Научная статья на тему 'Мотивирующее оценивание на уроках физической культуры: опыт постановки проблемы'

Мотивирующее оценивание на уроках физической культуры: опыт постановки проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1559
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PHYSICAL TRAINING LESSONS / ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / THE MOTIVATING PRINCIPLES OF ASSESSMENT / МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / LEARNING MOTIVATION / ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / INTERNAL MOTIVATION / МОТИВИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ / MOTIVATING THE EVALUATION STRUCTURE OF THE EVALUATION PROCESS / СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОЦЕНИВАНИЯ / EVALUATION OF LEARNING OUTCOMES / ПРИНЦИПЫ МОТИВИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ / ДИАГНОСТИКА ОБУЧЕНИЯ / TRAINING / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / FEEDBACK / DIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова А.В., Черник В.Э.

Ряд нормативно-правовых документов последнего времени ориентируют систему образования в нашей стране на воспитание у учащейся молодежи устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом. По мнению авторов, эта задача может быть успешно решена при реализации определенных условий, стимулирующих формирование потребности в регулярных самостоятельных занятиях физической культурой. В этой связи в статье раскрывается сущность мотивирующего оценивания. Его цель состоит в формировании и усилении мотивации обучающихся к изучению предмета, к освоению различных форм и навыков учебной деятельности. Раскрываются принципы мотивирующего оценивания, а также его компоненты: диагностика достижений обучающихся и пробелов в освоении учебного материала и в личностном развитии; обратная связь, суть которой в передаче обучающемуся информации, стимулирующей его внутреннюю мотивацию. Приводятся примеры форм работы, которые может реализовать в своей деятельности учитель физической культуры. Делается вывод о преимуществах мотивирующего оценивания перед традиционной системой оценивания. К ним авторы относят снижение стрессового напряжения у школьников, стимулирование внутренней мотивации, основанной на интересе к изучению предмета, обеспечение организации учебного процесса на основе сотрудничества и доверия между учителем и учеником, повышение эффективности учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL ASSESSMENT AT PHYSICAL TRAINING LESSONS: SETTING PROBLEM EXPERIENCE

A set of legal and regulatory documents of recent times focuses our country’s system of education on upbringing youth for stable interests to regular physical trainings and sport. According to the authors’ opinion this objective can be solved successfully with a conditions’ set realization; these conditions stimulate formation of physical trainings’ demand. Taking into account this fact the paper exposes an essence of motivational assessment. The main aim of this assessment is formation and strengthening of students’ motivation to the subject’s studying, mastering of different forms and skills of educational activity. The authors explain principles of motivational assessment and its components: diagnostics of achievements and gaps in educational material’s studying and personal development; feedback for stimulation of a student′s motivation. The article provides the examples of work forms which can be realized during physical training lessons. There is a conclusion about advantages of motivational assessments in comparison with traditional one. The authors underline a reduction of stress, stimulation of motivation, based on subject’s studying, educational process organization support on the base of collaboration and trust between teachers and students, educational process’ efficiency growth.

Текст научной работы на тему «Мотивирующее оценивание на уроках физической культуры: опыт постановки проблемы»

A.В. Кириллова, канд. пед. наук, доцент, кафедра физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности,

B.Э. Черник, канд. пед. наук, доцент, кафедра педагогики, Мурманский арктический государственный университет,

г. Мурманск, Россия,

kirillova1403@yandex.ru,

chernikval@mail.ru

МОТИВИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ОПЫТ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ

