УДК 159.07
ВЛИЯНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЗЮДОИСТОВ НА СПОРТИВНУЮ МОТИВАЦИЮ
Г. Д. Бабушкин, А. П. Шу милин, Е. Г. Бабушкин
В статье излагаются результаты сравнительного анализа спортивной мотивации дзюдоистов различной квалификации в соревновательном периоде и факторы, определяющие ее динамику.
Ключевые слова: мотивация, динамика, дзюдоисты, квалификация, соревнование.
Успешное выступление дзюдоистов на соревнованиях обусловлено не только физической и технико-тактической подготовленностью, но и максимальным напряжением психических функций. Показано, что в системе подготовки спортсменов, и особенно в соревнованиях, существенное значение имеет спортивная мотивация. Для достижения высоких результатов, при одинаковом уровне подготовленности дзюдоистов именно фактор мотивации может играть решающую роль 1. Эта проблема приобретает особую значимость в соревновательном периоде.
Одним из направлений успешной реализации накопленного потенциала спортсмена и достижения на этой основе планируемых целей на соревнованиях является управление спортивной мотивацией в соревновательном периоде 2. Вместе с тем для управления необходимо знание динамики мотивации и факторов, ее обусловливающих.
Высказывается мнение, что в период ответственных соревнований прослеживается зависимость между результативностью и уровнем спортивной мотивации: чем выше уровень спортивной мотивации, тем успешнее и стабильнее выступает спортсмен на соревнованиях 3. Однако факторов, влияющих на спортивную мотивацию в соревновательном периоде, в научной литературе не обнаружено. Вопрос заключается также в том, как результативность соревновательной деятельности влияет на мотивацию спортсменов различной квалификации, а также на спортсменов — победителей соревнований и спортсменов, не являющихся победителями соревнований.
Гипотеза исследования: предполагалось, что результативность соревновательной деятельности оказывает влияние на проявление спортивной мотивации, характер этого влияния зависит от занятого места в соревнованиях.
Цель исследования: изучить влияние результативности соревновательной деятельности дзюдоистов различной квалификации на проявление спортивной мотивации в соревновательном периоде.
Задачи исследования:
1) выявить характер спортивной мотивации дзюдоистов в соревновательном периоде;
2) определить результативность соревновательной деятельности дзюдоистов в соревновательном периоде;
3) изучить влияние результативности соревновательной деятельности дзюдоистов на проявление спортивной мотивации.
Методика и организация исследования. Для диагностики спортивной мотивации использовались авторские методики (Е. Г. Бабушкин, Г. Д. Бабушкин). Результативность соревновательной деятельности определялась по методике А. П. Шумилина 4. В исследовании приняли участие две группы дзюдоистов г. Красноярска: первая группа — 10 человек (к.м.с. и м.с.); вторая группа, 20 человек — юноши 12-13 лет массовых разрядов. Дзюдоисты выступали в трех соревнованиях городского и краевого масштабов.
Результаты исследования.
