Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

СООТНОШЕНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ФАКТОР ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Ирина Викторовна, Страусова Анна Александровна, Киселёв Александр Александрович

Статья посвящена анализу мотивационного компонента как показателя психологической готовности человека к профессиональной деятельности. Выявление мотивов, интересов и намерений работать по профессии, полученной в техническом вузе, является фактором управления качеством подготовки молодых специалистов. На формирование мотивов выбора профессии оказывает воздействие комплекс мероприятий, направленных на подготовку молодежи к осознанному выбору профессии с учетом способностей самого работника и ситуации на рынке труда. Описаны результаты исследования мотивационной сферы студентов Ярославского государственного технического университета, целью которого было установление взаимосвязи процесса профессиональной ориентации в школьные годы и процесса подготовки студентов к профессиональной деятельности в вузе. С помощью результатов исследования выявлено соотношение внешних и внутренних факторов формирования мотивов выбора будущей профессии. В исследовании зафиксирован входной параметр для формирования мотивации к профессиональной деятельности студентов технического университета. Получена оценка респондентами возможности влиять на желание работать по получаемой специальности. Подтверждена тенденция снижения роли общеобразовательных школ в организации профессиональной ориентации старшеклассников. На основании полученных результатов сформулированы рекомендации по формированию внутренней и внешней мотивации к профессии у студентов технического вуза. Сделан вывод о том, что исследование процесса мотивации студентов к профессиональной деятельности является актуальной научной задачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Ирина Викторовна, Страусова Анна Александровна, Киселёв Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATIO OF EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS OF CAREER CHOICE IN THE MOTIVATIONAL SPHERE OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

The article is devoted to the analysis of the motivational component as an indicator of a person’s psychological readiness for professional activity. Identification of motives, interests and intentions to work in a profession obtained at a technical university is a factor in managing the quality of training of young specialists. The formation of motives for choosing a profession is influenced by a set of measures aimed at preparing young people for a conscious choice of profession, taking into account the abilities of the employee and the situation on the labour market. The article describes the results of a study of the motivational sphere of students of Yaroslavl State Technical University, the purpose of which was to establish the relationship between the process of professional orientation in school years and the process of preparing future students for professional activity at the university. Using the results of the study, the correlation of external and internal factors of the formation of motives for choosing a future profession was revealed. The study recorded an input parameter for the formation of motivation for the professional activity of students of a technical university. The respondents’ assessment of the ability to influence the desire to work in the taught specialty was obtained. The tendency of decreasing the role of secondary schools in the organisation of vocational guidance of high school students is confirmed. Based on the results obtained, recommendations are formulated for the formation of internal and external motivation for the profession among students of a technical university. It is concluded that the study of the process of motivating students to professional activity is a topical scientific task.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28,

№ 3. С. 158-164. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 3, pp. 158-164.

ISSN 2073-1426

Научная статья

УДК 378:62

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-158-164

СООТНОШЕНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Попова Ирина Викторовна, доктор социологических наук, Ярославский государственный технический университет, Ярославль, Россия, pivik@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-1769-8885

Страусова Анна Александровна, Ярославский государственный технический университет, Ярославль, Россия, strausova24@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7788-6335

Киселев Александр Александрович, кандидат педагогических наук, Ярославский государственный технический университет, Ярославль, Россия, aakiselev56@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1854-1548

Аннотация. Статья посвящена анализу мотивационного компонента как показателя психологической готовности человека к профессиональной деятельности. Выявление мотивов, интересов и намерений работать по профессии, полученной в техническом вузе, является фактором управления качеством подготовки молодых специалистов. На формирование мотивов выбора профессии оказывает воздействие комплекс мероприятий, направленных на подготовку молодежи к осознанному выбору профессии с учетом способностей самого работника и ситуации на рынке труда. Описаны результаты исследования мотивационной сферы студентов Ярославского государственного технического университета, целью которого было установление взаимосвязи процесса профессиональной ориентации в школьные годы и процесса подготовки студентов к профессиональной деятельности в вузе. С помощью результатов исследования выявлено соотношение внешних и внутренних факторов формирования мотивов выбора будущей профессии. В исследовании зафиксирован входной параметр для формирования мотивации к профессиональной деятельности студентов технического университета. Получена оценка респондентами возможности влиять на желание работать по получаемой специальности. Подтверждена тенденция снижения роли общеобразовательных школ в организации профессиональной ориентации старшеклассников. На основании полученных результатов сформулированы рекомендации по формированию внутренней и внешней мотивации к профессии у студентов технического вуза. Сделан вывод о том, что исследование процесса мотивации студентов к профессиональной деятельности является актуальной научной задачей.

