Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ЗДОРОВЫХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК'

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ЗДОРОВЫХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
260
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ / ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / ПАМЯТЬ / АЭРОБНАЯ НАГРУЗКА / АНАЭРОБНАЯ НАГРУЗКА / ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Менькова Наталья Сергеевна, Подгало Дмитрий Дмитриевич, Леонов Егор Юрьевич, Солодов Никита Анатольевич

Введение. В современном мире значительную роль приобретает проблема ведения здорового образа жизни. Это имеет большое значение прежде всего в связи с положительным влиянием разумных нагрузок на функционирование различных систем органов. Известно, что регулярные физические нагрузки помогают сохранить в норме дыхательную, сердечно-сосудистую, а также нервную систему. Для физического развития оптимальным является чередование аэробных и анаэробных нагрузок, повышающих выносливость и анаэробный порог. Однако, что можно сказать в этом отношении про когнитивные функции? Цель исследования. Оценить влияние физических нагрузок на когнитивные функции у здоровых юношей и девушек. Методика и организация исследования. Проанализирован представленный в литературе опыт острых и хронических экспериментов, предполагающих как одноразовую, так и систематическую нагрузки. Проведен опрос среди студентов Смоленского государственного медицинского университета о влиянии систематических занятий спортом на их память и успеваемость, как в школе, так и в университете. Результаты исследования и их обсуждения. Установлено, что у тех, кто перестал заниматься спортом, память стала хуже по сравнению с теми, кто продолжает заниматься спортом и теми, кто никогда не занимался спортом. Для достижения положительного влияния на когнитивные функции следует применять аэробные нагрузки, такие как медленный длительный бег, плавание, гимнастика. Представляется разумным проведение биохимического контроля показателей крови для коррекции нагрузки с целью недопущения полного перехода на анаэробный гликолиз. При этом полезным будет периодическая небольшая сверхнагрузка с целью повышения анаэробного порога. Выводы. Систематические занятия спортом улучшают когнитивные функции человека, а именно память. В случае прекращения занятий спортом возникает отрицательный эффект на память субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Менькова Наталья Сергеевна, Подгало Дмитрий Дмитриевич, Леонов Егор Юрьевич, Солодов Никита Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF PHYSICAL ACTIVITY ON THE COGNITIVE FUNCTIONS OF HEALTHY BOYS AND GIRLS

Introduction. In the modern world, the problem of maintaining a healthy lifestyle is gaining a significant role. This is of great importance primarily due to the positive impact of reasonable loads on the functioning of various organ systems. It is known that regular physical activity helps to keep the respiratory, cardiovascular, and nervous systems normal. For the physical development of a bodybuilder's body, the alternation of aerobic and anaerobic loads is optimal, which increases endurance and the anaerobic threshold. However, what can be said about cognitive functions in this regard? The purpose of the study. To evaluate the effect of physical activity on cognitive functions in healthy boys and girls. Methodology and organization of the study. The experience of acute and chronic experiments presented in the literature, involving both one-time and systematic loads, is analyzed. A survey was conducted among students of Smolensk State Medical University on the impact of systematic sports activities on their memory and academic performance both at school and at university. Research results and discussion. It was found that those who stopped playing sports had worse memory compared to those who continue to play sports and those who have never played sports. To achieve a positive effect on cognitive functions, aerobic exercise should be used, such as slow long running, swimming, gymnastics. It seems reasonable to conduct biochemical monitoring of blood parameters to correct the load in order to prevent a complete transition to anaerobic glycolysis. At the same time, periodic small overloading will be useful in order to increase the anaerobic threshold. Conclusions. Systematic exercise improves a person's cognitive functions, namely memory. In case of termination of sports, there is a negative effect on the subject's memory.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ЗДОРОВЫХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК»

УДК 796.011.1

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ЗДОРОВЫХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

Наталья Сергеевна Менькова, преподаватель, Дмитрий Дмитриевич Подгало, студент, Егор Юрьевич Леонов, студент, Никита Анатольевич Солодов, студент, Смоленский государственный медицинский университет

