УДК 378.4
ДИАГНОСТИКА НАПРАВЛЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ХИМИЯ»
Алексей Юрьевич Милинский, доктор физико-математических наук, профессор, Владислав Юрьевич Милинский, студент, Благовещенский государственный педагогический университет, Благовещенск
Аннотация
Выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности студентов способствует определению эффективности преподавания учебных дисциплин с целью дальнейшей корректировки и совершенствования методики их преподавания. Для этой цели была использована методика Т.Д. Дубовицкой для определения мотивации изучения дисциплины «Физика» студентами 2 курса направления подготовки 04.03.01 «Химия», профиль «Аналитическая химия». Для сравнения были выбраны также дисциплины «Аналитическая химия» и «Коллоидная химия». Обнаружена самая низкая внутренняя мотивация изучения дисциплины «Физика» по сравнению с профильными дисциплинами химической направленности.
Ключевые слова: внутренняя мотивация, аналитическая химия, студент, физика
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p268-270
DIAGNOSIS OF THE DIRECTION OF LEARNING MOTIVATION OF STUDENTS
OF THE 2ND COURSE OF THE TRAINING DIRECTION "ANALYTICAL
CHEMISTRY"
Aleksey Yurievich Milinskiy, the doctor of physical and mathematical sciences, professor, Vladislav Yurievich Milinskiy, the student, Blagoveshchensk State Pedagogical University,
Blagoveshchensk
Abstract
Identification of the direction and level of development of the internal motivation of students' educational activities contributes to determining the effectiveness of teaching academic disciplines in order to further adjust and improve the methods of their teaching. For this purpose, the technique of T.D. Dubovit-skaya to determine the motivation for studying the discipline "Physics" by 2nd year students of the direction of preparation 04.03.01 "Chemistry", profile "Analytical Chemistry". For comparison, in addition to the discipline "Physics", the disciplines "Analytical Chemistry" and "Colloid Chemistry" were chosen. The lowest internal motivation for studying the discipline "Physics" was found in comparison with the profile disciplines of chemical orientation.
Keywords: intrinsic motivation, analytical chemistry, student, physics.
ВВЕДЕНИЕ
В связи со стремительными изменениями, происходящими в современном мире, в том числе в сфере образования, главным результатом образовательного процесса является личность обучаемого. Процесс ее формирования напрямую связан с развитием системы мотивов. Проблема мотивации студентов высших учебных заведений к учебной деятельности актуальна на сегодняшний день и активно исследуется в научной литературе. Ею занимались и занимаются как отечественные, так и зарубежные исследователи [1].
Мотивы обучения принято делить на внутренние и внешние. Внешние мотивы не связаны с процессом обучения, внутренние же мотивы и являются целью обучения [2].
Характер мотивации студентов к учебной деятельности можно использовать для определения эффективности преподавания учебных дисциплин с целью дальнейшей корректировки и совершенствования методики их преподавания. Кроме того, это позволит выделить категории учащихся в зависимости от направленности мотивации для выяснения причин неуспеваемости.
В Благовещенском государственном педагогическом университете (БГПУ) традиционно ведется набор не педагогические направления подготовки [3]. Одно из направлений - 04.03.01 «Химия» профиль «Аналитическая химия». Учебный план 04.03.01 БГПУ предполагает изучение дисциплины «Физика» в течение трех семестров на первом и втором курсах. Авторский опыт преподавания физики в течение 10 лет у студентов направления 04.03.01 указывает на низкий уровень успеваемости студентов. В связи с этим возникла необходимость определения направленности учебной мотивации отдельных предметов, таких, как «Физика» и профильные химические дисциплины «Коллоидная химия» и «Аналитическая химия».
Цель исследования - выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности студентов 2 курса направления подготовки «Аналитическая химия» при изучении ими предметов «Коллоидная химия», «Физика» и «Аналитическая химия».
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
При подготовке статьи использовались следующие методы: теоретический анализ; методика диагностики направленности мотивации изучения предмета (Т.Д. Дубовицкой) [4]; количественный анализ данных, собранных в ходе опроса. Исследование проводилось на базе БГПУ. В анкетировании приняло участие 12 респондентов - бакалавры второго курса направления подготовки 04.03.01 «Химия» (профиль «Аналитическая химия»).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Количество набранных баллов от 0 до 10 соответствует внешней учебной мотивации, а от 11 до 20 - внутренней мотивации [4]. При этом от 0 до 5 баллов наблюдается низкий уровень внутренней мотивации, от 6 до 14 баллов - средний уровень внутренней мотивации, от 15 до 20 баллов - высокий уровень внутренней мотивации. Результаты исследования направленности учебной мотивации дисциплин «Физика», «Аналитическая химия» и «Коллоидная химия» приведены в таблице. Для учебной дисциплины «Физика» наблюдается наибольшее количество респондентов, обладающих внешней мотивацией -6 человек. Для «Аналитической химии» и «Коллоидной химии» это количество составляет 5 и 4 соответственно. С высоким уровнем мотивации - 3, 4 и 3 для дисциплины «Физика», «Аналитическая химия» и «Коллоидная химия» соответственно.
