Научная статья на тему 'Влияние результативности соревновательной деятельности дзюдоистов на спортивную мотивацию'

Влияние результативности соревновательной деятельности дзюдоистов на спортивную мотивацию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
255
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ДИНАМИКА / ДЗЮДОИСТЫ / КВАЛИФИКАЦИЯ / СОРЕВНОВАНИЕ / MOTIVATION / DYNAMICS / JUDOISTS / QUALIFICATION / COMPETITION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабушкин Геннадий Дмитриевич, Шумилин Александр Петрович, Бабушкин Евгений Геннадьевич

В статье излагаются результаты сравнительного анализа спортивной мотивации дзюдоистов различной квалификации в соревновательном периоде и факторы, определяющие ее динамику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бабушкин Геннадий Дмитриевич, Шумилин Александр Петрович, Бабушкин Евгений Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of Efficiency of Judoists’ Competitive Activity on Sport Motivation

The article provides the results of comparative analysis of sport motivation of judoists of different qualification during competitions and factors determining its dynamics.

Текст научной работы на тему «Влияние результативности соревновательной деятельности дзюдоистов на спортивную мотивацию»

УДК 159.07

ВЛИЯНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЗЮДОИСТОВ НА СПОРТИВНУЮ МОТИВАЦИЮ

Г. Д. Бабушкин, А. П. Шу милин, Е. Г. Бабушкин

В статье излагаются результаты сравнительного анализа спортивной мотивации дзюдоистов различной квалификации в соревновательном периоде и факторы, определяющие ее динамику.

Ключевые слова: мотивация, динамика, дзюдоисты, квалификация, соревнование.

Успешное выступление дзюдоистов на соревнованиях обусловлено не только физической и технико-тактической подготовленностью, но и максимальным напряжением психических функций. Показано, что в системе подготовки спортсменов, и особенно в соревнованиях, существенное значение имеет спортивная мотивация. Для достижения высоких результатов, при одинаковом уровне подготовленности дзюдоистов именно фактор мотивации может играть решающую роль 1. Эта проблема приобретает особую значимость в соревновательном периоде.

Одним из направлений успешной реализации накопленного потенциала спортсмена и достижения на этой основе планируемых целей на соревнованиях является управление спортивной мотивацией в соревновательном периоде 2. Вместе с тем для управления необходимо знание динамики мотивации и факторов, ее обусловливающих.

Высказывается мнение, что в период ответственных соревнований прослеживается зависимость между результативностью и уровнем спортивной мотивации: чем выше уровень спортивной мотивации, тем успешнее и стабильнее выступает спортсмен на соревнованиях 3. Однако факторов, влияющих на спортивную мотивацию в соревновательном периоде, в научной литературе не обнаружено. Вопрос заключается также в том, как результативность соревновательной деятельности влияет на мотивацию спортсменов различной квалификации, а также на спортсменов — победителей соревнований и спортсменов, не являющихся победителями соревнований.

Гипотеза исследования: предполагалось, что результативность соревновательной деятельности оказывает влияние на проявление спортивной мотивации, характер этого влияния зависит от занятого места в соревнованиях.

Цель исследования: изучить влияние результативности соревновательной деятельности дзюдоистов различной квалификации на проявление спортивной мотивации в соревновательном периоде.

Задачи исследования:

1) выявить характер спортивной мотивации дзюдоистов в соревновательном периоде;

2) определить результативность соревновательной деятельности дзюдоистов в соревновательном периоде;

3) изучить влияние результативности соревновательной деятельности дзюдоистов на проявление спортивной мотивации.

Методика и организация исследования. Для диагностики спортивной мотивации использовались авторские методики (Е. Г. Бабушкин, Г. Д. Бабушкин). Результативность соревновательной деятельности определялась по методике А. П. Шумилина 4. В исследовании приняли участие две группы дзюдоистов г. Красноярска: первая группа — 10 человек (к.м.с. и м.с.); вторая группа, 20 человек — юноши 12-13 лет массовых разрядов. Дзюдоисты выступали в трех соревнованиях городского и краевого масштабов.

Результаты исследования.