Аннотация

Введение. В современном мире значительную роль приобретает проблема ведения здорового образа жизни. Это имеет большое значение прежде всего в связи с положительным влиянием разумных нагрузок на функционирование различных систем органов. Известно, что регулярные физические нагрузки помогают сохранить в норме дыхательную, сердечно-сосудистую, а также нервную систему. Для физического развития оптимальным является чередование аэробных и анаэробных нагрузок, повышающих выносливость и анаэробный порог. Однако, что можно сказать в этом отношении про когнитивные функции? Цель исследования. Оценить влияние физических нагрузок на когнитивные функции у здоровых юношей и девушек. Методика и организация исследования. Проанализирован представленный в литературе опыт острых и хронических экспериментов, предполагающих как одноразовую, так и систематическую нагрузки. Проведен опрос среди студентов Смоленского государственного медицинского университета о влиянии систематических занятий спортом на их память и успеваемость, как в школе, так и в университете. Результаты исследования и их обсуждения. Установлено, что у тех, кто перестал заниматься спортом, память стала хуже по сравнению с теми, кто продолжает заниматься спортом и теми, кто никогда не занимался спортом. Для достижения положительного влияния на когнитивные функции следует применять аэробные нагрузки, такие как медленный длительный бег, плавание, гимнастика. Представляется разумным проведение биохимического контроля показателей крови для коррекции нагрузки с целью недопущения полного перехода на анаэробный гликолиз. При этом полезным будет периодическая небольшая сверхнагрузка с целью повышения анаэробного порога. Выводы. Систематические занятия спортом улучшают когнитивные функции человека, а именно память. В случае прекращения занятий спортом возникает отрицательный эффект на память субъекта.

Ключевые слова: когнитивные функции, физические нагрузки, память, аэробная нагрузка, анаэробная нагрузка, занятия спортом.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p295-300

EFFECT OF PHYSICAL ACTIVITY ON THE COGNITIVE FUNCTIONS OF HEALTHY BOYS AND GIRLS

Natalia Sergeevna Menkova, the teacher, Dmitrii Dmitrievich Podgalo, the student, Egor Yurievich Leonov, the student, Nikita Anatolievich Solodov, the student, Smolensk State Medical University

Abstract

Introduction. In the modern world, the problem of maintaining a healthy lifestyle is gaining a significant role. This is of great importance primarily due to the positive impact of reasonable loads on the functioning of various organ systems. It is known that regular physical activity helps to keep the respiratory, cardiovascular, and nervous systems normal. For the physical development of a bodybuilder's body, the alternation of aerobic and anaerobic loads is optimal, which increases endurance and the anaerobic threshold. However, what can be said about cognitive functions in this regard? The purpose of the study. To evaluate the effect of physical activity on cognitive functions in healthy boys and girls. Methodology and organization of the study. The experience of acute and chronic experiments presented in the literature, involving both one-time and systematic loads, is analyzed. A survey was conducted among students of Smolensk State Medical University on the impact of systematic sports activities on their memory and academic performance both at school and at university. Research results and discussion. It was found that those who stopped playing sports had worse memory compared to those who continue to play sports and those who have never played sports. To achieve a positive effect on cognitive functions, aerobic exercise should be

used, such as slow long running, swimming, gymnastics. It seems reasonable to conduct biochemical monitoring of blood parameters to correct the load in order to prevent a complete transition to anaerobic glycolysis. At the same time, periodic small overloading will be useful in order to increase the anaerobic threshold. Conclusions. Systematic exercise improves a person's cognitive functions, namely memory. In case of termination of sports, there is a negative effect on the subject's memory.

Keywords: cognitive functions, physical activity, memory, aerobic exercise, anaerobic exercise,

sports.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире значительную роль приобретает проблема ведения здорового образа жизни. Это имеет большое значение, прежде всего, в связи с положительным влиянием разумных нагрузок на функционирование различных систем органов. Известно, что регулярные физические нагрузки помогают сохранить в норме дыхательную, сердечно-сосудистую, мышечную, а также нервную систему [1].