Ключевые слова: мотивация, фактор выбора профессии, профессиональная деятельность, профессиональная ориентация, психологическая готовность.

Для цитирования: Попова И.В., Страусова А.А., Киселев А.А. Соотношение внешних и внутренних факторов выбора профессии в мотивационной сфере студентов технического университета // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 3. С. 158-164. https://doi. org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-158-164

Research Article

THE RATIO OF EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS OF CAREER CHOICE IN THE MOTIVATIONAL SPHERE OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

Irina V. Popova, Doctor of Sociological Sciences, Yaroslavl State Technical University, Yaroslavl, Russia, pivik@list.ru, https:// orcid.org/0000-0002-1769-8885

Anna Al. Strausova, Yaroslavl State Technical University, Yaroslavl, Russia, strausova24@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7788-6335

Alexander Al. Kiselev, Candidate of Pedagogic Sciences, Yaroslavl State Technical University, Yaroslavl, Russia, aakiselev56@ mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1854-1548

Abstract. The article is devoted to the analysis of the motivational component as an indicator of a person's psychological readiness for professional activity. Identification of motives, interests and intentions to work in a profession obtained at a technical university is a factor in managing the quality of training of young specialists. The formation of motives for choosing a

158

Вестник КГУ -A 2022

© Попова И.В., Страусова А.А., Киселев А.А., 2022

profession is influenced by a set of measures aimed at preparing young people for a conscious choice of profession, taking into account the abilities of the employee and the situation on the labour market. The article describes the results of a study of the motivational sphere of students of Yaroslavl State Technical University, the purpose of which was to establish the relationship between the process of professional orientation in school years and the process of preparing future students for professional activity at the university. Using the results of the study, the correlation of external and internal factors of the formation of motives for choosing a future profession was revealed. The study recorded an input parameter for the formation of motivation for the professional activity of students of a technical university. The respondents' assessment of the ability to influence the desire to work in the taught specialty was obtained. The tendency of decreasing the role of secondary schools in the organisation of vocational guidance of high school students is confirmed. Based on the results obtained, recommendations are formulated for the formation of internal and external motivation for the profession among students of a technical university. It is concluded that the study of the process of motivating students to professional activity is a topical scientific task.

Keywords: motivation, career choice factor, professional activity, professional orientation, psychological readiness.

For citation: Popova I.V., Strausova A.A., Kiselev A.A. The ratio of external and internal factors of career choice in the motivational sphere of technical university students. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 3, pp. 158-164. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-158-164

Постановка проблемы исследования

В психологии процесс выбора профессии рассматривается как один из этапов профессионализации личности, которая обеспечивает экономике и обществу воспроизводство рабочей силы. Основные противоречия профессионального развития исследованы в трудах Е.А. Климова. «Профессиональное самоопределение», по мнению ученого, - это процесс «постоянно чередующегося выбора». Наиболее актуальным этот выбор становится в ранней юности, в дальнейшем существует «проблема ревизии и коррекции» профессиональной деятельности индивидуума [Климов: 12].

Выбор профессиональной сферы деятельности рассматривается в рамках психодинамического, сценарного и типологического подходов к исследованию становления личности профессионала [Адушинова: 225]. Мотивы профессионального выбора также могут формироваться на разных этапах развития личности. На основе психодинамического подхода мотивы выбора профессии технологической направленности закладываются у индивидуума в раннем детстве в результате небрежного типа взаимоотношений между ребенком и родителем [Адушинова: 226].