Диагностика спортивной мотивации дзюдоистов в соревновательном периоде. При диагностике спортивной мотивации выявлялись следующие ее составляющие: направленность на тренировочную деятельность; направленность на соревновательную деятельность; мотивация достижения успеха; мотивация избегания неудачи; стремление к достижению высоких результатов; ориентация: на удовлетворение духовных потребностей (самоутверждение); на удовлетворение материальных потребностей; на социальный быт; на пополнение специальных знаний; на накопление сведений о противнике; на отсутствие болевых ощущений; на отсутствие психогенных влияний. Диагностика спортивной мотивации проводилась до соревнования и после соревнования. Этим самым мы попытались выявить влияние выступления в соревновании на мотивацию. Результаты исследования спортивной мотивации у дзюдоистов представлены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Выраженность мотивации спортивной деятельности у дзюдоистов массовых разрядов (х±у), баллы
Показатели 1-е соревнование 2-е соревнование 3-е соревнование
Тренировочная мотивация 5,4 ± 0,4 5,5 ± 0,6 5,7 ± 0,6 +
5,8 ± 0,6 5,9 ± 0,6 6,2 ± 0,6 +
Соревновательная мотивация 6,3 ± 0,5 7,2 ± 0,7 7,6 ± 0,8 +
5,9 ± 0,6 7,1 ± 0,7 7,5 ± 0,7 +
Мотивация достижения успеха 6,5 ± 0,6 5,9 ± 0,6 6,3 ± 0,62
6,8 ± 0,6 6,0 ± 0,6 6,9 ± 0,7
Мотивация избегания неудачи 4,3 ± 0,4 4,8 ± 0,5 4,8 ± 0,5 +
5,4 ± 0,5 5,2 ± 0,5 5,1 ± 0,5
Стремление к достижению высоких результатов 38,3 ± 3,3 41,2 ± 4,0 46,8 ± 4,1 +
39,4 ± 4,2 40,7 ± 5,1 49,5 ± 5,1 +
Ориентация на духовные потребности (К 1) 3,6 ± 0,3 3,7 ± 0,3 3,5 ± 0,3
3,8 ± 0,4 3,9 ± 0,4 3,6 ± 0,3
Ориентация на материальные потребности (К2) 3,2 ± 0,28 3,1 ± 0,3 3,2 ± 0,3
3,1 0,3 3,2 ± 0,3 3,1 ± 0,3
Ориентация на социальный быт (К3) 3,8 ± 0,4 4,0 ± 0,4 4,2 ± 0,4 +
3,9 0,4 4,2 0,4 4,1 ± 0,4
Ориентация на пополнение специальных знаний 2,3 ± 0,2 2,5 ± 0,24 2,8 ± 0,3 +
(К 4) 2,4 ± 0,2 2,7 ± 0,27 3,0 ± 0,3 +
Ориентация на отсутствие болевых ощущений 3,0 ± 0,3 3,4 ± 0,35 3,6 ± 0,4 +
(К 5) 3,6 ± 0,35 3,6 ± 0,38 3,8 ± 0,4
Ориентация на накопление сведений о 2,5 ± 0,3 2,8 ± 0,3 3,3 ± 0,3 +
противнике (К 6) 2,8 ± 0,3 2,7 ± 0,24 3,5 ± 0,3 +
Ориентация на отсутствие психогенных влияний 2,7 ± 0,3 2,9 ± 0,3 3,2 ± 0,3 +
(К 7) 2,9 ± 0,3 3,0 ± 0,3 3,6 ± 0,3 +
Примечание. Верхние значения мотивации — до соревнования, нижние значения — после соревнования; «+» означает повышение спортивной мотивации, «-» означает ослабление мотивации.
Таблица 2
Выраженность мотивации спортивной деятельности у дзюдоистов высокой квалификации (х±у), баллы
Показатели 1-е соревнование 2-е соревнование 3-е соревнование
Тренировочная мотивация 6,4 ± 0,6 5,6 ± 0,66 5,6 ± 0,6 -
7,8 ± 0,76 6,9 ± 0,8 7,2 ± 0,8 -
Соревновательная мотивация 7,3 ± 0,5 7,5 ± 0,7 7,9 ± 0,8 +
7,9 ± 0,8 7,8 ± 0,75 8,5 ± 0,85 +
Мотивация достижения успеха 7,5 ± 0,76 7,9 ± 0,8 8,3 ± 0,82 +
7,8 ± 0,79 8,0 ± 0,82 8,5 ± 0,75 +
Мотивация избегания неудачи 4,3 ± 0,4 3,8 ± 0,4 3,8 ± 0,4 -
4,4 ± 0,5 4,1 ± 0,5 4,1 ± 0,5 -
Стремление к достижению высоких результатов 56,5 ± 6,3 59,5 ± 6,0 62,5 ± 6,1 +
59,4 ± 6,2 60,7 ± 6,1 65,5 ± 7,1 +
Ориентация на духовные потребности (К1) 4,2 ± 0,3 4,5 ± 0,3 4,8 ± 0,3 +
3,9 ± 0,4 4,4 ± 0,4 4,6 ± 0,47 +