Таблица - Результаты исследования направленности учебной мотивации дисциплин «Физика», «Аналитическая химия» и «Коллоидная химия»_
^^^^^ № Предмет ^^^^^^ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Физика 15 10 2 13 10 12 7 7 14 6 16 16
Аналитическая химия 9 14 10 9 16 16 9 10 16 6 12 17
Коллоидная химия 16 8 6 3 13 13 9 12 15 12 12 17
Средний балл, набранный респондентами, также оказывается самым низким для дисциплины «Физика», по сравнению с двумя другими (рисунок). Как показывает беседа с респондентами, студенты направления подготовки 04.03.01 ориентированы на работу по специальности после окончания вуза в связи с большим количеством рабочих мест на производстве. В Амурской области функционируют газоперерабатывающий
13
1 2 3
Рисунок - Средний балл, набранный респондентами по учебным дисциплинам «Физика», «Аналитическая химия» и «Коллоидная химия»
завод, космодром, золотодобывающие компании и т. д.
Для повышения уровня развития внутренней мотивации у студентов был предпринят ряд мер, в частности, сделан акцент на использование интерактивных технологий при обучении, поскольку в [5] показано, что при использовании интерактивных технологий можно получить представление о степени эффективности учебной программы через анализ умения студентов применять полученные знания в конкретных ситуациях.
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование указывает на более низкий уровень мотивации студентов направления подготовки 04.03.01 «Химия» (профиль «Аналитическая химия») изучения дисциплины «Физика» по сравнению с профильными дисциплинами «Аналитическая химия» и «Коллоидная химия». Результаты объясняются высокой востребованностью выпускников направления 04.03.01 на рынке труда в Амурской области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Щепкина Е.А. Опыт историко-социологического анализа мотивации студентов / Е.А. Щепкина // Высшее образование в России. - 1997. - № 2. - С. 67-69.
2. Воронина О.А. Диагностика отношения студентов к учебной деятельности / О.А. Воронина // Вестник ВятГУ. - 2008. - № 3. - С. 159-163.
3. Милинский А.Ю. Причины выбора студентами непедагогических направлений подготовки педагогических вузов / А.Ю. Милинский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 7 (209). - С. 271-276.
4. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Т.Д. Ду-бовицкая // Психологическая наука и образование. - 2002. - № 2. - С. 42-45.
5. Гордеева И.В. Повышение внутренней мотивации обучающихся через применение интерактивных технологий / И.В. Гордеева // Международный научно-исследовательский журнал. -2019. - № 12 (90). - URL: https://research-journal.org/archive/12-90-2019-december/povyshenie-vnulrennej-motivacii-obuchayushhixsya-cherez-primenenie-interaktivnyx-texnologij (дата обращения: 22.10.2022).
REFERENCES
1. Shchepkina, E.A. (1997), "Experience of historical and sociological analysis of student motivation", Vyssheye obrazovaniye vRossii, No 2, pp. 67-69.
2. Voronina, O.A. (2008), "Diagnostics of students' attitude to educational activity Bulletin of Vyatka State University", Vestnik VyatGU, No 3, pp. 159-163.
3. Milinsky, A.Yu. (2022), "Reasons for students to choose non-pedagogical areas of training of pedagogical universities", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7 (209), pp. 271-276.
4. Dubovitskaya, T.D. (2002), "Methodology for diagnosing the orientation of educational motivation", Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye, No 2, pp. 42-45.
5. Gordeeva I.V. (2019), "Increasing the internal motivation of students through the use of interactive technologies", Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal. No. 12 (90), available at: https://research-journal.org/archive/12-90-2019-december/povyshenie-vnutrennej-motivacii-obuchayushhixsya-cherez-primenenie-interaktivnyx-texnologij (accessed 22.10.2022).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.10.2022
УДК 796.012.6
ПРОБЛЕМА ПОЯСНИЧНО-КРЕСТЦОВОГО БОЛЕВОГО СИНДРОМА В ПРАКТИКЕ ФИТНЕС-ТРЕНИНГА
Пауло Роберто Михайлофф, аспирант, Российский университет спорта (ГЦОЛИФК), Москва; Василий Борисович Соловьев, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени