УДК 338.47
А. С. КАЗАНЦЕВА О. М. КИРИЛЮК
Омский государственный университет путей сообщения
ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВУЗОВ_
В статье описаны результаты исследования структуры мотивации к учебной деятельности студентов Омского и Сибирского государственных университетов путей сообщения. Результатом исследования является разделение выборки на студентов с более сильной внешней и студентов с более сильной внутренней мотивацией к учебной деятельности. Кроме того, выделены студенты с более сильными внутренними и внешними мотивами поступления в вуз, реально действующими и профессиональными. Даны рекомендации по мотивации будущих молодых специалистов компании «Российские железные дороги» с разной мотивационной структурой.
Ключевые слова: мотивационная структура, внешняя и внутренняя мотивация, молодые специалисты, студенты железнодорожных вузов, профессиональные мотивы.
Проблема мотивации персонала российских компаний одна из самых острых. Последствия экономического кризиса 2008 года, нестабильное восстановление экономических показателей последующих годов, замедление показателей роста в 2014 году и скромные прогнозы 2015 года делают высшие потребности среднего класса не столь значительными, а специалистами движет желание сохранить свою работу, а не увеличивать производительность труда для получения вознаграждения и поощрения. Парадоксально, но наравне с этим среди молодого поколения прослеживается тенденция смены
материальной мотивации на невещественную.
Так или иначе, увеличение роли информационных технологий и инноваций делают наивысшей ценностью компаний человеческий капитал. Для работодателя важно оценить тот трудовой потенциал, который несет в себе его сотрудник, и выработать определенный механизм его мотивации. Особенно важно данное обстоятельство при условии, если этот сотрудник — молодой специалист без трудового опыта.
Однако уже в период обучения будущие молодые специалисты, будучи студентами, демонстрируют различное поведение в учебной деятельности. Как правило, студенты, которые сознательно выбирают вуз и любят свою специальность, оказываются более подготовленными и мотивированными к занятости по специальности [1].
Целью исследования является изучение мотивационной структуры студентов Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) инженерно-экономического факультета (ИЭФ) и студентов Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС) института автоматики, телекоммуникаций и информационных технологий (ИАТИТ), электромеханического факультета (ЭМФ). Результаты исследования мотиваци-онной структуры студентов института менеджмента
и экономки (ИМЭК) ОмГУПС, полученные и опубликованные ранее, добавлены к общим результатам исследования [2].
В исследовании, проводившемся в период с 2010-го по 2012 годы, участвовали 132 студента (72 мужчины и 60 женщин) с первого по пятый курс в возрасте от 19 до 23 лет. 55 студентов обучались на коммерческой основе, 31 — на бюджетной, по целевому направлению ОАО «РЖД» — 35 респондентов, 11 — не указали форму обучения.
В исследовании использована методика Па-кулиной С. А., и Кетько С. М., адаптированная под цели исследования, благодаря которой мы выделили среди выборки студентов с более сильной внешней или внутренней мотивацией к учебной деятельности [3]. Структура мотивации, согласно методике, состоит из трех групп мотивов: поступления в вуз, реально действующих, профессиональных мотивов. Методика изучения мотивации предполагает оценку респондентами значимости различных факторов в выборе вуза, в процессе обучения, в получении диплома о высшем образовании.
На основе полученных оценок формируется сумма баллов по внешним группам мотивов и внутренним группам мотивов. Соответственно, мы можем выявить студентов преобладающим видом мотивации и направить соответствующим образом мотивационные усилия.
Внутренняя мотивация основана на самостоятельности в осуществлении учебной деятельности, на внутреннем желании достижения профессионализма, осознанности собственных шагов к определенному результату. То есть студенты с более сильной внутренней мотивацией самостоятельны в выборе вуза и специальности, понимают, для чего осуществляют этот выбор. Они адекватно оценивают свои способности и природные данные, которые составляют основу их человеческого капитала, и проявляют учебный интерес именно к той
0 от
Е
Т
области и тому вузу, где по-настоящему смогут их применить. Они сознают особую значимость получения прочных и глубоких знаний и связывают этот процесс с получением высших баллов, предусмотренных системой оценки вуза.