Ориентация на материальные потребности (К2) 4,2 ± 0,38 4,1 ± 0,43 4,2 ± 0,45
4,3 0,43 4,2 ± 0,41 4,5 ± 0,5
Ориентация на социальный быт (К3) 3,9 ± 0,4 4,2 ± 0,4 4,4 ± 0,42 +
4,2 ± 0,4 4,4 ± 0,44 4,5 ± 0,45
Ориентация на пополнение специальных знаний 2,6 ± 0,22 2,6 ± 0,24 3,0 ± 0,3 +
(К4) 2,5 ± 0,24 2,7 ± 0,25 3,2 ± 0,31 +
Ориентация на отсутствие болевых ощущений 3,3 ± 0,32 3,6 ± 0,35 3,8 ± 0,38 +
(К5) 3,5 ± 0,35 3,8 ± 0,38 4,2 ± 0,43 +
Ориентация на накопление сведений о 3,5 ± 0,36 3,8 ± 0,36 3,9 ± 0,4 +
противнике (К6) 3,8 ± 0,37 3,7 ± 0,36 3,9 ± 0,4
Ориентация на отсутствие психогенных влияний 3,7 ± 0,35 3,9 ± 0,36 3,6 ± 0,38
(К7) 3,9 ± 0,38 4,0 ± 0,42 3,9 ± 0,37
Примечание. Верхние значения мотивации — до соревнования. Нижние — после соревнования.
Таблица 3
Результативность соревновательной деятельности дзюдоистов в соревновательном периоде, баллы
Группы спортсменов 1-е соревно- вание 2-е соревно- вание 3-е соревно- вание
Первая группа (К.М.С. и М.С.) 0,32 0,41 0,37
Вторая группа (юношеские разряды) 0,24 0,35 0,34
При анализе данных табл. 1 отличительной тенденции в динамике спортивной мотивации юных дзюдоистов не наблюдается. Можно отметить незначительное повышение тренировочной мотивации после выступления на соревновании и в течение соревновательного периода. На этом, по-видимому, сказывается удачное или неудачное выступление в соревновании. Отмечается также усиление мотивации избегания неудачи и ориентации на отсутствие болевых ощущений.
Динамика спортивной мотивации дзюдоистов высокой квалификации (табл.2) характеризуется следующим. Наблюдается усиление тренировочной и соревновательной мотивации после соревнования, а также в течение соревновательного периода. Мотивация избегания неудачи снижается, в отличие от юных дзюдоистов. Наблюдается усиление стремления к достижению высо-
ких результатов, что проявляется в усилении направленности спортивной мотивации на тренировочную и соревновательную деятельность. Можно отметить устойчивость некоторых компонентов спортивной мотивации.
Анализируя комплекс спортивной мотивации в динамике у дзюдоистов высокой квалификации в соревновательном периоде можно отметить усиление ориентации на удовлетворение духовных потребностей (самоутверждение) и ориентации на пополнение специальных знаний и отсутствие болевых ощущений. Можно отметить некоторую стабилизацию и устойчивость спортивной мотивации дзюдоистов высокой квалификации. Участие спортсменов в соревнованиях не вызывает у них существенных изменений в спортивной мотивации.
Определение результативности соревновательной деятельности дзюдоистов выявило незначительные изменения в соревновательном периоде в сторону ее повышения в обеих наблюдаемых группах (табл. 3).
Влияние результативности соревновательной деятельности на спортивную мотивацию.
Спортивная мотивация и результативность соревновательной деятельности спортсмена взаимосвязаны. В ряде исследований показано влияние спортивной мотивации на результативность соревновательной деятельности. Однако обратного влияния в исследованиях не представлено. Мы полагаем, что успешность или неус-пешность выступления спортсмена на соревнованиях вызывает различные субъективные переживания и сказывается на отношении к спортивной деятельности.
