Научная статья на тему 'Мотивы поступления на специализацию «Психология в экономике и управлении» и ожидания первокурсников'

Мотивы поступления на специализацию «Психология в экономике и управлении» и ожидания первокурсников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
545
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / MOTIVE / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / TRADE CHOICE / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ECONOMIC PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бажина Ульяна Николаевна

В статье приводятся результаты исследования мотивов профессионального выбора студентов-первокурсников специальности «Психология в экономике и управлении». Анализ результатов выявляет ряд тенденций в формировании стратегии профессионального выбора, характерных для современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивы поступления на специализацию «Психология в экономике и управлении» и ожидания первокурсников»

УДК 316.628 ББК 88.4

у.н. бажина

Ассистент каф. социальной и экономической

психологии БГУЭП г. Иркутск

мотивы поступления на специализацию «психология в экономике и управлении» и ожидания первокурсников

Аннотация: В статье приводятся результаты исследования мотивов профессионального выбора студентов-первокурсников специальности «Психология в экономике и управлении». Анализ результатов выявляет ряд тенденций в формировании стратегии профессионального выбора, характерных для современной молодежи.

Ключевые слова: мотив, выбор профессии, экономическая психология.

Вопрос о том, нужно ли изучать причины выбора профессии в наши дни, предполагает единственный ответ - нужно. В период экономического кризиса, когда одновременно уменьшается и число выпускников школ - детей эпохи «демографической ямы», проблема привлечения абитуриентов, удержания студентов является актуальной для всех вузов, факультетов и специальностей. Изучение мотивации и факторов выбора профессии и вуза абитуриентами при этом:

• Позволяет оценить общий уровень осведомленности о предмете психологии и профессии психолога среди первокурсников.

• Дает возможность провести анализ ожиданий первокурсников от процесса учебы и о тех знаниях, умениях и навыках, которые им предстоит получить.

• Помогает студентам лучше осознать выбор профессии, оценить свой личностный потенциал, скорректировать профессиональные планы (в ходе обсуждения результатов исследования - наиболее типичных мотивов и факторов - обеспечивает обратную связь, индивидуальное и групповое обсуждение).

• Помогает оценить эффективность рекламной кампании специальности - ее плюсы и минусы.

• Лонгитюдное изучение в течение нескольких лет дает исследователям возможность анализа динамики указанных вопросов.

Мы понимаем мотив как сложное системное образование. В процессе исследования мы опирались на представления о полимотивированности деятельности, описанные в работах отечественных психологов. Так, например, Д.Н. Узнадзе писал о борьбе мотивов в процессе деятельности. Н.В. Елфимова отмечает, что когда речь идет об иерархии мотивов, о выделении основных групп и подгрупп мотивов, в советской психологии применяется понятие «структура мотивации». В работах М.Ш. Магомед-Эминова, В.Ф. Ломова, В.Г. Асеева, А.Д. Карнышева, В.А. Иваненкова проходит идея о том, что детерминация поведения и деятельности определяется не какими-то отдельными факторами, а их совокупностью. И каждый фактор выполняет в процессе детерминации свои определенные функции.

Е.П. Ильин считает, что структура мотива как

основания действия или поступка - многокомпонентная, в ней часто находят отражение несколько причин и целей. Автор рассматривает мотив как интегральное психологическое образование и приводит мнения ряда отечественных и зарубежных психологов, сторонников подобного понимания мотива. Так, Й. Лингарт (1970) обозначал термином «мотивационная констелляция» совокупность условий и факторов, обусловливающих мотиваци-онный акт. О.К. Тихомиров (1977) отмечал, что в реальной деятельности образуется некоторое множество целей, между которыми складываются иерархические и временные отношения (параллельные и последовательные цели).

Проведенное нами исследование мотивов поступления на специальность «Психология в экономике и управлении» и ожиданий первокурсников продолжалось с марта 2007 по декабрь 2008 года, общее число испытуемых - 95 человек. Мы использовали следующие методы:

1. Серия нестандартизированных интервью со студентами специальности 1-4 курсов.

2. Опрос студентов первого курса дневного отделения специальности «Психология в экономике и управлении» (набор 2007, 2008 года).

