Научная статья на тему 'Мотивы получения экономического образования в железнодорожном вузе'

Мотивы получения экономического образования в железнодорожном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ / MOTIVE / YOUNG SPECIALIST / INTERNAL MOTIVATION / EXTERNAL MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцева Анна Сергеевна

В статье представлены результаты исследования основных мотивов поступления и обучения на экономической специальности студентов института менеджмента и экономики ОмГУПС. Актуальность вопроса обоснована возрастающей потребностью главного заказчика кадров железнодорожного вуза ОАО «РЖД» в сотрудниках важных стратегических направлений, таких как экономика, логистика, управление качеством, предусмотренных стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казанцева Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motives for getting economic education in Railway Transport University

In this article there are submitted results of the research of students' motives of entering and training on economic specialty in the Institute of management and economic. The relevance of the subject is proved by requirement and increasing need in staff for railway higher education institution of the OJSC «Russian railways» important strategic directions, such as economy, logistics, the quality management, provided by the strategy of development of railway transport till 2030.

Текст научной работы на тему «Мотивы получения экономического образования в железнодорожном вузе»

УДК 331.101.3

А. С. КАЗАНЦЕВА

Омский государственный университет путей сообщения

МОТИВЫ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ВУЗЕ

В статье представлены результаты исследования основных мотивов поступления и обучения на экономической специальности студентов института менеджмента и экономики ОмГУПС. Актуальность вопроса обоснована возрастающей потребностью главного заказчика кадров железнодорожного вуза ОАО «РЖД» в сотрудниках важных стратегических направлений, таких как экономика, логистика, управление качеством, предусмотренных стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года.

Ключевые слова: мотив, молодой специалист, внутренняя и внешняя мотивация.

В настоящее время организационная структура открытого акционерного общества «Российские железные дороги» претерпевает коренные изменения. В таких условиях важно уделять особое внимание человеческому капиталу как главному источнику проведения организационных реформ. Структурные изменения невозможны без осознания всеми сотрудниками экономической и функциональной необходимости, без внутренней мотивации работников.

На сегодняшний день ситуация на российском рынке рабочей силы заставляет работодателя искать молодых специалистов, в человеческий капитал которых можно вложить меньше инвестиций и получить большую эффективность от деятельности молодого специалиста. Тем более это актуально в период организационных изменений, сложного и неоднозначного для сотрудников процесса, который во всех организациях принимается с недоверием.

Каждый год в ОАО «РЖД» на постоянную работу трудоустраиваются около тридцати тысяч молодых людей, среди них есть и выпускники Омского государственного университета путей сообщения. В частности подготовку экономистов, менеджеров, финансистов, специалистов в области логистики, коммерции, бухгалтерского учета и др. ведет институт менеджмента и экономики. Непрерывное развитие человеческого потенциала молодых специалистов, будь то экономист или инженер, имеет важное значение для осуществления стратегии ОАО «РЖД». Особое значение приобретает рациональный характер формирования мотивационного поведения молодых специалистов, как основного кадрового резерва субъекта хозяйственной деятельности, управленческого резерва и источника человеческого потенциала.

На наш взгляд, мотивация специалиста начинает формироваться не на рабочем месте, а в процессе обучения в образовательных учреждениях и воспитания в семье. Ежегодно ОАО «РЖД», привлекая молодых специалистов, студентов железнодорожных вузов, колледжей, учащихся школьных и дошкольных учреждений, проводит различные мероприятия, конкурсы, выезды на структурные подразделения, реализует молодежные проекты и направления, такие как «Лидеры перемен», «Новое звено», «Команда 2030», конкурс молодых ученых.

Учреждаются именные стипендии, студенты привлекаются к работе в стройотрядах и к международному сотрудничеству [1]. Данные проекты и направления помогают понять потребности будущих и нынешних молодых специалистов холдинга «РЖД», способствуют процессу мониторинга ведущих мотивов сотрудников, позволяют оценить степень мотивированности сотрудников и будущих железнодорожников, способствуют проведению корректировки системы мотивации молодых специалистов холдинга, помогают поддерживать интерес к холдингу, формируют заинтересованность молодежи в работе.

В целях выявления основных мотивов выбора вуза и экономического направления в обучении, нами было проведено исследование по выявлению внутренней и внешней мотивации студентов института менеджмента и экономики ОмГУПС. Студентам было предложено заполнить специальную форму, составленную по методике изучения мотивации учения студентов педагогического вуза, разработанную С. А. Пакулиной и С. М. Кетько. Методика была адаптирована специально под цели исследования для студентов железнодорожных вузов. Она позволяет выделить во внешней и внутренней мотивации учения три группы мотивов: поступление в вуз, реально действующие профессиональные мотивы и их доминирование, определение уровней развития мотивации учения [2].