Таблица 4
Влияние результативности соревновательной деятельности на спортивную мотивацию дзюдоистов низкой квалификации
Показатели 1-е соревнование 2-е соревнование 3-е соревнование
Тренировочная мотивация Брас = 3,5 Бкр = 4,6 Брас = 4,2 Бкр = 4,5 Крас = 5,3 Ккр = 4,7
Соревновательная мотивация Крас = 6,4 Ккр = 3,7 Крас = 6,3 Ккр = 3,8 Крас = 6,8 Ккр = 4,2
Мотивация достижения успеха Брас = 4,5 Бкр = 4,7 Брас = 3,8 Бкр = 4,2 Брас = 4,2 Бкр = 4,6
Мотивация избегания неудачи Крас = 5,4 Ккр = 4,2 Крас = 5,8 Ккр = 4,1 Крас = 6,9 Ккр = 5,3
Стремление к достижению высоких результатов Брас = 3,5 Бкр = 4,8 Брас = 3,7 Бкр = 4,3 Брас = 3,4 Бкр = 5,2
Ориентация на духовные потребности (К1) Крас = 4,3 Ккр = 3,6 Крас = 4,2 Ккр = 3,7 Крас = 4,8 Ккр = 4,2
Ориентация на материальные потребности (К2) Брас = 3,5 Бкр = 4,7 Брас = 3,1 Бкр = 4,6 Брас = 4,1 Бкр = 4,9
Ориентация на социальный быт (К3) Брас = 2,5 Бкр = 3,7 Брас = 3,1 Бкр = 3,9 Брас = 3,0 Бкр = 4,2
Ориентация на пополнение специальных знаний (К4) Брас = 3,6 Бкр = 4,5 Крас = 5,8 Ккр = 4,6 Крас = 7,3 Ккр = 4,2
Ориентация на отсутствие болевых ощущений (К5) Брас = 3,5 Бкр = 6,6 Брас = 2,6 Бкр = 7,2 Брас = 3,5 Бкр = 6,9
Ориентация на накопление сведений о противнике (К6) Брас = 3,1 Бкр = 4.8 Брас = 4,2 Бкр = 5,3 Брас = 4,1 Бкр = 5.8
Ориентация на отсутствие психогенных влияний (К7) Брас = 2,1 Бкр = 4,3 Брас = 3,2 Бкр = 4,8 Брас = 3,6 Бкр = 4,3
Таблица 5
Влияние результативности соревновательной деятельности на спортивную мотивацию дзюдоистов высокой квалификации
Показатели 1-е соревнование 2-е соревнование 3-е соревнование
Тренировочная мотивация Крас = 5,5 Ккр = 2,6 Крас = 5,2 Ккр = 3,5 Крас = 5,3 Ккр = 3,7
Соревновательная мотивация Крас = 6,4 Ккр = 4,7 Крас = 6,6 Ккр = 3,4 Крас = 6,9 + Ккр = 4,2
Мотивация достижения успеха Крас = 5,5 Ккр = 4,7 Крас = 8,8 Ккр = 4,1 Крас = 9,2 + Ккр = 3,6
Мотивация избегания неудачи Брас = 3,4 Бкр = 4,0 Брас = 3,8 Бкр = 4,5 Брас = 3,3 Бкр = 5,3
Стремление к достижению высоких результатов Крас = 8,5 Ккр = 3,8 Крас = 12,7 Ккр = 4,8 Крас = 13,4 + Ккр = 5,6
Ориентация на духовные потребности (К1) Крас = 4,9 Ккр = 3,2 Крас = 5,2 Ккр = 3,4 Крас = 5,4 + Ккр = 3,2
Ориентация на материальные потребности (К2) Брас = 4,5 Бкр = 4,8 Брас = 3,8 Бкр = 4,3 Брас = 4,6 Бкр = 4,8
Ориентация на социальный быт (К3) Брас = 3,5 Бкр = 3,8 Брас = 3,8 Бкр = 3,9 Брас = 3,6 Бкр = 4,0
Ориентация на пополнение специальных знаний (К4) Крас = 3,9 Ккр = 2,5 Крас = 7,8 Ккр = 3,6 Крас = 9,3 + Ккр = 4,8
Ориентация на отсутствие болевых ощущений (К5) Крас = 5,5 Ккр = 4,6 Крас = 5,6 Ккр = 4,2 Крас = 7,5 + Ккр = 6,5
Ориентация на накопление сведений о противнике (К6) Крас = 5,1 Ккр = 4,5 Крас = 5,2 Ккр = 4,3 Крас = 8,1 + Ккр = 4,8
Ориентация на отсутствие психогенных влияний (К7) Крас = 5,5 Ккр = 3,3 Крас = 5,2 Ккр = 4,2 Крас = 5,6 Ккр = 4,0
Для определения влияния результативности соревновательной деятельности на проявление спортивной мотивации в соревновательном периоде был проведен однофакторный дисперсионный анализ (по Фишеру). Результативность соревновательной деятельности и спортивная мотивация (послесоревновательная) определялись после трех соревнований. Результаты представлены в табл. 4, 5.