В рамках сценарного подхода преобладание в структуре личности логичности и эмоциональной сдержанности способствует выбору технической сферы профессиональной деятельности. При этом программа (сценарий) развития индивидуума является подвижной и изменчивой под воздействием внешних факторов [Адушинова: 226]. То есть мотивы выбора профессии являются в некотором аспекте управляемыми.

Типологический подход устанавливает соответствие между комплексной ориентацией типа личности и определенной профессиональной сферой. Технологическая специализация профессиональной деятельности соответствует так называемому мотор-

ному типу личности, который ориентирован на конкретность в ценностях и деятельности [Адушинова: 226]. Практический инструментарий типологического подхода используется в профориентационной работе.

Процесс выбора профессии имеет мотивацион-ную основу. Понятие «мотивация» - это многозначная дефиниция, которая в психолого-педагогической литературе рассматривается как «процесс, метод и средство побуждения обучаемых к продуктивной познавательной деятельности» [Мамаева, Агапова: 207], как сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения с деятельностью [Джидарьян: 58], как объект управления, поскольку возможно создание психолого-педагогических условий для развития мотивации [Тарабри-на: 146].

Мотивация раскрывается комплексом мотивов, которые и побуждают индивидуума в процессе своего профессионального становления достигать определенных академических и профессиональных успехов. В толковании понятия «мотив» существует противоречие [Строкун: 159], поскольку эта дефиниция также является многозначной и определяется как «инстинктивные импульсы, потребности, биологические влечения» [Бакшаева, Вербицкий: 30], как «функция направления деятельности, ее регуляции» [Мамаева: 10], как «сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора» [Балашов: 263], «мобильные системы, на которые можно влиять» [Стародубцева]. Причем осуществлять управляющее воздействие можно даже в том случае, если выбор будущей профессии обучаемым сделан был не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно [Стародубцева].

Учебно-профессиональная мотивация студентов технического вуза имеет свою специфику, которая заключается в осознанности своей учебной деятельности в контексте выбранной профессии, а также

во взаимосвязи мотивов с интеллектуальным и духовным потенциалом личности обучающегося [Мамаева: 9].

Знание личностных характеристик, раскрывающих мотивационно-смысловую сферу учебно-профессиональной деятельности студенческой молодёжи в процессе обучения её в вузе, позволит повысить эффективность учебно-воспитательной деятельности, создаст «внутренние условия» для качественного усвоения учебного материала и подготовки студентов к профессиональной деятельности [Зобков: 87].

Выбор профессии - сложный и длительный процесс, связанный с согласованностью психологических возможностей человека с требованиями профессиональной деятельности. Система высшего профессионального образования напрямую зависит от отношения студентов к будущей профессии. Важнейшим компонентом психологической готовности человека к профессиональной деятельности можно определить мотивационный компонент. Выявление мотивов, интересов и намерений работать по профессии, полученной в вузе, является фактором управления качеством подготовки молодых специалистов. На формирование мотивов выбора профессии оказывает воздействие комплекс мероприятий, направленных на подготовку молодежи к осознанному выбору профессии с учетом способностей самого работника и ситуации на рынке труда. Среди факторов формирования мотивации при выборе профессии нужно выделить внешние и внутренние. К внешним относятся: оплата труда по этой профессии, положение с рабочими местами на рынке труда, качество подготовки в университете. К внутренним: свойства характера, соответствие профессии способностям человека, возможности самореализации, возможности карьерного роста. Организация исследования

Основным противоречием в отношении системы образования с рынком труда является нежелание значительной части выпускников работать по полученной профессии. Управление процессом подготовки специалиста зависит от понимания уровня влияния факторов, участвующих в процессе формирования мотивационной сферы обучающихся. Проблема исследования мотивации студентов к обучению профессии является актуальной как с точки зрения организации учебного процесса, так и включенности ее в социально-экономическую сферу общества. Целью проведенного эмпирического исследования было дать описание процесса формирования мотивационной сферы студентов технического университета к овладению профессией. Для решения поставленных задач и проверки рабочих гипотез был разработан инструментарий с использованием гугл-формы. В исследовании, проведенном методом анкетирования, приняли участие