3. Индивидуальные профконсультационные полустандартизированные интервью с первокурсниками, проведенные студентами третьего курса специальности «Психология в экономике и управлении» в рамках курса «Общий психологический практикум».

В ходе работы мы выявили основные каналы формальной и неформальной коммуникации, по которым распространяется информация о специальности в городе и области, основные мотивы и решающие факторы выбора студентами вуза и специальности, общий уровень осведомленности первокурсников о выбранной профессии (сферы профессиональной деятельности, профессионально важные качества, предметная область психологии, история науки и т.п.), интересующие ребят вопросы и проблемы психологии, ожидания от процесса учебы и ее результатов (какими видят себя первокурсники после окончания вуза).

В исследовании приняли участие 74 первокурсника, что составляет 92,5% от общего числа. По оценкам экспертов (преподавателей кафедры социальной и экономической психологии, преподающих у первокурсников), состав выборки отражает типичное распределение основных характеристик среди студентов специальности в разные годы обучения.

В количественном опросе приняли участие 71 человек: из них 83,1% - девушки и 16,9% - юноши. Возрастной состав выборки и распределение респондентов по основному месту жительства представлены на диаграммах 1 и 2.

Как видно на диаграмме 1, большинство студентов первых двух курсов специальности - городские жители: 38% опрошенных - иркутяне, 33,8% - жители других городов Иркутской области. 14,1% первокурсников, принявших участие в исследовании, проживают в сельских населенных пунктах и около 11% ребят приехали из других регионов. Большинство первокурсников (91,5%) - это молодежь 16-18 лет (диаграмма 2) - выпускники школ. Подобное распределение по возрасту и месту жительства характерно и для старших курсов специальности. В ходе исследования мы стремились проанализировать причины поступления и ожидания с точки зрения данных критериев.

В ходе свободного интервью на первом этапе опроса респонденты чаще других называли следующие мотивы выбора профессии психолога со специализацией в экономике и управлении: желание помочь людям, желание решить собственные проблемы и стремление к успешному трудоустройству («кем бы потом ни работал, психологическое образование всегда повышает шансы на успех»).

Диаграмма 1.

Состав выборки в зависимости от места основного жительства

5,6% 2.8% 7%

16,9%

□ 16 лет

■ 17 лет

□ 18 лет

□ 19 лет

■ 20 лет

67,6%

В нашем исследовании мы разделяли понятие «мотив» и «причина» (фактор) поступления. Под мотивом мы понимали вербализованное побуждение, аргументацию поступка, которая в ряде случаев складывалась в процессе рационализации уже после принятия решения (например, когда решение принимали родители абитуриента). Анализируя же причины, мы имели в виду, в первую очередь, решающий фактор выбора, который мог быть как вну-триличностным (участие в олимпиаде, знакомство с рекламными материалами как источнику формирования отношения к специальности и вузу), так и внешним (решение родителей, мнение друзей).

На диаграмме 3

наш взгляд, может быть вызвано эффектом социальной желательности: среди возможных вариантов ответов в анкете первокурсники склонны выбирать в большей мере социально одобряемые мотивы, даже если прежде не задумывались о них.

По результатам интервью около трети первокурсников не видят специфики обучения психологов со специализацией Диаграмма 2 «Психология в экономике и управлении». Возрастной состав выборки опроса Это, как правило, студенты, которые из

ряда гуманитарных и е сте ственно-научных профессий выбрали «психологию», а из возможных площадок обучения - Байкальский государственный университет экономики и права. Именно эта группа студентов в целом затрудняется охарактеризовать работу психолога в первые недели обучения (не только экономического психолога, но и психологов, работающих в образовании, здравоохранении и т.п.). Развитие представлений о профессии, знакомство с функциональными обязанностями специалистов в первые месяцы учебы (сентябрь - ноябрь первого триместра) способствует формированию мотивов профессионального роста, профессиональных амбиций и приоритетов.

Есть возможность само со верше нствования

представлено распределение ответов на вопрос о мотивах профессионального выбора в

*

среднем по опросу .

Интересно, что ответы, отражающие успешное трудоустройство (можно много зарабатывать, это престижно, легко устроиться на работу), бывшие популярными на этапе разработки анкеты, при стандартизированном опросе выбирались редко (7,04%, 3%, 1,6% соответственно)^ Это, на

* В данном вопросе респондент мог выбрать два варианта ответа, поэтому общая сумма в диаграммах 3-5 превышает 100%.