Рассмотрим результаты исследований в группе юных дзюдоистов (см. табл. 4).
При определении среднегрупповых показателей результативности соревновательной деятельности и спортивной мотивации влияние фактора усредняется, и его влияние может быть незначительно. Это можно видеть из данных табл. 4 и 5. У одних спортсменов повышаются результативность соревновательной деятельности и спортивная мотивация, у других они снижаются.
При вычислении средних значений мы не видим изменений показателей. Мы предположили, что на спортивную мотивацию оказывают влияние не только результативность соревновательной деятельности, определяемая отношением выполненных (оцененных) технико-тактических действий к попыткам выполнить действия, но и результат участия в соревнованиях — занятое место в финале (первое, второе, третье и т. д.). В этой связи мы отобрали в одну группу (10 человек) спортсменов, которые выходили победителями на всех соревнованиях, во вторую группу (13 человек) вошли спорт-
смены, которые не были победителями соревнований. Проведение однофакторного дисперсионного анализа с вычислением коэффициента Фишера показало существенное различие влияния результативности соревновательной деятельности на спортивную мотивацию этих двух групп (табл. 6, 7).
По данным, содержащимся в табл. 6, просматривается тенденция влияния результативности соревновательной деятельности (в 27 случаях, они выделены) на компоненты спортивной мотивации, за исключением 7 случаев (светлым). Ориентация спортсменов на материальные потребности и социальный быт выражена незначительно и не является ведущим компонентом спортивной мотивации. Наблюдается существенное повышение в спортивной мотивации следующих компонентов: стремление к достижению высоких спортивных результатов; направленность на соревновательную мотивацию; мотивация достижения успеха.
Анализ данных табл. 6 свидетельствует о том, что у спортсменов — победителей соревнований существенно повышается влияние результативности соревновательной деятельности на спортивную мотивацию в течение соревновательного периода. Чувство победы на соревновании сопровождается положительными эмоциями (радость, удовлетворенность и др.), которые, в свою очередь, вселяют уверенность и укрепляют спортивную мотивацию спортсмена. В данном случае уровень спортивной квалификации не является ведущим фактором, опре-
Таблица 6
Влияние результативности соревновательной деятельности на спортивную мотивацию дзюдоистов — победителей соревнований
Показатели 1-е соревнование 2-е соревнование 3-е соревнование
Тренировочная мотивация Крас = 8,5 Ккр = 4,1 Крас = 7,2 Ккр = 5,5 Крас = 9,3 + Ккр = 5,7
Соревновательная мотивация Крас = 9,4 Ккр = 6,7 Крас = 12,3 Ккр = 5,8 Крас = 10,8 + Ккр = 6,2
Мотивация достижения успеха Крас = 8,5 Ккр = 4,3 Крас = 9,8 Ккр = 5,2 Крас = 14,2 + Ккр = 7,6
Мотивация избегания неудачи Брас = 3,4 Бкр = 4,2 Крас = 4,8 Ккр = 4,1 Крас = 5,9 + Ккр = 5,7