173 студента бакалавриата Ярославского технического университета. Распределение по полу: 52,6 % - девушки и 47,4 % - юноши. Распределение по курсам: 1-й курс - 24,6 %; 2-й курс - 28,1 %; 3-й курс - 36,8 %; 4-й курс - 10,5 %. 84,4 % студентов обучаются на бюджетной основе и 15,6 % - на платной. Результаты исследования и их обсуждение

Для решения задачи по выявлению соотношения внутренних и внешних факторов мотивации к обучению профессии у опрошенных задавался вопрос: «Что для Вас является основным препятствием для того, чтобы сделать эту профессию своей?» (можно было выбрать три варианта, поэтому сумма больше 100 %). На первые места вышли внешние факторы: «оплата труда по данной профессии» - 22,0 %; «качество подготовки по специальности, нехватка теоретических знаний» - 34,6 %; «качество подготовки по специальности, нехватка практических навыков» - 58,5 %; «в университете не прививают любовь к профессии» -49,1 %; «положение с рабочими местами на рынке труда, трудно устроится на работу по специальности» - 36,5 %.

Из внутренних факторов были отмечены: «мой характер не подходит для такой работы» - 18,2 %; «изменилось мое отношение к жизни, пришло понимание, чем я реально хочу заниматься» - 23,9 %.

Данный результат позволяет говорить о том, что внешние факторы мотивации к обучению профессии перевешивают в мотивационной сфере студентов.

В нашем случае, когда речь идет о формировании мотивации после поступления в университет, нас интересуют внешние факторы, связанные с экономическими и социальными условиями жизни. Для принятия решений в совершенствовании процесса формирования мотивации к профессии необходимо понимать, насколько это возможно делать. На вопрос «По-вашему, есть ли возможность влиять на желание человека работать по выбранной профессии?» 73,8 % опрошенных дали положительный ответ: «Да, такая возможность есть, даже если человек случайно поступил, его можно заинтересовать профессией». 12,8 % считают, что это бесполезное дело, на это нельзя влиять, и 13,4 % затруднились ответить (рис. 1).

Но процесс формирования мотивации выбора профессии начинается раньше, чем человек становится студентом вуза. Первой на этом пути стоит школа. Тенденция снижения роли общеобразовательных школ в организации профессиональной ориентации выпускников развивается на протяжении последних десятилетий. Для этого есть свои социально-экономические причины. Но здесь следует понимать, что последствия касаются как самих школьников, так и положения вузов, выпускающих молодых специалистов на рынок труда. Следует обратить вни-

80 70 60 50 40 30 20 10 0

73,8

Да

12,8

Нет

13,4

Затрудняюсь ответить

Рис. 1. Оценка респондентами возможности влиять на желание работать по профессии

Рис. 2. Входной параметр для формирования мотивации к профессиональной деятельности студентов технического вуза

мание на то, что если школа не несет никакой ответственности за этот процесс, то вузы напрямую отвечают за результат: показатель трудоустройства выпускников - один из важных при аккредитации университета.

Для подтверждения гипотезы о взаимосвязи процесса профессиональной ориентации в школьные годы и процесса подготовки студентов к профессиональной деятельности в нашем исследовании задавался открытый вопрос: «Как бы Вы оценили помощь школы в выборе профессии?» Обобщенный вариант ответа подавляющего большинства опрошенных студентов можно сформулировать следующим образом: «Школа никак не помогает в выборе профессии. Ее помощь нулевая, в лучшем случае формальные классные часы о наиболее популярных профессиях». Поэтому в исследовании ставилась задача зафиксировать входной параметр для формирования мотивации к профессиональной деятельности студентов технического вуза. Результат показал, что только каждый четвертый студент имел представление о специальности, на которую поступил, у 58,1 % было примерное представление и у 16,9 % не было никакого представления о профессии, которой они решили учиться (рис. 2).