Диагностика спортивной мотивации дзюдоистов в соревновательном периоде. При диагностике спортивной мотивации выявлялись следующие ее составляющие: направленность на тренировочную деятельность; направленность на соревновательную деятельность; мотивация достижения успеха; мотивация избегания неудачи; стремление к достижению высоких результатов; ориентация: на удовлетворение духовных потребностей (самоутверждение); на удовлетворение материальных потребностей; на социальный быт; на пополнение специальных знаний; на накопление сведений о противнике; на отсутствие болевых ощущений; на отсутствие психогенных влияний. Диагностика спортивной мотивации проводилась до соревнования и после соревнования. Этим самым мы попытались выявить влияние выступления в соревновании на мотивацию. Результаты исследования спортивной мотивации у дзюдоистов представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Выраженность мотивации спортивной деятельности у дзюдоистов массовых разрядов (х±у), баллы

Показатели 1-е соревнование 2-е соревнование 3-е соревнование

Тренировочная мотивация 5,4 ± 0,4 5,5 ± 0,6 5,7 ± 0,6 +

5,8 ± 0,6 5,9 ± 0,6 6,2 ± 0,6 +

Соревновательная мотивация 6,3 ± 0,5 7,2 ± 0,7 7,6 ± 0,8 +

5,9 ± 0,6 7,1 ± 0,7 7,5 ± 0,7 +

Мотивация достижения успеха 6,5 ± 0,6 5,9 ± 0,6 6,3 ± 0,62

6,8 ± 0,6 6,0 ± 0,6 6,9 ± 0,7

Мотивация избегания неудачи 4,3 ± 0,4 4,8 ± 0,5 4,8 ± 0,5 +

5,4 ± 0,5 5,2 ± 0,5 5,1 ± 0,5

Стремление к достижению высоких результатов 38,3 ± 3,3 41,2 ± 4,0 46,8 ± 4,1 +

39,4 ± 4,2 40,7 ± 5,1 49,5 ± 5,1 +

Ориентация на духовные потребности (К 1) 3,6 ± 0,3 3,7 ± 0,3 3,5 ± 0,3

3,8 ± 0,4 3,9 ± 0,4 3,6 ± 0,3

Ориентация на материальные потребности (К2) 3,2 ± 0,28 3,1 ± 0,3 3,2 ± 0,3

3,1 0,3 3,2 ± 0,3 3,1 ± 0,3

Ориентация на социальный быт (К3) 3,8 ± 0,4 4,0 ± 0,4 4,2 ± 0,4 +

3,9 0,4 4,2 0,4 4,1 ± 0,4

Ориентация на пополнение специальных знаний 2,3 ± 0,2 2,5 ± 0,24 2,8 ± 0,3 +

(К 4) 2,4 ± 0,2 2,7 ± 0,27 3,0 ± 0,3 +

Ориентация на отсутствие болевых ощущений 3,0 ± 0,3 3,4 ± 0,35 3,6 ± 0,4 +

(К 5) 3,6 ± 0,35 3,6 ± 0,38 3,8 ± 0,4

Ориентация на накопление сведений о 2,5 ± 0,3 2,8 ± 0,3 3,3 ± 0,3 +

противнике (К 6) 2,8 ± 0,3 2,7 ± 0,24 3,5 ± 0,3 +

Ориентация на отсутствие психогенных влияний 2,7 ± 0,3 2,9 ± 0,3 3,2 ± 0,3 +

(К 7) 2,9 ± 0,3 3,0 ± 0,3 3,6 ± 0,3 +

Примечание. Верхние значения мотивации — до соревнования, нижние значения — после соревнования; «+» означает повышение спортивной мотивации, «-» означает ослабление мотивации.

Таблица 2

Выраженность мотивации спортивной деятельности у дзюдоистов высокой квалификации (х±у), баллы