Однако в данном отношении незначительно внимание уделяется вопросу о влиянии нагрузок на когнитивные способности. Также следует разграничивать понятия аэробной и анаэробной нагрузки. При нагрузке аэробного характера происходит получение организмом энергии для поддержания жизнедеятельности путём высоко энергетически эффективного окисления органических веществ с переносом электронов на кислород - обычно речь идет о длительных нагрузках, требующих приложения небольшой силы. При анаэробной нагрузке предполагается недостаток кислорода, что чаще бывает при выполнении быстрых упражнений на силу, когда кровоток в сокращенных мышцах сокращается и напряжение кислорода межклеточной жидкости падает до нуля, а небольшой запас кислорода, связанный с мышечным миоглобином, заканчивается. Тогда активируются менее выгодные процессы анаэробного гликолиза [3].

Для физического развития оптимальным является чередование аэробных и анаэробных нагрузок, повышающее выносливость и анаэробный порог. Однако, что можно сказать в этом отношении про когнитивные функции?

Целью данного исследования является оценить влияние физических нагрузок на когнитивные функции у здоровых юношей и девушек.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проанализирован представленный в литературе опыт острых и хронических экспериментов, предполагающих как одноразовую, так и систематическую нагрузки.

Проведен опрос среди студентов Смоленского государственного медицинского университета о влиянии систематических занятий спортом на их память и успеваемость как в школе, так и в университете. В опросе приняло участие 241 студент лечебного, педиатрического, фармацевтического факультетов 1 и 2 курсов.

Для статистической обработки данных использовался язык программирования R в среде разработки Rstudio (https://www.r-project.org/).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведенного анализа экспериментов [2-6] было выявлено, что наилучшее влияние на когнитивные функции оказывают аэробные либо смешанные нагрузки. В группе же, испытывающей анаэробные нагрузки, положительной динамики развития когнитивных функций в сопоставлении с нетренированными не выявлено. Также сообщается о том, что при адекватном объеме аэробных нагрузок, под которым понимается их оптимальная длительность и напряженность, достоверно приводит к выраженному тонизирующему воздействию, устойчивости вниманию, улучшению функций мозга и, кроме того, - работоспособности.

Умеренные аэробные нагрузки вызывают улучшение кровоснабжения органов. Отмечается это во всех органах, в том числе и в мозге, где новообразованные сосуды по-

вышают кровоток через мозг, ускоряя и облегчая при этом его. При анаэробных же нагрузках приходится говорить о том, что ткань мозга перфузируется кровью, богатой продуктами неполного распада органических веществ в мышцах и органах.

Действительно, при норме содержания молочной кислоты в покое 1,5 ммоль/л у лиц, испытывающих анаэробную нагрузку, можно наблюдать кратное повышения ее концентрации. Так, в опытах по снижению лактата крови у шорт-трековиков в СГАФКСТ фиксировали среднее его изначальное содержание в крови на уровне 9,24 ммоль/л, а у тренированных тяжелоатлетов пик содержания лактата нередко приходится на 25-25 ммоль/л. Кора головного мозга испытывает лактоацидоз что, очевидно, ухудшает ее функции. Активируются процессы протеолиза с энергетической целью, что сопровождается выделением также токсичной мочевины, однако её уровень не повышается настолько значительно [7].

В анкете студентам предлагалось самостоятельно ответить на вопросы о состоянии здоровья, уровне стресса, успеваемости и занятиями спортом в школе и в университете, оценить состояние памяти: стала она хуже, на прежнем уровне или улучшилась, а также оценить собственную память по 10-балльной шкале. Всего в нашем анкетировании принял участие 241 студент. Среднее памяти составило 6,7, а медиана равна 7.

На рисунке 1 можем наблюдать распределение студентов по 3 факторам. По горизонтали наблюдения располагаются в зависимости от состояния здоровья, чем ближе к правому краю, тем здоровье лучше. По вертикали наблюдения располагаются в зависимости от уровня стресса, чем выше наблюдение, тем уровень стресса выше. Больше всего наблюдений располагается по центру в верхней части, что говорит о хорошем здоровье и высоком уровне стресса.

