рисунка, доминирующим мотивом выбора профессии являются внутренние социально значимые мотивы (42%), далее идут внутренние индивидуально значимые мотивы (25%), затем внешние положительные мотивы (21%), на последнем месте внешние отрицательные мотивы (17%).

Анализируя данные исследования ведущих мотивов выбора профессиональной деятельности, можно сделать вывод, что для большинства обучающихся доминирующими являются внутренние индивидуальные и внутренние социальные мотивы. Социально значимые мотивы связаны с осознанием общественного значения трудовой деятельности, а также с чувством долга и ответственностью перед группой или коллективом. Внутренние индивидуальные мотивы соотносятся с желанием удовлетворить свои собственные интересы при определении профессионального развития.

50% 40% 30% 20% 10% 0%

42%

25%

21% 17%

Внутреннние индивидульно Внутренние социально значимые мотивы значимые мотивы

Внешние положительные Внешние отрицательные мотивы мотивы

Рис. 1. Результаты исследования по методике «Мотивы выбора профессии»

(Р.В. Овчарова)

Немаловажную роль при выборе профессии играют внешние положительные мотивы. Экономисты, выбирая будущую профессию, руководствуются определенными критериями: уровень заработной платы, престиж профессии, карьерный рост.

Таким образом, у обучающихся по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» преимущественно преобладают внутренние индивидуальные и внутренние социальные мотивы. Внутренняя мотивация возникает из потребностей человека, поэтому личность трудится с удовольствием. Внешняя мотивация связана с заработком, стремлением к престижу, со страхом осуждения. Внешние мотивы делятся на положительные и отрицательные. Положительные - это денежное стимулирование, карьерный рост, одобрение коллектива, престижность, отрицательные - воздействие на человека путем давления, наказаний, критики и других факторов негативного характера.

В методике изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной представлено три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессией» (уровень стремления овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, поиск обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов) [7].

Данные исследования по методике изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной представлены на рис. 2.

34%

54%

20%

□ Приобретение знаний

□ Получение диплома

П Овладение профессией

Рис. 2. Результаты исследования по методике изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной

Согласно рисунку, доминирующим мотивом обучения в вузе является приобретение знаний (54%), а затем получение диплома (34%). Такое сочетание мотивов обучения в вузе свидетельствует о неадекватной мотивации обучения. Для экономистов важным является приобретение знаний и получение диплома, в котором были бы отражены их знания. При этом мотив «Овладение профессией» выражен слабо (20%). Мотив «Получение диплома» относится к внешней мотивации. Наличие диплома об образовании дает возможность подтвердить принадлежность к профессии, но не гарантирует того, что обучающийся на качественном уровне овладел преподаваемыми ему в вузе дисциплинами.

Таким образом, мотив «Приобретение знаний» свидетельствует о том, что обучающимся важно получить знания, но не овладеть профессионально важными качествами.

Как видим, мотивами выбора профессии являются внутренние мотивы (работать в свое удовольствие, расти в профессиональном плане, быть полезным компании и т.д.), при этом главное - приобрести знания и получить диплом. Диссонанс состоит в том, что обучающиеся, желая стать профессионалами, считают, что для этого нужно только получить знания, а способы их освоения не важны. Чтобы разрешить данное противоречие, важно сформировать убежденность обучающихся в том, что теоретических знаний не достаточно, важно уметь применять эти знания на деле. Этого можно достичь путём организации практики, а также используя примеры из деятельности преподавателя.

Со стороны педагога-психолога можно предложить программу «Вход в профессию». Суть данной программы состоит в том, что, начиная с первого курса, обучающихся следует погружать не только в возможности профессии и карьерного роста, но и развенчивать основные мифы, существующие вокруг нее, а также предлагать решать профессиональные задачи с учетом выбора специализации. При решении таких задач создается зона ближайшего развития, когда обучающийся, уже обладающий достаточными знаниями, понимает, что нестандартная задача требует нетривиального подхода. Таким образом, обучающийся придет к пониманию, что важно не только получить знания, но и овладеть самой профессией.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева Г.М. Социальная психология I Г.М. Андреева. - Москва : Аспект Пресс, 2002. - 424 с. - Текст : непосредственный.