Внутренняя мотивация является активной составляющей мотивационной структуры человека, она предполагает в ходе обучения студента исследовательскую деятельность, а в трудовых процессах будет способствовать использованию нестандартных способов решения проблем. Работа в той сфере и в той компании, которая способна приносить удовлетворение, сама по себе будет являться вознаграждением для человека с более сильной внутренней мотивацией при условии умеренного контроля с внешней стороны, а его трудовое поведение будет вызывать чувство ответственности, определенную позицию и систему взглядов.
Внешнюю мотивацию составляют внешние мотивы, студенты с такой высокой мотивацией в большей степени нуждаются во внешнем стимулировании и подкреплении их деятельности. В данном случае выбору вуза способствуют такие факторы, как возможность обучаться на бюджетной основе, желание родителей и советы друзей, близость расположения и престижность вуза, возможность отложить период принятия взрослых решений, случайные факторы. Мотивы учебной деятельности ограничиваются желанием не отставать от сокурсников, выполнением необходимых требований, получением одобрения окружающих. Специалисты с такой мотивационной структурой стремятся к стабильной и высокооплачиваемой работе, а самосовершенствование выступает как самостоятельная цель.
Полученные данные по внешней и внутренней мотивации студентов представлены в таблицах 1—3. Данные по исследованию мотивации студентов ИМЭК опубликованы ранее [2]. Проанализировав данные таблиц, получаем, что внутренняя мотивация выше внешней мотивации у студентов под порядковыми номерами — 1, 4, 5, 14, 17, 19, 23, 28, 31, 32, 33, 35 (респонденты ИМЭК ОмГУПС); 3, 4, 6, 7, 11, 13, 14, 15, 22, 23, 26, 27, 29 (респонденты ИАТИТ ОмГУПС); 6, 10, 14, 18, 20, 23, 28, 30, 31 (респонденты ЭМФ ОмГУПС); 4, 11, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 22, 25, 28, 30, 31 (респонденты ИЭФ СГУПС). Что составляет 36,43 % от общего количества опрашиваемых, корректно, заполнивших опросную форму (129). Хотя количественное различие между показателями внешней и внутренней мотивацией незначительное, за исключением студентов ИМЭК: 5 (разница 8 баллов), 23 (разница 20,25 баллов), 31 (разница 10,5 баллов), 33 (разница 28 баллов); студентов ИАТИТ: 3 (разница 16,75 баллов), 4 (разница 14,75 баллов), 13 (разница 8,75 баллов), 14 (разница 15,5 баллов), 27 (разница 23,5 баллов); студентов ЭМФ: 18 (разница 13 баллов); студентов ИЭФ: 15 (разница 10,25 баллов), 16 (разница 11 баллов), 19 (разница 11,5 баллов), 21 (разница 11 баллов), 28 (разница 10,5 баллов).
Также можно выявить студентов с более высокой внутренней мотивацией поступления именно в железнодорожный вуз по сравнению с внешней мотивацией поступления. Это студенты ИМЭК: 1, 6, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 31, 33, 35; ИАТИТ: 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 25, 26, 27, 29; ЭМФ: 8, 14, 17, 18, 20, 23, 24, 26, 28, 30, 31, 32; ИЭФ: 4, 11, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 28, 29, 30, 32.
Студенты с более высокими внутренними, чем внешними, реально действующими мотивами: ИМЭК: 5, 32, 33; ИАТИТ: 10, 27; ЭМФ: 5, 23, 30; ИЭФ: 4, 8, 14, 15, 16, 19, 22, 28.
Респонденты с более высокой внутренней профессиональной мотивацией: ИМЭК — 36.
Обучение, как один из важнейших видов деятельности человека, влияет на мотивационную и психологическую готовность к дальнейшей трудовой деятельности. Учебная активность создает профессиональный потенциал будущего специалиста [4].
Для социально-трудового прогноза наибольшую ценность представляет третья группа направленных на будущий период профессиональных мотивов, в которой все профессиональные мотивы разделены на релевантные и иррелевантные. К релевантным относятся мотивы: самореализации; достичь социального признания, уважения; обучения в аспирантуре; работать в частных организациях; основать свое дело. К иррелевантным мотивам: иметь гарантию стабильности; получить интересную работу; получить высокооплачиваемую работу; самосовершенствования; работать в ОАО «РЖД»; работать в государственных структурах.
