Научная статья на тему 'Формирование профессиональной мотивации обучающихся в социокультурной среде техникума'

Формирование профессиональной мотивации обучающихся в социокультурной среде техникума Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
356
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ТЕХНИКУМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / МОТИВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СКЛОННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / PROFESSIONAL MOTIVATION / SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT IN THE TECHNICAL SCHOOL / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSION CHOICE MOTIVES / PROFESSIONAL INCLINATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / FORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рерке Виктория Игоревна, Бубнова Ирина Сергеевна, Демаков Владимир Иванович

Введение. Проблема исследования заключается в выявлении и описании общих и конкретных психолого-педагогических условий, способствующих формированию профессиональной мотивации студентов и её активизации в социокультурной среде техникума. Материалы и методы. Представлены результаты компьютерного заключения по программе «Эффектон студио» анкетирование, опрос, педагогический эксперимент (N=60). Методы исследования: методика определения профессионального типа личности (по Е. А. Климову, Дж. Холланду), опросник «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчарова), опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г. В. Резапкиной); методы математико-статистической обработки и интерпретации данных (критерий χ2 Пирсона ). Результаты исследования. Выявлены и обобщены критерии и показатели сформированности профессиональной мотивации обучающихся, а именно: показатель профессиональный тип личности, критерий предпринимательский тип личности; показатель мотив выбора профессии, критерии: внутренние индивидуально значимые мотивы, внутренние социально значимые мотивы, внешние положительные мотивы; показатель профессиональная склонность, критерий склонность к практическим видам деятельности; показатель профессиональная компетентность, критерии: анализ объекта производства и разработка технологических процессов изготовления деталей машин. Формирование профессиональной мотивации у обучающихся в социокультурной среде техникума включает в себя несколько взаимосвязанных блоков: содержательный, операционно-деятельностный, ценностный, личностный. Заключение. Проведённый эксперимент показал адекватность разработанной программы и её практическую применимость к обозначенной проблеме. Перспективы дальнейшей разработки проблемы связаны с более глубоким изучением условий психолого-педагогического становления профессиональной мотивации обучающихся в социокультурной среде техникума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рерке Виктория Игоревна, Бубнова Ирина Сергеевна, Демаков Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING PROFESSIONAL MOTIVATION OF STUDENTS IN A SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT

Introduction. The research aims to identify and describe the general and specific psychological and pedagogical conditions, which contribute to the formation of professional motivation of students and its activation in a sociocultural environment of a technical school. Materials and methods. The results obtained using the Effekton Studio program (questionnaires, surveys, pedagogical experiments (N = 60)) are presented. The research methods applied are the method of professional self-determination (according to J. Holland, E. A. Klimov), the questionnaire of “Profession Choice Motives” (by R. V. Ovcharov), the questionnaire of professional inclinations by L. JovayŠa (modification by G. V. Rezapkina); methods of mathematical and statistical processing and interpretation of data (Pearson criterion χ2). Results of the study. The criteria and indices of the formation of professional motivation of students are identified and summarized. For the index of professional self-determination, the criterion is entrepreneurial personality type; for the index of profession choice motives, the criteria are internal individually significant motives, internal socially significant motives, external positive motives; for the index of professional inclinations, the criterion is propensity to practical activities; for the index of professional competence, the criteria are an analysis of the production facility and development of production processes of manufacturing the machine parts. The formation of professional motivation in students in a sociocultural environment in a technical school includes several interconnected blocks (conceptual, operation-activity-based, value and personal). Conclusion. The experiment has shown the adequacy of the developed program and its practical applicability to the stated problem. The prospects for further development of the study are associated with a deeper investigation of the conditions for psychological and pedagogical formation of professional motivation of students in a sociocultural environment of a technical school.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной мотивации обучающихся в социокультурной среде техникума»