5

4-

и о о а к о

з-

2-1

• ••• • • • % • • •

•• • • • : . « •. ч. ••• * < % >* • •• • • • * ф % •

• • • • * • • •* • •» • • - • • • • •

• • • • * ь • • •• • •

• • • • • • • • • • ••

• » •

Курс . 1 • 2

Удовлетворительно

Отлично

Хорошо Здоровье

Рисунок 1 - График распределения студентов 1 и 2 курсов по состоянию здоровья и уровню стресса

На рисунке 2 плотность наблюдений памяти и их средние значения смещаются вверх при переходе между градациями занятий спортом, однако эта зависимость не значима, т. к. р-значение составляет 0,18.

Занятия спортом

Рисунок 2 - График плотности зависимости значений памяти от занятий спортом

Рисунок 3 - Соотношение между занятиями спортом и состоянием памяти

На рисунке 3 можем наблюдать, что при переходе между градациями занятиями спортом, относительные частоты состояния памяти изменяются. Это говорит о влиянии занятий спортом на состояние памяти, т. к. при отсутствии взаимодействия этих переменных частоты оставались бы на одинаковом уровне.

Анализируя таблицу сопряженности (таблица 1) с использованием Хи-квадрата Пирсона, мы проверили нулевую гипотезу об отсутствии взаимодействия между признаками: состояние памяти и занятия спортом. В статистическом анализе Хи-квадрат равен

13,9 с 4 степенями свободы, таким образом, р-значение равно 0,008. Это говорит о том, что мы можем отклонить нулевую гипотезу и принять альтернативную, мы можем с уверенностью сказать, что занятия спортом на состояние памяти значимо влияют. Таблица - Сопряженность между занятиями спортом и состоянием памяти_

Бросили Никогда Занимаются Всего

Ухудшилась 18 24 3 45

Прежняя 23 45 15 83

Улучшилась 25 53 35 113

Всего 66 122 53 241

ВЫВОДЫ

Таким образом, для достижения положительного влияния на когнитивные функции юношей и девушек следует применять аэробные нагрузки, такие как медленный длительный бег, плавание, гимнастика. Представляется разумным проведение биохимического контроля показателей крови для коррекции нагрузки с целью недопущения полного перехода на анаэробный гликолиз. При этом полезным будет периодическая небольшая сверхнагрузка с целью повышения анаэробного порога.

Анализ результатов опроса показывает, что занятия спортом на состояние памяти у здоровых юношей и девушек значимо влияют. Мы можем сказать, что те, кто занимается спортом, память скорее улучшится, по сравнению с теми, кто не занимается спортом или бросил его.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллаев Ш.Д. Физкультурно-оздоровительная работа с студентами вуза / Ш.Д. Аб-дуллаев // «Актуальные проблемы физической культуры, спорта, здорового и безопасного образа жизни» : материалы XI Международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2021. - С. 12-17.

2. Беданокова Л.Ш. Влияние физических нагрузок на когнитивные функции студентов / Л.Ш. Беданокова // Теория и практика физической культуры. - 2013. - №. 8. - С. 52-55.

3. Горченко Н.И. Влияние аэробной и анаэробной нагрузки на организм / Н.И. Горченко, О.А. Володько // «Актуальные проблемы развития и совершенствования системы физического воспитания для подготовки специалистов в транспортной отрасли» : материалы II Международной научно-практической конференции. - Москва, 2020. - С. 37-42.

4. Влияние аэробных и анаэробных физических нагрузок на показатели внимания у старшеклассников / О.Б. Немцев, Н.А. Гаджимирзоева, И.Н. Грекалова, Н.А. Немцева, Ю.О. Кучеренко //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2016. - №. 5 (135). - С. 293-298.

5. Овчинникова Н.А. Аэробные нагрузки как фактор развития когнитивных способностей в подростковом возрасте / Н.А. Овчинникова, Л.В. Капилевич // Теория и практика физической культуры. - 2020. - №. 11. - С. 50-51.

