Серия 1: Организация и методика информационной работы. - 2020. - № 6. - С. 27-32.
REFERENCES
1. Krayneva, S.V. and Shefer, O.R. (2019), "Analysis of the influence of a cluster of pedagogical technologies on the formation of educational and professional motivation of undergraduate students", Pedagogicheskiy zhurnalBashkortostana, No. 5(84), pp. 22-29.
2. Krayneva, S. V., Shefer, O. R. and Lebedeva, T. N. (2019), "The use of modern technologies and active teaching methods in the development of students' competencies in teaching the disciplines of the natural science cycle" The Herald of South-Ural state Humanities-Pedagogical University, No. 4, pp. 102-116.
3. Lebedeva, T. N. (2012), "Application of the project method in the study of programming", Pedagogicheskaya informatika, No. 3, pp. 3-7.
4. Moklyak, D. S., Shefer, O. R. and Lebedeva, T. N. (2019), "Project activity of students as the basis of productive learning at the university", The Herald of South-Ural state Humanities-Pedagogical University, No. 5, pp. 114-130.
5. Tryapitsyna, S. V. and Tolmacheva, T. D. (2008), "Influence of economic development of the Chelyabinsk region on the ecological situation in the region", Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, No. 4, pp. 144-145.
6. Tseyzer, N. M. and Tryapitsyna, S. V. (2008), "Continuity of ecological education", Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, No. 4, pp. 121-123.
7. Shefer, O. R., Lebedeva, T. N. and Nosova, L. S. (2020), "Automated information system of education at the university: state and prospects", Scientific and technical information. Series 1: Organization and methodology of information work, No. 6, pp. 27-32.
Контактная информация: lebedevatn@mail,ru
Статья поступила в редакцию 12.10.2021
УДК 796.015.57
ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ АДАПТАЦИОННЫЕ ЭФФЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ АНАЭРОБНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У
ШКОЛЬНИКОВ 7-8 И 9-10 ЛЕТ
Игорь Альлерович Криволапчук, доктор биологических наук, заведующий лабораторией, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Государственный университет управления, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Москва; Сергей Анатольевич Баранцев, доктор педагогических наук, профессор, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Государственный университет управления, Москва; Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва; Владимир Васильевич Мышьяков, старший преподаватель, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Гродно,
Беларусь
Аннотация
Выявлены положительные адаптационные эффекты занятий физическими упражнениями преимущественно анаэробной направленности в отношении интегральных показателей функционального состояния организма школьников 7-8 и 9-10 лет. Установлено, что долговременное воздействие нагрузок анаэробного характера находят проявление в благоприятных изменениях общего функционального состояния организма, оптимизации эффективности и вегетативного обеспечения напряженной когнитивной деятельности, повышении анаэробной и аэробной работоспособности, улучшении двигательной подготовленности.
Ключевые слова: анаэробные упражнения, долговременная адаптация, тестовая когнитивная нагрузка, эффективность и вегетативное обеспечение деятельности, работоспособность и двигательная подготовленность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p188-194
LONG-TERM ADAPTIVE EFFECTS OF ANAEROBIC EXERCISES AMONG THE PUPILS AGED 7-8 AND 9-10 YEARS OLD
Igor Allerovich Krivolapch.uk, the doctor of biological sciences, head of the laboratory, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, State University of Management, National Research Technological University "MISiS", Moscow; Sergey Anatol-yevich Barantsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, State University of Management, Moscow; Maria Borisovna Chernova, the candidate of pedagogical sciences, senior research associate, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow; Vladimir Vasilyevich Myshyakov, the senior teacher, Yanka Kupala State University of Grodno,
Grodno, Belarus
Abstract
The positive adaptive effects of physical exercises of predominantly anaerobic orientation were revealed in relation to the integral indicators of the functional state of the organism of schoolchildren of 7-8 and 9-10 years old. It was found that the long-term effects of anaerobic loads are manifested in favorable changes in the general functional state of the body, in optimizing the efficiency and vegetative support of intense cognitive activity, in increasing anaerobic and aerobic performance, in improving motor fitness.