Онлайн-доступ к журналу: http://joumal.iro38.ru

УДК 37.013.42+377.5

Формирование профессиональной

мотивации обучающихся в социокультурной среде техникума

В. И. Рерке

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

И. С. Бубнова

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В. И. Демаков

Иркутский государственный медицинский университет,

г. Иркутск

Аннотация. Введение. Проблема исследования заключается в выявлении и описании общих и конкретных психолого-педагогических условий, способствующих формированию профессиональной мотивации студентов и её активизации в социокультурной среде техникума. Материалы и методы. Представлены результаты компьютерного заключения по программе «Эффек-тон студио» - анкетирование, опрос, педагогический эксперимент (N=60). Методы исследования: методика определения профессионального типа личности (по Е. А. Климову, Дж. Холланду), опросник «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчарова), опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г. В. Резап-киной); методы математико-статистической обработки и интерпретации данных (критерий Пирсона). Результаты исследования. Выявлены и обобщены критерии и показатели сформированности профессиональной мотивации обучающихся, а именно: показатель - профессиональный тип личности, критерий - предпринимательский тип личности; показатель - мотив выбора профессии, критерии: внутренние индивидуально значимые мотивы, внутренние социально значимые мотивы, внешние положительные мотивы; показатель - профессиональная склонность, критерий - склонность к практическим видам деятельности; показатель - профессиональная компетентность, критерии: анализ объекта производства и разработка технологических процессов изготовления деталей машин. Формирование профессиональной мотивации у обучающихся в социокультурной среде техникума включает в себя несколько взаимосвязанных блоков: содержательный, операционно-деятельностный, ценностный, личностный.

ДГО'ДПО |[РО,г

Заключение. Проведённый эксперимент показал адекватность разработанной программы и её практическую применимость к обозначенной проблеме. Перспективы дальнейшей разработки проблемы связаны с более глубоким изучением условий психолого-педагогического становления профессиональной мотивации обучающихся в социокультурной среде техникума.

Ключевые

слова: профессиональная мотивация, социокультурная среда

техникума, профессиональный тип личности, мотив выбора профессии, профессиональная склонность, профессиональная компетентность, формирование.

Для цитирования: Рерке В. И., Бубнова И. С., Демаков В. И. Формирование профессиональной мотивации обучающихся в социокультурной среде техникума // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 1 (46). С. 33-48.

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-1-33-48

Дата поступления статьи в редакцию:

14 января 2020 г. Введение

Главным инструментом профессиональной социализации и подготовки личности было и будет образование. Сегодня особенно ощущается потребность общества в активной, творческой личности, являющейся носителем профессиональных компетенций и культуры.

Так, определение «профессиональные компетенции» следует трактовать как способность применять знания, умения и навыки в определённой профессиональной деятельности [7].

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в формировании компетенций доминирующее значение отведено профессиональной мотивации обучающихся. Кроме того, от уровня мотивации студентов будет зависеть успешность овладения знаниями и навыками.

Формирование профессиональной мотивации у обучающихся технического техникума рассматривается нами как важнейший путь становления будущего специалиста. Техникум технической направленности г. Иркутска в этом плане имеет широкие социокультурные возможности, такие как современные методы и формы обучения, наглядные средства обучения, инновационные технические средства обучения, дидактические материалы, возмож-

ность проходить производственную практику на одном из заводов города и др.

Стоит подчеркнуть, что социокультурная среда образовательной организации предполагает создание таких условий, в которых активно формируются основные характеристики возрастного периода онтогенеза обучающихся, а также реализуется ведущая деятельность юношеского возраста - учебно-профессиональная [8; 9].

В процессе обучения студент развивает технические способности, волевые качества, повышает собственную культуру. Техникум ориентирован на подготовку широкопрофильного специалиста и его специализацию для формирования общего и профессионального развития личности обучающихся. В то же время многие выпускники, получив определённый комплекс профессиональных умений, навыков и знаний, не могут применять их в дальнейшем на практике, а потом и в работе, что приводит к выбору новой профессии. Современные требования к профессиональной подготовке студентов отражены в конкурсном движении WorldSkills (WS). Студенты техникума технической направленности также принимают участие в данном виде конкурса, демонстрируя свою готовность к профессиональной деятельности по своим профессиональным компетенциям в условиях, максимально приближенных к реальным.

Цель исследования - проверить опытно-экспериментальным путём возможность формирования профессиональной мотивации у обучающихся в социокультурной среде техникума.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принцип личностно-ориентированного подхода в обучении (Е. В. Бондаревская) [3]; теоретические положения о сущности формирования профессиональной мотивации в качестве основного компонента развития личности, значения и роли потребностей, мотивов, интересов [6; 10]: Е. А. Куприянов [5], Е. П. Ильин [4], В. А. Бодров [2], Ю. В. Андреева [1] и др.

