Научная статья на тему 'МОТИВЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АНТИВИКТИМНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗДОРОВЬЯ'

МОТИВЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АНТИВИКТИМНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
86
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPETITIONS / DISABLED PEOPLE WITH VARIOUS NOSOLOGIES / MOTIVES / ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE / СОРЕВНОВАНИЯ / ИНВАЛИДЫ РАЗЛИЧНЫХ НОЗОЛОГИЙ / МОТИВЫ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нижник Г. Н., Будякова Т. П.

Цель исследования - выявление мотивов участия в соревновательной деятельности инвалидов различных нозологических групп и определение степени их реализации в соревновательном процессе. Методика и организация исследования. Для выявления мотивов участия в соревновательной деятельности у инвалидов различных нозологических групп был проведен социологический опрос. Для определения наиболее значимых мотивов использован метод ранжирования. Респонденты - инвалиды в количестве 27 чел., участники городской олимпиады инвалидов. Результаты исследования и выводы. Для инвалидов, имеющих поражения опорно-двигательного аппарата, более важны мотивы социального самоутверждения, связанные с успешным выполнением двигательных действий и оценкой своих возможностей. У лиц с нарушением интеллекта незначительно превалируют мотивы эмоциональной сферы, отражающие потребности в эмоциональной поддержке со стороны окружающих и эмоционального удовлетворения от участия в соревновательной деятельности. Однако исследование выявило, что независимо от нозологического фактора как наиболее значимые осознаются мотивы, связанные с получением эмоционального удовольствия. Менее осознанными являются мотивы, включающие рациональные элементы, в частности социально-эмоциональный мотив. Мотивация адаптивной спортивной деятельности является важнейшей составляющей в формировании антивиктимной личности. Эмоциональные элементы мотивации не могут считаться достаточным фактором для формирования антивиктимной личности. Требуется специальная работа по осознанию важности инвалидами иных мотивов соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нижник Г. Н., Будякова Т. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVES FOR COMPETITIVE ACTIVITY AS FACTOR OF ANTI-VICTIMIZED PERSONALITY FORMATION IN PEOPLE WITH DISABILITIES

Objective of the study was to identify motives for competitive activities in people with disabilities belonging to different nosological groups and determine the degree of their implementation during competitions. Methods and structure of the study. We conducted a sociological survey to identify the subjects' motives for competitive activities. The most significant motives were determined using a ranking method. Sampled for the study were 27 individuals with disabilities, participating in the city olympiad for the disabled. Results of the study and conclusions. For people with motor disabilities, it is social affirmation motives associated with successful motor activity and self-assessment of own capabilities that are more important. For people with intellectual disabilities, it is emotional motives reflecting the need for emotional support from others and the emotional satisfaction with the competitive activities that slightly prevail. However, the study found that, regardless of the nosological factor, the motives associated with emotional pleasure are understood as the most significant. Less conscious are the motives that include rational elements, such as social and emotional motives. Motivation to adaptive sports activities is the key element of the anti-victimization program. The use of emotional elements of motivation is not sufficient to form an anti-victimized personality. Special work needs to be done by people with disabilities to realize the importance of other motives for competitive activities.

Текст научной работы на тему «МОТИВЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АНТИВИКТИМНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗДОРОВЬЯ»

мотивы соревновательной деятельности как фактор формирования Антивиктимной личности в условиях ограниченных возможностей здоровья

УДК/UDC 796.011; 159.99

Поступила в редакцию 20.03.2020 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Г.Н. Нижник1 Кандидат психологических наук, доцент Т.П. Будякова1

1 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец

MOTIVES FOR COMPETITIVE ACTIVITY AS FACTOR OF ANTI-VICTIMIZED PERSONALITY FORMATION IN PEOPLE WITH DISABILITIES

PhD, Associate Professor G.N. Nizhnik1 PhD, Associate Professor T.P. Budyakova1

1 Bunin Yelets State University, YelSU, Yelets

Информация для связи с автором: [email protected]

Аннотация

Цель исследования - выявление мотивов участия в соревновательной деятельности инвалидов различных нозологических групп и определение степени их реализации в соревновательном процессе. Методика и организация исследования. Для выявления мотивов участия в соревновательной деятельности у инвалидов различных нозологических групп был проведен социологический опрос. Для определения наиболее значимых мотивов использован метод ранжирования. Респонденты - инвалиды в количестве 27 чел., участники городской олимпиады инвалидов. Результаты исследования и выводы. Для инвалидов, имеющих поражения опорно-двигательного аппарата, более важны мотивы социального самоутверждения, связанные с успешным выполнением двигательных действий и оценкой своих возможностей. У лиц с нарушением интеллекта незначительно превалируют мотивы эмоциональной сферы, отражающие потребности в эмоциональной поддержке со стороны окружающих и эмоционального удовлетворения от участия в соревновательной деятельности. Однако исследование выявило, что независимо от нозологического фактора как наиболее значимые осознаются мотивы, связанные с получением эмоционального удовольствия. Менее осознанными являются мотивы, включающие рациональные элементы, в частности социально-эмоциональный мотив. Мотивация адаптивной спортивной деятельности является важнейшей составляющей в формировании антивиктимной личности. Эмоциональные элементы мотивации не могут считаться достаточным фактором для формирования антивиктимной личности. Требуется специальная работа по осознанию важности инвалидами иных мотивов соревновательной деятельности.