Каждому из 38 факторов в предложенной таблице (табл. 1) студенты присваивали баллы: 5 баллов — очень значимые факторы, 3 — 4 балла — значимые, 0 — 2 балла — незначимые. В исследовании приняли участие 36 студентов, из них 8 мужчин, 29 женщин в возрасте от 19 до 22 лет, обучающиеся на 4 — 5 курсах, из них по коммерческой форме обучения — 30 человек, бюджетной — 4 человека, по целевому направлению от ОАО «РЖД» — 2 человека.

По методике С. А. Пакулиной и С. М. Кетько внутреннюю мотивацию учения составляют внутренние мотивы поступления в вуз, широкие познавательные мотивы и релевантные профессиональные мотивы [2]. Мотивы поступления в вуз — это факторы под номерами 2, 3, 7, 8, 10, реально действующие мотивы учения — 13, 14, 15, 16, 24, профессиональные мотивы — 26, 27, 32, 34, 35. Максимально возможный показатель по каждой группе внутренних

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

Общие результаты исследования мотивов поступления и обучения в ОмГУПС студентов ИМЭК

Мотивы Количество человек, присвоивших соответствующие баллы

I. Какие факторы способствовали вашему выбору данного вуза для поступления?

1 Обучение на бюджетной основе 0-2 - 22, 3-4 — 9, 5 — 5

2 Обучение в профильном классе общеобразовательной школы 0-2 — 26, 3-4 — 9, 5 — 1

3 Желание получить высшее образование 0-2 — 1, 3-4 — 4, 5 — 31

4 Семейные традиции, желание родителей 0-2 — 13, 3-4 — 18, 5 — 5

5 Совет друзей, знакомых 0-2 — 19, 3-4 — 15, 5 — 2

6 Престиж, авторитет вуза и факультета 0-2 — 1, 3-4 — 18, 5 — 17

7 Интерес к профессии 0-2 — 3, 3-4 — 13, 5 — 20

8 Наилучшие способности именно в этой области 0-2 — 10, 3-4 — 21, 5 — 5

9 Стремление прожить беззаботный период жизни 0-2 — 18, 3-4 — 13, 5 — 5

10 Престиж получаемой квалификации 0-2 — 5, 3-4 — 20, 5 — 11

11 Случайность 0-2 — 26, 3-4 — 6, 5 — 4

12 Нежелание идти в армию (для юношей) 0-2 — 34, 3-4 — 2, 5 — 0

13 Возможности, предлагаемые вузом для реализации творческого потенциала 0-2 — 18, 3-4 — 15, 5 — 3

II. Какие факторы наиболее значимы для вас в процессе вашего обучения?

14 Успешно продолжить обучение на последующих курсах 0-2 — 5, 3-4 — 11, 5 — 20

15 Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» 0-2 — 2, 3-4 —14, 5 — 20