Для характеристики сферы мотивации студентов на момент поступления задавался вопрос: «Почему Вы выбрали ЯГТУ?» Ответы распределились следующим образом: «гарантии трудоустройства после

окончания» - 10,6 %; «связь ВУЗа с ведущими предприятиями города» - 13,5 %; «интересная студенческая жизнь» - 30,0 %; «легко поступить» - 51,2 %; «мои родители здесь учились» - 7,6 %; «качественное образование» - 27,6 %; «возможность заниматься наукой» - 4,7 %; «современное техническое оснащение» - 12,4 %; «престиж вуза» - 35,0 %; «не прошел в другой вуз» - 25,3 %; «только здесь есть нужная мне специальность» - 13,5 %; «месторасположения» - 52,9 %.

Выбор профессии можно считать осмысленным в том случае, если он глубоко мотивирован: человек адекватно оценивает свой потенциал и знает содержание своей будущей профессиональной деятельности. С этой точки зрения, согласно полученным результатам, можно сделать выводы о том, что половина (51,2 %) поступивших - те, для кого в него было легко поступить, и 13,5 % - те, кто не прошел по баллам в другой вуз. Таким образом, около 75 % студентов технического университета не мотивированы на конкретную профессию. Таковыми являются лишь 13,5 % поступивших на нужную им специальность. Теряет силу мотив выбора профессии по «семейной традиции» (7,6 %). К низкому уровню мотивации можно отнести познавательный мотив: только 4,7 % рассматривают возможность заниматься наукой, 12,4 % интересует современное техническое оснащение, для 27,6 % опрошенных важно качественное образование. Социальные факторы:

Уже работаю

Буду работать Не буду

27,9

13,4

Нет, не могу 50,6

0 10 20 30 40 50 60

Рис. 3. Намерения респондентов работать по выбранной специальности

месторасположение (52,9 %), интересная студенческая жизнь (30,0 %), престиж вуза (35,0%) - оказались в числе доминирующих. Первый фактор нужно рассматривать как отрицательный, так как полученный результат говорит о том, что материальное положение родителей не позволяет им содержать студента, поступившего учиться в другой регион. Два других можно считать положительными для данного университета.

Исследование процессов профессиональной мотивации имеет практическое значение. Ошибочный выбор профессии, отсутствие мотивации к профессиональной деятельности создает проблему депрофессионализации выпускников вузов, что связано с растратой государственных средств в объеме стоимости обучения. По данным исследования, около 60 % студентов не собираются работать по профессии. Это та часть молодых людей, которые являются потенциальной базой для развития внутреннего конфликта из-за нереализованности интересов и желаний в трудовой сфере. Только 27,9 % сказали, что пойдут работать по профессии, и еще 8,1 % уже работают по профессии (рис. 3).

Кроме того, этот результат требует обратить внимание на такое направление исследований в психологии, как психологическое благополучие, которое можно рассматривать как важный показатель готовности к профессиональной деятельности и ее успешности, а также как фактор успешной учебной деятельности и прогностический показатель будущей профессиональной продуктивности и удовлетворенности специалиста [Самохвалова: 33].

Образовательная среда Ярославского государственного университета отвечает всем требованиям современного учреждения по подготовке инженерных кадров и способствует формированию мотивации к профессиональной деятельности. Однако в этом процессе важную роль играют отношения с предприятиями, на которых предстоит работать выпускникам. В этой сфере есть трудности, связанные с низкой заинтересованностью работодателей выстраивать долговременные отношения с вузом. Результаты исследования показали, что эффективными

педагогическими условиями формирования мотивации к профессиональной деятельности могут стать:

- привлечение к преподаванию практиков, людей, работающих в данной отрасли (69,9 %);

- в организации практики на конкретных предприятиях по профилю кафедры (64,1 %);

- в более активном участии студентов и преподавателей кафедры в работе предприятий (57,1 %);

- в проведении кафедрой мероприятий, посвященных знакомству с профессией (44,2 %).

