4. Nemtsev, O.B., Gadzhimirzoeva, N.A., Grekalova, I.N., Nemtseva, N.A. and Kucherenko, Yu.O. (2016), "Influence of aerobic and anaerobic physical loads on indicators of attention in high school students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (135), pp. 293-298.
5. Ovchinnikova, N.A. and Kapilevich, L.V. (2020), "Aerobic exercise as a factor in the development of cognitive abilities in adolescence", Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 50-51.
6. Sarvilina, V.P. and Savelyeva, O.V. (2019), "Influence of running on the cognitive abilities of students", Scythian. Issues of student science, No. 5-1 (33), pp. 57-59.
7. Strelycheva, K.A., Brook, T.M. and Osipova, N.V. (2018), "Evaluation of some biochemical parameters of blood in highly qualified short trackers under the combined action of specific physical activity and low-intensity laser radiation", Bulletin of the Russian Military Medical Academy, No. 1, pp. 108-110.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.09.2022
УДК 378
МОТИВЫ ВЫБОРА АБИТУРИЕНТАМИ НЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Алексей Юрьевич Милинский, доктор физико-математических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет, Благовещенск
Аннотация
В статье обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются педагогические университеты России при привлечении абитуриентов в ряды своих студентов. Для увеличения своей конкурентоспособности педвузы, в частности, осуществляют подготовку студентов по непедагогическим направлениям подготовки. В Благовещенском государственном педагогическом университете особой популярностью пользуется направление 04.03.01 «Аналитическая химия». С целью выяснения мотивов поступления абитуриентов на указанное направление подготовки в течение трех лет проводилось анкетирование студентов. Результаты указывают, что большинство (52%) респондентов выбрало направление 04.03.01 в связи с возможностью бесплатного обучения, интересной специальностью и территориальным расположением вуза.
Ключевые слова: педагогические вузы, абитуриент, не педагогические направления подготовки, аналитическая химия, причины выбора.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p300-303
REASONS FOR ADMISSION OF APPLICANTS TO NON-PEDAGOGICAL DIRECTIONS OF PREPARATION OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION
INSTITUTIONS
Aleksey Yurievich Milinskiy, the doctor of physical and mathematical sciences, docent, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk
Abstract
The article discusses the problems that pedagogical universities in Russia face when attracting applicants to the ranks of their students. In order to increase their competitiveness, pedagogical universities, in particular, train students in non-pedagogical areas of training. In the Blagoveshchensk State Pedagogical University, the direction 04.03.01 "Analytical Chemistry" is especially popular. In order to clarify the motives for enrolling applicants in the specified area of training, a survey of students was conducted for three years. The results indicate that the majority (52%) of respondents chose the direction on 04.03.01 due to the possibility of free education, an interesting specialty and the geographical location of the university.
Keywords: pedagogical universities, applicant, non-pedagogical areas of study, analytical chemistry, reasons for choosing.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема привлечения абитуриентов в высшие учебные заведения стоит достаточно остро [1]. Высшие учебные заведения в условиях рыночной экономики сильно конкурируют между собой за потенциального студента. В этой связи, стратегия привлечения абитуриентов и удержания студентов обеспечивает успех деятельности вузов в краткосрочной и долгосрочной перспективах [2]. На сегодняшний день немало исследований посвящено факторам, влияющим на выбор абитуриентами высших учебных заведений. В частности, исследовалось влияние престижности вуза, семьи и прочих факторов [3].
На сегодняшний день в России работает 33 педагогических вуза. Сильнейшая конкуренция с другими государственными и коммерческими вузами ставит перед ними новые задачи по привлечению абитуриентов. Ситуация в последние годы становится более напряженной в связи с сокращением количества абитуриентов [4] и ростом популярности средних специальных учреждений [5]. Это вынуждает педвузы постоянно искать способы повышения конкурентоспособности. Так, многие педагогические университеты открывают непедагогические направления подготовки бакалавров и магистров, а также ведут подготовку по специальностям среднего профессионального образования.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Стоит отметить, что Амурская область является аграрным регионом с хорошо развитой золотодобывающей промышленностью. Кроме того, в области находится функционирующий космодром и активно строится газоперерабатывающий завод. Эти факторы привели к востребованности на рынке труда специалистов-химиков. В БГПУ уже много лет ведется набор на непедагогические направления подготовки. Среди них на сегодняшний день действуют: 04.03.01 «Аналитическая химия», 02.03.03 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», 09.03.02 «Информационные системы и технологии», 45.03.01 «Прикладная филология», 05.03.06 «Экология и природопользование». Особо популярно направление «Аналитическая химия» ввиду особенностей региона. Однако, как показывает практика, не все выпускники устраиваются на работу по специальности. В этой связи возникает вопрос о мотивах поступления абитуриентов на направление 04.03.01 в педагогический университет.
Цель исследования - выявление мотивов, влияющих на выбор абитуриентами непедагогических направлений подготовки Благовещенского государственного педагогического университета (БГПУ).
При подготовке статьи использовались следующие методы исследования: проведение литературного обзора, количественный анализ данных, собранных в ходе опроса.