Ряд нормативно-правовых документов последнего времени ориентируют систему образования в нашей стране на воспитание у учащейся молодежи устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом. По мнению авторов, эта задача может быть успешно решена при реализации определенных условий, стимулирующих формирование потребности в регулярных самостоятельных занятиях физической культурой. В этой связи в статье раскрывается сущность мотивирующего оценивания. Его цель состоит в формировании и усилении мотивации обучающихся к изучению предмета, к освоению различных форм и навыков учебной деятельности. Раскрываются принципы мотивирующего оценивания, а также его компоненты: диагностика достижений обучающихся и пробелов в освоении учебного материала и в личностном развитии; обратная связь, суть которой - в передаче обучающемуся информации, стимулирующей его внутреннюю мотивацию. Приводятся примеры форм работы, которые может реализовать в своей деятельности учитель физической культуры. Делается вывод о преимуществах мотивирующего оценивания перед традиционной системой оценивания. К ним авторы относят снижение стрессового напряжения у школьников, стимулирование внутренней мотивации, основанной на интересе к изучению предмета, обеспечение организации учебного процесса на основе сотрудничества и доверия между учителем и учеником, повышение эффективности учебного процесса.

Ключевые слова: физическая культура, уроки физической культуры, оценка образовательных результатов, мотивация обучения, внутренняя мотивация, мотивирующее оценивание, структура процесса оценивания, принципы мотивирующего оценивания, диагностика обучения, обратная связь.

Одним из направлений государственной политики в сфере развития физической культуры и спорта в Российской Федерации является модернизация системы физического воспитания в образовательных организациях с целью сохранения и укрепления здоровья детей, совершенствования их физического развития, повышения уровня физической подготовленности и вовлеченности в регулярные и систематические занятия физическими упражнениями. На это же ориентирует и Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы1. Кроме

того, государством определен комплекс мер, направленных на достижение данных целей: развитие инфраструктуры для массовых занятий физической культурой, создание в общеобразовательных организациях спортивных классов, совершенствование программ повышения квалификации учителей физической культуры и тренеров по видам спорта, расширение системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся и др.2

Однако эти меры внешнего характера сами по себе не гарантируют развития

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

интереса у детей к занятиям физической культурой и спортом, снижения числа обучающихся, которые «отсиживаются» на скамейке во время уроков физкультуры. В этой связи актуальным стано- -

вится поиск внутренних ресурсов для повышения эффективности учебного процесса по физической культуре. Одним из них, по нашему убеждению, может стать новый подход к оцениванию учебной деятельности и достижений обучающихся на уроках по физической культуре.

Проблема оценивания, пожалуй, столь же древняя, как и само обучение. На протяжении веков в педагогической науке и практике пытаются выработать не только критерии оценки эффективности обучения, но и найти такой способ оценивания, который не рассматривался бы как устрашающий жупел, но был бы стимулом к дальнейшему развитию, самосовершенствованию обучающегося. Различные - порой диаметрально противоположные - подходы к оценке в разные исторические периоды представлены основоположником иезуитского воспитания И. Лойолой и родоначальником педагогической науки нового времени Я. А. Комен-ским, М.В. Ломоносовым и К. Д. Ушинским, С. Т. Шацким и И. А. Каировым, Б. Г. Ананьевым и В.А. Сухомлинским, В.П. Беспалько и Ш. А. Амонашвили и др.

Широкий спектр проблем, связанных с оценкой в современных условиях модернизации образования, исследуется В.А. Болотовым, Н.М. Борытко, В.И. Звонниковым, Г.Ф. Карповой, Ф.В. Костылевым, В.В. Лаптевым, Е.А. Михайлычевым, Н.Ф. Роди-чевым, И.А. Сасовой, А.П. Тряпицыной, М.Б. Челышковой и др. При несомненной новизне подходов этих и других авторов к проблеме и попыток изменения ими отдельных звеньев в цепи контрольно-оценочной деятельности следует, тем не менее, говорить о сохранении субъект-объектного основания традиционного взгляда на оценку. Это можно отнести и к исследованиям, вы-

На протяжении веков в педагогической науке и практике пытаются выработать не только критерии оценки эффективности обучения, но и найти такой способ оценивания, который не рассматривался

бы как устрашающий жупел, но был бы стимулом к дальнейшему развитию, самосовершенствованию обучающегося.