Таким образом, можно констатировать, что есть потребность в четко сформулированных критериях в области теоретического исследования проблемы мотивации человека. Нужен единый подход к формированию внешней и внутренней мотивации к профессии у студентов технического вуза. Необходимо разобраться, как появляется и формируется мотивация в процессе учебной деятельности и каким образом мы можем способствовать ее развитию. Выводы

К частным выводам можно отнести следующие:

- исследование процесса мотивации студентов к профессиональной деятельности является актуальной научной задачей;

- в современном мире быстроразвивающихся технологий меняются представления о трудовых ценностях и мотивах трудовой деятельности, что требует более пристального внимания школы к профессиональной ориентации выпускников;

- в современных условиях целесообразно исследование доминирующих факторов, влияющих на формирование мотивации к профессиональной деятельности, поскольку это может служить основой для разработки комплекса мероприятий по увеличению количества выпускников технического университета, мотивированных на работу по полученной специальности;

- профессиональная ориентация молодежи, развивающаяся стихийно, требует участия государственных институтов в создании сбалансированной структуры подготовки кадров;

- в процессе обучения в вузе, согласно полученным результатам, внешние факторы («оплата труда

по данной профессии»; «качество подготовки по специальности, нехватка теоретических знаний»; «качество подготовки по специальности, нехватка практических навыков»; «в университете не прививают любовь к профессии»; «положение с рабочими местами на рынке труда, трудно устроиться на работу по специальности») в мотивационной сфере студентов перевешивают внутренние («мой характер не подходит для такой работы»; «изменилось мое отношение к жизни, пришло понимание, чем я реально хочу заниматься»).

- по мнению опрошенных, есть возможность влиять на желание работать по профессии, даже если человек случайно поступил на данную специальность.

Список литературы

Адушинова А.Г. Выбор профессии: мотивационной аспект анализа // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2009. N° 1 (37). С. 225-229. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/vybor-professii-motivatsionnyy-aspekt-analiza (дата обращения: 25.07.2022).

Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: учеб. пособие. Москва: Логос, 2006. 183 с.

Балашов А.П. Теория менеджмента: учеб. пособие. Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2018, 352 с.

ДжидарьянИ.А. Развитие С.Л. Рубинштейном общественно-исторической концепции потребностей // Психологический журнал. 1989. Т. 10, № 4. С. 57-66.

Зобков В.А. Личностные характеристики отношения человека к учебно-профессиональной и профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 86-90. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-2-86-90.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.

Мамаева Н.А., Агапова Ю.Б. Формирование учебной мотивации студентов технических вузов // Вестник Астраханского государственного технического университета, 2008. № 1 (42). С. 207-210. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-uchebnoy-motivatsii-studentov-tehnicheskih-vuzov (дата обращения: 21.07.2022)

Мамаева Н.А. Формирование учебной мотивации студентов технических вузов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Великий Новгород, 2007. 203 с.

Самохвалова А.Г., Тихомирова Е.В., Вишневская О.Н., Шипова Н.С. Субъективное благополучие студентов, поступивших в вуз на разные направления подготовки // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Со-

циокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 32-38. https://doi. org/10.34216/2073- 1426-2021-27-2-32-38

Стародубцева В.К. Мотивация студентов к обучению // Современные проблемы науки и образования, 2014. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=15617 (дата обращения: 21.07.2022).

Строкун С.А. Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2014. № 4 (26). С. 158161. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-motivatsionnoy-sfery-studenta-v-issledovaniyah-zarubezhnyh-i-otechestvennyh-psihologov (дата обращения: 21.07.2022).

Тарабрина Т.Б. Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов технических вузов // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2011. Т. 8, № 2. С. 142-148. URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/51767 (дата обращения: 21.07.2022).

References

Adushinova A.G. Vybor professii: motivacionnoj aspekt analiza [Choosing a profession: motivational aspect of the analysis]. Vestnik Irkutskogo gosudarst-vennogo tehnicheskogo universiteta [Herald of Irkutsk State Technical University], 2009, № 1 (37), pp. 225229. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-professii-motivatsionnyy-aspekt-analiza (access date: 25.07.2022). (In Russ.)