Хочу помогат ь людям

Психология поможет достичь высот в любой Можно использовать знания для решения

Можнолучше узнать себя

Хочу научиться общаться с людьми

Можно много зарабатыв ать

Это престижно

Легко устроиться на работу

| 43. /

■ 35.7

■ 33.8

■ 31.2

П23.8

20.1

| 7.04

10

20

30

40

50

Диаграмма 3

Мотивы выбора абитуриентами профессии «Психолог»

Индивидуальное интервью с первокурсниками проводилось в течение 10 недель. Анализируя протоколы интервью, мы наблюдали, как постепенно выравнивается уровень профессионального развития первокурсников, выбравших профессию спонтанно, и тех первокурсников, кто делал выбор осознанно, кого привлекла именно специализация «Психология в экономике и управлении».

Интересными были и итоги работы первокурсников с методикой предельного смысла (выполненную первокурсниками первых лет набора на специальность в 2000-2002 годах). Какими бы ни были первые ответы на вопрос «Ради чего я хочу быть психологом?», в большинстве случаев последними ответами были: «Желание разобраться в себе», «Желание решить личные проблемы». Такие ответы созвучны мифу о том, что к профессии психолога тянутся люди, жизнь которых - череда проблем. Мы склонны интерпретировать эти факты иначе: юношеский возраст - период переживания многих внутриличностных и межличностных конфликтов, среди абитуриентов и студентов-психологов по сравнению с другими специальностями больше доля ребят, готовых видеть эти конфликты и решать их. Мало того, умение понимать и критично оценивать свои личностные проблемы, состояния, знать и грамотно использовать личностный потенциал, рефлексивные навыки - это признаки профессионального мастерства психолога. Этап самоанализа является обязательным в процессе освоения методик диагностики и терапевтических приемов на разных этапах обучения профессии.

Диаграмма 4 демонстрирует особенности мотивов выбора специальности «Психология в экономике и управлении» в зависимости от осознанности выбора. Осознанность или спонтанность выбора профессии мы определяли для каждого испытуемого по сочетанию ответов на два вопроса анкеты: «Как вы узнали о нашей специальности?» и «Что побудило вас поступать на специальность «Психология» именно в БГУЭП?». В анализ данного распределения вошли анкеты не всех респондентов, а только тех, кто на первый вопрос давали ответ: «Пришел поступать в БГУЭП, узнал про психологию» (стратегия выбора профессии: ПРИШЕЛ - УВИДЕЛ - ПОСТУПИЛ, таких первокурс-

ников оказалось 19 человек, что составляет 26,8% от выборки). Такой ответ предполагает отсутствие предварительной информации о специальности, профессиональных планов, амбиций, что мы рассматривали как критерии спонтанности выбора. Индикатором осознанного выбора специальности мы считали ответ: «Хочу работать психологом в управлении, а этому учат только здесь» (так ответили 40 первокурсников - 56,3% от выборки). Такой ответ, на наш взгляд, следует после серьезного предварительного обдумывания, большинство респондентов этой группы указывают и то, что решение о поступлении принимали сами, не опираясь на мнение родных и друзей (хотя такая позиция может быть спровоцирована возрастными особенностями опрошенных - юношеским максимализмом, стремлением к самоутверждению). Представители этой группы первокурсников, как показала серия индивидуальных интервью и ответы на открытые вопросы анкеты, лучше представляют себе функциональные обязанности психолога, работающего в экономике и управлении, предметное поле психологии, дисциплины, которые предстоит изучать. Большинство из них знают основные отрасли психологической практики, информированы об образовательных площадках города и области. В целом по выборке 17,4% первокурсников отмечают, что решающим фактором поступления для них стала информация о вакансиях психологов в организациях.

Анализ различий в мотивации первокурсников, чей выбор профессии был спонтанным или осознанным, кажется нам интересным и полезным для работы со студентами. На диаграмме 4 мы видим, что по ряду мотивов различия между этими группами значительны. Те первокурсники, кто осознанно выбирал профессию, чаще отмечают среди мотивов возможность лучше узнать себя, возможность самосовершенствования, видят возможности применения психологических знаний в любой профессии (разница в ответах 18,8%, 11,1%, 5,4% соответственно). Респонденты же, чей выбор был спонтанным, гораздо больше упоминают о возможности много зарабатывать, умении общаться с людьми и использовать знания для решения личных проблем (разница в ответах 13,3%, 6,5% и 18,7% соответственно).

