Ко второму уровню отнесем мотивацию, которая определяется интересом к определенному предмету, но носит узколичностный характер и отличается неустойчивостью.
Следующий уровень мотивации характеризуется наличием интереса к предмету и устойчивостью мотивационных образований, но в них отсутствуют социально значимые мотивы. Эта мотивация относится к третьему уровню.
Самый высокий (четвертый) уровень мотивации характеризуется четкой социальной направленностью наряду с предметной устойчивостью мотивационных образований.
Таким образом, с помощью тестов можно определить величину балла мотивации и установить уровень ее сформи-рованности. Законы внешней обусловленности мотивации и ее внутренней организации, а также интенсивности ее формирования к деятельности дают возможность активизировать потребности и мотивационные образования, а это значит, что посредством педагогических воздействий можно повышать уровень мотивации.
Бальная оценка мотивации не раскрывает ее полипараме-тричности и структурно-иерархического характера. Необходим учет социальной и предметной направленности, а также динамических свойств мотивации. Такой учет достигается подсчетом баллов по каждому из параметров мотивации.
Целенаправленное формирование мотивации, создание адекватных этой мотивации условий, учет всех параметров способствуют развитию познавательного интереса и повышению уровня притязаний обучаемых, что приводит к наступлению «мотивационного резонанса», а это, в свою очередь, отражается на уровне их компетентности.
Анализ уровней мотивации обучаемых показывает, что в начале учебного года мотивация определяется интересом к педагогической профессии, но отличается неустойчивостью и носит узколичностный характер, а в конце года интерес к профессии становится более устойчивым, присутствуют социально значимые мотивы, что соответствует третьему и четвертому уровням по нашей классификации.
Мотивы социальной направленности, относящиеся к стратегическому уровню мотивации, изменяются медленнее, чем все остальные, но за счет их происходит переход от узкой обобщенной мотивации к широкой дифференцированной системе мотивов, внешняя детерминация познавательной деятельности все более заменяется отношением к деятельности личностно значимой.
Данная диагностика мотивации в методическом плане построена таким образом, что позволяет использовать оценку мотивации, как в целом, так и дифференцированно. Предусмотрена возможность введения новых показателей в оценку мотивации.
Таким образом, формирование мотивации и мотивацион-но-познавательной сферы обучаемых является фундаментом в формировании личности и становлении будущего педагога.
Литература
[1]. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. / Б.Г. Ананьев - Л.: Лениздат, 1945. - 160 с.
[2]. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. / Ю.К. Бабанский - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
[3]. Деркач А.А. Оптимизация личностно-профессионального развития студентов на основе акмеологического потенциала профессиональных дисциплин / А.А. Деркач //Акмеология, 2014. - Т. 1-2. -С. 15-17.
[4]. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. / В.И. Ковалев -М.: Наука, 1988. - 192 с.
[5]. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии / Б.Ф. Ломов // Вопросы психологии. 1975. - № 2. С. 31-45.
[6]. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. / В.А. Ядов - Самара: Самарский университет, 1995. - 228 с.
THE ROLE OF MOTIVATION IN LEARNING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS
Ahmetzhanova Galina Vasil'evna (Togliatti, Russia) - Doctor of pedagogy, Professor, Head of Department "Pedagogy and the methods of teaching" of Togliatti State University; st. Frunze, 2g; [email protected]
Abstract
This article dedicated to analysis the category of motivation as quality of person, as well as a description of the empirical research focused of the educational process at the pedagogical work. Considered the different points of view on the concept of "motivational sphere" and motivational components in its structure. Pointed that the purposeful formation of motivation is reflected on the level of formation of professional competence of future teachers. Keywords: motivation, professional competence.
УДК 373.51
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЕМЫХ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Ахметжанова Галина Васильевна (Тольятти, Россия) - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинского государственного университета; ул. Фрунзе, 2г; [email protected]. Осипов Алексей Николаевич (Тольятти, Россия) - учитель физической культуры МБУ СОШ № 16; улица Баныкина, 4; [email protected].
Аннотация
Статья посвящена выявлению проблем повышения уровня мотивации обучаемых к занятиям физической культурой. В данной работе приведены результаты эксперимента по повышению уровня мотивации учащихся 8-10 классов. Данные экспериментальных исследований позволили авторам разработать методические приемы и комплексы упражнений для мотивации личности к двигательной активности.
Ключевые слова: мотивация, приемы, теоретические уроки физической культуры.