16 Приобрести глубокие и прочные знания 0-2 — 2, 3-4 — 11, 5 — 23

17 Быть постоянно готовым к очередным занятиям 0-2 — 4, 3-4 — 23, 5 — 9

18 Не запускать изучение учебных предметов 0-2 — 4, 3-4 — 22, 5 — 10

19 Не отставать от сокурсников 0-2 — 4, 3-4 — 19, 5 — 13

20 Выполнять педагогические требования 0-2 — 6, 3-4 — 22, 5 — 8

21 Достичь уважения преподавателей 0-2 — 4, 3-4 — 19, 5 — 13

22 Быть примером для сокурсников 0-2 — 11, 3-4 — 17, 5 — 8

23 Добиться одобрения окружающих 0-2 — 10, 3-4 — 17, 5 — 9

24 Избежать осуждения и наказания за плохую учебу 0-2 — 16, 3-4 — 13, 5 — 7

25 Получить интеллектуальное удовлетворение 0-2 — 5, 3-4 — 14, 5 — 17

26 Активно участвовать в студенческой жизни 0-2 — 12, 3-4 — 15, 5 — 9

III. Получение диплома дает вам возможность:

27 Самореализация 0-2 — 1, 3-4 — 8, 5 — 27

28 Иметь гарантию стабильности 0-2 — 2, 3-4 — 11, 5 — 23

29 Получить интересную работу 0-2 — 3, 3-4 — 5, 5 — 28

30 Получить высокооплачиваемую работу 0-2 — 2, 3-4 — 8, 5 — 26

31 Работать в государственных структурах 0-2 — 15, 3-4 — 15, 5 — 6

32 Работать в частных организациях 0-2 — 5, 3-4 — 19, 5 — 12

33 Работать в компании ОАО «Российские железные дороги» 0-2 — 21, 3-4 — 9, 5 - 6

34 Основать свое дело 0-2 — 2, 3-4 — 10, 5 — 24

35 Обучения в аспирантуре 0-2 — 22, 3-4 — 9, 5 — 5

36 Самосовершенствования 0-2 — 2, 3-4 — 8, 5 — 26

37 Диплом сегодня ничего не дает 0-2 — 20, 3-4 — 13, 5 — 3

38 Достичь социального признания, уважения 0-2 — 5, 3-4 — 19, 5 — 12

Результаты исследования внутренних и внешних мотивов студентов ИМЭК

Внутренние мотивы Сумма баллов Сумма баллов, умноженная на 1,25 Внешние мотивы Сумма баллов

Порядковый номер студента Мотивы поступления в вуз Реально действу- ющие мотивы Про- фессио- нальные мотивы Мотивы поступления в вуз Реально действу- ющие мотивы Про- фессио- нальные мотивы

Студент 1 23 19 17 59 73,75 15 31 26 72

Студент 2 14 0 10 24 30 13 5 15 33

Студент 3 22 23 20 65 81,25 20 31 33 84

Студент 4 23 22 22 67 83,75 22 28 31 81

Студент 5 11 17 20 48 60 11 14 27 52

Студент 6 21 15 17 53 66,25 17 26 25 68

Студент 7 13 12 12 37 46,25 12 25 20 57

Студент 8 18 15 15 48 60 18 20 24 62

Студент 9 14 16 13 43 53,75 15 17 26 58

Студент 10 14 23 15 52 65 17 29 29 75

Студент 11 18 19 19 56 70 23 23 30 76

Студент 12 21 24 16 61 76,25 29 33 27 89

Студент 13 18 20 19 57 71,25 17 25 22 64

Студент 14 22 23 21 66 82,5 19 32 29 80

Студент 15 13 18 16 47 58,75 9 26 25 60

Студент 16 10 2 18 30 37,5 18 16 22 56

Студент 17 16 18 16 50 62,5 9 26 26 61

Студент 18 18 17 17 52 65 11 27 30 68

Студент 19 18 20 19 57 71,25 14 31 25 70

Студент 20 13 23 20 56 70 9 35 32 76

Студент 21 17 18 10 45 56,25 12 25 25 62

Студент 22 15 18 20 53 66,25 18 29 33 80

Студент 23 15 17 17 49 61,25 9 21 11 41

Студент 24 17 13 18 48 60 9 21 35 65

Студент 25 19 10 21 50 62,5 13 21 32 66

Студент 26 18 17 24 59 73,75 19 30 35 84

Студент 27 11 24 17 52 65 17 35 33 85

Студент 28 20 25 21 66 82,5 20 32 29 81

Студент 29 13 18 13 44 55 12 22 30 64

Студент 30 23 23 16 62 77,5 24 34 28 86

Студент 31 24 20 22 66 82,5 17 26 29 72

Студент 32 5 8 20 33 41,25 4 0 25 29

Студент 33 18 20 18 56 70 14 9 19 42

Студент 34 14 12 12 38 47,5 13 31 15 59

Студент 35 18 19 21 58 72,5 14 29 27 70

Студент 36 5 8 20 33 41,25 13 31 15 59

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

мотивов равен 25 баллам. Каждая группа мотивов в общей сумме баллов внутренней мотивации учения составляет одинаковый процент 33,3 %. Общая сумма баллов составляет максимально возможный показатель, равный 75 баллам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внутренняя мотивация характеризуется широкими учебно-познавательными мотивами, она предполагает удовлетворение и интерес от процесса обучения, получение обширных знаний. Внутренняя мотивация имеет тенденцию к научной деятельности и самостоятельности студента. Априори полагается, что чертами такой мотивации является желание решать сложные и объемные задачи, креативный подход.

Внешняя мотивация учения включает в себя внешние мотивы поступления в вуз, узкие учебнопознавательные мотивы и иррелевантные профессиональные мотивы. Мотивы поступления в вуз — это факторы под номерами 1, 4, 5, 6, 9, 11, 12, реально действующие мотивы учения — 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 профессиональные мотивы — 25, 28, 29, 30, 31, 33, 36. Максимально возможный показатель по каждой группе внешних мотивов равен 35 баллам. Общая сумма баллов составляет максимально возможный показатель, равный 105 баллам. С целью уравнивания баллов двух видов мотивации учения, сумма баллов, полученная по внутренней мотивации учения, умножается на 1,25.