Ключевые слова: соревнования, инвалиды различных нозологий, мотивы, адаптивная физическая культура.

Annotation

Objective of the study was to identify motives for competitive activities in people with disabilities belonging to different nosological groups and determine the degree of their implementation during competitions. Methods and structure of the study. We conducted a sociological survey to identify the subjects' motives for competitive activities. The most significant motives were determined using a ranking method. Sampled for the study were 27 individuals with disabilities, participating in the city olympiad for the disabled. Results of the study and conclusions. For people with motor disabilities, it is social affirmation motives associated with successful motor activity and self-assessment of own capabilities that are more important. For people with intellectual disabilities, it is emotional motives reflecting the need for emotional support from others and the emotional satisfaction with the competitive activities that slightly prevail. However, the study found that, regardless of the nosological factor, the motives associated with emotional pleasure are understood as the most significant. Less conscious are the motives that include rational elements, such as social and emotional motives.

Motivation to adaptive sports activities is the key element of the anti-victimization program. The use of emotional elements of motivation is not sufficient to form an anti-victimized personality. Special work needs to be done by people with disabilities to realize the importance of other motives for competitive activities.

Keywords: competitions, adaptive physical culture.

disabled people with various nosologies, motives,

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. В настоящее время актуальна проблема мотивации к участию в соревнованиях у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В научных исследованиях отмечается, что существуют как мотивы участия, так и мотивы неучастия в спортивных мероприятиях [4]. Мотивация участия в адаптивной спортивной деятельности является, на наш взгляд, важнейшим фактором формирования антивиктимной личности. Анти-виктимная личность - это личность, способная, в частности, преодолевать как внешние, так и внутренние барьеры для достижения социальных и личных целей [1]. К примеру, выявлено,

что позитивными побочными результатами соревновательной деятельности является формирование таких качеств личности, как инклюзия, терпимость, уважение, самоуважение [5]. Однако в некоторых случаях соревновательная деятельность становится источником появления и негативных личностных свойств [2].

В научных изысканиях были выделены мотивы участия инвалидов в соревнованиях: физическое влечение, вдохновение, развитие физических навыков, социальное взаимодействие и др. [3]. Мы полагаем, что у людей с ограниченными возможностями здоровья, участвующих в спортивных сорев-

32

http://www.teoriya.ru

№ 8 • 2020 Август | August

новательных мероприятиях, мотивы, значимые для формирования антивиктимной личности, формируются стихийно. Вместе с тем именно осознанность мотивов деятельности делают ее более целенаправленной, формируя ответственность за ее результаты. В своем исследовании мы сделали попытку выявить степень осознания некоторых мотивов участниками соревнований, организованных для людей с ограниченными возможностями здоровья, а также определить степерь реали-зованности этих мотивов в ходе соревнований.

Цели исследования - выявить мотивы участия в соревновательной деятельности у инвалидов различных нозологических групп.

Методика и организация исследования. В исследовании использовался метод опроса, сопряженный с методом ранжирования. Участникам исследования предлагалось оценить значимость мотивов соревновательной деятельности. Ответы респондентов оценивались по 5-балльной шкале: 5 баллов - «исключительно важно», 4 балла - «очень важно», 3 балла - «довольно важно», 2 балла - «не очень важно» и 1 балл - «абсолютно не важно». Участники исследования, инвалиды с различными отклонениями в состоянии здоровья, не занимающиеся адаптивным спортом и имеющие незначительный соревновательный опыт, были распределены на 3 группы. 1-я группа - инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА), 2-я группа имела отклонения в интеллектуальном развитии, 3-ю группу составили инвалиды с различными соматическими заболеваниями. Всего - 27 человек. Исследование было проведено с бывшими участниками городской спартакиады инвалидов «Возможности ограничены - способности безграничны» в г. Ельце.