Keywords: anaerobic exercises, long-term adaptation, test cognitive load, efficiency and autonom-ic support of activity, working capacity and motor readiness.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема стимулирования познавательной активности и улучшения функционального состояния школьников на основе использования занятий физическими упражнениями интенсивно разрабатывается во многих развитых странах. Основные направления её исследования в мировой науке связаны с выявлением индивидуальных различий в уровне когнитивного развития и стрессовой реактивности, обусловленных физической работоспособностью и двигательной подготовленностью. А также с изучением срочных и долговременных эффектов влияния занятий физическими упражнениями разной направленности на эффективность познавательной деятельности и повышение стрессоустойчивости в условиях современной информационно-образовательной среды. Необходимо подчеркнуть, что вопрос о целесообразности применения в процессе оздоровительной тренировки детей наряду с аэробными упражнениями, физических нагрузок анаэробной направленности, по-прежнему, остается дискуссионным. Одни исследователи оценивают анаэробные упражнения как малоэффективные для оптимизации функционального состояния организма и повышения стрессоустойчивости, снижения тревожности и депрессии [6, 16, 9, 7, 8, 13 и др.], другие, наоборот, считают, что анаэробные нагрузки в стрессорных условиях оказывают сходный с аэробными положительный функциональный эффект [11, 22, 15, 1, 12, 21, 19 и др.].
Для поиска ответа на поставленный вопрос было проведено исследование, направленное на оценку долговременных адаптационных эффектов занятий физическими упражнениями анаэробной направленности у школьников 7-8 и 9-10 лет.
МЕТОДИКА
Педагогический эксперимент был направлен на оценку долговременных эффектов влияния физических упражнений анаэробного характера на эффективность когнитивной деятельности, функциональное состояние организма, показатели физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников. В нем участвовали практически здоровые школьники 7-8 (n=67) и 9-10 (n=71) лет. Дети одного возраста подразделялись на экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы. В КГ занятия по физическому
воспитанию проводились по традиционной методике, тогда как в ЭГ дополнительно использовались комплексы упражнений аэробной направленности в объеме 60 минут высокоинтенсивной нагрузки в неделю. В процессе экспериментальной работы применялись технологии уровневой дифференциации, базирующиеся на учете возраста, пола, физической работоспособности и двигательной подготовленности занимающихся.
Комплекс преимущественно анаэробной направленности включал 60% упражнений, обеспечивающих развитие двигательных способностей, связанных с анаэробными возможностями, 20% упражнений для развития двигательных способностей, базирующихся на аэробной производительности организма, и 20% для упражнений со смешанным энергообеспечением. Длительность такой работы в одном занятии составляла 20 минут, а интенсивность нагрузки - 70-80% максимального пульсового резерва.
Когнитивная нагрузка задавалась с помощью таблиц Анфимова. В лабораторных условиях воспроизводились в 3 экспериментальные ситуации: «состояние спокойного бодрствования»; «работа с комфортной скоростью»; «работа с максимальной скоростью при наличии угрозы наказания». Перед выполнением заданий вводилась инструкция для испытуемого.
В работе использована совокупность педагогических, физиолого-гигиенических, психодиагностических и статистических методов исследования [3, 4]. Находили коэффициент эффективности воздействий, равный средней величине темпа прироста результатов, нормированной по отношению к приросту результатов в контрольной группе [2, 5]. Анализировали изменения 70 показателей общего функционального состояния организма (ОФС), 16 - эффективности когнитивной деятельности (ЭД), 30 - вегетативного обеспечения (ВО) когнитивной деятельности, 21 - общей физической работоспособности (ФР), 10 - аэробных (АЭВ), 9 - анаэробных (АНВ) возможностей, 8 показателей двигательной подготовленности (ДП) детей [5].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ сдвигов отдельных показателей выявил у детей экспериментальной группы более значимые (р<0,05-0,001) изменения вегетативных параметров в условиях спокойного бодрствования и при тестовой нагрузке, показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности. Занятия в экспериментальной группе способствовали повышению эффективности выполнения когнитивной нагрузки при работе с комфортной и максимальной скоростью.
Для того, чтобы нивелировать выраженные исходные различия между экспериментальной и контрольной группами в ходе дальнейшей работы в качестве основного критерия результативности занятий был выбран коэффициент эффективности педагогических воздействий. На его основе рассчитывались описанные выше интегральные показатели: ОФС, ЭД, ВО, ФР, АЭВ, АНВ, ДП (см. раздел «Методика»).