Методы и материалы исследования

Для определения профессиональной мотивации обучающихся в социокультурной среде техникума в ходе исследования применены следующие диагностические методики: «Определение профессионального типа личности» (Е. А. Климов, Дж. Холланд), «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчаро-ва), «Опросник профессиональных склонностей» Л. Йовайши (модификация Г. В. Резапкиной).

В исследовании принимали участие 60 студентов 1 курса техникума технической направленности разного профиля обучения, из них 30 обучающихся вошли в группу 1, 30 студентов - в группу 2.

Результаты исследования

На первом этапе констатирующего исследования нами была применена методика Е. А. Климова, Дж. Холланда «Определение профессионального типа личности». Полученные результаты приведены на рисунке 1.

Рис. 1. Обобщённые данные результатов исследования испытуемых (2 групп) по методике «Определение профессионального типа личности» (по Дж. Холланду,

Е. А. Климову)

Fig. 1. Summarized data of the survey (2 groups) using the method of professional self-determination (according to J. Holland, E. A. Klimov)

По результатам данной диагностики можно сделать вывод о том, в группе 1 преобладают исследовательский (30 %) и предпринимательский (30 %) профессиональные типы личности, что не противоречит профессиональной компетенции профиля подготовки специалиста.

Студенты группы 2 формируют профессиональную компетенцию «Разработка технологических процессов изготовления деталей машин». Согласно результатам методики «Определение профессионального типа личности» в данной группе преобладают исследовательский (25 %) и конвенциональный (25 %) профессиональные типы личности.

Далее применена методика Р. В. Овчаровой «Мотивы выбора профессии». С помощью данной методики выявлен преобладающий вид мотивации у студентов 1 курса. Полученные результаты приведены таблице 1.

Таблица 1

Распределение результатов исследования испытуемых по методике «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчарова)

Table 1

Distribution of the results of the study using the questionnaire on Profession Choice Motives (by R. V. Ovcharova)

Испытуемые Внутренние индивидуально значимые мотивы Внутренние социально значимые мотивы Внешние положительные мотивы Внешние отрицательные мотивы

Группа 1 35 % 30 % 20 % 15 %

Группа 2 45 % 30 % 15 % 10 %

Данные диагностики показали, что ведущий тип мотивации при выборе профессии в группе 1 - внутренние индивидуально значимые мотивы, что свойственно 35 % испытуемых. В группе 2 также значимы внутренние индивидуальные мотивы, которые преобладают у 45 % опрошенных, что на 10 % больше, чем в группе 1.

Также отметим, что в группах 1 и 2 отмечено одинаковое процентное соотношение такого типа мотивации при выборе профессии как внутренние социально значимые мотивы, - по 30 %.

Однако в обеих группах отмечены и другие типы мотивации при выборе профессии: внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы. В группе 1 внешние положительные мотивы выявлены у 20 % обучающихся, внешние отрицательные мотивы - у 15 %. В группе 2 - внешние положительные мотивы присутствуют у 15 % обучающихся, внешние отрицательные мотивы - у 10 %.

Можно сделать вывод, что в группах 1 и 2 обучающиеся сами себя мотивируют на получение данной специальности, ведущий тип мотивации при выборе профессии - это внутренние индивидуально значимые мотивы, при этом в группе 2 показатели выше, чем в группе 1.

С целью установления профессиональной мотивации у обучающихся в социокультурной среде был применён «Опросник профессиональных склонностей» (Л. Йовайши в модификации Г. В. Резапкиной). Полученные результаты приведены на рисунке 2.

г 1 1

Склонность к работе с людьми Склонность к исследоаател ьской деятельности (интеллектуал ьной)работе Склонность к практичнее™ мвидам деятельности Склонность к эстетическим видам деятельности Склонность к экстримальны м видам деятельности Склонность к планово-экономически м видам деятельности À

L ■ Группа 1 15% 10% 50% 5% 10% 10%

Группа 2 20% 5% 55% 5% 10% 5%

Рис. 2. Обобщённые данные результатов исследования испытуемых (2 групп) по методике «Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши» (модификация

Г. В. Резапкиной)

Fig. 2. Summarized data of the survey (2 groups) using the questionnaire of professional inclinations by L. Yovayshi (modification by G.V Rezapkina)

Анализируя результаты данной методики, можем сделать вывод о том, что склонность к практической деятельности в группе 1 - контрольной (КГ) -выше на 5 % (55 % обучающихся), чем в группе 2 (50 % обучающихся). Специальности технической направленности в техникуме ориентированы именно на практическую деятельность, об этом свидетельствуют профессиональные компетенции. Таким образом, сводные результаты диагностики позволили определить 2 группу как экспериментальную (ЭГ).