Анализируя ответы респондентов на третью группу вопросов, выявляющую профессиональные мотивы, было выяснено, что большинство студентов поставили максимальный балл при ранжировании преимуществ получения диплома вуза, в котором они обучаются, — получению высокооплачиваемой работы (внешний мотив), самореализации (внутренний мотив), получению интересной работы (внешний мотив), самосовершенствованию (внешний мотив) и возможности иметь гарантию стабильности (внешний мотив). 34 студента считают, что диплом вуза, в первую очередь, дает возможность работать в холдинге «РЖД». Именно этот профессиональный мотив является одним из ведущих внешних побуждений готовиться к профессии железнодорожника в ходе учебной деятельности.
Возникает вопрос: как мотивировать молодых специалистов, приходящих в структуру ОАО «РЖД», к труду, которые во время учебы в вузе имели ту или иную мотивационную структуру? Несомненно, взаимосвязь мотивации учения студента и трудовой мотивации молодого специалиста заслуживает более тщательного изучения. Однако в целом можно сделать общие выводы.
Можно предполагать, что студенты с определенно более высокой внутренней мотивацией, доля которых составляет чуть больше трети, будут более подготовлены к труду, благодаря истинному интересу к профессиональным знаниям и практическим навыкам будущей деятельности. В трудовой среде необходимо дать возможность применения полученных в вузе знаний и оправдания ожиданий молодых специалистов, осуществляя умеренный контроль, оценивать потенциал специалиста и показывать перспективы роста [5, 6].
Мотивация молодых специалистов с преобладающей внешней мотивацией учения, на наш взгляд, будет отличаться более тщательным подходом к постановке трудовых целей, формированию заинтересованности к профессии, более глубоким мониторингом профессиональных знаний и их применением на практике, более тщательным контролем, использованием положительных и отрицательных подкреплений, погружением в производственную среду и приобщением к корпоративным ценностям
Результаты исследования мотивационной структуры студентов ИАТИТ (ОмГУПС)
Внутренние мотивы Внешние мотивы
Номер студента Мотивы поступления в вуз Реально действующие мотивы Профессиональные мотивы Сумма баллов Сумма, умноженная на 1,25 Мотивы поступления в вуз Реально действующие мотивы Профессиональные мотивы Сумма баллов
Студент 1 20 25 22 67 83,75 18 35 32 85
Студент 2 14 19 14 47 58,75 16 24 28 68
Студент 3 23 21 15 59 73,75 7 21 29 57
Студент 4 25 12 18 55 68,75 5 21 28 54
Студент 5 8 7 6 21 26,25 12 19 21 52
Студент 6 17 16 18 51 63,75 И 26 22 59
Студент 7 13 5 0 18 22,5 8 8 0 16
Студент 8 18 19 11 48 60 17 24 22 63
Студент 9 19 14 14 47 58,75 18 22 25 65
Студент 10 9 16 10 35 43,75 16 15 27 58
Студент 11 19 18 12 49 61,25 9 22 26 57
Студент 12 22 18 19 59 73,75 23 23 29 75
Студент 13 23 16 20 59 73,75 10 26 29 65
Студент 14 16 17 5 38 47,5 4 21 7 32
Студент 15 21 20 15 56 70 20 23 21 64
Студент 16 17 13 10 40 50 14 25 19 58
Студент 17 21 18 19 58 72,5 19 35 26 80
Студент 18 18 22 18 58 72,5 16 32 34 82
Студент 19 23 17 16 56 70 18 31 29 78
Студент 20 22 13 16 51 63,75 21 21 24 66
Студент 21 15 15 8 38 47,5 12 18 27 57
Студент 22 19 18 14 51 63,75 10 27 21 58
Студент 23 24 20 16 60 75 20 28 22 70
Студент 24 16 15 18 49 61,25 23 19 21 63
Студент 25 21 18 16 55 68,75 И 29 29 69
Студент 26 21 15 16 52 65 И 24 25 60
Студент 27 23 20 23 66 82,5 13 18 28 59
Студент 28 20 14 21 55 68,75 20 24 26 70
Студент 29 23 18 21 62 77,5 15 28 34 77