Полученные результаты показывают, что комплексы высокоинтенсивных упражнений анаэробной направленности оказывают выраженное влияние на рассматриваемые интегральные показатели (рисунок). В 7-8 лет эффективность воздействий после регулярных занятий физическими упражнениями преимущественно анаэробного характера по показателям ОФС, ЭД, ВО, ФР, АЭВ, АНВ, дП составляла 24,1, 4,9, 14,6, 5,3, 6,8, 7,5 и 12,4 отн. ед., соответственно рисунок).
У школьников 9-10 лет коэффициент эффективности, рассчитанный для рассматриваемых обобщенных показателей после систематических занятий физическими упражнениями преимущественно анаэробной направленности продолжительностью 60 минут в неделю, составил: для ОФС - 34,8, ВО - 14,23, ЭД - 2,3, ФР - 5,4, А - 4,9, АН - 5,9, ДП -11,6 отн. ед. (рисунок). Сопоставление интегральных показателей выявило определенную возрастную специфику. Регулярное выполнение физических упражнений преимущественно анаэробной направленности у школьников 7-8 лет по сравнению с учащимися 9-
10 лет обусловливало более существенные изменения коэффициента эффективности, рассчитанного для ЭД, АНВ, АЭВ, ДП и менее высокие приросты ОФС и ВО.
35 25 15 5 34,8 Анаэробные нагрузки
24,1
14,2 14,6 12,4 11,6
! 4,9 2 3 5,3 5,4 6,8 4,9 ^ „,,,, ^ 1111111 ^ 1111111 7,5 5,9
<
- э ОФС ВО ЭД ФР АЭВ АНВ ДП
Л7-8 лет 119-10 лет
Примечание. ОФС - общее функциональное состояние, ВО - вегетативное обеспечение деятельности, ЭД -эффективность когнитивной деятельности, ФР - физическая работоспособность, АЭВ - аэробные и АНВ -анаэробные возможности, ДП - двигательная подготовленность.
Рисунок - Коэффициент эффективности педагогических воздействий (отн.ед.) в экспериментальной группе с анаэробной направленностью нагрузки, равный величине среднего темпа прироста результатов, нормированного по аналогичному показателю для контрольной группы за одинаковый промежуток времени
Анализ и обобщение материалов исследования показали, что систематическое применение упражнений преимущественно анаэробного характера может обеспечить благоприятные сдвиги общего функционального состояния организма, оптимизацию эффективности и вегетативного обеспечения напряженной когнитивной деятельности, повышение анаэробной и аэробной работоспособности, улучшение двигательной подготовленности.
Полученные результаты в целом согласуются с данными других работ, показавших, что уровень развития анаэробных возможностей и непосредственные занятия физическими упражнениями анаэробного характера, оказывают выраженное воздействие на разные аспекты функционального состояния и результативность деятельности при когнитивных нагрузках и психосоциальном стрессе. В ряде исследований представлена надежная информация о взаимосвязи анаэробной производительности организма с фоновым состоянием и психофизиологической реактивностью, развитием физической работоспособности и кондиционных двигательных способностей [22, 15, 1, 18, 10, 17, 20, 12, 21, 19]. Можно полагать, что выявленные особенности, отражающие изменения рассматриваемых интегральных показателей под влиянием систематических занятий физическими упражнениями преимущественно анаэробной направленности, способствуют повышению стрессоустойчивости детей 7-8 и 9-10 лет. Это заключение в целом соответствует выводам ряда работ [15, 10, 14, 21, 19]. В заключение необходимо подчеркнуть, что данный вопрос далек от своего решения и требуют дальнейшего всестороннего изучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выявлены положительные адаптационные эффекты влияния систематических занятий физическими упражнениями преимущественно анаэробной направленности на интегральные показатели функционального состояния организма школьников 7-8 и 9-10 лет. Установлено, что долговременные «тренировочные» эффекты нагрузок анаэробного характера находят проявление в благоприятных изменениях общего функционального состояния организма, оптимизации эффективности и вегетативного обеспечения напряженной когнитивной деятельности, повышении анаэробной и аэробной работоспособности, улучшении двигательной подготовленности.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 19-013-00093).
ЛИТЕРАТУРА
1. Гринберг Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. -
496 с.
2. Зайцева В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Зайцева Валентина Викторовна. - Москва, 1995 - 50 с.