Обсуждение результатов

Анализ полученных результатов на констатирующем этапе исследования показал, что обучающиеся техникума обладают низким уровнем профессиональной мотивации. Поэтому необходимо разработать и апробировать программу, которая позволит сформировать профессиональную мотивацию, раскроет ключевые компетенции студентов техникума, поможет обучающимся увидеть себя в роли будущего специалиста.

Настоящая программа разработана на основе Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения, Устава образовательной организации.

Цель программы: создание психолого-педагогических условий для развития профессиональной мотивации обучающихся в социокультурной среде техникума.

Задачи программы: сформировать профессиональный тип личности у обучающихся техникума; сформировать осознанный мотив выбора профессии у студентов техникума; повысить уровень профессиональных склонностей у первокурсников.

Программа рассчитана на 40 часов и реализована в течение 2018-2019 учебного года. Психолого-педагогическая работа, направленная на развитие профессиональной мотивации, включает в себя следующие содержательные линии:

1) образовательная - содержит теории, законы, закономерности, характеризующие основные понятия профессионально-мотивационной деятельности;

2) ценностная - предполагает формирование самоценности обучающегося как части социокультурной среды техникума (в неё включены познавательная, эстетическая, практическая и др. составляющие);

3) деятельностная - способствует становлению созидательной, профессиональной и творческой деятельности, личной инициативы студентов.

Ожидаемые результаты: обучающиеся посещают занятия, обладают внутренней профессиональной мотивацией, сформированной склонностью к практическим видам деятельности.

При составлении комплексной программы формирования профессиональной мотивации обучающихся в социокультурной среде техникума определены взаимосвязанные блоки: операционно-деятельностный, ценностный, личностный.

Комплексная программа формирования профессиональной мотивации обучающихся в социокультурной среде техникума была реализована в ходе формирующего эксперимента и включала в себя 3 этапа: подготовительный, основной и итоговый.

На подготовительном этапе внедрения комплексной программы мы опирались на результаты констатирующего эксперимента, проведённого нами в рамках эмпирического исследования, где были определены и систематизированы критерии и показатели сформированности профессиональной мотивации обучающихся в социокультурной среде техникума.

Первый блок - содержательный.

Содержательный блок интегрирует усилия педагогов СПО, направленные

на развитие у обучающихся интереса к познавательной активности, эрудиции. Важно на начальном этапе реализации комплексной программы заинтересовать, сформировать мотивацию обучающихся на дальнейшую совместную работу.

В рамках данного блока велась работа над повышением познавательной активности и интереса обучающихся к профессиональной деятельности через тренинги, метод мозгового штурма, групповых форм работы и деловой игры.

Так, одно из занятий данного блока проходило в формате лекции (в проведении лекции наравне с преподавателем участвовал студент) на тему «Мотивация профессиональной деятельности». Цель лекции - сформировать у студентов представление о теоретико-психолого-педагогических подходах к пониманию мотива профессии, классификации мотивов профессии, профессиональной мотивации и её составляющих.

Тема профессиональной мотивации также отражена в интерактивных формах взаимодействия со студентами. Особый интерес вызвало занятие «Определение вида профессиональной мотивации», на котором обучающимся было предложено разделиться на команды и на основе полученной информации представить общую картину профессии в виде ментальной карты.

Второй блок программы - операционно-деятельностный.

Он нацелен на формирование желания и обеспечение готовности обучающихся осуществлять профессиональную деятельность. Основная функция блока - побудить, стимулировать и мотивировать стремление обучающихся к профессиональной деятельности.

Данный блок состоит из ряда мероприятий, включающих в себя такие формы и методы, как экскурсия, лекция, беседа, групповое взаимодействие. Самой продуктивной формой данного блока оказались экскурсии на профильный завод и в аэропорт. Обучающиеся встретились с работниками данных учреждений, получили информацию о профессиональных перспективах, задали вопросы молодым специалистам, посетили музеи учреждений. После завершения экскурсий обучающимся было предложено выполнить домашнее задание в виде сочинения, сообщения, эссе.

