Научная статья на тему 'Иерархия и классификация мотивов участия подростков в тренировочно-соревновательной деятельности'

Иерархия и классификация мотивов участия подростков в тренировочно-соревновательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
225
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
MOTIVATION / TRAINING-COMPETITIVE ACTIVITIES / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кухтерина А.Н.

В статье приведены результаты исследования мотивационной сферы подростков. Раскрываются перечень, иерархия и структура мотивов подростков к участию в тренировочно-соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кухтерина А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIERARCHY AND CLASSIFICATION OF MOTIVES PARTICIPATION TEENAGERS IN TRAINING-COMPETITIVE ACTIVITIES

The results of the research of teenagers motivation have been analyzed in this article. The article contains a description of the list, the hierarchy and structure of teenagers motives to training-competitive activities as well.

Текст научной работы на тему «Иерархия и классификация мотивов участия подростков в тренировочно-соревновательной деятельности»

□ высокий □ средний □ низкий

Рис. 2. Развитие физических качеств у детей контрольной группы

Это связано с тем, что нагрузки, которые испытывает организм на уроках физической культуры, в рамках общепринятой программы адекватны функциональному состоянию организма детей основной группы, однако для детей с ожирением они могут быть чрезмерными. Возможно, поэтому дети не могут в полном объеме выполнять задания на уроке.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Поликлиническая педиатрия / В. А. Доскин, Т. В. Косенкова, Т. Г. Авдеева [и др.]. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. 503 с.

2. Клиорин А. И. Ожирение в детском возрасте. Л.: Медицина, 1989. С. 250, 256.

3. Мазурин А. В., Воронцов И. М. Пропедевтика

□ высокий □ средний □ низкий

Рис. 3. Развитие физических качеств у детей экспериментальной группы

детских болезней. СПб.: Фолиант, 1999. 928 с.

4. Relation of Leptin to Insulin Resistance Syndrome in Children / J. Steinberger, L. Steffen, D. R. Jacobs et al. // Obes. Res. 2003. Vol. 11. P. 1124-1130.

5. Новые технологии в комплексном лечении осложненных форм ожирения у детей и подростков / А. П. Аверьянов, Н. В. Болотова, Ю. А. Зотова [и др.] // Педиатрия. 2006. № 4. С. 45-49.

6. Гинзбург М. М., Крюков H. H, Ожирение. Влияние на развитие метаболического синдрома. Профилактика и лечение. М.: Медпрактика, 2002. С. 423-425.

7. Шевченко О. П., Праскурничий Е. А., Шевченко А. О. Метаболический синдром. М.: Реафарм, 2004. 136 с.

ИЕРАРХИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВОВ УЧАСТИЯ ПОДРОСТКОВ В ТРЕНИРОВОЧНО-СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

HIERARCHY AND CLASSIFICATION OF MOTIVES PARTICIPATION TEENAGERS IN TRAINING-COMPETITIVE ACTIVITIES

А. Н. Кухтерина

В статье приведены результаты исследования моти-вационной сферы подростков. Раскрываются перечень, иерархия и структура мотивов подростков к участию в тренировочно-соревновательной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, тренировочно-соревновательная деятельность, подростки.

A. N. Kukhterina

The results of the research of teenagers' motivation have been analyzed in this article. The article contains a description of the list, the hierarchy and structure of teenager's motives to training-competitive activities as well.

Keywords: motivation, training-competitive activities, teenagers.

Проблема формирования мотивации российских подростков к участию в спортивной деятельности в наше время стоит как никогда остро. В пользу актуальности данной проблемы свидетельствует тот факт, что одним из стратегических целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в РФ признано «увеличение

доли обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения: на первом этапе (2009-2015 гг.) - с 34,5% до 60% и на втором этапе (2016-2020 гг.) - до 80%» [1, с. 5].

Очевидно, что повышение массовости детско-юношеского спорта невозможно без решения вопроса фор-

мирования мотивации учащихся к участию в тренировочно-соревновательной деятельности.

Проблема формирования мотивации к занятиям физическими упражнениями оздоровительной направленности нашла свое отражение в трудах Е. И. Коковой (1997), Н. А. Симон (2000), Т. А. Гайдук (2001), И. И. Малоземовой (2004), Ю. С. Молчановой (2007) и др., проблема спортивной мотивации - в работах А. Ц. Пуни (1969), Ю. Л. Ханина (1980), Р. А. Пилояна (1984), Л. Н. Ильиной (1998), Г. Д. Бабушкина и Е. Г. Бабушкина (2000), Б. П. Ильина (2002), Н. В. Глазы-риной (2003), В. Б. Антипина (2007), Н. Н. Кисапова (2007), Е. Б. Кузьмина (2009), В. Ф. Сопова (2010), О. Н. Степановой (2010), Р. С. Наговицына (2011), Н. Д. Ивановой (2012), Н. В. Марочкина (2012) и др.