3. Криволапчук И. А. Функциональное состояние детей старшего дошкольного возраста и первоклассников при выполнении информационной нагрузки различной степени напряженности / И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова // Экология человека. - 2020. - № 3. - С. 31-40.
4. Криволапчук И.А. Особенности психофизиологической реактивности детей 5-6 и 6-8 лет при умственной, сенсомоторной и физической нагрузках / И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова, Е.В. Савушкина // Science for Education Today. - 2020. - Том 10, №. 3. - С. 179-195.
5. Криволапчук, И.А. Эффективность использования физических упражнений для управления функциональным состоянием тревожных детей 6-8 лет / И.А. Криволапчук // Физиология человека. - 2011. - Т.37, № 5. - С. 61-72.
6. Меерсон, Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Ме-ерсон, М.Г. Пшенникова. - Москва : Медицина, 1988. - 256 с.
7. Найн, А.Я. Оценка влияния общеразвивающих упражнений на активизацию познавательной деятельности студентов / А.Я. Найн // Теория и практика физической культуры. - 1994. -№ 3-4. - С. 15-17.
8. Aerobic exercise training and cardiovascular reactivity to psychological stress in sedentary young normotensive men and women / T.W. Spalding, L.A. Lyon, D.H. Steel, B.D. Hatfield // Psycho-physiology. - 2004. - Vol. 41, № 4. - P. 552-562.
9. Bosscher R.J. Measuring physical self-efficacy in old age / R.J. Bosscher, L. Laurijssen, E. de Boer // Percept Mot Skills. - 1993. - Vol. 77, № 2. - Р. 470.
10. Cardiovascular reactivity, stress, and physical activity / C.J. Huang, H.E. Webb, M.C. Zour-dos, E.O. Acevedo //Front Physiol. - 2013. - Vol. 7, №. 4. - P. 314-318.
11. Doyne, E.J. Running versus weight lifting in the treatment of depression / E.J. Doyne // J Consult Clin Psychol. - 1987. - Vol. 55, № 5. - P. 748-754.
12. Effects of physical activity on executive functions, attention and academic performance in preadolescent children: a meta-analysis / J.W. de Greeff, R.J. Bosker, J. Oosterlaan, C. Visscher, E. Hartman. doi: 10.1016/j.jsams.2017.09.595. // J Sci Med Sport. - 2018. - Vol. 21, № 5. - P. 501-507,
13. Everly G. Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse / G. Everly, J.A. Latin. - NY, Springer, 2013. - 486 p.
14. Jayakody K. Exercise for anxiety disorders: systematic review/ K. Jayakody, S. Gunadasa, C. Hosker. - doi: 10.1136/bjsports-2012-091287 // Br J Sports Med. - 2014. - Vol. 48(3). - P. 187-196,
15. Lawlor D.A. The effectiveness of exercise as an intervention in the management of depression: systematic review and meta-regression analysis of randomized controlled trials / D.A. Lawlor, S.W. Hopker // BMJ. - 2001. - Vol. 322. - Р. 763.
16. Norris R. The effects of aerobic and an-aerobic training on fitness, blood pressure, and psychological stress and well-being / R. Norris, D. Carroll, R. Cochrane // J. Psychosom. - 1990. - Vol. 34, № 4. - Р. 367-375.
17. Physical Activity, Fitness, Cognitive Function, and Academic Achievement in Children: A Systematic Review / J.E. Donnelly, C.H. Hillman, D. Castelli, J.L. Etnier, S. Lee, P. Tomporowski, K. Lambourne, A.N. Szabo-Reed // Med Sci Sports Exerc. - 2016. - Vol. 48, № 6. - P. 1223-1224.
18. Protective effect of interval exercise on psychophysiological stress reactivity in children / J.N. Roemmich, M. Lambiase, S.J. Salvy, P.J. Horvath. - doi: 10.1111/j.1469-8986.2009.00808.x // Psycho-physiology. - 2009. - Vol. 46, № 4. - P. 852,
19. Special Issue - Therapeutic Benefits of Physical Activity for Mood: A Systematic Review on the Effects of Exercise Intensity, Duration, and Modality / J.S.Y. Chan, G. Liu, D. Liang, K. Deng, J. Wu, J.H. Yan. - doi: 10.1080/00223980.2018.1470487 // J. Psychol. - 2019. - Vol. 153 (1). - P. 102-125,
20. The Effect of Physical Activity Interventions on Children's Cognition and Metacognition: A Systematic Review and Meta-Analysis/ C. Alvarez-Bueno, C. Pesce, I. Cavero-Redondo, M. Sanchez-Lopez, J.A. Martinez-Hortelano, V. Martinez-Vizcaino // J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. - 2017. -Vol. 56 (9). - P. 729-738.