Показатели 1-е соревнование 2-е соревнование 3-е соревнование

Тренировочная мотивация 6,4 ± 0,6 5,6 ± 0,66 5,6 ± 0,6 -

7,8 ± 0,76 6,9 ± 0,8 7,2 ± 0,8 -

Соревновательная мотивация 7,3 ± 0,5 7,5 ± 0,7 7,9 ± 0,8 +

7,9 ± 0,8 7,8 ± 0,75 8,5 ± 0,85 +

Мотивация достижения успеха 7,5 ± 0,76 7,9 ± 0,8 8,3 ± 0,82 +

7,8 ± 0,79 8,0 ± 0,82 8,5 ± 0,75 +

Мотивация избегания неудачи 4,3 ± 0,4 3,8 ± 0,4 3,8 ± 0,4 -

4,4 ± 0,5 4,1 ± 0,5 4,1 ± 0,5 -

Стремление к достижению высоких результатов 56,5 ± 6,3 59,5 ± 6,0 62,5 ± 6,1 +

59,4 ± 6,2 60,7 ± 6,1 65,5 ± 7,1 +

Ориентация на духовные потребности (К1) 4,2 ± 0,3 4,5 ± 0,3 4,8 ± 0,3 +

3,9 ± 0,4 4,4 ± 0,4 4,6 ± 0,47 +

Ориентация на материальные потребности (К2) 4,2 ± 0,38 4,1 ± 0,43 4,2 ± 0,45

4,3 0,43 4,2 ± 0,41 4,5 ± 0,5

Ориентация на социальный быт (К3) 3,9 ± 0,4 4,2 ± 0,4 4,4 ± 0,42 +

4,2 ± 0,4 4,4 ± 0,44 4,5 ± 0,45

Ориентация на пополнение специальных знаний 2,6 ± 0,22 2,6 ± 0,24 3,0 ± 0,3 +

(К4) 2,5 ± 0,24 2,7 ± 0,25 3,2 ± 0,31 +

Ориентация на отсутствие болевых ощущений 3,3 ± 0,32 3,6 ± 0,35 3,8 ± 0,38 +

(К5) 3,5 ± 0,35 3,8 ± 0,38 4,2 ± 0,43 +

Ориентация на накопление сведений о 3,5 ± 0,36 3,8 ± 0,36 3,9 ± 0,4 +

противнике (К6) 3,8 ± 0,37 3,7 ± 0,36 3,9 ± 0,4

Ориентация на отсутствие психогенных влияний 3,7 ± 0,35 3,9 ± 0,36 3,6 ± 0,38

(К7) 3,9 ± 0,38 4,0 ± 0,42 3,9 ± 0,37

Примечание. Верхние значения мотивации — до соревнования. Нижние — после соревнования.

Таблица 3

Результативность соревновательной деятельности дзюдоистов в соревновательном периоде, баллы

Группы спортсменов 1-е соревно- вание 2-е соревно- вание 3-е соревно- вание

Первая группа (К.М.С. и М.С.) 0,32 0,41 0,37

Вторая группа (юношеские разряды) 0,24 0,35 0,34

При анализе данных табл. 1 отличительной тенденции в динамике спортивной мотивации юных дзюдоистов не наблюдается. Можно отметить незначительное повышение тренировочной мотивации после выступления на соревновании и в течение соревновательного периода. На этом, по-видимому, сказывается удачное или неудачное выступление в соревновании. Отмечается также усиление мотивации избегания неудачи и ориентации на отсутствие болевых ощущений.

Динамика спортивной мотивации дзюдоистов высокой квалификации (табл.2) характеризуется следующим. Наблюдается усиление тренировочной и соревновательной мотивации после соревнования, а также в течение соревновательного периода. Мотивация избегания неудачи снижается, в отличие от юных дзюдоистов. Наблюдается усиление стремления к достижению высо-

ких результатов, что проявляется в усилении направленности спортивной мотивации на тренировочную и соревновательную деятельность. Можно отметить устойчивость некоторых компонентов спортивной мотивации.

Анализируя комплекс спортивной мотивации в динамике у дзюдоистов высокой квалификации в соревновательном периоде можно отметить усиление ориентации на удовлетворение духовных потребностей (самоутверждение) и ориентации на пополнение специальных знаний и отсутствие болевых ощущений. Можно отметить некоторую стабилизацию и устойчивость спортивной мотивации дзюдоистов высокой квалификации. Участие спортсменов в соревнованиях не вызывает у них существенных изменений в спортивной мотивации.

Определение результативности соревновательной деятельности дзюдоистов выявило незначительные изменения в соревновательном периоде в сторону ее повышения в обеих наблюдаемых группах (табл. 3).

Влияние результативности соревновательной деятельности на спортивную мотивацию.