Следующим блоком основного этапа внедрения комплексной программы стал ценностный блок, который предполагает формирование ценностной ориентации обучающихся, в иерархии которой познание, интеллектуальное развитие, творческое самовыражение занимают достойное место. Ценностный блок реализован в форме индивидуальной работы (консультирования), а также тренинга и квест-игры для абитуриентов «Выше к звёздам». Студенты совместно с администрацией техникума провели встречу с абитуриентами в таком формате. Обучающиеся самостоятельно разработали, организовали и провели игру. В ходе квеста студенты ЭГ консультировали родителей и абитуриентов по вопросам профессиональной направленности, прохождения практики, перспектив трудоустройства.

Заключительный блок программы - личностный, который включал в себя психолого-педагогические формы взаимодействия, направленные на актуализацию важных для профессиональной деятельности личностных качеств, - это ролевые и деловые игры, тренинги, нацеленные на постановку собственных целей и их достижение.

ДГО'ДПО |[РО,г

Итоги заключительного занятия были представлены в формате «Письмо профессионалу». Обучающиеся представили свои творческие работы в виде эссе, сочинений, в которых размышляли о перспективах профессионального роста, о намерениях стать руководителями, мастерами-профессионалами, наставниками.

Реализация программы показала, что наиболее результативным условием формирования профессиональной мотивации обучающихся техникума является социокультурная среда образовательной организации, в которой системно реализуются операционно-деятельностный, ценностный, личностный компоненты.

Обратимся к сравнительным результатам формирующего эксперимента (таблица 2).

Таблица 2

Сравнительные результаты исследования контрольной и экспериментальной групп на этапе контрольного среза

Table 2

Comparative results of the study of the test and experimental groups at the

stage of control test

Определение профессионального типа личности (по Е. А. Климову, Дж. Холланду) Мотивы выбора профессии (Р. В. Овчарова) Опросник профессиональных склонностей (Л. Йовайши)

1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 1 2 3 4 5 6

КГ Констатирующий этап (в %) 5 30 5 30 20 10 35 30 20 15 10 10 50 5 10 10

КГ контрольный этап (в %) 5 25 5 30 20 10 25 15 10 15 15 10 40 5 10 10

ЭГ Констатирующий этап (в %) 10 25 15 15 10 25 45 30 15 10 15 5 55 5 10 5

ЭГ контрольный этап (в %) 15 20 10 20 10 25 45 30 20 5 10 5 55 5 5 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание:

«Определение профессионального типа личности» (по Е. А. Климову, Дж. Холланду): 1 - реалистичный тип; 2 - исследовательский тип; 3 - артистичный тип личности; 4 - предпринимательский тип личности; 5 - социальный тип личности; 6 - конвенциональный тип личности.

«Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчарова): 1 - внутренние индивидуально значимые мотивы; 2 - внутренние социально значимые мотивы; 3 -внешние положительные мотивы; 4 - внешние отрицательные мотивы.

«Опросник профессиональных склонностей» (Л. Йовайши): 1 - склонность к работе с людьми; 2 - склонность к исследовательской деятельности; 3 -склонность к работе на производстве; 4 - склонность к эстетическим видам деятельности; 5 - склонность к экстремальным видам деятельности;

6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности.

Как видно из таблицы, изменения наблюдаются у студентов ЭГ по показателям профессионального типа личности, склонностей и выбора профессии. Доказательной базой служит статистическая обработка результатов - критерия Пирсона, который был применён по окончании формирующего эксперимента.

Обратимся к результатам ретестирования по методике «Определение профессионального типа личности».

Реал истине с кий тип Исследоват ельскийтип Артистичес кий тип Предприни мательский тип Социальны й тип Конвенциал ьный тип

—^—Констатирующий этап 10% 25% 15% 15% 10% 25%

Контрольный этап 15% 20% 10% 20% 10% 25%

Рис. 3. Обобщённые данные результатов исследования испытуемых контрольной группы по методике «Определение профессионального типа личности» (по Дж. Холланду, Е. А. Климову)

Fig. 3. Summarized data of the survey of a test group using the method of professional self-determination (according to J. Holland, E. A. Klimov)

Результаты контрольного среза показали, что реалистичный тип личности возрос на 5 % и выявлен у 15 % испытуемых; предпринимательский тип увеличился на 5 %; исследовательский составил 20 %, артистичный тип личности продемонстрировали 10 % обучающихся. На том же уровне остались такие профессиональные типы личности, как социальный и конвенциональный, - по 25 %.