6. Сарвилина В.П. Влияние бега на когнитивные способности учащихся / В.П. Сарвилина, Савельева О.В. // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - №. 5-1 (33). - С. 57-59.

7. Стрелычева К.А. Оценка некоторых биохимических показателей крови у высококвалифицированных шорт-трековиков при сочетанном действии специфической физической нагрузки и низкоинтенсивного лазерного излучения / К.А. Стрелычева, Т.М. Брук, Н.В. Осипова // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2018. - №. 1. - С. 108-110.

REFERENCES

1. Abdullaev, Sh.D. (2021), "Physical and health work with university students", XI International scientific-practical conference "Actualproblems of physical culture, sports, healthy and safe lifestyle", Nizhny Novgorod, pp. 12-17.

2. Bedanokova, L.Sh. (2013), "Influence of physical loads on the cognitive functions of students", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 52-55.

3. Gorchenko, N.I. and Volodko, O.A. (2020), "Influence of aerobic and anaerobic load on the body", II International scientific-practical conference "Actual problems of development and improvement of the system ofphysical education for training specialists in the transport industry", Moscow, pp. 37-42.

4. Nemtsev, O.B., Gadzhimirzoeva, N.A., Grekalova, I.N., Nemtseva, N.A. and Kucherenko, Yu.O. (2016), "Influence of aerobic and anaerobic physical loads on indicators of attention in high school students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (135), pp. 293-298.

5. Ovchinnikova, N.A. and Kapilevich, L.V. (2020), "Aerobic exercise as a factor in the development of cognitive abilities in adolescence", Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 50-51.

6. Sarvilina, V.P. and Savelyeva, O.V. (2019), "Influence of running on the cognitive abilities of students", Scythian. Issues of student science, No. 5-1 (33), pp. 57-59.

7. Strelycheva, K.A., Brook, T.M. and Osipova, N.V. (2018), "Evaluation of some biochemical parameters of blood in highly qualified short trackers under the combined action of specific physical activity and low-intensity laser radiation", Bulletin of the Russian Military Medical Academy, No. 1, pp. 108-110.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.09.2022

УДК 378

МОТИВЫ ВЫБОРА АБИТУРИЕНТАМИ НЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Алексей Юрьевич Милинский, доктор физико-математических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет, Благовещенск

Аннотация

В статье обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются педагогические университеты России при привлечении абитуриентов в ряды своих студентов. Для увеличения своей конкурентоспособности педвузы, в частности, осуществляют подготовку студентов по непедагогическим направлениям подготовки. В Благовещенском государственном педагогическом университете особой популярностью пользуется направление 04.03.01 «Аналитическая химия». С целью выяснения мотивов поступления абитуриентов на указанное направление подготовки в течение трех лет проводилось анкетирование студентов. Результаты указывают, что большинство (52%) респондентов выбрало направление 04.03.01 в связи с возможностью бесплатного обучения, интересной специальностью и территориальным расположением вуза.

Ключевые слова: педагогические вузы, абитуриент, не педагогические направления подготовки, аналитическая химия, причины выбора.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p300-303

REASONS FOR ADMISSION OF APPLICANTS TO NON-PEDAGOGICAL DIRECTIONS OF PREPARATION OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION

INSTITUTIONS

Aleksey Yurievich Milinskiy, the doctor of physical and mathematical sciences, docent, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk

Abstract

The article discusses the problems that pedagogical universities in Russia face when attracting applicants to the ranks of their students. In order to increase their competitiveness, pedagogical universities, in particular, train students in non-pedagogical areas of training. In the Blagoveshchensk State Pedagogical University, the direction 04.03.01 "Analytical Chemistry" is especially popular. In order to clarify the motives for enrolling applicants in the specified area of training, a survey of students was conducted for three years. The results indicate that the majority (52%) of respondents chose the direction on 04.03.01 due to the possibility of free education, an interesting specialty and the geographical location of the university.

Keywords: pedagogical universities, applicant, non-pedagogical areas of study, analytical chemistry, reasons for choosing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.