полненным на материалах занятий физической культурой.

Анализ имеющихся исследований, а также образовательных практик позволяет говорить о том, что, используя существующую пятибалльную систему оценивания, учитель при выставлении отметки, с одной стороны, старается объективно отразить уровень владения учебным материалом школьника. С другой, -он использует ее как инструмент поощрения за старание или наказания за недостаточное трудолюбие, допущенную ошибку, дисциплинарное нарушение. В этой связи в каждый момент выставления отметки учитель принимает решение, какова в ней доля объективной оценки знаний, а какова - доля стимула к повышению мотивации. Причем эти доли могу варьироваться от 0 до 100%. Чаще всего отметки за сдачу контрольных нормативов по физической культуре более объективны, а, например, «двойка» за некачественно выполненное физическое упражнение на уроке или «пятерка» за участие в соревнованиях являются, соответственно, наказанием или поощрением. Данный эффект, с одной стороны, не позволяет только по отметкам оценить фактический уровень владения материалом предмета школьником, с другой, - подтверждает использование отметки в обучении как средства поощрения или наказания.

Поощрение, или более широко используемый в психологии мотивации термин «вознаграждение», является инструментом внешней мотивации. В ходе психологических исследованиях установлено, что «если человек вознаграждается за нечто, что он делает или сделал по собственному желанию, то такое вознаграждение будет способствовать ослаблению интринсивной (внутренней) мотивации»3. Мотивация к изучению предмета, основанная на интересе, является внутренней. Таким образом, отметка как вознаграждение ослабляет внутреннюю мотивацию. Наблюдается эффект смещения,

когда изучение предмета представляет собой не самоценную задачу, а выступает условием получения вознаграждения.

Именно поэтому зачастую школьники, хорошо физически развитые или занимающиеся во внеучебное время в учреждениях дополнительного образования со спортивной направленностью, приходят только на контрольные уроки по физической культуре, так как знают, что их уровень физической подготовленности позволяет им успешно справляться со всеми школьными нормативами. К тому же учитель физической культуры поставит им отличные отметки за участие в межшкольных состязаниях, где они представляют образовательную организацию, а также в соревнованиях более высокого ранга. Обучающиеся с более низким уровнем физической подготовленности удовлетворительно справляются с нормативными требованиями на контрольных уроках по физической культуре, поэтому они стараются получать более высокие отметки на других уроках за выполнение текущих двигательных заданий. Таким образом, есть основания утверждать, что в современной практике изучения физической культуры наблюдается смещение мотивации обучающихся с освоения содержания образования, с достижения личностных результатов (индивидуальное физическое и личностное развитие) на получение хороших отметок.

В этой связи актуальной становится научная дилемма, может ли оценочная деятельность (оценивание) -учителя физической культуры стимулировать внутреннюю мотивацию обучающихся и быть по сути мотивирующей.

В данной работе оценивание, имеющее своей целью формирование и усиление мотивации обучающихся к изучению предмета, к освоению различных форм

Мотивация к изучению предмета, основанная на интересе, является внутренней. Таким образом, отметка как вознаграждение ослабляет внутреннюю мотивацию. Наблюдается эффект смещения, когда изучение предмета представляет собой не самоценную задачу, а выступает условием получения вознаграждения.

с идеями Б.Ф. Скиннера и весьма неоднозначно характеризуются и оцениваются в трудах зарубежных и отечественных исследователей, тем более если принять во внимание временную разницу между появлением работ самого Б.Ф. Скиннера и трудов тех, где писалось о них5. Говоря об их сути применительно к исследуемой нами проблеме, считаем важным обратить внимание на следующее.