Потребность человека в движении является врожденной, но у каждой личности эта потребность выражена индивидуально, так как многое зависит от социальных и генетических факторов. У учащихся с сильной нервной системой потребность в двигательной активности больше. Такие ученики более активны на занятиях физической культурой, они успешнее и быстрее овладевают двигательными навыками. Внешняя стимуляция требуется ученикам со слабой нервной системой: подбадривание со стороны товарищей, учителей, включение в работу с более активными учениками.
В зависимости от возраста потребность в двигательной активности изменяется. По данным исследований, у детей дошкольного возраста среднесуточный объем основных локо-моций 6,5-7,5 км у девочек и 7-8 км у мальчиков, у учащихся младших классов - 12 км у мальчиков и 8,5 км у девочек - в 7 лет, 18,5 и 14,5 км соответственно - в 9 лет. К 13-15 годам суточная активность снижается и составляет 12-16 км, а в старшей школе - 10-12 км [1].
Таким образом, самая большая потребность в движении -у младших школьников. Однако, у учеников начальных классов интерес к физической культуре недифференцированный: обучающимся нравится всё, но чем старше они становятся, тем чаще начинают проявлять интерес к определенному разделу учебной программы и может наступить момент, когда интересы учащихся вступают в противоречие с учебной программой, а поэтому снижается уровень мотивации большинства школьников к занятиям физической культурой [2].
Многие старшеклассники постоянно смотрят телепередачи на спортивные темы, большинство регулярно посещают спортивные соревнования, но такой интерес является пассивным, так как сами учащиеся физическими упражнениями не занимаются и мотив, основанный на знаниях о пользе физических упражнений, сформировавшийся под влиянием учителей, родителей, средств массовой информации не превращается в действенный.
В научных исследованиях замечено, что только 40% девушек и 50% юношей старших классов нравится заниматься на уроках физической культуры. Причинами негативного отношения учащихся к урокам физической культурой являются: неинтересное содержание урока и его проведение, недостаточная физическая подготовка учащегося, потеря уверенности в себе [3].
Отметим, что цели посещения уроков физической культуры старшеклассников не имеют ничего общего с целями физического воспитания. Большинство учеников приходят на урок физкультуры, чтобы пообщаться с товарищами, не иметь неприятностей из-за низких отметок или прогулов уроков по предмету, незначительная часть старшеклассников - просто подвигаться. Занимаются на уроках физической культуры целенаправленно только 40% учащихся для получения хорошего физического развития. Заметим, что юноши под физическим развитием понимают развитие двигательных качеств, девушки - улучшение своего внешнего вида. Неустойчивый интерес девушек к физической культуре обусловлен тем, что направленность и требования занятий в основном соответствуют ценностным ориентирам мальчиков. Эти данные подтверждаются различными научными исследованиями: для 87% девушек мотивом является формирование красивой фигуры и походки, уметь танцевать и двигаться красиво хотят 76% старшеклассниц. Повысить свой уровень двигательных способностей желают 61% девушек, научиться играть в спортивные игры и укрепить здоровье - 31% [3].
Психолог Кретти Б.Д. выделяет мотивы, побуждающие детей заниматься физической культурой: потребность быть членом коллектива, стремление к совершенству, повышение социального статуса, получение материальных поощрений, стремление к преодолению стресса и т. д. [4]. В исследованиях Палайма Ю.Ю. все мотивы разделены на две группы и различаются они по виду доминирования: у коллективистов доминирующими мотивами являются общественные и моральные, у индивидуалистов - мотивы самовыражения, самоутверждение личности [5]. Мотив самовыражения, самоутверждения характеризуется ориентацией личности на оценку своих спортивных результатов, а для морального и общественного мотивов характерна осознанность общественной значимости спорта.
Известно, что динамика мотивации физкультурно-спор-тивной деятельности имеет стадии генерализации, стабилизации, дифференциации.
Первая стадия характеризуется меньшей разборчивостью при выборе физкультурно - спортивной деятельности, непосредственностью и эмоциональностью окраски, распыленностью спортивных интересов.
Стадия дифференциации характеризуется наличием основных мотивов физкультурно - спортивной деятельности, среди которых мотивы соперничества, самоутверждения побеждают желание удовлетворения потребности в движении. На этой стадии желание заниматься физической культурой зависит от роста результатов. На стадии стабилизации главенствует мотив соревновательный и самоутверждения, что связано со стремлением удержать высокую результативность физкультурно-спортивной деятельности.
В результате анализа теоретических исследований мотивации учащихся к урокам физической культуры мы пришли к выводу, что она связана с внутренними мотивами перспективы и удовлетворения процесса деятельности, а также внешними мотивами - результатом деятельности и отсутствием внешних отрицательных мотивов.