К настоящему времени известны несколько классификаций мотивов к занятиям физическими упражнениями и спортом (А. Ц. Пуни (1969), Ю. Ю. Палайма (1973), Б. Кретти (1978), Е. Г. Знаменская (1980), Е. П. Ильин (1980), О. В. Дашкевич и В. А. Зобков (1982), Т. Т. Джамагаров (1983), Г. Д. Горбунов (1986), Н. Б. Стамбулова (1999), Р. С. Наговицын (2011), Е. А. Осокина (2012) и др.), однако

они либо требуют дополнительной проверки, поскольку не могут считаться современными, либо выполнены на ином (не подростковом) контингенте, либо не подкреплены результатами специально организованных научных исследований.

Чтобы восполнить этот пробел, мы провели опрос 29 обучающихся на отделении гандбола в детско-юношеской спортивной школе № 102 г. Москвы и 43 студентов-спортсменов факультета физической культуры Московского педагогического государственного университета. Все опрошенные являлись подростками в возрасте 13-17 лет и имели спортивный разряд не ниже третьего взрослого. В результате был получен список из 69 пунктов мотивации к участию в тренировочно-соревновательной деятельности, который приведен в графе 3 таблицы.

С целью определения иерархии выявленных мотивов нами было проведено анкетирование на том же контингенте. Респондентам было предложено оценить по пятибалльной шкале важности (от 1 - минимум до 5 -максимум)значимость каждого из 69 мотивов; результаты оценки (X) представлены в графах 2 и 4 таблицы.

Таблица

Классификация и иерархия мотивов участия подростков в тренировочно-соревновательной деятельности (п = 72)

Группа мотивов X группы мотивов (баллы) Мотивы X (баллы)

Рационально-волевые 4,0 Развить волевые качества и силу характера (целеустремленность, выдержку, настойчивость и упорство в достижении поставленных целей, самодисциплину и т.п.) 4,0

Духовное удовлетворение от осознания того, что «я это смог и преодолел» 3,9

Мотивы спортивного успеха 3,9 Победа над соперником 4,1

Желание стать лучшим в своем спорте 4,0

Добиться высоких спортивных результатов: участвовать в соревнованиях, ездить на сборы, выполнить спортивный разряд 4,0

Участие в спортивной жизни, выезды на учебно-тренировочные сборы, в спортивные лагеря 3,9

Выступление в соревнованиях различного уровня, выполнение спортивного разряда 3,9

Достижение максимального спортивного результата 3,9

Спортивная самореализация 3,9

Стремление поддержать свое спортивное мастерство на высоком уровне и добиться еще больших успехов 3,9

Стремление служить своими спортивными достижениями Родине 3,4

Эмоционально-психологические 3,7 Получение удовольствия от двигательной активности, проявления физических усилий 4,0

Нравится тренер как профессионал в своем деле 4,0

Мне всегда нравился именно этот вид спорта 3,9

Обретение уверенности в себе 3,8

Получение ярких впечатлений, ощущений, переживаний 3,8

Стремление к эмоционально насыщенной жизни 3,7

Улучшение настроения 3,7

Улучшение самочувствия 3,7

Выплеснуть накопившиеся эмоции 3,7

Сменить обстановку, «отключиться» от накопившихся проблем 3,6

Возможность выплеснуть накопившиеся эмоции 3,5

Снять нервное напряжение — стресс 3,5

Повышение устойчивости к стрессам 3,4

Окончание таблицы 1

Мотивы повышения физической работоспособности 3,7 Желание тренироваться 4,0

В совершенстве овладеть техникой и тактическими приемами 3,9

Овладеть основами техники и тактики вида спорта (на базовом уровне — «для себя») 3,8

Преодолеть страх и научиться элементарным двигательным действиям в рамках вида спорта 3,7

Овладеть основными жизненно необходимыми (прикладными) умениями и навыками 3,7

Повышение работоспособности 3,6

Удовлетворение потребности в движении 3,6

Овладеть основными навыками самообороны и самозащиты 2,9

Познавательно-развивающие 3,6 Победа над собой 3,8

Получение новых знаний, расширение кругозора 3,7

Реализовать свой собственный творческий потенциал, получить возможность самовыражения 3,6

Проверить себя «на прочность» 3,6

Стремление содействовать развитию данного вида спорта, потребность передать свой опыт молодым спортсменам 3,5

Социально-коммуникативные 3,6 Возможность путешествовать, встречаться, общаться и сравниваться в достижениях с единомышленниками-спортсменами 3,9