Главное состоит в том, что обучение должно строиться на основе правил подкрепления. Подкрепление - это событие, которое происходит во время или непосредственно по завершении желательного поведения и повышает вероятность повторения этого поведения в будущем. Это значит, что с помощью подкрепления нельзя обучить, к примеру, технике выполнения прыжка в длину с разбега способом согнув ноги, но можно способствовать тому, чтобы ученик захотел научиться выполнять данное двигательное действие. Соответственно, в основе мотивирующего оценивания лежат правила подкрепления, которые и послужили основанием для формулирования принципов мотивирующего оценивания:

1. Акцентирование внимания учителя на успехах и достижениях ученика, а не на неудачах (использование даже небольших положительных подкреплений более эффективно, чем чередование их с отрицательными).

2. Неиспользование слова «ошибка» (вместо понятия «ошибка», стимулирующего формирование негативной самооценки у ученика, используется понятие «точка роста»).

3. Индивидуализированный характер обратной связи (выбор в качестве эталона для сравнения собственных достижений каждого ученика, что повышает эффективность положительного подкрепления).

и навыков учебной деятельности, называется 4. Минимизация времени между дея-

мотивирующим. Его основой являются пси- тельностью и подкреплением (способствует

хологические теории оперантного научения повышению эффективности примененного

и социального научения4, которые связаны подкрепления).

5. Уверенность в поддержке (ученик должен быть уверен в том, что учитель всегда находится на его стороне и поможет ему разобраться в непонятом материале в случае возникновения затруднений).

Традиционно процесс оценивания представляет собой следующую последовательность действий: получение информации учителем, ее анализ, вынесение заключения по результатам проведенного анализа. Причем основное внимание уделяется вынесению заключения о работе, то есть определению заслуженной учеником отметки. Задача стимулирования внутренней мотивации обучающихся дополняет процесс оценивания двумя важными «фокусами внимания» учителя: а) диагностикой, направленной на выявление и фиксацию достижений обучающихся и пробелов в освоении учебного материала и в личностном развитии; б) обратной связью, заключающейся в передаче обучающемуся в процессе и по результатам выполнения работы информации, стимулирующей его внутреннюю мотивацию. Рассмотрим данные компоненты более подробно.

В мотивирующем оценивании мы считаем необходимым выделить три вида диагностики: входную, текущую (ситуативную) и итоговую.

Входная диагностика проводится перед началом изучения новой темы с целью выявить пробелы в освоении прошлого учебного материала, определить готовность к изучению нового. Особенность тематического планирования в программах по физической культуре для учащихся образовательных организаций6 заключается в том, что изучение учебного материала на уроках происходит блоками - по разделам (легкая атлетика, гимнастика, лыжный спорт, спортивные игры и др.). Освоив какой-либо из разделов в текущем учебном году, учащийся будет изучать более сложный учебный материал по этому же разделу физической подготовки только в следующем учебном году. В данной связи во время разработки измерительного инструментария входной диагностики необходимо уделить особое внимание подбору таких двигательных заданий по каждому виду физических упражнений, изученных в прошлом учебном году, которые позволили бы действительно выявить пробелы в сформированных двигательных умениях и навыках (например, искажение техники выполнения двигательного действия). Или можно попросить ученика устно объяснить технику выполнения двигательного действия и таким образом выявить неточности в за-

фиксированных в памяти основных опорных точках при его выполнении. Соответственно, учитель сможет выявить как остаточные знания, так и проблемные зоны, которые нуждаются в более детальной проработке на уроках.

По результатам входной диагностики учитель объединяет учащихся одного класса в три группы по уровню физической подготовленности и степени готовности к изучению нового учебного материала: группы с высоким, средним и низким уровнем подготовленности. Состав этих групп непостоянный, он может изменяться по усмотрению учителя. Для каждой из них необходимо подбирать не только разные по сложности задания, но и специальный набор диагностических измерителей, внося в него коррективы в ходе учебного процесса.