Данные статистической обработки результатов контрольного среза по х2 -квадрату:

Полученное нами значение Х2=6,9 больше соответствующего табличного значения (m-1), где m - общее число групп, на которые разделились результаты наблюдения, 6-1=5 степеней свободы, составляющего 11,07 (по таблице «Границы (критические) значения Х2-критерия, соответствующие разным вероятностям допустимой ошибки и разным степеням свободы») при вероятности допустимой ошибки меньше 0,05 %. Следовательно, гипотеза об изменениях значений, которые произошли в показателях по шкалам профессиональной мотивации, экспериментально подтвердилась: предпринимательский тип лично-

сти относительно профессии значительно улучшился, и это мы можем утверждать, допуская ошибку, не превышающую 0,05 %.

Обобщённые данные по методике «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овча-рова) на контрольном этапе эксперимента показали, что результаты по шкале Внешние положительные мотивы увеличились на 5 %; данные диагностики по шкале Внешние отрицательные мотивы снизились на 5 %. Это свидетельствует о том, что обучающиеся пересмотрели свою точку зрения в отношении получаемой специальности, стали более осознанно относиться к будущей профессии.

Неизменными показателями остались результаты по шкалам Внутренние социально значимые мотивы - 30 % и Внутренние индивидуально значимые мотивы - 45 %. Полагаем, что формирование данных видов мотивов у студентов техникума требует более длительного времени и предполагает включение в комплексную деятельность со стороны педагога-психолога, социального педагога и кураторов групп.

Доказательной базой могут служить результаты математической обработки данных ( х2 Пирсона):

Полученное нами значение Х2=4,2 больше соответствующего табличного значения (т-1), где т - общее число групп, на которые разделились результаты наблюдения, 4-1=3 степени свободы, составляющего 7,81 (по таблице «Границы (критические) значения Х2-критерия, соответствующие разным вероятностям допустимой ошибки и разным степеням свободы») при вероятности допустимой ошибки меньше 0,05 %. Следовательно, гипотеза об изменениях в значениях, которые произошли в показателях по шкалам профессиональной мотивации, экспериментально подтвердилась: внешние положительные мотивы улучшились, и это мы можем утверждать, допуская ошибку, не превышающую 0,05 %.

Опишем результаты диагностики по опроснику профессиональных склонностей. Так, склонность к практической деятельности на контрольном этапе эксперимента увеличилась на 10 %, что составило 65 % от общего числа группы.

Отметим, что показатели по шкалам: Склонность к исследовательской деятельности, Склонность к эстетическим видам деятельности и Склонность к планово-экономическим видам деятельности - остались на прежнем уровне. Обобщённые данные показателей: Склонность к работе с людьми и Склонность к экстремальным видам деятельности - снизились на 5 % по каждой шкале.

Полученные данные подтверждаются результатами математической статистики.

^п = £15-20^ _ (Б-Е> _ (6Е — ЕЕ)" _ (Е — Е)" _ (Е-10)г _ (Б-Е> __ £5 _ £ _ 100 £ , £5 О _ 20 Е ЕЕ Е 10 Е 20 Е ЕЕ Е 10 Е

1,2-5 - 0 - 1,8 - 0 - 2,5 - 0 = 5,55

Значение Х2 =5,55 больше соответствующего табличного значения (т-1), где т - общее число групп, на которые были разделены результаты наблюдения, 6-1=5 степеней свободы, составляющего 11,07 (по таблице «Границы (критические) значения Х2-критерия, соответствующие разным вероятностям допустимой ошибки и разным степеням свободы») при вероятности допустимой ошибки меньше 0,05 %. Следовательно, гипотеза об изменениях значе-ниий, которые произошли в показателях по шкалам профессиональной мотивации, экспериментально подтвердилась: склонности к практическим видам деятельности улучшились, и это мы можем утверждать, допуская ошибку, не превышающую 0,05 %.