Стремление к достижению высоких результатов Крас = 13,5 Ккр = 4,3 Крас = 12,7 Ккр = 6,1 Крас = 15,4 + Ккр = 5,8
Ориентация на духовные потребности (К1) Крас = 5,3 Ккр = 4,6 Крас = 5,2 Ккр = 3,3 Крас = 4,9 Ккр = 4,1
Ориентация на материальные потребности (К2) Брас = 3,5 Бкр = 4,7 Брас = 4,1 Бкр = 4,2 Брас = 4,4 + Бкр = 4,5
Ориентация на социальный быт (К3) Брас = 3,5 Бкр = 3,7 Крас = 3,9 Ккр = 3,5 Брас = 4,0 + Бкр = 4,4
Ориентация на пополнение специальных знаний (К 4) Крас = 5,6 Ккр = 4,5 Крас = 7,8 Ккр = 4,9 Крас = 8,3 + Ккр = 5,5
Ориентация на отсутствие болевых ощущений (К 5) Брас = 3,6 Бкр = 4,1 Крас = 4,3 Ккр = 4,0 Крас = 5,8 + Ккр = 3,6
Ориентация на накопление сведений о противнике (К6) Крас = 5,2 Ккр = 3,2 Крас = 7,3 Ккр = 4,1 Крас = 12,0 + Ккр = 5,1
Ориентация на отсутствие психогенных влияний (К 7) Крас = 4,7 Ккр = 3,5 Крас = 6,2 Ккр = 3,8 Крас = 7,2 + Ккр = 4,8
Таблица 7
Влияние результативности соревновательной деятельности на спортивную мотивацию дзюдоистов, не победивших в соревновании
Показатели 1-е соревнование 2-е соревнование 3-е соревнование
Тренировочная мотивация Брас = 2,5 Бкр = 4,6 Брас = 2,2 Бкр = 5,1 Брас = 3,3 Бкр = 5,4
Соревновательная мотивация Брас = 3,4 Бкр = 6,2 Брас = 2,3 Бкр = 4,8 Брас = 2,8 Бкр = 5,2
Мотивация достижения успеха Брас = 2,5 Бкр = 3,3 Брас = 3,8 Бкр = 5,1 Брас = 4,2 Бкр = 6,6
Мотивация избегания неудачи Крас = 4,4 Ккр = 3,2 Крас = 4,8 Ккр = 4,6 Крас = 3,9 Ккр = 3,1
Стремление к достижению высоких результатов Брас = 3,5 Бкр = 4,8 Брас = 2,7 Бкр = 5,1 Брас = 5,4 Бкр = 5,6
Ориентация на духовные потребности (К1) Брас = 2,3 Бкр = 3,6 Брас = 3,2 Бкр = 3,6 Брас = 3,9 Бкр = 4,7
Ориентация на материальные потребности (К2) Брас = 3,2 Бкр = 4,1 Брас = 4,3 Бкр = 4,5 Брас = 4,6 Бкр = 4,9
Ориентация на социальный быт (К3) Крас = 3,8 Ккр = 3,7 Брас = 3,2 Бкр = 3,3 Брас = 4,3 Бкр = 4,8
Ориентация на пополнение специальных знаний (К4) Брас = 2,6 Бкр = 4,8 Брас = 2,8 Бкр = 4,4 Брас = 3,3 Бкр = 4,5
Ориентация на отсутствие болевых ощущений (К5) Крас = 3,6 Ккр = 3,1 Крас = 4,2 Ккр = 4,1 Крас = 4,8 Ккр = 3,9
Ориентация на накопление сведений о противнике (К6) Брас = 3,2 Бкр = 3,7 Брас = 3,3 Бкр = 4,3 Брас = 2,0 Бкр = 4,1
Ориентация на отсутствие психогенных влияний (К7) Брас = 3,7 Бкр = 3,9 Брас = 3,2 Бкр = 4,8 Брас = 4,2 Бкр = 4,7
деляющим сохранение и укрепление спортивной мотивации, как это было показано в табл. 1 и 2.
Анализ данных табл. 7 показал следующее. У спортсменов, не являющихся победителями соревнований, не выявлено существенного влияния результативности соревновательной деятельности на спортивную мотивацию в течение соревновательного периода. Выявлено влияние только в 7 случаях из 36. Результативность соревновательной деятельности оказывает влияние на мотивацию избегания неудачи и на ориентацию на отсутствие болевых ощущений.