Текущая (ситуативная) диагностика проводится на каждом уроке для получения актуальной информации («здесь и сейчас») об уровне владения учебным материалом обучающимся и определения дальнейших направлений его развития, «точек роста». На уроках физической культуры данный вид диагностики может быть реализован в различных формах. Укажем их.

1. Наблюдение за выполнением учеником двигательных заданий (физических упражнений). Данная форма диагностики позволяет выявить, с одной стороны, правильность техники выполнения двигательного действия (соответствие исходного, промежуточного, конечного положений тела, амплитуды, длительности, темпа и других характеристик выполняемого движения его модельным характеристикам), обобщенные качественные характеристики (плавность или, наоборот, жесткость, угловатость выполнения; легкость или резкость; вялость или энергичность; своеобразие выполнения, наличие индивидуального стиля исполнения; эстетичность движения и др.). С другой, - проявления творческого подхода к решению какой-либо двигательной задачи,

лидерских качеств, наличия коммуникативных компетенций, способности поддержать другого, умение действовать в нестандартных ситуациях и т.д. Выявленные особенности выполнения техники физических упражнений или тактических приемов, а также проявления в процессе решения двигательной задачи индивидуальных личностных качеств конкретного ученика учителю физической культуры рекомендуется фиксировать в специальном протоколе наблюдения, который может быть разработан им на несколько уроков, посвященных одной теме, на отдельный урок или на конкретное двигательное задание.

2. Наблюдение за активностью ученика на уроке. Активность школьника на уроке физкультуры проявляется не только в физическом аспекте (то есть в любых двигательных действиях, совершаемых обучающимся при помощи силы мышц и сопровождающихся расходом энергии), но и в личностном. В этой связи важно обращать внимание на наличие стремления и желания решать поставленные двигательные задачи совместно с другими учащимися и самостоятельно, самому их определять и творчески искать пути и средства их решения, на проявление внутренней мотивации (для чего, с какой целью ученик приходит на урок физкультуры, что он хочет приобрести в результате занятия), готовность к целенаправленному взаимодействию, сотрудничеству с учителем и другими учащимися, целеустремленность, настойчивость, энергичность, инициативность, проявляемые в процессе выполнения заданий на уроке, и т.д.

3. Само- и взаимооценивание. Для использования данной формы диагностики на уроках по физической культуре учителю необходимо заранее определить и обсудить с учащимися критерии оценивания.

Самооценивание заключается в сравнении по определенным критериям самим обучающимся сформировавшегося в его собственном восприятии представления о пра-

Использование различных способов реализации обратной связи позволяет учителю физкультуры визуально продемонстрировать, а также устно проанализировать успешность продвижения ученика

по индивидуальной траектории развития как в плане освоения содержания учебного предмета, так и в плане личностного роста.

вильности выполненного им двигательного задания, соответствии техники исполненного им физического упражнения эталону, идеалу. В отличие от самооценивания, во время взаимооценивания сравнение с эталоном по определенным критериям и фиксацию затруднений производит другой обучающийся этого же класса (одноклассник/одноклассница). В этой связи необходимо на уроке организовывать работу в парах, тройках и т. д. - в группах.

Результаты данной формы диагностики или сразу обсуждаются с учителем, при наличии такой возможности, или фиксируются в специально подготовленных к уроку протоколах (рисунок).

В них нужно указать критерии для оценки техники физического упражнения, а также шкалу оценки по каждому критерию и условные обозначения. Например, при оценке правильности техники выполнения какого-либо элемента в акробатике или приема в игровых видах спорта знак «+», обведенный в кружок, ставится в протоколе, если упражнение выполнено в соответствии с предъявляемыми техническими требованиями, слитно, уверенно. Простой знак «+» ставится, когда упражнение выполнено слитно, свободно, но допущены незначительные отклонения от эталона. И ничего не выставляется в клеточке протокола, если обучающемуся необходимо еще потренироваться и продемонстрировать данное упражнение повторно. При необходимости обуча-

ющийся может отметить в протоколе, какие затруднения он испытывает при выполнении упражнения. Результаты само- и взаимооценивания обязательно анализируются и обсуждаются совместно с учителем.