Интересным, на наш взгляд, является то, что в ходе исследования мы не выявили связь между степе-

Есть возможность самосо вер ше нство ван ия

Хочу помогать людям

Психология поможет достичь высот в любой профессии

Можно использовать знания для решения личных проблем

Можно лучше узнать себя

Хочу научиться общаться с людьми

Можно много зарабатывать

39,9

45,3 1*3,7

Ц~35,7

37,5 ] 38,1

| 31,6

33,8

] 42,5

I 40,6

10

20

30

40

50

□ среднее по выборке ШОсознанный выбор ШСпонтанный выбор

В ходе исследования мы выявили низкий уровень сформирован-ности представлений о профессии среди первокурсников в первый месяц учебы. Это отражается в ряде моментов.

• Отсутствие представ-

лений о том, что изучает психология в целом и экономическая психология и психология управления в частности у большинства первокурсников.

• Наличие искаженного образа профессии и специализации, искаженного представления о профессионально важных качествах и функци-

Диаграмма 4 ональных обязанностях

Мотивы выбора абитуриентами профессии «Психолог». у ряда студетш. Распределение в зависимости от осознанности выбора (%) • Неаде^атные ожидания от итогов обучения - существование мифа о «магических возможностях» психологов-профессионалов.

• Непонимание собственной роли в успешности профессионального становления -инфантильно-пассивная установка на учебный процесс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ответах на открытые вопросы анкеты об интересующих их вопросах психологии и ожиданиях от процесса обучения некоторые респонденты либо вновь озвучивали типичные мотивы поступления: «хочу разобраться в себе», «интересно знание проблем людей разных возрастов», «кто я?», «как научиться общаться с людьми?», либо давали формальный обобщенный ответ: «В психологии меня интересует все», «Жду интересных занятий». Однако многие первокурсники демонстрировали заинтересованность в предмете исследования. Они говорят о том, что в психологии им интересны некоторые разделы и теории, такие как психоанализ, психология личности, вопросы харак-

нью осознанности выбора специальности и формой обучения (бюджетная и коммерческая). Среди тех, кто оплачивает обучение, достаточно много студентов, планировавших поступление за много месяцев, а стипендию получают ребята, выбор которых был спонтанным, некоторые из них даже называют решающим фактором профессионального выбора победу в конкурсе на обучение: подав заявления на поступление в несколько вузов на разные специальности, в БГУЭП «прошли на бюджет». Однако сам факт осознанности или спонтанности выбора специальности, как показывает опыт работы, не влияет на итоги обучения, также как и форма обучения (бюджетная и коммерческая). Многие выпускники специальности, успешно закончившие обучение, вспоминают о том, что поступили в БГУЭП учиться на психолога в экономике и управлении «случайно», «решение было эмоциональным». И с другой стороны, встречаются студенты-бюджетники, строившие серьезные профессиональные планы в период поступления, которые бросают учебу.

тера, объяснение причин человеческих поступков, аспекты манипулирования сознанием, психологические тренинги, ораторское искусство и т.п. Ожидают в будущем ребята в основном помощи в саморазвитии и успешного трудоустройства. Необходимо отметить, что распределение формальных, обобщенных и содержательных эмоциональных ответов практически одинаково в группах психологов-первокурсников, осознанно или спонтанно принявших решение о поступлении на специальность.

Можно предположить, что тенденции в формировании стратегии профессионального выбора, выявленные в результате проведенного исследования, присущи не только студентам-психологам, но являются характерными для обучающихся по другим специальностям.

В связи с этим исследование мотивов выбора специальности и ожиданий первокурсников, апробированное для специализации «Психология в экономике и управлении», целесообразно продолжать в течение ряда лет и на других факультетах.

При этом полученные результаты использовать при разработке новых методов, приемов обучения, формирующих активную учебную позицию студентов, увеличивающих долю осведомленных абитуриентов, а также для развития новых профориента-ционных технологий работы со старшеклассниками (олимпиады, встречи, конкурсы и т.п.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.