Спортивная мотивация и результативность соревновательной деятельности спортсмена взаимосвязаны. В ряде исследований показано влияние спортивной мотивации на результативность соревновательной деятельности. Однако обратного влияния в исследованиях не представлено. Мы полагаем, что успешность или неус-пешность выступления спортсмена на соревнованиях вызывает различные субъективные переживания и сказывается на отношении к спортивной деятельности.

Таблица 4

Влияние результативности соревновательной деятельности на спортивную мотивацию дзюдоистов низкой квалификации

Показатели 1-е соревнование 2-е соревнование 3-е соревнование

Тренировочная мотивация Брас = 3,5 Бкр = 4,6 Брас = 4,2 Бкр = 4,5 Крас = 5,3 Ккр = 4,7

Соревновательная мотивация Крас = 6,4 Ккр = 3,7 Крас = 6,3 Ккр = 3,8 Крас = 6,8 Ккр = 4,2

Мотивация достижения успеха Брас = 4,5 Бкр = 4,7 Брас = 3,8 Бкр = 4,2 Брас = 4,2 Бкр = 4,6

Мотивация избегания неудачи Крас = 5,4 Ккр = 4,2 Крас = 5,8 Ккр = 4,1 Крас = 6,9 Ккр = 5,3

Стремление к достижению высоких результатов Брас = 3,5 Бкр = 4,8 Брас = 3,7 Бкр = 4,3 Брас = 3,4 Бкр = 5,2

Ориентация на духовные потребности (К1) Крас = 4,3 Ккр = 3,6 Крас = 4,2 Ккр = 3,7 Крас = 4,8 Ккр = 4,2

Ориентация на материальные потребности (К2) Брас = 3,5 Бкр = 4,7 Брас = 3,1 Бкр = 4,6 Брас = 4,1 Бкр = 4,9

Ориентация на социальный быт (К3) Брас = 2,5 Бкр = 3,7 Брас = 3,1 Бкр = 3,9 Брас = 3,0 Бкр = 4,2

Ориентация на пополнение специальных знаний (К4) Брас = 3,6 Бкр = 4,5 Крас = 5,8 Ккр = 4,6 Крас = 7,3 Ккр = 4,2

Ориентация на отсутствие болевых ощущений (К5) Брас = 3,5 Бкр = 6,6 Брас = 2,6 Бкр = 7,2 Брас = 3,5 Бкр = 6,9

Ориентация на накопление сведений о противнике (К6) Брас = 3,1 Бкр = 4.8 Брас = 4,2 Бкр = 5,3 Брас = 4,1 Бкр = 5.8

Ориентация на отсутствие психогенных влияний (К7) Брас = 2,1 Бкр = 4,3 Брас = 3,2 Бкр = 4,8 Брас = 3,6 Бкр = 4,3

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Влияние результативности соревновательной деятельности на спортивную мотивацию дзюдоистов высокой квалификации

Показатели 1-е соревнование 2-е соревнование 3-е соревнование

Тренировочная мотивация Крас = 5,5 Ккр = 2,6 Крас = 5,2 Ккр = 3,5 Крас = 5,3 Ккр = 3,7

Соревновательная мотивация Крас = 6,4 Ккр = 4,7 Крас = 6,6 Ккр = 3,4 Крас = 6,9 + Ккр = 4,2

Мотивация достижения успеха Крас = 5,5 Ккр = 4,7 Крас = 8,8 Ккр = 4,1 Крас = 9,2 + Ккр = 3,6

Мотивация избегания неудачи Брас = 3,4 Бкр = 4,0 Брас = 3,8 Бкр = 4,5 Брас = 3,3 Бкр = 5,3

Стремление к достижению высоких результатов Крас = 8,5 Ккр = 3,8 Крас = 12,7 Ккр = 4,8 Крас = 13,4 + Ккр = 5,6

Ориентация на духовные потребности (К1) Крас = 4,9 Ккр = 3,2 Крас = 5,2 Ккр = 3,4 Крас = 5,4 + Ккр = 3,2

Ориентация на материальные потребности (К2) Брас = 4,5 Бкр = 4,8 Брас = 3,8 Бкр = 4,3 Брас = 4,6 Бкр = 4,8

Ориентация на социальный быт (К3) Брас = 3,5 Бкр = 3,8 Брас = 3,8 Бкр = 3,9 Брас = 3,6 Бкр = 4,0