Занимаюсь с друзьями 3,8

Удовлетворение потребности в общении, завести новые знакомства 3,5

Возможность быть в кругу друзей-единомышленников 3,3

Мотивы социального самоутверждения 3,5 Получение наград, спортивной экипировки 3,8

Самоутверждение 3,8

Получить общественное признание, добиться успеха у окружающих 3,7

Желание стать известным в избранном виде спорта 3,7

Повысить свой социальный статус (приобщиться к социальной элите и соответствующему образу жизни) 3,3

Заниматься спортом — это престижно 3,3

Не заниматься спортом — значит быть неудачником 3,3

Заниматься спортом — следовать моде 2,7

Стремление к физическому совершенству 3,5 Улучшить свою физическую подготовленность, физические качества (координацию, гибкость, силу, выносливость) 4,1

Повысить тонус мышц, сформировать мышечный корсет 3,8

Сформировать красивую и стройную фигуру 3,7

Повысить свою внешнюю привлекательность (для противоположного пола) 3,5

Научиться красиво двигаться — приобрести (улучшить) пластику, красоту, грацию движений 3,4

Увеличить мышечную массу (в заданной локализации) 3,3

Возможность контролировать и регулировать свой вес 3,1

Желание похудеть (уменьшить массу тела) 2,8

Оздоровительно-рекреативные 3,4 Укрепить свое здоровье, повысить иммунный статус (сопротивляемость к различного рода заболеваниям) организма 3,9

Ведение здорового образа жизни 3,6

Занятия спортом — залог долголетия 3,6

Занятия спортом как средство повышения качества жизни 3,4

Улучшить (нормализовать) деятельность различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и др.) 3,3

Восстановить силы после тяжелого рабочего (учебного) дня 3,3

Сохранение и приумножение психического здоровья 3,2

Исправить осанку 3,2

Получить квалифицированную информацию об организации режима двигательной активности, правильном питании и т.п. 3,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стремление к рациональной организации свободного времени 3,4 Полноценно провести свободное время 3,9

Удобное время и место занятий (бесплатно) 3,7

Полезное проведение свободного времени 3,7

Нечем заняться 2,3

Как видно из данных таблицы, самыми важными мотивами для спортсменов являются:

• улучшение физической подготовленности, развитие основных физических_качеств (координации, гибкости, силы, выносливости) (X = 4,1);

• победа над соперником (X = 4,1);

• развитие волевых качеств и силы характера (целеустремленности, выдержки, настойчивости и упорства в достижении поставленных целей, самодисциплины и т. п.) (X = 4,0);

• достижение высоких спортивных результатов, получение возможности участвовать в соревнованиях, ездить на сборы, выполнить спортивный разряд (Х_= 4,0);

• желание стать лучшим в своем виде спорта (X = 4,0);

• желание тренироваться (X = 4,0);

• позитивное отношение к тренеру как к профессионалу в своем деле (X = 4,0);

• получение удовольствия от двигательной активности, проявления физических усилий (X = 4,0).

С целью классификации мотивов мы провели качественный контент-анализ результатов опроса. Таким образом, было выявлено 10 групп мотивов подростков к участию в тренировочно-соревновательной деятельности (рисунок).

Как видно из таблицы и рисунка, первое место по значимости заняла группа рационально-волевых мотивов (X = 4,0): духовного удовлетворения от осознания того, что «я это смог и преодолел» и развития волевых качеств и силы характера.

Второе место в иерархии важности принадлежит группе мотивов спортивного успеха (X = 3,9), в их числе: достижение максимально высоких спортивных результатов, выполнение спортивного разряда; выступление в соревнованиях различного уровня; победа над соперником; жела-

Группы мотивов участия подростков в тренировочно-соревновательной деятельности

Рационально-волевые

Мотивы спортивного успеха

Эмоционально-психологические

Мотивы повышения физической работоспособности

Познавательно-развивающие

Социально-коммуникативные

Мотивы социального самоутверждения

Стремление к физическому совершенству

Оздоровительно-рекреативные

Стремление к рациональной организации свободного времени

Рис. 1. Группы мотивов участия подростков в тренировочно-соревновательной деятельности

ние стать лучшим в своем виде спорта; стремление поддерживать свое спортивное мастерство на высоком уровне и служить своими спортивными достижениями Родине.

Тройку лидеров в иерархии важности замыкают группы эмоционально-психологических мотивов (X = 3,7) и мотивов повышения физической работоспособности (X = 3,7).

Группа эмоционально-психологических мотивов характеризуется такими целевыми установками, как: получение удовольствия от двигательной активности; стремление к эмоционально насыщенной жизни; обретение уверенности в себе; улучшение настроения, самочувствия; получение ярких впечатлений, ощущений; повышение устойчивости к стрессам; возможность выплеснуть накопившиеся эмоции.