2. Бочкарева Т.Н. Оценка формирования профессиональной мотивации студентов среднего профессионального образования I Т.Н. Бочкарева, С.В. Литвиненко, Л.В. Гусева, А.П. Тонких. - Текст : электронный II Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - № 2. - URL i https://mir-nauki.com/PDFI91PDMN218.pdf (доступ свободный).

3. Воробьева М.В. Развитие профессиональной мотивации студентов в процессе обучения в туристском вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук I М.В. Воробьева. - Сходня, 2010. - 24 с. - Текст : непосредственный.

4. Врублевская М.М. Профориентационная работа в школе: методические рекомендации I М.М. Врублевская, О.В. Зыкова. - Магнитогорск : МаГУ, 2004. - 80 с. - Текст : непосредственный.

5. Гижицкий В.В. Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности как факторы академической успешности старшеклассников : дис. ... канд. психол. наук I В.В. Гижицкий. - Москва, 2016. - 200 с. - Текст : непосредственный.

6. Дворецкая Т.А. Предикторы динамики внешней и внутренней направленности учебной мотивации у студентов I Т.А. Дворецкая. - Текст : непосредственный II Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. - 2019. - Вып. 3.

7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы (Серия «Мастера психологии») I Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 512 с. - Текст : непосредственный.

8. Павлюк А.В. Административно-правовое регулирование внешних трудовых миграционных потоков в Российской Федерации I А.В. Павлюк, С.С. Кабакова. - Текст : непосредственный II Социально-политические науки. - 2017. - № 5. - С. 135-143.

9. Таболова Э.С. Общие проблемы формирования мотивации профессионально-учебной деятельности студентов I Э.С. Таболова, Ю.А. Говенко. - Текст : непосредственный II Университетская наука. - 2016. - № 2. -C. 178-188.

REFERENCES

1. Andreeva G.M. Sotsialnaya psikhologiya / G.M. Andreeva. - Moskva i Aspekt Press, 2002. - 424 s. - Tekst i neposredstvennyy.

2. Bochkareva T.N. Otsenka formirovaniya professionalnoy motivatsii studentov srednego professionalnogo obrazovaniya / T.N. Bochkareva, S.V. Litvinenko, L.V. Guseva, A.P. Tonkikh. - Tekst i elektronnyy // Internet-zhurnal «Mir nauki». - 2018. - № 2. - URL i https://mir-nauki.com/PDF/91PDMN218.pdf (dostup svobodnyy).

3. Vorobyeva M.V. Razvitie professionalnoy motivatsii studentov v protsesse obucheniya v turistskom vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk I M.V. Vorobyeva. - Skhodnya, 2010. - 24 s. - Tekst : neposredstvennyy.

4. Vrublevskaya M.M. Proforientatsionnaya rabota v shkole: metodicheskie rekomendatsii / M.M. Vrublevskaya, O.V. Zykova. - Magnitogorsk i MaGU, 2004. - 80 s. - Tekst i neposredstvennyy.

5. Gizhitskiy V.V. Vnutrennie i vneshnie motivy uchebnoy deyatelnosti kak faktory akademicheskoy uspeshnosti starsheklassnikov : dis. ... kand. psikhol. nauk I V.V. Gizhitskiy. - Moskva, 2016. - 200 s. - Tekst : neposredstvennyy.

6. Dvoretskaya T.A. Prediktory dinamiki vneshney i vnutrenney napravlennosti uchebnoy motivatsii u studentov / T.A. Dvoretskaya. - Tekst : neposredstvennyy // Vestnik MGLU. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. - 2019. - Vyp. 3.

7. Ilin E.P. Motivatsiya i motivy (Seriya «Mastera psikhologii») I E.P. Ilin. - Sankt-Peterburg : Piter, 2002. - 512 s. -Tekst : neposredstvennyy.

8. Pavlyuk A.V. Administrativno-pravovoe regulirovanie vneshnikh trudovykh migratsionnykh potokov v Rossiyskoy Federatsii / A.V. Pavlyuk, S.S. Kabakova. - Tekst : neposredstvennyy // Sotsialno-politicheskie nauki. - 2017. -№5. - S. 135-143.

9. Tabolova E.S. Obshchie problemy formirovaniya motivatsii professionalno-uchebnoy deyatelnosti studentov / E.S. Tabolova, Yu.A. Govenko. - Tekst : neposredstvennyy // Universitetskaya nauka. - 2016. - № 2. - C. 178-188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.