Bakshaeva N.A., Verbickij A.A. Psihologija moti-vacii studentov: uchebnoe posobie [Psychology of motivation of students: a textbook]. Moscow, Logos Publ., 2006, 183 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Balashov A.P. Teorija menedzhmenta: ucheb. posobie [Management Theory: Textbook]. Moscow, University textbook Publ., INFRAM Publ., 2018, 352 p. (In Russ.)

Dzhidar'jan I.A., Razvitie S.L. Rasvitie Rubin-shtejnom obshhestvenno-istoricheskoj koncepcii potreb-nostej [Rubinstein's development of the socio-historical concept of needs]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological Journal], 1989, vol. 10, № 4, pp. 57-66. (In Russ.)

Zobkov V.A. Lichnostnye harakteristiki otnoshenija cheloveka k uchebno-professional'noj i professional'noj dejatel'nosti [Personal characteristics of a person's attitude to educational, professional and professional activities]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvenno-go universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. So-ciokinetika, 2020, vol. 26, № 2, pp. 86-90. https://doi. org/10.34216/2073-1426-2020-26-2-86-90. (In Russ.)

Klimov E.A. Psihologija professional'nogo samo-opredelenija [Psychology of professional self-determination]. Rostov-on-Don, Phoenix Publ. House, 1996, 512 p. (In Russ.)

Mamaeva N.A., Agapova J.B. Formirovanie ucheb-noj motivacii studentov tehnicheskih vuzov [Formation of educational motivation of students of technical universities]. Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tehni-cheskogo universiteta [Herald of Astrakhan State Technical University], 2008, № 1 (42), pp. 207-210. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7formirovanie-uchebnoy-motivatsii-studentov-tehnicheskih-vuzov (access data: 21.07.2022). (In Russ.)

Mamaeva N.A. Formirovanie uchebnoj motivacii studentov tehnicheskih vuzov: dis. ... kand. ped. nauk [Formation of educational motivation of students of technical universities: dissertation... candidate of Pedagogical Sciences]. Velikij Novgorod, 2007, 203 p. (In Russ.)

Samohvalova A.G., Tihomirova E.V., Vishnev-skaja O.N., Shipova N.S. Sub#ektivnoe blagopoluchie studentov, postupivshih v vuz na raznye napravlenija podgotovki [Subjective well-being of students who entered the university in different areas of training]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Pe-dagogika. Psihologija. Sociokinetika, 2021, vol. 27, № 2, pp. 32-38. URL: https://doi.org/10.34216/2073- 14262021-27-2-32-38 (In Russ.)

Starodubceva V.K. Motivacija studentov k obu-cheniju [Motivation of students to study]. Sovremen-nye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2014, № 6. URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=15617 (access data: 21.07.2022). (In Russ.)

Strokun S.A. Struktura motivacionnoj sfery stu-denta v issledovanijah zarubezhnyh i otechestvennyh psihologov [The structure of the student's motivational sphere in the research of foreign and domestic psychologists]. Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii [Herald of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2014, № 4 (26), pp. 158161. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7struktura-motivatsionnoy-sfery-studenta-v-issledovaniyah-zarubezhnyh-i-otechestvennyh-psihologov (access data: 21.07.2022). (In Russ.)

Tarabrina T.B. Formirovanie uchebno-professional'-noj motivacii studentov tehnicheskih vuzov [Formation of educational and professional motivation of students of technical universities]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Serija: Psihologo-pedagogicheskie nauki [Herald of Samara State Technical University. Ser.: Psychological and pedagogical sciences], 2011, vol. 8, № 2, pp. 142-148. URL: https:// vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/51767 (access data: 21.07.2022). (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 15.09.2022; одобрена после рецензирования 11.10.2022; принята к публикации 11.10.2022.

The article was submitted 15.09.2022; approved after reviewing 11.10.2022; accepted for publication 11.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.