В число мотивов повышения физической работоспособности вошли следующие стремления: в совершенстве овладеть техникой и тактическими приемами; овладеть прикладными умениями и навыками; повысить свою работоспособность; желание тренироваться; преодолеть страх и научиться элементарным двигательным действиям на базовом уровне в рамках вида спорта; удовлетворить потребности в движении.

Незначительное отставание от тройки лидеров демонстрируют такие группы мотивов, как_

• познавательно-развивающие (X = 3,6): победа над собой; получение новых знаний; реализация своего творческого потенциала, получение возможности самовыражения; проверка себя «на прочность»; стремление содействовать развитию данного вида спорта, потребность передать свой опыт молодым спортсменам и др.;

• социально-коммуникативные (X = 3,6), которые выражаются через желания общаться, встречаться, путешествовать и сравниваться в достижениях с единомышленниками-спортсменами, заниматься общим делом (спортом) и быть в кругу друзей-единомышленников, завести новые знакомства;

• мотивы_социального самоутверждения (X = 3,5): получение наград, спортивной экипировки; самоутверждение; желание стать известным в избранном виде спорта; получение общественного признания; повышение своего социального статуса, престижа;

• стремление к физическому совершенству (X = 3,5) - улучшению своей физической подготовленности; повышению тонуса мышц и своей внешней привлекательности; формированию красивой и стройной фигуры, красоты и пластики движений;

• оздоровительно-рекреативные (X = 3,4): улучшение состояния здоровья, отдых; желание отвлечься от проблем посред-

ством физических нагрузок; восстановление сил после тяжелого рабочего (учебного) дня; улучшение (нормализация) деятельности различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и др.); исправление осанки; повышение иммунного статуса организма, качества жизни в целом;

• стремление к рациональной организации свободного времени (X = 3,4): полноценное и полезное проведение свободного времени; желание «хоть чем-то себя занять»; удобство времени и места расположения избранных занятий.

Если сравнивать предложенную нами классификацию мотивов с классификацией П. В. Симонова и П. М. Ершова [2, с. 23-40], то видно, что большинство (4 из 10) выявленных нами групп мотивов относится к категории витальных. Это мотивы повышения физической работоспособности (X = 3,7), эмоционально-психологические (X = 3,7) и оздоровительно-рекреативные (X = 3,4) мотивы, а также стремление к рациональной организации свободного времени (X = 3,4).

К числу мотивов более высокого уровня - социальных -можно отнести три группы: социально-коммуникативные (X = 3,6) мотивы, стремление к социальному самоутверждению (X = 3,5) и физическому совершенству (X = 3,5).

Высший уровень - идеальные мотивы - представлен рационально-волевыми (X = 4,0), познавательно-развивающими (X = 3,6) мотивами и стремлением к спортивным успехам (X = 3,9).

Рассчитав среднюю значимость (X) групп мотивов (в соответствии с типологией П. В. Симонова и П. М. Ершова), мы выявили, что первое по значимости место принадлежит идеальным (X = 3,8), второе - витальным (X = 3,6) и третье - социальным (X = 3,5) мотивам.

Полученные данные позволяют по-новому взглянуть на мотивационно-потребностную сферу учащихся спортсменов; они могут быть использованы при разработке программы (в том числе государственной) агитации и пропаганды детско-юношеского спорта в РФ, а также для решения задач формирования мотивации и привлечения подростков к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 г. // Спортивная Россия: национальная информационная сеть [Электронный ресурс]. URL: http://www. infosport.ru/strategiya/index.asp (дата обращения 14.03.2013).

2. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.

3. Степанова О. Н. Маркетинг в физкультурно-спортивной деятельности: учеб. пособие. М.: Сов. спорт, 2008.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL BASES OF THE ORGANISATION OF RESEARCH ACTIVITIES OF NINETH-FORM SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF THE PERSONALITY ORIENTED APPROACH

Р. И. Демиденко

В статье рассмотрена психолого-педагогическая организация личностно ориентированного подхода на основе исследовательской деятельности девятиклассников.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, личностно ориентированный подход, психология подростка.

R. I. Demidenko

The article considers the psychological and pedagogical organization of personality-oriented approach based on the research activity of schoolboys.

Keywords: research activities, personality-oriented approach, adolescent psychology.

В данной статье обобщены психолого-педагогические исследования по проблемам личности, деятельности и творчества девятиклассников. В 9-м классе учащиеся находятся в переходном состоянии между подростковым и старшим школьным воз-

растом. В юношеские школьные годы складываются основные компоненты личности - характер, направленность, мировоззрение, самосознание.

В педагогической науке можно выделить несколько подходов к личностно ориентированному обучению. Со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.