21. The Impact of Aerobic and Anaerobic Exercises on the Level of Depression, Anxiety, Stress and Happiness of Non-Athlete Male, Zahedan / T. Kianian, F. Kermansaravi, S. Saber, F. Aghamohamadi. - doi: 10.5812/zjrms.14349 // J Res Med Sci. - 2018. -Vol. 20 (1). - P. e14349.
22. Weyerer, S. Physical Exercise and Psychological Health / S. Weyerer, B. Kupfer // Sports Med. - 1994. - Vol. 17, № 2. - P. 108-116.
REFERENCES
1. Grinberg, J. (2002), Stress Management, Peter, St. Petersburg.
2. Zaitseva, V.V. (1995), Methodology of an individual approach in health related physical culture based on modern information technologies, dissertation, Moscow.
3. Krivolapchuk, I.A. and Chernova, M.B. (2020), "The functional state of senior preschool children and first graders when performing information load of varying degrees of tension", Human Ecology, No 3, pp. 31-40.
4. Krivolapchuk, I.A., Chernova, M.B. and Savushkina E.V. (2020), "Features of the psycho-physiological reactivity of children 5-6 and 6-8 years old with mental, sensorimotor and physical stress", Science for Education Today, Vol. 10, No. 3, pp. 179-195, doi: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2003.10.
5. Krivolapchuk, I.A. (2011), "The Effectiveness of Exercise Use to Manage the Functional State of Anxious Children 6-8 Years", Human Physiology, Vol. 37, No. 5, pp. 61-72.
6. Meerson, F.Z. and Pshennikova, M.G. (1988), Adaptation to stressful situations and physical loads, Medicine, Moscow.
7. Nine, A.Ya. (1994), "Assessment of the influence of general developmental exercises on the activation of students' cognitive activity", Theory and practice of physical culture, No 3-4, pp. 15-17.
8. Spalding, T.W., Lyon, LA., Steel, D.H., Hatfield, B.D. (2004), "Aerobic exercise training and cardiovascular reactivity to psychological stress in sedentary young normotensive men and women", Psy-chophysiology, Vol. 41 (4), pp. 552-562, doi: 10.1111/j.1469-8986.2004.00184.x.
9. Bosscher, R.J. Laurijssen, L. and de Boer E. (1993), "Measuring physical self-efficacy in old age", Percept Mot Skills, vol. 77, No. 2, pp. 470.
10. Huang, C.J., Webb, H.E., Zourdos, M.C., Acevedo, E.O. (2013), "Cardiovascular reactivity, stress, and physical activity", Front Physiol., Vol. 7, No. 4, pp. 314-318.
11. Doyne, E.J. (1987), "Running versus weight lifting in the treatment of depression", J Consult Clin Psychol, Vol. 55, No. 5, pp. 748-754.
12. de Greeff, J.W., Bosker, R.J., Oosterlaan, J., Visscher, C. and Hartman, E. (2018), "Effects of physical activity on executive functions, attention and academic performance in preadolescent children: a meta-analysis", J Sci Med Sport, Vol. 21, No. 5, pp. 501-507, doi: 10.1016/j.jsams.2017.09.595.
13. Everly, G. and Latin, J.A. (2013), Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse, NY, Springer.
14. Jayakody, K., Gunadasa, S. and Hosker, C. (2014), "Exercise for anxiety disorders: systematic review", Br J Sports Med., Vol. 48 (3), pp. 187-196, doi: 10.1136/bjsports-2012-091287.
15. Lawlor, D.A. and Hopker, S.W. (2001), "The effectiveness of exercise as an intervention in the management of depression: systematic review and meta-regression analysis of randomised controlled trials", BMJ, Vol. 322 (7289), pp. 763-767.