Обсуждение и заключения

Сравнительный, в том числе статистический, анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента показал, что в результате внедрения программы формирования профессиональной мотивации обучающихся в социокультурной среде техникума произошли положительные, хоть и незначительные, изменения по каждому из критериев сформированности профессиональной мотивации. У обучающихся техникума стала проявляться активная профессиональная заинтересованность в выбранной профессии и специальности; изменилось отношение к практической стороне профессиональной деятельности; апробация экспериментальной программы подтвердила эффективность и результативность созданных нами условий, направленных на повышение уровня сформированности, профессиональной мотивации обучающихся в социокультурной среде техникума.

Результаты настоящего исследования предоставляют возможности для осуществления дальнейших разработок, направленных на решение проблемы формирования профессиональной мотивации у обучающихся в социокультурной образовательной среде начального, среднего профессионального и высшего образования.

Заявленный вклад авторов

Рерке В. И.: составление плана исследования, подбор библиографических источников, написание аналитической части, оформление статьи, аннотирование.

Бубнова И. С.: написание интерпретации результатов исследования, подготовка библиографического списка.

Демаков В. И.: сбор эмпирических данных, их математико-статистиче-ская обработка, помощь в интерпретации результатов исследования.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Список литературы

1. Андреева Ю. В. Педагогическая поддержка мотивации студентов на профессиональное саморазвитие // Образование и саморазвитие. 2008. № 4 (10). С. 3-10.

2. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности : учебное пособие для вузов. М. : ПЕР СЭ, 2001. 511 с.

3. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29-36.

4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы : учебное пособие. СПб. : Питер, 2002. 512 с.

5. Куприянов Е. А. Взаимозависимость личностных конструктов и профессиональной мотивации у специалистов в области информационных технологий : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03. М., 2007. 26 с.

6. Рерке В. И., Годунова А. А. Изучение взаимосвязи ценностных и карьерных ори-ентаций у обучающихся высших учебных заведений // Казанский педагогический журнал. 2017. № 4 (123). С. 133-137.

7. Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения. М. : Ин-фра-М, 2012. 336 с.

8. Эльконин Д. Б. Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского // Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. С. 460-468.

9. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А. и др. Система ценностных ориен-таций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 46-67. DOI http://dx.doi. org/10.17223/17267080/72/3.

10. Locke E. A., Latham G. P. A theory of goal setting and task performance. New York : Englewood Cliffs; Prentice-Hall, 1990. 375 p.

References

1. Andreeva YU.V. Pedagogicheskaya podderzhka motivacii studentov na profession-al'noe samorazvitie [Pedagogical support of student motivation for professional self-development]. Obrazovanie i samorazvitie [Education and self-development] Publ., 2008, no. 4 (10), pp. 3-10 (in Russian).

2. Bodrov V.A. Psihologiya professional'noj prigodnosti: uchebnoe posobie dlya vuzov. [Psychology of professional suitability: textbook for higher educational institutions] Publ. M.: PER SE, 2001, 511 p. (in Russian).

3. Bondarevskaya E.V. Cennostnye osnovaniya lichnostno orientirovannogo vospitani-ya [Valuable foundations of personality-oriented education]. Pedagogika [Pedagogy] Publ., 1995, no. 4, pp. 29-36 (in Russian).

4. Il'in E.P. Motivaciya i motivy. [Motivation and motives]. St. Petersburg: Piter, 2002, 512 p. (in Russian).

5. Kupriyanov E.A. Vzaimozavisimost' lichnostnyh konstruktov i professional'noj motivacii u specialistov v oblasti informacionnyh tekhnologij: avtoref. Dissert na soiskanie uche-noi stepeni kandidata psikhologicheskikh nauk: 19.00.03. [The interdependence between personality constructs and professional motivation in the information technology specialists: dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences. M.: MSU, 2007, 26 p. (in Russian).

6. Rerke V. I., Godunova A. A. Izuchenie vzaimosvyazi cennostnyh i kar'ernyh orientacij u obuchayushchihsya vysshih uchebnyh zavedenij [The study on the relationship between the value and career orientations in the students of higher educational institutions]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2017, no. 4 (123), pp. 133-137 (in Russian).

7. Skakun V.A. Organizaciya i metodika professional'nogo obucheniya [Organization and methods of vocational training], Moscow: Forum, Infra-M, 2012, 336 p. (in Russian).

8. El'konin D. B. Problema obucheniya i razvitiya v trudah L. S. Vygotskogo [The problem of training and development in the works by L. S. Vygotsky]. Izbrannye Psikhologich-eskie Trudy [Selected Psychological Works], Moscow: Pedagogika, 1989, pp. 460-468 (in Russian).