Ориентация на пополнение специальных знаний (К4) Крас = 3,9 Ккр = 2,5 Крас = 7,8 Ккр = 3,6 Крас = 9,3 + Ккр = 4,8

Ориентация на отсутствие болевых ощущений (К5) Крас = 5,5 Ккр = 4,6 Крас = 5,6 Ккр = 4,2 Крас = 7,5 + Ккр = 6,5

Ориентация на накопление сведений о противнике (К6) Крас = 5,1 Ккр = 4,5 Крас = 5,2 Ккр = 4,3 Крас = 8,1 + Ккр = 4,8

Ориентация на отсутствие психогенных влияний (К7) Крас = 5,5 Ккр = 3,3 Крас = 5,2 Ккр = 4,2 Крас = 5,6 Ккр = 4,0

Для определения влияния результативности соревновательной деятельности на проявление спортивной мотивации в соревновательном периоде был проведен однофакторный дисперсионный анализ (по Фишеру). Результативность соревновательной деятельности и спортивная мотивация (послесоревновательная) определялись после трех соревнований. Результаты представлены в табл. 4, 5.

Рассмотрим результаты исследований в группе юных дзюдоистов (см. табл. 4).

При определении среднегрупповых показателей результативности соревновательной деятельности и спортивной мотивации влияние фактора усредняется, и его влияние может быть незначительно. Это можно видеть из данных табл. 4 и 5. У одних спортсменов повышаются результативность соревновательной деятельности и спортивная мотивация, у других они снижаются.

При вычислении средних значений мы не видим изменений показателей. Мы предположили, что на спортивную мотивацию оказывают влияние не только результативность соревновательной деятельности, определяемая отношением выполненных (оцененных) технико-тактических действий к попыткам выполнить действия, но и результат участия в соревнованиях — занятое место в финале (первое, второе, третье и т. д.). В этой связи мы отобрали в одну группу (10 человек) спортсменов, которые выходили победителями на всех соревнованиях, во вторую группу (13 человек) вошли спорт-

смены, которые не были победителями соревнований. Проведение однофакторного дисперсионного анализа с вычислением коэффициента Фишера показало существенное различие влияния результативности соревновательной деятельности на спортивную мотивацию этих двух групп (табл. 6, 7).

По данным, содержащимся в табл. 6, просматривается тенденция влияния результативности соревновательной деятельности (в 27 случаях, они выделены) на компоненты спортивной мотивации, за исключением 7 случаев (светлым). Ориентация спортсменов на материальные потребности и социальный быт выражена незначительно и не является ведущим компонентом спортивной мотивации. Наблюдается существенное повышение в спортивной мотивации следующих компонентов: стремление к достижению высоких спортивных результатов; направленность на соревновательную мотивацию; мотивация достижения успеха.

Анализ данных табл. 6 свидетельствует о том, что у спортсменов — победителей соревнований существенно повышается влияние результативности соревновательной деятельности на спортивную мотивацию в течение соревновательного периода. Чувство победы на соревновании сопровождается положительными эмоциями (радость, удовлетворенность и др.), которые, в свою очередь, вселяют уверенность и укрепляют спортивную мотивацию спортсмена. В данном случае уровень спортивной квалификации не является ведущим фактором, опре-

Таблица 6

Влияние результативности соревновательной деятельности на спортивную мотивацию дзюдоистов — победителей соревнований

Показатели 1-е соревнование 2-е соревнование 3-е соревнование

Тренировочная мотивация Крас = 8,5 Ккр = 4,1 Крас = 7,2 Ккр = 5,5 Крас = 9,3 + Ккр = 5,7

Соревновательная мотивация Крас = 9,4 Ккр = 6,7 Крас = 12,3 Ккр = 5,8 Крас = 10,8 + Ккр = 6,2

Мотивация достижения успеха Крас = 8,5 Ккр = 4,3 Крас = 9,8 Ккр = 5,2 Крас = 14,2 + Ккр = 7,6

Мотивация избегания неудачи Брас = 3,4 Бкр = 4,2 Крас = 4,8 Ккр = 4,1 Крас = 5,9 + Ккр = 5,7

Стремление к достижению высоких результатов Крас = 13,5 Ккр = 4,3 Крас = 12,7 Ккр = 6,1 Крас = 15,4 + Ккр = 5,8