Итоговая диагностика проводится за 1-2 урока до контрольного урока в виде пробной сдачи тестовых испытаний. Цель данного вида диагностики - выявить пробелы в освоении текущего учебного материала, проверить готовность обучающихся к итоговому контролю. По результатам итоговой диагностики при наличии сходных затруднений у школьников необходимо провести групповую «работу над ошибками», в случае индивидуальных затруднений - проработать их с конкретным учеником.

Вторым важным компонентом мотивирующего оценивания на уроках физической культуры является обратная связь, то есть передача обучающемуся по результатам диагностики определенным образом структурированной стимулирующей информации. Она оказывает корректирующее влияние как на сам процесс деятельности, так и на личностные качества ученика (самооценку, инициативность, активность, решительность, организованность и др.). В мотивирующем оценивании выделяется два вида обратной связи: актуальная (ориентирует обучающегося в его текущей деятельности) и прогностическая (предполагает, какую оценку может получить ученик на контрольном уроке при актуальном уровне компетенций).

Протокол оценки техники выполнения передачи мяча двумя руками сверху в волейболе

Выполнил(а)_Фамилия, имя Дата_

Соответствие техники выполнения идеалу, технический прием Фамилии контролирующих Правильность техники работы Амплитуда перемещений Целостность выполнения технического приема Кол-во передач, выполненных подряд, в стену

ног рук кистей

Фамилия ученика

Фамилия учителя физкультуры

Фамилия оцениваемого (самооценка)

Пример формы протокола оценки правильности выполнения двигательного задания

Обратная связь на уроке физкультуры может осуществляться в форме вербальной и невербальной эмоциональной поддержки; аналитических сообщений; дополнительных заданий; вербального и невербального порицания.

Особенность обратной связи, исходя из предметной специфики, заключается в том, что обычно она реализуется в устной форме. С внедрением идей мотивирующего оценивания на уроках физкультуры при необходимости можно использовать и письменные формы организации обратной связи. Вариантом письменной формы обратной связи может быть векторная диаграмма, на которой учитель отмечает динамику, индивидуальный рост обучающегося по каждому из критериев (векторов).

Для оценки успешности индивидуальных достижений обучающихся на уроках физкультуры в качестве критериев при составлении такой векторной диаграммы можно выбрать следующие: техника выполнения двигательного действия (эффективность и рациональность двигательного действия для достижения конкретных целей, соответствие основных опорных точек выполняемого двигательного действия эталону); креативность (творческий подход при решении двигательных задач, оригинальность); умение работать в команде (поддержка другого, доверие партнеру, способность объективно оценить свои шансы для достижения игровых целей и при необходимости уступить другому); достижение личностного результата (вера в себя, желание пробовать выполнять новые упражнения, стремление к преодолению трудностей и др.); стремление к саморазвитию (желание преодолевать себя, развиваться в выбранных направлениях); эстетичность движений (красота и изящество движений, пластичность исполнения, соответствие темпо-ритмических характеристик движения идеалу); способность применять сформированные двигательные навыки в разных заданиях, игровых ситуациях и т.д.; качество выполнения физических упражнений или заданий и др.

Таким образом, использование различных способов реализации обратной связи позволяет учителю физкультуры визуально

продемонстрировать, а также устно проанализировать успешность продвижения ученика по индивидуальной траектории развития как в плане освоения содержания учебного предмета, так и в плане личностного роста.