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (141) 2015
Таблица 2
Результаты исследования мотивационной структуры студентов ЭМФ (ОмГУПС)
Внутренние мотивы Внешние мотивы
Номер студента Мотивы поступления в вуз Реально действующие мотивы Профессиональные мотивы Сумма баллов Сумма, умноженная на 1,25 Мотивы поступления в вуз Реально действующие мотивы Профессиональные мотивы Сумма баллов
Студент 1 20 21 19 60 75 21 27 31 79
Студент 2 16 16 18 50 62,5 17 23 29 69
Студент 3 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Студент 4 13 19 20 52 65 17 29 33 79
Студент 5 21 23 18 62 77,5 31 18 29 78
Студент 6 23 19 21 63 78,75 29 25 24 78
Студент 7 24 20 21 65 81,25 26 29 27 82
Студент 8 25 25 21 71 88,75 21 33 35 89
Студент 9 16 12 9 37 46,25 21 23 19 63
Студент 10 21 19 21 61 76,25 21 23 32 76
Студент 11 24 17 20 61 76,25 31 32 25 88
Студент 12 19 18 18 55 68,75 23 28 29 80
Студент 13 18 19 16 53 66,25 22 29 31 82
Студент 14 20 20 15 55 68,75 13 26 23 62
Студент 15 16 10 18 44 55 20 24 26 70
Студент 16 20 15 22 57 71,25 22 28 23 73
Студент 17 7 15 16 38 47,5 0 23 26 49
Студент 18 16 17 15 48 60 13 18 16 47
Студент 19 17 20 14 51 63,75 18 26 29 73
Студент 20 23 23 20 66 82,5 17 27 33 77
Студент 21 19 19 10 48 60 19 24 27 70
Студент 22 13 20 8 41 51,25 27 23 21 71
Студент 23 14 12 11 37 46,25 12 10 17 39
Студент 24 17 17 6 40 50 8 24 21 53
Студент 25 7 16 5 28 35 14 31 17 62
Студент 26 17 13 14 44 55 16 20 24 60
Студент 27 20 16 11 47 58,75 28 23 22 73
Студент 28 12 13 17 42 52,5 8 16 26 50
Студент 29 18 11 13 42 52,5 19 29 16 64
Студент 30 21 19 14 54 67,5 20 17 28 65
Студент 31 16 13 13 42 52,5 И 17 22 50
Студент 32 14 15 10 39 48,75 13 20 16 49
Студент 33 16 15 18 49 61,25 21 26 22 69
Результаты исследования мотивационной структуры студентов ИЭФ (СГУПС)
Внутренние мотивы Внешние мотивы
Номер студента Мотивы поступления в вуз Реально действующие мотивы Профессиональные мотивы Сумма баллов Сумма, умноженная на 1,25 Мотивы поступления в вуз Реально действующие мотивы Профессиональные мотивы Сумма баллов
Студент 1 18 14 15 47 58,75 19 35 33 87
Студент 2 21 22 18 61 76,25 23 31 31 85
Студент 3 15 15 17 47 58,75 24 26 23 73
Студент 4 15 17 16 48 60 14 14 31 59
Студент 5 18 14 18 50 62,5 25 25 39 89
Студент 6 12 16 18 46 57,5 12 24 31 67
Студент 7 15 14 20 49 61,25 18 21 33 72
Студент 8 5 3 8 16 20 16 0 10 26
Студент 9 16 15 18 49 61,25 16 31 27 74
Студент 10 18 20 18 56 70 20 28 22 70
Студент 11 20 19 15 54 67,5 17 23 27 67
Студент 12 17 18 15 50 62,5 16 27 31 74
Студент 13 18 18 18 54 67,5 14 22 27 63
Студент 14 5 3 8 16 20 16 0 10 26
Студент 15 22 22 9 53 66,25 15 20 21 56
Студент 16 19 19 18 56 70 15 18 26 59
Студент 17 19 23 14 56 70 21 31 30 82
Студент 18 22 14 18 54 67,5 20 28 32 80
Студент 19 19 22 13 54 67,5 9 19 28 56
Студент 20 20 15 13 48 60 6 20 33 59
Студент 21 20 20 20 60 75 12 20 32 64
Студент 22 18 17 17 52 65 12 16 30 58
Студент 23 17 15 12 44 55 9 26 33 68
Студент 24 25 21 21 67 83,75 22 33 32 87
Студент 25 19 17 20 56 70 12 28 24 64
Студент 26 23 23 21 67 83,75 26 34 33 93
Студент 27 18 18 16 52 65 20 24 27 71
Студент 28 18 20 16 54 67,5 13 14 30 57
Студент 29 17 17 4 38 47,5 9 27 27 63
Студент 30 15 17 18 50 62,5 И 23 20 54
Студент 31 21 20 16 57 71,25 24 24 20 68
Студент 32 15 15 10 40 50 9 21 25 55
[4, 7, 8]. Возможны также: ротация молодых специалистов в наиболее сплоченные отделы, работа в связке с наиболее мотивированными сотрудниками, наставниками, особое внимание к достижениям молодых специалистов, оказание своевременной помощи.