Ориентация на духовные потребности (К1) Крас = 5,3 Ккр = 4,6 Крас = 5,2 Ккр = 3,3 Крас = 4,9 Ккр = 4,1

Ориентация на материальные потребности (К2) Брас = 3,5 Бкр = 4,7 Брас = 4,1 Бкр = 4,2 Брас = 4,4 + Бкр = 4,5

Ориентация на социальный быт (К3) Брас = 3,5 Бкр = 3,7 Крас = 3,9 Ккр = 3,5 Брас = 4,0 + Бкр = 4,4

Ориентация на пополнение специальных знаний (К 4) Крас = 5,6 Ккр = 4,5 Крас = 7,8 Ккр = 4,9 Крас = 8,3 + Ккр = 5,5

Ориентация на отсутствие болевых ощущений (К 5) Брас = 3,6 Бкр = 4,1 Крас = 4,3 Ккр = 4,0 Крас = 5,8 + Ккр = 3,6

Ориентация на накопление сведений о противнике (К6) Крас = 5,2 Ккр = 3,2 Крас = 7,3 Ккр = 4,1 Крас = 12,0 + Ккр = 5,1

Ориентация на отсутствие психогенных влияний (К 7) Крас = 4,7 Ккр = 3,5 Крас = 6,2 Ккр = 3,8 Крас = 7,2 + Ккр = 4,8

Таблица 7

Влияние результативности соревновательной деятельности на спортивную мотивацию дзюдоистов, не победивших в соревновании

Показатели 1-е соревнование 2-е соревнование 3-е соревнование

Тренировочная мотивация Брас = 2,5 Бкр = 4,6 Брас = 2,2 Бкр = 5,1 Брас = 3,3 Бкр = 5,4

Соревновательная мотивация Брас = 3,4 Бкр = 6,2 Брас = 2,3 Бкр = 4,8 Брас = 2,8 Бкр = 5,2

Мотивация достижения успеха Брас = 2,5 Бкр = 3,3 Брас = 3,8 Бкр = 5,1 Брас = 4,2 Бкр = 6,6

Мотивация избегания неудачи Крас = 4,4 Ккр = 3,2 Крас = 4,8 Ккр = 4,6 Крас = 3,9 Ккр = 3,1

Стремление к достижению высоких результатов Брас = 3,5 Бкр = 4,8 Брас = 2,7 Бкр = 5,1 Брас = 5,4 Бкр = 5,6

Ориентация на духовные потребности (К1) Брас = 2,3 Бкр = 3,6 Брас = 3,2 Бкр = 3,6 Брас = 3,9 Бкр = 4,7

Ориентация на материальные потребности (К2) Брас = 3,2 Бкр = 4,1 Брас = 4,3 Бкр = 4,5 Брас = 4,6 Бкр = 4,9

Ориентация на социальный быт (К3) Крас = 3,8 Ккр = 3,7 Брас = 3,2 Бкр = 3,3 Брас = 4,3 Бкр = 4,8

Ориентация на пополнение специальных знаний (К4) Брас = 2,6 Бкр = 4,8 Брас = 2,8 Бкр = 4,4 Брас = 3,3 Бкр = 4,5

Ориентация на отсутствие болевых ощущений (К5) Крас = 3,6 Ккр = 3,1 Крас = 4,2 Ккр = 4,1 Крас = 4,8 Ккр = 3,9

Ориентация на накопление сведений о противнике (К6) Брас = 3,2 Бкр = 3,7 Брас = 3,3 Бкр = 4,3 Брас = 2,0 Бкр = 4,1

Ориентация на отсутствие психогенных влияний (К7) Брас = 3,7 Бкр = 3,9 Брас = 3,2 Бкр = 4,8 Брас = 4,2 Бкр = 4,7

деляющим сохранение и укрепление спортивной мотивации, как это было показано в табл. 1 и 2.

Анализ данных табл. 7 показал следующее. У спортсменов, не являющихся победителями соревнований, не выявлено существенного влияния результативности соревновательной деятельности на спортивную мотивацию в течение соревновательного периода. Выявлено влияние только в 7 случаях из 36. Результативность соревновательной деятельности оказывает влияние на мотивацию избегания неудачи и на ориентацию на отсутствие болевых ощущений.