В целом, как показывает проведенное исследование, мотивирующее оценивание имеет ряд преимуществ перед традиционной системой оценивания учебных достижений обучающихся, которые заключаются в том, что такое оценивание способствует снижению стрессового напряжения у школьников благодаря акцентированию внимания на успехах и достижениях ученика, а не на неудачах (положительное подкрепление действия). Индивидуализированный характер обратной связи обуславливает выбор в качестве эталона собственных достижений каждого ученика, что повышает эффективность положительного подкрепления. Кроме того, мотивирующее оценивание обеспечивает организацию учебного процесса на основе сотрудничества, базирующегося на доверии между учителем и учеником в совместном достижении целей и решении задач обучения, что стимулирует внутреннюю мотивацию обучающихся, основанную на интересе к изучению предмета (смещение мотивации с получения хороших отметок на освоение содержания образования как самоценную задачу). А также предоставляет возможность получения достоверной информации об актуальном уровне владения предметным материалом обучающимся всем заинтересованным сторонам: учителю, самому ученику, родителям, администрации разного уровня, -благодаря отслеживанию учителем успешности продвижения ученика по индивидуальной образовательной траектории, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности учебного процесса.

Литература

1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70183566 /#block_1000#ixzz42DZKHCj7 (дата обращения: 01.03.2016).

2. Стратегия развития физической культуры М.: АСТ: АСТ Москва, 2009. С. 352-364; Аткин-и спорта в Российской Федерации на период сон Р.Л. Введение в психологию: учебник для сту-до 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://fiz- дентов университетов / под общ. ред. В.П. Зинчен-vosp.ru/assets/media/d1/ee/1370.pdf (дата обращения: ко, А.И. Назарова, Н.Ю. Спомиора. СПб.: Прайм-15.02.2016). ЕВРОЗНАК, 2003. 672 с.; Ждан А.Н. История пси-

3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. хологии. От античности к современности: учебник М.: Педагогика, 1986. Т. 2. С. 238. для вузов. М.: Академический Проект; Екатерин-

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основ- бург: Деловая книга, 2002. С. 322-324; Марцинков-ные положения, исследования и применение). ская Т.Д. История возрастной психологии: учебное СПб.: Питер Пресс, 1997. Гл. 7-8. пособие для вузов. М.: Академический Проект:

5. См.: Скиннер Б.Ф. Оперантное поведение // Трикста, 2010. С. 194-197; Ярошевский М.Г. Исто-Гальперин П.Я., Ждан А.Н. История зарубеж- рия психологии. М.: Мысль, 1985. С. 404-410. ной психологии (30-60-е гг. XX ст.): тексты. М.: 6. Физическая культура. 1-11 классы: комплекс -Изд-во МГУ, 1986. С. 60-95; Лефрансуа Г. При- ная программа физического воспитания учащихся кладная педагогическая психология. СПб.: Прайм- В. И. Ляха, А. А. Зданевича / авт.-сост. А. Н. Ка-ЕВРОЗНАК, 2005. С. 101-114; Хант М. История инов, Г. И. Курьерова. 3-е изд., испр. Волгоград: психологии / пер. с англ. А.В. Александровой. Учитель, 2014. С. 6.

MOTIVATIONAL ASSESSMENT AT PHYSICAL TRAINING LESSONS: SETTING PROBLEM EXPERIENCE

A.V. Kirillova, Candidate of Pedagogy, Docent, The department of physical training, sport and life security, V.E. Chernik, Candidate of Pedagogy, Docent, The department of pedagogy, Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia, kirillova1403@yandex.ru, chernikval@mail.ru

A set of legal and regulatory documents of recent times focuses our country's system of education on upbringing youth for stable interests to regular physical trainings and sport. According to the authors' opinion this objective can be solved successfully with a conditions' set realization; these conditions stimulate formation ofphysical trainings' demand. Taking into account this fact the paper exposes an essence of motivational assessment. The main aim of this assessment is formation and strengthening of students' motivation to the subject's studying, mastering of different forms and skills of educational activity. The authors explain principles of motivational assessment and its components: diagnostics of achievements and gaps in educational material's studying and personal development; feedback for stimulation of a student s motivation. The article provides the examples of work forms which can be realized during physical training lessons. There is a conclusion about advantages of motivational assessments in comparison with traditional one. The authors underline a reduction of stress, stimulation of motivation, based on subject's studying, educational process organization support on the base of collaboration and trust between teachers and students, educational process' efficiency growth.