Таким образом, выступление дзюдоистов на соревнованиях, сопровождающееся победой, вызывает проявление положительных эмоций в отношении дальнейших занятий и выступлений на соревнованиях и усиливает спортивную мотивацию.
Заключение. В соревновательном периоде спортивная мотивация дзюдоистов претерпевает некоторые изменения в сторону укрепления большинства составляющих мотивации. У спортсменов высокой квалификации наблюдается тенденция снижения мотивации избегания неудачи, что считается положительным.
Участие дзюдоистов в соревнованиях оказывает влияние на спортивную мотивацию. При этом в большинстве случаев наблюдается укрепление мотивации. Такая тенденция характерна для дзюдоистов высокой квалификации.
Выступление дзюдоистов на соревнованиях, сопровождающееся победой в соревновании, усиливает спортивную мотивацию. Неуспешное выступление на соревнованиях не оказывает положительного влияния на спортивную мотивацию.
1 Бабушкин Г Д., Бабушкин Е. Г. Формирование спортивной мотивации. Омск, 2000. 132 с.; БобровскийА.В. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям (на примере дзюдо): дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005. 144 с.; Чикуров А. И. Управление предсоревновательной психологической подготовкой выгсококвалифицированных дзюдоистов на основе результатов контроля состояния готовности: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2008. 193 с.
2 Бобровский А. В. Указ. соч.
3 Суханов А. Д. Пути формирования мотивации достижения наивысшего спортивного результата // Теория и практика физической культуры. 2002. № 4. С. 37-38; Сысоев Ю. В. Направленность и пути формирования мотивов спортивной деятельности в коллективах сборныгх команд России // Теория и практика физической культуры. 2000. № 3. С. 2-8.
4 Шумилин А. П. Формирование мотивации результатив-
ности соревновательной деятельности юных дзюдоистов:
дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2003. 150 с.
УДК 34.028.5
ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
К. В. Буг аев
Рецензия рассматривается как самостоятельный вид научного произведения. Констатируется, что в основе правильного рецензирования лежит не только знание научной методологии, но и соблюдение норм научной этики. Определяются некоторые проблемы рецензирования и предлагаются положения научного рецензирования с точки зрения организации, выполнения и оценки результатов последнего.
Ключевые слова: рецензирование, этика науки, профессиональная этика ученого, проблемы рецензирования, правила рецензирования, рецензенты
Практически каждый научный работник, методист-практик, наставник, руководитель сталкиваются в своей деятельности с необходимостью анализа, оценки, рецензирования работ другого специалиста. Но если общим правилам научного исследования посвящено достаточно много работ, то правилам рецензирования уделено внимания в литературе гораздо меньше. «Если о том, как писать статью, молодые ученые еще получают сведения от научного руководителя и от чтения других статей, то их представления о рецензировании зачастую весьма туманны» 1. Тем не менее, грамотное рецензирование зачастую является не просто оценкой труда, но может существенно помочь и вдохновить специалиста.
Вопросам взаимодействия специалистов при выполнении рецензирования уделяется внимание, прежде всего, в такой дисциплине, как этика науки: «В строгом смысле рациональная этика тоже естественная наука, в силу того, что имеет дело с естественной способностью человека различать добро и зло, правду от неправды, справедливость от несправедливости, миролюбие от насилия» 2. В. В. Богатов пишет в контексте этики рецензирования: «Умение критически проанализировать результаты собственного исследования и непредвзято оценить достижения своих коллег является наиболее отличительной чертой большинства современных ученых» 3. Поэтому в плане изучения норм рецензирова-
4
ния полезны труды по этике ; попытка корпоративного регулирования научной этики отражена в материалах Общества М. Планка5. Интерес в вопросах обучения рецензированию представляют рекомендации научных журналов рецензентам6; на важность профессионального рецензирования указывает и развитие консалтинговых фирм, специализирующихся в данной области 7; наконец, следует изучать и нормы рецензирования различных профессиональных сообществ8.
При рецензировании встречаются следующие недостатки:
— незнание правил и этики рецензирования, в том числе — незнание рецензентом норм научной переписки и публичного выступления;
— неверная реакция автора на замечания рецензента (этика автора);