Таким образом, выступление дзюдоистов на соревнованиях, сопровождающееся победой, вызывает проявление положительных эмоций в отношении дальнейших занятий и выступлений на соревнованиях и усиливает спортивную мотивацию.

Заключение. В соревновательном периоде спортивная мотивация дзюдоистов претерпевает некоторые изменения в сторону укрепления большинства составляющих мотивации. У спортсменов высокой квалификации наблюдается тенденция снижения мотивации избегания неудачи, что считается положительным.

Участие дзюдоистов в соревнованиях оказывает влияние на спортивную мотивацию. При этом в большинстве случаев наблюдается укрепление мотивации. Такая тенденция характерна для дзюдоистов высокой квалификации.

Выступление дзюдоистов на соревнованиях, сопровождающееся победой в соревновании, усиливает спортивную мотивацию. Неуспешное выступление на соревнованиях не оказывает положительного влияния на спортивную мотивацию.

1 Бабушкин Г Д., Бабушкин Е. Г. Формирование спортивной мотивации. Омск, 2000. 132 с.; БобровскийА.В. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям (на примере дзюдо): дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005. 144 с.; Чикуров А. И. Управление предсоревновательной психологической подготовкой выгсококвалифицированных дзюдоистов на основе результатов контроля состояния готовности: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2008. 193 с.

2 Бобровский А. В. Указ. соч.

3 Суханов А. Д. Пути формирования мотивации достижения наивысшего спортивного результата // Теория и практика физической культуры. 2002. № 4. С. 37-38; Сысоев Ю. В. Направленность и пути формирования мотивов спортивной деятельности в коллективах сборныгх команд России // Теория и практика физической культуры. 2000. № 3. С. 2-8.

4 Шумилин А. П. Формирование мотивации результатив-

ности соревновательной деятельности юных дзюдоистов:

дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2003. 150 с.

УДК 34.028.5

ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

К. В. Буг аев

Рецензия рассматривается как самостоятельный вид научного произведения. Констатируется, что в основе правильного рецензирования лежит не только знание научной методологии, но и соблюдение норм научной этики. Определяются некоторые проблемы рецензирования и предлагаются положения научного рецензирования с точки зрения организации, выполнения и оценки результатов последнего.

Ключевые слова: рецензирование, этика науки, профессиональная этика ученого, проблемы рецензирования, правила рецензирования, рецензенты

Практически каждый научный работник, методист-практик, наставник, руководитель сталкиваются в своей деятельности с необходимостью анализа, оценки, рецензирования работ другого специалиста. Но если общим правилам научного исследования посвящено достаточно много работ, то правилам рецензирования уделено внимания в литературе гораздо меньше. «Если о том, как писать статью, молодые ученые еще получают сведения от научного руководителя и от чтения других статей, то их представления о рецензировании зачастую весьма туманны» 1. Тем не менее, грамотное рецензирование зачастую является не просто оценкой труда, но может существенно помочь и вдохновить специалиста.

Вопросам взаимодействия специалистов при выполнении рецензирования уделяется внимание, прежде всего, в такой дисциплине, как этика науки: «В строгом смысле рациональная этика тоже естественная наука, в силу того, что имеет дело с естественной способностью человека различать добро и зло, правду от неправды, справедливость от несправедливости, миролюбие от насилия» 2. В. В. Богатов пишет в контексте этики рецензирования: «Умение критически проанализировать результаты собственного исследования и непредвзято оценить достижения своих коллег является наиболее отличительной чертой большинства современных ученых» 3. Поэтому в плане изучения норм рецензирова-

4

ния полезны труды по этике ; попытка корпоративного регулирования научной этики отражена в материалах Общества М. Планка5. Интерес в вопросах обучения рецензированию представляют рекомендации научных журналов рецензентам6; на важность профессионального рецензирования указывает и развитие консалтинговых фирм, специализирующихся в данной области 7; наконец, следует изучать и нормы рецензирования различных профессиональных сообществ8.

При рецензировании встречаются следующие недостатки:

— незнание правил и этики рецензирования, в том числе — незнание рецензентом норм научной переписки и публичного выступления;

— неверная реакция автора на замечания рецензента (этика автора);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.