16. Norris, R., Carroll, D. and Cochrane, R. (1990), "The effects of aerobic and an-aerobic training on fitness, blood pressure, and psychological stress and well-being", J. Psychosom., Vol. 34, No. 4, pp. 367-375.
17. Donnelly, J.E., Hillman, C.H., Castelli, D., Etnier J.L., Lee, S., Tomporowski ,P., Lambourne, K. and Szabo-Reed A.N. (2016), "Physical Activity, Fitness, Cognitive Function, and Academic Achievement in Children: A Systematic Review", Med Sci Sports Exerc., Vol. 48, No. 6, pp. 1223-1224, doi: 10.1249/MSS.0000000000000966.
18. Roemmich, J.N., Lambiase, M., Salvy, S.J. and Horvath, P. J (2009), "Protective effect of interval exercise on psychophysiological stress reactivity in children", Psychophysiology, Vol. 46, No. 4. pp. 852, DOI: 10.1111/j.1469-8986.2009.00808.x.
19. Chan, J.S.Y., Liu, G., Liang, D., Deng, K., Wu, J. and Yan, J.H. (2019), "Special Issue - Therapeutic Benefits of Physical Activity for Mood: A Systematic Review on the Effects of Exercise Intensity, Duration, and Modality", J Psychol, Vol. 153 (1), pp. 102-125. doi: 10.1080/00223980.2018.1470487.
20. Alvarez-Bueno, C., Pesce, C., Cavero-Redondo, I., Sanchez-Lopez, M., Martinez-Hortelano, J.A. and Martinez-Vizcaino, V. (2017), "The Effect of Physical Activity Interventions on Children's Cogni-
tion and Metacognition: A Systematic Review and Meta-Analysis", J Am Acad Child Adolesc Psychiatry, Vol. 56 (9), pp. 729-738, doi: 10.1016/j.jaac.2017.06.012.
21. Kianian, T., Kermansaravi, F., Saber, S. and Aghamohamadi, F. (2018), "The Impact of Aerobic and Anaerobic Exercises on the Level of Depression, Anxiety, Stress and Happiness of Non-Athlete Male, Zahedan ", J Res Med Sci, Vol. 20 (1), P. e14349, doi: 10.5812/zjrms.14349.
22. Weyerer, S. and Kupfer, B. (1994), "Physical Exercise and Psychological Health", Sports Med, Vol. 17, No. 2, pp. 108-116.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.10.2021
УДК 796.015.57
ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ АДАПТАЦИОННЫЕ ЭФФЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ АЭРОБНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 7-8 И 9-10 ЛЕТ
Игорь Альлерович Криволапчук, доктор биологических наук, заведующий лабораторией, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Государственный университет управления, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Москва; Сергей Анатольевич Баранцев, доктор педагогических наук, профессор, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Государственный университет управления, Москва; Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва; Владимир Васильевич Мышьяков, старший преподаватель, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Гродно,
Беларусь
Аннотация
В процессе исследования у школьников 7-8 и 9-10 лет выявлены адаптационные эффекты систематических занятий физическими упражнениями преимущественно аэробного характера. Показано, что долговременная адаптация к дозированным аэробным нагрузкам проявляются в снижении уровня неспецифической активации ЦНС и сдвиге вегетативного баланса в сторону преобладания активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы при спокойном бодрствовании, уменьшении выраженности изменений функционального состояния при напряженной когнитивной нагрузке, повышении эффективности деятельности, уменьшении её психофизиологической цены, улучшении физической работоспособности и двигательной подготовленности.
Ключевые слова: долговременная адаптация, аэробные упражнения, когнитивная нагрузка, эффективность и вегетативное обеспечение деятельности, физическая работоспособность и двигательная подготовленность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p194-200
LONG-TERM ADAPTIVE EFFECTS OF AEROBIC EXERCISES FOR PUPILS AGED
7-8 AND 9-10 YEARS OLD
Igor Allerovich Krivolapchuk, the doctor of biological sciences, head of the laboratory, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, State University of Management, National Research Technological University "MISiS", Moscow; Sergey Anatol-yevich Barantsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, State University of Management, Moscow; Maria Borisovna Chernova, the candidate of pedagogical sciences, senior research associate, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow; Vladimir Vasilyevich Myshyakov, the senior teacher, Yanka Kupala State University of Grodno,
Grodno, Belarus