9. Yanitskij M.S., Seryj A.V., Braun O.A., Pelekhb Y.V., Maslovac O.V., Sokolskayad M.V., Sanzhayeva R.D., Monsonova A.R., Dagbaevaf S.B., Neyaskinag Y.Y., Kadyrovh R.V., Kapustina T.V. Sistema tsennostnykh orientatsii «pokoleniya Z»: sotsial'nye, kulturnye i demograficheskie determinanty [The system of value orientations of «generation Z»: social, cultural and demographic determinants]. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal [Siberian Psycho-logical Journal], 2019, no. 72, pp. 46-67. http://dx.doi.org/10.17223/17267080/72/3 (in Russian).

10. Locke E. A., Latham G. P. A theory of goal setting and task performance. New York: Englewood Cliffs; Prentice-Hall, 1990, 375 p.

^.rwjno llPOr-

Building Professional Motivation of Students in a Sociocultural Environment

Viktoriya I. Rerke

Irkutsk State University, Irkutsk

Irina S. Bubnova

Kuban State University, Krasnodar

Vladimir I. Demakov

Irkutsk State Medical University, Irkutsk

Abstract. Introduction. The research aims to identify and describe the general and specific psychological and pedagogical conditions, which contribute to the formation of professional motivation of students and its activation in a sociocultural environment of a technical school.

Materials and methods. The results obtained using the Effekton Studio program (questionnaires, surveys, pedagogical experiments (N = 60)) are presented. The research methods applied are the method of professional self-determination (according to J. Holland, E. A. Klimov), the questionnaire of "Profession Choice Motives " (by R. V. Ovcharov), the questionnaire of professional inclinations by L. JovaySa (modification by G. V. Rezapkina); methods of mathematical and statistical processing and interpretation of data (Pearson criterion /2).

Results of the study. The criteria and indices of the formation of professional motivation of students are identified and summarized. For the index of professional self-determination, the criterion is entrepreneurial personality type; for the index of profession choice motives, the criteria are internal individually significant motives, internal socially significant motives, external positive motives; for the index of professional inclinations, the criterion is propensity to practical activities; for the index of professional competence, the criteria are an analysis of the production facility and development of production processes of manufacturing the machine parts. The formation of professional motivation in students in a sociocultural environment in a technical school includes several interconnected blocks (conceptual, operation-activity-based, value and personal).

Conclusion. The experiment has shown the adequacy of the developed program and its practical applicability to the stated problem. The prospects for further development of the study are associated with a deeper investigation of the conditions for psychological and pedagogical formation of professional motivation of students in a sociocultural environment of a technical school.

Keywords: professional motivation; sociocultural environment in the technical school, professional self-determination, profession choice motives, professional inclination, professional competence, formation.

Рерке

Виктория Игоревна

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии

ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-7722-8287

Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664011, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6

тел.: +7(3952)200739 e-mail: rerkew@mail.ru

Бубнова

Ирина Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления

ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-9549-7248

Кубанский государственный университет

350040, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149

тел.: +7(861)2199502

e-mail: irinaz-bubnova@yandex.ru

Rerke

Viktoriya Igorevna

Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor of the Social Pedagogy and Psychology Department

ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-7722-828 7

Pedagogical Institute, Irkutsk State University

6 Nizhnyaya Naberezhnaya St, Irkutsk, Russia, 664011

tel.: +7(3952)200739 e-mail: rerkew@mail.ru

Bubnova Irina Sergeevna

Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor of the Department of Social Psychology and Management Sociology

ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-9549-7248

Kuban State University

149 Stavropolskaya St, Krasnodar, Russia, 350040

tel.: +7(8б1)2199502

e-mail: irinaz-bubnova@yandex. ru

ДГО'ДПО |[РО,г

Демаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Владимир Иванович

кандидат технических наук, доцент кафедры физического воспитания

ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-8684-2329

Иркутский государственный медицинский университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1

тел.: +7(3952)243825 e-mail: demakovvi@yandex.ru

Demakov Vladimir Ivanovich

Candidate of Sciences (Technical), Associate Professor of the Department of Physical Education

ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-8684-2329

Irkutsk State Medical University

1 Krasnogo Vosstaniya St, Irkutsk, Russia, 664003

tel.: +7(3952)243825 e-mail: demakovvi@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.