Анкетирование проводилось в течение трех лет со студентами БГПУ направления подготовки 04.03.01 «Аналитическая химия». В анкетировании приняли участие 53 респондента - студенты-бакалавры первого курса.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для понимания причин выбора абитуриентами непедагогического направления подготовки 04.03.01 для начала был проведен опрос студентов на выявление мотивов поступления в высшее учебное заведение. Результаты исследования говорят о том, что большинство респондентов (44%) хотят формально получить диплом о высшем образовании, при этом для них не существенна специализация. На втором месте (35%) по количеству выборов находятся абитуриенты, которые хотят получить больше знаний об интересующей их области знаний. На третьем (14%) - возможность познакомиться с новыми людьми и приобрести связи. Эти 14%, согласно опросу, с легкостью бы поступили на педагогические направления подготовки при отсутствии направления 04.03.01. На четвертом месте (7%) абитуриенты, которые поступили в вуз, чтобы оправдать ожидания родителей. Таким образом, только 35% респондентов поступили в университет с целью
получения знании по специальности.
Выбор респондентов в пользу направления 04.03.01 БГПУ сделан в связи со следующими мотивами (рисунок):
1. Возможность бесплатного обучения.
2. Интересная специальность.
3. Местонахождением вуза.
4. Возможность заниматься научнои деятельностью.
5. Высокая квалификация преподавателей.
6. Мнение о вузе моих друзей.
7. Вуз государственный.
8. Друзья учатся в этом вузе.
9. Родители учились в этом вузе.
10. У вуза хорошая техническая база.
11. Предоставление общежития.
Среди респондентов в совокупности 52% (первые три позиции) выбрали указанную выше специальность в связи с возможностью бесплатного обучения, интересной специальности и местонахождением вуза. Меньше всего абитуриентов заинтересовало предоставление вузом общежития. Это, скорее всего, связано с тем, что подавляющее большинство абитуриентов, поступивших на 04.03.01, проживает в городе Благовещенск, в котором находится БГПУ.
20 19,05-
18 16 14 12 10 8 6 4 2
0
£
Рисунок -
Л667-1667"
9,52
7,14_7,14
7,14
4,76 4,76 4,76
2,38
123456789 10 11
- Данные опроса респондентов о мотивах выбора не педагогического направления подготовки 04.03.01
«Аналитическая химия»
На четвертом месте по количеству ответов находится возможность заниматься научной деятельностью. В ходе дальнейшего обсуждения было выяснено, что речь идет как о научной деятельности в рамках курсовых и дипломных работ, так и о научной деятельности в аспирантуре. Этому способствует существование в БГПУ лаборатории эле-ментоорганических соединений, которая активно занимается научными исследованиями.
ВЫВОДЫ
Таким образом, проведенные исследования выбора абитуриентами мотивов поступления на непедагогические направления подготовки Благовещенского государственного педагогического университета позволяют заключить о максимальном влиянии (52%) на выбор таких факторов, как возможность бесплатного обучения, интересная специальность и местонахождение вуза. Кроме того, 10% респондентов выбрали данную специальность в связи с возможностью заниматься научной деятельностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Милинский А.Ю. Межфакультетский технопарк универсальных педагогических компетенций как средство профессиональной ориентации школьников на педагогические профессии / А.Ю. Милинский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 4 (206). - С. 247251.
2. Карикова А.С. Стратегия формирования бренда университета в современном образовательном пространстве / А.С. Карикова // Стратегические решения и риск-менеджмент. - 2020. - № 4. - С. 420-429.
3. Маслевич Т.П. Инновационные методы привлечения абитуриентов (на примере исследования факторов мотивации) / Т.П. Маслевич, Н.Б. Сафронова, Н.Л. Минаева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2018. - № 6. - С. 52-60.
4. Яппарова Д.И. Проблемы привлечения абитуриентов в высшие учебные заведения / Д.И. Яппарова // Московский экономический журнал. - 2019. - №2. - С. 567-575.
5. Мальцева В.А. Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России / В.А. Мальцева, А.И. Шабалин // Вопросы образования. - 2021. - № 2. - С. 1042.
REFERENCES
1. Milinskiy, A.Yu. (2022), "Inter-Faculty Technopark of Universal Pedagogical Competencies as a Means of Professional Orientation of Schoolchildren to Pedagogical Professions", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 4 (206), pp. 247-251.
2. Karikova, A.S. (2020), "The strategy of university brand formation in the modern educational space", Strategic decisions and risk management, No. 4, pp. 420-429.
3. Maslevich, T.P. Safronova, N.B. and Minaeva N.L. (2018), "Innovative methods of attracting applicants (on the example of the study of motivation factors)", Bulletin of the Orenburg State University, No. 6, pp. 52-60.
4. Yapparova, D.I. (2019), "Problems of attracting applicants to higher educational institutions", Moscow Economic Journal, No. 2, pp. 567-575.
5. Maltseva, V.A. (2021), "Non-circumvention maneuver, or boom in demand for secondary vocational education in Russia", Educational Studies Moscow, No. 2, pp. 10-42.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.09.2022
УДК 378.147
ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С УЧЕТОМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ИХ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Анна Александровна Милютина, кандидат педагогических наук, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Аннотация
Данная статья посвящена актуальной сегодня проблеме нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения с учетом изменений, происходящих в настоящее время. В работе представлено обоснование актуальности воспитательного аспекта в развитии личности человека, указано содержание нормативно-правовых документов и национальных проектов в данной области исследования и определена важность формирования у человека таких качеств как патриотизм и нравственность, необходимых для осознания им своей гражданской идентичности. Кроме этого, определена важность роли учителя начальных классов в части воспитания младших школьников, а также возрастные особенности обучающихся, являющиеся сензитивными для развития их уровня воспитанности. В этой связи, в содержании статьи также представлена информация о способах, формах и средствах работы педагога в области воспитания, те особенности, которыми овладевает личность при реализации данного процесса, варианты мониторинга воспитательной составляющей в содержании образования и элементы концепции нравственно-патриотического воспитания буду-