Key words: physical culture, physical training lessons, evaluation of learning outcomes, learning motivation, internal motivation, motivating the evaluation structure of the evaluation process, the motivating principles of assessment, diagnosis, training, feedback.

References

1. Natsional'naia strategiia deistvii v interesakh Russian Federation from June 1, 2012 N 761)]. detei na 2012 - 2017 gody (utv. Ukazom Prezidenta Available at: http://base.garant.ru/70183566/#block_ RF ot 1 iiunia 2012 g. N 761) [The national strategy 1000#ixzz42DZKHCj7 (accessed 01.03.2016). of actions in interests of children on 2012 - 2017 2. Strategiia razvitiia fizicheskoi kul'tury i sporta years (appr. By the decree of the President of the v Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 g.

[Strategy of development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020]. Available at: http://fizvosp.ru/assets/media/d1/ ee/1370.pdf (accessed 15.02.2016).

3. Heckhausen H. Motivatsiia i deiatel'nost' v 2 t. [Motivation and activity in 2 vol.]. Moscow, Pedagogika Publ., 1986. Vol. 2. 408 p.

4. Hell L., Ziegler D. Teorii lichnosti (Osnovnye polozheniia, issledovaniia i primenenie) [Theories of personality (Basic provisions, research and application)]. St. Petersburg, Piter Press Publ., 1997. 609 p.

5. Gal'perin P.Ia., Zhdan A.N. Istoriia zarubezhnoi psikhologii (30-60-e gg. XX st.). Teksty [The history of foreign psychology (30-60-ies of XX century). Lyrics]. Moscow, Izdatel'stvo MGU Publ., 1986. 364 p; Lefransua G. Prikladnaia pedagogicheskaia psikhologiia [Applied educational psychology]. St. Petersburg, Praim-EVROZNAK Publ., 2005. 576 p.; Hunt M. Istoriia psikhologii [History of psychology]. Moscow, AST: AST MOSKVA Publ., 2009. 863 p; Atkinson R.L. Vvedenie v psikhologiiu. Uchebnik dlia studentov universitetov / Pod obshch. red. V.P. Zinchenko, A.I. Nazarova, N.Iu.

Spomiora [Introduction to psychology. Textbook for universities. Ed. by V.P. Zinchenko, A.I. Nazarov, N.Yu. Spomina]. St. Petersburg, Praim-EVROZNAK Publ., 2003. 672 p.; Zhdan A.N. Istoriia psikhologii. Ot antichnosti k sovremennosti: Uchebnik dlia vuzov [The history of psychology. From antiquity to modernity: a Textbook for high schools]. Moscow, Akademicheskii Proekt Publ.; Ekaterinburg, Delovaia kniga Publ., 2002. 573 p.; Martsinkovskaia T.D. Istoriia vozrastnoi psikhologii: Uchebnoe posobie dlia vuzov [The history of developmental psychology: textbook for universities]. Moscow, Akademicheskii Proekt Publ.; Triksta Publ., 2010. 311 p.; Iaroshevskii M.G. Istoriia psikhologii [History of psychology]. Moscow, Mysl' Publ., 1985. 575 p.

6. Fizicheskaia kul'tura. 1-11 klassy: kompleksnaia programma fizicheskogo vospitaniia uchashchikhsia V. I. Liakha, A. A. Zdanevicha / avt.-sost. A. N. Kainov, G. I. Kur'erova [Physical culture. 1-11 classes: a comprehensive program of physical education of students V.I. Lyakh, A.A. Zdanevich. The authors A.N. Koinov, G.I. Kurganova]. Volgograd, Uchitel' Publ., 2014. 171 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.