Нами было проведено исследование по повышению уровня мотивации учащихся 8-10 классов к занятиям физической культурой, в результате которого разработаны и включены в учебный процесс следующие методические приемы:
- теоретические уроки физической культуры: разработка различных комплексов упражнений для развития физических качеств и различных групп мышц, обучение методам самоконтроля на занятиях физической культуры, анализ двигательных ошибок при выполнении упражнений и т.д.;
- расширен программный материал практических уроков физической культуры. Для повышения уровня мотивации к практическим урокам физической культуры был проведен опрос учащихся экспериментальной группы, результаты которого выявили программный материал, который имеет личностный интерес для них. Так, игру в лапту выбрали 79% учащихся, занятия в тренажерном зале нравятся 81%, гандбол - 73%, футбол - 61% школьников. В тематическое планирование были включены виды спорта, имеющие личностный интерес для учащихся.
Особенностью такого планирования является чередование в недельном цикле уроков из базовой части и вариативной, на изучение базового вида спорта отводится два часа в неделю,
а на вариативный блок один час. Таким образом, если ученику не совсем интересно изучать конкретный вид программы, то в недельном цикле есть урок, который имеет личностный интерес для него;
- в каждый урок физкультуры включены упражнения, которые имеют личностный интерес для учащихся. Мы выделили также результативный мотив, который заключается в получении видимого результата занятий физическими упражнениями. Проведя опрос участников экспериментальной группы на предмет выяснения личностного интереса к определенным физическим упражнениям, определили, что для девушек важны упражнения, которые эффективно корректируют фигуру, для юношей актуальны упражнения для развития силы. В заключительной части урока выделено время (4-6 мин.), для общефизической подготовки. Работа на этом этапе строится по индивидуальной траектории, учащиеся выбирают комплексы упражнений, которые способствуют удовлетворению их потребности. В начале экспериментальной работы комплексы упражнений были составлены учителями, далее разрабатывались новые комплексы упражнений с учетом мнения обучающихся. Таким образом, полученные теоретические знания испытуемые применяли в жизненных ситуациях, что также способствует повышению мотивации к занятиям физической культурой;
В связи с вышесказанным нами выделены факторы, способствующие понижению мотивации к урокам физической культуры: переодевание в спортивную форму в раздевалке, необходимость двигаться среди одноклассников, насмешки одноклассников, боязнь не справиться с упражнением, возможность сведения счетов на уроках физической культуры, проигрыш в спортивной игре, вероятность получения травмы.
Для минимизации факторов, которые способствуют снижению уровня мотивации к урокам физической культуры в урочную и внеурочную деятельность включены мероприятия, способствующие повышению уровня мотивации к урокам физкультуры:
- общая физическая подготовка, выполняемая в группах;
- классные часы, направленные на сплочение классного коллектива;
- оценивание уроков физической культуры не по результатам сданных нормативов, а по личностному росту;
- психологические тренинги;
- участие в соревнованиях всем классом;
- туристические походы.
Результаты проведенного исследования подтверждают положительные результаты по повышению мотивации к занятиям физической культурой учащихся 8-10 классов.
Литература
[1]. Day H.I., Berlyne D.E., Hunt D.E. (eds.) Intrinsic motivation: A new direction in motivation. Toronto: HoltRinehart, 1971.
[2]. Келишев, И. Г. Спортивная направленность личности: Личность и спорт / И. Г. Келишев. - М.: Просвещение, 1975. - 240 с.
[3]. Сайкина, Е.Г. Подготовка специалиста по детскому фитнесу (в тестах и тренинговых заданиях): Учебное пособие / Е. Г. Сайкина. -СПб.: ГПУ «Нестор», 2004. -60с.
[4]. Кретти, Брайент Дж. Психология в современном спорте / Дж. Б. Кретти. - М.: 2008 г. - 224 с.
[5]. Палайма, Ю.Ю. Мотивация спортивной деятельности школьников / Ю. Ю. Палайма. - М.,1966. - С. 56-64.
INCREASE THE MOTIVATION OF STUDENTS TO THE PHYSICAL CULTURE
Ahmetzhanova Galina Vasil'evna (Togliatti, Russia) - Doctor of pedagogy, Professor, Head of Department "Pedagogy and the methods of teaching" of Togliatti State University; st. Frunze, 2g; [email protected].
Osipov Аleksej Nikolaevich (Togliatti, Russia) - Teacher of physical education MBU School № 16; st. Banykina, 4; QWERTY7772@ yandex.ru.
Abstract
Article is devoted to problems of increasing the level of motivation of students to physical training. In this work described the results of an experiment to increase the motivation of student at 8-10 classes. Results of experimental research allowed the authors to develop