Внешние мотивы не связаны с самим процессом учения, а подкреплены внешними стимулами. Следуя этой мотивации, студент старается не отставать от сокурсников, достичь уважения преподавателей, добиться одобрения окружающих, избежать осуждения и наказания, работать в частных организациях.

Учебная деятельность студентов с внешней мотивацией подкреплена и зависит от других, студенты предпочитают простые задания, подкрепленные оценкой. Познавательная деятельность слабая; креативность в учебном процессе является фактором стресса, со временем субъект учения приспосабливается к вузовской среде и в вузовской системе обучения.

Проанализировав данные ответов студентов (табл. 2), получаем, что внутренняя мотивация выше внешней мотивации у студентов под порядковыми номерами 1, 4, 5, 14, 17, 19, 23, 28, 31, 32, 33, 35, это составляет 33,3 % от общего количества опрашиваемых. Хотя количественное различие между показателями внешней и внутренней мотивацией незначительное, за исключением студента 5 (разница 8 баллов), 23 (разница 20,25 балла), 31 (разница 10,5 балла), 33 (разница 28 баллов).

Также можно выявить студентов с явно более высокой внутренней мотивацией поступления именно в железнодорожный вуз по сравнению с внешней мотивацией поступления. Это студенты: 1, 6, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 31, 33, 35. Студенты с определенно более высокими внутренними, чем внешними, реально действующими мотивами: 5, 32, 33. Респонденты с явно более высокой внутренней профессиональной мотивацией: 36.

Конечно, данные показатели по группам мотивов нельзя назвать полностью справедливыми для всех студентов, ведь для каждой группы внутренних мотивов наибольший показатель равен 25, а для групп внешних мотивов — 35. Однако респондент, отвечая на вопросы, может присвоить 0 баллов фактору, который не оказывает влияния на его учебную и дальнейшую профессиональную деятельность.

Можно сделать некоторые выводы: данные студенты как будущие сотрудники холдинга, у которых наблюдается высокая внутренняя мотивация, не нуждаются в тотальном контроле, больших усилиях руководителя по стимулированию труда. Им легче адаптироваться к корпоративным условиям. Будущие сотрудники будут адекватнее воспринимать ситуации неопределенности и недостатка информации на новом рабочем месте, предпочтут сами разобраться со сложностями рабочего процесса, смогут творчески и нестандартно подойти к корпоративным обязанностям.

Данная методика была использована не только для построения мотивационных структур студентов, но и в адаптированном под задачи исследования виде — для получения общей картины мотивированности студентов ИМЭК к обучению в железнодорожном вузе и работе в структурах ОАО «РЖД». Мы представили общие результаты исследования мотивов поступления и обучения в ОмГУПС студентов ИМЭК (табл. 1).

Исходя из полученных результатов преобладания внешних мотивов над внутренними, необходимо также выделить основные черты сотрудника с такой мотивацией. Такому сотруднику холдинга необходимо внешнее стимулирование труда. Скорее всего, мотивы к труду будут находиться за пределами трудовой деятельности сотрудника, поэтому есть малая вероятность, что его будет стимулировать сам процесс труда как таковой. Сотрудник будет следовать схеме избегания наказания и осуждения, будет стараться достичь организационного признания. Такой человек, несомненно, будет стремиться работать в организации, нежели осваивать собственный бизнес. Сотрудник будет стремиться к простым и понятным для него трудовым заданиям, не прибегая к творческим решениям проблемам, его можно стимулировать структурированностью в работе (как студент за определенный минимум получает удовлетворительно, так и сотрудник за четкое исполнение, получает вознаграждение). Возможно, таких молодых специалистов стимулировать проще, чем специалистов с высокой внутренней мотивацией к труду и обучению. Самомотивированным молодым специалистам нужны совершенно иные условия, нежели сотрудникам с высокой ориентацией на внешние стимулы. Вопрос лишь в том, кто из них эффективнее и как долго будет трудиться в холдинге, в частности в структурных подразделениях Омского региона, которые обеспечивают стратегическое развитие отрасли в части транспортировки главных ресурсов Сибири.

Исследование структуры мотивов будущих молодых специалистов холдинга «РЖД» решает такие практические задачи как осуществление более эффективной расстановки персонала организации, наилучшего использования потенциала молодого сотрудника компании, повышение мотивации к труду за счет индивидуального подхода к процессу мотивирования и с учетом индивидуальных мотивационных особенностей сотрудников.

Библиографический список

1. Молодежные проекты [Электронный ресурс]. — М. : Молодежный официальный сайт ОАО «РЖД». — Режим доступа: http://young.rzd.ru (дата обращения: 01.01.2013).

2. Кетько С. М., Пакулина С. А. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза [Электронный ресурс]. — М. : Психологическая наука и образование :

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.