Библиографический список
1. Янбарисова, Д. М. Работа во время учебы в вузах Татарстана: влияет ли она на успеваемость? / Д. М. Янбарисова // Вопросы образования. - 2014. - № 1. - С. 218-237.
2. Казанцева, А. С. Мотивы получения экономического образования в железнодорожном вузе / А. С. Казанцева // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2014. - № 1 (125). - С. 60-63.
3. Кетько, С. М. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] / С. М. Кетько, С. А. Пакулина // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 1. - Режим доступа : www.psyedu.ru (дата обращения: 01.01.2014).
4. Кулинич, Е. Н. Проектирование профессиональных перспектив молодых специалистов для железнодорожного транспорта : моногр. / Е. Н. Кулинич, А. Е. Росляков, С. А. Ветров. -Омск : ОмГУПС, 2009. - 122 с.
5. Росляков, А. Е. Корпоративность и корпоративная культура в современных условиях реформирования железнодо-
рожной отрасли / А. Е. Росляков // Инновационная экономика и общество. - 2014. - № 2 (4). - С. 73-79.
6. Ветров, С. А. Проектирование и организация научной работы студентов в условиях конкуренции между вузами / С. А. Ветров, А. Е. Росляков // Социально-экономические аспекты организации образования в сфере бизнеса : сб. ст. -Омск : Изд-во БОУДПО «ИРООО», 2009. - С. 69-72.
7. Кирилюк, О. М. Эффективное трудоустройство молодых специалистов как один из аспектов социальной политики и партнерства / О. М. Кирилюк // Социальная политика и социальное партнерство. - 2008. - № 1. - С. 31-35.
8. Давыдов, А. В. Как повысить эффективность системы премирования работников железнодорожного транспорта в условиях рынка / А. В. Давыдов // Вестник сибирского государственного университета путей сообщения. - 2012. -№ 26. - С. 5-13.
КАЗАНЦЕВА Анна Сергеевна, преподаватель кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции. Адрес для переписки: [email protected] КИРИЛЮК Ольга Михайловна, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.04.2015 г. © А. С. Казанцева, О. М. Кирилюк
УДК 332.34:711.144 М. В. КОЗИНА
Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина
МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ В РОССИИ_
Рассмотрены основные закономерности развития методики оценки земель в России с позиции законов диалектического развития. Такой подход позволяет правильно оценить особенности развития содержания и предложить основания для разработки новых методологических подходов к оценке земель, в том числе для формирования эффективной системы налогообложения и управления земельно-имущественным комплексом.
Ключевые слова: земля, городские земли, оценка земли, земельные отношения, оценка, экономическая эффективность.
В русскоязычной традиции «методология» имеет смысл научных основ любого знания [1]. Наиболее совершенной методологией познания и анализа сложных природных, социальных процессов в их развитии является диалектика. Существуют три главных закона диалектического развития, которые отвечают на следующие вопросы: как происходит развитие? почему оно совершается? что получается в итоге?
Современные исследования в области методических основ кадастровой оценки земли рассматриваются с точки зрения развития ее основных исторических этапов в России и за рубежом. Мы рассмотрим развитие методологии оценки земельных ресурсов с позиции законов диалектического развития, поскольку проблема создания эффективной системы налогообложения недвижимости для современной России с ее огромной территорией
упирается в решение проблем методологического характера.
Первыми попытками оценить объективные свойства земли, не зависящие от человека, были у землевладельцев Древней Руси [2], которые знали из повседневного опыта, что земли, различные по своим внешним признакам, обладают различным плодородием. Большая потребность в изучении почв России, в разделении почв по их качеству и уровню плодородия возникла после отмены крепостного права. Именно тогда значительно расширилась внешняя торговля, потребовавшая усиленного экспорта сельскохозяйственных продуктов. В это время закладывались научные основы качественной оценки земель, а именно, бонитировки почв. К этому периоду относится начало научной деятельности В. В. Докучаева, который считал, что правильная бонитировка почв возможна только в том случае,