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе анализа мотивации соревновательной деятельности выявлены незначительные различия в преобладании некоторых мотивов по значимости у инвалидов различных нозологических групп (см. таблицу). Следует отметить, что ни один из мотивов не был отнесен респондентами к категории «не очень важно» и «абсолютно не важно». Относительно наиболее значимыми мотивами для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата оказались мотивы, связанные с двигательной деятельностью, и в первую очередь - это мотив «проверка своих возможностей». Для инвалидов с нарушением интеллекта наиболее важным является эмоциональная поддержка со стороны окружающих. Для лиц с различными соматическими заболеваниями - расширение круга общения.

Для более полной картины представленные мотивы были объединены в категории по своей однородной направленности. В мотив эмоционального удовольствия (ЭУ) были интегрированы мотивы «получить радость от участия», «получить новые впечатления», «поднять настроение». Мотив социального самоутверждения (СС) включал следующие частные мотивы: «проявить себя в ходе соревнований», «показать свои способности», «успешно выступить», «проверить свои возможности». Социально-эмоциональный мотив (СЭ) раскрывался в суждениях типа «нравится атмосфера соревнований», «хочу получить эмоциональную поддержку со стороны окружающих», «хочу расширить круг общения».

Результаты показывают, что ни один из мотивов не был выбран участниками исследования в 100 % случаев. Это, на наш взгляд, является косвенным подтверждением, того, что ожидания участников были не полностью реализованы или не полностью осознаны как важные. Так, например, мотив (СЭ был выражен на уровне ниже 4 баллов, что может свидетельствовать о неготовности участников соревнований для лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривать соревнования как важный способ удовлетворения потребности в общении и принятии обществом.

Мотив СС получил в среднем высокие значения, что свидетельствует о важности фактора адаптивной физической культуры для развития самостоятельности личности людей с ограниченными возможностями здоровья и достаточном осознании этого факта. Однако пути и средства самореализации через адаптивный спорт должны быть далее исследованы дополнительно.

Наиболее удовлетворенным стал мотив ЭУ. Однако этот мотив недостаточен для полноценного формирования антивиктимной личности, поскольку эмоции являются ситуативными факторами, а развитие антивиктимных свойств личности требует сознательной работы над собой.

Выводы. Степень значимости мотивов участия в соревновательной деятельности в целом не обусловлена особенностями, характерными для заболеваний определенной нозологической группы. В исследовании было выявлено, что для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата наиболее значимы мотивы социального самоутверждения, связанные с выполнением двигательных действий. Для лиц с нарушениями интеллекта важны мотивы, связанные с эмоциональной сферой. Однако различия не являются существенными.

Для всех нозологических групп в одинаковой мере очень важен мотив эмоционального удовольствия в связи с тем, что именно инвалиды более изолированы в общественной жизни и нуждаются в социальных источниках эмоций. Однако этот мотив не может стать единственной опорой формирования антивиктимной личности, поскольку основан на эмоциях, а не на осознанном понимании значения адаптивного спорта.

Выявлено, что при стихийном формировании мотивации к спортивной соревновательной деятельности у людей с ограниченными возможностями здоровья не появляется в достаточной мере осознание важности этой деятельности для решения социально-личностных проблем. Наиболее осознанным стал мотив самореализации посредством адаптивного спорта. Однако тема самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья в адаптивном спорте требует более точного раскрытия.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00020А «Физическая культура и спорт как предикторы формирования антивиктимной личности у людей с ограниченными возможностями здоровья и с нормой здоровья».

Литература

1. Батуркина Г.В. Воспитание антивиктимной личности средствами физической культуры и спорта (постановка проблемы) / Г.В. Батуркина, Т.П. Будякова, Г.Н. Нижник, А.Н. Пронина // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2019. - № 3. - С. 22-30.

References

1. Baturkina G.V., Budyakova T.P., Nizhnik G.N., Pronina A.N. Vospitanie antiviktimnoy lichnosti sredstvami fizicheskoy kultury i sporta (postanovka problemy) [Raising anti-identity personality by means of physical education and sports (problem statement)]. Psikhologiya obrazovaniya v polikulturnom prostranstve. 2019. No. 3. pp. 22-30.

2. Cottingham M., Carroll M.S., Phillips D. et al. Development and validation of the motivation scale for disability sport consumption. Sport Management Review. 2014. vol. 17. iss. 1. pp. 49-64.

3. Lindner K.J., Kerr J.H. Metamotivational orientations in sport participants and non-participants. Psychology of Sport and Exercise. 2000. vol. 1. iss 1. no 7. pp. 7-25.

4. Waermo M. Enculturation into inclusion, protecting what 'is', and changed acting: Exploring children's break-time table tennis playing. Learning, Culture and Social Interaction. 2016. vol. 8. no. 3. pp. 88-96.

5. Wilhite B., Shank J. In praise of sport: Promoting sport participation as a mechanism of health among persons with a disability. Disability and Health Journal. 2009. no 7. pp. 116-127.

№ 8 • 2020 Август | August

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.